Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Картотека игр на нравственное развитие старших дошкольников. "дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

Игра «Водичка, умой мое личико!»

Дидактическая задача . Формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости.

Игровая задача . Помочь Буратино выполнять правила поведения.

Игровые правила . Имитировать правила поведения так, чтобы все узнали, какие это правила.

Ход игры

Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображено, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскивают руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравится больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему.

Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны штаны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок —таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол?» Дети объясняют, что сначала надо умыться.

Начинается игра «Умоем Буратино».

Все штанишки в черных пятнах, (Дети переглядываются и грозят пальцем.)

Ты, дружок, не аккуратен.

Сбит в полосочку колпак.

Нам в ответ: (Буратино отмахивается рукой.)

— Сойдет и так!

Весь в песке, в болотной тине (Буратино садится за стол.)

Был испачкан Буратино, (Дети возмущенно переглядываются.)

Как чумазый он пришел,

Так уселся он за стол.

Все ребята это знают — (Дети имитируют умывание.)

Так никто не поступает,

Перед каждою едой

Непременно руки мой! (Дети показывают чистые ладоши.)

Два часа от грязной тины (Дети моют Буратино.)

Отмывали Буратино,

Стал наш мальчик так хорош, (Дети хвалят Буратино.)

Так красив и так пригож.

Повязал себе салфетку, (Буратино повязывают салфетку.)

Аккуратно съел котлетку, (Буратино дают тарелку с едой.)

Суп не вылил на кафтан

И «спасибо» всем сказал. (Буратино встает из-за стола и раскланивается.)

Дети участвуют в инсценировке, которую можно проводить как с помощью куклы, так и с участием ребенка, играющего роль Буратино.

Далее дети играют с воспитателем в игру «Что мы делаем, покажем»: ребята выполняют движения, а Буратино отгадывает, что они делают; затем Буратино показывает движения, а дети отгадывают (моют руки, копают лопаткой, здороваются, прощаются, благодарят, извиняются).

Игра «Утешим медвежонка»

Дидактическая задача . Поощрять попытки детей пожалеть кого-либо и помочь.

Игровая задача. Помочь медвежонку и утешить его. Игровые правила. Показывать решение так, чтобы было всем понятно, как надо поступить.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок. Он очень расстроен, плачет. Медвежонок разбил любимое папино блюдце и теперь боится идти домой. Скоро вечер, мама и папа будут беспокоиться. Что делать? Воспитатель побуждает детей помочь медвежонку и успокоить его. Дети подходят и говорят ему утешительные слова: не плачь, не беспокойся, мы поможем, не бойся, не грусти. Медвежонок от этих слов плачет еще больше. Воспитатель говорит, что все дело в разбитом блюдце, из которого папа всегда пьет чай.

Дети решают помочь медвежонку склеить старое блюдце и сделать новое. Дети получают заготовки — «разбитое блюдце» (нарисованное блюдце с отломанным кусочком) и «склеивают» их (зарисовывают узором). Затем рисуют рядом новое блюдце и дарят медвежонку.

Медвежонок благодарит ребят. Дети играют с медвежонком в игру «Правильно или нет?»

Воспитатель показывает ситуацию: человек плачет, закрыл лицо руками. Решение: подойти и обнять, погладить по голове, сказать хорошие слова.

Подобные ситуации воспитатель показывает несколько раз, потом дети могут их создавать сами, а медвежонок будет изображать, как надо поступить.

Игра «Самостоятельный енот»

Дидактическая задача . Учить правильно оценивать поступки; воспитывать самостоятельность.

Игровая задача . Показать еноту, как надо быть самостоятельным.

Игровые правила. Правильно подобрать карточку.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то пыхтит за ширмой. Это енот, он не может завязать себе шнурки. Енот сердится и кидает башмаки. Воспитатель спрашивает у енота, почему у него такое настроение. Енот отвечает, что башмаки у него плохие, не слушаются, а шнурки не хотят завязываться, поэтому он и разозлился. Енот не верит, что у детей башмаки и шнурки никогда не капризничают.

Воспитатель просит ребят показать, как надо обращаться со шнурками, чтобы они завязывались, и с ботинками, чтобы они хорошо надевались и красиво выглядели. Дети берут заготовки со шнурками и показывают, как надо их завязывать. Потом они объясняют еноту, как надо ухаживать за ботинками: мыть, смазывать кремом, сушить, ставить на полочку.

Затем дети играют в игру «Что нужно?» Воспитатель дает им карточки с изображением предметов и карточки с изображением ухода за ними (на одной карточке изображена обувь, на другой — крем для обуви; одежда —щетка; ковер —пылесос; пол —швабра и ведро). Сначала дети рассматривают карточки, потом называют изображенные предметы и способы ухода за ними, потом подбирают соответствующие карточки.

Игра «Проводим уборку»

Дидактическая задача . Воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.

Игровая задача. Научить Незнайку убирать свою комнату.

Игровые правила . Правильно подобрать карточки.

Ход игры

Воспитатель просит детей помочь Незнайке, он не умеет убирать комнату. Дети рассказывают, как они сами заботятся обо всем, что есть в групповой комнате: протирают полки в шкафах, убирают на место игрушки, выбрасывают мусор в корзину. Незнайка хочет все это запомнить, и воспитатель предлагает поиграть.

Проводится игра «Убери на место». На карточках изображены предметы, которые надо «убрать на место», то есть подобрать к ним другие карточки, на которых изображено то место, куда надо этот предмет убрать: игрушки —на полки; книжки —в шкаф; карандаши —в коробки.

Дети рассматривают карточки, объясняют, что на них нарисовано, потом подбирают подходящий предмет.

Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества ребенка.

Мы уже писали о том, как организовать нравственное воспитание в семье . В дополнение к этому предлагаем подборку игр для выработки нравственных качеств у ребенка.

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

Если вы знаете другие игры на развитие нравственности у ребенка, напишите в комментариях.

Наталья Носкова
Картотека игр по нравственному воспитанию

Данные игры помогут подтолкнуть ребёнка к дружбе; воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, гуманное отношение к людям; пополнят словарь детей волшебными, вежливыми словами.

Жизнь в лесу.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как- то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ).Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только проснулись… дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Добрые эльфы.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполняют роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… разыгрывается бессловесное действо.

Птенцы.

Воспитатель: «Вы знаете, как появляются птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через время он разбивает ее своим маленьким клювиком и постепенно полностью вылезает наружу. Ему открывается большой и неизведанный мир, для него он пока страшен и загадочен. Все для него ново: и деревья, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он впервые смотрит на все это». Далее воспитатель предлагает поиграть в птенцов. Дети присаживаются на корточки и начинают разбивать воображаемую скорлупку. Потом они исследуют окружающий мир – знакомятся друг с другом, нюхают и клюют предметы. При этом дети не разговаривают, а только пищат.

Ожившие игрушки.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

Муравьи.

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя:«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьи засыпают в своём теплом домике. Им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы потому, что они вместе. Когда наступает весна, муравьи просыпаются. В первый день весны, муравьи проводят весёлый праздник. Перед тем как начать трудиться, они приветствуют друг друга после сна и веселятся». Далее воспитатель предлагает ребятам сыграть роль муравьишек в день праздника. Нужно показать, как муравьи приветствуют друг друга, как радуются приходу весны и рассказывают о своих зимних снах. Самое главное, нужно напомнить детям, что муравьи не умеют разговаривать. Задача: общаться жестами. Воспитатель с детьми разыгрывают пантомиму.

Комплименты.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Волшебный клубочек.

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока очередь не дойдёт до воспитателя.

Садовники и цветы.

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры:

«Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой-они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая-садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.

Доброе животное.

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: «Мы-одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дыши!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе». Вдох-все делают шаг вперёд, выдох-шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук-шаг вперёд, стук-шаг назад и т. д.»

Выбрасываем злость

Дайте ребёнку чёрные тучки или тёмные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребёнка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идёте выбрасывать её.

Пирамида любви.

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.

Только хорошее.

Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в строну педагога. Если дети случайно поймают «плохое качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога.

Копилка добрых дел.

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

Совместный рисунок.

Дети делятся на группы по 2-4 человека. На каждую группу 1 лист бумаги. Каждой группе воспитатель даёт тему рисунка и подсказывает, что вначале они должны договориться между собой, распределить, кто на каком участке листка что будет рисовать. (Практика показывает, что дети 5-6 лет сразу начинают рисовать. Им трудно понять, что надо договориться. Дети 7 лет легко договариваются друг с другом).

Найди пару.

Звучит весёлая музыка, дети танцуют, но как только музыка смолкает, надо быстро найти своего друга.

Друг без друга нам нельзя.

Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Дети, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и преодолевают препятствие (перешагивают через кубики, подлезают под гимнастическую палку и т. д). Воспитатель: «Молодцы, я вижу вас ничего не может разлучить».

Тайный друг.

Правила: записать имя и фамилию ребёнка на листочках и свернуть так, чтобы нельзя было прочитать рядом сидящему. Сложить в коробку и предложить каждому ребёнку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Следует объяснить, что тот человек, чьё имя они вытянули, становится их «тайным другом», и в течение последующих трёх дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Через несколько дней тайные друзья открываются друг другу, посте чего проводится беседа о дружбе.

Елена Гаврилова


Дорогие коллеги разрешите представить игры на формирование духовно - нравственного воспитания.

Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении. Через игру происходит социализация ребёнка. Формирование понятийного аппарата. Воспитание ориентируется на внутреннюю свободу личности. Закладываются ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания.

Занимаясь по программе "Истоки" я сделала вывод, что словесный материал, который даётся ребёнку, должен закрепляться, не только посещением экскурсий в "Музей Старины", расположенный в детском саду, посещением библиотек, а также в предметно - развивающей среде (в игре).

Я предлагаю игры, которые придумала сама на формирование духовно - нравственного воспитания.

[Игра № 1 Классификация

"Воздушный шар"

Цель:

формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры:

Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа)







Игра № 2 Классификация

Лото "Доброе дело"

Цель:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.



Игра хороша ещё и тем, что дети сами принимали участие в её создании






Игра № 3

"Птица Счастья"

Цель:

Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Описание игры:

Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.




Игра № 4 Воспитание доброго отношения к окружающим,оказание помощи, поддержки.

"Добрая Тучка"

Цель:

Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы

Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём,оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.





ИГРЫ

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Игры и

упражнения, направленные

на отработку

способов знакомства

«Назови себя»

«Позови ласково»

«Волшебный стул»

«Волшебный цветок»

«Давайте познакомимся»

«Постарайся отгадать»

Игры и упражнения на развитие навыков общения

«Доброе животное»

«Передай мячик»

«Возьми игрушку»

«Сборщики»

«Маленькие помощники»

Игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

«Спаси птенца»

«Почему грустит котенок»

«Просим извинения»

«Зеркало»

Игры на закрепление бережного и вежливого отношения

«Кто больше»

«Книжный доктор»

Игры по социально-нравственному воспитанию

Игра «Назови себя»

Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: Ребенку предлагают назвать свое имя так, как ему больше нравится, как называют его дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игра « П озови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или предать игрушку любому сверстнику (по желанию) ласково назвав его по имени.

Игра «Давайте познакомимся» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательности, отработке способов знакомства, снятию напряжения.

Ход: Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза (он представляет себя кошкой), и он мягко и осторожно прикасается к другому ребенку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

Игра «Доброе животное» (для детей с 4-х лет)

Ход: Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад.

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к животным. Развивать умение сопереживать, понимать состояние другого, поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний.

Ход: Воспитатель берет в руки игрушку и читает стихотворение:

Жил - был маленький котенок

И совсем еще ребенок.

Ну и этот котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал.

Котя этот не сказал.

А. Блок

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит сказать, почему котенок грустит, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?

Игра «Волшебный цветок»

Цель: Учить выражать свою индивидуальность.

Ход: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. Под музыку каждый показывает, как цветок распускается.

Игра «Передай мячик» (для детей с 4-х лет)

Цель: Продолжать учить детей чувствовать других. Способствовать воспитанию дружеских отношений в группе.

Ход: Сидя или стоя играющие стараются передать мяч, не уронив его. Кто уронит – выбывает. (Усложненный вариант– игра проводится с закрытыми глазами).

Игра «Жмурки» (на повышение уверенности в себе, для детей с 4-х лет)

Цель: Учить ребенка в определенной ситуации действовать самому. Способствовать воспитанию уверенности в себе.

Ход: Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ля-ля», «а вот и я». Поймав ребенка, водящий угадывает, кто это и снимает повязку.

(Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков. Как только почувствуете, что игра затягивается, поддайтесь с радостью.)

Игра «Спаси птенца» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать снижению агрессивности и ослаблении. Негативных эмоций.

Ход: Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно по одному пальцу сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

Игра-загадка «Постарайся отгадать»

Цель: Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения.

Ход: Дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спины, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут,

Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто его погладил. Если ребенок не может произнести все слова, тогда первые тир строчки говорит педагог, или все дети, а четвертую – ребенок сам либо вместе с педагогом. Если водящий не может угадать, он поворачивается лицом к играющим и ему показывают, кто его погладил, а он вспоминает и называет его по имени.

Игра-упражнение «Возьми игрушку»

Цель: Развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению обязательного образа воспринимаемой формы.

Ход: Педагог шепотом называет одну из игрушек, лежащих в кузове машины, рядом сидящего ребенку. Этот ребенок так же шепотом должен назвать его соседу.

Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает и отыскивает нужную игрушку и громко называет ее. Затем этот ребенок становится первым звеном цепочки. Далее можно вспомнить любимую игрушку каждого ребенка и побеседовать о бережном отношении к игрушкам.

Упражнение «Зеркало»

Цель: Учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомима, жесты).

Ход: Помощник или ребенок изображает грустного гнома. Педагог с детьми спрашивает, почему он грустный?

Дедушка свою волшебную шапочку с бубенцом потерял. Он такой грустный, что вот-вот заплачет. Нам жалко Дедушку? Пойдемте к нему, сядем на корточки и жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку. А может быть, развеселим дедушку: улыбнемся ему, скажем ласковое слово? А что вы можете подарить Дедушке гному вместо шапки? (Конфету, шарик, цветочек, дудочку).

Подвижная игра «Сборщики».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать желание помочь друг другу.

Ход: На полу разбросаны маленькие игрушки. Дети разбиваются на пары и берут друг друга за руки. По сигналу педагога дети собирают свободными руками игрушки и складывают в ведерко.

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Цель: воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь; способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.

Ход: П е д а г о г: Я вам буду раздавать различные поручения, а вы покажите, как умеете оказывать помощь своей семье. Итак, наша бабушка захотела связать носок, но забыла, где спицы, клубок ниток и очки. Нужно помочь ей найти эти вещи. Кто хочет поучаствовать в поиске пропажи?

Педагог помогает детям договориться, какой предмет будет искать каждый из них. Названия предметов дети повторяют вслух и расходятся по группе. Найдя предметы, дети возвращаются на места и показывают, что нашли. Педагог проверяет правильность выполнения задания каждым помощником. Молодцы, бабушка будет рада и скажет «спасибо» за помощь.

Предлагаемые ситуации:

Папе нужно починить стул, необходимы следующие предметы: молоток, гвозди, клещи.

Маме надо помочь вымыть пол. Нужно принести ведро, тряпку и швабру.

Маленькая сестренка собралась на прогулку, но она растеряла одежду. Помогите ей. Отыщите шапку, шарф и варежки.

Упражнение «Просим извинения».

Цель: учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций; воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Ход: Для задания выбираются двое детей. Один из участников строит из заранее приготовленного конструктора башню. Второй, проходя мимо, случайно задевает башенку ногой и она рассыпается. Ребенок, строивший башню, огорчен, чуть не плачет.

П е д а г о г: Дети, что в этой ситуации нужно сделать? Конечно, извиниться. Но делать это нужно, глядя в глаза, тому, кого обидели, называя его по имени.

Педагог помогает извиниться, подбирая необходимые слова. Затем ребенок, задевший башенку исправляет ошибку сооружая с товарищем новую башню.

Игра «Кто больше».

Ход: Дети делятся на две команды и по очереди называют соответствующие «вежливые» слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.

Игра «В стране вежливых».

Цель: продолжать работу по закреплению вежливых слов.

Ход: Детям раздают по несколько кружков из цветной бумаги, и они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружок «судье», который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше кружков) получает бант или значок.

Игра-занятие «Книжный доктор».

Цель: воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход: Детям читается стихотворение Б. Заходера «Береги книгу».

Заболела эта книжка:

Изорвал ее мальчишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею.

П е д а г о г: Всегда ли вы бережно обращаетесь с книгами? Почему мы ценим книги?

Педагог обобщает ответы детей (из книг мы узнаем много нового; в них мы находим ответы на свои вопросы; по книгам учатся в школе).

Педагог предлагает проверить все ли книги в группе в порядке и произвести ремонт тех, которые в нем нуждаются.

Вам также будет интересно:

Непослушный мой шнурок завязался в узелок, или как научить ребенка завязывать шнурки Обучение завязывать шнурки
Современные дети получают в свое пользование кроссовки или ботинки на липучках, без...
Детский макияж на хэллоуин Процесс создания грима Скелет для парня на Хэллоуин
Макияж играет огромную роль для человека в момент празднования Хэллоуина. Именно он...
Какое масло наиболее эффективно и полезно для роста ресниц, масло в аптеке для ресниц
Наверное, каждая женщина в мире знает, что один из главных секретов загадочного и...
Парень бросил как успокоиться Как развеселить девушку которую бросил парень
Как же девушке пережить разрыв достойно? Девушка очень тяжело переживает расставание,...
Как научить ребенка уважать взрослых
Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы...