Коррекционно-развивающие занятия с подростками
«группы риска»
Педагог-психолог О.С. Алтухова
Пояснительная записка
Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.
В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.
Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Цель программы:
формирование психосоциальной компетентности у подростков.
Задачи программы:
обеспечение воспитанника средствами самопознания;
развитие внутренней активности подростка;
развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;
перенос положительного опыта в реальную жизнь.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.
Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.
Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.
Ожидаемые результаты.
изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);
приобретаются жизненно важные навыки:
- умение общаться;
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение владеть эмоциями;
- умение принимать решения.
Занятие № 1
Ход занятия
1. Приветствие.
3. Основная часть.
Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):
- Самый большой страх – это
- Я не доверяю людям, которые
- Я сержусь, когда
- Я не люблю, когда
- Мне грустно, когда
- Когда я спорю
Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).
Работа над гербом.
Три слова, которые я хочу о себе слышать
Я умею лучше всего
Место, где мне хорошо и уютно
Мое самое большое достижение
Три человека, которым я могу доверять
4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».
- Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела
- Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях
- Стать более уверенными, вспомнив свои
- Мысленно представить то место
Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 2
Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).
Когда на меня повышают голос
Самое грустное для меня
Человек считается неудачником, если
Мне скучно, когда
Я чувствую неуверенность, когда
Упражнение «Какой я?»
- Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.
- Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.
4. Упражнение на закрепление.
- Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.
- Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.
- Нарисуй его.
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 3
Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.
- Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.
3. Основная часть.
Упражнение «Ассоциации».
Подобрать ассоциации к словам:
семья школа
друг преступление
Упражнение «Принятие чувств».
-Выбери, как бы ты сказал:
- Не смей его бить! Он же маленький! или
- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.
Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или
- Не бойся, собака тебя не тронет.
Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или
- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?
Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты или
- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.
4. Упражнение на закрепление.
- Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 4
Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».
3. Основная часть.
Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.
Упражнение «Мой мир».
- Анализ, где находится «я» (самооценка).
- Анализ цвета звезды.
- Отдаленность от родителей.
- Кому достались звезды черного и серого цвета.
- Что хотели бы изменить.
4. Упражнение на закрепление.
Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 5
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Мое отражение».
- Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.
- Ответь на вопросы:
- Что привлекательного вы видите в этом человеке?
- За что его можно любить?
- Что не нравится?
- Эти качества важны для жизни?
Упражнение «Нападающий и защищающийся».
Ребенку предлагается та или иная роль:
1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;
2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.
- Как себя чувствуешь в каждой роли?
- Какая роль больше по душе?
4. Упражнение на закрепление.
Заполнение таблицы из предложенного списка.
Что мне помогает
Что мне мешает
Каких качеств больше?
- Что хотел бы добавить в первую колонку?
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 6
Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.
Ход занятия.
1. Приветствие.
3. Основная часть.
Упражнение «Детство»
Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.
Упражнение «Конфликтная ситуация».
Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.
Правила решения конфликтов.
- выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;
- постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;
- дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;
- обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.
4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».
Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 7
Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»
3. Основная часть.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.
Беседа.
Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?
Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.
4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».
Я очень хочу, чтобы в моей жизни было
Я пойму, что счастлив, когда
Меня огорчает, что
Мое здоровье это
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 8.
Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Отказ».
Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.
Упражнение «5 шагов отказа»
- сразу сказать твердо «нет»;
- согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но»;
- если давление продолжается, можете перейти в наступление;
- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;
- предложить компромисс. «Давай лучше».
Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».
4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».
Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 9.
Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
3. Основная часть.
Упражнение «Ассоциации».
Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».
Упражнение «Портрет агрессивного человека».
Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.
Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».
Обсуждение.
4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».
Придумать и записать надпись на своей «футболке».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Занятие № 10.
Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Я могу, я умею»
Упражнение «Волшебное зеркало».
Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.
Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».
4. Упражнение на закрепление «10 Я».
Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».
6. Обратная связь.
7. Прощание.
Литература
Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.
Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.
Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.
титушина наталья
Работа школьного социального педагога с детьми группы «риска»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 г . Чебоксары»
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ГРУППЫ «РИСКА »
Характеристика подростков группы «риска »
Школьные факторы риска
1. Привычное прогуливание уроков с употреблением ПАВ возле школы .
2. Негативный взгляд на школьный опыт .
3. Уклонения от участия в школьной деятельности .
4. Отсутствие контакта с учителями.
5. Низкий уровень использования доступной помощи.
Факторы риска в среде сверстников .
1. Общение с девиантными подростками.
2. Общение с «прогульщиками» и употребляющими ПАВ.
3. Общение со сверстниками, не имеющими целей продвижения в учебе.
4. Восприимчивость к негативному влиянию сверстников.
Семейные факторы риска .
1. Семейный стресс и серьезные конфликты в семье.
2. Слабая связь семьи со школой .
3. Нечеткие, недостаточно строгие правила в семье
4. Насилие в воспитании.
5. Злоупотребление наркотиками или алкоголем в семье.
6. Неопределенные представления о норме употребления ПАВ в семье.
Индивидуальные факторы риска .
1. Импульсивность.
2. Лтсутствие навыков преодоления стресса и принятия решений.
3. Неконтролируемые эмоции.
4. Беспомощность в учебе.
5. Употребление ПАВ для маскировки чувств.
6. Низкая самооценка, отклонения в представлении о себе.
7. Недостаточные социальные навыки общения .
изучения семьи школьника группы «риска »
1. Состав семьи.
2. Общие сведения о родителях (лицах их заменяющих) .
3. Материальное благополучие семьи.
4. Жилищные условия семьи.
5. Образование родителй (лиц их заменяющих) .
6. Участие родителей (лиц их заменяющих) в общественной деятельности.
7. 7. Культура общения и взаимоотношений в семье.
8. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?
10. Характктеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка в семье.
11. Осуществление контроля со стороны родителей (лиц их заменяющих) за поведением и учебой школьника .
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
ГРУППЫ «РИСКА » .
(проверка работы классного руководителя с детьми группы «риска » )
Выбрать 1-2 класса, где больше всего детей, относятся к данной категории.
Имеется ли план воспитательной работы , утвержденный заместителем директора по воспитательной работе . Какие мероприятия проведены;
- социальный паспорт класса ;
Состав родительского комитета;
Тематика родительских собраний на учебный год;
Сколько детей состоит на внутришкольном учете , на учете в милиции, комиссии. За что и когда был поставлен на учет. Учет и анализ правонарушений учащихся класса за предыдущие годы;
Где занимаются эти дети во вннеурочное время, имеют ли общественные поручения, шефа-наставника, какое участие принимают в жизни класса, проведении общешкольных мероприятий ;
Сколько семей трудновоспитуемых посетил классный руководитель, было предпринято по улучшению условий жизни и учебы ребенка;
Какие меры принял классный руководитель по изоляции ребенка из неблагополучной семьи;
Какая материальная помощь оказана сиротам, детям из малообеспеченных семей (перечислить по фамилиям, что именно) ;
Как организуется контроль над отдыхом детей в каникулы, выходные, а также за посещением трудновоспитуемых кружков и секций;
Индивидуальные планы работы с детьми группы «риска » . Его исполнение, анализ проведенных мероприятий, их эффективность.
КАРТОЧКА УЧЕТА
ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Название ОУ :___
Ф. И. О. ребенка ___
Классный руководитель ___
Адрес, телефон ___
Мать (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы рабочий телефон )___
Отец (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы , должность, размер зарплаты, рабочий телефон ) ___
Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних) ___
Даты обследования на дому ___
Индикатор неблагополучия школьника ___
Форма работы с ребенком ___ ___
Формы работы с семьей
Необходимая помощь
Дата постановки на учет ___
Причина постановки на учет ___
Дата снятия с учета ___
Причина снятия с учета ___
Социальный педагог : /Н. В. Титушина. /
Индикатор неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности :
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Проведение свободного времени
Отношение к труду и профессиональной ориентации
Поведение и поступки
Форма работы с ребенком :
Проведение профилактических бесед
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
Направление на консультацию к психологу или к врачам
Содействие в трудоустройстве
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута
Разбор конфликтных ситуаций
Посещение на дому
Формы работы с семьей :
Посещения
Приглашение на Совет профилактики, КДН,
Привлечение к работе в классе , в школе
Проведение консультаций для родителей
Выступление на родительских собраниях
Оценка жизненных целей ребенка, его направленности
Вопросы : (выбери и подчеркни) .
1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего (выбери пять главных проблем)
Денежные проблемы твоей семьи
Отношения с родителями
Отношения между родителями
Отношения со сверстниками
Конфликты с педагогами
Трудности усвоения школьной программы
Здоровье близких родственников
Чем заняться в свободное время
Личная жизнь
Что-либо другое (что именно)
2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
С высокой зарплатой
С гарантией от безработицы
Престижную
Не вредную для здоровья
Связанную с разъездами, новыми впечатлениями
Требующую личной предприимчивости, изобретательности
Нужную стране,людям
Связанную с общением с детьми
Связанную с общением с животными
Другую (какую именно)
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
Карта наблюдений разработана для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным педагогом совместно .
Ф. И. учащегося ___Класс ___
Критерии наблюдения Не наблюдается Иногда Часто
1. Учебная деятельность :
Равнодушие;
Нежелание учится;
Низкая успеваемость;
Затруднения в освоении учебных программ;
Систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам
2. Взаимоотношения со сверстниками.
- Положение в классе :
Изоляция;
Противопоставление себя коллективу;
Положение дезорганизатора;
Положение вожака микрогруппы , состоящей из «трудных» учащихся.
Взаимоотношения со сверстниками :
Жестокое обращение со слабыми и младшими;
Пренебрежительное отношение к сверстникам;
Принадлежность к той или иной молодежной группе
3. Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями :
Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
Грубость, хамство;
Бестактность;
С родителями :
Конфликтный характер;
Грубость, хамство.
4. Проведение свободного времени :
Бросил заниматься в кружке, секции, студии;
В основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице) ;
Употребляет спиртные напитки;
Зарабатывает себе на жизнь.
5. Отношение к труду, профессиональная ориентация.
Выбор профессии (для старшеклассников) :
Незнание своих возможностей и способностей;
Профессиональная неопределенность;
Неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.
Отношение к труду :
Отрицательное отношение к работе ;
Невыполнение трудовых обязанностей в школе ;
Неисполнение трудовых обязанностей дома;
Недобросовестное отношение к труду.
6 Поведение и поступки.
В школе :
Прогулы;
Нарушение дисциплины;
Нецензурная брань;
Жаргонная речь;
Порча школьного имущества ;
Срыв уроков;
В семье :
Побеги из дома;
Невыполнение домашних обязанностей;
Непослушание;
Противоправные поступки :
Бродяжничество;
Попрошайничество;
Азартные игры;
Употребление наркотиков;
Проституция;
Вымогательство;
Порча имущества;
Нанесение телесных повреждений (в результате драки) .
Классный руководитель :
Социальный педагог : Н. В. Титушина
Психолог : Н. А. Панова
Настоящая программа осуществляет систему психологического сопровождения учащихся школы, включенных как в психологическую, так и в общешкольную «группу риска» (ВШК), составленную по результатам диагностики, проходящей 2 раза в учебный год в виде включенного наблюдения, изучения личных дел, бесед с лечащими врачами, родителями, педагогами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 г. Тюмени
|
Пояснительная записка.
Продолжающиеся изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, происходящая в обществе, оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Основное внимание в данной программе уделяется школьной и социальной дезадаптации. Нежелание учиться – проблема, которая влечет за собой дальнейшие жизненные сложности. Но именно на уровне школы наиболее эффективно работать с данной проблемой, использую школу как мини-модель общества.
Понятие дети «группы риска» и состав такой группы зависят от тех параметров, которые закладываются в выборку группы учащихся для более структурированного и плотного психолого-педагогического сопровождения с учетом иных форм контроля и при необходимости специальных маршрутов. Настоящая программа осуществляет систему психологического сопровождения учащихся школы, включенных как в психологическую, так и в общешкольную «группу риска» (ВШК), составленную по результатам диагностики, проходящей 2 раза в учебный год в виде включенного наблюдения, изучения личных дел, бесед с лечащими врачами, родителями, педагогами.
Данная группа учащихся отбирается по следующим параметрам:
- Особенности адаптационного периода (учащиеся, поступившие в образовательное учреждение в данном учебном году, полугодии, а также соответственно все учащиеся 1 класса);
- Психоэмоциональные особенности состояния, статуса учащегося;
- Особенности диагностического компонента;
- Особенности поведенческого компонента, связанные с социальными рисками или риском для здоровья учащегося и окружающих;
- Выраженная социальная дезадаптация;
- Нахождение в сложной жизненной ситуации (в том числе проблемы в семье);
- Обращение классного руководителя или учителя к педагогу-психологу.
Целью программы является осуществление психологического сопровождения учащихся, нуждающихся в повышенном внимании, непосредственной помощи или контроле в связи с различными особенностями психики или социального статуса, создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
- помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
- психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
- профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
- профилактика истощаемости и утомляемости учащихся
- профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ (совместно с другими специалистами, администрацией и классными руководителями).
Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, коррекция отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах.
В рамках данной программы работа с учащимися, входящими в «группу риска осуществляется следующим образом:
- Индивидуальная работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку..
- Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
- Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом может рассматриваться как консультативное сопровождение индивидуального случая.
В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.
По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления дальнейшей коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми и подростками, при необходимости разработан индивидуальный маршрут сопровождения.
Продолжительность каждого занятия зависит от тематики, запроса и структуры, и при необходимости может быть осуществлена серия занятий с учащимся, состоящая из нескольких встреч. Единовременно занятие не превышает 60 минут.
Направления работы:
А) совершенствование системы социально-психологической поддержки детей из малообеспеченных семей,
Б) помощь детям и подросткам с девиантным поведением,
В) помощь в социализации и адаптации, обучение эффективным средствам и способам самореализации.
1. Дети, имеющие проблемы адаптации:
а) дети со слабым здоровьем;
б) тревожные;
в) с низкой самооценкой;
г) с проблемами в общении (социально отверженные);
д) с проблемами в самореализации;
е) с трудностями в обучении
2. Девиантные дети (отдельно дети с проявлением агрессии и без проявлений агрессии):
а) безнадзорные (побег из дома и пропуски уроков);
б) дети с вредными привычками (алкоголизм, наркомания, курение);
в) дети с проявлениями клептомании;
г) дети с плохой обучаемостью;
д) нарушители дисциплины
3. Социально незащищённые дети:
а) малообеспеченные дети;
б) дети из неполных смей;
в) дети из неблагополучных семей;
г) дети из семей с неадекватным стилем детско-родительских отношений
Этапы реализации программы:
I. Выявление проблем, диагностика:
1.1. изучение личностного потенциала детей;
1.2. изучение состояния здоровья детей;
1.3. изучение условий развития (социальная ситуация развития)
II. Профилактика попадания ребёнка в группу риска, профилактика социально-опасных для ребёнка последствий:
2.1. информационное обеспечение адекватного образа жизни;
2.2. обогащение социального опыта детей;
2.3. развитие самосознания, помощь в открытии ребёнком своих возможностей;
2.4. обучение наиболее эффективным средствам самореализации;
2.5. обогащение культурного багажа, расширение кругозора;
2.6. обучение этике поведения;
2.7. профилактика безнадзорности;
2.8. устранение или смягчение факторов, имеющих отрицательное влияние на детей;
2.9. витаминизация и фитотерапия;
2.10. материальная поддержка малообеспеченных семей;
2.11. обучение социально – психологическим формам поведения и саногенному мышлению
III. Коррекция нежелательных форм поведения и психологических проблем у детей:
3.1. повышение адаптационных возможностей:
3.1.1. снижение тревожности;
3.1.2. повышение самооценки;
3.1.3. развитие потенциала ребёнка;
3.1.4. помощь в приобретении положительного социального опыта;
3.1.5. обогащение социальных ролей;
3.1.6. укрепление здоровья детей;
3.1.7. развитие творческих способностей;
3.1.8. построение новых жизненных перспектив;
3.1.9. развитие позитивного образа «Я»;
3.1.10. развитие критичного мышления;
3.1.11. формирование эффективных способов саморегуляции;
3.2. замена отрицательной референтной группы на социально положительную.
Формы работы:
1. Диагностика:
Наблюдение;
- тестирование;
- беседы с детьми;
- беседы с педагогами и родителями;
- анкетирование
И нформация об учащихся (сбор сведений; акты)
Информация о семьях (сбор сведений, акты)
Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
Списки состоящих на учете
Списки уклоняющихся от учебы
Папка классного руководителя
2. Профилактика:
Лекции и беседы специалистов для детей, родителей и педагогов;
Организация встреч с интересными людьми;
Организация тренинговых занятий;
Организация досуговых форм;
Смена обстановки, погружение в новую, педагогически обогащённую ситуацию;
Проведение медицинских мероприятий по оздоровлению
Профилактика правонарушений
- Беседы по факту
- Операция "Внимание, дети"
- Акция "Детям - заботу взрослых"
- Лекции специалистов, классные часы
- Конференция "Знаешь ли ты закон?"
- Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
- Кинофильмы "Вредные привычки"
- Родительские собрания
- Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
- Выступления с информацией о состоянии преступности
- Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
- Профилактика употребления ПАВ
- Организация летнего отдыха
- Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
- Работа родительского комитета
- Рейды в семьи
- Работа органов ученического самоуправления
3. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
Организация досуговых мероприятий, экскурсий;
Организация кружков, студий и секций;
Кураторство семьи;
Организация самодеятельности и творчества – конкурсов, концертов, агитационных акций, выставок;
- организация новых форм общения (школьные СМИ, неформальные встречи, походы и пикники, вечерние «огоньки» и т.д.);
Организация социально-психологических тренингов;
Аутотренинг;
Мероприятия по типу КТД;
С нижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения;
Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми).
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Работа с учащимися;
Работа с семьей;
Работа с педагогами;
Организация досуга детей
Работа с семьей.
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
Разработка основных правил семейного воспитания;
Создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
Всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей
Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
Просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
Психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
Психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
Анкетирование;
Опрос родителей и детей;
Совместные праздники;
Творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
Формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
Организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
Работа с педагогами
Цели и задачи:
Расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
Дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей;
Расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Работа с учащимися
Цели и задачи:
Формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
Профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
Профилактика правонарушений;
Психокоррекция;
Профориентация;
Пропаганда здорового образа жизни.
Адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
Создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
Сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
Укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
Переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
Метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
Изучение интересов и потребностей детей данной категории;
Расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
Методическое сопровождение мероприятий досуга;
Организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)
Формы контроля:
- Индивидуальные карточки учета
- Рейды в семьи повторные
- Рейды в вечернее время
- Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН
- Совместная работа с инспектором по охране прав детства
- Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
- Проверка занятости после уроков
- Анализ социального паспорта семей школы
- Совещания при директоре
- Административные совещания
- Методические семинары
Критерии оценки эффективности работы в рамках программы:
- расширение круга общения детей;
- повышение уровня адаптации, снижение тревожности;
- повышение социального статуса детей;
- расширение вариативности социального поведения;
- снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья;
- уменьшение количества конфликтных ситуаций;
- уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине;
- повышение успеваемости;
- повышение социальной активности, проявление творческих способностей;
- улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей.
Методологическая основа проекта:
1. личностно-ориентированная педагогика;
2. гуманистические принципы психологической помощи ребёнку.
Методологическое оснащение программы:
Актуальность и новизна программы состоит в том, что она:
- состоит из 3-х основных блоков работы, ориентированных на различные категории детей (группы риска);
- является системой пролонгированных практик учащихся, представляющих образовательно-воспитательную программу в осенне-зимне-весенне-летние каникулы;
- представляет систему мероприятий развития личности ребёнка, так как организован по принципу погружения детей в психологически благоприятную среду, создания оптимальной социальной ситуации развития, благодаря которой становится возможно формирование у детей новых форм поведения, нового образа жизни;
- представляет собой форму сотрудничества с медицинскими, социальными и воспитательными учреждениями.
Принципы программы:
- Добровольное участие сторон (родителей и детей) в программе.
- Соблюдение прав детей.
- Организация и проведение мероприятий проекта в соответствии с нормативно- правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта.
- Соблюдение педагогической и психологической этики.
Данная программа рекомендована педагогам, педагогам- психологам, классным руководителям, социальным педагогам для работы с детьми в возрасте от 9-ти до 18-ти лет, что соответствует 2-11 классам. Программа рассчитана на 2015-2017уч.гг.
Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах будут проходить по приведённому ниже плану, но будут различаться содержательно, с учётом специфики группы, поэтому для каждой группы будут приглашаться специалисты. Будет проводиться диагностическая и профилактическая работа социального педагога и психолога в семьях этих детей.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок | Организатор | Ответственный |
|
Диагностический модуль |
|||
Сентябрь-октябрь | Социометрическое исследование классных коллективов, выявление учащихся с низким социальным статусом | Педагог- психолог | Н.В.Курманова классный руководитель |
Сентябрь-октябрь | Анализ социальных паспортов классных коллективов, выявление детей «группы риска» | Социальный педагог, инспектор по охране детства | А.Г. Бородина Н.В.Курманова |
Октябрь | Социально-психологическое тестирование учащихся 7-11 кл | Педагог- психолог | А.Г. Бородина Н.В.Курманова |
Октябрь-ноябрь | Профессиональные предпочтения выпускников 9,11 кл | Педагог- психолог, ответственный за профориентацию | Н.В.Курманова Э.В.Водилова |
Ноябрь-декабрь | Мониторинг эмоциональных состояний учащихся 7-11 кл | Педагог- психолог | Н.В.Курманова классный руководитель |
Февраль | Мониторинг мотивации выбора профессии 8, 10 кл | Педагог- психолог, ответственный за профориентацию | Н.В.Курманова Э.В.Водилова |
Март-апрель | Мониторинг жестокого и несправедливого обращения с несовершеннолетними 5-11 кл | Педагог- психолог | Н.В.Курманова |
Практический модуль |
|||
15.09.16 22.09.16 | Занятие №1 «Мечта моей жизни». Цель: Раскрыть и осознать в себе положительные качества личности, определить цель в жизни. | Педагог- психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №2 «Контраргуманты» . Цель: Помочь разобраться в себе, в своих привычках, недостатках. Профилактические беседы (личностный рост) | Педагог- психолог | Н.В.Курманова |
|
15.09.16 | Проведение профилактических рейдов, с целью проверки занятости школьников. Посещение кружков, секций. | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
сентябрь | Методическая помощь и консультирование педагогов по организации профилактических мероприятий Индивидуальные консультации по вопросам профилактики употребления ПАВ детьми и подростками | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
сентябрь | Организация родительских собраний в ОУ «Иммунохроматографическое тестирование детей как фактор профилактики асоциальных проявлений подростков» (с участием ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», ГБУЗ ТО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», УФСКН РФ по Тюменской области, ПДН, КДН) | Социальный педагог | И.Н.Мельников |
сентябрь | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева |
|
20.09.16 | Сбор информации об обучающихся, подозреваемых в употреблении ПАВ. Консультирование родителей, педагогов. Индивидуальные занятия с обучающимися «Вредные привычки и как их преодолеть»; «Последствия употребления ПАВ». | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
13.10.16 25.10.16 | Занятие №3 «Какой Я?», «Моя индивидуальность!» Цель: Осознать свою индивидуальность и неповторимость, развитие толерантности по отношению к окружающим Профилактические беседы (толератность) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №4 «Скажи мне кто твой друг» Цель: Понять насколько хорошо или плохо мы знаем окружающих людей. Профилактические беседы (безконфликтное взаимодействие) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
|
Круглый стол с субъектами профилактики «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних» | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
|
октябрь | Формирование электронной методической библиотеки для педагогов на сайте школы Создать виртуальную копилку материалов посвященных профилактики употребления ПАВ, предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
октябрь | Социальный педагог | И.Н.Мельников |
|
октябрь | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева |
|
27.10.16 | Консультирование педагогов и родителей: «Особенности поведения людей, употребляющих ПАВ. Признаки» видеоролик. Лекторий: Взаимопонимание, как основа эмоционального благополучия в семье» | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
10.11.16 17.11.16 | Занятие №5 «Мои сильные и слабые стороны». Цель: Осознать свои достоинства и научится их применять в конкретных жизненных ситуациях. | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №6 «Моя поддержка» Цель: Научиться анализировать на кого можно положиться в трудной ситуации Профилактические беседы (командообразование) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
|
ноябрь | Мониторинг обучающихся, пропустивших более 40 часов без уважительной причины, представление информации по форме в Департамент образования и ПДН. | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
ноябрь | Индивидуальные консультации по вопросам профилактики ПАВ детьми и подростками (включая летний период) | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
ноябрь | Деятельность по индивидуальным программам реабилитации обучающихся, совершивших преступления, общественно-опасные деяния, фиксация результатов в личных делах. | Социальный педагог | И.Н.Мельников |
ноябрь | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева |
|
24.11.16 | Беседа с родителями «Контроль со стороны родителей о новых контактах, знакомых. Круг общения, круг интересов». Беседы с родителями «Родители - как образец для подражания. Установки семьи». | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
05.12.16 | Консультирование классных руководителей «Мотивация к трудовой деятельности, профессиональные склонности». Лекторий для родителей: «Профессии: которые выбирают наши дети». Индивидуальные консультации «Пути преодоления асоциального поведения». | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
16.12.16 23.12.16 17.01.17 | Занятие №7 «Автопортрет», «Ассамблея одаренных», «Минута славы». Цель: Научиться самопрезентовать себя перед окружающими людьми. Профилактические беседы (личностный рост) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №8 «Без маски». «Профилактика конфликтности». Цель: Осознать свои внутренние, скрываемые от окружающих переживания. Профилактические беседы (несправедливое отношение) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
|
Занятие №9 «Письмо в будущее». «Здоровье – стимул, для реализации своей мечты». Цель: Осознать собственные желания и потребности в данный момент. Профилактические беседы (Я-концепция) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
|
декабрь | Проведение консультаций, информационно-разъяснительных бесед с обучающимися и родителями, фиксация результатов работы в журналах учёта посещений. | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
декабрь | Участие в проведении недель правовых знаний, включая викторины, конкурсы, беседы «Против зла всем миром» | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
январь | Социальный педагог | И.Н.Мельников |
|
январь | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева |
|
19.12.16 | Индивидуальное консультирование родителей, педагогов «Возрастные, индивидуальные особенности учащихся 5-9 кл, причины употребления ПАВ». Лекторий: Свободное время старшеклассника», «Чем живет подросток после школы? Внеучебные интересы Вашего ребенка». Беседы с родителями «Родители - как образец для подражания. Установки семьи». | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
08.02.17 12.02.17 26.02.17 | Занятие № 10 «Я высказывание в жизни человека». Цель: Обучить учащихся навыкам «Я» - высказывания для увеличения спектра чувств и переживаний и эмоций. Профилактические беседы (коммуникативные навыки) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие № 11 «Эмоции и темперамент». Цель: Обучить адекватному реагированию на различные виды эмоций людей различного темперамента. Профилактические беседы | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
|
Занятие №12 «Я и моя семья». Цель: Оценить и осознать свое местонахождение и значимость в окружении семьи. Профилактические беседы (семейные и социальные ценности) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
|
февраль | Проведение совместных рейдов с инспектором по охране детства и классными руководителями в семьи обучающихся, состоящих на учёте или находящихся в группе риска. | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
февраль | Проведение мероприятий в рамках областной акции «Я выбираю спорт, как альтернативу вредным привычкам!» на базе (опорных) кабинетов профилактики ПАВ | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
февраль | Социальный педагог | И.Н.Мельников |
|
февраль | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева |
|
20.02.17 | Беседы: «Патриотизм и служба в армии». Акция: «Забота о ветеранах», круглый стол «Отцы и дети, давайте понимать друг друга!» | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
04.03.17 18.03.17 | Занятие №13 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения». Профилактические беседы (позитивное мышление) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №14 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения » Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов. Профилактические беседы (мотивация к обучению) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
|
март | Проведение классных часов на тему « Я-гражданин» 5-11 классы | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
Март | Интернет урок «Имею право знать». Семинар для педагогов: - « Организация работы с родителями с целью активизации профилактического потенциала семьи» | Руководитель кабинета ПАВ | К.М.Лукащук |
Март | Социальный педагог | И.Н.Мельников |
|
март | Инспектор по охране детства | Е.В.Писарева |
|
21.03.17 | Неделя здоровья: «Быть здоровым здорово». Беседы с учащимися о здоровом образе жизни «Мотивация на формирование здорового жизненного стиля» | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
12.04.17 18.04.17 | Занятие №15 «Я взрослею». Цель: Помочь осознать изменения происходящие в психике и теле в зависимости от возраста. Профилактические беседы (здоровьесбережение) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие № 16 «Во что люди могут вовлекаться». Цель: Объяснить и расширить понятия наркомании, токсикомании, игромании, алкоголизме. Профилактические беседы (здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
|
20.04.17 | Отработка навыков межличностного общения в детской среде, снижение уровня тревожности, конфликтности путем психологических тренингов «Я+МЫ!» | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
15.05.17 22.05.17 | Занятие № 17 «Мужчина и женщина». Цель: Ознакомить с элементарными понятиями полового воспитания. Профилактические беседы (самооценка, личностный рост) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
Занятие №18 «Почему ребенок должен управлять собой». Цель: Проанализировать полученные знания и умения. Психологическое анкетирование. Профилактические беседы (саморегуляция, самоконтроль) | Педагог-психолог | Н.В.Курманова |
|
май | Оформление актов посещения при посещении квартир обучающихся по запросу классных руководителей с целью проведения социально-педагогического патронажа | Социальный педагог | А.Г.Бородина |
май | Проект «Здоровая школа» Беседы |
Психологическое сопровождение
детей «группы риска»
Цель- создание и обеспечение педагогических и социально-психологичес ких условий, позволяющих учащемуся успешно функционировать и развиваться в школьной и общественной среде .
Задачи:
Проведение диагностического исследования ребенка и его родителей;
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений.
Занятия, направленные на развитие саморегуляции, сотрудничества, адекватного проявления активности, инициативы и самостоятельности.
тренировать навыки социального общения, обучить социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение .
Программа диагностики:
Семья
Проведение методики «Кинетический рисунок семьи» С. Кауфман, Р. Бернс. Мы сможем узнать информацию о субъективной семейной ситуации. Она поможет выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации своего места в семье, а также его отношение к членам семьи;
Беседа с родителями поможет выявить отношение к ребенку;
Проведение тест-игры «Почтальон» позволяет выявить характер аффективного отношения ребенка к семейной среде, эмоционального отношения родителей к ребенку в его восприятии и ответного отношения к ним и другим членам семьи, а так же особенности удовлетворения в семье потребностей ребенка в общении и эмоциональном контакте;
Методика «Фильм-тест» Р. Жиля;
Методика «Незаконченные предложения»;
Методика «Родителей оценивают дети».
2. Учебная деятельность
Изучение документов (журнала, дневника) поможет узнать об успеваемости на тех или иных предметах.
Беседа с учителями-предметниками поможет оценить поведение ребенка на уроках, как он усваивает материал, беседа с классным руководителем может дать общую характеристику о ребенке.
Проведение методики изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой поможет выявить предпочитаемые учебные предметы, отношения к ним, выявление того почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные), положительное или отрицательное отношение к отдельным предметам и к учению в целом.
Проведение методики Н. Г. Лускановой позволяет выявить уровень школьной мотивации обучающегося (отношение к школе, наличие или отсутствие школьной дезадаптации).
Проведение социометрии поможет дать информацию о реальной роли ребенка в классе, определить межличностные отношения.
3. Личностные качества
проективные методики: « Человек под дождем»; «Дом. Дерево.Человек»
исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;
Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса;
Тест детской апперцепции (CAT);
методика А.П. Венгера;
тест школьной тревожности Филлипса;
шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
личностный опросник Айзенка;
«Карта наблюдений», предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой.
Программа социально-педагогического сопровождения
Работа с семьей
Индивидуальные консультации родителей. Выявление проблем семейного воспитания, создание положительной мотивации в воспитании ребенка. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
Работа с педагогическим коллективом
Беседа с классным руководителем о заинтересованности ребенка учебным процессом, как он ведет себя на уроках. По результатам диагностики и беседы с ребенком, проконсультировать об индивидуальных особенностях ребенка, дать рекомендации о необходимой помощи ребенку в учебной деятельности.
Работа с классом
Проведение психологической игры «Один в поле не воин», создать условия для сплочения коллектива; дать возможность общаться больше друг с другом; взаимоподдержки; научить анализировать характер других; воспитывать доброжелательность в детях.
Работа с ребенком
1.Проведение беседы с ребенком, установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним.
2. Диагностическая работа (выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения учащегося к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям)
3.Индивидуальная работа с ребенком стоится по результатам диагностики, актуальных проблем развития.
ученика 3 г класса
Результаты диагностики:
Отмечаются положительные эмоциональные отношения с матерью, братом и бабушкой. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к бабушке. В характеристике самого ребенка преобладает любопытство. По отношению к отцу испытывается скрытое чувство обиды (отсутствие фигуры отца и нежелание отвечать на вопросы), что отражает проблемы в семейной сфере (родители находятся в разводе). Данное обстоятельство вызывает в некоторых моментах чувство беспомощности, тревожности и напряженности. Отношения между бывшими супругами конфликтные, отмечается повышенная раздражительность.
Самооценка чуть завышена, отмечается желание быть лучше, чем в действительности.
Статус в классе - отвергаемый (причины: неконтролируемость эмоций и поведения, «неряшливость», отсутствие порядка в личных вещах).
Тревожность - несколько повышена личностная тревожность.
Успеваемость и мотивация - проблемы с успеваемостью в целом отсутствуют; положительное отношение к школе; познавательные мотивы сформированы.
Склонность к поступкам асоциального характера отсутствует
Направления работы: формирование положительного отношения ко всем членам семьи (через игровые моменты); осознание и принятие семейной ситуации; снижение уровня тревожности; улучшение взаимоотношений между членами класса; обучение навыкам конструктивного поведения.
Занятие 1. «Письмо семье»
Занятие 2. «Как быть, если…»
Цель: формирование адекватной позитивной «Я-концепции» и устойчивой самооценки.
Занятие 3. «Если мне не нравится….»
Цель: обучение приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем.
Занятие 4. « Один в поле не воин»
Цель: создание условия для сплочения коллектива.
Занятие 5 «Учимся общаться».
Цель: обучение приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками.
Занятие 6 «Мои слабые и сильные стороны»
Цель: развитие умения выделять сильные и слабые стороны своего характера
Занятие 7 «Я капитан своей жизни»
Цель: обучение методам целеполагания.
Занятие 8 «Мой дом- моя крепость»
Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ученик 3 б класса
Результаты диагностики:
Изучение внутрисемейных отношений. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к матери. В характеристике самого ребенка в семье преобладает доминантность, закрытость. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии внутрисемейных проблем, конфликтных ситуаций. Затруднены взаимоотношения с отчимом ребенка (прослеживается повышенная тревожность, агрессия). У Александра отмечается активно-агрессивная реакция (на окружающих выплескивается раздражение, гнев, враждебность) в ситуациях неуспеха, неприятия.
Самооценка завышена. Затруднено диффериенцированние оценки личных качеств.
Статус в классе - отвергаемый (причины: повышенная агрессивность, конфликтное взаимоотношение с одноклассниками, неуспеваемость по учебным дисциплинам).
Тревожность снижена, повышенная агрессивность . Отмечаются нарушения поведения в школе.
Успеваемость и мотивация - проблемы с успеваемостью, низкая учебная мотивация.
Имеется склонность к поступкам асоциального характера (частые конфликтные ситуации, повышенная агрессивность, отсутствие желания решать проблемы конструктивными способами)
Направление работы: формирование положительного отношения ко всем членам семьи (через игровые моменты); осознание и принятие семейной ситуации, формирование положительного отношения к школьному обучению, формирование внутренней позиции ученика, обучение навыкам конструктивного общения.
Занятие 1. «Для чего школа?»
Цель: создание условий для поддержания школьной мотивации
Занятие 2. «Я в школе»
Цель: развитие позитивного отношения к школе
Занятие3 «Какие ситуации вы зывают у меня гнев, злость?»
Цель: обучение способам безопасной разрядки гнева
Занятие 4 «Если вдруг не сдержался…»
Цель: обучение навыкам саморегуляции
Занятие 5 «Если конфликт..»
Цель: з акрепление представлений о бесконфликтном общении
Занятие 6 «Спустим пары»
Цель: развития навыков саморегуляции
Занятие 7 «Мои проблемные ситуации»
Цель: осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки.
Занятие 8 «Моя семья»
Цель: с одействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.
Занятие 9 «Мои родители»
Цель: р азвития эмоционально-положительного отношения ребенка родителям
Занятие 10 «Мой дом- моя крепость»
Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.
Занятие 11 «Я и одноклассники»
Цель: формирование толерантного сознания у чащегося
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ученик 4 в класса
Результаты диагностики:
Изучение внутрисемейных отношений. Эмоционально положительное взаимоотношение ко всем членам семьи. Отмечаются следующие характеристики: дружелюбие, взаимопонимание, терпимость, поддержка. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к отцу.
Самооценка несколько занижена.
Статус в классе - принятый
Тревожность несколько повышена. Связана с ситуациями неуспеха, робостью, неуверенностью. Присутствует чувство подчинения более сильной личности сверстника.
Успеваемость и мотивация - проблемы с успеваемостью отсутствуют, положительное отношение к школе.
Отсутствует склонность к поступкам асоциального характера
Направления работы : формирование позитивной самооценки, снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения,
Занятие 1. «Я могу..»
Цель: формирование адекватной положительной самооценки
Занятие 2. «Только Я»
Цель: формирование позитивной «Я-концепции»
Занятие 3 «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу?»
Цель: осоз нание собственных страхов, вызывающих тревогу.
Занятие4 « Волшебный магазинчик страхов»
Цель: изменение отношения к собственным страхам
Занятие 5 «Умей сказать: НЕТ!»
Цель: формирование ассертивного (уверенного) поведения
Занятие 6 «Ситуации бывают разные»
Цель: развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации .
Занятие 7 «Если вдруг заставили…»
Цель: обучение навыкам самостоятельного регулирования своего поведения
Занятие 8 «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: профилактика противоправного поведения
Занятие 9 «Я и закон»
Цель: повышение правовой культуры учащегося
Занятие 10 «Я капитан своей жизни»
Цель: обучение навыкам целеполагания
Цель: формирование и развитие установку на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств.
Задача:
Осознание того, как тебя видят другие;
Отработка навыков сотрудничества и формирование умения нравиться, сопереживать;
Формирование адекватной самооценки.
Вступительное слово ведущего
Для каждого важно, как его видят и понимают другие. Что в нем хорошего и плохого? Как показать хорошее и что делать с плохим? Сегодня на занятии мы попробуем это выяснить.
Упражнение «Мой друг сказал мне, что я...»
Цель: отработать умение положительной самопрезентации.
Участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и говорит фразу, которая начинается со слов: «Мой друг сказал мне, что я...». Высказываются все, начиная с ведущего.
Упражнение «Правила работы в группе»
Цель: вспомнить правила работы в группе. Ведущий предлагает назвать одно правило и объяснить его, при этом правую руку ставит на левое плечо соседа справа.
Правила работы в группе:
Активное участие детей в занятии;
Один говорит - остальные слушают;
Правило поднятой руки;
Конфиденциальность;
Не оценивать друг друга;
Придерживаться принципа «здесь и теперь»;
Уважать мнение друг друга.
Упражнение «Ожидание»
Цель: определить, что участники ожидают от занятия. Участникам раздают небольшие листы бумаги. Психолог просит написать на них, чего именно подростки ожидают от занятия. После этого листы вывешиваются на доске.
Упражнение «Животное»
Цель: определение личностных особенностей каждого участника.
Материалы: листы бумаги А4. Каждому участнику на бумаге предлагают написать имя, не обязательно настоящее. Под именем рисуют животное и называют его. После индивидуальной работы участники по очереди называют свое имя и характеризуют свое животное. Все животные представляются.
Упражнение «Белое и черное»
Цель: развивать умение критически относиться к себе. Участники на листе белой бумаги записывают положительные черты характера, а на черном - отрицательные.
Обсуждение:
Что чувствовали участники при выполнении этого задания?
Какие черты характера было труднее выделить?
Упражнение «Супермаркет»
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: формирование навыков самоанализа, самопознания, углубления знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Ведущий рассказывает подросткам, что они находятся в супермаркете, где можно продавать и покупать черты характера. После этого он раздает им по 2 полоски бумаги. Участники на одной полоске записывают черту характера, которую хотели бы продать, а на другой - черту характера, которую хотели бы купить. Далее все участники по очереди зачитывают то, что написали на полосках бумаги, и бросают их в картонную коробку. Тренер перемешивает полоски, не глядя, вытаскивает по 2 полоски и раздает подросткам.
Обсуждение:
Какие черты характера вы вынуждены вытащить?
Можете ли вы принять такие черты характера?
Для чего, по вашему мнению, была это упражнение?
Упражнение «Другое мнение»
Цель: развитие нравственных качеств личности, возможность увидеть себя глазами друзей.
Материалы: листы бумаги А4, список личностных качеств. Дети называют по очереди все времена года и соответственно объединяются в 4 группы. Один участник из каждой группы выходит за дверь. Каждая группа составляет характеристику своего представителя. Дети приглашаются в класс, и представитель группы зачитывает их характеристики. Упражнение заканчивается, когда каждый участник получил характеристику.
Обсуждение:
Что дало вам это упражнение?
С чем вы согласились?
С чем не согласны?
Упражнение «Незаконченное предложение»
Цель: осознание значимости своей роли в формировании социально-психологического климата в группе.
Участники продолжают предложения:
Мне присущи такие черты характера...
Я хотел бы, чтобы в нашем классе все были...
Мне нравятся такие качества в людях...
В будущем я...
Обсуждение:
Трудно было говорить о присущих вам чертах характера?
Что дало эта упражнение?
Упражнение «Результат»
Ведущий спрашивает:
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Изменили отношение друг к другу?