Зачем с нами живете вы?

    Мне всегда казалось, что мы – родители своим детям, а выясняется, что они нас считают динозаврами, монстрами и предками. Конечно, чему можно научиться у нас, которые говорят: «Ты должен идти утром в школу, быть хорошим мальчиком, а потом ты вырастешь, женишься, обзаведешься детьми, и все у тебя будет хорошо…».

    И они правы, зачем так долго ждать этого «хорошо». Ведь так хочется получить все сегодня и сразу. Детям без труда удается вырваться из материальных ограничений и оставить взрослых в большом недоумении. Подслушала беседу мальчугана с мамой:

    - Как ты смеешь драться?
    - Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!

    Они хотят войти в поле информации, в океан сил, к тому, что лежит за гранью повседневного существования. Как–то в разговоре про детей со мной поделился молодой отец своими наблюдениями. Его малышка очень любит рисовать: вся их квартира, соседские и даже лестничная площадка увешаны ее рисунками. «Подхожу, – рассказывает мой собеседник, — рисует цветы. А вокруг три десятка точек»:

    - Доченька, что это? Мухи?
    - Нет, папочка, это запах от цветов.

    Мы, взрослые, пытаемся втиснуть в детей то, что привыкли считать нужным и полезным сами, даже не задавая себе вопрос: зачем? Просто так «воспитывали» нас, и теперь мы тоже делаем так же.

    Я решила сделать маленькое статистическое исследование и зарылась в Интернет. На запрос «говорят дети» откопала разные детские шедевры и буду ими делиться по ходу.

    Вот одно из:

    -Если ты не будешь кушать манную кашу, то я позову Бабу-Ягу!
    - Ма, неужели ты думаешь, что Баба-Яга будет есть ЭТУ кашу?

    Создается впечатление, что они как будто хотят чего-то другого, того, что мы не можем им дать, что неподвластно для нашего осознания, а в них «это» уже встроено с рождения. Послушайте в качестве доказательства такие слова чудной пятилетней малышки:

    - Я так много пою, что комната делается большая, красивая…

    У них уже есть забота и любовь:

    - Мам, а правда, что я родился ночью?
    - Да.
    - Надеюсь, я тебя не разбудил?

    Они задумываются о многих вещах:

    - Солнце – это папа, луна – это мама, а звездочки – детишки.

    Да, наверное, мы — продукт старого мира, и время наше подходит к концу. Наши ценности, уклад нашей жизни, плоды нашего труда, к моему великому сожалению, не идеальны. Нам нечем гордиться и нечего ждать от детей любви и уважения. И мы чувствуем нежелание детей оставаться в построенном нами лживом мире, они просто и открыто нам говорят об этом.

    Папа рассказывает дочке, какие бывают профессии:
    - Одни люди на работе пекут хлеб; другие — лечат детей; третьи -…
    - Получают деньги, — подсказывает дочка.

    Как же нам стать нужными и помочь им найти свой собственный путь. Это единственный шанс сохранить связь с новым поколением и не оказаться ненужным балластом на его корабле. Так получилось, что мы не учим ребенка быть человеком.

    Замечание 5-ти летнего мальчика:

    - Эх, мама-мама, вы нас учили ходить и говорить, а теперь заставляете сидеть и молчать…..

    Да, мы учим ребенка ходить, говорить, одеваться, учим читать и считать, даем ему немного научных знаний, учим содержать себя и прилично держаться на людях. Но мы не говорим с ребенком о том, кем он должен стать в своей жизни.

    Мой малыш вырастет, станет профессионалом в своей области, обзаведется семьей. Но кем и каким он будет, как человек? Об этом я с ним не говорила, а ведь это и есть самый главный вопрос воспитания.

    Меня родители не научили быть «человеком», не объяснили, что мною движет, как формируются мои желания. Теперь и я ошарашена заявлениями моих детей:

    - Мам, пойдем в магазин за игрушкой!
    - Денег нет.
    - А мы в банк зайдем!

    Что же мной движет, в чем я свободна, а в чем нет? Я не знаю законов, управляющих человеком и обществом, не понимаю принципов и правил моего развития. Общество в целом и каждый отдельный человек движутся в своем развитии, но как и куда? Как внести ясность в эти вопросы? Как понять самой и объяснить детям, чтобы помочь им сознательно строить свою жизнь?

    Я боюсь выпустить детей на улицу, боюсь за них и в школе, в садике. Как найти моим детям подходящее общество, от которого они могли бы воспринять правильные примеры?

    Ведь пример действует без слов потому, что наблюдаемый ребенком вариант поведения со временем записывается в его сознании как норма. Интернет подтвердил мои предположения:

    - Я в деревне со всеми здороваюсь! Только с теми, кто на машинах едет, не успеваю…

    А если бы детские книги, фильмы и игры, в которые играют дети, были бы созданы так, чтобы оказывать на подрастающее поколение положительное влияние? И еще добавить к этому не учителей, не учебники, а благотворное детское общество, к которому каждый ученик чувствовал бы привязанность и хотел бы быть его частью.

    Жаль только, что пока это проявляется вот так:

    - Петя, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
    - Милиционером.
    - А ты, Саша?
    - Бандитом, чтобы мы опять могли играть вместе.

    Возможно, зависть и честолюбие – эти естественные человеческие качества – пробудят в ребенке дух здорового соперничества, и он сам захочет стать лучше. Может, не придется его подталкивать, убеждать и указывать ему, как поступать.

    Как сделать так, чтобы человек с детства чувствовал себя частью общества, чтобы понимал, насколько он связан с другими людьми, как он от них зависит, и как сам может повлиять на них. Возможно, этим мы бы избежали многих проблем, связанных со вспышками агрессии, насилия и террора. Возможно, нам не стоит указывать ребенку: «Делай так, и точка!» Приказами дрессируют животных.

    Формирование человека – это очень трепетный и накопительно — длительный процесс. Все впечатления, которые получает ребенок: от родителей, от сверстников, от книг и фильмов, от телевизора и интернета – застревают в нем и постепенно находят выражение в его поведении.

    В связи с этим мы, родители, не можем быть равнодушными. Мы должны требовать от всех каналов СМИ ответственного отношения к тому воздействию, которое они оказывают на наших детей. Мы не можем от них отключиться и не можем позволить им формировать наших детей так, как они это делают сегодня потому, что наши дети спрашивают:

    - Это правда, что Бог заботится о нас?
    - Да, правда, мой хороший.
    - И к вам нас принес аист?
    - Да, конечно, мой родной
    - А подарки раздает Дед Мороз?

    - Да, я же тебе много раз об этом рассказывала, и мы сказку с тобой смотрели по телевизору.

    - Тогда зачем с нами живете вы?

    Татьяна Михайлова