Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

На что и клад, когда в семье лад

Шампунь для сухих волос – рейтинг лучший, подробный список с описанием

Социальные отношения. Общественные отношения - ключевое понятие PR

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями.

ОБЩЕСТВО :

  1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).
  2. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).
  3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).
  4. Человечество в целом.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.

Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.

Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.

Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.

Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.

Здесь можно предположить два существенных положения:

  1. Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом.
  2. В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.
Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:
  • преобразование природной и социальной среды обитания,
  • выход за рамки опыта, целеполагание, целесообразность.
Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:
  1. Цель –
  2. Средства достижения цели –
  3. Действия, направленные на достижение цели –
  4. Результат.
Потребности человека:
  • Биологические (самосохранение, дыхание),
  • Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
  • Идеальные (в знаниях, в искусстве).

Виды человеческой деятельности: Практическая:

  • материально-производственная,
Духовная:
  • познавательная деятельность,
  • ценностноориентированная,
  • прогностическая.

Норма – это образец, правило поведения, а социальные нормы – это для человека являются мерой и правилом его поведения в обществе.

Поведение людей регулируется через:

  • дозволение – желательные варианты поведения,
  • предписания – это указанные правила поведения,
  • запреты – это деяния, которые запрещены или их не следует совершать.
Виды социальных норм:
  • обычаи,
  • традиции,
  • моральные нормы,
  • религиозные,
  • политические,
  • правовые.

Девиантное (отклоняющееся) поведение. Социальные нормы, общепринятые в рамках социальной общности или группы правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют главный регулятор поведения людей в обществе и необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Сфера позитивных, одобряемых обществом или группой, отклонений – это таланты и гении.

Сфера негативных, осуждаемых обществом или группой, отклонений – это алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство, преступное поведение.

Начнем с положения о том, что общество - это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

Сфер жизни выделяют несколько:

  • экономическая (отношения в процессе материального производства),
  • социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп),
  • политическая (деятельность государственных организаций, политических партий),
  • духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Общественная жизнь сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика). Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики - законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Общество имеет свою специфику в сравнении с природой. «Во всех областях природы... господствует определенная закономерность, независимая от существования мыслящего человечества»,- писал крупнейший ученый-физик М. Планк. Поэтому естествознание может сосредоточиться на изучении этих объективных законов развития, независимых от человека. Общество же - это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы «извне». Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, самим собой. При этом выявляются коренные отличия человека от других живых существ. Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т. п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович). Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица. Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интерсы, интеллект, потребности и способности. Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность - как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Развитие общества - результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т.д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве - его поведение сообразуется с целью: добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения - биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности. В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, отметим разделение деятельности на духовную и практическую. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой. Иные классификации выделяют деятельность трудовую, высшую нервную, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда). Как и в предшествующей классификации, выделение этих видов носит условный характер.

Что же такое творчество? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности включает в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.

Труд - это вид человеческой деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем труд преобразует самого человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входя т в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах: что следует делать? Что можно делать? Чего делать нельзя? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Существующие в обществе нормы можно представить в ряде их разновидностей.

Обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, благородно - подло, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.

При ответе обратите внимание на то, что эта тема связана с историей человечества, ибо общество - это результат развития человечества.

Представьте себя на месте исследователя, когда будете отвечать на задания о человеке, индивиде, личности.

Примеры социальных норм и к чему приводит отклоняющееся поведение человека или группы людей Вам известны с детства.

Пробуйте высказывать свое мнение.


Для выполнения заданий по Теме 1 Вам необходимо уметь:

1. ПЕРЕЧИСЛЯТЬ:
Важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, науки, изучающие человека.

2. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Общество, бытие человека, творчество, человеческая деятельность, образ жизни.

3. СРАВНИВАТЬ:
Общество и природу, роль игры, общения, труда в жизни человека.

4. ОБЪЯСНЯТЬ:
Соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.


Рекомендованная литература:
  • Боголюбов Л.Н. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Понятие общественных отношений, их сущность и структура. Общественная жизнь основывается на совместной деятельности людей. Человеческая деятельность - источник формирования, условие и способ существования этой жизни, движущая сила ее развития. О человеческой деятельности можно говорить с момента изготовления человекообразным существом первых орудий труда. Их создание есть процесс не только его выделения из естественно-животного мира, но и формирование им самого себя и мира своего бытия, обеспечение себя в нем жизненными средствами, поддержание функционирования собственного организма.

Разумеется, жизнь человека не ограничивается биологическим существованием. Он живет также в социальном и духовном измерениях. Человек есть единство биологического, социального и духовного.

Деятельность во всех трех измерениях предстает как процесс универсализации человеческого отношения к миру и одновременно как становление целостности самого человека - основы общества, субъекта и цели исторического развития.

Многоплановость человеческой жизни позволяет классифицировать деятельность в зависимости от объектов (экономическая, политическая, правовая, религиозная) и субъектов (индивидуальная и коллективная, народное движение, классовая борьба); на основании объективных тенденций развития общества (прогрессивная, консервативная, революционная) и его системы ценностей (позитивная и негативная, законная и незаконная, моральная и аморальная). Однако любая деятельность связана с ее основными видами: материальной и духовной. Они возникают (и в дальнейшем сами дифференцируются) в ходе становления и развития общества. Таким образом, деятельность выступает способом бытия человека и общества.

Деятельная сущность человека преломляется в таких понятиях как труд, производство. Труд человека представляет собой целенаправленное изменение вещества природы, а вместе с ним и самого себя. Являясь выражением творческой сущности человека, труд не просто формирует соответствующие основы жизни, а выступает системосозидающим фактором общества. Термином производство обозначается особая форма взаимодействия материальных преобразований - обмен веществом, энергией между человеческим обществом и всем остальным внешним миром, природой. Процесс этого обмена представляет собой социальное преобразование природы с целью удовлетворения растущих человеческих потребностей. Собственно, только в производстве общество становится саморазвивающейся системой. Здесь создается материальный продукт, духовное богатство человечества, формируется сам человек, возникают объективные связи и отношения людей.

Современная социальная философия усматривает в общественных связях ту «клеточку» социума, с которой необходимо начинать его изучение. Общественные связи разнообразны по форме и организуемому ими содержанию. Непосредственное взаимодействие людей друг с другом осуществляется в виде общения.

Общением называются живые, межсубъектные отношения людей. Структура человеческого общения диалогична. Ход общения предполагает социальное действие: постановку целей и определение средств их достижения, занятие (или смену) субъектом определённой социальной позиции, выполнение человеком конкретной социальной роли, обмен информацией, опытом, непосредственную и опосредованную кооперацию людей, то есть соединение разделённых звеньев человеческой деятельности в единое целое. Изменяя социальную позицию, человек реально или мысленно ставит себя на место другого, действует за него. В ходе общения обнаруживается таким образом социальная эквивалентность и взаимозаменяемость индивидов.

В сложно организованном обществе непосредственное общение перерастает в социальную связь, которая называется общественным отношением.

Общественные отношения - это многообразные формы взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между отдельными людьми," различными социальными группами, а также внутри них.

Общественные отношения объединяют разрозненных индивидов в единое «многополярное» целое, придают их действиям определённое единообразие, стабильность и социальную эффективность. Социальная философия различает отношения между людьми двух типов: отношения личного общения и социально-анонимные отношения.

Личные отношения между людьми вырастают из жизнедеятельности каждого человека и потому их иногда называют «естественными» и «органическими». В ходе усложнения общественной жизни ещё в оболочке личных отношений начинают формироваться отношения более сложного типа. Личное в отношениях приобретает превращенную (замещённую или отчуждённую) форму. В личные отношения людей вклинивается посредник, чаше всего - «звонкая монета». Она обусловливает переход к опосредованным (или собственно социальным) отношениям.

Собственно социальными отношениями философия считает отношения, интегрирующие раздробленных или «атомизированных» индивидов. Отношения такого рода связывают людей опосредованно, без непосредственного контакта между ними, а иногда - без четкого осознания человеком "характера и даже наличия таких связей. В общественные ассоциации людей подталкивают объективные потребности, которые диктуют их носителям необходимо-принудительные формы связи, обусловленные чаще всего своекорыстным интересом и меркантильным расчётом. Личные отношения заменяются отношениями вещными (через вещи). Массовые формы объединения людей в рамках социально-корыстных отношений возникают в обществах с рыночной экономикой. В частнопредпринимательском обществе индивиды взаимодействуют, входя в производственно-финансовые объединения, акционерные компании, принимая участие в деятельности транснациональных корпораций, фирм, являясь представителями деловых кругов и вообще объединений «людей своего круга». К объединениям такого рода относят различные политические группы: ассоциации, партии, движения, административные институты -вплоть до государства. На фоне формального равенства людей, которые объединены социально-общественным видом отношений, никто не скрывает, что видит в своём контрагенте средство для достижения собственной выгоды. Общественные отношения выполняют роль форм производственного, торгово-экономического, социально-политического, межэтнического и межкультурного общения и т.д.

В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные,экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные.

Идеалистическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.д. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма, «порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека.

Выделение всего многообразия общественных отношений, и прежде всего материальных и духовных, позволяет увидеть в обществе самостоятельную целостную систему.

Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен.

Общество имеет сверхсложный и иерархический характер; многообразие его подсистем определенным образом скоординировано и субординировано. Но то, что делает его системой, связывает людей и их разрозненные действия, средства и механизмы этих действий в единый социальный организм, - это общественные отношения. Именно система этих отношений и составляет специфическую природу общества.


Похожая информация.


В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а так-же связи, возникающие между различными социальными груп-пами (или внутри них), принято называть общественными от-ношениями. Не все связи, возникающие между людьми в про-цессе общения и совместной деятельности относят к обществен-ным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).

Таким образом, общественные отношения - это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отноше-ния, затрагивающие важные стороны жизни людей.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).

Все общественные отношения мо-гут быть условно разделены на две группы:

Материальные;

Духовные.

Материальные отношения возникают и складываются непо-средственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.

Духовные отношения формируются, предварительно «про-ходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.

Особым видом общественных отношений являются меж-личностные отношения - отношения между отдельными инди-видами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).

Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодей-ствий:

Между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);

Между тремя индивидами (например, семья);

Между четырьмя индивидами и более (певец и его слуша-тели);

Между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

С давних пор люди пытались объяснить причины возникно-вения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы - это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, геро-ях и т. д. Совокупность мифов называется мифологией . Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных об-щественных проблемах, об отношении мироздания с его закона-ми и людей также пытались найти религия и философия. Имен-но философское учение об обществе на сегодняшний день явля-ется наиболее разработанным.

Совместить мифологию и философию впервые попытались индийские мудрецы. Первым философским произведением можно назвать тексты Веды , которые были созданы в период с 1500 по 600-е гг. до н.э. в Древней Индии. Ведическая литерату-ра не только пыталась объяснить происхождение Вселенной и всех живых существ, но и освещала социальное неравенстве ин-дийского общества - деление на касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и т.д.). Против этой несправедливости выступил буддизм/Буддизм - это одновременно религия и философское учение, предлагающее путь избавления человека от жизненных страданий.


В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно на-капливались в недрах философии, выделилась и стала состав-лять отдельную науку об обществе — социологию. Само поня-тие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом .

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Эн-гельс разработали учение об общественно-экономических фор-мациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общест-венном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономически-ми факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни лю-дей.

Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капи-талистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически опреде-ленный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производитель-ных сил и производственных отношений.

Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона , Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустри-ального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Тео-рия индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.

В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:

Первая - доиндустриальная (аграрная);

Вторая - индустриальная;

Третья - постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятель-ности является сельское хозяйство, на второй - промышлен-ность, на третьей - сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Эти теории, хотя и находились в рамках материалистическо-го понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общест-венно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной каче-ственный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого со-циальным эволюционизмом: согласно им технологические пе-ревороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопро-вождаются социальными конфликтами и социальными ре-волюциями.

Новым этапом в изучении общественных явлений стала тео-рия культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (ци-вилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.

Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают друг с другом в многочисленные взаимоотношения. Такие отношения весьма разнообразны, люди порой даже не замечают, что являются их участниками. Это семейные, трудовые, имущественные (например, отношения, возникающие между продавцом и покупателем) и многие другие.

Люди вступают в эти отношения, как правило, по своей воле, хотя она зависит от различных жизненных обстоятельств, прежде всего от условий материальной жизни людей, от экономического строя общества.

Общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются экономические связи, так как они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения. Субъектами общественных отношений могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные частные, общественные), отдельные лица. Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников. Общественные отношения между людьми становятся правовыми отношениями в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения.

Право выступает организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни.

«Безжалостное неравенство, существующее в реальной жизни,- указывалось в одной из работ того времени, - получает в праве некоторое смягчение, когда, например, все люди объявляются правоспособными - больные и здоровые, старые и малые, бедные и богатые, знатные и незнатные». Это был первый шаг к установлению первых правил поведения, элементарной юридической справедливости, устранению социальной дискриминации. В рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.

Правоотношения можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовые отношения в самом общем смысле можно определить как общественные отношения, урегулированные правом.

В догосударственном родовом обществе правоотношений не было, так как там не было права. Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, то есть становятся правовыми отношениями.

Правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение - это общественное отношение, представляющее собой двухстороннюю конкретную связь между социальными субъектами, которая возникает на основе норм права.

Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле, т. е. выделять два их вида по отношению к юридическим нормам. Под правоотношением в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством. Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов.

Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности - обязанными.

Правоотношения, возникающие до закона, служат источником юридических норм. Правоотношения, возникающие на основе юридических норм, в основе своей имеют юридический факт (фактический состав).

В правоотношениях возникает связь между лицами посредствам субъективных прав и юридических обязанностей, причем эта связь носит волевой характер.

Правоотношению присущи следующие признаки:

1. Правовые отношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.

2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Правоотношение - это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.

3. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение “кого-то” с “кем-то”. Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

4. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля: во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например оказавшись наследником после смерти родственника, но и в этом случае для принятия наследства он должен выразить соответствующую волю.

5. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Защита и охрана других общественных отношений осуществляется обществом или самим субъектом. Участник же правоотношений имеет возможность обратиться в суд или другие компетентные органы за защитой своих прав и законных интересов. Государство участвует в правоотношениях как гарант тех правомочий и обязанностей, которыми наделены субъекты конкретных правоотношений. В случае необходимости государство использует принудительные меры государственно-властного характера, пресекая незаконные правоотношения, применяя юридические или другие санкции к участникам, нарушающим права контрагентов или недобросовестно выполняющим свои обязанности.

Резюмируя все вышесказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг друга юридических прав и обязанностей.

Еще по теме 1. Правовые отношения – особый вид общественных отношений:

  1. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.
  2. Жилищные отношения как вид гражданских правоотношений
  3. Принципы гражданско-правового регулирования общественных отношений
  4. Глава 16. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)

В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.

В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?

Характерные черты общественных отношений

Относительно устойчивые связи Безличные (формальные) связи Затрагивающие важные стороны жизни

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений.

1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.

К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.

Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.

Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.

Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.

Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.



На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»?

Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.

Вам также будет интересно:

Построение чертежа основы детского платья (р
Построение базисной сетки. Предлагаю вам построить самостоятельно базовый чертеж...
Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым
Все мы любим вкусно покушать. Но готовить при этом долго и сложно особо не хочется. Тем...
Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...