Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Долгосрочный проект для старшей группы "моя семья"

На что и клад, когда в семье лад

Профессиональная ориентация и врачебно профессиональная консультация подростков. Гигиена трудового обучения. Производственными источниками вибрации являются

Помощь учащемуся в рациональном выборе профессии, определение его профессиональной пригодности к выбранной профессии - один из путей сохранения и укрепления здоровья подростка, гармоничного развития личности. Своевременное определение профессиональной пригодности позволяет школьникам и их родителям выбрать профильный класс и определится с учебными дисциплинами ЕГЭ, необходимыми для зачисления в выбранное высшее учебное заведение.

Учитывая формирование психосоциальной зрелости, в том числе и выбор подростком профессии, приказом МЗ РФ № 154 от 05.05.1999 года предусмотрено тесное взаимодействие педиатров с педагогами и психологами.

Регламентируемый данным приказом дополнительный врачебный профилактический осмотр детей 11-12 лет предполагает обязательное врачебно-профессиональное консультирование (ВПК) в этом возрастном периоде. В связи с возможной динамикой заболевания, формированием или изменением склонности подростка к той или иной профессии, а также необходимостью выбора конкретной специальности повторная профконсультация проводится в 9-ом и 11-ом классах.

Основная роль в осуществлении профконсультации учащихся отводится школьному врачу с привлечением школьного психолога. Особое значение имеет врачебно-профессиональная консультация подростков, имеющих пороки развития, хронические заболевания, функциональные отклонения, а также риск их возникновения.

Врачебная профессиональная консультация – это консультация врачом подростков здоровых, из групп риска и с отклонениями в состоянии здоровья с целью выбора учебного заведения и будущей профессии, максимально соответствующей состоянию их физического и психического здоровья. При этом учитывается успеваемость подростка в школе, склонность его к той или иной профессии, прогнозируется влияние производственно-профессиональных факторов на возникновение и течение патологического процесса, а также возможность освоения им рекомендованной профессии при наличии имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Одним из условий полноценного осуществления ВПК является хорошее знание характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все выше перечисленные сведения содержатся в так называемых профессиограммах - санитарно-гигиенических характеристиках профессий - и включают в себя описание трудового процесса, характеристику материалов, оборудования, инструментов, рабочей позы, особые условия труда, указание о наличие требований к центральной нервной системе, анализаторам, органам и функциональным системам с учетом степени их напряженности, статокинетической устойчивости, возможности производственного травматизма, возможности и уровнях воздействия производственных факторов (5).

Для осуществления ВПК необходимо исследование и оценка состояния здоровья, уровня развития психофизиологических функций. Основные психофизиологические функции, от которых зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и формирование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально значимыми функциями и подразделяются на следующие группы:

    анализаторные: точность глазомера, цветовая, слуховая, обонятельная и тактильная чувствительность; мышечная точность;

    двигательные: мышечная сила и выносливость, быстрота реакции и т.д.;

    аттенционно-мнемические: механическая, смысловая, оперативная память, способность к концентрации и переключению внимания;

    интеллектуальные: уровень развития вербального и невербального интеллекта, мышления;

    индивидуально-типологичские свойства высшей нервной деятельности: сила, лабильность, подвижность и уравновешенность нервной системы;

    характерологические особенности личности, выраженность экстраверсии, нейротизма, ригидности и т.п.

Исследование психофизиологических функций должно проводиться по унифицированным методикам в одинаковых для всех условиях с целью максимального исключения тренированности и функционального состояния организма.

При медицинском обследовании с целью определения профессиональной пригодности подростка необходим активный сбор жалоб; применение скринингов, функциональных и лабораторных методов исследования для оценки функционального состояния основных систем и органов. При наличии у подростка хронического заболевания необходимо привлечение узких специалистов, а проводить профконсультацию рекомендуется в период ремиссии или компенсации хронического заболевания и желательно в присутствии родителей.

При составлении заключения ребенку с наличием патологического состояния следует учитывать, что профессиональную пригодность определяет не только диагноз заболевания, но и оценка его степени тяжести, тенденции течения и компенсаторных возможностей организма. Важно объективно оценить не только отрицательное влияние на больного вредных производственных факторов, но и положительную реабилитационную роль труда.

Помимо составления профессионального заключения врач должен дать и рекомендации по проведению лечебных, профилактических мероприятий, тренировке ключевых профессионально значимых функций - занятий профессионально-прикладной физической подготовкой, упражнений на специальных тренажерах, развитие аттенционно-мнемических функций и интеллекта с помощью специальных приемов запоминания и анализа материала.

Врач – одна из самых уважаемых и почетных профессий

История развития профессии Профессия врача - одна из наиболее древних профессий. Еще в первобытном обществе люди занимались врачеванием, а с возникновением религии все функции лекарей сосредоточились в руках целителей. В истории навсегда останутся имена первых выдающихся врачей древности (Гиппократа, Асклепиада и др.), чьи знания и искусство лечить людей не только спасли многие жизни, но и обусловили развитие медицины. Начиная с XVII века качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.

Условия труда Условия труда врача во многом определяют качество работы. Врач должен идти на работу с удовольствием, с легким сердцем, с уверенностью в своих силах. Такую уверенность дают новые технологии, современное оборудование, внедрение новейших препаратов. Высокий уровень профессионализма зависит и от хорошего образования, от современного оборудования, но в значительной части – от развития гражданского самосознания, от подвижничества, от желания помочь пациенту, исцелить его. И это желание должно быть в каждом враче самым главным побудительным мотивом.

Качества личности врача Считается, что профессия врача тяжела, трудна и очень ответственна. Это не преувеличение. Врач должен обладать такими качествами, как терпеливость, милосердие, должен относиться к пациентам с пониманием. Ежедневная работа врача тяжела и утомительна – каждый день врачу приходится принимать решения от которых зависят жизнь и здоровье людей - готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; - бескорыстность; -терпение; -выдержка; -эмоциональная уравновешенность; -спокойный, ласковый тон голоса; -чуткость; -любовь к людям; -наблюдательность; -аналитичность мышления;

Внимательность; -умение наладить контакт с больным, находящимся в любом физическом и психическом состоянии; -постоянный интерес к работе с людьми, заботе о их здоровье; -сочувствие; -сопереживание; -коммуникабельность; -высокая концентрация внимания; -хорошая оперативная память; -собранность; -физическая и психическая выносливость; -высокая ответственность; -уравновешенность; -точная зрительно-моторная координация; -хорошо развитая мелкая моторика рук; -очень часто - самоотверженность (особенно при работе в больницах, домах престарелых приютах для бездомных, сельской местности).

Профессиональные заболевания Труд врача относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов деятельности, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Отдельные отрасли здравоохранения по риску возникновения профессиональных болезней могут сравниться с некоторыми ведущими отраслями промышленности. Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. Самые распространенные профессиональные заболевания врачей-терапевтов на сегодняшний день: аллергические состояния, патологии опорно-двигательного аппарата, вирусный гепатит, туберкулез, тугоухость, лучевая болезнь.

Выучиться на врача можно! Профессия требует длительной подготовки, получают ее в специализированных медицинских институтах. Обучение довольно сложное, занимает 6 лет, но еще не дает права практики. После института нужно продолжить обучение, приобретая медицинскую специализацию и начиная практиковать под наблюдением более опытного коллеги (ординатура или интернатура), что занимает еще 1-2 года, и лишь потом врач-терапевт получает право практиковать самостоятельно. Помимо изучения собственно медицинских дисциплин, врачи-терапевты получают основательную подготовку в области химии и биологии.

Прочитайте:
  1. АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
  2. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков школьного возраста(11-14), их учёт в построении режима дня, содержании и форме проведении занятий ФК.
  3. В. 53 Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Понятие, классификация. Клиника.
  4. В. 54 Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков: принципы этиопатогенетической терапии и профилактики.
  5. В.7 Понятие пубертата. Парафизиологические состояния в подростковом периоде детей.
  6. Весьма волнующей для родителей является проблема юношеской дружбы мальчиков и девочек. К тому же известно, что именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь.
  7. Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
  8. Вопрос 22 Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков
  9. Вопрос 39 Половые железы. Половое развитие подростков. Половое воспитание.

более ½ выпускников не выбрали или при наличии опред-х желаний, не знают как их реализовать. В дальнейшем они, встречаясь с трудностями, разочаровываются в своем выборе, нанося моральный ущерб, неудовлетворенность, желание переменить работу.

Ошибки при выборе профессии : 1) переоценка своих сил и возможностей, как следствие незнания содержания профессии и состояния своего здоровья 2) увлечение модными и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребности производства в данных специалистах 3) подражание друзьям.

Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходимо спец подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта сист мероприятий называется Профориентация – научно обоснованная сист мер, направленных на помощь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, сост здоровья и потребностях в кадрах. Принимают участие школа, семья, пол-ка, предприятия, организации и учебные заведения, специалисты разного профиля (педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты). 1) психологический аспект – изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особенностей организма 2) медицинский – изучение сост здоровья, установление необратимых дефектов и аномалий развития, при хронич заболевании- степени компенсации.

3) социально-экономический - учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.

Комплекс мер по профориентации проводят в школах с 5 класса педагогами с привлечением родителей . Цель : выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями за счет экскурсий, фильмов. Врач школы ведет наблюд за развитием и сост здоровья ребенка, дает совет преподам и родителям о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в сост здоровья (необратимые хирургические дефекты или заболевания: остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожден и приобрет пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронич нефрит, сколиоз и др)

Врачебно-профессиональн консультация (ВПК)- подбор д/ подростков такого вида трудовой деят-ти, кот не усугублял имеющиеся у него отклонения, но и способствовал бы их коррекции, укреплению здоровья, физич развит. Осуществляется с 7 класса в отношении всех учащихся. Углубленный осмотр педиатром или с 15-18 л врачом подросткового кабинета и специалистами (лор, невропатолог, хирург, офтальмолог и др). данные обследования и динамическое наблюдение позволяют выявить школьников с отклонениями в физич развитии сост здоровья, нуждающихся в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения педиатра, содержащихся в мед документации, дается врачебное заключение о проф пригодности подростка, кот. заносится в мед справку № 086-у, кот выдается подростку, поступающему на работу или учебу из пол-ки по месту жительства или общеобразоват школы где он обучался.

ВПК д/ подростков с хронич заболеван и некот функциональными отклонениями : учитывает особенность течения сост в услов конкретной трудовой деят-ти. ВПК не проводят в период обострения или в Любой фазе активного процесса хронич заболевания. «перечни мед противопоказан к работе и производствен обучению в разл отраслях народного хоз-ва», перечень п/показан к приему абитуриентов в средн спец учебные заведения, методические указания по отбору лиц, поступающих в вуз. У школьников наиб частой причиной профограничения явл-ся, изменения со стор опорно-двигат аппарата, аномалии зрения, слуха, реже со стороны НС и внутрен органов. Нет абсолютной профнепригоджности

Подростково-юношеский возраст (13-18 л) хар-ся бурным ростом всех органов и сист, перестройкой нейро-гуморальных и нейро-регуляторных соотношений. Вследствие этого м. б.: ● выраженное всех вегетативных реакций, неадекватность р-ций хар-ру и силе воздействия- мах ответ на небольшие раздражители; ● обмен в-в и энергозатраты, пластические процессы, снижение сопротивляемости к воздейств неблагоприятных факторов.

Санитарная хар-ка (особенности профессии, хар-р воздействия факторов труда на организм, хар-р требований к функциональному сост организма и отдельным органам и сист) на профессию позволяет врачу прогнозировать влияние производственных услов и хар-ра трудового процесса на организм подростка. СХ составляется по определенной схеме с обязат описанием последовательности рабочего процесса и отдельных операций, ● хар-киприменяемых материалов, ● оборудования и инструментария, рабочей позы (стоя, сидя, вынужденная), ● сведения о наличии повышенных требований к отдельным анализаторам, ЦНС (внимание, координация движения, память и др), ● о возможности воздействия производственной вредности. Все профессии по СХ делят : 1) нет тяжел услов труда и неблагоприятн производств факторов. (Профессии сферы обслуживания, конторско-канцелярские работы, часовое произв-во, предприятия приборостроения и др д/ школьников с отклонениями в сост здоровья, физич и психич развитии)

2) временное воздейств неблагопр производствен-х факторов. Пример: повар- временное действие высок темп-ры и высок относит влажности – не рекомендована подросткам, страдающ заболеваниями органов дыхания и кровообращ. 3) постоян воздействие комплекса разл неблагопр факторов (ткач- противопоказ при заболеваниях сердца, легких, слуха, опорно-двигат аппарата) 4) работа с тяжел и вредными услов труда. Работа на таких предприятиях разрешена с 18 лет. По данным профес разрешена производственная практика ученикам ПТУ, старших классов общеобразоват-х школ. Длит-ть < 4 ч/дн при соблюдении санит-гигиенических норм

Лекция
ВРАЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ
Ассистент кафедры госпитальной и
поликлинической педиатрии
ВГМУ им.Н.Н.Бурденко
кандидат медицинских наук Е.С.ЦукановаАктуальность проблемы медицинской профессиональной
ориентации.
Медицинские аспекты выбора профессии и
индивидуальное врачебное профессиональное
консультирование.
Содержание понятия «профессиональная пригодность».
Принципы проведения профконсультирования и
определения профпригодности.
Порядок оформления медицинской документации при
проведении врачебно-профессионального
консультирования подростков.

Профессиональная ориентация

это система мероприятий,
направленных на психологическую
подготовку подростка к выбору
профессии на основе ознакомления с
его интересами, наклонностями,
способностями, состоянием здоровья,
а также с учетом знаний о характере
различных профессий и требованиях,
предъявляемых ими к состоянию
здоровья и личностным особенностям
работающих.

система мер, направленных на
обеспечение правильного
профессионального выбора
подростками с учетом состояния
здоровья индивидуума, его
психофизиологических и
личностных особенностей.
ЭТО

Актуальность и потребность в медицинской профессиональной ориентации (МПО) возрастает в связи:

с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных
подростков
с формированием рыночных отношений и увеличением требований к
интенсивности и качеству труда, что соответственно вызывает
увеличение нагрузки на организм в процессе трудовой деятельности
и повышает требования к состоянию здоровья;
с неблагоприятным влиянием на работающих профессиональнопроизводственных факторов, что приводит к росту общей и
профессиональной заболеваемости во многих отраслях
промышленности;
с необходимостью самостоятельного трудоустройства выпускников
по завершении общего и профессионального образования;
со снижением возраста приема подростков на работу в соответствии с
изменениями, внесенными в трудовое законодательство Российской
Федерации.

Опросы школьников показывают:

подростки мало знают «мир профессий»,
плохо информированы об условиях и
характере выбранной деятельности,
не знают о возможном неблагоприятном
влиянии факторов производства на состояние
здоровья.
При выборе профессии ни сами подростки,
ни их родители не принимают во внимание
имеющиеся нарушения здоровья и
возможность его ухудшения в процессе
трудовой деятельности.

В настоящее время почти 80% учащихся 9-11
классов в связи с отклонениями в состоянии
здоровья имеют ограничения в выборе
профессий, т.к. их трудовая деятельность
возможно будет осуществляться в условиях
контакта с вредными производственными
факторами, что может привести к
прогрессированию патологии.
Ограничения в выборе профессии у
школьников обусловлены в 65% случаев
наличием хронических заболеваний и в
35% случаев имеющимися
функциональными нарушениями.

12-28% учащихся, получающих начальное профессиональное образование, и до 15% студентов, получающих высшее профессиональное

образование,
имеют прямые медицинские противопоказания к
выбранным и изучаемым профессиям и
специальностям.
Профессионально-производственные факторы
(ППФ) в дальнейшем могут значительно
ухудшить состояние здоровья молодых рабочих и
специалистов, привести к прогрессированию
имеющейся патологии, развитию осложнений и
ранней инвалидизации.

МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

имеет 2 направления:
врачебное профессиональное
консультирование;
психофизиологическая
профессиональная ориентация,
представляющая помощь в выборе
профессии с учетом индивидуальных
способностей, психологических и
личностных особенностей подростка.

Врачебное профессиональное консультирование

это система мер, направленных на обеспечение
правильного выбора профессии подростками,
имеющими отклонения в состоянии здоровья,
с целью защиты их организма от
неблагоприятного воздействия профессиональнопроизводственных факторов, которые могут
привести к прогрессированию функциональных
нарушений и хронической патологии,
возникновению осложнений, длительной утрате
трудоспособности, ранней инвалидизации.

Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы:

Информационное обеспечение – ознакомление
подростков, их родителей и педагогов с медицинскими
аспектами выбора профессии, то есть с основными
профессионально-производственными факторами,
которые могут привести к ухудшению состояния
здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и
функциональными нарушениями.
Индивидуальная врачебная профессиональная
консультация, в процессе которой основная задача врача
состоит в определении степени риска прогрессирования
отклонений в состоянии здоровья консультируемого
подростка и разработке конкретных рекомендаций по
выбору профессии или специальности, формы обучения и
рациональному трудоустройству.

В соответствии с регламентирующими документами Минздрава России

проведение врачебного профессионального
консультирования возложено на школьного врача,
а при его отсутствии индивидуальную врачебную
профессиональную консультацию должен
проводить участковый врач-педиатр.
На каждом этапе педиатр решает задачи,
соответствующие возрасту и уровню образования
консультируемого подростка и потребностям
данного этапа.

Этапы проведения врачебного профессионального консультирования:

начальный этап - индивидуальное консультирование
школьников 6-8 классов в процессе формирования
профессионального самоопределения.
В профконсультировании нуждаются тяжело больные
учащиеся и дети-инвалиды, т.к у них значительно ограничен
круг доступных профессий.
Этап выбора профессии при завершении
неполного (9 класс) или полного среднего
образования (11класс).
Этап профессионального обучения. На этом этапе
должна осуществляться помощь учащимся и студентам в
выборе специализации и рациональном трудоустройстве.

В ходе проведения врачебного профессионального консультирования

в зависимости от выявленных отклонений
в состоянии здоровья подростка,
определяются индивидуальные
ограничения профессиональной
пригодности к воздействию
отдельных профессиональнопроизводственных факторов,
профессиям
и видам деятельности.

Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность (по
медицинским показаниям) - наиболее полное
соответствие функциональных возможностей
организма требованиям, предъявляемым
профессиями, как в плане охраны функционально
неполноценного органа или системы, так и в
плане преимущественного использования
наиболее развитых функций.
Профессионально пригодным следует считать
подростка, способного успешно освоить
профессию и работать в ней без ущерба для
здоровья.

Любую профессию или специальность, и связанные с ней профессионально-производственные факторы, необходимо рассматривать с двух

специальность, и связанные с ней
профессионально-производственные
факторы, необходимо рассматривать с
двух позиций:
первой – в каких условиях будет протекать
профессиональная деятельность;
второй – каков будет характер труда.

ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
температура, влажность и подвижность (скорость движения) воздуха,
тепловое излучение, атмосферное давление повышенное или
пониженное (показатели микроклимата);
неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое,
видимое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное,
низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля;
ионизирующее излучение;
производственный шум;
вибрация (локальная, общая);
ультразвук (воздушный и контактный);
аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли);
освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная
освещенность, слепящая блесткость источников света, отраженная
слепящая блесткость, пульсация освещенности) и ультрафиолетовая
радиация.

К ВРЕДНЫМ производственным факторам относятся:

ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
вредные химические вещества разных классов опасности:
1 класс опасности химических веществ (чрезвычайный)
2 класс опасности химических веществ (высокоопасные химические
вещества)
3 и 4 классы опасности (опасные химические вещества)
вредные вещества с остронаправленным механизмом действия
вещества раздражающего действия
наркотические анальгетики
Кроме того, сюда относятся созданные на основе химического синтеза
антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, противоопухолевые
лекарственные средства)
вещества - аллергены
вещества - канцерогены

К ВРЕДНЫМ производственным факторам относятся:

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
микроорганизмы, включая патогенные организмы:

2 класс опасности (высокоопасные патогенные организмы)
3 и 4 классы опасности (опасные патогенные организмы)
микроорганизмы-продуценты
препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов
белковые препараты:
1 класс опасности (чрезвычайный)
2 класс опасности (высокоопасные)
3 и 4 классы опасности (опасные белковые препараты)
естественные компоненты организма (аминокислоты, витамины):
1 класс опасности (чрезвычайный)
2 класс опасности (высокоопасные компоненты)
3 и 4 классы опасности (опасные компоненты)

К факторам, характеризующим ТЯЖЕСТЬ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА (физического труда), относятся:

физическая динамическая нагрузка;
масса поднимаемого и перемещаемого груза;
стереотипные рабочие движения (кистей и пальцев рук);
статическая нагрузка (удержание груза одной или двумя
руками);
рабочая поза (неудобная, нефункциональная);
наклоны корпуса;
перемещение в пространстве (переходы, обусловленные
технологическим процессом в течение смены)

Интеллектуальные нагрузки:
содержание работы
восприятие сигналов (информации) и их оценка
степень сложности задания
характер выполняемой работы
Эмоциональные нагрузки:
степень ответственности, значимость ошибки
степень риска для собственной жизни.
степень риска для жизни других лиц.
Монотонность нагрузок:
число элементов (приемов), необходимых для реализации
простого задания или в многократно повторяющихся
операциях
продолжительность выполнения простых
производственных заданий и повторяющихся операций.

Факторы трудового процесса, характеризующие НАПРЯЖЕННОСТЬ труда:

Сенсорные нагрузки:
внимание (длительность сосредоточенного наблюдения % времени в смену);
плотность сигналов в среднем за час;
число производственных объектов одновременного
наблюдения;
напряженность анализаторных функций зрения (размер
объекта различения, длительность сосредоточенного
наблюдения, работа с оптическим приборами, наблюдение
за экранами видеотерминалов -дисплеев) и слуха (при
производственной необходимости восприятия речи или
дифференцированных сигналов).

ОПАСНЫЕ РАБОТЫ

работы на высоте, верхолазные работы, а также работы по
обслуживанию подъемных механизмов (средство страховки предохранительный пояс), работы крановщиков, работы по
обслуживанию (технических) лифтов и др.
электротехнический персонал, выполняющий работы по
оперативному обслуживанию и ремонту действующих
электроустановок
работы в государственной лесной охране, по валке, сплаву,
транспортировке и первичной обработке леса
работы в нефтяной и газовой промышленности
работы на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи
работы в геологоразведочных, топографических и др. экспедициях в
отдаленных и малонаселенных районах
работы, выполняемые на Крайнем Севере
работы по обслуживанию сосудов под давлением
работы, связанные с применением взрывчатых веществ
работы в военизированной охране, инкассации и др. работы,
связанные с ношением оружия
газоспасательная служба и аварийно-спасательная служба.

Основой врачебной профессиональной консультации являются профилактические медицинские осмотры детей и подростков в соответствии

с
Приказом Минздрава России от 21.12.2012г.
N 1346н
"О Порядке прохождения несовершеннолетними
медицинских осмотров,
в том числе при поступлении в образовательные
учреждении и в период обучения в них"
(Зарегистрировано в Минюсте России
02.04.2013 N 27961)

Основополагающие принципы при проведении ВПК:

минимальное ограничение возможности получения
профессионального образования и трудоустройства при
максимальной охране здоровья;
обязательный учет анамнестических сведений, данных текущей
обращаемости за медицинской помощью, результатов
профилактических осмотров и дополнительных обследований;
комплексная оценка функционального состояния всех органов и
систем с обязательным использованием функциональных проб при
выявлении функциональных расстройств, характерных для
подросткового возраста;
уточнение формы, стадии и степени активности процесса и
функциональной недостаточности органа или системы при
обследовании подростка, страдающего хроническими заболеваниями
и функциональными нарушениями;
решение вопросов профессиональной ориентации только по
завершении активного патологического процесса и оценки
эффективности лечения.

Правила ВПК подростков с отклонениями в состоянии здоровья:

при определении профессиональной пригодности больных
с хроническими заболеваниями и анатомическими
дефектами решающее значение имеет не столько сам
диагноз, сколько функциональное состояние органа или
системы и компенсаторные возможности организма;
при склонности болезни к прогрессированию, следует
предусмотреть максимальные ограничения
воздействия неблагоприятных профессиональнопроизводственных факторов. В случаях, когда
патологический процесс уже закончился, но оставил
после себя те или иные последствия, ограничения будут
зависеть от степени компенсации функций или
дефекта.

Правила ВПК подростков с отклонениями в состоянии здоровья (продолжение):

характерные для подросткового возраста функциональные
нарушения под влиянием факторов производственной среды и
трудового процесса могут приобрести стойкий характер или
прогрессировать, переходить в хроническое патологическое
состояние;
необходимо принимать во внимание, что патологический процесс,
снижает общую резистентность организма, способствует более
быстрому и неблагоприятному воздействию производственных
факторов, которое, в свою очередь, вызывает ухудшение течения
основного заболевания, а также может приводить к развитию
специфических профессиональных заболеваний;
при тяжелых анатомических дефектах, хронических
заболеваниях с выраженными нарушениями функций различных
органов и систем организма следует рекомендовать индивидуальное
обучение и работу в специально созданных условиях на дому.

При проведении ВПК подросток должен быть предупрежден

по достижении 18-ти лет при приеме на работу на
него будут распространяться требования Приказа
Минздравсоцразвития России №302н от 12.04.2011г.
«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ, при выполнении
которых проводятся предварительные и периодические
медицинские осмотры (обследования), и Порядка
проведения предварительных и периодических
медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и
(или) опасными условиями труда», а также требования
приказов и инструкций отдельных министерств и
ведомств.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма

Для больных (подростков) с хроническими заболеваниями
бронхо-легочной системы неблагоприятными
профессионально-производственными факторами (ППФ)
являются:

токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего
действия;
фармакологические средства и биологические факторы
аллергизирующего действия;
микроклиматические
условия;
значительное физическое и психоэмоциональное напряжение;
излучения.
При некоторых заболеваниях противопоказана работа в детских
коллективах, в пищевой промышленности и на предприятиях
общественного питания.

Для больных (подростков) с заболеваниями сердечнососудистой системы неблагоприятными ППФ
являются:
выраженное нервно-психическое
(психоэмоциональное) и физическое напряжение;

все виды излучения;



работа на высоте.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков), страдающих хроническими
болезнями желудочно-кишечного тракта,

значительное и умеренное нервно-психическое и
физическое напряжение;
токсические вещества;
повышенные уровни производственного шума и
вибрации;
повышенные и пониженные уровни атмосферного
давления и температуры воздуха;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения.
Для больных с патологией системы пищеварения
противопоказаны работы, связанные с невозможностью
соблюдения режима питания и диеты.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков) с хроническими болезнями
почек и мочевыделительной системы
неблагоприятными ППФ являются:
неблагоприятные метеорологические и
микроклиматические условия (повышенная и

температур, повышенные влажность и скорость
движения воздуха);

значительное психоэмоциональное напряжение;
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков) с заболеваниями
эндокринной системы неблагоприятными ППФ
являются:
значительное нервно-психическое и физическое
напряжение;
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
повышенные уровни шума и вибрации;
неблагоприятные метеорологические и
микроклиматические условия.
Для больных с сахарным диабетом противопоказаны
работы, связанные с невозможностью соблюдения
диеты и режима питания и невозможностью введения
инсулина.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков), страдающих системными
болезнями крови, неблагоприятными ППФ и
работами являются:
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
значительное физическое и психоэмоциональное
напряжение;
неблагоприятные метеорологические и
микроклиматические условия;
работы на высоте и работы, связанные с высокой
вероятностью травматизма.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков) с выраженной патологией
опорно-двигательного аппарата, а также для
больных с хирургическими болезнями,
неблагоприятными работами и ППФ являются:

работы, связанные с пребыванием в вынужденной и
фиксированной рабочей позе с невозможностью свободного,
произвольного перемещения;
значительные повторяющиеся локальные и региональные
мышечные нагрузки;
длительная ходьба;
работы на высоте, верхолазные работы;

условия; повышенные уровни общей и локальной вибрации;
токсические вещества;
работы, связанные с вождением транспортных средств (например,
большегрузных автомобилей, тяжелой строительной техники);
работы, связанные с высокой вероятностью травматизма.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков) со злокачественными
новообразованиями неблагоприятными работами и
ППФ являются:
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
работы, связанные с повышенной температурой,
лучистым теплом, перепадами температур,
гиперинсоляцией;
работы, связанные с высокой вероятностью
травматизма;
работы, связанные с подъемом и перемещением грузов;
пребывание в вынужденной, фиксированной позе.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для девушек, страдающих воспалительными
болезнями женских тазовых органов или
расстройствами менструации, неблагоприятными
ППФ и работами являются:
значительное и умеренное физическое напряжение;
длительная ходьба;
вибрация;
неудобная вынужденная рабочая поза;
неблагоприятные метеорологические и
микроклиматические условия;
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения; значительное психоэмоциональное
напряжение (в связи с нарушениями менструального
цикла).

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков) с кожными болезнями
неблагоприятными ППФ являются:
токсические и сенсибилизирующие кожу вещества;
пыль различного происхождения и аэрозоли металлов;
постоянное охлаждение, смачивание и загрязнение
кожных покровов;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
неблагоприятные микроклиматические и
метеорологические условия (повышенная и
пониженная температура воздуха, частые перепады
температур, гиперинсоляция);
значительное психоэмоциональное напряжение.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков) с заболеваниями нервной
системы неблагоприятными ППФ являются:
значительное и умеренное психоэмоциональное
напряжение;
физическое напряжение, в том числе с локальным
напряжением группы мышц;
токсические вещества;
значительный производственный шум и вибрация;
повышенная температура окружающей среды;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
повышенная опасность общего и электротравматизма;
работы на высоте и у движущихся механизмов;
длительная ходьба и пребывание на ногах.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков)с психическими
расстройствами неблагоприятными ППФ и видами
деятельности являются:
значительное нервно-психическое (психоэмоциональное) напряжение;
неблагоприятные метеорологические факторы;
воздействие токсических веществ;
повышенные уровни шума, ультразвука, вибрации;
все виды ионизирующего и неионизирующего излучения;
работы на высоте, в горячих цехах, у открытого огня, у воды, в опасных
для жизни условиях;
работы, связанные с движущимися механизмами;
работы с частыми и длительными командировками;
юридические специальности и медицинские специальности,
связанные с лечением;
административно-хозяйственная и педагогическая деятельность;
работы, требующие принятия быстрых и ответственных решений;
работы, связанные с ответственностью за других людей и
материальной ответственностью;
работы, связанные с общением с большим кругом людей.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков) с заболеваниями уха, горла, и
носа неблагоприятными работами и ППФ являются:
работы, связанные с охлаждающим микроклиматом, повышенной
влажностью, пребыванием на открытой территории при повышенной
скорости движения воздуха;
повышенные уровни шума, общей и локальной вибрации;
работы на высоте; токсические вещества раздражающего и
сенсибилизирующего действия;
пыль различного происхождения и аэрозоли металлов;
все виды ионизирующего и неионизирующего излучения;
работы, связанные со звуковыми сигналами и определением на слух
исправности агрегатов и механизмов;
работы, связанные с опасностью травматизма;
при некоторых заболеваниях - работы, связанные с постоянным
общением с людьми и преподавательская деятельность.

ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)

Для больных (подростков) с выраженной патологией органа
зрения неблагоприятными работами и ППФ являются:
- прецизионные работы особо высокой точности;
- работы, связанные с повышенным напряжением зрения, с движением
автотранспорта, с использованием видеодисплеев;
- освещенность ниже нормы; значительное нервно-психическое напряжение,
в том числе и связанное с опасностью травматизма;
- постоянные наклоны туловища и неудобная вынужденная рабочая поза;
- неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия;
повышенное и пониженное атмосферное давление;
- токсические вещества;
- повышенные уровни производственного шума, вибрации, ультразвука;
- все виды ионизирующего и неионизирующего излучения, в том числе
лазерного;
- работы на высоте и связанные с подъемом на высоту;
- газо- и горноспасательные работы;
- работы на морских нефтепромыслах;
- работы, связанные с током высокого напряжения;
- работы по обслуживанию сосудов под давлением;
- при некоторых заболеваниях - работы, требующие бинокулярного зрения и
цветоразличения.

Результаты врачебной профессиональной
консультации, медицинские ограничения,
противопоказания, рекомендации заносятся в
специальный раздел Медицинской карты ребенка
(форма № 026/у-2000).
В тех случаях, когда профессиональный выбор
подростка еще не сформировался, в специальном
разделе Медицинской карты ребенка указываются
противопоказанные профессиональнопроизводственные факторы, а также факторы,
ограничивающие круг выбираемых профессий или
специальностей.
Допуск к трудовому обучению заносится в
Медицинскую карту ребенка (форма № 026/у-2000) в
раздел “Заключение по результатам
профилактических осмотров”.

По завершении неполного или полного общего
образования на каждого подростка в территориальной
детской поликлинике участковым педиатром и
врачами-специалистами (хирургом, невропатологом,
окулистом, отоларингологом и др.) заполняется в
соответствии с Приказом МЗ РФ от 15 декабря
2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных
форм медицинской документации, используемых в
медицинских организациях, оказывающих
медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и
порядков по их заполнению" Медицинская справка
(врачебное профессионально-консультативное
заключение) (форма № 086/у) согласно приложению
N 19.

В справку (форма № 086/у) в обязательном порядке вносятся:

сведения о перенесенных заболеваниях;
профилактические прививки;
объективные данные о состоянии здоровья на момент обследования, в
том числе данные рентгеновского (флюорографического) и
лабораторного обследований;
наименование учебного заведения, факультет, отделение или место
работы, куда представляется данный документ;
выбранная подростком профессия или специальность.
При заполнении справки допускается использование результатов
профилактических осмотров, проведенных в течение 6 месяцев,
предшествующих моменту заполнения документа.

В заключительном разделе формы № 086/у указывается врачебное
заключение о профессиональной пригодности абитуриентов или
подростков, поступающих на работу.
Экспертное заключение о
профессиональной пригодности абитуриентов учебных заведений
профессионального образования и подростков, поступающих на
работу, выносится участковым педиатром.
В тех случаях, когда подросток признается непригодным по
состоянию здоровья к выбранной им профессии, специальности, к
обучению в соответствующих учреждениях профессионального
образования или к работе, в Медицинскую справку (форма 086/у)
вносится заключение о профессиональной непригодности, но
в обязательном порядке указываются рекомендуемые профессии или
специальности, формы и учреждения профессионального
образования, виды работ, рациональное трудоустройство.

Подросток должен знать, что при
поступлении в некоторые учебные заведения
среднего и высшего профессионального
образования (особенно «силовых структур»,
МВД, ГО, МО, авиационного и морского
транспорта, МЧС), а также при приеме на
определенные производства он будет
проходить дополнительное медицинское
освидетельствование с повышенными
требованиями к состоянию здоровья.

Заключение

Совместная забота родителей и врачей о здоровье
подростка, их взаимопонимание, полноценное
медицинское обследование и динамическое наблюдение
за состоянием здоровья школьника помогут подобрать
выпускнику школы профессию (специальность), которая
не повредит здоровью в течение многих лет трудовой
деятельности.
Немаловажное значение имеет правильный выбор «узкой
специализации» в процессе получения профессионального
образования, а также рациональное трудоустройство в
соответствии с состоянием здоровья, психологическими
особенностями и уровнем полученной профессиональной
подготовки. 1.1 Лечебно-профилактическая работа фельдшеров школ, школ-интернатов, ССУЗ.

Совершенствование развития ПМСП в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения. Усиление профилактической направленности. Нормативная документация. Порядок организации дополнительной диспансеризации работающего населения.

Профилактика ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С как один из компонентов национального проекта в сфере здравоохранения.

Повышение профилактической направленности в работе фельдшера в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения.

Организация и проведение дополнительной иммунизации населения по приоритетному национальному проекту.

Нормативные документы, регламентирующие работу по предупреждению распространения ТОRS. Тактика фельдшера при подозрении на ТОRS.

Защитная одежда персонала.

Типы противочумных костюмов. Последовательность одевания и снятия противочумных костюмов по схеме.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков эндокринной системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков дыхательной системы.

Основные принципы и задачи страховой медицины.

Физическое развитие, факторы его определяющие. Роль среднего медперсонала в оценке физического развития.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков желудочно-кишечного тракта.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков костно-мышечной системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков мочевыделительной системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков сердечно-сосудистой системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков нервной системы .

Основные приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения.

Основные направления совершенствования ПМСП детям в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения.

Организация и проведение дополнительной иммунизации населения в рамках реализации национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения.

Группы "риска", по возникновению ВИЧ-инфекции в школе.

Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи детям, имеющим право на получение набора социальных услуг. Нормативные документы.

Принципы, средства и основные формы физического воспитания.

Возрастная периодизация детей и подростков. Основные закономерности роста и развития.

Медико-педагогический контроль за физкультурными занятиями.

Организация питания учащихся. Задачи медицинского персонала в организации рационального питания.

Биологический возраст. Факторы его определяющие. Роль фельдшера в его оценке.

Поствакцинальные осложнения. Роль фельдшера в профилактике поствакцинальных осложнений.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний.

Переутомление. Роль среднего медицинского работника в предупреждении переутомления.

Учебная деятельность. Изменения работоспособности с учетом возраста, а также в течение года , четверти, недели, дня, урока.

Профилактика пищевых отравлений в школе.

Утомление. Роль среднего медицинского работника школы в предупреждении утомления.

Противоэпидемические мероприятия в инфекционном очаге в школе.

Понятие о дезинфекции. Виды, методы дезинфекции.

Роль фельдшера школы в профилактике ВБИ.

Этиология, пути передачи, инкубационный период, основные клинические проявления, прогноз, профилактика ВИЧ-инфекции.

Диспансерное наблюдение за больными детьми. Организация диспансерного наблюдения в школе.

Порядок применения наркотических препаратов в ЛПУ.

Ответственность медицинских работников за нарушение правил выписки учета, хранения, применения и списания наркотических препаратов.

Понятие о ВБИ. Пути передачи. Меры профилактики.

Формы санитарного просвещения. Значение санитарного просвещения среди учащихся, педагогов, родителей.

Основные проблемы биомедицинской этики.

Понятие сестринского дела. Этапы сестринского процесса.

Принципы медицинской деонтологии в работе с детьми и подростками.

Философия и этика сестринского дела. Принципы медицинской деонтологии в работе с детьми и подростками. Этический кодекс медсестры России.

Профилактика наркомании и токсикомании. Роль медицинского персонала в профилактике наркомании и токсикомании и реализации целевых программ, направленных на преодоление распространения наркомании и токсикомании.

Наркомания и токсикомания: определение, распространенность, факторы риска, стадии развития наркомании.

Концепция факторов риска и первичной профилактики – основа обеспечения здоровья отдельных лицам, семьям, обществу.

Нормирование суточной двигательной активности. Понятие о гипо- и гиперкинезии. Роль среднего медицинского работника в их профилактике .

Порядок применения наркотических препаратов в ЛПУ. Ответственность медицинских работников за нарушение правил выписки учета, хранения, применения и списания наркотических препаратов.

Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Роль медработника в их реализации

Основы медицинского страхования. Принципы. Виды, цели, уровни медицинского страхования.

Функциональные обязанности фельдшера школы.

Объём помощи пострадавшим с травмами глаз и ЛОР -органов.

Определение понятия "острое отравление". Пути поступления яда в организм детей и подростков.

Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких.

Основы сердечно-легочной реанимации у детей школьного возраста, критерии эффективности.

Определение понятия "травма". Виды травм.

Анафилактический шок. Неотложная помощь в условиях учебного заведения .

Роль фельдшера школы в профилактике ВИЧ-инфекции.

Основные регламентирующие приказы, инструкции по ВИЧ - инфекции.

Правила работы с ВИЧ- инфицированными школьниками.

Физическое воспитание детей и подростков. Роль средних медицинских работников в физическом воспитании учащихся.

Закаливание. Принципы, средства, методы. Роль фельдшера школы.

Скрининг-программа. Роль среднего медицинского работника в организации осмотров.

Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Комплексная оценка состояния здоровья учащихся.

Акселерация, теории акселерации.

Показания и противопоказания для проведения прививок. Приказы, регламентирующие прививочную работу.

Система трудового воспитания, обучения и профессионального образования в России. Законодательства о труде подростков .

Роль медсестры, фельдшера подростковой службы в диспансеризации подростков.

Наркомания и токсикомания у подростков. Роль среднего медицинского работника в их профилактике.

Неотложная помощь при острой сосудистой недостаточности.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции в школе. Роль фельдшера в профилактике профессиональных заражений ВИЧ-инфекций.

Психологическая характеристика детей старшего школьного возраста.

Критерии, определяющие состояние здоровья. Группы здоровья.

Федеральные и территориальные целевые программы в области охраны здоровья детей и подростков, роль фельдшера школы в их реализации.

Профилактика травматизма в школе.

Организация оздоровления и реабилитации детей в образовательных учреждениях. Внедрение здоровье сберегающих технологий.

Подготовка юношей к военной службе. Нормативные документы.

Распределение школьников по группам занятий физической культуры.

Правила сбора, хранения и утилизация отходов ЛПУ.

Профилактическая направленность в работе фельдшера образовательных учреждений в рамках реализации национального приоритетного проекта.

1.1.1 Лечебно-профилактическая работа фельдшеров школ, школ-интернатов, ССУЗ.

Основные концепции и принципы страховой медицины. Задачи страховой медицины.

Основные нормативные документы, регламентирующие работу фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ.

Функциональные обязанности фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ.

Законы, охраняющие здоровье детей и подростков в Российской Федерации.

Профилактическая направленность Российского здравоохранения.

Реформы сестринского дела в РФ.

Значение обучающих образовательных программ (школы здоровья) для профилактики заболеваний.

1.2.1 Первичная медико-санитарная профилактика в работе фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета.

Понятие о ПМСП. Роль, задачи, принципы ПМСП.

Формы санитарного просвещения. Значение санитарного просвещения среди учащихся, педагогов, родителей.

Пропаганда здорового образа жизни. Роль фельдшера школы.

Использование элементов ПМСП в работе фельдшера школы.

Роль санитарного просвещения в охране здоровья школьников и подростков.

Современные направления организации ПМСП школьникам имеющим право на получение набора социальных услуг. Нормативные документы, приказы.

1.3.1 Основы медицинской психологии.

Психологическая характеристика детей среднего школьного возраста.

Особенности нервной системы у детей начальных классов.

1.4.1 Адаптация детей к школе.

Подготовка детей к поступлению в школу, роль и функции фельдшера школы.

Понятие "функциональной готовности" к школе.

Понятие динамического стереотипа.

Факторы, влияющие на тяжесть адаптации детей к школе.

1.5.1 Лекарствоведение

Пути ведения лекарственных препаратов детям.

Побочные и токсические воздействия лекарственных препаратов.

Правила выписывания рецептов. Учет использование. Документация.

Требования, предъявляемые к хранению лекарственных средств в лечебно-профилактическом учреждении.

Правила выписки, хранения, учета наркотических средств. Нормативные документы.

Понятие о номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ.

2.1 Саналогия. Валеология.

Туберкулез. Этиология, клиника, осложнения. Особенности диспансерного наблюдения за больными туберкулёзом.

Световой режим. Биологическое назначение солнечного света, его влияние на растущий организм.

Школьные лагеря разного типа.

Гигиенические требования к участку, площади, оборудованию.

Оснащение школьных помещений.

Физиологическое обоснование правильной позы. Роль медицинского работника школы в профилактике нарушений осанки .

Дифтерия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике дифтерии.

Корь. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике кори.

Эпилепсия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения. Прогноз.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Календарь профилактических прививок.

Поствакцинальные осложнения. Профилактика. Роль фельдшера школы.

Хранение и транспортировка вакцинальных препаратов «Холодовая цепь». Роль фельдшера школы.

Группы «риска», по возможности развития поствакцинальных осложнений.

Наркомания и токсикомания у подростков. Роль фельдшера школы в их профилактике.

Социальная реабилитация детей, страдающих наркоманией.

Признаки наркотического опьянения, абстинентного синдрома. Принципы лечения наркомании.

Гигиенические требования к искусственному освещению в школе. Медицинский контроль за световым режимом.

Гигиенические требования к организации перемен. Роль и значение среднего медработника в профилактике детского травматизма.

Гигиенические требования, к организации трудового воспитания школьников . Медицинский контроль за организацией трудового и профессионального обучения учащихся.

Гигиеническая характеристика воздушной среды. Роль среднего медицинского персона/в школы в профилактике загрязнения воздуха.

Гигиеническая экспертиза продуктов питания. Контроль среднего медицинского работника за правильной выдачей продуктов.

Естественное освещение. Гигиенические критерии оценки, методы исследования освещенности.

Гигиенические требования к условиям пребывания детей в группах продленного дня. Медицинский контроль.

Гигиена режима школьников. Роль среднего медицинского работника в организации режима учащихся .

Гигиенические требования к составлению расписания занятий.

Противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции. Роль фельдшера школы.

Роль фельдшера школы в физическом воспитании учащихся, распределение учащихся на физкультурные группы.

Принципы, средства и основные формы физического воспитания. Медико-педагогический контроль за физкультурными занятиями.

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания желудочно-кишечного тракта.

Гигиена труда и отдыха учащихся в летние каникулы. Школьные лагеря разного типа. Роль среднего медицинского персонала в организации оздоровительной работы.

Заболевания ЛОР-органов. Диспансеризация детей, перенесших заболевания ЛОР-органов.

Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания эндокринной системы. Роль фельдшера школы в организации проведения занятий в школе здоровья "Диабет".

Заболевания нервной системы. Диспансерное наблюдение за детьми перенесших заболевания нервной системы.

Неотложная помощь при аллергических реакциях.

Неотложная помощь при судорожном синдроме.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

Неотложная помощь при кровотечениях.

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 1-7 классов. Роль медсестры школы в профилактике травматизма.

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 8-11 классов. Роль медработника школы в профилактике травматизма.

Гигиена водоснабжения в школе. Гигиенические критерии оценки воды. Медицинский контроль за организацией питьевого режим в школе .

Вирусный гепатит В. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз, диспансеризация.

Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике вирусного гепатита В.

Организация основных противоэпидемических мероприятий- при возникновения основных кишечных заболеваний в школе.

Основные регламентирующие приказы, нормативные документы по стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения. Роль фельдшера в организации дезинфекционных мероприятий в очагах инфекций.

Дизентерия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз, диспансеризация. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике дизентерии.

Вирусный гепатит А. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз,

диспансеризация. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике вирусного гепатита А.

Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний. Роль фельдшера школы.

Туберкулез. Этиология, инкубационный период, основные клинические проявления. Прогноз.

Роль среднего медицинского работника школы в профилактике.

Менингококковая инфекция. Роль фельдшера школы в профилактике.

Заболевания органов зрения. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания органов зрения.

Заболевания почек. Диспансеризация детей, перенесших заболевания мочевыделительной системы.

Заболевания опорно-двигательного аппарата. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания опорно-двигательного аппарата.

Туберкулез. Роль среднего медицинского работника школы в профилактике туберкулеза.

Неспецифические заболевания бронхо-легочной системы. Диспансеризация детей, перенесших заболевания бронхо-легочной системы. Роль фельдшера школы в проведении занятий в "Астма-школе" (Школе здоровья).

Кожно-венерические заболевания. Роль фельдшера в профилактике сифилиса, согласно протокола ведения больных "Сифилис".

Корь, коклюш, скарлатина. Роль медицинского работника школы в их профилактике.

Гигиенические требования к планированию пищеблока.

Гигиенические требования к меню. Картотека блюд.

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Диспансерное наблюдение детей, перенесших сердечно-сосудистые заболевания.

Группы «риска», по возникновению ВИЧ-инфекции в школе.

Дифтерия. Этиология. Период инкубации. Клинические проявления. Принципы лечения. Осложнения. Профилактика.

Противоэпидемические мероприятия в очаге острых кишечных заболеваний. Роль фельдшера школы, ССУЗ, школы-интерната.

Медико-социальная помощь детям инвалидам.

3.12.1 неотложная посиндромная помощь детям школьного и подросткового возраста.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

Неотложная помощь при судорожном синдроме.

Неотложная помощь при анафилактическом шоке.

4.1.1 Психологическая характеристика подростков.

Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.

Психологическая характеристика детей среднего школьного возраста.

Трудности адаптации к школе у детей 6-7 лет.

Особенности нервной системы у детей начальных классов.

Организация образных восприятий в учебном процессе детей начальных классов.

4.2.1 Основы планирования семьи.

Принципы работы по планированию семьи среди подростков.

Безопасный секс. Понятие. Роль фельдшера школы, школы - интерната.

Охрана репродуктивного возраста девушек - подростков.

Охрана репродуктивного возраста юношей- подростков.

4.3.1 Охрана репродуктивного возраста девушек-подростков и юношей подростков.

Репродуктивное здоровье подростков.

Роль планирования семьи в сохранении репродуктивного здоровья подростков

Особенности работы с подростками в сохранении репродуктивного здоровья.

4.4.1 Профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация, понятие.

Основные аспекты профессиональной ориентации.

Врачебно - профессиональная консультация при нарушениях зрения и слуха.

4.5.1 Подготовка юношей к службе в армию.

Нормативные документы по организации медицинского обеспечения подготовки юношей к армии.

Комплексная оценка состояния здоровья юношей.

Работа фельдшера школы с военкоматом.

5.1.1 Гигиена обучения и воспитания.

Нормирование суточной двигательной активности. Понятие о гипо- и гиперкинезии. Роль фельдшера школы в их профилактике.

Утомление. Роль фельдшера школы в предупреждении утомления.

Учебная деятельность. Изменения работоспособности с учетом возраста, а также в течение года, четверти, недели, дня, урока.

Переутомление. Роль фельдшера в предупреждении переутомления.

Гигиенические требования к уроку.

Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий.

Гигиена режима школьников. Роль фельдшера в организации режима учащихся.

Санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям.

Гигиенические требования к составлению расписания занятий.

5.2.1 Гигиена трудового обучения.

Система трудового воспитания, обучения и профессионального образования в России. Законодательства о труде подростков

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 1-7 классов. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике травматизма.

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 8-11 классов. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике травматизма.

Гигиенические требования, к организации трудового воспитания школьников.
Медицинский контроль за организацией трудового и профессионального обучения учащихся.

Гигиенические требования к организации перемен. Роль и значение фельдшера в профилактике детского травматизма.

5.3.1 Гигиена питания.

Организация питания учащихся. Задачи фельдшера в организации рационального питания.

Оценка и расчет химического состава суточного рациона.

Профилактика пищевых отравлений в школе, школы-интерната, ССУЗ.

Гигиеническая экспертиза продуктов питания. Контроль фельдшера за правильной выдачей продуктов.

Гигиенические требования к планированию пищеблока в школе.

Гигиенические требования к меню. Картотека блюд.

5.4.1 Гигиена отдыха учащихся.

Гигиенические требования к городским пионерским лагерям.

Гигиена труда и отдыха учащихся в летние каникулы. Школьные лагеря разного типа. Роль фельдшера в организации оздоровительной работы.

Школьные лагеря разного типа.

Гигиенические нормативы режима труда в лагерях для подростков.

Гигиенические требования к участку, площади, оборудованию в пионерских лагерях.

5.5.1 Гигиена оборудования и предметов обихода.

Гигиенические требования к одежде, обуви учащихся.

Гигиенические требования к школьным принадлежностям.

Оснащение школьных помещений.

Физиологическое обоснование правильной позы. Роль медицинского работника школы в профилактике нарушений осанки.

Комплектование учебных помещений мебелью, соответственно возрасту ребёнка.

6.1.1 Внутрибольничная инфекция.

Дезинфекция, понятие, ее виды.

Стерилизация, понятие, её виды.

Роль фельдшера школы в проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекций.

Неспецифичная и специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Роль медицинской сестры школы.

6.2.1 Профилактическая и противоэпидемическая работа фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета.

Дезинфекция, понятие, ее виды.

Стерилизация, понятие, ее виды.

Основные регламентирующие приказы, документы по стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического и противоэпидемического режима в школе.

Роль фельдшера в организации дезинфекционных мероприятий в очагах инфекций.

6.3.1.1 Основные воздушно-капельные инфекции.

Краснуха. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике краснухи.

Скарлатина. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике скарлатины

Ветряная оспа. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике ветряной оспы.

Менингококковая инфекция. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике менингококковой инфекции

Эпидемический паротит. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике эпидемического паротита

6.3.2.1 Основные кишечные инфекции.

Сальмонеллез. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз, диспансеризация.

Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике брюшного тифа.

Организация основных противоэпидемических мероприятий при возникновения основных кишечных заболеваний в школе.

Вирусный гепатит А. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, патогенез, диспансеризация.

Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике вирусного гепатита А.

Дизентерия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз.

6.3.3.1 Профилактика ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита В.

ВИЧ - инфекция. Возбудитель, пути передачи, основные симптомы болезни. Прогноз.

Инфекционный гепатит В. Этиология. Пути передачи.

Основные регламентирующие приказы, инструкции по ВИЧ-инфекции.

Инфекционный гепатит В. Основные клинические симптомы. Принципы лечения.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции в школе. Роль фельдшера.

Профилактика инфекционного гепатита В. Роль фельдшера школы.

Правила работы с ВИЧ-инфицированными школьниками.

6.3.4.1 Геморрагическая лихорадка

Геморрагическая лихорадка. Этиология. Пути передачи.

Геморрагическая лихорадка. Клиника. Принципы лечения. Прогноз.

Профилактика геморрагической лихорадки. Роль фельдшера школы.

6.4.1 Туберкулез

Туберкулез. Этиология, инкубационный период, основные клинические проявления.

Нормативные документы, федеральные законы по туберкулезу.

Туберкулез. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике туберкулеза. Специфическая и неспецифическая профилактика.

Туберкулез. Клиника. Осложнения. Прогноз.

Особенности диспансерного наблюдения за больными туберкулезом.

Группы "риска", по возможности заболевания туберкулезом. Роль фельдшера школы

7.1.1 Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

Определение понятий "чрезвычайная ситуация" и "катастрофа".

Обязанности фельдшера при чрезвычайных ситуациях в зависимости от фазы развития ЧС .

Виды медицинской сортировки, характеристика сортировочных групп.

Формирование экстренной медицинской помощи.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7.2.1 Основы сердечно-легочной реанимации.

Основы сердечно-легочной реанимации у детей школьного возраста.

Определение понятия "терминальные состояния". Виды терминальных состояний.

Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких

Критерии эффективности реанимации.

Техника проведения непрямого массажа сердца, в зависимости от возраста школьников.

7.3.1 Первая помощь и особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальном воздействии.

Тепловой удар. Диагностика. Неотложная помощь.

Общее охлаждение. Диагностика. Неотложная помощь.

Ожоги. Диагностика. Степени. Неотложная помощь.

Отморожения. Диагностические критерии. Неотложная помощь.

Утопление. Неотложная помощь.

Удушение. Неотложная помощь.

Электротравма. Неотложная помощь.

7.4.1 Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней. Особенности оказания помощи в условиях чрезвычайной ситуации.

Гипертонический криз. Судорожный синдром.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

Угрожающие жизни неотложные состояния и острые заболевания: острая коронарная, острая сердечная, острая сосудистая недостаточность.

Острые хирургические заболевания брюшной полости. Диагностика.

Острая дыхательная недостаточность. Критерии диагностики. Неотложная помощь.

7.5.1 Первая помощь при кровотечениях и геморрагическом шоке. Особенности оказания помощи пострадавшим в коматозном состоянии.

Неотложная помощь при кровотечениях.

Виды кровотечений. Определение.

Геморрагический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития.

Клиническая картина, диагностические критерии и неотложная помощь при геморрагическом шоке.

Коматозное состояние. Стандарт оказания неотложной помощи больному.

7.6.1 Неотложная помощь при травмах и травматическом шоке. Особенности оказания помощи.

Объем помощи пострадавшим с травмами опорно-двигательного аппарата.

Объём помощи пострадавшим с черепно-мозговыми травмами, травмами грудной клетки и живота.

Объём помощи пострадавшим с травмами глаз и ЛОР-органов.

Объём помощи пострадавшим при ампутационной травме и синдроме длительного сдавления.

Тактика фельдшера школы при травматическом шоке.

7.7.1 Неотложная помощь при острых отравлениях. Особенности оказания помощи при чрезвычайных ситуациях

Определение понятия "острое отравление". Пути поступления яда в организм человека Стадии острого отравления.

Посиндромная помощь при острых отравлениях.

Методы активной детоксикации, применяемые на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения

Профилактика острых отравлений в школе.

Тактика фельдшера школы, при авариях, связанных с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

7.8.1 Помощь при острых аллергических реакциях.

Неотложная помощь при аллергических реакциях.

Анафилактический шок. Неотложная помощь в условиях учебного заведения.

Профилактика острых аллергических реакций в работе фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ.

Клинические формы аллергических реакций.

Аллергические реакции немедленного и замедленного типа.

8.1 Медицинская информатика. Применение ПЭВМ в медицине

Устройство ПЭВМ. Возможности компьютера.

Применение ПЭВМ в медицине.

Техника безопасности при работе на ПЭВМ.

Интернет. Понятие.

Возможности ЭВМ на современном этапе.

Вам также будет интересно:

Шампунь для сухих волос – рейтинг лучший, подробный список с описанием
Многие люди страдают от чрезмерной сухости волос. Вследствие этого их локоны становятся...
Построение чертежа основы детского платья (р
Построение базисной сетки. Предлагаю вам построить самостоятельно базовый чертеж...
Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым
Все мы любим вкусно покушать. Но готовить при этом долго и сложно особо не хочется. Тем...
Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...