Пару месяцев назад мне удалось побывать в самом янтарном крае России, и мира, как утверждает википедия. Наверное вы догадались, что это Калининградская область, где залежи янтаря в составляют не менее 90 % от мировых. Саму добычу мне не удалось увидеть, но вот как обрабатывают янтарь в небольшой мастерской, мне удалось запечатлеть, заодно узнал несколько фактов, о которых вы наверное точно не знали.
Считается также, что русское слово "янтарь" заимствовано из литовского, так как литовские племена обычно проживали у янтарных берегов, а русские - очень редко. В других странах янтарь называют по разному, на Сицилии "симетитом", в Румынии - "румэнит", Мьянме - "бирмит".
На древнегреческом "янтарь" звучит как "электрон". Ещё в древней Греции естествоиспытателями проводились эксперименты - куски янтаря тёрли шерстью, после чего те начинали притягивать к себе мелкие предметы. В древние времена за небольшое украшение из янтаря можно было купить раба (эх, были времена), а позже в средневековье, этот минерал наделяли чудодейственными свойствами - якобы он лечил от многих болезней.
Сейчас знатоки различают около двухсот восьмидесяти разновидностей янтаря, от «морского» до «земляного».
Пока я вам рассказываю про янтарь, управляющий цехом по обработке янтаря открывает большой железный сундук с сокровищами.
Но что мы здесь видим? Несколько мешков и тазик с камушками не презентабельного вида.
Это совсем не похоже на тот янтарь, что я себе представлял. Однако не будем торопиться с выводами. Это самый настоящий янтарь. В цех он приходит в различных фракциях. От такого "щебня", который стоит 600р. за кг.
До таких камушков, которые стоят значительно дороже, потому что из них можно сделать более крупные, интересные изделия.
А такие куски янтаря стоят до 20 тыс.р. за кг. Не маленькие такие булыжники. Кстати, куски янтаря весом более 1 кг приравниваются к драгоценным камням и не подлежат свободной продаже, такой указ выпустило правительство в конце 90-х годов. Вот так.
В этой комнате, где хранится сырье и обработанный янтарь, под неусыпным взором охранника производится взвешивание и расфасовка минерала.
Работа скучная и монотонная.
Янтарь распределяют по цвету, размеру и прочим параметрам.
Кто скажет, что из этого можно сделать украшение? Однако же делают.
Управляющий открывает шкаф с готовой продукцией. Хотя я должен был показать вам результат обработки в конце репортажа, придется сделать это сейчас.
Обработанный "щебень" выглядит как леденец.
А вот этот полуфабрикат сделан путем прессовки янтаря, из которого никак не могло получится чего-то толкового, однако выбросить тоже нельзя. Ни одна частичка этой драгоценной смолы не пропадет даром
Обломки и крошки янтаря засыпают в эти формы, который кладут в специальный пресс. Он под давлением и температурой плавит их.
В результате чего получается пластина с шариками. Их потом отделяют, обрабатывают. Стоят они конечно в разы меньше, чем настоящий янтарь.
Их потом еще ждет шлифовка и полировка, однако они не будут сверкать как шарики снизу. Проверьте кстати бабушкины янтарные украшения у вас дома, кто знает, может недобросовестный продавец впарил вам "прессовку" взамен настоящего янтаря.
А это настоящие, отплированные янтарные шарики.
На них можно смотреть бесконечно долго, они чудо как хороши. Мне бы один такой в детстве, в мою сокровищницу бесполезных фиговин.
Шарики помельче. В них позже будут просверлены дырки и сделаны браслеты, ожерелья и прочие украшения.
Из кусков побольше будут сделаны кулоны. Каких только цветов янтаря тут нет. Взял в руки кусок побольше, вес мало ощущается, минерал кажется легким.
Попадаются среди сырья и такие уникальные экземпляры с насекомыми внутри, которые называются инклюзами. Инклюзы – частицы флоры и фауны, попавшие в древнюю смолу и застывшие на миллионы лет. Самые распространенные включения – частицы членистоногих и растений, очень редко встречаются позвоночные и млекопитающие. Янтарь с инклюзами составляет около 10% от всего добываемого янтаря.
При большом желании и огромных деньгах можно взять такой инклюз и построить себе небольшой юрский парк).
А теперь наконец узнаем, как делают шарики из янтаря. Для этого из сырья нарезаются кубики.
Которые вручную гранятся на шлифовальных станках до такого состояния.
После чего шарики опять обрабатываются на станке со специальными шлифовальными кругами.
Шарик крутится, поливается водой и становится более круглым, чем раньше.
Не обработанные шарики.
И готовые.
После обработки янтарь попадает на галтовку. Весьма интересный процесс. Здесь в виброгалтовочном барабане с наполнителями из абразива он подвергается обработке, необходимой, для обеспечения товарного вида.
Попросту говоря, шарики и прочие кусочки янтаря разного размера трутся с абразивом в воде с моющим средством в течении некоторого времени, точно не помню сколько.
Тут два таких барабана, функция у обоих одинаковая - вибрировать и вращаться.
После шлифовки в галтовочном барабане, шарики и кусочки янтаря перебирают, проверяют.
Затем дополнительно обрабатывают при необходимости и делают в янтаре отверстия.
В самом цехе висит янтарная пыль, при долгой работе с ним без респиратора наверное трудно дышать, однако некоторые работники были без него, привыкли наверное.
А это кстати, тот самый пресс, в котором плавят не кондиционный янтарь.
И напоследок готовые изделия из янтаря.
За эти бусы в прежние времена можно было купить парочку молодых рабынь).
И янтарь необычного черного цвета.
На этом все, спасибо, что дочитали до конца!
Янтарь по праву называют «солнечным камнем», хотя это вовсе и не камень, а минерал, соединение органических кислот. Классифицируется он как представитель группы горючих полезных ископаемых.
История добычи
Его добыча имеет свою историю, исчисляемую тысячелетиями. От самых трудоемких и примитивных способах, до более эффективных. К наиболее древним и простым способам относится сбор янтаря после отливов, когда его выбрасывает морем на берег, или на отмелях, туда заходят на лодках и вычерпывают кусочки янтаря сачками. Практиковалось также отрывать янтарь при помощи багров и длинных, острых пик. Ну и еще один малоэффективный, и при этом очень опасный способ - это ныряние. Позднее, начали практиковать добычу янтаря, используя разрыхление прибрежной зоны, при этом перемешивание с водой земли помогало минералу всплывать на поверхность, где его и собирали. В начале 17 века стали пытаться добывать янтарь из береговых обрывов, но это оказалось нерентабельно и крайне опасно, и к началу 20 века подземную разработку прекратили.
Применялся так называемый «морской способ» - это когда янтаросодержащие пласты поднимали со дна грунточерпающими драгами, доставляли их на берег и там проводили сортировку. Несмотря на эффективность, такой способ не был широко применен, так как был очень дорогостоящим.
Наиболее эффективной была добыча с помощью открытых горных выработок, когда под воздействием мощной струи воды разрушается покрывающая толща породы, и янтарь отделяется от «голубой земли», именно так называли пласты земли, содержащие этот прекрасный камень.
Янтарь таким способом добывался в больших количествах, но добыча была не постоянна, так как проблема в том, что при таком процессе месторождения полностью вырабатываются, а находить новые карьеры довольно сложно.
Технология добычи и производства
К 1930 г. добыча янтаря значительно облегчилась, благодаря полной механизации процесса. Вскрышные породы начали разрабатываться экскаваторным способом, с использованием железнодорожных путей, по которым выработанные пласты отправлялись в отвал. Но существовала угроза оползней, во время которой, вследствие смещения грунта, карьеры рушились, и вся транспортная техника и оборудование выходили из строя. И следующим шагом модернизации стало использование гидромеханических принципов, когда грунтовые пласты разрываются с помощью гидромониторов и землесосных установок. Именно в это время способ добычи янтаря стал более успешным и простым. Его разделяли на несколько этапов: выкапывали карьер (карьер использовали в долгосрочной перспективе - несколько десятков лет), затем экскаваторами снимался верхний грунт, и мощными струями воды, поступающей из гидромониторов, разрушалась вскрышка, образовавшаяся при этом пульпа - размытая водой пустая порода, по трубопроводу сбрасывалась в море. Освобожденная от грунта «голубая земля», землеройными машинами складируется в конусы, которые подвергаются более интенсивному размыву гидроустановками до состояния жидкой кашицы, которая легко перемещается по трубопроводам, но при этом потери янтаря составляют порядка 10%. Если заменить гидротранспортировку конвейерной системой с использованием мощных, многоковшовых, шагающих по карьеру высокопроизводительных экскаваторов, то потери янтаря значительно сокращаются.
По трубопроводам обогащенная водой «голубая земля» попадает на фабрику, где происходит отсев минерала через решетки с диаметром отверстий 5-6см. Рабочими осуществляется отбор более крупных кусков янтаря, а после размытая водой порода поступает на решетку-сито, отверстия которой составляют всего 2-3мм. Далее растворенная в воде пустая порода поступает в отходняки. Оставшиеся на сите кусочки минералов пропускают через специальные дуговые сита, предназначенные для предварительного промывания и обезвоживания. После этого сырье поступает в сепараторы для расслаивания. В них находится раствор, плотность которого выше, чем плотность янтаря, и благодаря этому происходит расслаивание массы: более крупные по весу частички остаются на дне, а мелкие кусочки янтаря и остатки древесины всплывают, и оказываются на поверхности. Далее их повторно промывают, и подают в калориферные установки для просушки. После просушки происходит фракционная сортировка материала. Для этого янтарь, очищенный от примесей, подают на грохот - это специальное вибрационное сито, состоящее из нескольких просеивающих поверхностей, которые расположены одно над другим, и движутся в противоположных друг от друга направлениях. Сита обладают различными по диаметру и конфигурации отверстиями, и расположены в виде этажерки, сверху сито с максимальным размером, а снизу с минимальными отверстиями. Система сит приводится в движение с помощью двигателя, и благодаря сильной вибрации происходит разделение материала по размерам частиц на три фракции.
Освобождение «голубой земли» от пустоты мощным шагающим по карьеру экскаватором, последующее очищение янтаронесущих пластов, его гидрообработка, очистка и тщательная сортировка — все это делает процесс добычи энергозатратным и дорогостоящим, и объясняет такую высокую стоимость это прекрасного камня. И если вам предложили дешевый янтарь, то очевидно, что он не может быть настоящим.
Хотя технический прогресс и не стоит на месте, но технология добычи янтаря не претерпела значительных изменений, и добыча минерала происходит по той же схеме, что и сто лет назад.
Месторождения янтаря
На сегодняшний момент в мире сохранились большие запасы янтаря, и они активно добываются и используются.
Постоянное увеличение стоимости янтаря способствует поиску и развитию новых месторождений. Наряду с открытой карьерной добычей, активно развивается подземный способ разработки: пещеры, гроты - в них проводят работы по поиску «голубой земли».
Береговой янтарь считается более крупным, он напоминает по форме гальку, средний размер такого камня 2-3 сантиметра. Такой янтарь часто бывает в оболочке, от которой его приходится освобождать, но эта материнская оболочка способствует сохранению прекрасного внешнего вида и природных характеристик этого драгоценного камня. Янтарь, который долгое время пробыл в море, теряет свою первичную оболочку, что облегчает и без того энергозатратный процесс переработки минерала, но при этом, в отсутствии оболочки, янтарь часто приобретает тускловатую грубую поверхность из-за находящихся там песчинок.
Особо ценными являются крупные куски янтаря, но они довольно таки редко встречаются, так как этот природный минерал достаточно хрупкий, трескающийся и легко разламывающийся по частям.
В мире ежегодно добывают около 800тонн янтаря. Из них порядка 90% приходится на Литву, Латвию, Польшу и Российскую Федерацию. Территория России имеет большие запасы природного янтаря. Он есть на Балтийском побережье, в Приморском крае, и на Урале.
Янтарный камень является довольно распространенным минералом, и встречается практически на всех континентах, но крупные и эффективные для разработки месторождения - редкость.
Самым эффективным способом добычи янтаря является добыча из открытых карьеров. Именно таким способом добывают минерал в поселке Янтарном, Калининградской области. Вообще, побережье Балтийского моря богато запасами янтаря, здесь, после отливов, он встречается даже на пляжах, обрывах и мелководье. После прибоя можно обнаружить не только маленькие кусочки янтарного камня, но и по-настоящему крупные минералы. На этой территории расположены самые крупные из всех разведанных и предсказанных месторождений.
Балтийский янтарь имеет отличительные характеристики, которые позволяют выделить его от других добываемых по всему миру видов, и поместить в отдельную группу - это присутствие в его составе смоляной кислоты, пропорции которой варьируются в пределах 3-8%, и более, примером является белый вид янтаря. Поэтому Балтийский янтарь также называют сукцинитом. Его обнаруживают в виде неоднородной гальки, перемешанной с морским песком. Это месторождение находится в регионе Самбия, Калининградской области.
Калининградский янтарный комбинат
Практически полная монополия установлена природой на этот удивительный минерал, сконцентрировав его запасы на территории Балтийского побережья, вблизи города Светлогорска. Здесь расположен знаменитый Янтарный комбинат, чья продукция славится по всему миру. Это уникальный в своем роде завод, который занимается промышленной добычей и обработкой янтаря.
Несколько миллионов кубометров грунтовой земли было убрано и переработано для того, чтобы обнажить эти уникальнейшие природные залежи. Это месторождение вырабатывает основную долю всего мирового промысла янтаря.
На сегодняшний день здесь разработано два открытых карьера: обычный и так называемый «пляжный», расположенный непосредственно на побережье. На комбинате этот драгоценный природный камень проходит все стадии - от карьера, до готового изделия.
- Янтароносный слой залегает на глубине 30-40 метров, и пустую породу приходится разбивать гидропушкой. Образовавшаяся при этом пульпа - взвесь породы с водой, подается по трубопроводам на комбинат.
- После транспортировки пульпа проходит стадию отделения - ее пропускают через соляной раствор, и благодаря чрезвычайной плавучести, янтарь всплывает на поверхность.
- Затем его подвергают фракционной сортировке. Большие куски янтаря предназначены для ручной обработки, они используются для уникальных декоративных работ. Из средних кусков изготавливают различные ювелирные изделия, а мелкие кусочки янтаря идут на изготовление картин, и на дальнейшую переработку - прессовку и плавление, либо на производство лаков и янтарной кислоты, которая входят в состав медикаментов и биогенных стимуляторов. Наиболее ценным является поделочный янтарь - именно он служит сырьем для ювелирной промышленности, но его доля в массе всего добываемого янтаря небольшая - порядка 10%. Мелкие кусочки камня не могут использоваться напрямую, поэтому их спрессовывают или подвергают химической обработке. Прессованный янтарь идет на изготовление украшений, его также используют в качестве изоляционного материала в промышленности.
- Следующий этап - это шлифовка в специальных шлифовальных барабанных установках. В зависимости от формы и размера, когда камень имею сложную форму, к обычной шлифовальной пасте добавляют в барабан куски древесины, они помогают снять окисел с труднодоступных поверхностей минерала. Сырье проходит несколько шлифовальных барабанов, зернистость стенок которых постепенно уменьшается.
- В целях улучшения декоративных характеристик некоторые камни подвергают специальной обработке - «калению» в печах с морским песком, температура прокаливания свыше 200 градусов. Результатом этого становится искрящийся прозрачный минерал, с окраской от светло-золотистого до насыщенного вишневого цвета. Кроме этого при нагревании повышается пластичность минерала.
- И в заключении янтарь полируют войлоком в специальных барабанах.
Новые технологии в производстве янтаря
В настоящее время технологии добычи и обработки янтаря развиваются, становятся более совершенными и менее энергозатратными. В перспективе, в целях максимального сохранения первоначального вида минерала, предотвращения его раскалывания и дробления, происходящие в ходе транспортировки, планируется доставлять янтарь не по трубопроводам, а напрямую, в специально разработанные для этого мобильные комплексы, которые будут располагаться в непосредственной близости от места добычи.
Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно обрабатывать янтарь в домашних условиях своими руками. Так же рассмотрим методику и технологию резки, гранения и полировки янтаря, а также изготовление различных ювелирных и поделочных изделий из янтаря. Узнаем, как изготовить искусственный янтарь в домашних условиях
Янтарь является минералом органогенного происхождения, это окаменевшая смола уже не существующих деревьев. Данный самоцвет был образован в результате эволюции земной флоры.
За счет глобального потепления хвойные растения увеличили объем выделяемых смол, понизив при этом вязкость вещества. Спустя несколько веков, отмершая древесина разложилась, водой вымылись все растворимые части в ее составе. После чего процесс окаменения был завершен и живица (смола) покрылась молодыми отложениями.
Насекомые, листья деревьев и прочие включение попали в смолу, когда та еще была жидкой. Химический состав минерала – это 78% соединения углерода, 11% кислорода и 10% водорода, также замечено небольшое количество включений (не больше 1%). В природе самоцвет встречается в виде фрагментов разного размера.
Чаще всего внешний вид минерала зависит от степени солнечного прогрева. Прозрачность и равномерная окраска характерна для самоцвета, который прогревался солнцем при стекании по стволу. Затвердевая, смола застывала в массивных каплях. Если смолянистые выделения не совсем сливались, то минерал получался ломким и слоистым. Но этот вид янтаря почти всегда получался прозрачным, и в нем чаще остальных встречаются включения. Наибольшей популярности камень достиг в XVII-XVIII вв.
В это время возникла новая методика обработки янтаря. Его пластины соединялись друг с другом по бескаркасной технологии. Благодаря такому способу появилась возможность создать скульптуры больших размеров, огромные вазы, крупные подсвечники и декоративные сосуды. Все свои умения по обработке янтаря мастера того времени применили при создании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Санкт-Петербурге, чьи поиски ведутся по сей день. В такой отделке были использованы изделия из янтаря, декоративные элементы и 22 панели.
Для снятия наружной корочки выветривания и придания заготовке приблизительной формы будущего изделия можно воспользоваться ножом, трехгранным напильником, стамесками и шлифовальной шкуркой. Чтобы изготовить изделия, имеющие форму тел вращения, можно воспользоваться настольным токарным станком. Шпиндель станка должен вращаться со скоростью 1500—2000 об/мин. Для распиловки и обработки янтарного сырья помимо обыкновенной ножовки по металлу, применяют циркулярные пилы и бормашины. Шлифуют и полируют янтарные изделия на войлочных и фетровых кругах, установленных на бытовом электроточиле. Из-за значительной вязкости янтаря его обрабатывают при повышенных скоростях вращения. Например, для сверления янтарных заготовок нужно применять перовое или спиральное сверло, а число оборотов его должно составлять до 2500 в минуту, поэтому циркулярные пилы следует устанавливать непосредственно на валы быстроходных электродвигателей. Для экономии сырья толщина циркулярных пил должна быть не более 0,4 мм, диаметр — 100—150, шаг зуба — 1, 5 мм. Затачивают зубья пилы на профильном абразивном круге или напильником.
Полировать янтарь можно не только фетровым, войлочным, но и бязевым кругом с нанесенной на него пастой из янтарной стружки, мела и парафина (мела — 47 %, парафина — 50 %, зеленого крокуса — 3 %).
Всегда важно знать, покупая янтарь, где находят этот минерал. А находят его на Камчатке, в Сибири, Румынии, Голландии, Венгрии, Германии, Чехии, Португалии, Испании, Франции, Швеции, Хорватии, Австралии. Очень красивые образцы были обнаружены в Сицилии, в Африке и Австрии. В Доминикане был найден зеленый янтарь.
На протяжении последних 50 лет Калининградский янтарный комбинат успешно занимается добычей самоцвета. Именно здесь производство янтаря целесообразно, так как это уникальное место, где осуществляется, как добыча минерала, так и его переработка. Калининградский камень известен на весь мир.
До сороковых годов прошлого столетия добыча была примитивной, но с началом нового промежутка времени, с появлением новой техники и более современного способа добычи этот процесс стал более совершенным. Добыча разделилась на несколько этапов, которые намного ее упростили. Для этого сначала выкапывали карьер, используемый на протяжении следующих 30 лет. При помощи землеройных машин снимался земляной слой в несколько десятков сантиметров. Мощными гидромониторами размывались горные породы. Землесосами породы откачивались.
После этого янтарная порода загружалась при помощи экскаваторов на электропоезда и отправлялась к местам переработки. Там на эстакаде янтарное сырье измельчалось и отправлялось на фабрику для дальнейшего обогащения. На этом этапе порода разделяется на янтарь и пустую породу.
С появлением современной компьютеризированной техники добыча стала более совершенной, оптимизировались затраты на работу.
Обработка янтаря предполагает использование токарного станка, резцов, напильника и лобзика. Каждый камень полируется с помощью пемзы, наждака, мела и мыльной воды. Места, слабо поддаваемые обработке, покрывают янтарным лаком. Если посмотреть на натуральный камень под микроскопом, видны прозрачные поры небольших размеров. После воздействия горячего масла, минерал размягчается, а поры пропадают, с заменой на чешуйчатые трещинки. Склеенные янтарные фрагменты распадутся, если их обдать кипятком.
Для повышения декоративных характеристик используется специальная обработка. Для этого самоцвет прокаливают при температуре более 200 градусов в печи с морским песком. В результате этого, минерал становится прозрачным, а его окраска меняется от светло-золотистой до темно-вишневой (в зависимости от времени нагревания). Кроме того, при таком воздействии внутри камня появляются веерные трещинки, делающие янтарь искрящимся. При нагревании без доступа воздуха окаменевшая смола становится более пластичной. Это свойство ювелиры используют во время обработки прессованием. Добавление специального красителя и определенный режим давления позволяют получить камень разной окраски и структуры. Из такого материала изготавливают ювелирные украшения, а в технике используют в качестве изолятора. Такой «плавленый» янтарь используется в мебельном производстве для покрытия мебели, а также покрытия музыкальных инструментов. Типографские краски и канифоль тоже производится из этого материала.
Самоцвет для ювелирных украшений часто подвергается предварительной обработке. Самый дорогой, игристый камень получается в процессе термообработки в автоклавах с дальнейшим охлаждением. Украшения из янтаря (бусы, кольца, кулоны, серьги) такого качества отдают невероятно красивым «солнечным» сиянием.
Непрозрачные камни вывариваются в масле льна с дальнейшим прокаливанием. Пузырьки внутри образцов наполняются жиром и приобретают свойство пропускать свет. Издавна большой популярностью обладал самоцвет, окрашенный в красно-бурые и сине-фиолетовые оттенки. Низкокачественный камень применяется в религиозных обрядах. При сгорании он источает фимиам, больше известный как ладан.
Наряду с натуральными камнями-самоцветами ювелирные мастера работают с амброидами – химически обработанными и прессованными мелкими янтарными кристаллами.
Янтарь является популярным материалом для изготовления ювелирных украшений. Легкость в обработке, разнообразием форм позволяет создавать самые разные ювелирные украшения.
Большая популярность янтарных изделий обусловило изготовление искусственного камня кустарных условиях. Для этого используется специальное оборудование, скипидарная смола, шеллак и белая канифоль. Учитывая стоимость натурального камня, производство имитации – очень прибыльное дело. Поэтому, приобретая украшение или другое изделие, очень важно, как отличить янтарь от искусственной подделки.
Чаще всего для изготовления имитации используются дешевые смолы, которые очень легко отличить от натурального самоцвета. В отличие от природного материала, подделке свойственна мягкость и своеобразный «лесной» запах. Кроме того, их можно поцарапать ногтем, в то время как с янтарем это сделать невозможно. Отличить можно и с помощью обычного десятикратного увеличительного стекла. Для смоляной подделки характерны волнистые образования, которые образованы в процессе спекания частиц. Намного сложнее отличить имитацию из копала – твердой смолы, похожей на янтарь, но малоисследованного происхождения. Стоимость таких изделий, как правило, ниже, чем у натурального самоцвета. Однако цена, может быть, и завышена – для более точного соответствия янтарным изделиям. Поэтому по ценовому фактору сориентироваться трудно.
В магазинах часто можно встретить стеклянные подделки, которые отличить легче всего. Для этого по камню можно провести медной иглой – на настоящем минерале след останется, на искусственном – нет.
Если имеются подозрения, что в руках пластмассовая имитация – попробуйте отломить кусочек. Пластик будет отслаиваться, а настоящий камень – крошиться. .
Существует еще один способ определения натуральности самоцвета. Для этого берется стакан обычной воды с тремя ложками соли. В такой среде янтарь будет плавать, а имитация – пойдет ко дну. После подобных процедур необходимо обязательно промыть камень от соли, которая может испортить поверхность натурального минерала.
Различают три сорта сырья янтаря: поделочный, прессовочный и лаковый.
Поделочный – это крупные куски хорошей формы и цвета, используются для резьбы, высокохудожественных ювелирных украшений.
Прессовочный (амброид) – переплавленный янтарь из мелкоразмерного, некондиционного янтаря и отходы янтарного производства (пыль, обрезки и т.п.). Применяется с конца XIX века. После измельчения янтарная мука подвергается холодному прессованию, а затем нагреванию до 220-230 град. при давлении 14 килобар. Его также используют в ювелирных изделиях и резьбе. Характеризуется такой янтарь, наличием ориентированных свилей и пузырьков и, как правило, более темным, насыщенным цветом, что ценится в отдельных странах – например в Германии непрозрачный янтарь цвета темного коньяка – антик.
Лаковый – весь оставшийся несортовой янтарь идет на изготовление янтарных лаков, канифоли
Большая часть изделий из янтаря – недорогая бижутерия, реже используется как резбовой материал или для инкрустации. Весь янтарь на сибирском рынке, используемый местными ювелирами, привозной. Обрабатывается легко медным и стальным инструментом. Обычно используют ручные инструменты – ножовки с узкими и тонкими полотнами. Придание формы изделию может осуществляться вручную – опиливанием тонким напильником. Сверление янтаря производится с помощью ручной или электрической дрели, или бормашинки – стальными сверлами при небольших оборотах. Периодически сверло очищается от янтарной стружки во избежании налипания на инструмент.
Янтарь можно гранить. Для этого используются тонкозернистые ограночные алмазные круги с зерном 10/15 мкм. В случае использования при огранке свободного 8-12 мкм абразива (карбида кремния) применяются чугунные или свинцовые планшайбы. Боится перегрева. При температуре 150 градусов становится пластичным («течет»), а при250-300 градусах интенсивно плавится. Нужно учитывать, что прозрачные разновидности янтаря более хрупкие, чем непрозрачные, поэтому желательно использовать подогретые заготовки янтаря. При большой скорости обдирочного круга могут возникнуть участки точечного плавления. Обдирку ведут тонким свободным абразивом (карбидом кремния 12 -мкм порошком) на свинцовом или чугунном круге. Для шлифования также применяется пемза на ткани или дереве. После обработки тонкого шлифования абразивной тканью, используется также трепел или крокус на войлоке, ткани или дереве. Из подручных средств, как тонкий шлифовочный абразив, используется зубной порошок (мел) на ткане. Для полирования – крокус на масле, с последующим сухим крокусом на миткалевом круге. Также используют окись олова на коже, с окончательной полировкой вручную тем же составом на фланели. Полируется окисью алюминия на деревяном (покрытым восковым слоем) или восковом круге. На конечных этапах полировки может использоваться паста ГОИ на сукне или фетре. Для исключения плавления при полировке и обдирке для охлаждения применяется вода. Способность янтаря плавится используют при утилизации отходов производства янтаря. Кстати существует вероятность, что большая часть сырья янтаря с включениями насекомых и растений – новоделы и имитации.
В зависимости от степени прозрачности и цвета ювелиры делят янтарь на прозрачный — имеет все оттенки желтого цвета; дымчатый — мутноватый, с «запыленными» участками и просветами; костяной — непрозрачный, светлый, схожий со слоновой костью; пеноянтарь — непрозрачный, светлый, похожий на застывшую пену...
Очень ценным является янтарь, содержащий в себе включения: насекомых, мелких животных, мох, пыльцу растений, кусочки коры, минеральные образования, песок, пирит, кальцит и т.д. Все они захвачены во время выделения смолы, что дало им возможность сохраниться до наших дней. Такие экземпляры, помимо ювелирной и коллекционной значимости, представляют собой научный материал величайшей важности, дающий представление о жизни и ее развитии в далекие геологические времена.
Есть у второго, хранящего солнечное тепло камня еще ряд преимуществ: мягкость (твердость по шкале Мооса 2—3), отсутствие спайности, вязкость, мягкая полируемость, дающие возможность обрабатывать его подручными средствами.
Изготовление изделий из янтаря в типичном случае сводится к таким приемам, как обдирки, раскрой, «формовка», шлифование и полирование. Прежде чем браться за работу, следует очень внимательно изучить имеющийся материал, вполне вероятно, что в некоторых образцах могут оказаться включения. С этой целью выбирают прозрачные камни (просматривают на сильный источник света), а затем сначала с одной, потом с другой стороны спиливают ножовкой тонкие ломтйки. Полученные грани прошлифовывают мелкой шкуркой и просматривают, как через призму, на просвет... Характер будущей работы и приемы обработки полностью зависят от особенностей имеющегося сырья. У прозрачных камней лицевая сторона всегда более ровная, без заметных углублений; у мутных (до белых) — имвет более выраженную волнистую или облачную фактуру. Крупные — мысленно рассекают на заготовки, необходимые для комплекта поделок, учитывая и возможность включения янтарной корочки. Проведя диагностику камней и определив содержание будущей работы, переходят непосредственно к технологическим операциям.
Обдирка — снятие корки-патины, образовавшейся в результате выветривания, с помощью крупнозернистой шкурки, напильника, легкого прикосновения к вращающемуся камню электрогочила Образующуюся янтарную «муку» собирают в отдельную емкость для получения (по мере накопления) самодельного лака. Обдирку всегда начинают с прозрачной стороны куска, которая когда-то была обращена к солнцу. Нижняя корковая часть может стать прекрасным фоном будущего изделия, рисующего уголок подводного царства, пещеры, гроты, сказочные цветы...
Формовка — придание заготовке задуманной формы. С помощью тех же инструментов и приспособлений камню придается определенный объем, силуэт, пространственный рисунок.
Раскрой (пиление) — прием, используемый для получения пластин различной толщины, заготовок определенного размера. Инструментом служит слесарная ножовка по металлу с коротким полотном, лобзик. Камень зажимают в струбцине или в тисочках, предварительно обернув в бумагу, ткань. Во всех случаях распил не доводят до конца примерно на 1/4—1/5 толщины материала, чтобы избежать скола. Затем камень освобождают от зажима, переворачивают и делают встречный запил. Движения «режущего» инструмента легкие, свободные, без заметных усилий. Сделав несколько движений, пилку вынимают из пропила и счищают в емкость налипшие опилки.
Выравнивание — полученное после обдирки, формовки или раскроя изделие имеет довольно грубый, с заметными царапинами, шероховатый вид. Шкуркой средней зернистости (Ns 40—16) тщательно заглаживают всю поверхность. Ровные участки — подложив под шкурку гладкую пластину, закругленные — в руках, изогнув шкурку желобком, трубочкой. Движения шкурки или камня — легкие, без нажима, круговые, вращательные.
Шлифование — прием, который в точности копирует предыдущий, только шкурка берется более мелкой зернистости. Желательно этот прием осуществлять в несколько заходов, постепенно, снижая степень зернистости. Шкурку брать водостойкую, обработку вести, увлажняя камень или шкурку. Старые мастера для шлифования с успехом использовали увлажненный порошок пемзы, нанося его на ткань или древесину.
Еще некоторые сведения об обработке янтаря:
Полирование — заключительная операция, придающая изделию законченный «товарный» вид. Выполняется вручную на войлоке, коже, фетре, фланели, миткале или электроточиле, вращающихся кругах, изготовленных из того же материала. На основу наносится имеющийся полирующий состав: паста ГОИ (окись хрома), окись олова, «Крокус» (окись железа) на масле, зубной порошок, паста, мел. В производстве янтарные изделия полируют на
Бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафина и мела.
Полировка вручную выполняется легкими круговыми или восьмеркообразными движениями. На вращающихся кругах — легким прикосновением и постоянным перемещением полируемой поверхности. При слишком больших оборотах полировального круга или при сильном нажатии на него, поверхность камня как бы пригорает, образуется оплавленная корочка. Это происходит от того, что при температуре свыше 100°С янтарь начинает размягчаться, а при 300°С — плавиться. Чтобы избежать оплавления камня, прибегают к уменьшению оборотов, подавая на электроточило, дрель 1/3 напряжения (примерно 70 В) или охлаждая заготовку водой. Устранить появившийся при полировке дефект можно, лишь повторив обработочные операции: грубое и тонкое шлифование (шкурками со средним и мелким зерном) и полирование.
Окончание полировки определяют по принципу зеркального эффекта: при качественно выполненной полировке, в гладкой поверхности камня, как в зеркале, отражаются все предметы. У старых мастеров янтарного дела есть маленькая хитрость, заимствованная у умельцев Древнего Востока. Закончив полировку камня, поверхность его некоторое время натирают сухими пальцами рук (этот прием можно провести в дороге, между делом, не тратя специально время). Окончательно протерев камень кусочком замши или фланели, его укладывают в отведенное место коллекции, вставляют в оправу, нанизывают на нитку, скрепляют цепочкой, наклеивают на основу и т.д.
При сборке ювелирных изделий из янтаря нередко приходится делать отверстия — сквозные или на определенную глубину. Сверяете осуществляют ручной дрелью или бормашиной (на низких оборотах), сверлом диаметром около 1 мм Сверло можно заменить швейной иголкой со сломанным ушком, короткой закаленной стальной проволокой с заточенным наконечником и т.д. В момент сверления после каждого заглубления на 1—2 мм сверло извлекают и очищают от стружки. Высверливание лучше производить до приема окончательной полировки, что дает возможность хорошо удерживать камень в руках и избежать появления царапин от острия сверла. Чтобы камень (особенно мелкий) при сверлении не треснул, его иногда во время работы опускают в воду или масло. При сквозных отверстиях высверливание желательно вести встречное, до половины камня с одной стороны, а затем с другой. Это позволяет избежать образования сколов в момент выхода сверла из заготовки.
В некоторых случаях бывает необходимо прочно соединить детали из янтаря друг с другом. При склеивании прибегают к одному кз клеевых составов: пятидесятипроценг- ным водным раствором едкого натрия или калия (гидроксид калия или натрия) смазывают поверхность деталей, слегка нагревают и плотно прижимают друг к другу; спиртовым раствором канифоли или янтаря (янтарный лак); раствором твердого копала в эфире; раствором целлулоида.
Некоторые кусочки янтаря, если они не удовлетворяют своими декоративными свойствами, можно облагородить, повысив их прозрачность (удаляются воздушные пузырьки и включения жидкости). С этой целью янтарь подвергают кипячению, прокаливанию в льняном или сурепном масле. При кипячении важно, чтобы разогревание и охлаждение масла шло как можно медленней. Замутненный янтарь просветляют также с помощью сухого прокаливания. В течение длительного времени кусочки янтаря прогревают в песке при температуре свыше 100° С. При охлаждении просветленных камней внутри их происходят микровзрывы пустоток, в результате чего образуются веерообразные блестки-чешуйки, а сам янтарь приобретает красивый красновато- вишневый оттенок В литературе встречаются сведения о способах окрашивания янтаря в красный, синий, фиолетовый, пурпуровый, зеленый и другие цвета. Например, для получения красноватого и других оттенков янтаря его проваривали в меду или растительном масле в присутствии органических красителей. Однако рецептура, составы красителей не приводятся.
Среди механических приемов обработки мягких камней есть вполне доступный и простой, но очень продолжительный по времени, гактоака — обкатка мелких кусочков янтаря во вращающемся барабане. Получающиеся окатыши — великолепное сырье для изготовления украшений. Вместе с камнями в барабан засыпается абразивный порошок (время от времени его заменяют на более мелкое зерно) и все это обильно смачивается водой или спиртовым раствором для лучшего поверхностного сцепления абразива и янтаря.
В производстве из отходов переработки «смолы» получают прессованный янтарь. Непригодные мелкие кусочки, после дополнительного дробления, нагревают под значительным давлением в гидравлическом прессе до температуры 140—15(гС без доступа воздуха. Расплавившийся янтарь прессуют в крупные блоки или изготавливают бруски (прутья), продавливая через круглые отверстия нужного диаметра. Бруски, кубики, прутки распиливают на более мелкие заготовки, из которых вытачивают бусины или делают другие украшения, уступающие по своим декоративным свойствам натуральному камню.
Ювелирные украшения из янтаря в домашних условиях
Кольца. В прошлом довольно широко были распространены кольца, выточенные из целого куска камня. Простейшие из них вырезаются из пластинки, приближающейся по форме к будущему изделию. Выпиливается внутреннее отверстие (удобнее его д елать трубчатым сверлом), после чего кольцо доводится шкуркой или напильником до необходимого размера, тщательно шлифуется и полируется.
Более прочны массивные каменные кольца с расширяющейся верхней частью, заканчивающейся ровной площадкой, на которой выгравировываются вензеля, вырезаются миниатюры или просто оставляют зеркально гладкой. Для таких колец напиливают кубики первоклассного янтаря, высверливают или выпиливают отверстия, придают соответствующую форму, выравнивают кромки, после чего — финиш — обработка.
В кольцах из цветных металлов очень часто в качестве вставок используется янтарь. Он имеет правильную овальную, приплюснутую форму с ровной нижней площадкой (кабошон). Кабошоны удобно изготавливать с помощью простейшего приспособления — деревянной палочки (оправки) с гладким торцевым срезом На него с помощью клея ПВА нижней подшлифованной площадкой наклеивается подобранный камешек и круговыми движениями (вручную на шкурках или электроточиле) доводится до законченного вида. Чтобы снять кабошон с палочки, достаточно его опустить в теплую воду.
Янтарную вставку при желании можно огранить. Однако «вручную» выдержать соотношение плоскостей и углов очень трудно, поэтому следует изготовить хотя бы простейшую опорную втулку, фиксатор оправки. Оптимальные углы при огранке у павильона 43°, коронки — 40—50°. После обдирки на тонком абразиве приступают к огранке. Ее лучше вести на мелкозернистом алмазном круге или порошком карбида кремния на свинцовом или чугунном круге (планшайбе). Полировку осуществляют на деревянном круге.
Серьги из янтаря в домашних условиях
Отличительная особенность этого излюбленного женщинами изделия — изготовление в паре. Во всем: в размере, цвете, рисунке, массе, материале, вставках — они идентичны. Поэтому выбранный камень для вставок должен быть достаточно крупным, без дефектов, с однородным рисунком, цветом, прозрачностью. Подготовка янтаря (как и любого другого материала) может идти двумя путями. В первом — камень обрабатывается до стадии полировки целым куском, после чего его распиливают на две одинаковые половинки, шлифуют место раскроя, высверливают отверстия или паз для крепления дужек и доводят до зеркального блеска. Во втором — в напиленных или имеющихся пластинах находят два абсолютно одинаковых участка. Склеивают их друг с другом (клеем ПВА, предварительно отшлифовав плоскости), а затем обрабатывают на глаз или предварительно разметив карандашом контур украшения. Изредка, когда серьги имеют усложненную форму, вставки изготавливают по отдельности, постоянно сравнивая друг с другом или проверяя по шаблону. Очень оригинально смотрятся серьги, представленные несколькими, смешанными в обработке или однотипными деталями из янтаря. Здесь остается ют же принцип — парность, хотя непосредственно в отдельной «подвеске» могут быть представлены камни, разные по цвету, прозрачности, форме в зависимости от замысла художника.
Броши из янтаря в домашних условиях
Подбирают наиболее интересные, уникальные по рисунку и цветовой гамме крупные, прозрачные или полупрозрачные плоские камни. Впечатляюще смотрятся прозрачные самоцветы с «лимонной» корочкой, которые как бы раскрывают внутренний затаенный мир камня. Форма броши: овальная, уплощенная, угольная, слегка ограненная и т.д. во многом зависит от имеющегося минерала. Для всех, однако, характерно значительное по площади зеркальное «пятно» украшения. Имея под руками такую «благородную» поверхность, ее можно использовать для вырезания камей (выпуклое над фоном изображение), инталий (погруженного в фон изображения).
Кулоны из янтаря в домашних условиях
Технология изготовления этих украшений полностью совпадает с получением вставок для серег. Задача даже упрощается, поскольку нужен всего лишь один камень хотя и большего размера. Он имеет обычно уплощенную, обтекаемую, каплевидную форму, прозрачный или полупрозрачный, часто с приятным мягким рисунком. Для законченного кулона подбирают цепочку или бечевку, используя такой материал, который бы наиболее полно подчеркнул красоту самоцвета.
Бусы из янтаря в домашних условиях
Эти изделия наиболее ценимы женщинами. Некоторые отдают предпочтение им из соображений, что янтарь приносит облегчения от различных недугов, да и по красоте своей они мало чем уступают бусам из твердых камней. Классическая форма бус — округлая (шаровидная, овальная), поэтому их в основном вытачивают на станках, так как получить вручную одинаковые бусины очень трудно. Для янтарных бус хорошо подходят галтованные окатыши, граненые кругляши, мелкие кубики с заглаженными ребрами, небольшие пластинки, а также обычные камешки, в обилии собираемые после шторма на побережье Балтики. Последние сортируют по размерам, форме, цвету. При необходимости пришлифовывают на прочную тонированную капроновую нитку или леску. Бусины в изделиях могут быть нанизаны и в несколько рядов. Сами ряды — плавно изгибаться, образуя порой узор под стать кружевам. Отдельные камешки будут выделяться своей нетипичной формой, цветом, свешиваться искрящимися каплями дождя, сосульками, отражаться дрожащими лучиками...
Кроме упомянутых янтарных украшений, можно встретить или попробовать изготовить самому декоративные заколки, оригинальные зажимы для галстука, браслеты. Поскольку янтарь как поделочный материал наиболее доступен, предпочтение в работе отдается целой группе изделий — гарнитурам. Они дают возможность максимально реализовать творческие возможности художника, загадочную красоту камня. Не последнюю роль здесь играют сопутствующие материалы: металл, древесина, кожа, текстиль.
В свою очередь, в творческом ряду работ немало таких, где янтарь сам играет вспомогательную роль. Используемый в роли цв.говых, фактурных пятен, оригинальных вставок, деталей украшений (дамские сумки, портмоне, альбомы, курительные принадлежности и т.д.), он позволяет подчеркнуть своеобразие авторского замысла, полнее раскрыть красоту предмета, наполнить его новым содержанием.
Янтарь в прикладном творчества
Мозаика. Картины, «выписанные» из кусочков янтаря, подобранные по цвету, размеру. рисунку, имеют богатую историю. Наиболее значительным памятником этого вида искусства являлась янтарная комната, возведенная в Екатерининском Царскосельском дворце (XVIII в.) под Санкт-Петербургом, названная «восьмым чудом» света. Варварски разрушенная и вывезенная из страны фашистами в годы Великой Отечественной войны. Общая площадь каменных рисунков составляла десятки квадратных метров. На их изготовление пошли сотни килограммов отборного камня. Ныне предпринимаются попытки воссоздать утерянное чудо из солнечного камня. Лучшие мастера янтарного дела заняты возрождением потерянного шедевра.
Как и всякой мозаике, работе предшествует тщательная разработка эскиза, выполненного во всем богатстве янтарной палитры. Подбираются соответствующие образцы (с предварительно снятой коркой) и распиливаются на пластины толщиной примерно в 3 мм. Основой д ля небольших работ может служить слоеная фанера, оргалит, доска, древесностружечная плита, металлическая пластина и т.д., толщина которых зависит от размеров «картины». Края основания обрамляются полосками металла или тонкими рейками, продающими изделию законченный вцд. Кроме того, они не дадут клею и кусочкам камня выступать за край мозаики. Если предусматриваются декоративные кромки, то полоски устанавливаются съемные.
В зависимости от выбранного рисунка, который сразу переводят на основу, определяют тип мозаичной техники: обычная — кусочки камня имеют приблизительно один и тот же размер, форму (в небольших работах примерно 5—6 мм) и закрепляются на основе с зазором в 1,5 мм или флорентийская (интарсия) — кусочки камня как можно плотнее, без просветов, прилегают друг к другу. Для простой мозаики «нарезают» или осторожно раскалывают кусочки янтаря, клеем смазывают небольшой участок рисунка, имеющий один цвет, и укладывают детальки, оставляя тонкий ровный просвет. Работы начинают с центральной части рисунка, перемещаясь постепенно к его краям. В флорентийской — рисунок разрабатывают так, чтобы каждая цветовая деталь была полностью вырезана из одной пластины. Бумажное изображение раскраивают на отдельные детали, каждую из которых наклеивают (клей ПВА) на подходящего цвета и размера пластинку. Затем пластинку по изображению опиливают лобзиком или обтачивают напильником, на электроточиле. «Вырезав» каменную деталь, осторожно снимают бумагу (предварительно размочив). Набор «картины» удобнее вести на стеклянной пластинке, подложив лист кальки (чтобы клей не прилип к стеклу), сверяя получаемое изображение с оригиналом. Закончив сухой набор деталей, полученный рисунок скрепляют по краям полосками, заливают клеем, накладывают основу и помешают под пресс.
Клеевым составом могут быть: шпаклевка, эпоксидный клей, клей БФ-2, БФ-4, ПВА и другие. Клей БФ-2 больше подходит к интарсии: набранная поверхность рисунка и основа обезжириваются спиртом, смазываются тонким слоем клея, подсушиваются в течение 15—20 мин, затем вторично наносится клей и через 3—5 мин пластину основы накладывают на мозаику и прижимают грузом. Сушка длится 1—2 суток. Очень удобен в работе клей ПВА. При испарении воды он образует твердую, вязкую, просвечивающуюся и почти бесцветную пленку, обладающую, однако, низкой водостойкостью. На основе этого клея можно приготовить замазку (шпаклевку) для заполнения пустот в законченном изделии и в ремонте их. С этой целью толченый порошок камня смачивают клеем и тщательно перемешивают. После просушки наклеенных кусочков янтаря аккуратно, шпателем заполняют паутинку просвета, окончательно просушивают, шлифуют и полируют лицевую сторону изделия.
Инкрустация из янтаря в домашних условиях
Представляет собой разновидность так называемой врезной мозаики, когда в основе (твердые породы древесины, мягкий камень, металл, кость) по размягченному рисунку вырезаются углубления с плоским дном, предназначенные для вкладывания в них тонких пластинок из камня. Края углублений подрезают под прямым углом, стараясь избегать сколов, задиров. С помощью бумаги снимают точные контуры деталей (бумагу накладывают сверху и притирают карандашом), вырезают ножницами и наклеивают их на пластинку или пользуются ими при разметке как шаблонами. Выпилив из камня детали, в углубление наносят шпаклевку или клей (желательно, чтобы по цвету состав не отличался от основы) и вдавливают пластинки, стараясь, чтобы клей появился снаружи. После затвердевания связки всю поверхность мозаики тщательно шлифуют, а затем полируют. Описанный прием мозаичной техники широко используется при отделке всевозможных изделий, носящих декоративно-прикладной характер.
Аппликация из янтаря в домашних условиях
Такие работы являются наиболее простым и доступным примером мозаичной техники. Основой чаще всего служит дерево, тщательно обработанное, тонированное в густые темные тона. Можно использовать также натянутую на подрамник ткань, оргалит, фанеру, стекло, керамическую плитку и другие плоскостные материалы. Схематический рисунок, набросанный в свободной манере, заполняют отдельными тонкими, разноцветными, отшлифованными деталями. Порой на значительном расстоянии друг от друга, а иногда почти касаясь кромками. Нередко детали представляют собой просто отшлифованные «ломтики» распиленного камня, с плавно очерченной корочкой, контуром. После сухого набора рисунка, добившись его выразительности, цветовой насыщенности, компоновки, детали закрепляют на основе, стараясь, чтобы клей не выступал наружу. Изделие накрывают чистым листом бумаги, сверху накладывают груз и высушивают.
Вышивка. Среди почитателей янтаря есть и такие, которые предлагают использовать застывшие слезинки в качестве материала д ля вышивки, переняв технику бисера. Каждая бусинка представляет собой мелкую, «приплюснутую», чуть подшлифованную, почти полностью сохраняющую естественную неправильную форму, с просверленным отверстием, детальку. На подрамник с натянутой тканью или иной материал с выразительным переплетением, фактурой, с помощью тонкой лески или нитки нашивается незатейливый узор. В лучах света каждый камешек начинает играть свою цветовую мелодию, сливаясь в единую композицию, согревающую душу.
Гравирование из янтаря в домашних условиях
Этот прием нечасто встречается в практике художественных работ по камню. В свое время (30-е годы) были модны украшения из пластинок прозрачного янтаря овальной или круглой формы. На изнаночной стороне вьправировывался рисунок, который хорошо просматривался сквозь отполированную поверхность. В основном это были изображения цветов, пейзажи. Техника гравирования, заимствованная как один из способов художественной обработки стекла, хрусталя, не нашла широкого применения. В настоящее время отдельные умельцы вновь прибегают к этому нехарактерному для янтаря приему, используя его для усиления восприятия естественного рисунка камня. Снятая с лицевой стороны прозрачного камня корочка позволяет заглянуть внутрь янтаря, увидеть неповторимый мир сказочных образов. Остается лишь «прочесть» открывшийся рисунок, сделать мотив более явственным, слегка дополнив его гравированным рисунком, отдельными штрихами различной глубины и направлений, сохраняя при этом натуральный облик самоцвета.
Инструменты — от обычных стальных ппихелей для резьбы по дереву до бормашины с гибким валом и насадками. Последнее более удобно, поскольку за счет сменных головок есть возможность получать штрихи любых очертаний. При выполнении «негативной» гравировки на янтарной пластинке карандашом помечают контур рисунка (в зеркальном изображении), после чего осторожно обводят его режущим инструментом, стараясь снимать стружку сразу на заданную глубину, не «зарываясь» внутрь материала и не выходя на поверхность.
Резьба из янтаря в домашних условиях
Низкая твердость камня, слабо выраженная хрупкость (прозрачные разновидности более хрупкие, чем замутненные) дают возможность вырезать из целого куска янтаря различные миниатюры, плоские и объемные композиции, фигурки. Мелкая резная пластика из янтаря нашла свое отражение в японских стилизованных резных изображениях людей и животных (искусство НЭЦКЕ — изящные, прочные, гладкие украшения величиной со сливу с отверстием дня шнурка, используемые как противовес — брелок для удержания на поясе кисета с табаком или кошелька). Особенно широко резные изделия были распространены в XVII—XVIII вв.
Традиционно резьба по янтарю осуществляется с помощью разнообразного стального инструмента: пилками с мелкими зубьями, напильниками, надфилями, штихелями. Работа идет намного быстрее, если использовать вращающиеся твердосплавные, металлические насадки бормашины. Чтобы уменьшить вероятность растрескивания камня, в процессе работы его следует держать в слегка подогретом состоянии.
Выбранному камню (без заметных изъянов) вчерне, с помощью напильника, электроточила, придается задуманная форма. Затем она постепенно, надфилями, штихелями, доводится до необходимой чистоты. При выбирании крупных полостей пользуются пилкой. Шлифовку всей поверхности осуществляют тонким порошком пемзы или карбида кремния, используя при необходимости липовую палочку с обрезанным под углом 45° кончиком. Имеющиеся углубления вышлифовываются также липовой палочкой, кончик которой повторяет его очертания. Полировку резной поверхности удобнее вести специальными волосяными щетками, применяемыми в стоматологии (закрепляются на вращающихся валах бормашины, электродрели, точила), или мягкими тканевыми кругами с нанесенной меловой суспензией или пеплом.
Изредка встречаются работы, вырезанные не из единого куска янтаря, а из нескольких горизонтально склеенных, красиво подобранных по цвету, фактуре пластин. Склеенный янтарный блок обрабатывают как цельный камень, соблюдая осторожность.
Точение. Из отдельных высококачественных кусков янтаря можно вытачивать шары, бусины, имеющие круглую или овальную форму, а также статуэтки (шахматы) или изделия цилиндрической формы. На производстве такие работы выполняют из прессованного в круглые стержни янтаря. В любительских условиях камню придается стержнеобразная форма. Затем его как «южно глубже вставляют (обернув в прокладку) в патрон и обрабатывают на малых оборотах с помощью резцов, надфилей, напильников, шкурки, мягкой тканью с нанесенным полировочным составом. В некоторых случаях камень пришлифованной площадкой наклеивают на торец деревянного стержня и, зажав последний в станке, ведут обработку. Чаще всего работы из точеных деталей делают наборными (подсвечники, мундштуки, ручки...), соединяя выточенные, иногда добавляя резные части, друг с другом с помощью клея.
Скульптура из янтаря в домашних условиях
Имея под руками интересные по форме камешки янтаря, не представляющие ювелирной ценности, можно попытаться вдохнуть в них вторую жизнь. Стоит только повнимательней взглянул» на теплый камень, повернуть той или иной стороной, как перед глазами возникнет оживший зверек, томик, чудище... Достаточно иногда двух-трех движений резца, напильника, и образ становится куда более явственным.
Если одного камешка недостаточно, попробуйте составить композицию из нескольких, скрепив их капельками клея, нанизав (предварительно просверлив) на нитку, проволочку, металлический стержень. Особое внимание следует уделить форме отдельных деталей, соотносительности их, цветовому решению, способности камня создавать иллюзию тепла, света.
Как еще распознать натуральный янтарь в домашних условиях
Янтарь — один из тех минералов, поделки из которого легко спутать с пластмассой, синтетической смолой, стеклом, костью. Помимо сугубо научных диагностических способов, позволяющих отличить натуральный камень от имитации, есть вполне доступные каждому.
кусочек янтаря легко загорается от пламени спички, давая характерный «смолистый» запах;
если с некоторым усилием потереть сухим пальцем обработанную поверхность камня, он дает приятный, чуть уловимый «смолистый» аромат;
при трении о шерстяной платок янтарь электризуется и начинает с особой силой притягивать мелкие кусочки бумаги, соломинки, волосы;
— янтарь тонет в воде, но остается на плаву в солевом растворе (плотность минерала 1.05—1.30).
Как отличать натуральный янтарь от прессованного?
Изделия из прессованного янтаря отличаются по внешнему виду от натурального прежде всего мутноватым оттенком (хотя встречаются и прозрачные разновидности) и измененной формой включенных газовых пузырьков. Последние, в отличие от природного (всегда сферические), имеют вытянутый удлиненный вид. Наблюдать их лучше всего в бинокулярную лупу или микроскоп. Кроме пузырьков характерной формы, у прессованного янтаря в глаза бросаются: струйчатосгь течения, наличие прямолинейных, кривых, спиралевидных образований; шарики плотной основной массы; сгустки красителя.
Как отреставрировать янтарное изделие в домашних условиях
Расколотый кулон, брошь, миниатюра склеивается одним из клеевых составов (см. выше). После высыхания шов аккуратно зачищают мелкой шкуркой и заполировываюг.
Поверхностные сколы, образовавшиеся при неосторожном обращении с изделием, выравнивают напильником и шкуркой со средним зерном. Затем переходят на мелкое зерно, после чего изделие полируют заново.
Выемки, раковины, изломы шпаклюют янтарной мастикой, приготовленной из янтарных опилок с добавлением клея ПВА. Если при высыхании мастика дает усадку, состав наносится вторично, добиваясь тем самым ровной поверхности. После полного высыхания «заплатки» ее шлифуют мелкой шкуркой и отполировывают заподлицо.
Образовавшаяся при длительном ношении паутинка царапин, микротрещин удаляется перешлифовкой всего изделия мелкозернистой шкуркой с последующей полировкой. Аналогично обрабатываются потускневшие, изменившие цвет украшения.
Как можно использовать отходы янтаря в домашних условиях
В процессе обработки янтаря в обилии образуются опилки, стружки, мелкие крошки. Все это с успехом можно использовать для изготовления высококачественного лака, идущего на покрытие мелких изделий из древесины.
Янтарные опилки (1 в.ч.) заливаются этиловым спиртом (1.5 в.ч.) и прогреваются в течение нескольких часов на водяной бане. Полученный раствор помещают в теплое место и выдерживают 3—4 суток. Образовавшуюся жидкость (лак) осторожно сливают в емкость и тщательно закупоривают.
Вместо спирта можно взять равное по объему количество дихлорэтана или АКР- 1S. Раствор выдерживается в теплом месте 8—10 дней, после чего полученный лак сливается в отдельную стеклянную посуду и притирается крышкой.
На производстве значительная часть отходов перерабатывается на технические продукты, где, помимо лака, получают янтарную кислоту, масло, канифоль.
Обработка янтаря
Самые ранние предметы из янтаря, обнаруженные археологами-исследователями, были изготовлены более 9 тысячелетий назад. В основном это были мелкие предметы быта и украшения: бусы, амулеты, курительные трубки, фигурки, изображающие людей и животных.
Широкое распространение предметы из янтаря получили примерно, три тысячи лет до нашей эры. В этот период обработка янтаря достигла уже достаточно высокого уровня. Найденные изделия из янтаря уже украшались довольно сложной резьбой. Все они отражали стороны жизни и мировоззрение первобытного человека.
Около 1500 предметов быта, выполненных из янтаря, было обнаружено археологами на Лубанской равнине. Основную массу составляли бусы, подвески, кольца, бусины, гребни. Исследователей поразило разнообразие форм найденных подвесок: они были выполнены в виде капель, вытянутых трапеций, округлые, прямоугольные, обладающие волнистыми и зубчатыми краями. Особое восхищение вызвали подвески в виде птиц, зверюшек, змей.
Ожерелья и бусы собирались из бусин самой разнообразной формы: круглых, четырехгранных, миндалевидных, фасолееобразных и т. д.
Изделия из янтаря, относящиеся к началу бронзового века, встречаются во многих странах мира; это является свидетельством того, что уже к тому времени было хорошо налажено серийное производство и торговля янтарными «чудесами» между восточными и северными соседями.
Европа познакомилась с янтарем уже в I веке до н. э. Теплый солнечный камень не только легко обрабатывался, но и поражал воображение разнообразием медовых оттенков. Янтарем торговали от Балтийского до Северного моря.
Большая часть добываемого янтаря уходила на выполнение четок и других предметов религиозного культа, которые пользовались спросом в странах Востока.
Янтарь использовался также для создания оптических стекол. Самыми лучшими и дорогими в средние века считались очки с янтарными стеклами. Янтарные линзы использовали при производстве микроскопов, увеличительных стекол, луп.
Возникает вопрос, каким образом неоднородный мутный янтарь мог использоваться для выполнения оптических стекол. Уже в то время люди хорошо исследовали свойства янтаря, а именно его способность проясняться при разогревании в масле. В результате прогревания получался идеально чистый, прозрачный как стекло материал, пригодный для вытачивания линз.
В XIII веке Тевтонский орден объявил монопольное право на добычу, обработку и торговлю янтарем как на побережье, так и в самом Балтийском море. Неповиновение каралось смертью. Этот факт значительно затормозил развитие янтарного ремесла. Но янтарь все равно продолжал поступать в другие страны по веками проложенным торговым путям.
В XVII, начале XVIII века из янтаря стали выполнять преимущественно декоративные художественные изделия. В это время янтарь стали применять для украшения внутреннего убранства дворцов и замков. Из солнечного камня вырезали кубки, вазы, шкатулки, трубки, табакерки, светильники, скульптуры, создавали картины в технике мозаики, рамы для них. Именно в это время появилась мебель, инкрустированная янтарем, были созданы скульптуры мадонн, данцигские кораблики, рамы под зеркала. Известно, что Людовику ХIV принадлежала большая янтарная ваза, выполненная в виде гондолы. Янтарь по своей ценности приравнивался в это время к слоновой кости.
В ХIХ веке с изобретением землечерпательных машин добыча янтаря значительно увеличилась. Это повлекло за собой снижение его себестоимости. Из янтаря стали производить товары широкого потребления: пуговицы, гребни, курительные трубки, набалдашники для трости, ручки для зонтов и ножей, шкатулки и т. д. Изделия из янтаря становились все доступнее. Мастера предпочитали использовать в работе чистый, однородно окрашенный янтарь, поэтому удаляли все включения и придавали изделиям правильные геометрические формы. Янтарные произведения утрачивали свою естественность и неповторимость.
В середине ХХ века традиции обработки янтаря стали развиваться особенно быстро. В Европе стали появляться профессиональные школы, специализирующиеся на выполнении изделий из янтаря.
Крупнейшее предприятие по переработке янтаря находится в Калининградской области в России. А также янтарь традиционно перерабатывался в Литве и Латвии.
Прежде чем превратиться в прекрасное солнечное ожерелье или медово-желтый браслет, янтарю необходимо пройти целый ряд подготовительных процедур.
Прежде всего янтарь промывается и сортируется. Необработанный, он выглядит совсем не так привлекательно, как мы привыкли его видеть, куски янтаря покрыты сверху коричневой окисленной коркой. Для того чтобы раскрыть сокровища, таящиеся под ней, в заготовительном цехе обрабатывающего предприятия раскройщицы специальным ножом с искривленным лезвием срезают корку и придают кусочку лучшую форму, стараясь сохранить его неповторимость.
Затем янтарь отправляется в камнерезный цех, где на больших шлифовальных станках кускам придается форма и где куски полируются фетровыми дисками. Только после этого янтарь приобретает наконец свой неповторимый вид и может служить материалом для создания художественных и ювелирных изделий.
Большую часть производимых изделий из янтаря составляют бусы и ожерелья. Конфигурация бусин, подготавливаемых для их выполнения, самая разнообразная: круглые, овальные, прямоугольные плоские, граненые. Огранка янтарных бусин производится на специальных шлифовальных станках, количество граней варьируется от 3 до 64. Модели бус различаются цветом, размером и порядком расположения бусин на нитке.
Большой популярностью пользуются также декоративные бусы, выполненные из естественно несимметричных, слегка отшлифованных кусочков янтаря.
При всем многообразии современных возможностей обработки мастера считают важным не изменить янтарь, придав ему четкую правильную форму, а бережно сохранить его цвет и структуру, подчеркнуть его живую природную красоту. Важно не испортить естественное очарование янтаря, не нарушить игру красок, не погасить медовые искорки, скрывающиеся внутри. Опытные мастера достигают невероятных результатов при работе с янтарем, лишь умело подмечая шлифовкой и оправой очарование солнечного камня.
Основной продукцией художников Калининградского обрабатывающего комбината являются ювелирные изделия - такие, как броши, запонки, зажимы для галстуов, браслеты, ожерелья, перстни и т. д. Янтарь обладает удивительной способностью сочетаться почти со всеми декоративными материалами: черным деревом, слоновой костью, эмалью, серебром, золотом, медью и даже драгоценными камнями. В работах прибалтийских мастеров янтарь играет ведущую роль, а остальные материалы лишь дополняют его, выполняя второстепенную роль.
Именно в работе с металлом проявляется мастерство художника. Янтарь одевают в ажурную филигранную оправу, кольчужное плетение, оксидированное серебро, выпиловку, гнутье, чеканку, гравировку, чернение, окаливание, блестящую полировку, эмалирование. Богато смотрится янтарь, декорированный зернью, которая придает выразительность и изысканность изделию.
Очень долгое время мастера спорили о том, сочетается ли янтарь с драгоценными металлами, в частности с золотом. Высказывались мнения о том, что золото своим величием затмевает янтарь, в некоторых работах камень действительно теряется, но в данном случае можно лишь посетовать на неопытность мастера, выполнившего изделие.
Изящная ажурная оправа, выполненная в филигранной технике, выгодно подчеркивает первозданную красоту янтаря. Тонкое искусство филиграни пришло в Россию из стран Востока и на нашей почве приобрело совсем новый оттенок.
Лучше всего с золотом сочетаются прозрачные янтари с красноватым оттенком, содержащие радужные блестки. Натуральные янтари такой расцветки встречаются в природе очень редко, но их в достатке получают в лабораторных условиях. Сделать янтарь прозрачным и получить искристые блестки можно в результате каления. При этом янтарь покрывается красной корочкой, а внутри него возникают искрящиеся веерообразные трещинки, напоминающие по форме рыбью чешую. Осветленный таким образом янтарь приобретает красивый вишневый оттенок.
Красивые изделия получаются с янтарем, имеющим инклюзии фрагментов растений или пузырьков воздуха.
Янтарь, отличающийся небольшой твердостью и разнообразием форм, нуждается в особом виде крепления в ювелирном изделии. Чаще всего для фиксации янтаря в оправе применяется свободная подвеска на «шиповых закрепах». При таком способе крепления шип-проволочка с загнутым кончиком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Это крепление выгодно подчеркивает красоту и выразительность камня.
Последнее время полированные цветные янтари неопределенных форм получают при помощи обкатки в специальных барабанах-окатышах. Из получаемых таким способом бусин создают бусы и ожерелья.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф КонстантиновичСТРАНЫ ОЛОВА И ЯНТАРЯ, ЗАГАДОЧНАЯ ЗЕМЛЯ ТУЛЕ (Северо-Западная Европа) Прежде чем рассказать о географических достижениях астронома и путешественника античности Пифея, следует сделать оговорку. Ведь речь идет об открытии европейцем… Западной Европы.Эти регионы были
Из книги Обучение действиям в оборонительном бою автора Серов Александр Иванович Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автораГде находится крупнейшее в мире месторождение янтаря? Крупнейшим в мире месторождением янтаря является Приморское (Пальмникенское), расположенное в Калининградской области РФ. В нем содержится около 80 процентов запасов российского янтаря. По разведанным запасам янтаря
Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь10.4.2. Обработка ран Чаще всего поверхностные раны кровоточат не сильно. Поэтому помощь состоит в перевязке раны. Края ее смазываются антисептиком, следя за тем, чтобы он не попал в рану.Рана закрывается стерильной салфеткой и бинтуется. Если края раны сильно разошлись,
Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович автораГлава 7. Тайны янтаря А сейчас пришло время поговорить о загадочном, завораживающем янтаре. Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных лучей, которые ощутимы при прикосновении к янтарю, недаром его называют теплым камнем.Смолой веков, солнечным камнем,
Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан ВладимировичДобыча янтаря Самый древний способ добычи янтаря - сбор кусочков, выброшенных морем на прибрежный песок. Были времена, когда для добычи янтаря приспособили сачок. Рыбаки во время шторма черпали этим сачком гонимый волнами янтарь.Особенно много янтаря добывалось во
Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан ВладимировичВиды янтаря и его имитация Известно несколько видов янтаря, свойства которых практически одинаковы. Наиболее известным является прибалтийский, так называемый сукцинит. Расцветка его варьируется от молочно-белого, медово-желтого до красновато-коричневого. Встречается
Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан ВладимировичЛечебные свойства янтаря Янтарь издревле применялся не только как украшение, но и как целебное средство. Информацию о янтаре как средстве лечения мы встречаем в трактатах древних ученых, к примеру Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает об использовании
Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан ВладимировичОбработка После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки - и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать,
Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЛ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий БорисовичОбработка шкур Своеобразным и оригинальным трофеем являются коврики и покрывала из шкур диких животных. Качество шкуры во многом зависит от ее первоначальной обработки и дальнейшей выделки. Поэтому рекомендуется следовать советам бывалых охотников.Если отстрел
Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир