Дарить подарки

    Дарить подарки – это не только житейская традиция, но и элемент делового этикета. Но если выбрать подарок родным и близким сравнительно просто, то одарить коллег и партнеров – не такая простая задача. Этим символическим жестом мы демонстрируем им свое расположение, и тут очень важно никого не обидеть недостаточным вниманием, но также и не смутить избыточным. Слишком дорогой подарок вызывает противоречивые чувства, а может и стать причиной неприятностей.

    Достоверно известно, что один из руководителей Третьего Крестового похода Вилар Д’Ардуэн тронулся рассудком после того, как тогдашний император константинопольский повел его смотреть сокровища Византии, а когда они вошли в самую великолепную комнату, доверху набитую драгоценностями, император объявил, что все это он и дарит ему, Д’Ардуэну. Впрочем, не исключено, что таков и был хитроумный замысел коварного византийца. Мы же желаем продемонстрировать получателям наших подарков, насколько ценим их и уважаем. На такое же отношение мы рассчитываем со стороны тех, кто дарит подарки нам. И во избежание недоразумений следует придерживаться нескольких психологических законов дарения.

    Прежде всего будем сами держать ухо востро в отношении тех случаев, когда под видом подарка подсовывается то, что подарком не является. Когда немолодой бизнесмен дарит студентке бриллиантовое колье, – это не подарок, это предоплата. За впечатляющим подношением легко угадывается ожидание его компенсации противоположной стороной. Она становится ему должна. Это лучше понять сразу, чтобы не обижаться, когда дело дойдет до “прямых инвестиций”. Так и хочется в духе приснопамятных партийных постановлений провозгласить: Деловые люди, будьте бдительны! Настойчиво овладевайте умением отличать подарок от подкупа – подкопа под вашу независимость. Кредит под видом подарка – распространенный фокус. Кредит придется возмещать. Не уподобляйтесь наивной студентке, чтобы не разделить ее разочарование.

    Нельзя вымогать подарки. То есть, конечно, можно, и всем хорошо известно, как это делается. Но только в этом случае подарок теряет свою волшебную силу и превращается в налог. Но зачем превращать потенциального дарителя в унылого налогоплательщика? Сполна собрав дань, можно и заскучать.

    Не дарите необходимого, не дарите незначимого. Выбирая подарок, учитывайте вкус получателя. Как грубовато говорил популярный киногерой: “Детям мороженое, бабе – цветы, и смотри, не перепутай!” Чуть деликатнее можно сказать так: детям лучше дарить игрушки, женщинам – украшения, мужчинам – инструменты (от слесарных до инструментов власти). Путаницу можно добавить по своему вкусу (ведь говорят же, что взрослые отличаются от детей лишь стоимостью своих игрушек), но не переусердствуйте.

    И не старайтесь быть слишком оригинальны. Л.И.Брежнев незадолго до своей кончины получил трогательный подарок от индийского народа – милейшего годовалого слоненка. “Сувенир” пришлось пристраивать в Театр зверей. А что бы вы стали делать со слоном?

    Никогда не дарите то, что вам самому не хотелось бы получить в подарок.

    Традиционная форма делового этикета – сувенир с логотипом вашей фирмы. Разумеется, для вас этот логотип и есть самая ценная часть подарка. Получатель может и не разделять вашего корпоративного патриотизма, поэтому в данном случае желательно, чтобы сувенир представлял ценность сам по себе, а не просто был бы носителем логотипа.

    Важно не столько что, но и как дарится. Порой сама процедура дарения может стать самоценным подарком.

    И последнее. С благодарностью принимайте любые подарки! Даже если дар вам не по вкусу, дарящий скорее всего не имел намерения вас уязвить, наоборот – позаботился проявить внимание. Кстати, именно поэтому людям, чье расположение вам дорого, лучше все-таки подарить хоть что-нибудь, чем не подарить совсем ничего!