Мандала

    МАНДАЛА – (санскр. mandala = “круглый, круговой”), символико-магическое плоское или рельефное, графическое, живописное, насыпное или фигуративное (изначально — круглой формы) воплощение представлений о структуре мира, признаных в Учении той или иной духовной (обычно — буддистской, хотя есть и мандала майя и др.) школы.

    Мандала – один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения (включая и жертву). Мандала принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема Мандала представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (сравни: в ламаизме Мандала, где север — зеленый, восток — белый, юг — желтый, запад — красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата, крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ВАДЖРА в разных вариантах — одинарном, двойном, тройном и т. д. 

    Этот основной вариант Мандалы существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре Мандалы, или некоторыми местными вариантами символики. Изображения Мандалы, как правило, многочисленны и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например, в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

    Вот как определяют биопсихическую природу Мандалы Ральф Мецнер и Тимоти Лери: «Механизм Мандалы может быть рассмотрен в терминах нейрофизиологии глаза. Если Мандала является изображением структуры глаза, то центр Мандалы соответствует “слепому пятну”. Поскольку “слепое пятно” — это проход от глаза к зрительной зоне мозга, то, выходя “наружу” через центр, вы окажетесь в мозге. Йог открывает Мандалу в собственном теле. Мандала является инструментом для преодоления пределов мира видимых явлений посредством централизации их и возвращения внутрь.»

    МАНДАЛА – (санскрит) Круг. Диск. Сакральное, священное место, где совершается ритуал. Цикл гимнов «Ригведы». Собрание монахов. Модель мироздания. Космограмма. Магический узор. 

    Мандалы в виде живописных двумерных композиций широко применяются в духовной практике буддизма. В каждой заложена концепция, представленная изображением персонажей и символов, расположенных определенным образом. Созерцание мандалы происходит по спирали от периферии к центру. Адепт совершает это «путешествие», проходя через переживания, вводящие его в измененное состояние сознания. Он постигает глубинный смысл, содержащийся в композиции.

    В тайну мандалы ученика посвящает учитель. При созерцании распеваются мантры. Мандалы выполняют на тканях, на бумаге, из песка, из камня. Наиболее популярна мандала «Колесо бытия» (бхавачакра). Созерцание мандал способствует просветлению. Комплекс психических состояний, при переживании которых происходит определенная визуализация, называют внутренней мандалой.