Теософия

    Теософия (др.-греч. ???????? — божественная мудрость, мудрствование о Боге) — мистическое богопознание.

    Этот термин используется в «Ареопагитиках» как синоним термина «теология».

    Позднее теософию стали противопоставлять богословию (теологии), опирающемуся на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознание через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы.

    Когда теософия понимается в таком широком смысле, в неё включают гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.

    Чаще используется более узкий смысл слова: тогда теософией называются мистические теории XVI—XVIII веков, которые, как правило, находились за пределами определённой конфессии и церковной христианской традиции в целом. Это теории Я. Бёме, Парацельса, Л. К. де Сен-Мартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера, Сен-Жермена. Многие теософы (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн внешней природы и совершение чудес (тауматургию).

    В философии Ф. В. Й. Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания.

    После Шеллинга термин «теософия» употребляли в качестве названия своего мировоззрения Ф. К. фон Баадер, А. Розмини («Teosofia»), Ф. Б. Трентовский («Teosofia wszyskich lud?w»).

    Под влиянием Шеллинга и в системе Владимира Соловьёва появляется термин «свободная теософия». Свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчёркивает отличие от традиционной теософии: свободная теоеофия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.

    Учение Е. П. Блаватской и Теософского общества
    Особый смысл появился у термина «теософия» в конце XIX века, когда появилось учение Е. П. Блаватской и начали образовываться теософские общества. Основные положения учения изложены ниже, однако в нескольких словах его можно выразить так: в основе происхождения мира лежит Первопричина или Абсолют. Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несет в себе частицу Перевопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной. Учение Е. П. Блаватской опирается на индийскую философию (прежде всего, на буддизм, индуизм и брахманизм).

    Существует известное сходство между теософией Е. П. Блаватской и Теософских обществ и теософией Бёме и Плотина. Одни исследователи относят учение Е. П. Блаватской относят к религиозной философии, другие — к мистической философии, третьи — к эзотерическим учениям.

    В еще более узком смысле термин «теософия» означает эзотерическое учение, основы и фрагменты которой изложены в труде Е. П. Блаватской «Тайная доктрина».

    Эмблема Международного теософического общества (Адьяр)В трудах Е. П. Блаватской и других теософов теософия стремится объединить различные вероисповедания путём установления тождественности эзотерического смысла религиозных символов разных конфессий. Благодоря деятельности у «Теософского общества», основанного Блаватской и другими в 1875 году, теософия стала распространяться в разных странах мира в среде интеллектуалов — преимущественно в Азии, но также и в странах Запада.

    Основные положения теософии таковы.

    Происхождение Вселенной
    Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неизреченный Абсолют, Безличный Принцип, благодаря которому все стало. Высшую триаду составляют Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова. Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, затем через планы: духовный, психический, астральный и материальный.

    Человек
    Человек — отражение проявленного Абсолюта (микрокосм), и его истинное внутреннее «Я» вечно и едино с Божественным «Я» Вселенной.

    Учение о реинкарнации (перевоплощении)
    Эволюция человека совершается путем многих рождений и смертей. Каждый раз, рождаясь заново, он приобретает новый опыт и знания. Принцип жить самопожертвованной жизнью, ставя в основу своей жизни служением людям делает его активным участником божественного творения.

    Закон Кармы — закон причин и последствий
    В теософии Блаватской закон кармы расматривается с точки зрения гармонии и согласия с законами природы:

    Единственный закон кармы, закон вечный и неизменный, это гармония в мире материи, столь же абсолютная, какова она в мире духа. Из этого следует, что не карма награждает или наказывает нас, но мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем ли мы вместе с природой, пребывая в гармонии с ее законами, или же нарушаем их.

    Философская концепция
    В основе концепции теософии лежит на семеричном принципе: 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и др.

    Влияние идей теософии
    Идеи теософии оказали влияние на мировоззрение Махатмы Ганди, Е. И. Рёрих и Н. К. Рёриха, В. В. Кандинского и многих других. Труды Блаватской оказали влияние на теоретиков немецкого национал-социализма, в частности, основателя общества «Туле» Рудольфа фон Зеботтендорфа.