Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Конспект занятия по чтению художественной литературы.
Сказка «Айога»
Воспитатель: Исаева Ф.В.
Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.
Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказках.
Оказавшись в сказке, вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Удивительно кругом: тут Кощей и Кошкин дом.
По дорожке мы пойдем. Дуб волшебный мы найдем.
Мы посмотрим вверх и вниз, чудо дуб вознесся ввысь.
В темном небе звезды блещут, в синем море волны плещут.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.
А сейчас, ребята, пройдите к стульчикам, присаживайтесь. (Воспитатель предлагает взять каждому ребенку зеркало). По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!
Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). - Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают!)
Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы с этой сказкой познакомимся. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.
Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.
Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.
Рассказывание сказки с выставлением иллюстраций.
Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.
Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу. Какая она была? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
Почему мама отдала лепешку соседской девочке?
-
О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)
Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.) Вспомнить, как это было помогут нам 3 девочки. Инсценирование сказки.
Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)
Кто помог матери? (Соседская девочка.)
Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).
- Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Ребята, я просила вас дома подобрать пословицы о труде, доброте, помощи, давайте их сейчас послушаем.
(Ответы детей)
"Жизнь дана на добрые дел", “Не одежда красит человека, а его добрые дела.” ; "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.”; "Не с лица воду пить”; "Всякий человек в деле познаётся.”; "Без труда нет добра”; "Маленькое дело лучше большого безделья”; "Живи для людей, поживут и люди для тебя” ; "Труд кормит, а лень портит” …
По добру - добро, а по худу - худо.
Не гляди высоко: запорошишь око.
Лениться да гулять - добра не видать.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?
Продолжите фразу:
- Я похвалю своего друга за то, что…
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и на стол быстрей кладем.
Присаживайтесь за столы и сейчас мы с вами будем делать гусочку путем складывания бумаги. Как это можно назвать по-другому? (оригами). (Или сделать волшебство: положить мятые бумаги в коробку и оттуда достать готовых гусей, сделанных оригами и предложить их украсить)
Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».
Цель: Знакомить со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.
Задачи: Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Воспитание интереса к художественной литературе. Поощрение желания помочь, сопереживать. Активизация и обогащение словаря детей.
Оборудование и материалы: презентация сказки, компьютер и проектор, игрушка солнышко, запись музыки.
Методы и приемы: показ презентации, чтение стихотворения, дидактическая игра, чтение сказки, объяснение.
Работа по закреплению пройденного материала: чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов; беседа о хороших поступках; игра «Назови лишнее», чтение поговорок о доброте.
Рекомендации для родителей: повторить сказку «Айога»; совместно с ребенком придумать концовку к сказке со счастливым концом; нарисовать рисунок по сказке; поиграть в игру «Назови лишнее».
Индивидуальная работа: закрепить умение правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
Ход:
Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.
Доброе утро! – птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам!
И к нам солнышко заглянуло –
Доброе, ласковое, нежное!
Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Анечка! Доброе утро, Вовочка!»
Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.
Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)
Доброе утро, детки! (разводит руками встороны)
Дети: Доброе утро, всем!
Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки?
Дети: Да, любим!
Воспитатель: Я тоже очень люблю сказки. Мы с вами читали много разных сказок. Какие сказки вы знаете?
Дети: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и т.д.
Воспитатель: Молодцы, дети, много сказок знаете! И сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Это нанайская сказка «Айога».
Воспитатель показывает слайд 1.
Воспитатель: На этом слайде изображена кукла в нанайском костюме. Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. Но прежде чем приступить к просмотру сказки, мы с вами отдохнем и сделаем массаж лица. Возьмите себе каждый зеркало.
Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!
Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?
Дети: мы!
Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?
Дети: хорошо.
Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».
Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?
Дети: Айога.
Воспитатель: Какая Айога была в сказке?
Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.
Воспитатель: А какая была мама Айоги?
Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.
Воспитатель: А какая была соседская девочка?
Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?
Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.
Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?
Дети: Да, мама поступила по справедливости.
Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?
Дети: Айога.
Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?
Дети: соседской девочке.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?
Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной.
Воспитатель: А в наше время встречаются люди, которые любуются только собой и не замечают никого вокруг?
Дети: Да.
Воспитатель: В этой сказке девочка Айога превратилась в гуся. А что может случится с таким человеком в реальной жизни?
Дети: Такого человека ждет одиночество.
Воспитатель: Дети, придумайте каждый из вас продолжение сказки, только со счастливым концом.
Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови лишнее слово». Я вам буду называть ряд слов, а вы определите, какое слово в этом ряду лишнее. Почему оно не подходит к остальным словам и объясните почему.
Игра «Назови лишнее»:
Радость, грусть, веселье, счастье.
Внимательность, забота, злость, доброта.
Жадный, добрый, заботливый, щедрый.
Лживый, справедливый, воспитанный, честный.
Аккуратный, смелый, трудолюбивый, ленивый.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с нанайской сказкой «Айога». Как вы считаете, что делает красивым человека и что же важнее: внешность человека или его внутренние качества? Чему учит эта сказка?
Воспитатель выслушивает ответы нескольких детей.
Воспитатель: Сегодня вы все молодцы, каждый из вас усвоил урок этой сказки и я уверенна, что никто не повторит ошибки девочки Айоги. Ну а сейчас давайте попрощаемся друг с другом. Я предлагаю встать всем в круг и взяться за руки.
Дети с воспитателем встают вкруг, и берется за руки.
Воспитатель читает стихотворение:
Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно светло!
Список используемой литературы:
В.В. Гербова, «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Планы занятий.
Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: пособие для педагогов дошк.учреждений.- Мн. Нар. Асвета, 1999.
«Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста», сост. Л.Е.Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
МАОУ «Лицей№38»
Урок
литературного чтения
Тема: Нанайская сказка
«Айога»
Класс: 2
Система: Л.В.Занкова
Учитель: Калашникова Н.И.
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новой сказкой,
обеспечить осмысление новых слов и понятий
«нанайцы», «очаг», «покоробятся», «мялка»,
организовать деятельность учащихся по восприятию
и осмыслению нового произведения;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших
школьников: бегло, сознательно и правильно читать,
пользоваться различными видами чтения: выборочным, по ролям, с отрывом взгляда от текста, создать условия
для формирования выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдения пауз и логических
ударений;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства доброты, сопереживания, способствовать
сплочению классного коллектива.
Оборудование:
учебник, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, шаблон солнышка, разрезанные пословицы на партах, массажные мячики, индивидуальные массажные
коврики для проведения физминуток.
1. Организационный момент (слайд2)
Урок любимый, чтение- наступил,
Много гостей он к себе пригласил.
Будем думать, рассуждать,
Пословицы к поступкам будем подбирать,
Ну, а физминутки нам будут помогать-
Ни минуты зря не будем мы терять!
2.Артикуляционная зарядка
- Для работы настроим наш речевой аппарат
(Работа со скороговоркой) (слайд 3)
Мама Милу с мылом мыла.
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
Не сердись, дочурка Мила!
Не сержусь,- сказала Мила,
Будто дочь послушная и ласковая;
Будто дочь капризная и грубая;
пальчиков(массажный мячик передавать друг другу)
Вы заметили, как мама обращается к дочери?
(С любовью, нежностью, добротой…)
Придумайте антонимы к этим словам:
трусливый-смелый; нежность-грубость; добро-зло…
Вам приходилось встречаться с этими понятиями одновременно? Когда? (Ежедневно в каждом из нас живёт несколько персонажей, так же как и в
сказке «Крошка Енот».)
3.Проверка домашнего задания
Дома вы читали эту сказку с отрывом взгляда от текста,
как диктор на телевидение.(читают несколько учеников)
Перечислите черты характера, которые вы хотели бы видеть в людях.(Приветливость, ласка, справедливость, отзывчивость, доброжелательность…)
Надеюсь, что рядом с вами будут всегда только такие люди.
4. «Мозговая гимнастика»+творческие
задания, подводящие к раскрытию темы урока)
(выполняется с целью улучшения мозговой деятельности и профилактики зрения)
а)-Представьте, что на кончике вашего носика находится карандаш, напечатайте буквы одну за
С, К, А, З, К, А
б) «Зашифрованное слово»
Первая буква следующего слова начинает алфавит;(А)
Вторая- обозначается согласным звуком, который всегда мягкий, находится между буквами
Третья - внешне похожа на цифру, которая в математике не относится к натуральному ряду;(О)
Четвёртая- парный звонкий звук для глухого«к»(Г)
Пятая - такая же, как и первая.(А)
Ударение падает на 3 слог.
Какое слово получилось?
Какое было первое слово?
Это тема нашего урока:
Нанайская сказка «Айога».
5.Подготовка к восприятию.
А знаете ли вы, что это за народ и где он живёт?
(дополнительный материал рассказывает подготовленный ученик)
Это горный и смелый народ, немногословный, добрый, гостеприимный. Живут нанайцы в суровом таежном краю, охотятся на белку, соболя, в тайгу ходят на широких и коротких охотничьих лыжах, а поклажу возят на собаках, запряженных в нарты. Живут в чумах близ могучей реки Амур. У нанайцев есть много народных песен, словно наполненных запахом кедровой живицы и горьковатого дыма костров.
Вам встретятся незнакомые слова: очаг(слайд№5);
мялка(слайд№6);руки покоробятся-станут неровными, искривятся.
– У этой сказки, как и у любой другой, есть своя тайна. Давайте попробуем раскрыть её.
6.Изучение нового материала
а)П е р в и ч н о е ч т е н и е (аудиозапись сказки)
– Внимательно вслушайтесь в содержание сказки, проследите, как развиваются события, и найдите ключик к тайне. Прочитайте на странице 76 высказывание Шерлока Холмса. Почему стоит многоточие?
б) П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а по содержанию (чтение учащимися по цепочке).
Имя девочки сказочник читает грубо, с насмешкой.
Но ведь она же красивая. Неужели нельзя ее за это похвалить? (Ответы детей.)
– Прочитайте начало сказки, первый абзац. Как произносится имя? (Ласково, с восхищением.)
– Почему же не хочется ею восхищаться? (Поведение девочки и ее отношение к окружающим возмущают.)
– Дочитайте сказку самостоятельно и подчеркните слова, характеризующие поведение Айоги. (Загордилась – понравилась сама себе – глядит – не наглядится – совсем ленивая стала – любуется собой.)
– Что заметили? (Девочка меняется не в лучшую сторону, превращается в эгоистическую гордячку.)
– Как относятся к этому изменению окружающие? Зачитайте. (По разговору Айоги с матерью ясно, что она чувствует перемену, происшедшую с дочерью. Мать с горечью говорит: «Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить?»)
– Как теперь звучит имя Айога? (С осуждением.)
С каким словом должно сочетаться слово «красота»?
(Со словом «доброта»)
Давайте отдохнём, тем более наш любимый танец называется «Доброта»
7. Физминутка (танец «Доброта» на массажных ковриках)
8.Вторичное чтение
– Прочитайте эпизод, в котором описывается превращение Айоги в гуся.
– На глазах соседской девочки происходит превращение, как она – добрый, душевный человек – реагирует на это? Порассуждайте. (Испуг, удивление, жалость, невозможность помочь.)
– Отразилось ли на Айоге происшедшее? Прочитайте. (Никакого вывода Айога для себя не сделала. По-прежнему считает себя очень красивой и довольна собой. Она слишком возлюбила себя, а о других забыла. Так не должно быть. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает свое имя.)
– Кто виноват в том, что случилось? (Ответы детей.)
Как вы думаете, гордость-это хорошее качество характера?(Да, так как это чувство собственного достоинства.)
А кто знаком со словом «гордыня»? (Это самовлюблённость и эгоизм)
Вспомните диалог в скороговорке в начале нашего урока.
Я обращала ваше внимание на то, как мама обращалась к дочери. Похожи ли отношения мам в сказке и в скороговорке? (Всегда, при любых обстоятельствах мама старается быть ласковой, сдержанной…)
А как относилась дочь к маме в сказке? Как вы относитесь к своей маме? Бывает ли у вас такое же отношение, как и у девочки в сказке? Какие праздники, связанные с женщиной вы знаете?
Какое самое большое испытание не выдержала Айога? (Испытание красотой)
Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим.
Как была наказана девочка за свою гордыню? (Превратилась в гуся)
9.Итог урока
- Чему учит сказка? Что ценят все люди разных народов?
Кто теперь сможет продолжить высказывание Шерлока Холмса? (В каждом живом существе: в тебе, во мне- живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…
Бывают эгоистичные и самовлюблённые, как наша героиня.)
10.Рефлексия
Техника «Пословица- зеркало настроения»
Когда я готовилась к уроку, переживала, то поняла, что я без вас, учеников, что солнышко без лучиков.
(На доске появляется улыбчивое солнышко без лучей. На партах лежат вырезанные лучики, на них напечатаны пословицы.)
Выбери ту пословицу, которая больше всего подходит к уроку.
Тема: Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Н. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»).
Цель: учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать. высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми:
— Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).
— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?
Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься. завязываешь бант и т. д.)
— А почему плохо? (Мож но много времени проводить у зеркала, любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
— Ребята, возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя. Расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказываю!.)
— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если мною собой любоваться, то произойдет беда. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.
В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в ипом, ни в каком другом стойбище никого нет.
Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись. — говорит ей мать.
— Куст оборвется! отвечает Айога.
-А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
…Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
-Дай мне лепешку, мать!
— Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.
— Я рукавицы надену. — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они. — отвечает мать.
Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Расселилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка А йоге:
— Возьми лепешку. Мне не жалко.
Совсем разоглилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила. побелела вся от злости — так замахала, что руки у нее в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах. какая я красивая!
Плавала-плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.
Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее. красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.
— Ребята, посмогри ге внимательно и скажите, какая из них Айога. Как вы догадались? Айога — ленивая, а соседская девочка какая? (Трудолюбивая.) Айога — злая, а другая девочка … (добрая). Айога — жадная, а другая девочка … (щедрая).
— О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)
— Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашила много причин, чтобы не идти.)
— Какая Айога? (Горделивая, ленивая, хитрая, дерзкая, пая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям.)
— Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)
— Кто помог матери? (Соседская девочка.)
— Какая она? (Трудолюбивая, добрая, щедрая, бескорыстная, покорная, послушная, вежливая, внимательная, независтливая…)
— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).
— Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
— А в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относится к своей маме и как можно объяснить в этом случае пословицу «Как аукнется, так и откликнется».
Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит — и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне.
«Ничего, — шепнул он будто,
Посидим и в тишине!»
(Е. Благинина)
— Ребята, вам понравилась девочка в этом стихотворении? (Ответы детей).
— Какими словами ее можно охарактеризовать? (Добрая, внимательная. послушная, тихая, умная, милосердная и т. д.)
— Как вы думаете, когда мама проснется и попросит дочку что-нибудь сделать, как поступит девочка? (Ответы детей).
— Как отнесется мать к послушной дочери? (Ответы детей).
Правильно, любая мама любит своих детей, какими бы они ни были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и по справедливости.
— Всегда старайтесь слушаться своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказать. Ведь недаром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья».
— Правда, иногда получается, что помощь бывает не всегда удачной, как, например, в стихотворении Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» мальчик помогал маме.
Лемеле хозяйничает Мама уходит,
Спешит в магазин.
Лемеле, ты Остаешься один.
Мама сказала:
Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи.
Дрова наколоть Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха И запри на замок.
Сестренка, тарелки,
Петух и дрова…
У Лемеле только Одна голова!
Схватил он сестренку И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
«Ты здесь поиграй!»
Дрова он усердно Помыл кипятком,
Четыре тарелки Разбил молотком.
Но долго пришлось С петухом воевать — Ему не хотелось Ложиться в кровать.
(Л. Квитко)
— Ребята, вот какой у мамы растет помощник! Что мы ему пожелаем? (Чтобы он лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой и, конечно, оставался таким же трудолюбивым помощником и любящим сыном.)
- Ребята, сегодня мы с вами расскажем сказку. Но сначала, вспомните сказки, которые вам уже знакомы?
- Сейчас я вас познакомлю с пословицей, а вы попробуете объяснить ее значение. Послушайте! «Ленивому и лениться лень». Про кого так говорят?
- Повторите, пожалуйста, эту пословицу, чтобы запомнить ее, и постарайтесь не быть похожими на таких людей!
- Послушайте, что я вам сейчас прочту.
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций
Беседа по содержанию:
Понравилась вам эта история?
История об Айоге – это сказка или рассказ?
Почему вы так думаете?
Эту сказку можно назвать волшебной?
Какое волшебство в ней происходит?
О ком эта сказка?
Чем Айога занималась все время?
Почему она стала ленивой?
Вам понравилась соседская девочка?
Чем вам понравилась соседская девочка?
Айога какая она? Опишите ее.
Ответы детей: Ленивая, завистливая, злая, черствая.
- Сейчас я еще раз прочитаю вам сказку, а вы постараетесь ее запомнить, чтобы потом пересказать.
Дети: пересказывают.
- Чему учит эта сказка?
Было это на Амуре. Жил хороший охотник. Была у него дочь - красавица, звали ее Айога. Всем нравилась Айога, и она была со всеми приветлива. Но вот кто - то сказал ей, что нет на всем берегу Амура девочки краше, чем она. Очень понравились ей эти слова, и стала она собой любоваться. С той поры, куда ни пойдет - все тянет ее к берегу, к воде. Подойдет, сядет у самой кромки и смотрит в воду, как в зеркало. "Ах, какая я красавица! Какая красавица! И правда, нет меня краше на всем Амуре!"
Чем больше смотрела на себя девочка, тем больше она себе нравилась. Смотрит в воду - оторваться не может. Домашнюю работу делать перестала, матери не помогает. Мать просит ее:
Принеси мне ведро воды.
А Айога смотрит в начищенный медный таз, любуется своей красотой и говорит:
Боюсь с тяжелым ведром я в воду упаду.
А ты левой рукой за куст крепко держись.
Боюсь, куст оборвется, - говорит Айога.
Ты держись за крепкий куст.
Руку поцарапаю, - говорит Айога.
Ты кожаные рукавицы надень.
Рукавицы изорвутся, - говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится и думает: " Ах, какая я красавица! Нет никого на всем белом свете краше меня!"
Рукавицы зашьешь иголкой с ниткой, - говорит мать.
Иголка сломается, - говорит Айога.
Возьмешь иголку толстую, - говорит отец - охотник.
Боюсь палец уколю, - говорит Айога.
Надень наперсток из крепкой кожи, - говорит отец.
Наперсток порвется, - говорит Айога. И стоит на месте, шагу сделать не хочет.
Соседская девочка все это слышит и говорит:
Давайте я схожу за водой.
Взяла она ведро, сходила к реке, принесла воды. Мать Айоги приготовила тесто из череховой муки, сделала из него лепешки, лепешки испекла. Хорошо они пахнут, вкусные, наверное. Айога смотрит на них, руку протягивает:
Дай, мама, лепешку!
Они очень горячие, руки обожжешь, - отвечает мать.
Я надену рукавицы.
Рукавицы мокрые.
Я их высушу на солнышке.
Они покоробятся.
Я их кожемякой разомну.
У тебя руки заболят, покраснеют, - говорит мать, - зачем тебе красоту терять? Я лепешку дам той девочке, которая работает, рук не жалеет.
И дала лепешку соседской девочке.
Айога рассердилась на мать. Побежала к реке, села, смотрит в воду, смотрит на свое красивое лицо. А та девочка сидит невдалеке, лепешку жует. Айога на ту девочку оглянулась, еще оглянулась, еще... И вот шея у нее вытянулась, стала длинной.
Та девочка протянула свою лепешку Айоге и говорит ей:
На, возьми, ешь, вкусная.
Рассердилась Айога: как это будет она, такая красавица, есть обкусанную лепешку?! Остатки!
Побелела она, замахала на девочку руками, да так замахала, что руки у нее в крылья превратились! И закричала она:
Не надо мне от вас ничего - го - го - го!
Еще раз взмахнула руками и упала в воду. И вдруг стала гусыней! Плавает в воде и кричит:
Я такая красивая - ого - го - го -го! Я красивая - ого - го!
Так она плавала и кричала, плавала и кричала и человеческий язык забыла. Все человеческие слова забыла. Только имя свое помнит. И всем людям хочет его напомнить - вот я, Айога, самая красивая! Как завидит издали человека, так кричит:
Айога - га -га - га! Айога - га -га - га!