«Кошка» Иван Бунин
Кошка в крапиве за домом жила.
Дом обветшалый молчал, как могила.
Кошка в него по ночам приходила
И замирала напротив стола.Стол обращен к образам - позабыли,
Стол как стоял, так остался. В углу
Каплями воск затвердел на полу -
Это горевшие свечи оплыли.Помнишь? Лежит старичок-холостяк:
Кротко закрыты ресницы - и кротко
В черненький галстук воткнулась бородка.
Свечи пылают, дрожит нависающий мрак…Темен теперь этот дом по ночам.
Кошка приходит и светит глазами.
Угол мерцает во тьме образами.
Ветер шумит по печам.
Анализ стихотворения Бунина «Кошка»
Заброшенный «обветшалый» дом, единственной посетительницей которого является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении 1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом стихотворении, сближают его с жанром рассказа.
Кошка периодически навещает пустой дом, наделяемый знаковым сравнением с «могилой». Своеобразные визиты происходят в ночное время. Поведение животного одинаково: зайдя в комнату и устроившись против стола, она «замирала», сидя неподвижно.
Вторая строфа посвящена описанию интерьера комнаты, в которую иногда забирается зверь. Читателю, подобно сыщику, предлагается обратить внимание на особенности расположения стола и капли затвердевшего воска, оставшиеся на полу. Значимые детали вызывают воспоминания - о них говорится в третьем четверостишии.
В лексическом арсенале «Кошки» отсутствуют слова «смерть» и «похороны». Эти понятия даны опосредованно, через портрет усопшего «старичка-холостяка». Неизбежный конец земной жизни приносит умиротворение и покой. Об этом свидетельствуют художественные приемы: анафора «кротко» и группа лексики с уменьшительными суффиксами - «черненький», «бородка».
Особый интерес представляет риторическое обращение-оклик: «Помнишь?» Учитывая нарочитую объективность, отстраненность лирического «я» от развития сюжета, возникает впечатление, будто с призывом к читателю обращается кошка на правах персонажа. Сквозь бытовую зарисовку начинает просвечивать второй план - мистический. Он подкрепляется фольклорными намеками и гоголевскими реминисценциями, связанными с восточнославянскими представлениями о нечистой силе.
Обобщенно-мистические мотивы нагнетаются в финальной строфе. «Нависающий мрак» сгущается: свечи погасли, и у тьмы теперь нет противников. Отблески образов и блеск кошачьих глаз - эти детали не спорят с темнотой, а являются ее частью. Визуальная картина дополняется звуковым сопровождением, которым служит шум ветра в печных трубах покинутого дома.
Бунинская версия темы смерти связана с мотивами забвения и одиночества. Смерть и время способны отнять даже имя у сильного воина, вождя своего племени («Без имени»). Лирический герой другого произведения - «Настанет день - исчезну я» осознает конечность существования, но смиряется с его неизбежностью. Вечный ход времени и его атрибуты - спокойная «ровная синева» небесных и морских просторов - переводит проблематику в иной, космический масштаб.
Заброшенный “обветшалый” дом, единственной посетительницей которого является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении 1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом стихотворении, сближают его с жанром рассказа.
Кошка периодически навещает пустой дом, наделяемый знаковым сравнением с “могилой”. Своеобразные визиты происходят в ночное время. Поведение животного одинаково: зайдя в комнату и устроившись против стола, она “замирала”, сидя неподвижно.
Вторая строфа посвящена
описанию интерьера комнаты, в которую иногда забирается зверь. Читателю, подобно сыщику, предлагается обратить внимание на особенности расположения стола и капли затвердевшего воска, оставшиеся на полу. Значимые детали вызывают воспоминания – о них говорится в третьем четверостишии.
В лексическом арсенале “Кошки” отсутствуют слова “смерть” и “похороны”. Эти понятия даны опосредованно, через портрет усопшего “старичка-холостяка”. Неизбежный конец земной жизни приносит умиротворение и покой. Об этом свидетельствуют художественные приемы: анафора “кротко” и группа лексики с уменьшительными
суффиксами – “черненький”, “бородка”.
Особый интерес представляет риторическое обращение-оклик: “Помнишь?” Учитывая нарочитую объективность, отстраненность лирического “я” от развития сюжета, возникает впечатление, будто с призывом к читателю обращается кошка на правах персонажа. Сквозь бытовую зарисовку начинает просвечивать второй план – мистический. Он подкрепляется фольклорными намеками и гоголевскими реминисценциями, связанными с восточнославянскими представлениями о нечистой силе.
Обобщенно-мистические мотивы нагнетаются в финальной строфе. “Нависающий мрак” сгущается: свечи погасли, и у тьмы теперь нет противников. Отблески образов и блеск кошачьих глаз – эти детали не спорят с темнотой, а являются ее частью. Визуальная картина дополняется звуковым сопровождением, которым служит шум ветра в печных трубах покинутого дома.
Бунинская версия темы смерти связана с мотивами забвения и одиночества. Смерть и время способны отнять даже имя у сильного воина, вождя своего племени (“Без имени”). Лирический герой другого произведения – “Настанет день – исчезну я” осознает конечность существования, но смиряется с его неизбежностью. Вечный ход времени и его атрибуты – спокойная “ровная синева” небесных и морских просторов – переводит проблематику в иной, космический масштаб.
Другие работы по этой теме:
- Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски,...
- “Собака, Человек, Кошка и Сокол”- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу,...
- Характерной чертой зрелой бунинской лирики становится интертекстуальность, и для понимания произведения 1916 г. следует обратиться к ахматовским мотивам, присутствующим в тексте стихотворения. Нельзя сказать, что...
- Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать...
Иван Алексеевич Бунин
Кошка в крапиве за домом жила.
Дом обветшалый молчал, как могила.
Кошка в него по ночам приходила
И замирала напротив стола.
Стол обращен к образам — позабыли,
Стол как стоял, так остался. В углу
Каплями воск затвердел на полу —
Это горевшие свечи оплыли.
Помнишь? Лежит старичок-холостяк:
Кротко закрыты ресницы — и кротко
В черненький галстук воткнулась бородка.
Свечи пылают, дрожит нависающий мрак…
Темен теперь этот дом по ночам.
Кошка приходит и светит глазами.
Угол мерцает во тьме образами.
Ветер шумит по печам.
Заброшенный «обветшалый» дом, единственной посетительницей которого является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении 1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом стихотворении, сближают его с жанром рассказа.
Кошка периодически навещает пустой дом, наделяемый знаковым сравнением с «могилой». Своеобразные визиты происходят в ночное время. Поведение животного одинаково: зайдя в комнату и устроившись против стола, она «замирала», сидя неподвижно.
Вторая строфа посвящена описанию интерьера комнаты, в которую иногда забирается зверь. Читателю, подобно сыщику, предлагается обратить внимание на особенности расположения стола и капли затвердевшего воска, оставшиеся на полу. Значимые детали вызывают воспоминания — о них говорится в третьем четверостишии.
В лексическом арсенале «Кошки» отсутствуют слова «смерть» и «похороны». Эти понятия даны опосредованно, через портрет усопшего «старичка-холостяка». Неизбежный конец земной жизни приносит умиротворение и покой. Об этом свидетельствуют художественные приемы: анафора «кротко» и группа лексики с уменьшительными суффиксами — «черненький», «бородка».
Особый интерес представляет риторическое обращение-оклик: «Помнишь?». Учитывая нарочитую объективность, отстраненность лирического «я» от развития сюжета, возникает впечатление, будто с призывом к читателю обращается кошка на правах персонажа. Сквозь бытовую зарисовку начинает просвечивать второй план — мистический. Он подкрепляется фольклорными намеками и гоголевскими реминисценциями, связанными с восточнославянскими представлениями о нечистой силе.
Обобщенно-мистические мотивы нагнетаются в финальной строфе. «Нависающий мрак» сгущается: свечи погасли, и у тьмы теперь нет противников. Отблески образов и блеск кошачьих глаз — эти детали не спорят с темнотой, а являются ее частью. Визуальная картина дополняется звуковым сопровождением, которым служит шум ветра в печных трубах покинутого дома.
Бунинская версия темы смерти связана с мотивами забвения и одиночества. Смерть и время способны отнять даже имя у сильного воина, вождя своего племени («Без имени»). Лирический герой другого произведения — «Настанет день — исчезну я» осознает конечность существования, но смиряется с его неизбежностью. Вечный ход времени и его атрибуты — спокойная «ровная синева» небесных и морских просторов — переводит проблематику в иной, космический масштаб.