Вода живая, вода мертвая

    С идеей структурированной воды тесно связана концепция «памяти воды». Это понятие (базовое для теоретических основ гомеопатии), согласно которому вода на молекулярном уровне обладает «памятью» о веществе, некогда в ней растворённом, и сохраняет свойства раствора первоначальной концентрации после того, как в нём не остаётся ни одной молекулы ингредиента.

    Память воды

    Опыты Жака Бенвениста

    Научные споры вокруг понятия «память воды» разразились в начале 80-х годов XX века после скандальной публикации в журнале Nature статьи известного французского иммунолога Жака Бенвениста (Jacques Benveniste: родился 12 марта 1935 года, умер 3 октября 2004 года), в то время возглавлявшего так называемый «200-й отдел» в парижском институте INSERM (Institut National de la Sant? et de la Recherche M?dicale). Статье предшествовала многолетняя дискуссия между — с одной стороны, последователями и практиками гомеопатии, с другой — представителями академической науки. Гомеопаты утверждали, что вода сохраняет новоприобретённые свойства даже после того, как вещество или препарат разбавлены в ней до практически «нулевой» концентрации; другими словами — обладает своего рода «памятью». Оппоненты считали, что подобное утверждение нарушает все существующие научные представления о законах химии.

    В 1983 году Жак Бенвенист, впоследствии ставший дважды лауреатом Шнобелевской премии, получил от гомеопата Бернара Протвина приглашение принять участие в изучении биохимических растворов малых концентраций. Бенвенист, знакомый с гомеопатическими теориями и относившийся к ним скептически, в свою очередь предложил группе коллег провести серию научных экспериментов по изучению воздействия на человеческий организм антител, последовательно сокращая их концентрацию в заданном объёме воды. Согласно всем известным законам химии, реакция организма на препарат должна была бы снижаться с уменьшением концентрации и по достижении последней нулевой отметки прекратиться вообще. Бенвенист и его команда, однако, зарегистрировали совершенно иную картину: по мере того, как концентрация антител в растворе падала, сила воздействия препарата то снижалась, то возрастала вновь, а главное, в конечном итоге не сошла к нулю, как ожидали исследователи.

    Статью об исследовании ученый отослал для публикации в журнал Nature. Редакция журнала высказала опасение, что публикация этого материала даст гомеопатам-практикам возможность утверждать о научных доказательствах основ гомеопатии, даже если впоследствии утверждения автора будут опровергнуты. В пользу ошибочности исследования говорило также то, что оно требует слишком больших изменений в уже известных физических и химических законах.

    Редактор журнала Nature Джон Мэддокс заметил: «Наш ум не столько закрыт, сколько не готов изменить представление о том, как устроена современная наука». Однако у редакции журнала не было причин отклонять статью, поскольку на то время в ней не было обнаружено методологических ошибок.

    В конце концов был найден компромисс. Статью опубликовали в № 333 Nature. Ей предшествовала заметка Мэддокса, в которой тот предостерегал читателей от вынесения преждевременных суждений и приводил несколько примеров нарушения известных законов физики и химии, которые неизбежны, если утверждения Бенвениста верны. Мэддокс также предложил воспроизвести эксперимент под контролем группы, включавшей в себя самого Мэддокса, Джеймса Рэнди (основателя Фонда Джеймса Рэнди) и Уолтера Стюарта (физика и внештатного сотрудника Национального института здоровья США).

    Группа приехала в лабораторию Бенвениста и повторила эксперимент. В первой серии опыты проводились в точности как было описано в статье Бенвениста. Полученные данные очень близко совпали с опубликованными в статье. Однако Мэддокс заметил, что в процессе исследования экспериментаторы были осведомлены, в каких колбах находится антиген, а в каких нет. Во второй серии опытов Мэддокс потребовал соблюсти условия «двойного слепого» метода исследования. В помещении велось видеонаблюдение, надписи на пробирках были зашифрованы. Хотя все (включая группу Мэддокса) были уверены, что результат повторится, эффект немедленно исчез.

    Подтверждения и опровержения

    В 2002 году Луи Рей выполнил термолюминесцентный анализ растворов малых концентраций. Некоторые из таких растворов не содержали ни одной молекулы прежде растворённого в них вещества. Между тем, их термолюминесцентный «отпечаток» оставался таким же, каким бы он был, если бы вещество было по-прежнему растворено в воде.

    В 1999 году в Японии вышла книга Масару Эмото «Послания воды» («Messages from Water»), в которой утверждалось, что вода совершенно определённым образом меняет свою структуру под воздействием тех или иных человеческих эмоций. В качестве доказательств автор привёл фотографии кристалликов льда, которые выглядят «красиво» (если на воду заранее воздействовали положительными раздражителями — приятной музыкой, мыслями, эмоциями) или «уродливо» (если раздражитель был отрицательный). Масару организовал торговлю так называемой «структурированной водой». Доктор Дин Рэдин (Institite of Noetic Sciences, Калифорния) вызвался повторить опыты Эмото: он сфотографировал кристаллики льда (из воды, на которую до этого молились 2000 японцев), поместил их рядом с фотографиями обычных кристаллов и предложил независимому жюри из 100 человек вслепую оценить «эстетическое состояние» кристаллов. Выяснилось, что эстетическая оценка «освящённых» кристаллов намного выше, чем оценка кристаллов льда из обычной воды. Оба «исследователя» не приводят сведений о том, каким образом отбирались кристаллы воды для показа испытуемым.

    В 1999 году С. В. Зенин (Зенин Станислав Валентинович, доктор биологических наук) защитил диссертацию, посвященную памяти воды (Структурированное состояние воды как основа управления поведением и безопасностью живых систем. (диссертация докт. биол. наук, Москва, 1999)). Расчеты Зенина показали, что вода представляет собой иерархию правильных объемных структур, в основе которых лежит кристаллоподобный «квант воды», состоящий из 57 её молекул.

    Эта структура энергетически выгодна и разрушается с освобождением свободных молекул воды лишь при высоких концентрациях спиртов и подобных им растворителей. «Кванты воды» могут взаимодействовать друг с другом за счет свободных водородных связей, что приводит к появлению структур второго порядка в виде шестигранников. Они состоят из 912 молекул воды, которые практически не способны к взаимодействию за счет образования водородных связей.

    Это свойство объясняет чрезвычайно лабильный характер их взаимодействия. Его природа обусловлена дальними кулоновскими силами, определяющими новый вид зарядово-комплементарной связи. Именно за счет этого вида взаимодействий осуществляется построение структурных элементов воды в ячейки размером до 0,5—1 микрон. Их можно непосредственно наблюдать при помощи контрастно-фазового микроскопа.

    Структурированное состояние воды оказалось чувствительным датчиком различных полей, особо следует выделить её реагирование на изменение состояния электромагнитного вакуума. Автор считает, что мозг, состоящий на 90% из воды, может изменять структуру вакуума. В лаборатории Зенина наблюдали воздействие людей на свойства воды. Это воздействие бывает настолько мощным, что тестовые микроорганизмы не только прекращают движение, но погибают и даже растворяются в ней.

    Прежде всего выяснилось, что вода вовсе не однородна, как считали до сих пор. Она состоит из микроскопических кристалликов в форме ромбовидного многоугольника, который возникает, если взять куб за два противоположных угла и «потянуть» в разные стороны. Размер многоугольника — 20 х 20 х 30 ангстрем (ангстрем равен 1 десятимиллионной доле миллиметра). В обычном, жидком состоянии — от 0 до 100 градусов Цельсия — вода состоит именно из таких структурных элементов, в каждом из которых содержится 912 молекул.

    По сути, это — некая супермолекула воды. Она так мала, что не видна даже в самый мощный микроскоп. Ее структуру — геометрию расположения элементов в кристалле — долго и нудно изучали специалисты ряда московских научных институтов. И доказали различными физико-химическими методами, включая методы ядерного магнитного резонанса, высокоэффективной жидкостной хроматографии и рефрактометрии, что все именно так, а не иначе.

    Структурные элементы в свою очередь объединены в более крупные образования —ячейки размером полмикрона (микрон — тысячная доля миллиметра), которые удалось увидеть только на контрастно-фазовом микроскопе. Структурных элементов в ячейке великое множество (если точно — то 2 в 24-й степени, деленное на 6). В самом элементе — множество молекул воды.

    Выяснилось, что состояние воды меняется не только под влиянием полей, но и… человеческого мышления. В Федеральном научном клинико-экспериментальном центре традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России совместно с биофаком МГУ провели более 500 опытов с разными людьми, и в зависимости от их внутренних установок вода изменяла свои свойства в ту или иную сторону. 

    При этом менялась и электропроводность воды настолько, что простейшие, помещенные в нее, либо погибали, либо, наоборот, становились активней.

    Обнаружилось, что в одной водной ячейке присутствует 44 000 различных образований — так называемых «информационных панелей». Каждая из таких панелей устроена по-своему и, как рецептор в живой клетке, откликается на то или иное внешнее влияние.

    Оказав некое воздействие на воду, мы затрагиваем лишь какую-то часть «информационных панелей». Другое внешнее вмешательство вызывает отклик у совершенно других панелей. При этом различные панели начинают взаимодействовать между собой, приводя воду к некоему новому состоянию.

    Таким образом, вода представляет собой иерархически организованную среду, некий биокомпьютер с запоминающим и ретранслирующим устройствами. Фактически вода — это готовая живая клетка.

    Даже при кипении воды ее структурные элементы сохраняются. А при замерзании молекулы кристаллизируются и превращаются в структурированный лед. При этом в самих кристаллах воды происходит беспрерывное движение. В тоненьких «трубочках», в которых вода еще не замерзла, устанавливается такая же циркуляция, как в организме животных или стебле растений. Чем длиннее жизнь каждого кристалла, тем больше у него родства с «жизненными соками» человека, и тем, как оказалось, он полезнее для нашего организма.

    Анализ показал, что и у младенцев, и у детенышей животных клетки содержат особым образом структурированную воду. Если рассмотреть ее под микроскопом при увеличении в 20 тысяч раз, можно увидеть структуру, напоминающую «снежинки». Эта вода получила название кластерной. Доказано, что она оказывает мощное оздоравливающее воздействие: выводит токсины из клеток и замедляет старение.

    Английский исследователь Генри Коанда изучал кристаллы воды в «настоящих» снежинках, падающих с неба. Его поразило, что каждая снежинка имеет особый рисунок и неодинаково взаимодействует с окружающей средой.

    Это дает возможность подобраться и к разгадке феномена «святой воды». Действительно, почему бы воде не менять свои свойства под воздействием такого внешнего фактора, как молитва, особенно если это сильно энергетически заряженная молитва, произнесенная вслух или про себя искренне верующим человеком? 

    В Алтайском политехническом институте, в лаборатории профессора Павла Госькова были проведены физические и биологические анализы «святой воды». После чего эта вода добавлялась в обыкновенную водопроводную в весьма «разбавленном» соотношении — 10 миллилитров «святой» на 60 литров той, что «из-под крана». Новый анализ показал удивительные вещи: через какое-то время обычная вода по своей структуре и биологическим свойствам превращалась в «святую». Менялась электропроводность, кроме того, она приобретала новые биологически активные и антимикробные свойства, аналогичные воздействию ионов серебра.

    Организм взрослого человека где-то на 70 процентов состоит из воды, ребенок еще более «мокрый». А процесс старения, по сути дела, — это потеря клетками влаги и истощение водных ресурсов организма. Вода в организме человека распределена неравномерно. Как ни печально это сознавать, но больше всего ее содержит головной мозг — 90 процентов. В крови ее — около 81 процента, в мышцах — 75. Кожа и печень состоят из воды на 70 процентов. Даже в костях ее — 20 процентов.

    Научное сообщество пока не принимает концепцию памяти воды. Премия в один миллион долларов, объявленная за проверяемый опыт, демонстрирующий память воды, никем не получена.

    Вода в Библии

    Вода – один из древнейших религиозных символов. В Священном Писании она занимает ключевое место. Водой называется неоформленная материя в самом начале творения мира: после того как Бог «в начале» сотворил небо и землю, «Дух Божий носился над водою». Из воды же, согласно библейскому рассказу о творении мира, появляются первые живые существа: пресмыкающиеся и рыбы. В жизни человека, сотворенного «из праха земного», вода тоже играет очень важную роль.

    Великое освящение воды

    Вода как начало жизни, как символ суда и смерти, как средство очищения – три эти основные измерения воды как религиозного символа связаны с тремя основными акцентами христианской веры: творение, грехопадение, искупление.

    Каждый раз, когда совершается крещение, происходит так называемое великое освящение воды. Оно же совершается в канун и праздник Крещения Господня. Молитвы, которые читаются во время этого чина, — это торжество хвалы и благодарения, обращенное к Богу от лица всего мира. Слишком узко рассматривать освящение воды как «сакрализацию» некоторого количества вещества. Из читаемых молитв видно, что замысел авторов, написавших эти слова много столетий назад, — в том, чтобы вновь сделать воду способной стать явлением и присутствием силы и любви Божией в этом падшем, но искупленном мире.

    «Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни…», — молится священник. Любое освящение, совершаемое Церковью, никогда не является видимым, «физическим» чудом, своего рода превращением, которое можно «пощупать» и доказать. Таким образом, вода крещения – вода великого освящения – является святой, то есть становится местом присутствия Христа и Святого Духа.

    Малое освящение воды

    Кроме чина великого водоосвящения, совершаемого очень редко (вода, оставшаяся при совершении таинства крещения, далее не используется), в церковной традиции сложился и чин «малого водосвятия», который во многих храмах служится довольно часто, порой даже каждое воскресенье. Этот чин основан на иной идее освящения. Если великое освящение воды, о котором речь шла выше – это освящение прежде всего и преимущественно через саму молитву, то в малом водосвятии ключевую роль играет погружаемый в воду предмет – крест как образ Креста Христова. Причем вещество, из которого этот крест изготовлен, не имеет никакого значения: важно, что этот крест – святыня как символ победы Иисуса Христа над смертью.

    Церковная традиция, таким образом, знает два способа освящения: через непосредственно молитву и через соприкосновение с чем-либо, что уже освящено.

    Освящение через соприкосновение применяется и по отношению к крещенской воде. Священники часто советуют долить немного святой воды в сосуд с питьевой водой, чтобы освятить ее. Вода, освященная таким образом, употребляется верующими наравне с первой, бывшей «источником» освящения.

    В древности же воду могли освящать, не только погружая в нее крест или доливая святой воды. Известен чин «омовения мощей» — по сути тот же чин малого водоосвящения, но погружали при этом в воду не крест, а часть мощей святого угодника. В XVII веке этот чин совершали в Великую Пятницу перед Пасхой в московском Кремле, а потом постепенно он оказался вытеснен обычным теперь способом малого водосвятия.

    Освящение воды, как и вообще любое священнодействие, не является замкнутым в себе. Так, на литургии освящаются хлеб и вино для того, чтобы стать средством истинного единения с Богом. И вода освящается не для того, чтобы годами храниться в кладовке (хотя при многолетнем хранении она, как правило, не портится: приходилось встречать совершенно свежую святую крещенскую воду, простоявшую на полке шестнадцать лет!), но для того, чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела, для того, чтобы, как писал замечательный богослов ХХ века отец Александр Шмеман, «быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели — обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним».

    Вода в магии

    Заклинание на воде 1

    Наберите в широкий сосуд воду и дайте ей отстояться до тех пор, пока она не станет гладкой, как стекло. После этого возьмите ритуальный нож и его острием чертите на воде необходимый магический знак, при этом старайтесь не очень сильно погружать лезвие в воду. Начертание необходимо повторить три раза, при этом каждый раз нужно повторять следующие слова:

    «Именем Господа Бога, Его ангелов и духов заклинаю эти символы исполнить мою просьбу и мои желания. Пусть знак станет указателем энергий, по которым потечет сила и мощь воды и изменит мою судьбу к лучшему. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

    Когда магические знаки будут начертаны, снова дождитесь, пока вода не успокоится и не станет гладкой, как стекло. И только потом употребляйте ее: можно выпить или окропить себя, а также освятить предметы, которыми вы часто пользуетесь.

    Заклинание на воде 2

    Наберите воду в широкий сосуд и поставьте ее в холодильник. Дождитесь, пока вода полностью замерзнет и превратится в лед. Когда это произойдет, возьмите ритуальный нож, коснитесь его острием центра сосуда и произнесите:

    «Как Бог начертал на небе таинственные знаки, так и я черчу знаки на воде, как вода дает жизнь, так и я даю жизнь этим знакам, и как вода меняет мир и оживляет, так и я меняю свою судьбу и оживляю свои желания. Да будет так!»

    Теперь аккуратно начертите на поверхности льда нужный вам магический знак.

    После этого дождитесь, пока вода не растает. Когда это произойдет, возложите на нее ладони и произнесите:

    «Сила знака и воды скрепила мое желание, направила мое желание, осуществит мое желание. Отныне, присно и во веки веков. Силой Господа и ангелов, могуществом духов. Да будет так!»

    Окропите этой водой себя или предметы, которыми вы часто пользуетесь.

    Ритуал снятия порчи на Крещение 

    В начале новых суток в подходящую посуду наберите крещенской воды (желательно из родника или колодца, но можно и из-под крана, в этом случае её придётся отстоять).

    В центр стола, устланного новой белой скатертью, поставьте сосуд с водицей. Одну свечу установите за емкостью и по одной слева и справа от самой банки. Зажгите свечи одной спичкой. Смотрите на огонь через воду, наблюдайте, как он искрится, отражается, преломляется, наполняет воду теплым неземным свечением.

    Приложите руки к сосуду так, чтобы пламя свечей освещало их внешнюю сторону, приятно согревая, очищая вас. Когда почувствуете прилив сил, произнесите:

    «Как чисты помыслы Христовы, так будь чиста моя душа. Как чиста вода святая, так будь тело моё чисто. Я себя умываю, порчу снимаю, дух и тело очищаю. Аминь».

    Смочите руки в воде, умойтесь ею, остатки вылейте над ванной на голову. В этот момент всем естеством, каждой клеточкой тела ощутите, как с вас смывается, скатывается, уходит некая энергетическая чернота, тут же заполняющаяся блестящими, переливающимися золотисто-платиновыми сгустками божественной энергии.

    В течение семи последующих дней никому и ничего из дома не давайте и сами ничего ни у кого не берите.

    Ритуальное очищение(освящение, зарядка) воды

    Для подготовки воды к магическому действию, надо ее ритуально очистить. Для этого берут свежую воду (не кипяченую или дистиллированную), окунают в нее святыню или магический артефакт, либо освящают силой своего слова(для этого говорящий должен сам обладать силой), произнося молитву элементалям воды и заклинание воды. Есть мнение, что зарядить воду способна музыка, но не любая, а мелодичная, вдохновляющая, созвучная природным звукам.

    Молитва Ундинам

    «О Грозный Царь Морей, держащий Ключи от Хлябей Небесных и заточающий Воды подземные в пещерах и недрах Земли! О Царь потопа и Весенних Дождей! Ты отмыкаешь источники рек и ручьев; Ты обращаешь влагу – кровь, струящуюся по жилам земли, – в сок, струящийся по жилам растений. Мы преклоняемся пред Тобой и призываем Тебя. Говори же с нами в Своих Творениях, переменчивых и подвижных! Говори с нами в великих бурях и штормах, – и мы с трепетом склонимся пред Тобой. Говори с нами в лепете прозрачных вод – и мы возжаждем Твоей любви. О Безбрежность! Все реки Сущего жаждут раствориться в Тебе – и в Тебе обновляются вечно! О безграничный океан Совершенства! О Высь, отраженная в Глуби! О Глубь, воспаряющая к Выси! Разумом и любовью веди нас к истинной жизни! Веди нас к бессмертию через жертву, дабы однажды оказались мы достойными принести Тебе в дар Воду, Кровь и Слезы во искупление грехов! Да будет так!»

    Освящение и зарядки воды в славянском язычестве.

    Воздеть руки и прочитать молитву:

    «Род Всевышний! Зову Свет твой живительный! Силу Отца Сварога и Лады Матушки, и всех Богов Светлых, придите и благословите воду сию! Дана-Водица, живая криница, я тебя из рога лью, Рода-Батюшку молю! Принеси нам здоровье и очисти тела, освети нам помыслы, как утренний луч луга и леса родные освещает. Жизнь в тебе народилась, обнови же и обогати жизнь в телах и душах наших. Пусть сила будет в роде нашем, пусть дети наши станут десятикрат сильнее, в двадцать раз богаче, да в сотни раз мудрее нас! Пусть будет так! Слава Родным Богам!»

    Заклинание воды.

    «Fiat firmamentum in medio aquanim et separet aquas ab aquis, quae superius sicut quae inferius et quae iuferius sicut quae superius ad perpetranda miracula rei unius. Sol ejus pater est, luna mater et ventus hanc gestavit in utero suo, ascendit a terra ad coelum in terram descendit. Exorciso te creatura aqua, ut sis mihi speculum Dei vivi in operibus ejus et fons vitae et ablutio peccatonim. Amen».

    Перевод.

    “Да будет твердь на средине воды и да отделит воды от вод: те, которые выше, от тех, которые ниже; и будут те, которые ниже, подобны тем, которые выше. Солнце — её отец, луна — мать, и ветер носил её в утробе своей, достигая от земли до неба и опять с неба спускаясь на землю. Заклинаю тебя, тварь воды, чтобы ты была для меня соль и зола, зеркало Бога живого в творениях Его и источник жизни и омовения грехов. Аминь”.

    Загадки крещенской воды 

    Каждый год 19 января, в праздник Крещения Господня, происходит настоящее чудо: вода во всех источниках, будь то родник, река или озеро, изменяет свою структуру и приобретает уникальные целительные свойства.

    В православии праздник приходится на 19 января. Считается, что именно тогда Иисус крестился в реке Иордан. Согласно Евангелию, в тот момент на него снизошел Святой Дух в виде голубя, и голос с небес провозгласил его Божьим Сыном. В честь этого события во всех православных храмах принято освещать воду, совершая над ней особые ритуалы. Известно, что такая вода, если ее хранить в отдельном сосуде, долго не портится, а кроме того, обладает уникальными лечебными свойствами. Но что удивительно: точно такие же качества приобретает влага из любого источника, даже из- под крана. И происходит это только 19 января.

    В одной из научных лабораторий вода, набранная в праздник Крещения из проточного озера, хранилась при комнатной температуре четыре года. При этом она не изменила ни цвет, ни вкус, ни запах. Обычная водопроводная вода, стоявшая рядом с ней в аналогичных условиях, стала непригодна для питья уже через пять месяцев, а минеральная негазированная, приобретенная в магазине, через восемь.

    Несмотря на то что Крещение отмена ют миллионы людей во всем мире, это событие отнюдь не относится к разряду библейских. Первые христиане вообще никак не выделяли этот день. Да и в Священном Писании об этом ничего не сказано. Традиция празднования появилась только в 7— 8 веках от Рождества Христова. Возможно, она имеет что-то общее с обычаями наших более далеких предков? Ведь культ воды был одним из главных в язычестве. 

    Например, славянские народы издавна поклонялись дождю, который увлажнял и как бы оплодотворял землю. Множество источников и колодцев, вода в которых обладала целительной силой, находилось под покровительством богини Мокоши. Кстати, после принятия христианства все они перешли в ведение святой Параскевы Пятницы, а затем святителя Николая Чудотворца.

    Культовый праздник – Велесов день приходится как раз на б января по старому стилю, то есть 19 января, в тот самый день, когда мы празднуем Крещение.

    В течение пяти дней, предшествовавших 6 января, старейшины родов отбирали немощных, больных и ненужных племени людей для отправки к праотцам. Делалось это для того, чтобы работникам не приходилось зря кормить «дармоедов». Обреченных готовили к ритуальной гибели. Родственники выслушивали их последние напутствия, передавали свои просьбы к потусторонним силам, а затем прощались. И в Велесов день людей отводили на берег и топили в проточной воде (обычно в проруби у омута или в устье реки).

    Поразительно, но после принятия христианства в тех же самых местах стали сооружать часовни и купели, а зимой делать проруби во льду в виде крестов. И там, где прежде топили родных, стали купаться во славу христианского праздника Крещения.

    И все же почему так много ритуалов сошлось на дате 19 (6) января? В результате многолетних наблюдений специалисты по ядерной физике зафиксировали: каждый год именно в этот день на Землю обрушиваются интенсивные потоки нейтронов-элементарных частиц, не имеющих заряда. Мощность нейтронного облучения нашей планеты возрастает в 100-200 раз. Максимальная интенсивность потока приходится на область Мертвого моря, – не потому ли гнутся деревья на берегах реки Иордан?

    Ученые давно установили тот факт, что интенсивные нейтронные «атаки» обладают стерилизующим действием, то есть все вредоносные вирусы и бактерии уничтожаются. Остается лишь удивляться и восхищаться тем, как наши предки умудрились обнаружить этот эффект.