Галина Волкова
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребёнка». Консультация для родителей
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни »
(Консультация для родителей )
«Здоровая семья - сильная Россия » - эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью .
Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье . Стремление малыша быть здоровым зависит от того , какой образ жизни ведут родители , потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.
В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих . Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни , который способствует сохранению своего здоровья .
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования .
Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда , когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста .
Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи .
Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни . А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.
В жизни есть важное правило : "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".
Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т . д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности :
Знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;
Потребность строго соблюдать режим дня;
Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни ;
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :
Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
Снижение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми ;
Снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи . Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов . Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности .
Публикации по теме:
Использование дидактических игр в формировании здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно.
Использование проектной деятельности в формировании у детей здорового образа жизни. Из опыта работы. Проект «Азбука здоровья» ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ являются гарантом благополучия современного общества. В наш стремительный динамичный век родители мало уделяют внимания, как.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №71» Консультация.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей 3–4 лет в детском саду» Консультация для родителей на тему: Формирование здорового образа жизни у детей 3-4 лет в детском саду. Формирование здорового образа.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Выполнила воспитатель гр.
Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.
Ярослава Нимакаева
Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка»
Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка .
Здравствуйте. Каждый день мы произносим это слово, встречаясь друг с другом. А задумывались ли вы, что оно означает?
Когда мы произносим «здравствуйте» , то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости и наше сердце открывается для искренних и добрых людей, мы желаем друг другу здоровья , так как слово «здравие означает здоровье .
А почему мы желаем ежедневно друг другу здоровья ? Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи , преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье , разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .
Сегодня медики утверждают : здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
Здоровье -это состояние физического, духовного, социального благополучия.
Здоровый образ жизни - образ жизни , способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья .
Здоровый образ жизни предполагает : рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни . Здоровье зависит от многих факторов : стояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи , культуры педагогов и родителей.
Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности , нацеленных на то, чтобы человек
Умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
Владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
Постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
Самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье .
Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального образа жизни студента .
Здоровый образ жизни - отличительная черта человеческой цивилизации. Он помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир ; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм ; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.
Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья : её образ жизни , привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.
Современные исследователи выделяют наиболее актуальные воспитательные функции семьи :
влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
в семье формируются те качества , которые нигде, кроме как в семье , формированы быть не могут ;
семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества : какая семья - такое общество ;
семья обеспечивает преемственность традиций;
важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина , законопослушного члена общества;
существенное влияние оказывает семья на выбор профессии .
Семья – это среда жизни и развития ребёнка , качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребёнка зависит от следующих факторов :
Социально – культурного. Определяющего образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких .
Социально-экономического.
Технико-гигиенического (условия проживания, особенности образа жизни )
На первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей . К этим средствам относятся : деятельность, общение, отношения.
Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.
Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, т. к. отношения-критерии развития семьи .
1 механизм : Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих , наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил , родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья
2 механизм : Является индификация - подражание своим родителям. Ориентация на родительский пример.
Хочется констатировать , что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (Зарядка по утру : детей заставляем делать, а сами)
Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультуры. Занятия физкультурой должны быть повседневным мероприятием (Ну хотя бы утренняя зарядка)
Если только родители ведут здоровый образ жизни , они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни .
Необходимо в семьях вызывать детей на откровенные разговоры, что бы они делились с вами. Находить время на это, для того чтобы быть в курсе всех его дел. Самое главное в семье – это доверие . Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом.
Семья - это фундамент , на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья , так и губительным.
Семья и личность неотделимы. Выявить в самом себе и в каждом члене семьи все самое лучшее , развить и отдать на общее благо - самое главное назначение семьи ! Добрые примеры всех членов семьи , их духовная связь определяют «Семь-Я » . Из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде или к успеху.
Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье , поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для образования вне семейных отношений и связей. Нарушение семейных взаимоотношений могут стать причиной физических и психических жалоб.
Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой, что представляет собой надёжную антинаркотическую пропаганду, как для собственной семьи , так и для других семей. Физкультура и наркотики - несовместимы. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Посмотрев на красивое и сильное тело своего отца, ребёнок захочет иметь такое же, так как с рождения он подражает своим родителям. Занятия спортом способствуют развитию силы воли.
Занятия физкультурой в семье должны быть повседневным систематическим мероприятием (что ведёт к повышению работоспособности, улучшению настроения, как родителя, так и ребёнка; укреплению иммунитета каждого члена семьи : эмоциональная разрядка (стрессы, депрессии, следовательно, происходит укрепление внутрисемейных уз).
Необходимым моментом для родителей является поддержка контактов с учебными заведениями, местными властями. Родители должны обращать внимание детей на спортивные мероприятия (соревнования, эстафеты, массовые спортивно-художественные представления) под лозунгами пропаганды нового образа жизни , а также же не игнорировать СМИ в качестве источника спортивной информации и ЗОЖ .
Самое главное в семье - доверие . Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом. Особенно касается детей дошкольного и младшего - среднего школьного возраста. Ребенок очень восприимчив . Его легко ранить и обидеть. Он, словно губка, впитывает в себя всё то, что происходит вокруг него. Поэтому родителям его надо устраивать семейные походы, пикники, прогулки по набережной, выезды в город, организовывать «круглые столы» , заняться спортом, устраивать семейные соревнования и т. д. Главное, делать все, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким, всегда мог найти поддержку и совет в трудной ситуации.
Одному мудрецу задали вопрос : «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил : «Ни то, ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой предупреждал : «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье , только когда его у нас уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Закончим наше выступление притчей :
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили : “Нас зовут Здоровье , Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье , юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье , а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище.
Консультация для родителей
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,
Родители пример ему..."
Себастьян Брант
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" .
Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
Умение правильно строить режим дня и выполнять его;
Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
Знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
Уменьшение заболеваемости;
Формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
Снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.
Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе выдвинули ряд проблем, одной из которых является формирование у детей здорового образа жизни. Большую роль играет в решении этой проблемы семья. У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Обратиться к словам
Здоровье-это состояние физического, духовного, социального благополучия.
Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья.
Здоровый образ жизни предполагает: рациональное питание, регулярные занятия физкультурой. сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Здоровье зависит от многих факторов: состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи, культуры педагогов и родителей. Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья: её образ жизни, привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.
Семья – это среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребёнка зависит от следующих факторов:
Социально – культурного. Определяющего образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких.
Социально-экономического
Технико-гигиенического (условия проживания, особенности образа жизни)
На первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. К этим средствам относятся: деятельность, общение, отношения.
Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.
Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, т.к. отношения-критерии развития семьи.
1 механизм : Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья
2 механизм: Является индификация - подражание своим родителям. Ориентация на родительский пример.
Хочется констатировать, что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (Зарядка по утру: детей заставляем делать, а сами?)
Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультуры. (совместным занятиям с детьми:катание на лыжах, коньках, бассейн, охота, рыбалка. Совместный отдых.) Занятия физкультурой должны быть повседневным мероприятием(Ну хотя бы утренняя зарядка)
Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни.
Необходимо в семьях вызывать детей на откровенные разговоры, что бы они делились с вами. Находить время на это, для того чтобы быть в курсе всех его дел. Самое главное в семье – это доверие. Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом.
У детей спросили: « Что такое здоровье?»
Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека -самое главное.
Это жизнь, добро, счастье.
Здоровье-это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отражается на твоём организме и на других людях.
Человек не полностью здоров, если его душа неспокойна.
Моральное здоровье более важно.
Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют.
Само здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия. а главное чистота души.
Быть здоровым, спортивным становиться престижно
Чтобы быть здоровым, надо иметь здоровые мысли: не думать ни о ком плохо и не желать никому зла.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения Машина любит смазку, а человек – ласку". " Для того, чтобы просто существовать, ребёнку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития - 12".
Основа
счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь.
По исследованиям ученых здоровье человека на
50% - его образ жизни,
на 20% - наследственность,
еще 20 % - окружающая среда и
только 10% - здравоохранение
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Нравственное здоровье
определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Правильное питание
– это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым.
Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет
“Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”
Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто.
Заключение:
Постоянно изучайте личность ребенка,
не забывайте о воспитательной силе
положительного примера,
воспитание человеческих ценностей
начинается в детстве,
учите детей соизмерять свои возможности, дети всегда должны видеть, что их любят.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ДОКЛАД на педагогический совет
по теме: «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Воспитателя
II младшей группы
Золотцевой В.И.
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней - биологического, социального и психологического. Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 - от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек. Родителями мальчиков в возрасте 6 - 7 лет значимость их физической готовности ставится на первое или второе место, в то время как родители девочек этого возраста физвоспитание ставят на седьмое - восьмое место.
Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. Помочь родителям в этом - задача педагога.
В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске («мостик через речку»); перешагивание через корни, бревно; перелезание через бревно; подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъем в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе: с дошкольниками старшей группы - до 1,5 минуты, в подготовительной группе - до 2 минут. Используется и бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая их в коленях), приставным шагом боком и др. Все перечисленные виды движений можно проводить в игровой форме , что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции.
Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении.
Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут включать кратковременные переходы, чередующиеся с отдыхом.
Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребенка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций.
Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, т.е. длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствования выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний.
Популярное циклическое упражнение - бег трусцой со скоростью 5 - 7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3 - 4-го года жизни (преимущественно в игровой форме), через один - два года можно получить хороший оздоровительный и обще развивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2 - 3 раза). Постепенно при правильно организованной тренировке уровень выносливости старших дошкольников повышается вплоть до пробега 1,5 - 2 км без напряжения.
Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.
Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.
Необходимо устраивать вечерние прогулки, после которых у ребенка появляется хороший аппетит, бодрое настроение, дети быстро засыпают и спят более глубоко. Очень важна правильная организация самой прогулки. Во время пребывания на воздухе в любое время года ребенок должен двигаться, периодически отдыхая. При этом он должен быть одет в соответствии с погодными условиями.
В течение дня нужно обращать внимание на то, как ребенок сидит, ходит, бегает и т.д.; нужно закаливать детей в процессе с повседневной жизни (мыть руки до локтя, умываться, проводить для этого специальные меры закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры).
Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.
Прежде всего необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного цвета, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так какестественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.
Литература
1. О.Б.Казина, «Веселая физкультура для детей и их родителей», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2. Н.И.Бочарова, «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста», М.: Аркти, 2003.
3. Т.Н.Зенина, «Родительские собрания в детском саду», М.: Педагогическое общество России, 2007.
4. «Дошкольное воспитание» №6, 2008.
Подобные документы
Взаимосвязь двигательной активности, здоровья и развития ребенка. Особенности развития движений детей 3-го года жизни, формы деятельности по их физическому воспитанию. Роль воспитателя в устроении подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики.
курсовая работа , добавлен 04.03.2011
Понятие здорового образа жизни в педагогике и условия его формирования у старших дошкольников. Изучение роли дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у детей 4-6 лет. Разработка специальной валеологической программы.
дипломная работа , добавлен 27.03.2013
Социально-педагогические задачи физического воспитания детей школьного возраста. Характеристика значения физической культуры в школьный период жизни. Роль спортивного скалолазания в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.
курсовая работа , добавлен 10.10.2013
Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Программа совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни. Беседа по теме "Значение режима дня в жизни дошкольника".
дипломная работа , добавлен 05.07.2012
Формирование здорового образа жизни в семье как социальное и педагогическое явление. Содержание и характер внутрисемейных отношений. Воспитательный потенциал семьи в формировании у ребенка здорового образа жизни. Занятия оздоровительного характера.
курсовая работа , добавлен 14.05.2014
Задачи и средства физического воспитания. Принципы и методы обучения детей разнообразным формам двигательной деятельности. Роль и место дидактической игры в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни и укреплении здоровья у дошкольников.
курсовая работа , добавлен 13.02.2015
Особенности формирования здорового образа жизни в процессе развития личности ребенка. Основные понятия о здоровье, традициях и культуре образа жизни. Средства, методы и приемы формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
курсовая работа , добавлен 11.12.2014
Сущность понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", факторы, влияющие на укрепление здоровья человека. Роль семьи в физическом воспитании и развитии детей. Опытно–экспериментальная деятельность по обучению дошкольников азам здорового образа жизни.
курсовая работа , добавлен 17.02.2016
Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Типы семьи, характеристика ее функций. Трудности семейного воспитания. Составление социального паспорта семьи, проведение тестов, анкетирование.
дипломная работа , добавлен 21.02.2014
Анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения. Средства, формы организации и факторы физического воспитания, обеспечивающие формирование основ здорового образа жизни у детей 4-5 лет.