Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Возникновение куклы. Творческий проект «История создания кукол. История возникновения кукол

Фисюк В.В. 1

Борадзова К.И. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 г. Владикавказ имени Героя Советского Союза Юльева Александра Николаевича

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что куклы всегда являлись отражением повседневной жизни человека. Они выполняли развлекательную, воспитательную, социальную функции. С самого детства в куклы играли, о них мечтали, их изготавливали из разного материала, что помогало развивать фантазию автора куклы - ребёнка. Однако, спустя многие годы, с развитием современных технологий, исчезла необходимость создания кукол своими руками. На смену авторским куклам пришли фабричные, заводские, одинаковые, не имеющие своей индивидуальности куклы. Созданию кукол своими руками стало уделяться меньше внимания. А ведь именно рукоделие развивает усидчивость, внимание, фантазию, формирует эстетический вкус, приучает человека к труду, помогает выразить свою индивидуальность, а созданное своими руками изделие будет иметь большую ценность, так как сделано с душой.

Цель: изучив и проанализировав литературу, создать свою коллекцию авторских кукол, представить технологию их создания своим одноклассникам, тем самым пробудить интерес к труду и рукотворному миру кукол.

Найти и изучить литературу по теме исследования

Раскрыть понятие «кукла»

Проанализировав литературу, описать историю возникновения первых кукол

Выяснить значение кукол в жизни людей

Рассмотреть современный материал, для изготовления кукол

Подобрать материал для изготовления собственной коллекции авторских кукол

Создать собственную коллекцию кукол

Гипотеза: на сегодняшний день, куклы являются не просто предметом игры, а выступают как самостоятельное авторское произведение искусства и способ развития личности ребенка.

Методы исследования:

Изучение и обобщение научных источников, периодических изданий по теме исследования

Встречи и беседы с мастерами кукольного искусства

Наблюдение и сравнение технологий изготовления авторских кукол

Моделирование

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ КУКОЛ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

В начале исследовательской работы, я обратилась к словарям Т.Ф. Ефремовой и С.И. Ожегова, где нашла несколько определений слову «кукла». Проанализировав источники, сделала вывод о том, что разные учёные дают практически одинаковое определение данного понятия.

Итак, кукла - это детская игрушка в виде фигурки, воспроизводящая человеческое тело или тело животного, сделанная из разных материалов, иногда управляемая актёром (кукловодом) кукольного театра.

Затем, изучив литературу в интернете и книгах, я узнала, что история происхождения кукол уходит своими корнями в далёкое прошлое. Известно, что в глубокой древности, на ранних стадиях развития общества, жизнь ребёнка практически ни чем не отличалась от жизни родителей. Детей очень рано приобщали ко взрослой жизни и её ценностям, главной из которых была добыча питания. Поэтому времени на игру было мало, а первыми игрушками были камни, кости, ветки деревьев - что явно не подходит под определение слова «кукла».

Однако, учёными доказано, что древние люди, верили в высшие силы - богов, которых боялись и поклоняясь молили о помощи и защите. Богов представляли в виде человеческих фигур, высеченных из камня или вырезанных из дерева. Таким образом, появились идолы и истуканы, которые своим видом и напоминают кукол. Можно сделать вывод о том, что это и были самые первые куклы. Однако древние куклы не были предназначены для игры, у них было иное - культовое значение.

Например, в Древнем Египте куклы служили для того, чтобы скрасить одиночество умершего. Эти куклы представляли собой обрубок бревна (чурбанчик), с едва выраженными чертами лица, в париках из нитей, однако у таких кукол не было конечностей. Это связано с тем, что древние египтяне верили, что человеческие изображения могут оживать, поэтому ноги делались резцом, чтобы кукла не могла покинуть гробницу. Самым древним египетским куклам более 4 тысяч лет.

Позднее возник обычай после смерти кого - либо из членов семьи, изготовлять куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Такая кукла была найдена в Чехословакии, сделана из слоновой кости и имела подвижные конечности. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет. И хотя, нельзя сказать, что это самая первая в истории кукла, однако историки начинают отсчет именно с неё, так как её существование официально задокументировано.

Со временем, кукла, предназначавшаяся изначально, как атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие. Например, в Античной Греции и Древнем Риме, куклы, хоть и продолжали носить культовый характер, но использовались в качестве символа женского плодородия. Поэтому, девочкам при рождении дарили куклы, сделанные из дерева, глины или слоновой кости. В отличие от погребальных, у таких кукол делались и руки, и ноги, которые прикреплялись с помощью ниток или палок и были подвижны. Эти куклы были предназначены для того, чтобы маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только перед свадьбой, девочки расставались со своими куклами. Девушка-невеста должна была посвятить куклу одной из влиятельных богинь: Гере, Афродите или Артемиде.

Для славян кукла была оберегом. Куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Люди верили в то, что кукла может защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Именно поэтому, на Руси, существовало огромное разнообразие тряпичных кукол. Например, будущему малышу из цветных тряпок сворачивали куклу «пеленашку». Её укладывали в колыбель вместе с малышом, чтобы сбить с толку злых духов. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка. Также, заботливые мамы мастерили для детей куклу «берегиню», которая охраняла сон малыша. В подарок на именины делали куклу - «ангелочка». Очень большое значение имели куклы «капустка» и «веснянка». Кукла - «капустка» считалась хранительницей домашнего очага, богатства и благополучия. Её делали из старых вещей матери, без ножниц и иглы. Детали куклы связывали между собой нитями. Кукла «веснянка» - объединяла в себе 12 кукол - лихоманок (Аввареушу, Глазею, Глухею, Желтею, Каркушу, Ледею, Немею, Огнею, Отпею, Пухлею, Трясею, Храпушу). Заговоренную куклу хранили до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы - 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью - сжигали вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.

Однако, незаметно, параллельно с культовым и религиозным значением, куклы занимают своё место, как предмет игры для детей. Также, куклы начинают использоватьдля театрализованных представлений, изначально используя сюжеты из Библии, позже - для развлечения детей и взрослых. Для таких представлений изготавливали специальные куклы, которыми управляли с помощью ниточек сверху или тростей снизу; перчаточные куклы, позже - механические. Виды древних кукол (см. Приложение 1).

РЕВОЛЮЦИЯ В ИСТОРИИ КУКОЛ

В конце ХVI - середине XVII века французами были созданы первые куклы-манекены, для демонстрации моделей одежды. Эти куклы получают название «Пандора», что в переводе с греческого означает - всем одарённая. Пандоры передавали образ взрослой женщины. Их делали среднего размера, из фарфора, для них создавали целый гардероб нарядов, аксессуаров и даже сундучки с парфюмерией.Кукол покупали или получали в подарок высокопоставленные и королевские особы Европы, а по образцу кукольных нарядов шили свои. Этот период можно считать первой революцией в истории кукол.

Однако, на этом французские кукольники не остановились. Они стремились отразить в своих работах достижения технического прогресса. И в конце XVII века у Пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Их делали мастера-часовщики. Эти конструкции были очень сложными и разнообразными. Механизм состоял из целой композиции, в которой каждая кукла выполняла свою роль, при этом раздавалась музыка. Например, кукла-театр. В этой композиции девочка-зрительница хлопает в ладоши, а актёры выступают на сцене. Самой известной куклой-автоматом является «Игрок на флейте» Ж. Вокансона. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и нёбо двигались как у человека. Немного позже механизмы кукол-автоматов упростили, чтобы сделать игрушки дешевле и доступнее массовому покупателю.

В середине XIX века изобретённая французами кукла-девочка «Bebe», покорила весь мир, так как до этого времени большинство кукол изображало взрослых женщин. В это же время, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, стали уделять особый интерес к духовным потребностям ребенка. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги.

В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Народными умельцами создавались необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки - зверушки, барыни, свистульки. Однако, в период правления Петра I из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.

Вообще, вопросами оформления российских игрушек занимались заслуженные художники: Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

А в XIX веке появилась кукла Катя отечественного производства. Советские куклы были скромны и привлекательны, имели спокойные, нейтральные цвета и оставляет простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок мог умывать куклу, расчёсывать, убаюкивать и укладывать спать. Тем самым познавая окружающий мир, открывая для себя социальные отношения, осваивая нравственные нормы. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым. Волосы — как правило, светлые — плохо расчесывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пестрые летние платьица из ситца. К ним можно было докупить ситцевое одеяльце, крошечную посуду из алюминия или фарфора, колясочку и кроватку.

С развитием фабричного производства кукол искусство изготовления отошло на второй план. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера.

ХХ век характеризуется окончательным переходом кукол в распоряжение детей. В магазинах появляются виниловые пупсы, фарфоровые красавицы в бальных платьях, пластиковые Барби. Самое последнее изобретение - американская кукла-робот «My Real Baby» в виде младенца (рост 45 см, вес 1,5 кг), который плачет, смеётся (личико может передавать 15 эмоций) и даже учится говорить.

И всё же, не смотря на прогресс в области механики и электроники, в конце 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Путём объединения искусств и смешения жанров появляется новое направление, новый вид искусства - авторская кукла. Которое с каждым днём набирает всё больше и больше поклонников.

Виды кукол 17-19 века (см. Приложение 2).

Для знакомства с данным видом искусства, я вместе с мамой посетила выставку авторских кукол Земфиры Дзиовой. После чего, мы отправились в школу по обучению создания кукол, где побеседовав с мастером, я узнала о том, что значит «авторская кукла» и о современном материале для изготовления кукол.

Авторская кукла - это художественное произведение, которое создает профессиональный художник. Из игрушки она превратилась в важный элемент оформления интерьера. Выделяют две основные методики создания куклы - коллажную и скульптурную. При изготовлении куклы по коллажной методике технологически необходимых этапов - шесть (эскиз, создание скульптурных частей, изготовление парика, разработка каркаса и создание форм тела куклы, изготовление костюма), при использовании скульптурной методики - четыре (эскиз, создание основного объема, роспись, закрепление куклы на подставке).

Особенностью технологии создания данного вида кукол является «коллажность» то есть, при создании одного произведения можно использовать различные виды материала. Также, автор сам решает, какая будет кукла: костюмная, портретная кукла и кукла-персонаж, определяет различные композиционные решения - однофигурная, многофигурная или сюжетная композиция. Существует много техник создания авторских кукол, но наиболее популярными являются:

Японская техника вязания «амигуруми». Особенности игрушки-амигуруми: размер игрушки достигает от 5 до 8 сантиметров, голова изделия гораздо больше остальной части тела, амигуруми всегда имеют милое доброе лицо с широкой улыбкой, и самое главное - мастер придумывает имя, которое остается с ней даже после продажи.

Лепка из полимерной глины. Этот чудесный материал позволяет создавать небольшие скульптуры, которые похожи на живых.

Текстильные интерьерные куклы. Существует множество техник, позволяющих сшить текстильную куклу, но самыми любимыми были и остаются чердачная кукла, Большеножка, Тильда и кукла овечка.

Техника папье маше. В основе техники - бумага, клей и грунтовка. Особенность: бумага замачивается в воде, а затем разминается до состояния каши, после этого лишняя влага отжимается, добавляется клей и вымешивается своеобразное «тесто», из которого и создается кукла, после застывания модели, она покрывается грунтовкой.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ ИЗ ПЛАСТИКА И ПАПЬЕ - МАШЕ

В практической части своей работы, под руководством Земфиры Дзиовой я изготовила свою первую авторскую куклу. Для начала определили образ куклы. Это будет принцесса. Затем, подготовили эскиз будущей принцессы. Выбрали материал для изготовления куклы. Верхние части туловища будут у куклы твердыми, их будем делать из самозатвердевающего пластика. Нижняя часть куклы будет выполнена в технике папье- маше.

Итак, для изготовления куклы мы подготовили материал: самозатвердевающий пластик, стэки для лепки, зубочистки, клей ПВА, полотенце Zewa (так как они более прочные при смачивании и окрашивании), проволока, плоскогубцы, кисти для нанесения клея и росписи, картон, акриловые краски и перламутровые, ножницы, нитки, бесцветный лак, волосы или шерсть. После выполнения подготовительной части, приступили к работе.

Для начала из прочной, стальной проволоки, скрутили каркас - скелет куклы. На скелете отметили место расположения суставов, локтей. Затем, из пластика сформировали голову и приступили к нижнему ярусу. Для него мы скрутили картон в виде конуса и скрепили с верхней частью туловища куклы. Далее обклеили заготовку бумагой в несколько слоёв. Каждый слой при этом просушили. И оставили куклу до полного высыхания. Взяли мелкую наждачную бумагу и аккуратно отшлифовали готовые части куклы. После чего заготовка стала гладкой.

Далее с помощью клея ПВА и бумаги подготовили платье нашей будущей куклы. Для этого накладывали слой за слоем. Каждый слой сушили возле батареи. Затем покрыли акриловыми красками. Пока платье сохло, с помощью кисточек мы нарисовали кукле глаза, губы, придали румянец щекам. После чего, покрыли матовым акриловым лаком для придания краске дополнительной стойкости.

Далее, приступили к изготовлению волос из шерсти для валяния. Наклеив волосы с помощью клея, при помощи иглы для валяния сформировали прическу нашей кукле. Последний штрих - покрыли платье перламутровыми красками, чтобы придать ему благородный вид.

Кукла готова.

Изготовление куклы (см. Приложение 4)

2.2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ

Для изготовления тряпичной куклы нам понадобились:

ткань - хлопок, он «эластичен», хорошо красится натуральными красителями, края ткани не осыпаются;

наполнитель холлофайбер волокном, он идеально подходит для набивки кукол;

ножницы швейные, острые;

швейные иглы;

швейная машина.

Прежде чем начать работу над куклой, мы тщательно продумали образ, подготовили эскиз и шаблоны частей куклы. Затем приступили к изготовлению.

Для начала отутюжили ткань, сложили её вдвое, прикололи выкройку швейными булавками к ткани. После чего, обвели детали хорошо заточенным простым карандашом, вырезали их и сшили самым мелким стежком на швейной машинке. В этом мне помогла мама.

После прошивки деталей, мы аккуратно вывернули детали деревянной палочкой и наполнили холлофайбером. Чтобы кукла могла сидеть, верхние части ног заполнили не слишком плотно.

Затем приступили к оформлению лица. Акриловыми красками мы нарисовали глаза и рот. Ватной палочкой подрумянили щёчки.

Затем, мы с мамой сделали нашей кукле объемное платье и шапочку. Для нашей куклы мы сшили платье из старой кофты, которую мама не носила. Для нижней юбки использовали фатин бежевого цвета. На ножки заказали туфли белого цвета. Кукла готова.

Изготовление куклы (см. Приложение 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе над теоретической частью исследовательской были приобретены навыки самостоятельной работы с литературой, рассмотрены основные вопросы по теме исследования: мы раскрыли понятие слова «кукла», описали историю возникновения первых кукол, выяснили значение кукол в жизни людей, рассмотрели материал, для изготовления кукол, изучили технологию создания авторских кукол из ткани, бумаги и полимерной глины.

В практической части данной работы внимание было уделено разработке и выполнению авторских кукол из различного современного материала. Для этого нам понадобилось разработать эскизы будущих кукол, подобрать материал, выбрать способы выполнения кукол. Изученные приемы помогли провести мастер-класс для одноклассников, тем самым пробудить интерес к созданию своих кукол.

В перспективе, я хочу продолжить работу над развитием своих знаний в области создания авторских кукол из более сложного и хрупкого в обработке материала: фарфора…. Надеюсь, что в будущем смогу открыть свою школу по обучению различным техникам создания кукол. А возможно, когда - нибудь, и мои куклы смогут занять своё место на кукольных выставках.

В заключении, можно сделать вывод, что изготовление авторских кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладного искусства. Ведь настоящее произведение искусства можно создать только тогда, когда искренне любишь свою работу, вкладываешь в неё душу. А кукла, являясь, отражением своего автора, подобием человека, через выражение лица, может рассказать о характере, чувствах и настроении своего творца. А ещё, созданная своими руками кукла, может принести радость не только своему создателю, но и стать замечательным подарком близким людям или украшением интерьера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Войдикова Н.М. Куклы в доме. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.- с.5-60.

Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы - обереги. Ладого100. 2007.- с. 166.

Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Культура и традиции, 2007.- с. 103.

Дайн Г.Д. Игрушечных дел мастера.- М: Просвящение, 1994.- с.10-24.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Советская энциклопедия. М.; 1973.-с. 663.

Голдовский Б.П./ Ред Журавлёв А.Ю. - Большая иллюстративная энциклопедия "Художественные куклы". -М.: Дизайн Хаус, 2009 г.

http://dengiledi.ru/izgotovlenie-kukol-svoimi-rukami.html

http://sulimart.ru/artwork/toys/

Приложение 1

Древние куклы разных народов

Куклы в Древнего Египта Куклы Древнего Рима

Кукла найденная в Чехии Куклы обереги Древних Славян

Приложение 2

Куклы XVI -XIX веков

Первые механические куклы

Первая кукла «Пандора» Кукла «Пандора» с андроидным механизмом

Кукла Катя

Приложение 3

Кукла «Амигуруми» Кукла из пластика

Текстильная кукла Кукла из папье-маше

Приложение 4

Изготовление куклы из полимерной глины и папье - маше

Приложение 5

Изготовление текстильной куклы

Жаннета Чусова
Проект «История создания кукол»

Проект «История создания кукол »

Руководители :

Чусова Жаннета Витальевна

Тип проекта : краткосрочный

Продолжительность проекта : 2 недели

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Формирование интереса к истории возникновения кукол , исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Изучить историю возникновения кукол .

Изучить виды кукол .

Рассмотреть разные способы изготовления кукол .

Изготовление кукол , используя изученные приемы и способы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА .

1. Поиск информации по теме.

2. Изучение истории возникновения кукол .

3. Изучение разных видов кукол .

4. Изучение технологии изготовления кукол .

5. Изготовление кукол – мастер класс

6. Разработка презентации к проекту .

7. Изготовление кукол -оберегов для детей младшей группы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ .

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек . Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа . В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства : они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета : когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов : кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю . В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Материалы брали разные : мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки» . Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

В каждом доме кукол было очень много , до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет . Считалось, чем больше кукол , тем больше счастья в семье.

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо : из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол , зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.

Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол . Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы : обереговые, обрядовые и игровые.

Игровые куклы

Делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Кукла с косой «Счастье»

Куколка «Счастье» - это маленькая девочка с поднятыми к солнцу ручками. Коса, как символ женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту, долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вперед и вверх – к новым достижениям, к новым успехам.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей. (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

Кукла «Берегиня»

Охраняет и приносит благополучие дому.

Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

Кукла «День и ночь» (оберег жилища)

Она относится к двуликим или парным куклам. Она была изготовлена из тканей тёмных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а тёмная ткань – ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день, а вечером – тёмной (на ночь) . Говорили : «День прошёл, и слава Богу, пусть так же пройдёт ночь» .

«Пеленашка»

Куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти.

Куклы «Лихоманки»

Они же Лихорадки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод. Куклы висели в избе у печной трубы, оберегая хозяев от болезней. Их старались сделать очень яркими, чтобы привлечь злых духов. Кукла не перекрещивалась на груди красной ниткой, т. к её цель вселить в себя, а не отпугнуть. В конце года их сжигали в печи, и делались новые на следующий год.

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное» . Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

Кукла «Баба» (зольная, оберег женщины, дома, очага)

Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли «Баба» - женское божество. "Баба"передавалась от поколения к поколению по женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Кукла «Парочка» (неразлучники)

Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцой начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому то одному виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например "Зайчик на пальчик" обереговая и игровая кукла, "Зольная" кукла обрядовая и обереговая.

Практическая часть

«Когда делаешь кукол , - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки… »

Этапы изготовления куклы Берегини

Оборудование и материалы : ножницы, нитки, лента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоге выполнения проекта мы узнали историю кукол и их разнообразии , научились самостоятельно изготавливать куклу.

Мы с мамами провели мастер-класс, где рассказали и показали, как самим легко и просто можно изготовить куклы – обереги.

Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

На долю кукол выпали самые разные предназначения. Сначала человеческие фигурки из глины устанавливали в качестве стражей усопших. Позже их стали приносить в жертву богам, чтобы оградить себя от несчастий и болезней.

Вокруг первобытного человека творилось много чего необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Кто всё это посылал на землю? Конечно, какие-то высшие и могущественные силы-боги. Люди стали поклоняться богам, просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы и истуканы – изображения богов. Обычно их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.

Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки-предметы сделаны самим человеком.

Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и для обрядов. Это были предки народных игрушек.

До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное культурное явление или это вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему. В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.

Развитие цивилизации увеличило период детства, что усложнило конструкции игрушки, её специализации. Кукла стала детским, особым и самостоятельным культурным явлением. Постепенно игрушка превращалась в средство воспитания и обучения ребёнка.

Итак, кукла - это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать схожесть куклы с человеком. И над этим стоит задуматься. В русском языке слово «кукла» - это одушевленное имя существительное. Одушевлённое, значит, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

Типы и назначения народной куклы

Словари, как правило, дают два основных толкования слова «кукла» - как игрушка и как фигуры в театральном представлении. Иногда упоминается также кукла как фигура, выставленная в витрине. Однако реальная история куклы выходит за рамки сухих книжных определений. Вне зависимости от того, какую роль играла кукла в конкретном регионе в ту или иную историческую эпоху, очевидно, что понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно.

Куклы отличаются: o по внешнему виду; o по степени сложности их изготовления; o по традиции и месту происхождения; o по материалу изготовления; o по функциональным особенностям

Народные куклы по своему назначению делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла-оберег. Это особенная категория кукол. Сначала кукла была «игрушкой», а потом она стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали: оберег или берегиня. Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В мифологическом сознании наших предков тело человека, как многие окружающие предметы, вбирало в себя три мира Вселенной. Это верхний, средний и нижний миры. Голова олицетворяла Небо. Не случайно русские женщины всегда покрывали голову платком. Кукольной голове тоже было что скрывать. Ее набивку валяли как мяч из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, хлопьев от конопли, тряпок. Наполнителем кукол были и зола, и крупа, как жизнь отгоревшая, так и зарождающаяся. Изображение лица в кукле было запрещено, и запрет этот долго действовал. За его соблюдением строго следили старшие. Деревенские женщины считали, что лицо кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и злые силы. Шаровидная голова символизировала солнце, выражая стабильность, защищенность, вечность. Туловище куклы – это связь с нижним миром – с миром предков. Отсутствие ног объясняется не тем, что наши предки не умели их делать, а тем, чтобы кукла не убежала, ведь она тоже член семьи, ею дорожат. Кукла должна была давать покой, поэтому руки не изображались. А когда стали маcтерить руки, то они были пустотелые, без кистей. Это делалось, чтобы предки не навредили. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – «берегиню» домашнего очага.

Игровая кукла. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Самые старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ века. В кукол из ткани играли дети во всех странах мира. Матерчатая кукла была любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Пока дети были маленькими, куклы для них шили, мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет каждая девочка могла сделать себе куклу сама. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение.

Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». На кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: o круги, кресты, розетки – знаки солнца; o женские фигурки и оленей - символы плодородия; o волнообразные линии – знаки воды; o горизонтальные линии – знаки земли; o ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; o вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Но, даже когда кукла стала просто игрушкой (появилось лицо), долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки. Бывало, что девушка брала с собой корзину с куклами, выходя замуж, и играла ими в свободную от работы и других забот минутку, пока у нее самой не появлялась дочка. Тогда куклы переходили к девочке « по наследству».

Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. Кукла на самом деле выполняла очень важную роль. С помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт.

Обрядовая кукла. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Масленица, Покосница, и другие. Смысловое содержание обрядовых действий наших предков соединяло в себе идею возрождения жизни, плодородия, благополучия. В ритуалах и обрядах прослеживается желание призвать силы природы на нужные земледельческие действия. Обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Многие обрядовые куклы популярны и в наше время. Например, знакомая всем, «Масленица». Кукла делается в человеческий рост из соломы или лыка. Её закрепляют на крестовине из дерева. Солома, как и дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки её вешают тесёмки, завязывая которые, люди загадывают желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны сгореть вместе с куклой.

Итак, народные куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Изначально кукла служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Народная кукла может быть игрушкой, оберегом, или участвовать в обрядовых действах.

Куклы – обереги

С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы. В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, как мы её понимаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные обряды.

Крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Когда женщина рожала ребенка, то муж или вся семья садилась и делала «кувадок». Подвешивались они в бане перед входом или так, чтобы их было не видно, а они роженицу видели и все боли впитывали в себя. Вместе со свивальниками, пеленкой с уголком от дурного глаза, и одеяльцем, будущему малышу сооружали куклу «пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду.

Делали «пеленашку» без иголки и без ножниц - нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. В этой кукле воспроизводились мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленатый.

Магией старались обеспечить и зачатие ребёнка. Так, во время свадьбы на колени новобрачной клали «пеленашку». Считалось, что после этого к жене приходит материнская сила.

Ребёнку делали также куклу – «бессонницу», которая охраняла сон малыша. Как правило, эти куклы были небольшого размера. Берегиню сна подвешивали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны.

Укладывая ребёнка спать, мать приговаривала: «Не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».

В подарок на именины делали куклу - «ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.

Меня заинтересовал вопрос: а почему обереговая кукла была безлика? Оказывается, в её безликости больше души и тепла, чем в кукле - подобии человека. Смысл этого намного глубже. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

На Руси, да и у многих славянских народов существовало огромное разнообразие тряпичных кукол. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», то есть рвалась, портилась. Это «вепсская кукла». Принадлежит она северному народу – вепсам, такую куклу еще называют «капусткой» за множество юбок. Делалась она из старых материных вещей, без использования иглы и ножниц. Это для того, чтобы жизнь ребенка не была резаная и колотая. Эта кукла была оберегом. Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Эта кукла была хранительницей домашнего очага, богатства и благополучия. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают из обрывков изношенной одежды, из них же надёргивают нити для путанки и связывания деталей куклы.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Тряпичную берегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество. В каждом доме, например, обязательно «проживали» и оберегали хозяев от различных болезней двенадцать кукол-лихоманок: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. Заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью, куклы - лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.

Во времена всеобщей борьбы с язычеством и невежеством, чтобы не попасть в неприятную историю, эти куклы были видоизменены и из двенадцати превратились в одну. Назвали её - кукла «веснянка».

Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться и от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Когда в доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы».

В большинстве случаев кукла – это образ женщины, богини. Но и мужчина тоже «имел честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил на войну или просто в дорогу собирался. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. « Не трудное дело, да даётся не всякому», - говорят в народе. Во-первых, для того, чтобы ваша кукла вышла крепенькой и ладной, нужна определённая сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут в ход шла вся фантазия маленькой портнихи. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. В каждой местности были свои приёмы изготовления кукол. Например, в нашей местности (финогорская группа), крестьяне одевались бедно, не ярко, поэтому и куклы были не яркими. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданные отражения элементы русского народного костюма.

Попробуем и мы смастерить куклу – оберег своими руками. Для детей это занятие очень полезно и увлекательно.

Глава 2. Традиционные технологии изготовления обереговых кукол

2. 1. Мои первые куклы

Изучив литературу по данной теме, побывав на городской выставке народных промыслов и познакомившись с рукотворными работами моего руководителя, появилось огромное желание изготовить обереговых кукол своими руками. По рекомендации руководителя, работу по изготовлению кукол я построила так: o заготовила несколько белых и цветных хлопчатобумажных лоскутов ткани разных размеров; o нитки простые и мулине; o «путанка» для набивки; o инструкции по изготовлению кукол.

Изготовление кукол не простое занятие. Менее сложной в изготовлении оказалась кукла-«ангелочек», но вместе с тем она весьма оригинальна. Как и у многих кукол, у неё есть своя история. Во многих губерниях Росси такую куклу делали в подарок на именины. В нашей местности эта кукла известна больше как «рождественский ангел».

Её изготавливают из простого лоскута белой ткани размером 15х15см. без помощи иглы, только перевязывая лоскут нитью. Лоскут перегибают по диагонали пополам. В центр его закладывают комок спутанных ниток. Его обтягивают в центре лоскута нитью. Два противоположных края расправляют в стороны, два других вниз. Белой нитью сложенный лоскут перетягивают посередине, накладывая пояс, затем через грудь куклы – крест-накрест. Боковые края расправляют крыльями. Кукла готова. Кукла «ангелочек» стала моей первой рукотворной куклой.

После этой куклы появились и другие – «пеленашка», «кувадки», «вепсская», «свадебная пара», «мартинички», «бессонница». Практически все куклы-обереги изготавливаются узелковым способом. Технология изготовления «кувадок» и «вепсской куклы» подробно описана в приложении.

Самой трудной в изготовлении оказалась кукла - «свадебная пара». Эта пара кукол – особенная. В русской свадебной традиции во главе тройки, везущей молодую пару в дом жениха после венчания и церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Такая традиция частично поддерживается и в наше время. У кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Куклы можно свободно двигать по «руке». Это нужно для того, чтобы между куклами всегда оставалось место для будущих детишек – кукол «мартиничек» .

Работа по изготовлению обереговых кукол увлекательна и интересна. Пока ещё мои куколки не такие ладные, как хотелось бы.

Для меня эти куколки самые любимые, ведь, сделаны они своими руками. Они хранят тепло моих рук и несут большую смысловую нагрузку. Притягательная безликость кукол будет отводить от моей семьи недуги и напасти. Ведь, если верить в обережные способности куклы, то она и станет «оберегом».

В дальнейшем я планирую продолжить изготовление кукол. Возможно, в моей коллекции появятся и игровые куклы.

2. 2. Прекрасное своими руками

На втором этапе нашей работы мы предложили ученикам 3а класса ответить на вопросы анкеты. Нам было интересно, знакомы ли ребята с историей народной куклы, есть ли у них желание изготовить куклы-обереги своими руками.

В анкетировании приняли участие 24 ученика. Мы обработали анкеты и выяснили, что у нынешних третьеклассников скудные представления о народной кукле, её истории появления в жизни человека-22 чел. У некоторых детей дома есть кукла оберег - 5чел. , но её предназначение им не известно. Большинство мальчиков кукольная тема не заинтересовала. Лишь 15 учеников класса проявили интерес к изготовлению кукол-оберегов.

На уроке технологии я рассказала ребятам о народных куклах, акцентируя их внимание на обереговых. Рассказ сопровождался показом, изготовленных мной, кукол. Ребята внимательно слушали и с неподдельным интересом разглядывали обереговых куколок. Больше всех им понравилась «вепсская» кукла, или «капустка». Именно её ребята захотели изготовить своими руками. Мальчики тоже заинтересовались работой.

Порядок работы, каждое действие по изготовлению куклы я комментировала и показывала, как правильно нужно закреплять детали, чтобы куколка получилась ладной и аккуратной. Необходимый материал (цветные и белые лоскуты ткани, нитки) были приготовлены мной заранее. Последовательно, шаг за шагом, ребята связывали детали будущей куклы, используя традиционные технологии изготовления обереговых кукол. Ребята были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями.

«Берегини» получились яркими, интересными и неповторимыми. Каждая кукла индивидуальна, как любое произведение искусства.

Для создания выставки наших рукотворных кукол мы использовали планшеты, обтянутые тканью. Каждый хотел принять участие в организации выставки. Куколок прикрепили к полотну и подписали, чтобы родители и дети знали автора–создателя куклы. По окончанию работы ребята написали отзыв.

Мы с ребятами решили постоянно пополнять выставку новыми куклами. Родители также могут принять в ней участие.

Первоначально планировалось провести мастер-класс по изготовлению кукол только для учащихся 3а класса. Но, дети других классов, после посещения нашей выставки, также изъявили желание узнать историю народной куклы и изготовить её своими руками. Мои одноклассники охотно вызвались помогать в проведении подобных уроков для учеников первых и вторых классов.

Младшим школьникам было предложено изготовить куклу «ангелочка». Она проста в изготовлении и не требует особых навыков прикладного творчества. Ребята оказались очень отзывчивыми, задавали вопросы, были внимательными и активными. От предложения организовать выставку их рукотворных кукол отказались. Каждый захотел взять куклу домой, подарить её своим близким.

В понимании современного школьника, кукла - это игрушка для девочек.

Только знание истории народной куклы, традиций и быта русского народа, помогает расширить кругозор учащихся по данной теме, привлечь внимание к изучению жизни наших предков, привить элементарные навыки прикладного творчества по изготовлению кукол.

Заключение

Полки современных магазинов радуют взор совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Именно народные куклы несут в себе такие черты индивидуальности.

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты. С помощью нашей работы мы повысили интерес учащихся к народной культуре, обратились к истокам создания куклы-оберега. Изучили традиционные технологии изготовления обереговых кукол, овладели основными навыками прикладного творчества.

Возможно, объектом моего следующего исследования станет игровая кукла, изготовленная по традиционным технологиям, дошедшим до нас из глубины веков.

Куклы - это неизменные спутники и друзья детей с давних времен. Существует несколько вариаций кукол: наиболее распространенная - в виде человеческой фигуры. В театральных представления использовались марионетки, тростевые, перчаточные куклы, в Японии был популярен театр теней - плоских кукол проецировали на экран, а зрители видели только силуэты.

Интересно, но самым древним куклам - более 4 тысяч лет, их находили в Египте, в могилах маленьких египтян, они служили погребальными дарами, призванными скрашивать одиночество ушедших. В Чехословакии были найдены фигурки из костей мамонта, которым несколько тысяч лет. Изначально кукол связывали исключительно с обрядами и религиозными культами, только постепенно эти забавные фигурки переходили из разряда священных в развлекательные.

У славян тоже были свои традиционные игрушки: даже в самых бедных деревнях дети могли играть куклами. Чаще всего их делали из кусков материи, порой в домах их было несколько десятков. Самые первые куклы делались из глины или золы с водой - они считались оберегами домашнего очага. Также, если женщина остригала волосы, из них она должна была сделать куклу - она считалась талисманом, обладающим целебной силой. Делали кукол и из соломы или стриженой травы - их еще называли стригушками. Когда женщина уходила на работу в поле, она брала ребенка с собой, а чтобы занять его, делала куклу. В солому нередко вплетали и лечебные травы - и развлечение, и ингаляция.

Игрушки никогда не разбрасывали и не оставляли на улицах, они считались ценностью, многие даже давали их в приданое, поскольку замуж выдавали девочек уже с 14 лет.

Они прятали их на чердаках и тайком играли. Интересно, но были мастера, которые могли придавать даже тряпичным куклам необыкновенное сходство. Изготавливали кукол для всей семьи - считалось, что кукла будет оберегать своего владельца. Даже свадебные куклы были!

В 16 веке кукол делали из гипса, дерева, глины. Они не являлись игрушками, а служили для домашних спектаклей, украшения дома, обрядов. Во многих знатных семьях такие игрушки передавали по наследству, для них даже изготавливали «приданное»: всевозможные сундуки, посуду, одежду, драгоценности и так далее. Эти куклы отличались интересной внешностью, но были очень хрупкими, поэтому детям их могли давать только по праздникам, и то, под присмотром родителей. В основном же дети забавлялись деревянными игрушками или самоделками из подручных материалов.

У народов разных стран были свои собственные игрушки. Примечательна в этом отношении Япония - у этого народа были куклы из различных материалов. Даже учебными пособиями они служили: в 18 веке была изготовлена первая «беременная» кукла, которая выполняла функцию наглядного пособия в медицинских университетах. Другие же куклы были наряжены в традиционные костюмы и год за годом становились все совершеннее и интереснее.

В Германии большой популярностью пользовались куклы из воска, но опять же, детям для игры их не доверяли. В Англии кукол вырезали из дерева - работа была очень кропотливой, сначала мастер придавал силуэт, потом оттачивал его, а затем вручную раскрашивал. Во Франции в 17 веке начали изготавливать механических кукол - они могли двигаться и даже что-то произносить.

В начале 19 века произошел резкий скачок в сфере изготовления кукол: люди начали создавать их из папье-маше, неглазированного фарфора, раскрашенной глины. Куклы были одеты по последнему слову моды, во Франции их продавали с огромным количеством аксессуаров, даже с парфюмерией и миниатюрными гребнями и заколками.

В наши дни производство кукол достигло немыслимых высот. В 20 веке на магазинных полках стали появляться серийные игрушки из пластмассы, а в середине века появился новый вид искусства - авторская кукла. Эти куклы, как правило, отличались особой внешностью и были очень искусно сделаны. Интересно, но не все современные мастера-кукольники довольствуются современными технологиями - многие по прежнему изготавливают свои изделия их полимерной глины, папье-маше и воска.

Нашли свое применение и тряпичные куклы - некоторые художники умудряются создать целые экспозиции игрушек в национальных костюмах, модным нынче считается и изготовление куклы по портрету ребенка.

Ну а полюбившиеся многим Барби и Синди живы и по сей день и пользуются большой популярностью. Предприимчивые производители выпускают ограниченные серии кукол в виде персонажей фильмов, книг и мультфильмов, а родители покупают их своему чаду.

Ну вот такая вот кукольная история. Если вам понравился наш рассказ, поделитесь ссылкой со своими друзьями в соцсетях. Сделать это можно, нажав на кнопку чуть ниже.

Цель проекта:

Пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проекта:

Изучение истории возникновения куклы;

Изучение кукол других народов;

Материалы для изготовления кукол;

Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

Актуальность проекта.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего и других народов.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Кукла считается одним из самых загадочных символов. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

История появления куклы.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Где же появились первые куклы? Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кукла - один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.

Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Но для большинства людей куклы были больше, чем просто игрушками.
Например, среди американских индейцев детская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью религиозного воспитания детей.
В Японии примитивная детская кукла изготовлялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Имелась также кукла, которую мы назвали бы «козлом отпущения». Ее «кормили», одевали, обращались с ней как с живой и давали матерям, чтобы отвратить дьявола от их детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.
Ислам запрещает изображать человека. Но, несмотря на это, красиво наряженные куклы нередко дарятся девушке, выходящей замуж, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем юной. Матери обычно неохотно дают кукол своим маленьким дочерям, так как боятся, что дух дьявола, находящийся в кукле, может причинить вред ребенку. Но многие девочки сами делают себе кукол из кусочков дерева.
Куклы распространены в Африке, но иногда они используются в ритуальных, магических целях, а не как игрушки.

В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые - с праздником Рождества.
В протестантских странах Европы задолго до католических куклы стали просто игрушками.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом. Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят ученые и исследователи. “Кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

Почему, как и где появились самые популярные в мире игрушки

1.Дарума (неваляшка)
Считается, что родина неваляшки - Япония. Там неваляшки называются дарума , их устойчивое вращение в вертикальном положении напоминает людям о стойкости и упрямстве. У неваляшки нет ног и рук - игрушка создана в честь монаха Бодхидхармы, который, по легенде, много лет медитировал, глядя в стену, после чего у него отказали конечности.

2. Россия
Матрёшка
В XIX веке художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин создали игрушку, символизирующую женщину и семью, - матрёшку (от имени «Матрёна»), внутри которой располагаются похожие друг на друга куклы, отличающиеся только размерами.

3. Америка
Кукла Барби
Одна из самых популярных кукол в мире родилась в Нью-Йорке, её полное имя - Барбара Миллисент Робертс. Барби бывают разные: медсёстры, певицы, космонавты и даже кандидатки в президенты.

Знаете ли вы, что:

1. первая Барби стоила 3 доллара, а сейчас любая кукла, изготовленная в том году, у коллекционеров оценивается в 10 тысяч долларов. Барби является самой популярной игрушкой во всем мире.

2. В 1959 году американка Рут Хандлер придумала куклу Барби. Она дала ей имя своей дочери Барбары. Через два года Барби появилась в Европе и обрела игрушечного друга Кена, которого Рут назвала в честь своего сына. Сейчас кукла Барби продаётся в 150 странах мира.

3. Каждую секунду на планете продаётся 2 куклы Барби.

4. Италия
Марионетка
Впервые марионетки (игрушки, управляемые кукловодом при помощи нитей, прикреплённых к ним) появились в Египте. Но всё-таки с этими куклами ассоциируется, скорее, Италия: первые итальянские марионетки появились в Венеции, и оттуда уже распространились по всей Европе.

Прообразом современной марионетки были деревянные куклы, получившие в народе прозвище «деревянные Марии» или «Марион». В дни церковных праздников в Венеции продавались изображения маленькой Марии, отсюда и название - марионетки.

5. Франция
Бумажная кукла
Первую бумажную куклу - картонный силуэт девушки - придумали во Франции в конце XVIII века. Вскоре такие игрушки стали очень популярными, причём не только у детей, но и у взрослых. Издатели модных журналов печатали бумажных девушек, одежду и обувь для них, чтобы читательницы смогли подобрать себе наряды, посмотрев сначала, как они выглядят на кукле.

Современные куклы.

1 . Мокси (Moxie) - это один из примеров . Мокси – американская кукла, которую в 2008 году представила на рынке компания MGA Entertainment. Напомним, этот же производитель ранее выпустил популярных кукол .

Серия Мокси представлена четырьмя куклами-подружками подросткового возраста. Это Софина, Эйвери, Саша и Лекса. Это девчонки-школьницы, которые вместе ходят на занятия и интересно проводят свободное время.

2. Несколько лет назад в отечественных магазинах появилась кукла Baby Born (что в переводе на русский язык означает "новорожденный"). Baby Born – кукла-пупс от немецкого производителя Zapf Creation, имеющая максимальное сходство с настоящим ребенком. Сходство обеспечивается не только внешностью (это кукла размером с настоящего малыша), но и наличием всех важнейших жизненных функций (кукла может кушать, пить, ходить на горшок и т.д.).


3. Winx (Винкс) – куклы, созданные по образу персонажей итальянского мультсериала . Игровая вселенная легко покорила сердца детей. Популярность куклам вслед за сериалом была обеспечена. Крупнейший производитель игрушек (в том числе и ) компания Mattel в 2004 году выпустила первую линейку кукол Winx. То же самое сделала другая компания - Giochi Preciozi, представившая на рынок похожую серию. Куклы Winx не уступают в яркости своим мультипликационным прототипам. Кроме того, производители позаботились о разработке и выпуске аналогичных нарядов и .

4. Братц (Bratz) – кукла от MGA Entertainment, ориентированная на девочек начального подросткового возраста (от 8 до 13 лет) с их страстью к вечеринкам и увлечением . Маркетинговая концепция, в основе которой – реалии жизни подростков, сделала этих кукол по-настоящему уникальными в сравнении с классическими куклами.

5. Antonio Juan (Антонио Хуан ) – классическая испанская кукла с национальными чертами лица.

6. Испанские куклы Carmen Gonzalez выпускаются с 50-х гг. XX века. Как и в ситуации со многими другими иностранными игрушками, о Кармен россияне узнали лишь сейчас. Так, в 2010 году куклы появились в некоторых онлайн-магазинах. Выбор их пока невелик, особенно учитывая, сколько их линеек производится в .

Следует отметить, что Испания является одним из главных поставщиков кукол в мире. Это касается как игровых кукол, так и коллекционных.

7. Pullip – шарнирная кукла с непропорционально большой головой и глазами, производится корейской компанией Chunsang Chunha. История Pullip начинается в 2003 году, когда эти куклы впервые появились на рынке. Чтобы «продвинуть» продукт, маркетологи компании сочинили легенду не только для куклы, но и для всей ее семьи, не забыв также про личную жизнь Pulli


8. Кукла Дженни (Jenny) – популярная японская кукла, которую с 1982 года производит компания Takara Co., Ltd.

9. Фулла (Fulla) – кукла, созданная в соответствии с ценностями арабского мира. Лицом Фулла похожа на американскую , а вот по характеру – полнейший ее антипод. Фулла носит платок и не выставляет тело напоказ, как это делает Барби, а в комплекте к ней идет крошечный , ведь Фулла – правоверная мусульманка.

На сегодняшний день Фулла является самой популярной куклой в

Заключение.

Итак, первая кукла появилась в Египте. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные, оккультные и обереговые цели.

Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.


Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...