Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Техника окрашивания балаяж на волосы рыжего цвета, плюсы и минусы

Как сложить футболку чтобы она не помялась

Пепельный цвет волос – какому типажу подходят, способы получения

Долгосрочный проект для старшей группы "моя семья"

На что и клад, когда в семье лад

Шампунь для сухих волос – рейтинг лучший, подробный список с описанием

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Детское пончо для девочек

Непослушный мой шнурок завязался в узелок, или как научить ребенка завязывать шнурки Обучение завязывать шнурки

Консультации по развитию речи для раннего возраста. Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста непринужденно в домашних условиях» консультация (младшая группа) на тему. Главные приобретения этого возраста

. Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Материал с сайта www.logoped.ru Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения. Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту. Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит – можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь. Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.Важная функция предречевого периода – грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит – есть повод обратиться к врачу.В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки – появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести кречевым патологиям.Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцевПроблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи. То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье.Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка. Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость). Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом.Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте – заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносит сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые - причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести “режим молчания”. Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло – стоит обращаться за помощью к неврологу. После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось.Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу. Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное – своевременно показаться врачу.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать – “Дай!”, девочка попросит – “Мячик”. Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи. Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит – повторять за ним, плачет – уделять внимание. Произнёс первый слог – обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова.Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать “как сорока-ворона кашу варила”, “ладушки-ладушки жили у бабушки”.Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме – тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия. Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы и возможные сбои в её развитии.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.

Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. В области логопедии есть много полезных разработок. Специалист поможет построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь – это может привести к психологическим и речевым комплексам. Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный принцип – польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт. Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё большею Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям – некритично. Речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.

Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы: -диалог-имитация и звукоподражание

Стих

Чтение

Диалог - Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью слова, он может показать на картинку. А вы сопровождайте чтение жестами превращая это занятие в спектакль. Пример:

Что ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай: Знаешь кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

Вопросы. “Да-нет” (Хочешь есть? Идём спать? Видишь машину? Ты сидишь?, Ты не играешь?) заставляют ребёнка проанализировать утверждение содержащееся в вопросе.

Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д. Вопросы задают о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.

Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама? Что делает собака? И т.д.- Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи ребёнка на ранних этапах. Наиболее значимые команды в реальной жизни: иди, сядь, уйди, пусти, спи, пей, ешь, встань.... Посторайтесь чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественном образом.- Домашний театр. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова. “ Куклы разговаривают”, “Кормление зверей” и т.д.

Имитация и звукоподражания.

Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.

Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Чтение.

Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

При отборе речевого материала следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трёхсложным. Весь картинный материал должен быть хорошо знаком ребёнку. На начальном этапе у ребёнка возникают трудности в звуковом оформлении слов, например на вопрос Кто там пришёл? Малыш вместо “дядя” отвечает “дя”, на вопрос Что тут растёт? Вместо “дерево” отвечает “веве”. Взрослый должен принимать любой вариант ответа, сам в это время утрированно проговаривать правильно.

Консультация для родителей детей раннего возраста
Подготовила учитель-логопед МБДОУ 67 "Медвежонок" г. Северодвинск Архангельской обл. Рзянина Наталья Ивановна
Тема: "Ранний возраст - это серьезно".

Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша

Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного ЧЕЛОВЕКА.

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Р ебенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др.

Главные приобретения этого возраста:

* способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром;

* развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка;

* возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;

* начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.

Открытие предметного мира

Ребенок открывает предметный мир очень рано, еще в младенчестве. Мир предметов завораживает и притягивает его. Он побуждает малыша к особым формам поведения, совершенно не похожим на те, которые он используем при общении с мамой. Уже в первом полугодии жизни у него у него складываются элементарные предметные действия, а к году можно насчитать до 50 разнообразных движений руки с предметом. Ребенок становится неутомимым исследователем. Любой попавшийся предмет, он рассматривает, ощупывает, тянет в рот, совершает с ним различные действия. Он запоминает именно те, которые совершает с предметом взрослый и в последствии вспоминает их и действует так же (специфические действия).

Важнейшее условие расширение объема специфических действий – окружающие малыша близкие люди. Они не только источник тепла, комфорта, любви, заботы, но и замечательные помощники в его действиях с предметом. Малыш никогда не откроет для себя всей полноты и богатства предметной культуры человека без помощи взрослого.

В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые, простые уроки действия с предметом. Он еще долго будет узнавать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего полноценного развития.

По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память, сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы которой закладываются в раннем возрасте.

Родителям необходимо помнить, что:

  • Ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях.
  • Ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца.
  • Малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.
  • Для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия.
  • Если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов.
  • Больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик.

Речевое развитие

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно , так как они составляют единое целое.

Первое полугодие второго года жизни – это период активного манипулирования речевыми звуками. Лепетное говорение достигает своей вершины. Оно приобретает совершенно понятные человеческие интонации и выразительность. Прислушиваясь к нему, сразу можно понять, сердится ли ребенок или радуется. Эмоциональные лепетные монологи похожи на иностранную речь, понятную по своему настроению. Почти у каждого ребенка в этом возрасте есть свои любимые слова, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет: «ба-ба-бах», «бух», «ням-ням» и т.п. Такое манипулирование речевым звуками доставляет большое удовольствие ребенку. Игры словами тренируют артикуляционный аппарат и способствуют развитию речевого слуха. У многих детей есть в арсенале несколько лепетных слов, которыми они называют отдельные предметы. Именно они являются предпосылками активной самостоятельной речи, фундамент которой закладывается именно в этом возрасте.

Изменение в сфере предметной активности во втором полугодии второго года жизни идет по всем направлениям, но в основе всех лежит речевое развитие ребенка, который начинает обращаться к взрослому с просьбами: «Помоги (дай, принеси, покажи, я сам)». Развитие речи приводит к тому, что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе их наглядных свойств, но и по смысловой принадлежности действий к целостным процессам: кормление, приготовление еды, стирка. Речевое развитие вносит в жизнь ребенка совершенно уникальный, чисто человеческий способ овладения предметным действием, основанный на объяснении, а не на показе действия.

В это время активно развивается фонематический слух – умение слышать и различать близкие по звучанию звуки. Эта способность развивается в практике общения со взрослым на протяжении первых двух лет жизни и особенно интенсивно в первой половине второго года жизни.

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

Основные условия полноценного развития речи:

  • · Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.
  • · Ребенок должен видеть лицо говорящего . Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.
  • · Взрослым необходимо произносить слова правильно, не смотря на то, что в раннем возрасте ребенок недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом и произносит не все звуки правильно. Нельзя разговаривать с ним «на его» языке. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.
  • · Чтение детям книжек является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.
  • · Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли. У детей более старших возрастов игры протекают молча, про себя .

Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в раннем возрасте огромное значение. Неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток необходимой информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка. А то и другое вместе – к отставанию в развитии.

Родителям необходимо знать, что если активная речь у ребенка появляется после трех лет – это повод для обязательного обращения к специалистам: отоларингологу (проверить состояние слуха ребенка), психологу, к учителю-логопеду.

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

Речь становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.

Все это и определяет основные задачи речевых игр.

  • Развивать речь как средство общения.
  • Формировать интерес к активному взаимодействию с взрослыми и детьми.

Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия с взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные игры.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 — 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Дети с возрастом начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Например: красный, зелёный, круглый, длинный и т.д.

Можно играть в такие игры как «Позови Петрушку», «Дружная семейка», «Кто в домике живет?», «Мишка топает», «Дай игрушку», «Кукла Катя» и др.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека доказано давно. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Во всем мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы теперь называем «пальчиковыми играми». Нашей родной народной педагогикой созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Приемы активизации речи детей 1 –3 лет

  • Совместное рассматривание предметов.

Взрослый, вместе с ребенком, наблюдает за чем-то, за кем-то. При этом он очень выразительно описывает все, что они видят. Например: «Смотри, какой котик, какие у него лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у котика. Котик сидит спокойно». При этом, важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами. И, конечно, всякие проявления активности ребенка к предмету следует поощрять и поддерживать.

  • Чтение потешек, стихов.

Взрослый повторяет стишок или потешку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, взрослый делает в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах, который приносит радость малышу и взрослому. Так развивается и речь, и память ребенка – так малыш начинает читать наизусть.

  • Знакомство с новым словом.

Новое слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект этого действия, усиливая, таким образом, интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, « Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют… Что курочка делает? Покажи, как она клюет…» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками.

  • Рассматривание картинок.

Взрослый и ребенок рассматривают вместе знакомые картинки. «Это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, - а что он делает? А где птичка? Покажи дерево?» Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но все же надо добиться, чтобы потом он ответил сам, глядя на ту же картинку. На третьем году жизни вопросы могут быть более сложными.

  • Поручения, требующие ответа-действия.

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от развития речи ребенка (пассивной и активной): поручение должно быть ему понятно и доступно, но потребовать от него сосредоточенности и не механических действий. Простейшая просьба – принести игрушку, лежащую на виду, когда ничто не отвлекает внимания ребенка. Более сложная – найти и принести игрушку, отобрав ее среди других: сначала двух, потом трех… Еще сложнее найти игрушку, лежащую не на виду, требуется целенаправленный поиск. Последующие задания включают поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом – пока еще словом взрослого. Помочь ему можно, повторив слово. Желательно, чтобы и ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра.

Лейля Халимова
Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше , чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период : помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться . Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте .

Для малыша в этом возрасте – родители , это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям , заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т. е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите : «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете : «Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За всё дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая. Только при полноценном владении ребёнком дошкольного возраста родным языком , мы сможем продуктивно решать задачи его всестороннего воспитания в самый подходящий период развития . Чем раньше мы начнём обучать малыша родному языку, тем привычнее он будет чувствовать себя в общении в дальнейшем. Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребёнка к систематическому изучению родного языка. Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка . Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь дошкольник активно усваивает разговорный язык, общается с окружающими людьми, устанавливает связи с миром. Всё это происходит благодаря тому, что головной мозг ребёнка имеет возможность очень быстро усваивать информацию в больших количествах. Поэтому за первые несколько лет жизни наша речь формируется до уровня взрослого человека.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов . Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Советы родителям по развитию речи детей .

1. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь : она должна быть четкой,правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью,за ее правильностью.

2. Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье- это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили,что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу) .

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка , он усваивает новые слова, обороты, развивает слух . И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным,выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное.

4. Уделяйте больше внимания развитию связной речи : рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам,составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше» ,»Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

5. Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.

6. Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.

7. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы , анализировать, развивают мышление . Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?» , «Почему?»

8. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра , через игру ребенок усваивает все быстрее.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» В методике обучения языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием детей в повседневной.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук Очень важно развивать мелкую.

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Речь – одна из основных линий развития ребенка.

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие» Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми мы должны помнить, что дети, приходящие в детский.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

МДОУ «Детский сад №4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая Волжского района Республики Марий Эл

Консультация для родителей

Подготовила и провела:

Воспитатель

Зайкова Г.Е.

д. Полевая

«Развитие речи детей раннего возраста»

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: как заниматься развитием речи с детьми раннего возраста? Ведь все прекрасно понимают, что речь и мышление тесно взаимосвязаны, и, желая воспитать умника или умницу, следует в первую очередь обратить внимание на занятия по развитию речи.

Итак, что нужно знать родителям, желающим заниматься развитием речи своего ребенка с самого его рождения? Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение. Оно должно быть тихим, но внятным. Современная практика заменять живое пение "фонограммами" классической или другой музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие "концерты" иногда ребенка просто "оглушают". О развитии речи и в целом о развитии в этом случае говорить не приходится. Помимо пения, конечно же, необходимо как можно больше просто разговаривать с малышом буквально с самого его рождения.

Обязательно всегда откликайтесь на плач ребенка. Помимо сигнала о дискомфорте крик или плач - это еще и призыв к общению, ведь кроме пищевого голода бывает еще и сенсорный, и именно из-за него малыши из домов ребенка часто отстают в развитии от благополучных ровесников. Все действия - переодевание, кормление, купание, некоторые домашние дела - сопровождайте комментариями, подобием беседы. Например: "Сейчас посмотрим, что тебе там не нравится, почему ты плачешь".

Очень важно, чтобы малыш видел вашу мимику, а точнее артикуляцию, это правило остается в силе на протяжении всего периода освоения речи и занятий по ее развитию. Именно это поможет в дальнейшем ребенку быстрее усвоить произнесение тех или иных звуков.

Пока еще невозможно научить малыша подражать тем звукам, которые есть в нашей (взрослой) речи, можно научить его повторять за собой то, что уже умеет произносить он сам. "Ба-ба-ба", - лепечет малыш, и вы подхватывайте эти слоги. После некоторой паузы вы можете услышать их снова из уст ребенка.

  • лучшее время для такой игры - примерно спустя час после того, как малыш проснулся. Обязательное условие - его хорошее настроение.
  • помните, что когда вы произносите звуки, которые нужно повторить, малышу должно быть хорошо видно вашу артикуляцию.
  • начинайте с простого. Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: "а-а-а", "у-у-у". Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился "переключать" движения органов речи. Потом наступает черед подражания отдельным слогам и комбинациям их.
  • не перегружайте свою речь во время "уроков подражания": "Сашенька, а ну-ка, скажи "а-а-а"...". Лишние слова лишь "затеняют" звук, повторения которого вы хотите добиться.

Сначала малышу будет непросто повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 10 умение подражать усовершенствуется, и впоследствии он сможет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было.

Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать стимулировать тактильные ощущения его кистей рук (пальчиковые игры). Самое легкое упражнение - легкие круговые поглаживания ладони по часовой стрелке. Эта тактильная стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

И конечно, самыми важными для развития речи движениями являются движения артикуляционного аппарата: языка, губ и т. д. Причем, тренировка мышц речевого аппарата младенца происходит не только, когда он гулит или лепечет, но и когда дышит, дует, глотает, сосет грудь и жуёт. Кстати, замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже "искусственников", а те малыши, которых своевременно приобщили к твердой пище, говорят намного чётче сверстников, которых долго кормили протертой пищей и жидкими кашками. Кроме этого, конечно же, есть специальные упражнения для развития речевого аппарата. Упражнения для занятий по развитию речи с детьми раннего возраста. Звукоподражание и артикуляционная гимнастика

Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.

Игры, развивающие речевое дыхание

Как уже упоминалось, очень полезно дуть - тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т.

п.). Например, если малыш уже видел снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: "Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?". Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

- Где позвонили?

Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.

Узнай по слуху

Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов.

Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.

Упражнение на понимание речи. "Зайчики"

С годовалым ребенком уже можно поиграть в такую игру.

Ведущий говорит: "Давай поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения".

Текст: По лесной лужайке

Разбежались зайки. (легкий бег)

Вот какие зайки,

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок. (движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем "ушки")

Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен "образовательным", а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:

  • говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;
  • каждый день читайте ребенку стихи, сказки обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас несколько раз прочитать его любимую сказку.
  • игра - основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.
  • не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания

Вам также будет интересно:

Детский макияж на хэллоуин Процесс создания грима Скелет для парня на Хэллоуин
Макияж играет огромную роль для человека в момент празднования Хэллоуина. Именно он...
Какое масло наиболее эффективно и полезно для роста ресниц, масло в аптеке для ресниц
Наверное, каждая женщина в мире знает, что один из главных секретов загадочного и...
Парень бросил как успокоиться Как развеселить девушку которую бросил парень
Как же девушке пережить разрыв достойно? Девушка очень тяжело переживает расставание,...
Как научить ребенка уважать взрослых
Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы...
Тату в стиле нео традишнл
Нео традишнл – это стиль тату, представляющий собой смешение различных техник. Приобрел...