Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Современные подходы к взаимодействию доо и семьи. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Балакина Галина Константиновна.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка», г. Куйбышев Новосибирской области, воспитатель.

Молодые семьи составляют 50% от всех семей в нашем дошкольном образовательном учреждении и в детском саду накоплен определенный опыт взаимодействия с данной категорией родителей. Современные молодые родители достаточно образованы, у них есть доступ к педагогической информации из разных источников: телевидение, периодические издания, сайты Интернета. Следует подчеркнуть, что эта информация направлена на «усредненного слушателя» и не предполагает «обратной связи». Знания у молодых родителей есть, но они не умеют их применять, не имеют глубокого представления о жизни ребенка в детском саду о закономерностях его психического развития, не умеют анализировать свою воспитательную деятельность.

Сегодня дошкольное учреждение, выстраивая систему взаимоотношения с семьей, использует как хорошо известные, формы работы с семьей, так и новые, найденные в результате творческого поиска, которые предполагают расширение взаимодействия с родителями. Данные формы использовались и раньше. Однако изменились принципы, на основе которых строится общение с родителями. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Остановимся на эффективных и актуальных, на наш взгляд, формах и методах повышения активности молодых родителей. Для изучения семьи, согласования воспитательных воздействий незаменимы информационно-аналитические формы, такие как, неформальные записки (информируют семью о новых достижениях ребенка, поступках, интересных высказываниях) или индивидуальные блокноты (курсируют между детским садом и семьей: родители делятся тем, как проявляет себя ребенок в семье, а воспитатели отмечают успехи детей по разным видам деятельности в детском саду). Наглядно-информационные формы (выставки творческих работ детей, памятки и буклеты, электронная мини-библиотека) – постоянно будут востребованы молодыми родителями, так как демонстрируют успехи детей и оказывают практическую помощь семье.

Одной из самых традиционных, но эффективных форм познавательного направления остается родительское собрание. Если изменить формы и методы проведения и попытаться построить общение не на монологе, а на диалоге (использовать решение проблемных задач воспитания, игровые тренинги, видеозаписи деятельности детей, делиться опытом семейного воспитания, традиций в семье), то данный подход требует более тщательной подготовки, но и результат становится ощутимее. Можно отметить, что досуговые формы являются самыми популярными, и это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, показатель комфортности внутрисемейных отношений). Благотворительные акции, дни добрых дел («Подари книгу другу», «Живи, лес!»), дни общения (день папы, бабушки, сестры, брата), творческие конкурсы («Почитай мне мама», «Книжки-малышки», «Семейный театр») – помогают привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, устанавливать эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Происходящие изменения позволяют утверждать, что эмоциональный и информационный контакт с молодыми родителями, заинтересованность воспитателя, применение современных активных форм взаимодействия становятся определяющими в построение отношений дошкольной образовательной организации и семьи, как взаимосвязанного и равноактивного воздействия двух сторон в интересах творческого развития ребенка.

Библиографический список:

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практи­ческое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. –111 с.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, М.: «Сфера», 2002. – 114с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошколь­ника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 89 с.
  5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Мето­дическое пособие для работников дошкольных образова­тельных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.

Надежда Попова
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Аннотация :Рассмотренынеобходимость совершенствования форм и способов , педагогов и родителей.

Annotation:Discussed the need to improve the forms and methods of interaction kindergarten and family, teachers and parents.

В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей . Масштабные преобразования в обществе , сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ . Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики . Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями,

в том числе с семьёй как социальным институтом.

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения , а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи , педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками услуг . Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Существующая в детских садах практика показывает необходимость совершенствования форм взаимодействия педагогов и родителей. Результаты исследований Н. Ф. Виноградовой, В. Н. Гребенниковой, Т. Н. Дороновой, Г. Н Зверевой, Т. А. Куликовой убеждают в том, что наиболее распространённой и эффективной формой установления контакта с семьями воспитанников является родительское собрание . В тоже время практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы : содержание родительских собраний недостаточно дифференцированно, воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей. .

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком , уйдя при этом от скучных шаблонов.

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение . В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований : правилам организации и жизнедеятельности , поведения в коллективе сверстников и т. д. Так же, как и каждая семья , дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие . В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй .

В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения . В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будет учитываться мнение семьи по взаимодействию с ребенком . Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении различных проблем : от педагогических до финансово-хозяйственных. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие .

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей , знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом , родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье .

Система работы педагога с родителями дошкольников подразумевает планомерную, хорошо продуманную программу работы, рассчитанную на довольно продолжительный период.

Взаимодействие педагогов детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях. Объектом воспитательного взаимодействия является формирующаяся личность. И детский сад, и семья осуществляют в воспитании одни и те же функции : информационную, собственно воспитательную, контролирующую. Т. П. Колодяжная выделила основные аспекты такой работы :

Изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей; изучение социального окружения ребёнка;

Определение цели и задач воспитания;

Определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;

Своевременный обмен с родителями информацией о продуктивности воспитательного процесса;

Выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;

Коррекция воспитательных усилий педагога и родителей на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка. .

В. А. Сластёнин считает, что работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как :

Доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

Личностная заинтересованность родителей – определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т. е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной ипрогностичной;

- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия – во-первых , определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками; во - вторых, они для нас не ученики, а партнеры, мы им помогаем, а не учим воспитывать собственных детей. Следовательно, то, что мы им предлагаем, должно быть интересно и полезно взрослым;

Утверждение их самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность – этот принцип, во–первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во - вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в – третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;

Эмансипация родителей – этот принцип предполагает, во - первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Самыми актуальными методами взаимодействия по изучению семьи Р . П. Дешеулина, А. В. Козлова считают :

Знакомство с каждой семьей (беседы, посещение семьи на дому , анкеты, тестирование) ;

Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей);

Выявление структуры семьи и ее психологического климата (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи , ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное , тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи , искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Взаимодействие с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного образовательного учреждения .

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Эффективность воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса . Значительное место в системе работы воспитателя с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные , так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий :

между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении ;

между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения ;

между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия , но и взаимопонимание , взаимоуважение , взаимодоверие , взаимопознание , взаимовлияние . Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений . Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.

Таким образом , главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение » - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности» , формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Таким образом , в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Литература :

1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание . - 2004. - № 1. - С. 60 - 68.

2. Давыдова О., Майер А. Детский сад – семья : инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание . – 2011. - № 5. – С. 52 – 55.

3. Внешняя среда и психическое развитие ребёнка // Под ред. Р. Б. Тонковой – Ямпольской и др. – М.: Медицина, 1984. – 248 с.

4. Сластёнин В. А. Методика воспитательной работы. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2004.- 144 с.

5. Громова У. Ясли VKONTAKTE … Родительское собрание на дому ? Возможно ли такое? // Дошкольное воспитание – 2012 . - № 1. – С. 41 – 43.

Консультация для воспитателя

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека .

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений . Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

    готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

предотвращение от приватных связей с членами семьи.

    К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей .

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях . Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями , личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей . Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу» , также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей . Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного основная задача которых – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».

Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии .

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности , которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

когнитивного;

эмоционального;

сенсорного;

коммуникативного;

рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и « автоматизмов» поведения.

И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы . Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм . К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фото шопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми . Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Предложенную классификацию можно дополнить формами , направленными на формирование родительской позиции:

рисование на тему: «Какая я мама?»;

формулировка своей концепции воспитания;

анализ собственных педагогических находок, неудач;

обмен опытом в кругу единомышленников;

создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

В настоящее время активно используется метод проектов , когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

приведение примеров;

использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

К методам формирования педагогической рефлексии , то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

анализ педагогических ситуаций;

анализ собственной воспитательной деятельности;

решение педагогических задач;

метод домашних заданий;

игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.

Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

Взаимодействие ДОУ с семьей

Тема 11.

Своеобразие общественного и семейного воспитания .

Задачи воспитания в условиях семьи и ДОУ отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает эмоциональный компонент, в общественном воспитании доминирует рациональный. В ДОУ цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, обозначены в программных документах, а в семье часто носят несформулированный характер, отличаются субъективизмом, варьируются в зависимости от ценностных ориентаций родителей, их педагогической культуры. В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, методы семейного воспитания отличаются большей естественностью, индивидуальной обращенностью педагогических воздействий. Семья для ребенка является наименее ограничивающим и наиболее мягким типом социального окружения, тогда как в ДОУ взаимосвязь субъектов воспитания определяется функциональными обязанностями.

Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером , постоянством и длительностью воспитательных воздействий , объективными возможностями для включения ребенка в разнообразные виды деятельности . В условиях ДОУ ребенок имеет возможность приобрести опыт общения, навыки инициативной деятельности.

К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся:

- учет личного опыта родителей: важно заинтересовать родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющийся у них положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и пожелания родителей в приобретении информации.

- вариативность содержания, форм и методов образования родителей, использование методов формирования педагогической рефлексии и активизации родителей: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ родителями собственной воспитательной деятельности, метод домашних заданий (например, сочинение на тему «Мой ребенок»), игровое моделирование поведения (проигрывание ситуаций, например, «Успокойте плачущего ребенка»); просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов; игры (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова).

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи .

Коллективные формы 1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2. Конференции . 3. «Круглые столы». 4. Экскурсия по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы 1. Педагогические беседы с родителями . 2. Тематические консультации (могут проводиться воспитателем и специалистами). 3. «Заочные» консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей. 4. Посещение семьи ребенка . 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки .
Наглядно-информационные формы - записи на магнитофон бесед с детьми; - видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; - фотографии; - выставки детских работ; - стенды, ширмы, папки-передвижки.


Нетрадиционные формы – формы общения с родителями, которые построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей (Т. В. Кротова).

Наименование Цель Формы проведения
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. - проведение социологических срезов, опросов; - «Почтовый ящик».
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. - совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.); - участие родителей и детей в выставках.
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. - семинары-практикумы; - педагогический брифинг; - педагогическая гостиная; - проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес») - устные педагогические журналы; - педагогическая библиотека для родителей; - заседания клубов для родителей.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. - информационные проспекты для родителей; - организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет; - организация мини-библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий , а не развлекательной стороне.

Гордиенко Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально–педагогического партнёрства."
Дата публикации: 28.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Гордиенко

Валентиновна

гимназия

Лаборатория

Салахова

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями

воспитанников в рамках формирования эффективного

социально-педагогического партнёрства.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В

законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами.

заложить

физического,

нравственного,

интеллектуального,

личностного

развития

родителями

деятельности

педагога,

включающая

повышение

педагогических

родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.

Концепция

модернизации

российского

образования

подчеркивает

исключительную

воспитания

подрастающего

поколения.

Признание

приоритета

семейного

воспитания

взаимодействия

детского сада.

дошкольном

учреждении

сложилась

взаимодействия

родителями

воспитанников.

образовательного

процесса

является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного

гармоничных

партнёрских

отношениях,

создания

пространства

детского

развития.

взаимодействия

дошкольного

учреждения

является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных

отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности

дошкольника,

повышение

компетентности

родителей

воспитания.

последние

отмечается

заинтересованность

родителей

всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а

также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью

современном

модернизации

образования. Признание

педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной

окружающей

отношений

дошкольного

учреждения.

способов

реализации

поставленных

сотрудничества

педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители

пассивные

наблюдатели,

активные

участники

процесса.

Включение

деятельность

актуализирует

потребности

образовании

собственного

способствует

педагогическому

просвещению

родителей

основных

заказчиков образовательных услуг.

Сотрудничество предполагает не только взаимные

действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание,

взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше

способствует

усилению

взаимоотношений.

Выстраивая

взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные

формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные – устные

экскурсии,

родительские

семейные

конкурсы,

конференции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о

современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С

выбираем

следующие

требования

взаимодействия:

оригинальность, востребованность, интерактивность.

Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад.

сложатся

отношения

участниками, во многом зависит дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива

дошкольного

учреждения.

дошкольном

учреждении

существует хорошая традиция - дни открытых дверей, когда детский сад, принимает

родителей своих будущих воспитанников и родителей детей, посещающих дошкольное

учреждение.

открытых

является

родителями,

предоставляет

возможность

познакомиться

дошкольным

образовательным

учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного

процесса.

проведения

мероприятия

ознакомление

родителей

воспитанников детского сада с условиями воспитания, обучения и развития детей

дошкольного возраста, установление доверительных отношений между родителями и

педагогами,

определение

совме стного

во спитания

реализация.

Знакомство

родителями

воспитанников

стараемся

наполнить

направленным

установление

доверительных

отношений,

изучение

повышение

психолого-педагогической

культуры

родителей. Наша цель – создание наиболее благоприятных условий для адаптации

ребенка к детскому саду. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в

учреждении

безопасная,

педагогически

грамотная

психологически

комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Родители

могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к

специалистам, заведующей или методисту. Такая форма работы позволяет родителям

делиться своими мыслями с коллективом учреждения и эффективна, когда нехватка

времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

протяжении

проводится

воспитанников детского сада. Участие в конкурсе помогает повысить уровень личной

комфортности

взрослых,

сформировать

позитивный

семейного

воспитания,

затруднения

детско-родительских

отношений,

организовать

кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих

семейных увлечениях, проявляют творчество. Активность родителей подтверждает,

что данная форма является успешной.

В прошлом году торжественно открылся «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать

лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между

собой, заинтересовать вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться,

делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у

ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого

малыша ДОУ.

Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в

планах – активное общение и с мамами.

Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с

элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят

изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком,

сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге

школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей

семьей» и др.).

Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию

питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить

качество и разнообразие детского меню.

Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая

иголочка»,

«Вырасти

«Накорми

животное».

направлены

сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания

детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные

акции являются как общесадовскими, так и групповыми.

результате

проведения

создаётся

благоприятная

повышения

количества

контактов

родителей

педагогами,

формируются

положительные

досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения

количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные

отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного

заключение

необходимо

отметить,

преимущества

инновационных

взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.

Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с

семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в

детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый

социальный опыт будет успешным.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации

ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней

мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения

современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они

не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие

изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных

форм в работе с родителями.

Литература:

Антипина,

родителями

современном

[Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного

образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю.

М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд.

заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.

Вам также будет интересно:

Непослушный мой шнурок завязался в узелок, или как научить ребенка завязывать шнурки Обучение завязывать шнурки
Современные дети получают в свое пользование кроссовки или ботинки на липучках, без...
Детский макияж на хэллоуин Процесс создания грима Скелет для парня на Хэллоуин
Макияж играет огромную роль для человека в момент празднования Хэллоуина. Именно он...
Какое масло наиболее эффективно и полезно для роста ресниц, масло в аптеке для ресниц
Наверное, каждая женщина в мире знает, что один из главных секретов загадочного и...
Парень бросил как успокоиться Как развеселить девушку которую бросил парень
Как же девушке пережить разрыв достойно? Девушка очень тяжело переживает расставание,...
Как научить ребенка уважать взрослых
Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы...