Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Когда грудной ребенок начинает улыбаться осознанно. Когда ребенок начинает улыбаться – как не пропустить первое радостное событие

Первая улыбка – одно из счастливейших событий начала жизни малыша, и неудивительно, что вскоре после родов мамы начинают о ней мечтать. Первые проявления радости вашей крохи станут долгожданной наградой за испытание родами и первые сложности быта с младенцем. Сразу после появления на свет ребенок умеет выражать эмоции только плачем, и часто это приводит новоиспеченных мам в отчаяние. Ангельская улыбка новорожденного, радующая вас уже в роддоме, еще сильно отличается от настоящей, ее даже прозаично называют физиологической, рефлекторной или даже «желудочной». Появляется она чаще всего во сне или во время коротких периодов бодрствования и связана с ощущением тепла, сытости, близости к маме. Такое же выражение лица иногда можно увидеть и на снимках УЗИ на поздних сроках беременности. Потерпите немного, скоро вы сможете насладиться и осознанной улыбкой вашего беззубого сокровища!

Когда ребенок начинает улыбаться осознанно?

Появление у ребенка настоящей, осознанной улыбки – не только большая радость, но и свидетельство его нормального умственного развития. Малыш и не подозревает, как вы ждете его улыбку – он занят изучением окружающего мира. В первые недели жизни кроха имеет сильную дальнозоркость. Его зрение позволяет различать свет и темноту, а также видеть лица на расстоянии 20-30 см, очертания и движения окружающих предметов. Осознанная улыбка – это повторение мимики мамы или другого ухаживающего за малышом человека, поэтому на начальном этапе малыш просто не может увидеть, а соответственно и перенять вашу улыбку.

В возрасте примерно 1 месяц младенец учится фокусировать взгляд и следить глазами за движущимся объектом. В это же время он начинает наблюдать за мимикой ухаживающего за ним взрослого и пытаться ее повторить. А это не так-то просто – чтобы улыбнуться, нужно задействовать 17 лицевых мышц!

Улыбка, с точки зрения педиатров и неврологов – это часть «комплекса оживления» - эмоционально-двигательной реакции на другого человека, появляющаяся примерно в 3-недельном возрасте. Сначала ребенок просто замирает, сосредоточенно вглядываясь в говорящего с ним. Позже появляется улыбка, вокализации (первые звуки) и двигательное оживление.

В среднем, появление осознанной улыбки происходит в возрасте 6-8 недель, однако нормой считается и более размытый срок – 5-12 недель.

Сначала малыш начинает улыбаться, видя говорящее лицо взрослого, немного позже радуется, уже просто видя лицо человека (7-12 недель). Появление осознанной улыбки означает, что ребенок научился различать неодушевленные предметы и людей, а значит, его умственное развитие идет правильными темпами. Полный «комплекс оживления», включая разнообразные звуки, вскидывание ножек, движения головы и прогибание спинки, возникает в 8-14 недель на говорящее лицо, в 12-20 недель на яркий предмет (например, на погремушку).

С момента появления первой улыбки малыш готов дарить ее всем окружающим, особенно самым близким – маме и папе. Более «разборчивыми» дети становятся ближе к 7 месяцам, когда даже в ответ на ласковое обращение постороннего взрослого кроха может заплакать.

Ваш улыбающийся малыш не просто выглядит прелестно, его улыбка помогает вырабатывать в организме мамы окситоцин – гормон счастья и спокойствия, придающий сил и оптимизма в нелегком деле материнства. Глядя на искреннюю и нежную беззубую улыбку, вы почувствуете, как сердце замирает от любви к этому крошечному существу, самому дорогому в мире…

Однако мамы требовательны, и вскоре после первых улыбок начинают мечтать уже и о том, чтобы услышать заливистый смех ребенка. Некоторые малыши хохочут уже в 3 месяца, другие же позволяют себе лишь сдержанную улыбку вплоть до 6 месяцев. Неврологической нормой появления смеха считается срок 20-30 недель от рождения.

Что делать, если ребенок не улыбается? Как научить ребенка улыбаться?

Сверстники вашего крохи уже вовсю улыбаются, а ваш – нет, и естественно, что вы переживаете. Однако нормы для каждого малыша свои, и на появление улыбки влияет не только естественное физическое и психическое развитие, но и темперамент малыша.

Стремление к общению заложено в каждом человеке с рождения, и именно улыбка – начало начал и основа взаимодействия двух людей друг с другом. Носите кроху на руках, побольше разговаривайте, рассказывайте потешки и пойте песенки. Конечно, всё это нужно делать в подходящее время – если вы видите, что малыш внимательно смотрит по сторонам, гулит и пытается схватить что-то пальчиками, значит, именно сейчас стоит уделить ему побольше внимания. Ласковое и внимательное обращение творит чудеса, и очень скоро малыш порадует вас первой улыбкой!

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Все неприятные впечатления, полученные в роддоме, хроническое недосыпание и усталость мамы от настигших ее забот и хлопот в последнее время непонятно куда улетучиваются, когда начинает улыбаться новорожденный малыш.

Когда появляется первая улыбка у новорожденного?

Неосознанно новорожденный может улыбаться буквально через пару дней после рождения. Однако это является ничем иным, как рефлекторным проявлением, не связанным со способностью малыша видеть и слышать. Такая улыбка чаще всего наблюдается во время сна, купания или после кормления.

Для того чтобы ребенок начал улыбаться осознанно, должно пройти некоторое время. И это само собой разумеется, ведь в появлении такой улыбки задействуется порядка 17 лицевых мышц, что для новорожденного является непосильной задачей.

Кроме того, возникновению улыбки предшествует сложный мозговой процесс, включающий в себя узнавание эмоций близкого человека, передачу нервных импульсов в определенную зону головного мозга и последующее возвращение мышц лица в расслабленное состояние.

Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно?

Примерно к 4-8 неделе жизни, когда у ребенка совершенствуется зрение и появляется способность различать приближенные к нему лица, он начинает выражать свою радость при помощи улыбки.

Так, в этот период улыбка малыша может быть ответной реакцией на:

Ребенок постепенно учится налаживать зрительный контакт со взрослыми, реагировать на ласковые прикосновения, интересные звуки, поэтому его улыбку могут предопределять теперь и окружающие его факторы.

И хотя малыш еще не умеет слушать внимательно, в этом возрасте с ним полезно не только разговаривать ласковым голосом, но и включать спокойную музыку, прикреплять к детской кроватке мобиль с приятной мелодией и забавными игрушками.

Одновременно с тем, как малыш начинает улыбаться своим родителям и близким, он может активно сучить ручками и ножками, сопровождая подобные действия характерным для новорожденных «гулением».

Педиатры называют подобные проявления комплексом оживления, который в том и заключается, что ребенок фиксирует перед собой лицо близкого человека или приятный для него звук и реагирует на них улыбкой, двигательной активностью, радостными вскриками, учащенным дыханием.

Однако все эти действия могут возникать у малыша еще до того, как взрослый к нему обратится. В таком случае, по утверждению специалистов в области психологии, комплекс оживления у ребенка становится еще одним способом, помимо крика и плача, манипулировать взрослыми, то есть таким образом он как бы пытается привязать к себе внимание окружающих.

Считается, что комплекс оживления формируется примерно с 3 недели жизни малыша и наибольшего пика достигает в возрасте 3-4 месяцев. Если ребенок так и не начал активно улыбаться спустя 8 недель после рождения, то это не означает, что его развитие происходит неправильно. Ведь здесь играет роль собственная индивидуальность каждого малыша.

Тем не менее, по наблюдениям ученых, недостаток телесного и эмоционального контакта с мамой прямо отражается на развитии ребенка. Так, составляющие комплекса оживления могут быть выражены слабее, а некоторые из них (такие, как «гуление»), могут и вовсе отсутствовать.

Неспособность или нежелание улыбаться очень редко наблюдаются сами по себе. Обычно они сопровождаются дополнительными физиологическими признаками или функциональными нарушениями. В случае серьезных проблем, педиатры и невропатологи, помимо улыбки, отмечают сразу несколько отклонений:

  • физиологические отклонения в шейном отделе позвоночника, когда ребенок не может держать головку;
  • отклонения психического характера, при которых выражается нежелание контактировать с окружающим миром;
  • нарушения в координации движений, когда малыш не способен фокусировать свое внимание на внешних факторах.

Самостоятельно справиться с вышеописанными проблемами невозможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу, который назначит комплексное обследование организма, в результате чего выяснит причину психического или физиологического нарушения у новорожденного.

Так или иначе, главное, даже при наименьших сомнениях вовремя среагировать и начать действовать. Ведь только своевременное лечение избавит от проблем дальнейшее развитие малыша.

И в заключение. Пока ребенок еще не научился использовать улыбку в качестве одного из способов взаимодействия со взрослыми, ему нужно обязательно помочь. Для этого будет достаточно как можно чаще брать его на руки, поглаживать, ласково с ним беседовать, петь песни, рассказывать стишки и, конечно же, чаще улыбаться.

Такие простые действия со стороны любящей и заботливой мамы со временем приведут к тому, что ребенок однажды широко распахнет глазки и просияет ей своей невинной и, безусловно, радостной улыбкой.

Елена Жабинская

Привет, друзья! С Вами Лена Жабинская! Строгая диета, постоянное недосыпание, болезненное восстановление после родов и даже резкое изменение привычного уклада жизни с необходимостью все время подстраиваться под ребенка забываются с первой улыбкой малыша. Главное, ее дождаться.

Как Вы думаете, когда новорожденный начинает осознанно улыбаться? Разумеется, все индивидуально, но установленные медициной сроки важно знать. Просто для того, чтобы лишний раз убедиться в том, что с крохой все в порядке.

Уверена, что на вопрос о том, во сколько Ваш ребенок улыбнулся, многие назовут первые дни его жизни и будут правы. Действительно, маленькое личико время от времени озаряется настоящей детской улыбкой, которая заставляет сердце замирать. Но можно ли ее считать осознанной?

Оказывается, нет. Почему? Потому что новорожденный малыш в такие моменты рефлекторно складывает губки во сне, во время кормления или купания, как бы сообщая о том, что ему комфортно и спокойно. Именно поэтому такие улыбки чаще всего бывают направлены в никуда. Правда, старые люди верят, что в это время с детками играют ангелы.

О первых осознанных улыбках

Как Вы думаете, в каком возрасте кроха впервые осознанно улыбается? Педиатры говорят, что чаще всего в конце первого месяца своей жизни. Хотя ввиду собственных индивидуальных особенностей характерное искривление его губок мама может увидеть в ответ на свои слова или действия и гораздо позже. Не считается отклонением от нормы и улыбка в 6 – 8 недель.

Почему она появляется на лице крохи в первый раз так поздно? Медики объясняют все ее природой. Дело в том, что выражению эмоций на лице крохи предшествует серьезная мозговая деятельность, включающая в работу десятки лицевых мышц посредством использования нервных импульсов. При этом, само собой, малыш должен разглядеть предмет своего восхищения, а для этого ему необходимо иметь достаточно четкое зрение.

Более того, информация об увиденном, которая поступает в его мозг, должна быть обработана соответствующим образом. В ответ на нее ребенок и сможет, наконец, улыбнуться. Поэтому, совсем неудивительно, что произойти это может и по прошествии двух месяцев с момента его рождения.

Кстати, не стоит ожидать сразу длительных улыбок. Изначально они мимолетны и появляются в моменты пеленания, купания или кормления малыша. Например, когда он ощущает нежные мамины прикосновения или слышит приятные звуки ее голоса.

С течением времени моменты выражения эмоций крохой будут продлеваться. Главное, всеми силами способствовать этому. Как? Об этом мы поговорим дальше.

Улыбка как способ общения

Все знают о том, что постоянное общение с грудничком помогает ему быстрее развиваться, но не все знают, как его обеспечить. Между тем педиатры советуют маме, увидевшей первые улыбки своего малыша, чаще их провоцировать. Каким образом, спросите Вы? К примеру, разговаривать с ним, строить ему рожицы, агукать. Тем более что в итоге, пару месяцев такого общения перерастут в стойкую взаимосвязь между мамой и ребенком.

Интересно, что ученые проводили массу исследований в этой области. В их рамках они наблюдали за детьми первого года жизни. Это позволило им убедиться в том, что первые улыбки малышей свидетельствуют об их эмоциональном общении с окружающим миром. Ими они «говорят» не только о том, что им тепло, но и о том, что им приятно, удобно, комфортно.

Позже эмоции развиваются, а вместе с ними проявляются и другие умения. К примеру, дети 10 – 12 месяцев от роду, например, умеющие отличать «живое» от «неживого», способны эмоционально реагировать на знакомых людей и привычные вещи. В моменты «узнавания» они часто двигают ручками и ножками, заглядывают в глаза. В медицине все это именуется рефлексом оживления и свидетельствует об отличном развитии.

Можно ли ускорить процесс

Оказывается, этим вопросом задавались не только молодые родители, но также ученые и педиатры.

В итоге, последним удалось установить определенные факторы, позволяющие приблизить час «Х», а именно:

  • активное общение с крохой. Если с ребенком о чем-то разговаривать, он наверняка ответит, например, будет гулить, кряхтеть, издавать другие звуки;
  • частое прикосновение. Поглаживания, легкие массажи, ласковое обращение заставляет деток замирать, прислушиваясь к своим ощущениям и, если они приятны, улыбаться в ответ на них.

Но самое главное, для того чтобы быстрее увидеть улыбку на лице своего ребенка, необходимо самому чаще ему улыбаться.

Дарите радость и счастье своим деткам! А также сохраняйте статью на стену в соцсетях и подписывайтесь на обновления блога! Это была Лена Жабинская, пока-пока!

Первая улыбка ребёнка имеет для родителей такое же значение, как первые шаги или появление первого зуба. Улыбаясь, малыш проявляет эмоции и чувства по отношению к близким людям или тем, кто осуществляет за ним ежедневный уход.

Первая улыбка грудничка обычно обращена к маме как к самому родному человеку, ведь именно мама находится с крохой почти целый день.

Сколько времени пройдет, когда кроха подарит миру первую улыбку, зависит от степени доверия к окружающим людям, его темперамента и здоровья нервной системы.

Неосознанная улыбка новорожденного

С момента рождения ребёнок может проявлять свои чувства - обиду, злость, раздражение - при помощи плача. К трёхнедельному возрасту большинство малышей предпринимают попытки улыбнуться.

Происходит это неосознанно, например, во время поверхностного сна. Такую улыбку нельзя считать радостной реакцией, поскольку она является произвольным сокращением лицевых мышц, находящихся в расслабленном состоянии.

В возрасте до 4 недель детская улыбка является рефлекторной. Но это не означает, что ребёнок не испытывает положительных эмоций. О том, что ребёнку хорошо, свидетельствуют заинтересованный взгляд, расслабленность мышц и отсутствие признаков беспокойства.

Когда ребёнок начинает улыбаться осознанно?

Первая осознанная улыбка появляется у грудничка в возрасте 6-8 недель. Данные значения лишь приблизительно считаются вариантом нормы, так как вполне допускается колебание сроков от 5 до 12 недель. Если ребёнку уже 9-10 недель, а он всё ещё не улыбается, возможно, причина кроется в недостаточном тактильном и голосовом контакте с мамой или другим близким человеком.

Если малыш любим, и он это ощущает, улыбка на детском личике появляется значительно быстрее.

Педиатры и детские психологи выделяют 3 основных этапа формирования у ребёнка улыбки:

  1. рефлекторная улыбка;
  2. попытки заострить внимание на человеке, который за ним ухаживает или в данный момент разговаривает с ним;
  3. «рефлекс оживления».

Рефлекс оживления

Под этим термином подразумевается этап эмоционального развития малыша, характеризующийся появлением интереса к окружающему миру и осознанного восприятия предметов и лиц, окружающих кроху. Это важнейший период в психическом развитии ребёнка.

Начало данного этапа можно распознать по следующим признакам:

  • новорожденный может отличать живые предметы от неживых, фокусируя внимание на первых;
  • при общении с мамой малыш пытается заглянуть ей в глаза, долго рассматривает её лицо, при этом движения ручками и ножками становятся активнее (что говорит об эмоциональном ответе)
  • мышцы лица (а в улыбке задействовано 17 мышц) начинают тренироваться, поэтому на лице ребёнка появляется мимика, похожая на попытки улыбнуться;
  • ребёнок реагирует на речь, обращённую к нему, задерживая взгляд на человеке, который с ним разговаривает или поёт песенку.

На развитие малыша и способность улыбаться влияют несколько факторов. Главный из них - эмоциональная привязанность к человеку, который проводит с ним много времени. Осознанная улыбка - это ответ на нежность и заботу, которую ребёнок получает от близкого человека (чаще всего - мамы).

Если с крохой много разговаривают, берут на ручки, уделяют много внимания, первая улыбка на его лице появится гораздо быстрее по сравнению с малышами, одиноко лежащими в своих кроватках почти целыми днями.

Какие ещё факторы могут влиять на время появления первой улыбки?

  • Зрение.

В первые недели жизни малыш может видеть лица и предметы на расстоянии 20-30 см, а также различать темные и светлые контуры и очертания. По мере роста малыша и устранения физиологической дальнозоркости появляется способность видеть лица вблизи и различать их.

Примерно в возрасте 4-6 недель у ребёнка появляется чёткое разделение «свои - чужие». Когда кроха видит незнакомого человека, он теряется, может начать плакать. С близкими людьми малыш чувствует себя уверенно и под защитой, делая попытки улыбнуться в ответ на общение с ним.

Даже слепые с рождения малыши начинают улыбаться раньше, если чувствуют мамино тепло и заботу. Поэтому не стоит стесняться проявлений нежности по отношению к ребёнку, когда он нуждается в этом в два раза больше, чем полностью здоровые дети.

  • Состояние нервной системы.

Спокойная обстановка в семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок, имеет большое значение для формирования эмоционального поведения крохи. В семьях, где родители часто скандалят, разговаривают на повышенных тонах, дети растут замкнутыми и несчастными, что, конечно, не способствует проявлению положительных эмоций с их стороны.

Если ребёнок видит вокруг улыбающихся маму и папу, которые любят его и друг друга, ему невольно захочется стать похожими на своих родителей и улыбаться вместе с ними.

Замечено, что в спокойных, счастливых семьях дети начинают улыбаться в возрасте 6-7 недель. Если малыш постоянно находится в состоянии стресса, улыбка на его лице может появиться лишь к 12-13 неделе.

  • Слух.

Речь - важнейший инструмент общения между людьми любого возраста. Когда ребёнок слышит интересные или знакомые звуки, мамин голос, он пытается найти источник звука и ответить на него при помощи эмоций.

Улыбка в данном случае является способом демонстрации своего отношения к тому, что именно ребёнок. Так, громкие и резкие звуки его пугают, и он начинает плакать, а речь мамы, бабушки или другого родного человека вызывает у крохи положительные чувства и эмоции, пробуждая желание улыбнуться в ответ.

Если ребёнок не улыбается

Если ребёнку исполнилось 3-4 месяца, а он до сих пор не улыбается, обязательно нужно выяснить причину проблемы. Возможно, она кроется в неблагополучной семейной атмосфере - новорожденный может находиться в состоянии постоянного стресса и быть напуган происходящим вокруг.

Такая ситуация может привести к печальным последствиям (например, заиканию или энурезу), поэтому необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Другая причина - нехватка общения. Чтобы ребёнок научился улыбаться, нужно больше разговаривать с ним, носить на руках по комнате, показывая различные предметы и игрушки и вызывая в нём интерес к окружающему миру.

Если малыш на прогулке не спит, также можно брать его на руки и знакомить с растениями, деревьями, животными и всем, что окружает ребёнка в данный момент. Это положительно влияет не только на эмоциональное и умственное развитие, но и на развитие органов чувств (зрения и слуха).

Можно ли научить ребёнка улыбаться?

Если ребёнок здоров, и видимых причин того, что малыш всё ещё не улыбается, нет, можно попробовать помочь ему. Маме необходимо уделять больше времени крохе, рассказывать ему стишки, петь песенки и при этом смотреть в глаза и улыбаться.

Расстояние между грудничком и мамой должно быть максимально маленьким. Постоянно видя улыбку близкого человека, ребёнок невольно начнёт копировать мимику взрослого и вскоре научится улыбаться сам.

Если родители решили научить ребёнка улыбаться, важно помнить, что делать это нужно, когда малыш спокоен, и его ничто не беспокоит и не раздражает. В комнате должно быть тихо (либо звук должен быть приглушён), также лучше убрать яркие источники освещения, так как они могут раздражать ребёнка и вместо улыбки вызвать плач.

Если ребёнок голоден, или у него сырой подгузник, сначала требуется устранить причину беспокойства и дискомфорта, и только потом проводить «эмоциональные тренинги» для грудничков.

Первая улыбка - важный этап в формировании личности, но не стоит слишком заострять своё внимание на этом. Если к 3 месяцам он не научился улыбаться, стоит показать его педиатру, который решит, требуется ли помощь профильных специалистов.

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...