Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как отучить ребенка от плохой компании. Как избежать плохой компании (для подростков)

Общение с неправильными друзьями может вызвать множество проблем, даже если вы не принимали участия в каких-либо дурных затеях. Другие люди (включая ваших родителей) будут часто приписывать вам вину за соучастие, и у вас могут появиться неприятности, даже если вы не сделали ничего плохого. Избавиться от таких людей может быть сложно, поэтому, обычно, лучшего всего просто избегать их с самого начала.

Шаги

Избавление от существующей плохой компании

    Начните держать дистанцию. Потихоньку прекращайте принимать приглашения встретиться. Если вас приглашают к кому-то из них домой, не ходите туда. Притворитесь больным или придумайте иную отговорку.

      • “Сегодня я действительно не в настроении веселиться”.
      • “Спасибо за приглашение, но сегодня я себя не очень хорошо чувствую”.
    • Также прекратите поверять им свои тайны. Сохранение близости в дружбе лишь усложнит ее прекращение в долгосрочной перспективе.
  1. Придумывайте отговорки, чтобы избегать их. Начните искать причины, чтобы не видеться с ними. Это поможет, если компания действительно плохая и вы хотите постепенно свести на нет общение с людьми оттуда. В конце концов, они все поймут и оставят вас в покое.

    • Примерами хороших отговорок может стать подработка няней, сильный надзор родителей или же новая внеклассная деятельность, которая “отнимает слишком много времени”.
    • Попробуйте один из следующий примеров:
      • “Спасибо за предложение, но у меня много домашней работы сегодня”.
      • “Я не смогу сегодня встретиться, потому что родители нагрузили меня работой по дому”.
  2. Если вы действительно хотите продолжить общение с этими людьми, попробуйте помочь им . Обсудите их поведение и скажите, почему оно вас беспокоит. Если люди захотят вас услышать, дайте им несколько советов, как исправить ситуацию.

    • Например, вы можете помочь тем, что честно расскажете о своих чувствах из-за их поведения, или поговорите вместе с ними с психологом или их родителями, или предложите справиться со стрессовой ситуацией в их жизни, которая может оказывать влияние на их поведение (например, домашнее задание, проблемы дома и прочее), или помогите найти позитивные выходы в их жизни (например, спорт, церковь или другие хобби или внеклассные занятия).
    • Попробуйте один из следующих примеров:
      • “Меня беспокоит, что иногда ты заставляешь меня чувствовать себя так, будто я плохой друг/плохая подруга”.
      • “Мне не нравится, когда меня принуждают делать вещи, которые я не хочу делать. Мне бы хотелось, чтобы ты так не делал(а)”.
      • “Я буду рад(а) помочь тебе придумать способ, как справиться с данной ситуацией”.
  3. Поговорите с теми, чьим советам вы доверяете. Скорее всего, в вашей жизни много людей (родители, учителя, школьные психологи), которые обладают большим жизненным опытом, нежели вы, и которые будут рады посоветовать вам, как найти и сохранить хороших друзей. Воспользуйтесь советом, поговорив с ними и узнав их мнение. Это может помочь!

Привлечение людей из нужного окружения

    Будьте приятным человеком. Если вы хотите привлечь тех, кто составит вам хорошую компанию, вам нужно быть милым человеком, с которым приятно находиться. Будьте добры к окружающим, помогайте им и ставьте цели в жизни.

Это то, чего больше всего боятся родители подростков. Это то, что не только «научит плохому», но и заставит «сделать плохое», собьет родное дитя с верного пути, уведет из дому. Если родители подозревают, что ребенок попал в плохую компанию , для них это равнозначно тому, что дальше он пойдет в криминал, наркоту или беспорядочный секс. Это такие родительские страшилки, которые заставляют пристально присматриваться к друзьям детей, мысленно делить их на хороших и плохих.

Да, это действительно опасно, родители боятся не даром. А самая главная опасность – друзья становятся авторитетнее семьи и разбивают в пух и прах те семейные ценности, которые родители с таким трудом детям прививали.

В чем причина такой авторитетности сверстников?

Подростки (и мальчики и девочки), находятся в таком периоде своей жизни, когда они вынуждены выйти из родительского дома на просторы улицы, этого требует процесс их развития, расширения кругозора, и так сказать, «ареала жизнедеятельности» Причем, этот процесс неудержим, и в любом случае идет, даже если он незаметен, как в случае подростка-

Подростки-интроверты и экстраверты

Интроверты — тихони развиваются вглубь. Экстраверты — наружу. Конечно, общительный ребенок скорее окажется в компании, чем домосед.

Между теми и этими есть некая буферная зона. Это те дети, которые и от улицы не отказываются, и дома проводят много времени. К ним, кстати, относятся . Это довольно распространенная каста современных детей, у них свое сообщество, своя тусовка и свои риски.

А вот классическая скверная компания, это, конечно, большое испытание!

Почему дети уходят из дома?

Хотелось бы, конечно, чтобы было так: подросток идет на улицу только тогда, когда у него не ладятся отношения с родителями. В этом случае рецепт понятен без особых размышлений: налаживай отношения и все будет в порядке! На самом деле так происходит не всегда. Дети из самих благополучных семей уходят из дома в мир субкультур, жестких правил, алкоголя, драк и прочих «прелестей» Почему? Каким медом им там помазано?

Вот что говорят сами дети: «меня там понимают»; «они крутые, и я хочу быть с ними»; «когда я с ними, меня все уважают (боятся)».

Что можно сделать, чтобы дети не искали общения на улице?

Это не самое простое дело, для него нужно много внимания и терпения. Это большая душевная, и очень энергозатратная работа. . А ведь у них полно своих проблем: деньги, быт, личные отношения, которые отнюдь не прекращаются с появлением детей! Здоровье в конце концов…

Но если не делать эту работу, если не вникать в проблемы подростка, то родители рискуют в один «прекрасный» день обнаружить его в полиции или в каком-то притоне. Или в больнице. Или… (зачем такие ужасы, все может быть и мягче), просто посмотреть в его глаза и понять, что это совсем-совсем-совсем чужой ребенок, и они о нем ничего не знают.

Чтобы этого не произошло, родители должны:

  • Сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя принятым , любимым и понимаемым , и ему не пришлось искать это понимание на стороне.
  • такое чувство устойчивости и защищенности , которое никакой «крутостью» лихих пацанов и отрывных девчонок не заменишь. Для этого, конечно, семья должна быть семьей – сообществом людей, любящих друг друга, по-настоящему сплоченных общими ценностями, а не просто проживающими на одной территории. К сожалению, такие семьи – скорее редкость, чем правило…


Подростки не хотят жить, как их родители

И не удивительно, что подростки сбегают на улицу. Они не хотят жить как родители , которые не интересуются друг другом, между которыми давно нет настоящей близости, а от обстановки в доме сводит зубы, как от холода. Скучно и тускло. Ребенок стремится к яркости, (пусть мнимой, пока не разобрался, опыта маловато), к честности отношений. , быть настоящим, и тебя принимают таким.

И, конечно, дети из неполных семей подвергаются большему риску.

Но выход всегда есть. Даже если у вас не идеальная семья, вы живете без мужа (жены), или живете вместе, но отношения ваши не идеальны. Для того, чтобы понимать с воего ребенка, ничего особенного не нужно, кроме соответствующего намерения, и внимания к ребенку.

Что мешает пониманию между родителями и детьми?

  • , (не дай Бог, влипнет в историю!)
  • Стремление «подавить» — добиться послушания любой ценой.
  • Надежда, что ребенок «сам разберется» — равнодушие родителей или чрезмерное доверие к ребенку.

Какие ваши действия и поступки помогут приобрести необходимую устойчивость и тем самым помешать ребенку попасть в плохую компанию?

Кроме идеальной семьи, описанной выше, (к этому, конечно, нужно стремиться!), устойчивость придают семейные законы, правила и традиции. Я имею ввиду не правила из разряда «В 9 часов должна быть дома!», а более общие, глобальные, создающие климат в семье.

Законы семьи

  • Закон уважения друг к другу.

Если в вашей семье недостаточно любви, тут уж никуда не деться, чувствами управлять не каждому дано. Но уважение это то, что зависит от вашего решения и разумного поведения. Проявляйте уважение к членам семьи , (в том числе и к ребенку!) И требуйте соответствующего отношения к себе. Нюансов и подробностей тут масса, и каждый понимает уважение по-своему. Я не буду на этом останавливаться, скажу лишь о том, что важно договориться, найти соответствие и понимание — кто из вас в чем нуждается.

В качестве примера: я люблю, чтобы в выходной день дети не включали телевизор в 8 утра. А они любят, чтобы я стучала, заходя к ним в комнату. Это не так сложно соблюдать, главное, знать об этом.

Для того, чтобы договориться, не обязательно садиться за стол переговоров, писать договор на бумаге и скреплять подписями. Достаточно внимательно относиться к просьбам . Человек обычно высказывается о том, что ему нужно, причем достаточно эмоционально.

  • Закон распределения обязанностей

Папа зарабатывает деньги и делает мужскую работу по дому, мама обеспечивает быт и уют, ребенок выполняет мелкие поручения типа: «сходи. в магазин», или «вынеси мусор». Или раз в день моет посуду за всеми. Это, так сказать, классика, может быть масса других вариантов.

На устойчивость хорошо работают традиции . То, что происходит всегда и что является особенностью этой семьи, дает чувство определенности и защищенности. Это может быть что угодно, но действие должно повторяться, в этом суть традиции.

Например: поход к бабушке на обед в воскресенье, семейный чемпионат в покер по пятницам, или совместный шопинг. Чем не традиции? Я, например, встречала и такой вариант: воскресное совместное приготовление обеда. Дети чистят овощи, мама соединяет все в одной кастрюле, папа убирает за всеми, режет хлеб. Потом – совместное пиршество. Раз в неделю. Очень сближает.

Это все было о том, как предотвратить. А если ребенок уже в плохой компании, что делать?

Как забрать ребенка с улицы

Сначала нужно определить, действительно ли ваш ребенок попал в плохую компанию? Как это сделать?

Наблюдать. Признаками могут быть:

  1. новые привычки
  2. новые словечки
  3. ребенок постоянно рвется из дома
  4. звучат новые имена с ранее не наблюдаемым восторгом
  5. все чаще произносится «мы»

Отдельно все это не критерии, а вот если появляется все внезапно и одновременно, это и есть признак. На этом этапе главное — не спугнуть! Внимательное выслушивание, проявление интереса и осторожное расспрашивание.

Действительно ли компания, в которую попал ваш ребенок, такая уж плохая? Может, у страха велики глаза? Может они просто собираются, тусуются, как свойственно всем подросткам?


Признаки плохой компании

  1. Жесткие правила
  2. Наличие вожака , которому все подчиняются, (часто он более старший)ь
  3. Новеньких принимают неохотно и с испытаниями
  4. Компания выбирает себе врага . Это может быть другая компания, или просто группа людей, или один человек. Во всяком случае, есть тенденция «дружить против кого-то».
  5. В такую компанию не так легко попасть, а выйти еще сложнее . Желание покинуть компанию воспринимается как предательство, за это могут мстить.

Если там курят, (и не только табак), попивают и матерятся, это само по себе не является признаком плохой компании. Но в ней обычно без этого не обходится.

Если компания вашего ребенка плохая, что делать?

  1. Не пугаться!
  2. Не демонстрировать своего крайнего неодобрения. Вы можете высказывать мнение только в форме рекомендации. Если будете действовать по-другому, то перекроете себе доступ к информации.
  3. Собирать информацию . Это очень важно: сколько их, как зовут, чем развлекаются, где собираются. Понятно, это узнать вы можете только от самого ребенка. Так что если начнете «применять пытки», он сразу замкнется и ничего не расскажет. Поэтому расспрашивайте как бы между делом, по возможности доброжелательно.

Если он с восторгом описывает своего нового приятеля, попытайтесь выяснить, что именно в нем такого клёвого.

Наводящие вопросы могут быть примерно такими:

«- Он, наверное, очень сильный?

— Да, его все слушают.

— Физически сильный или как?

Его все уважают?… За что? »

Запрещать или не запрещать?

Дальше вам придется принимать это решение. Если вы видите, что обстановка там действительно очень стрёмная, попытайтесь запретить. Но обязательно объясните, почему запрещаете. Лучше с фактами, и лучше в форме заботы: «Я люблю тебя и не хочу, чтобы с тобой произошло что-то плохое».

Если не удается, (не запрёте же вы его!), давайте понять, что вы готовы помочь в любом случае. Что бы ни случилось, ваш ребенок может прийти к вам за советом и помощью.

И продолжайте осторожно расспрашивать, не проявляя враждебности . Если ваш ребенок действительно попал в плохую компанию, вы, по крайней мере, всегда будете в курсе дел. Самое плохое – неожиданно оказаться перед фактом, с которым уже ничего нельзя будет сделать.

Расскажу историю одной девушки. В 15 лет она попала в общестово «крутых местных ребят», и когда мама стала ей запрещать, дочь сказала: «Если ты будешь мне запрещать, я начну тебе врать. А дружить с ними не перестану. А так, ты всегда будешь знать, где я и с кем я !» Она благополучно пережила сложный период, именно общение дало ей то, чего так не хватало в жизни в тот период.

Зачем это нужно вашему ребенку?

На самом деле это главный и основной вопрос. Задача любой компании – поддерживать человека, создавать атмосферу принятия . К плохим компаниям это относится точно так же, разница только в том, что на первом этапе они ПРИНИМАЮТ человека, дают ему чувство защищенности, а лишь потом начинают диктовать условия.

Проанализируйте все дружеские круги, в которых вам приходилось вращаться в течение жизни, вы поймете, что это так, мы всегда идем туда, где нас любят.

Если родители не дают ребенку принятия и любви, он найдет других… Он найдет свою стаю. По моим наблюдениям, люди в жизни только тем и занимаются, что ищут своих. То общество, в котором можно проявиться бесстрашно и свободно, и жить в кайфе от себя и от других. (Архетипическая сказка по этому поводу – «Гадкий утенок»). И сколько радости бывает, когда эти «свои», наконец-то находятся!

В разные периоды жизни это могут быть разные общества, потому что решаются разные задачи. И даже в один и тот же период человек может общаться параллельно с несколькими компаниями, в каждой есть поле для проявления какой-то одной его стороны. Тут важно понимать, что если уж компания есть, она явно для чего-то нужна.

Компания — это такая же модель общества, как и все остальные. Там так же прорабатываются вопросы лидерства, иерархии, умения подчиняться или отстаивать свою точку зрения. Это привычка с одной стороны, и тренажер с другой. Детям, которые это проходят в подростковом возрасте, потом легче искать свое место в армии, на фирме и в прочих местах, где идет жесткая конкурентная борьба. Они без иллюзий и готовы показывать зубы, если наступают на их территорию, отвечать интригами на интриги. Они готовы к тому, что за место под солнцем нужно бороться. Это идеология определенного этапа развития, и этот опыт нужно получить.

Чему нужно научить ребенка, который попал в компанию, которая вам не нравится?

  1. Иметь свое мнение
  2. Отказываться, если он чего-то не хочет, не поддаваться стадному инстинкту
  3. Вовремя уйти, если он не хочет в чем-то участвовать

То есть, не объединяться с друзьями окончательно, не сливаться в полном тождестве. Подросток, «очарованный» авторитетом, идет за ним как теленок на веревочке. Эта веревочка – его желание быть принятым. И если в его мозгу будут звучать слова, (как красный сигнал светофора), «ты всегда должен сам решать, что ты хочешь, и что будешь делать «, то веревочка быстро порвется, а чары развеются, если авторитет будет его использовать и вести не туда, куда ему нужно.

Самый лучший способ избежать скверной компании – быть свободным и знать, чего хочешь от жизни . Следовательно, именно эти качества нужно воспитывать. Тогда ребенку не нужно будет объединяться с кем-то, чтобы эту свободу отвоевать.

Ну а если уж так произошло, что ребенок попал в плохую компанию, она вам категорически не нравится, и сделать вы ничего не можете? Ничего фатального в этом нет. Я знаю многих приличных и успешных людей, которые в детстве через это прошли. Научились чему-то и пошли дальше. Почему бы вашему сыну или дочери не последовать такому примеру? И под конец наверное уместен известный афоризм: «Что нас не убивает, то делает сильнее!»

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  • почта [email protected]
  • скайп golovkinau
  • телефоны +380952097692; +380677598976
  • Viber +380952097692

Любой ребенок, а особенно подросток, как губка впитывает все, что его окружает. До младшего школьного возраста ребенку в основном хватает семейного общения. В подростковом возрасте границы общения расширяются – подрастающему человеку уже мало семьи, его интересуют сверстники и сферы жизни, которые раньше ему не были доступны.

Подросток будет стремиться узнать новое любыми путями – посредством общения со странными приятелями («чем человек необычней, тем интереснее»), с помощью общения в виртуальных сетях, где можно познакомиться с большим количеством людей, не выходя из дома, посредством просмотра стрессовых телепередач, роликов и сайтов в Интернете. Все это меняет личность подростка.

В лучшем случае он обретает уверенность в межличностном общении, учится отстаивать свое мнение, развивать лидерские качества , решать конфликты , не обращать внимания на провокации, различать черное и белое. А в худшем случае он впитает в себя все зло, которое примет как норму общества.

сайт разбирался в том, стоит ли ограждать подростка от дурного влияния общества, и если да, то как.

Нужно ли ограждать ребенка от подобного дурного влияния?

Говорят, шила в мешке не утаишь, а потому, чтобы оно не укололо, нужно учить ребенка правильно общаться. Психологи считают, что дурному влиянию подвержены дети, чьи родители:

  • постоянно руководили ребенком, не давали решать вопросы самостоятельно;
  • не учитывали мнение ребенка;
  • увлекались гиперопекой, в связи с чем добились полной изоляции ребенка от общества;
  • не проводили с детьми бесед «по душам»;
  • фактически не обращали внимания на ребенка.

Когда пора спасать подростка, и как лучше это сделать?

Рассмотрим влияние реального общения (влияние улицы, школы, сомнительных «друзей») и виртуального (Интернет, ТВ) отдельно.

Реальное общение

  • он стал скрытным, не хочет рассказывать вам о том, чем он сегодня занимался,
  • при звонке друзей выходит в другую комнату или просит выйти вас,
  • вы нашли у него чужие вещи,
  • подросток стал просить у вас большие суммы на карманные расходы. Куда уходят деньги, он не может объяснить,
  • подросток стал очень нервным , часто плачет (характерно для девочек),
  • подросток пришел домой пьяным, избитым, у него появились проблемы со здоровьем,
  • подросток перестал ночевать дома.

Три ошибочных варианта поведения родителей

Полная изоляция
Многие родители, желая уберечь ребенка от дурного влияния и душевных травм, решают поступить кардинально – просто закрывают его дома, разрешая посещать только школу и выходить на улицу по делам. Полная изоляция наносит ребенку непоправимый вред: подросток замыкается, уходит в виртуальный мир или свои фантазии. В результате он становится отчужденным, не умеющим общаться и решать вопросы . Окружающим такой человек кажется странным и непонятным, его поведение отпугивает.

Как оградить подростка от дурного влияния

Физическое наказание
Вроде бы и помогает справиться с шалостями и непослушаниями, но становится причиной того, что подросток вырастает озлобленным и хитрым. Трудно воспитать целостную личность, если в семье царит насилие и нежелание объяснять все мирным путем.

Игнорирование
Многие родители ошибочно считают, что уже воспитали ребенка и больше с ним ничего делать не надо. А потому в подростковом возрасте они дают ему полную свободу: «Делай, что хочешь». Выброшенный в большой мир ребенок разочаровывается в любви и становится добычей социально опасных людей.

Как оградить подростка от дурного влияния общества?

  1. Не запрещайте подростку общаться со сверстниками, и сами больше общайтесь с ним. Относитесь к нему как к взрослому, спрашивайте его мнение по различным вопросам. Чтобы подросток не шел на поводу у других, личным примером показывайте, как вы решаете спорные вопросы.

Например, разговаривайте при ребенке по телефону, разговаривайте с супругом, соседями, продавцами, партнерами по бизнесу. В конфликтах никогда не кричите, будьте вежливы, обходительны и терпеливы, сотрудничайте, спокойно отстаивайте свою точку зрения. Этот опыт будет для него бесценным.

  1. Обеспечьте занятость подростка дома. Давайте ему такие задания, с которыми он точно справится. Не заставляйте выполнять обязанности насильно, применяйте технологию «Без тебя никак»:

Как оградить подростка от дурного влияния

  • «Проверь уроки у младшей сестры. Ты из всех нас лучше знаешь математику»
  • «Сходи к бабушке, она очень скучает по тебе»
  • «Найди в Интернете новое блюдо к празднику. На твой вкус»
  • «Найди, пожалуйста, папе фильм, у него никак не получается»
  1. Интересуйтесь, с кем общается ваш подросток: с кем больше, с кем меньше, и почему. Приглашайте к себе его друзей. Оценивайте, как они общаются, на какие темы разговаривают, как относятся друг к другу. Если все же ваш сын/дочь попали под влияние плохой компании, объясните, что друзья помогают друг другу, а не используют в корыстных целях. Если вы заметили у него чужие вещи, деньги, алкоголь, наркотики, спросите обо всем прямо. Поясните, что сподвигло вас так думать. Обязательно отметьте, что если что-то случилось, вы никогда не осудите, поймете и постараетесь помочь. Может быть, он расскажет вам то, что боялся рассказать.

Виртуальное общение

Психологи проводили опрос подростков и выяснили, что Интернет для них – это, прежде всего, источник общения, а уж потом – помощник в учебе. А телевизор нужен, чтобы убить время и чем-то заняться.

Как оградить подростка от дурного влияния

Подростка нужно спасать, когда:

  1. время, проводимое за компьютером и перед телевизором, увеличивается с каждым днем;
  2. подростка нельзя оторвать от монитора/экрана. А если вы это сделали, он психует, ведет себя агрессивно;
  3. подросток испытывает эйфорию, сидя за компьютером;
  4. забывает о семье и друзьях, предпочитает реальному общению виртуальное;
  5. без компьютера и Интернета испытывает раздражение, чувствует себя «не в своей тарелке», пребывает в подавленном настроении, не знает, чем заняться дома;
  6. обманывает родителей («Я сегодня не включал ничего, а уроки не выучил, потому что голова болела»);
  7. постоянно проверяет электронную почту;
  8. постоянно меняет статусы в соцсетях : «Поел», «Помыл голову», «Пошел на учебу», «Сижу на уроке, скучно»;
  9. стал плохо учиться.

Как оградить подростка от влияния Интернет и ТВ?

    В Интернете и на телевидении встречается много жестокости, которая дезориентирует подростка, навязывая определенные вкусы и интересы. С самого детства приучайте ребенка к самостоятельности и ответственности, формируйте способность к сочувствию и эмпатии. Личным примером прививайте ребенку моральные ценности.

    Ограничьте подростку время просмотра ТВ и его пребывания в Интернете. Важно воздействовать не приказами и криками, а привлечением к делам (технологию «Без тебя никак» см. выше). Чтобы подросток поменьше сидел в четырех стенах, давайте ему задания на свежем воздухе – помочь папе установить теплицу, сходить в магазин и т.д. Помимо заданий найдите подростку любимое занятие. Он сможет реализоваться и достичь определенных результатов.

    Договоритесь с подростком, что будете включать компьютер или телевизор, чтобы сделать/посмотреть что-то конкретное – сделать домашнее задание , отправить файл по почте, посмотреть определенный фильм.

    Чаще беседуйте с подростком. Спрашивайте его мнение о различных жизненных ситуациях; о поведении людей; поинтересуйтесь, какие у него ценности, чего хочет достичь, что, по его мнению, означает слово «друг», есть ли у него реальный друг, если есть, то какой и т.д. Обсуждайте с ним кино, поэзию, прозу, дарите книги, приглашайте в театр. Заполните его культурный вакуум.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Таланты вашего ребенка

Родители часто стремятся контролировать самые главные события в жизни ребенка. А правильно ли это? И к чему это ведет?

Время идет. Ребенок взрослеет, набирается сил - и вот уже родители недоумевают, где пропадает их отпрыск, почему он стал обманывать взрослых или и вовсе не хочет общаться. Как правило, ответ один - виновата плохая компания.

А вспомните, как все начиналось. Малыш абсолютно беспомощен, он полностью зависим от своих родителей. Они заботятся о нем, стараются угадать его желания и проблемы, пока он еще не может выразить и решить их самостоятельно. В результате у маленького человечка появляется устойчивый рефлекс, что именно он «центр вселенной». Но вот ребенок подрастает и попадает в новые для себя условия: детский сад, школа, кружок. И везде наш «центр вселенной» пытается применить среди окружающих его детей и взрослых уже сложившуюся модель поведения. Неизменно возникают конфликты с окружающей средой. Ребенок «экспериментирует» и пытается выбрать новый тип поведения, который его больше устраивает. Родители и другие взрослые люди пытаются вновь решить социальные проблемы ребенка. Наступает временное затишье.

Но этот период заканчивается, когда ребенок вступает в так называемый подростковый возраст. В подростковом возрасте человеку предстоит решить две важные задачи. Научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Этот период принято называть «переходным возрастом». У многих детей он проходит настолько бурно, что они забывают не только родителей, братьев и сестер, но и элементарные понятия о добре и зле.

К сожалению, подобные истории типичны: ваш примерный и домашний ребенок связался с дурной компанией и превратился в злобное и неуправляемое существо. «Как такое могло случиться, - думаете, вы, - вокруг столько хороших воспитанных детей, а он или она проводят все время в компании хулиганов из неблагополучных семей и девиц весьма сомнительного поведения?»

В этом разделе:
Новости партнеров

Стремление ребенка в этом возрасте влиться в социальную группу, объединенную общими интересами, и занять там свое место вполне естественно. В психологии есть термин «группировочная потребность» и она должна быть удовлетворена. Человек не в силах противостоять природе - он стремится найти свое место в коллективе.

«Кто виноват» и «Что делать»?

Но почему именно плохая компания? Тут впору задать классические вопросы «кто виноват» и «что делать»? Если ребенок пошел в плохую компанию, значит он не смог найти хорошую, или она его по тем или иным причинам не удовлетворила или не приняла. И первая хорошая компания, которую отверг ваш ребенок, - это ваша семья. Как ни горько признавать этот факт, но это именно так.

В переходном возрасте у человека резко меняются приоритеты в жизни: он пытается стать самостоятельным, принимать решения и сам за них отвечать, у него появляются взрослые вопросы об устройстве жизни, о моральных и материальных приоритетах, ему хочется занять достойное место в компании сверстников, нравиться противоположному полу... Бьющая через край энергия требует выхода.

Плохая компания - самый простой способ удовлетворить все эти потребности. Плюс легкая на первых порах эйфория от алкоголя и травки. Надо четко понимать, что НИКТО ЕГО ТУДА НЕ ЗАТАСКИВАЛ, ОН ПОШЕЛ САМ. Это его выбор! И это очень важная мысль. Если это его осознанный выбор, то и отказ должен быть осознанным! Никакие запреты и репрессии не помогут.

С одной стороны нужно дать ребенку самостоятельность, а с другой - не дать покатиться по наклонной плоскости. Как совместить свободу и контроль.

Первое и самое важное, нужно, во что бы то ни стало сохранить с ребенком доверительные отношения. Надо дать понять, что вы признаете в нем взрослого человека и уважаете его самостоятельность. Если вы попадетесь на слежке, лазании по карманам или просмотре мобильного либо записей в социальных сетях, восстановить уважение в глазах подростка будет крайне трудно. А это резко уменьшит возможность вашего влияния.

Второе, что нужно сделать, - это понять, что ребенка нельзя вытащить из плохой компании в никуда. Ему надо предложить выбор, который он сделает сам. К примеру, начать ходить в тренажерный зал или всерьез заняться фотографией, музыкой или программированием. Например, те, кто не посещал регулярно современных тренажерных залов, наверняка не знают, насколько сильно влияние на подростков сформировавшейся там социальной группы. Это в большинстве своем успешные, уверенные в себе молодые люди. Да и в их постоянном окружении статус «качка», «хаккера», музыканта или будущего фотографа может вполне удовлетворить нарастающие амбиции.

Современные кружки фотографии или музыкальные коллективы - везде подростку будет интереснее, чем во дворе. Новая техника, увлеченные разговоры, здоровая конкуренция - вспомните, что ваш подросток уже давно вырос из пеленок и нуждается в ярких эмоциях и зрелом самовыражении.

Если ребенок постоянно пропускает уроки, предпочитая дворовую компанию учебе, задумайтесь, а ту ли специальность вы ему напророчили. Вполне возможно, что она ему абсолютно не интересна. И тогда выбор между сомнительной будущей карьерой финансиста и реальной опасностью наркозависимости очевиден. Поговорите с ребенком, о какой специальности он мечтает, чем бы хотел заниматься в жизни, куда поступить. Попытайтесь понять его интересы и помочь ему определиться.

Третье, попытайтесь понять, насколько плоха компания, в которую попал ваш ребенок. И если вы почувствуете опасность: криминал, беспорядочный секс, наркотики, надо принимать самые решительные действия. Если это школьная компания - переводите его в другую школу, если дворовая - переезжайте в другой район. Это трудно, но жизнь ребенка дороже. Надо помнить, что подобная тактика очень травмирует ребенка, всячески старайтесь помочь ему. Если есть возможность, проконсультируетесь с психологом. Если нет - постарайтесь уделять ребенку как можно больше внимания и проявлять максимум терпения и такта.

Пеленки, горшки, детский плач по ночам… Я помню все так отчетливо, как будто это было только вчера. Боже, как я мечтала, чтобы моя дочь скорее выросла. Как мне хотелось наконец-то выспаться или куда-нибудь сходить одной, без своего любимого, но вечно ноющего «хвостика». И вот, свершилось, моей Иришке недавно исполнилось 14 лет. Совсем взрослая стала, уже паспорт получила. Вроде бы можно расслабиться и, наконец-то, заняться собой? Но нет, причин для волнения появилось больше, поэтому спать я стала еще хуже.

«Маленькие дети спать не дают, а с большими сама не уснешь»

Имея маленького ребенка, я, неопытная мамочка, ошибочно считала, что сейчас самый трудный период в моей жизни. Садик, начальная школа - это, оказывается, был отдых перед тем временем, когда моя дочь «вошла» в подростковый возраст.

Послушная девочка-отличница вдруг резко изменилась. Увы, но это только мне показалось, что все произошло как-то вдруг, неожиданно, но теперь-то я понимаю, что было несколько предупредительных «звоночков», которые я не услышала.

Все началось с того, что Ира стала слушать какую-то странную музыку. Я не придала этому значения. Посчитала, что раз дочь учится в музыкальной школе, то ей, кроме классики, необходимо иметь представление и о других музыкальных направлениях. Но дальше - больше. За фортепиано она практически не садилась. Успеваемость ухудшилась и в общеобразовательной школе.

Разговаривать спокойно со мной Ирина не хотела: грубила, огрызалась и, что самое страшное, стала меня избегать.

Раньше мы были с ней очень близки, приходя из школы, дочка сразу же начинала выкладывать все свои новости. Обсуждение прошедшего дня являлось для нас неким ритуалом, иногда веселым, иногда не очень.

А теперь она отстранилась от меня, замкнулась в себе. Изменился и внешний вид моей дочери-тихони. Собираясь на улицу, она стала сильно подводить глаза, красить губы темной помадой и носить одежду исключительно черного цвета. Все свидетельствовало о том, что моя девочка примкнула к какой-то подростковой субкультуре, попала под чье-то дурное влияние, и ее следовало немедленно спасать.

«Больше всего ребенок нуждается в нашей любви именно тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает»

Когда моя 14-летняя дочь попала в плохую компанию, и мнение родителей стало для нее не так важно, как мнение новых друзей, я поняла, что пора действовать. Нет, «рубить с плеча» и закрывать ее дома, устраивать громкие разборки с ремнем, ставить ей ультиматумы и заниматься переводом в другую школу я не стала. Увы, но многие родители поступают именно так, чем еще больше усугубляют и без того сложную ситуацию.

Меня сдерживало то, что я понимала: Ира выбрала себе этих друзей добровольно, значит и отказ от них тоже должен быть осознанным. Никакие запреты и репрессии с моей стороны не помогут.

В свое время я многое упустила в воспитании дочери: слишком сильно была увлечена работой, поэтому ей уделяла совсем мало внимания. Я считала, что раз она хорошо одета, накормлена, все ее увлечения мной оплачиваются, значит, свой родительский долг я выполняю полностью. Ошибалась! Теперь вот пожинаю плоды.

Рю Мураками написал прекрасные слова: «Просто что-то сказать - еще не значит быть услышанным. Чтобы тебя услышали и поняли, ты должен хотеть этого всем сердцем». Я очень хотела, поэтому начала действовать!

Как вернуть доверие дочери?

Побродив по «всемирной паутине» и почитав статьи детских психологов, я поняла, что начинать необходимо с себя.

Для этого я составила краткий план действий, который должен был мне помочь наладить с дочерью теплые и гармоничные отношения:

  • Проявлять спокойствие в сложившейся ситуации, сдерживать свои отрицательные эмоции.
  • Постараться понять увлечение дочери, вспомнив себя в ее возрасте.
  • Не ослабляя контроля, дать ей возможность получать жизненный опыт.
  • Не навязывать ей свои взгляды и вкусы.
  • Проявлять внимание, но не быть назойливой.
  • Научиться слушать ее без критики и обвинений.
  • Заниматься совместной деятельностью (поход в магазин, уборка, спорт).
  • Установить телесный контакт (чаще обнимать за плечи, гладить по голове).
  • Советоваться с ней по разным вопросам, чтобы она почувствовала свою значимость в моей жизни.

Лучший способ не «упустить» дочь - стать ей подругой

Первым делом, надо было собрать информацию о новых друзьях дочери. Я спрашивала у Ириши о них ненавязчиво, доброжелательно, как бы между делом. То, что удалось узнать, совсем не обрадовало, но я понимала, что паника и испуг для меня сейчас главные враги.

Новые друзья дочери считали себя готами. Они собирались вечерами, чтобы послушать готическую музыку, поговорить о депрессивности и смерти, похвастаться новыми пирсингами и татуировками. К счастью, моей Ирке разговоры про потусторонний мир были совсем не интересны, ей просто хотелось через необычный внешний вид продемонстрировать свою индивидуальность, заявить о себе, выделиться из общей массы сверстников. Несмотря на это, я понимала, что время терять нельзя.

Не секрет, что некоторые субкультуры одобряют суицидальное поведение подростка, в подобных компаниях популярностью часто пользуются алкогольные напитки и наркотики.

На молодежных сайтах я нашла много интересной информации, которая помогла мне более-менее разбираться в подростковых увлечениях. Например, мне теперь понятна разница между «эмо» и «готами», «анимешниками» и «ванильками». Со знанием дела я уже могла обсуждать с дочерью их «готические» новости, модные тенденции этой странной культуры.

Я стала больше времени проводить с дочерью и постепенно между нами снова возникли доверительные отношения. Под предлогом того, что хочу поменять свой имидж, мы вечерами проводили время за компьютером, рассматривая новые прически и модную одежду. Иринка так увлеклась этим, что тоже захотела измениться. Мы вместе , оставили там кучу денег, но обе остались довольны результатом.

Совместный поход в магазин модной одежды окончательно отдалил Иру от друзей-готов.

Главное в отношениях с подростком - взаимопонимание

Со стороны может показаться, что все произошло очень легко: новые модные тряпки, та успокоилась, перестала маяться дурью и вернулась «в лоно семьи». К сожалению, это не так. Прошло несколько месяцев, прежде чем моя дочь стала прежней. И только я знаю, сколько сил, нервов и здоровья забрали у меня эти месяцы.

Во время изучения подростковой субкультуры я выяснила, что принадлежность к ней бывает двух видов: косвенной и полной.

  • К косвенной относится «сочувствующее участие», которое касается только внешнего вида. Этот период проходит быстро и без серьезных последствий. Нам повезло: принадлежность Ирины к готам была косвенной.
  • Опасным может стать полное погружение в субкультуру , когда у подростка она занимает все свободное время. Его интересы ограничиваются только интересами группы, а это уже сказывается на общем психологическом или даже психическом состоянии ребенка.

Из всего, что мы пережили за эти месяцы, я сделала один вывод: чем старше становятся дети, тем больше они нуждаются в нашей любви. Именно в любви, а не в опеке.

Вам также будет интересно:

Схема и описание вязания ослика крючком
Вязание игрушек амигуруми – очень увлекательное занятие, которому рады как взрослые –...
Медвежонок Винни Пух крючком
В настоящее время у людей возник интерес к рукоделию. Многие позабыли, что такое крючок,...
Карнавальная маска козлёнка
просто необходимы в семьях, где растут маленькие дети. Такие маски пригодятся и на Новый...
Что одеть на крестины
Крестины – это важное семейное и духовное событие. И несмотря на то, что в своей жизни...