Программное содержание:
Выявить уровень знаний детей;
Развивать связную речь детей;
Формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями: вверху - внизу, справа - слева;
Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу;
Формировать умение согласовывать существительное с прилагательным;
Развивать фонематический слух детей;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: Конверт с письмом, сундук,
билетики, коробочка, карточки с изображением самолета, паровоза, парохода, сюжетные картинки по сказке Колобок, цветок, бабочка, карточки с изображением предметов (РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА), мяч, карточки с написанными фразами, карточки с изображением предметов (КУБИК, МЯЧ, ШАРИК, ПЛАТЬЕ, ЦВЕТОК, ВЕДЕРКО, КРУЖКА), «Веселый мяч», фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер), мольберт, ватман с изображением дерева, клей, листочки, цветочки красного, голубого и желтого цветов, угощение.
Вхождение в день.
«
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!»2.
Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»
- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте с ними поиграем.
Один, два, три, четыре, пять.
Бер, ике, өч, дүрт, биш. –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство друг»
Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но на каждой станции вас будет ждать задание. За его правильное выполнение вы получите ключ, с помощью которого в конце путешествия вы сможете открыть сундук, в котором волшебный элексир и сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство.
станция «Веселая бабочка»
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Дети: - Бабочка!
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: - А вот и ключик, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.
2 станция «Назови ласково»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите ключик. Ребята, вы наверное уже устали? Давайте проведем физминутку.
Физминутка « Если нравится тебе, то делай так…»
Воспитатель: - Отдохнули, пора и в путь отправляться.
3 станция «Подскажи словечко»
На столе лежат карточки, где написаны незаконченные фразы. Ребенок, берет карточку, подает воспитателю, воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые... (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
Не поеду без... (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)
Воспитатель: - Отлично справились с заданием!
4 станция «Каким цветом?»
Раскладываются карточки с изображением предметов. Ребенок выбирает себе карточку, а цвет выбирает при помощи «цветного кубика». Таким образом он согласует существительное с прилагательным. Например: - синий мяч, красный кубик.
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите ключик.
Звучит мелодия, путешествие продолжается.
5станция «Узнай, что звучит»
Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер) дети слушают и отгадывают, что это за звуки.
Воспитатель:- Молодцы! Вот ключ, продолжаем наш путь.
Конечная станция «Волшебный лес»
Воспитатель: - Вот и приехали мы в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Давайте нашими ключами попробуем открыть сундук.и полем дерево волшебным элексиром. Посмотрите, рядом с деревом лежат листочки, может мы сами попробуем прикрипить их, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте приклеем листочки к дереву и посмотрим.
Дети приклеивают листочки. Звучит волшебная мелодия.
Воспитатель: - Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает медаль).
Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?
Кому было сегодня интересно, возьмите цветочек красного цвета и приклейте его к волшебному дереву. Кому было не очень интересно, возьмите цветочек голубого цвета и приклейте его. И кому было сегодня скучно, приклейте цветочек желтого цвета.
МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко
КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «А»
на тему «П»
Подготовила: воспитатель
Валикова Оксана Петровна
г.Рыльск
2015г.
Цель: Познакомить детей с буквой П и звуком [п]
Задачи: Уточнить правильное произношение звука «п»;
закреплять навык правильного произношения звука «п»;
учить детей интонационно выделять этот звук в словах;
развивать слуховое внимание детей, фонематическое восприятие, артикуляцию и мелкую моторику;
активизировать словесно-логическое мышление;
способствовать укреплению психофизического здоровья детей.
Оборудование: Телевизор, игрушки: попугай, паук, поезд, погремушка, пылесос, панда, буквы, флажки, счетные палочки, два домика, волшебная коробка.
Предварительная работа : Знакомство с птицами жарких стран. Разучивание артикуляционной гимнастики. Отгадывание загадок. Работа с буквами.
Интеграция образовательных областей: развитие речи.
Ход занятия:
I . Организационный момент .
Воспитатель и дети входят под музыку в руках флажки. Становимся возле паласа. Ребята посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнёмся нашим гостям они улыбаются нам в ответ. От наших улыбок в группе стало сразу светлее и теплее.
Ребята давайте сделаем дыхательную гимнастику. Дети приготовили флажки. II . Дыхательная гимнастика .
В:Глубокий вдох через нос и несколько резких выдохов через рот на флажок. А пять глубокий вдох через нос и длинный выдох через рот на флажок. Упражнение делается под слова воспитателя.
Дует,дует ветер,
Дует, задувает.
Разноцветные флажки
Весело играют.
В: Молодцы. Предлагаю вам ребята с таким хорошим настроением начать наше занятие. Садимся за столы очень тихо и красиво.
В: Дети предлагаю для начала сделать разминку для ума.
III. Разминка для ума.
В: Ребята скажите мне, пожалуйста какие буквы у нас живут в красном домике?
Ответы детей: (гласные).
В: Правильно. Давайте назовем их.
В: Показываю по одной букве и спрашиваю по одному, потом произносим хором то тихо то громка.
О.Д: (А.О.У.И.Ы).
В: Ребята а какая буква у нас живет в синем домике?
О.Д: Буква (М).
В: Правильно. А какая она гласная или согласная?
О.Д: согласная. Молодцы правильно.
В: Буква «м». Уже подружилась с гласными буквами. Давайте проговорим чистогоровку про букву «М»
Чистоговорка:
Ма-ма-ма - всё я сделаю сама
Мо-мо-мо – мы идем в кино
Мы-мы-мы – ждем зимы
Ми-ми-ми – меня за руку возьми
Му-му-му – молоко кому.
В:Ребята внимание на экран.
Видео.
Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Сюрпризный момент:
В: Дети к вам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав в загадку.
Птичка в клеточке сидит и с тобою говорит, Ей секрет не доверяй, Разболтает... (Попугай)
Все слова он повторяет, Что услышит - то и знает. Не дразни и не ругай, Будет вежлив попугай
О.Д: (Попугай).
В:Правильно молодцы. К нам в гости пришел попугай,а зовут его Прошка. Он принес свои любимы игрушки. Давайте их посмотрим.
Волшебная коробочка.
Ребята достают игрушки на ощупь из коробки и называют её.
О.Д. (поезд, погремушка, пылесос, паук, панда).
О.Д. (1,2.3,4,5,)
В: Так сколько игрушек у Прошки?
В: Дети, послушайте внимательно попугай, погремушка, паук, панда, поезд, пылесос. Какой общий звук слышится в этих словах?
О.Д: Звук «П».
В: Ребята давайте немножко отдохнем Встали.
Упражнение «Попугай зеленый Прошка»
Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу.
-Попугай зеленый Прошка
(Дети переступают с ноги на ногу, руки прижаты к туловищу, кисти рук оттопырены в стороны).
Носит красные сапожки
(Дети показывают свою обувь)
-Носит желтую манишку
(Дети выполняют похлопывающие движения по груди).
-И зеленые штанишки.
(Дети выполняют похлопывающие движения по ногам).
-Он летает,
(Дети выполняют взмахи руками).
-Он болтает,
().
-Он читает,
(Ладони раскрывают книжкой),
-И считает.
(Дети поочередно загибают пальцы).
-Слушает внимательно,
(Подносят ладони к ушам и убирают их).
-Говорит старательно.
().
В: Сели взяли зеркала в руки.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята повторяют все действия за воспитателем.
Язычок наш просыпайся (машем язычком)
Рот скорее улыбайся (улыбаемся)
Упражнение вкусное варенье, иголочка, непослушный язык, трубочка и улыбочку. Ребята давайте произнесем звук «п». Дети, обратите внимание. Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами.Давайте проговорим звук «п» несколько раз. Молодцы положили зеркала в сторону.
В: Дети а как вы думаете звук «П». Он гласный или согласный?
О.Д: Согласный.
В: А в какой домик мы поселим звук «П» в синий или красный?
О.Д: (синий).
В: Ребята гласные и согласные буквы у нас живут в соседних дома. Значить они соседи. Но наша буква «П» новый жилец дома. Давайте её познакомим с гласными буквами.
О.Д: Вместе и по одному. (АП, ОП, УП, ИП, ЫП).
В: Молодцы. Ребята приготовили ручки.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
(Звукоподражание)
Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.
В: Дети у вас на столах лежат палочки давайте попробуем выложить букву «П».
В:Палка, палка, потолок –
П нарисовал мелок!
В: Молодцы хорошая буква «П» у вас получилась.
Итог :Ребята какую буквы вы выложили из палочек? Какая это буква гласная или согласная? В каком домике она живет?
Попугаю Прошке очень вы понравилисьи он вас хочет угостить своими любимыми конфетками.
Игра «Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном. Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки). Паук - (пауки). Подушка - (подушки). Полка - (полки). Палатка - (палатки).
Попугайчик Прошкапредлагает поиграть в одну игру хотите. Правила такие когда вы ребята услышите первый звук его имени «П» вы должны хлопать в ладоши.
Молодцы хорошо у вас получается. Нашему госту очень понравилось играть с вами. И он хочет еще в одну игру с вами сыграть. А вы ребята хотите.
Я начинаю а вам продолжать
На огороде выросли красные … (помидоры)
Мама испекла вкусный … (пирог)
Мальчик на почте отправил … (письма)
Собирают сено ВИЛАМИ.
А деревья пилят... ПИЛАМИ.
Зарубина Оксана Николаевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
ГБОУ Школа № 2005 Д/С " Капитошка"
Населённый пункт:
город Москва
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Дата публикации:
04.04.2016
Раздел:
дошкольное образование
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Тема: «Встреча с домовёнком Кузей»
.
(средняя группа)
Задачи
: Развивать память, воображение, мышление, сенсорное восприятие.
Обучать рассказыванию с опорой на мнемотаблицы, использовать средства
интонационной выразительности в процессе пересказа.
Развивать умение различать объекты по свойствам, обозначать количество
числом и цифрой (от 1 до 5), закреплять знание геометрических форм.
Воспитывать инициативность в общении, стремление объединяться в
небольшие группы для игры, умение передавать с помощью мимики, жестов,
движения разные эмоциональные состояния персонажей.
Виды детской деятельности
: Познавательная деятельность, социально-
коммуникативная, познавательно-исследовательская и продуктивная
деятельность.
Предварительная работа
: Чтение произведения «Три поросёнка»,
рассматривания иллюстраций, составление мнемосхем по мотивам
произведения.
Материалы и оборудование
: Интерактивная доска, набор материалов для
конструирования, атрибуты к театрализации сказки.
Содержание образовательной ситуации
.
1.
Знакомство с главным героем – домовёнком Кузей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в Уголке потерянных
вещей стоит сундучок.
(вместе с детьми подходят к сундучку рассматривают его)
Выясняется, что никто из детей не знает, чей он.
- Давайте рассмотрим его.
Раздаётся голос:
КУЗЯ
- Ой, ой, ой! Не трогайте! Это мой сундучок! А чужие вещи брать
нехорошо!
Появляется домовёнок Кузя. (за ширмой)
- Кузя, здравствуй! Извини, что мы взяли твой сундучок. Мы только
хотели рассмотреть его поближе.
Кузя
(расстроенно). - Да…. можно посмотреть. Это мой сундучок
сказок, но я больше не могу показывать сказки…..
В
: - Почему, что случилось? Неужели твои сказки исчезли?
КУЗЯ:
- Вовсе нет. Они по-прежнему в сундучке. Но Нафаня сказал, что
домовой должен много знать и уметь, иначе он не сможет помогать
людям. А я его не послушался, не захотел учиться. И тогда мой сундучок
закрылся. Посмотреть любимую сказку я смогу лишь тогда, когда
выполню все задания, которые приготовил мне Нафаня. Вот первое
задание.
В:
- Покажи, нам, пожалуйста! Ты ведь в детский сад попал, где ребята
помогают друг другу. Вдруг мы сможем и тебе помочь?
КУЗЯ:-
Хорошо. Нафаня сказал, что я должен отгадать сказку и
пересказать её, а помочь мне должна эта таблица (достаёт
мнемотаблицу). Вот это задание. Но я ничего не могу в ней понять.
Воспитатель обращается к детям, показывая таблицу:
- Я, кажется, знаю, что это такое, это зашифрованная сказка. Сейчас
ребята сядут поудобнее, и мы увеличим таблицу на нашей волшебной
доске.
Ребята вы догадались, какая это сказка? (ответ: «Три поросёнка») .
КУЗЯ –
Я, что то не помню такой сказки.
В.
-Сейчас эта таблица, поможет нам пересказать эту сказку. Хочешь
послушать?
КУЗЯ
– Конечно хочу.
В. Ребята, напомним сказку Кузе?
Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы
КУЗЯ
– Молодцы ребята теперь я вспомнил эту сказку.
2. Словообразование.
КУЗЯ
- Теперь второе задание. Нафаня дал мне вот этот мешочек
(показывает) и сказал, что если я отгадаю, что в нем лежит, не заглядывая
в него, то мешочек поможет нам приоткрыть сундучок.
Воспитатель:
КУЗЯ, давай свой мешочек, ребята тебе помогут.
(Воспитатель предлагает определить на ощупь находящиеся в мешке
солому, дерево, камешки, бумагу).
В:
Как их использовали герои нашей сказки? (ответы детей: строили
домики)
- Давайте с вами, как и наши герои, попробуем выложить домики из
разных материалов. Выбирайте любой материал и стройте свои домики
(дети по желанию делятся на подгруппы и выкладывают домики на
ковре).
- Какой дом получился из соломы, дерева, камня?
(соломенный, деревянный, каменный, стеклянный, бумажный). Какой
формы дом, какой формы крыша, окна и т.д.?
КУЗЯ:
- Молодцы ребята у вас все хорошо получается, но сундучок – то
полностью не открылся, значит еще надо выполнить одно задание, с
которым я тоже не справлюсь без вашей помощи.
В
: - Ну не переживай, мы опять постараемся тебе помочь. Скажи, что
надо сделать?
КУЗЯ
: Надо посчитать все дома и присвоить каждому дому номер.
- Наши ребята уже умеют считать и знают цифры, они тебе помогут.
- Ребята давайте все вместе посчитаем, сколько у нас домов (на
интерактивной доске представлены картинки с изображением домов из
различных материалов, стеклянный, каменный….). Дети считают
появляющиеся по порядку дома.
Ребята, какая появилась цифра рядом с соломенным домиком? Правильно
цифра один.
Значит номер дома какой? (первый) и т.д.
КУЗЯ
– Ну ничего себе, сколько вы знаете, а хотите поиграть с домиками?
(Да)
Игра внимание.
«Какого домика не стало». Дети закрывают глаза, один из
домиков исчезает, дети определяют, какой домик исчез(игра повторяется 2-3
раза).
КУЗЯ:
Спасибо, ребята, вы очень помогли мне и многому научили:
пересказывать сказки с помощью таблицы, строить домики из различных
материалов, считать их.
Смотрите, сундучок открылся и теперь я могу вас отблагодарить, вам бы
хотелось оказаться в сказке «Три поросенка»? Закройте глаза, раз, два, три-
очутились в сказке мы! (Достаёт из сундучка кукол-прыгунков, платковые
куклы, напольные куклы).
- Вот и братья поросята, и их домики. Выбирайте себе любого героя. (Дети по
желанию выбирают себе роль и в соответствии с ней – атрибут)
В
: - Где резвились поросята? (на полянке)
-Что у нас будет расти на полянке? (цветы занимают место на полянке)
- А какие насекомые будет летать у нас на поляне?
(бабочки летают)
- Где прятались поросята? (в домиках, домики занимают место на полянке)
- Сколько было поросят? (Ответы детей. Поросята выходят и резвятся на
полянке.)
Ребята кого у нас не хватает? (волка).
Разыгрывается сказка в музыкальном сопровождении.
КУЗЯ
– Ой, ребята, мне так понравилось как резвятся поросята, что я,
наверное, останусь с ними.
Кузя, ты, конечно, можешь остаться в этой сказке, а нам с ребятами пора
возвращаться домой. Приходи к нам в следующий раз - мы продолжим наше
знакомство со сказками. Закройте все глаза: раз, два, три – снова в группе мы!
Комплексное занятие по развитию речи в средней группе (д /с 104)
Тема: 1. Урок вежливости «Письмо доброго сказочника»
2. Математическая игра: «Узнай, чего больше»
3. Рисование «Укрась красиво блюдечко»
Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.
2) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.
3) учить детей создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине.
Использовать мазки, точки, дуги.
Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя
группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.
1. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма – рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?
Письмо первое:
Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.
Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).
Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их.»
Письмо второе:
Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»
Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»
Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один.»
Письмо третье:
Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой.
Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»
Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется.»
Воспитатель: «Слово «нельзя» – это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»
2. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок – крестик, кружок-крестик, кружок.
Взрослый объясняет, что кружок – это как будто лодки, а крестики – спортсмены.
Чего больше, лодок или спортсменов?
Всем ли спортсменам хватает лодок?
После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.
На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.
Сначала рассматривается образец.
Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.
Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.
Программные задачи:
— формировать диалогическую речь детей и умение сохранять последовательность сюжета при пересказе сказки, передавать в мимике, жестах, движениях особенности персонажей, совместно с педагогом придумывать своё окончание сказки;
— развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки; .
Материал и оборудование: театральная ширма, кукла бибабо царевна Несмеяна, театр на магнитах «Колобок», «волшебная палочка», аудиозапись весёлой музыки, 3 колпака, 3 жилета (элементы костюмов скоморохов).
Предварительная работа: , рассматривание иллюстраций к сказкам, сказок, проведение игры «Угадай, кто я».
Ход занятия
Теперь моё настроение стало ещё лучше! Послушайте, по-моему, кто-то плачет. (Прислушиваются - слышен плач.)
За театральной ширмой находится кукла бибабо царевна Несмеяна. Воспитатель надевает её на руку и ведёт «диалог».
Царевна Несмеяна. Здравствуйте. Я - царевна Несмеяна. Я целыми днями плачу, мне очень грустно и скучно. Помогите мне, пожалуйста.
В. Ребята, поможем развеселить царевну? Давайте потешки ей расскажем!
Дети по очереди рассказывают знакомые потешки и показывают действия по тексту с помощью мимики, жестов, движений. Например:
Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
(Ребёнок шагает, плавно покачиваясь из стороны в сторону. Указательные пальцы держит возле головы - «бодается».)
Козлик ножками стучит,
(Останавливается, топает.)
По-козлиному кричит:
«Бе-е-е, бе-е-е!»
Царевна плачет.
В. Несмеяночка, хочешь мы тебе сказку расскажем? Только сначала проверим, всё ли в ней правильно.
Игровое задание «Исправь сказку»
На магнитной доске расположены герои сказки «Колобок», последовательность появления героев нарушена. Воспитатель предлагает одному из детей её восстановить, а затем взять на себя какую-нибудь роль. Для воспроизведения отрывка из сказки приглашается ещё один ребёнок. Герои ведут диалог. Например, диалог старика и старухи или колобка и зайца и т.п.
Царевна Несмеяна. Какая грустная сказка… (плачет).
В. Давайте, ребята, хорошее окончание этой сказки придумаем!
Игровое задание «Сочини сказку»
Воспитатель с помощью наводящих вопросов подводит детей к совместному придумыванию положительного окончания сказки (лиса подружилась с колобком; лиса проводила колобка домой к старику и старухе; колобок перехитрил лису и убежал и т.п.).
Царевна плачет.
В. Ох, Несмеяна, как же нам тебе помочь? Может, игра тебя развеселит?
Царевна Несмеяна. Ну, давайте поиграем.
Воспитатель, управляя куклой, выполняет движения вместе с детьми.
Физкультминутка
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы - зайчики.
(Приседают, держа ладошки перед собой.)
Поднимитесь, руки вверх,
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
(Встают, ладошки над головой, шевелят пальцами рук.)
Крадёмся тихо на носочках -
Так лисы бродят по лесочку.
(Имитируют движения лисы.)
Волк озирается кругом -
И мы головки повернём.
(Имитируют движения волка.)
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел поесть он мёда,
А где достать не знал.
(Имитируют движения медведя.)
Теперь садимся тише, тише, -
Притихнем, словно в норках мыши.
(Садятся на стульчики.)
Царевна плачет.
В. А загадки, Несмеяна, ты любишь? Попробуй, отгадай, в каких сказочных героев превратились наши ребята.
Игровое задание «Волшебные превращения»
В. Я взмахну волшебной палочкой, вы три раза повернитесь, три раза хлопните, три раза топните, закройте глаза и представьте себя героем знакомой вам сказки. (Дети выполняют движения, открывают глаза.) До кого из вас я палочкой дотронусь, тот и будет рассказывать о сказочном герое, в которого превратился, не называя его. Остальные отгадывают.
Воспитатель дотрагивается «волшебной палочкой» до себя и описывает своего героя, например: «Я - маленький мальчик. Живу в сказочном городе. У меня много друзей-коротышек. Всегда ношу голубую шляпу». (Незнайка.) Далее воспитатель дотрагивается палочкой до кого-нибудь из детей, и они выполняют задание.
Царевна плачет.
В. Ну, тогда последнее средство. Эй, скоморохи, выходите и царевну рассмешите!
Выходят трое скоморохов.
1-й скоморох.
Мы, ребята-молодцы,
Озорные удальцы.
2-й скоморох.
Наряд наш пёстрый,
Колпак наш острый.
3-й скоморох.
Наши шутки и смех
Веселят всех!
Звучит весёлая музыка. Скоморохи танцуют. Дети хлопают. Царевна смеётся.
В. Ну, вот, и себя развеселили, и царевну рассмешили! Молодцы! А теперь, давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее. Но пожелания у нас будут необычные: вы их выскажете от имени любимого сказочного героя или героя мультфильма. Например, мой любимый герой - кот Леопольд. Вам он знаком? (Да.) Я, кот Леопольд, желаю всем жить дружно.
Дети называют героя и говорят пожелания.
Царевна Несмеяна. А я, царевна Несмеяна, желаю вам хорошего настроения! До свидания!
Дети прощаются с царевной Несмеяной.
В. Ребята, сегодня вы все очень старались, были талантливыми, добрыми, дружными! Сделали хорошее дело - развеселили царевну Несмеяну. Молодцы!
Интегрированное занятие в средней группе подготовила Н. Полякова