Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Развитие от 1 месяца до 2. Второй месяц жизни новорожденного. Может ли кроха улыбаться

Цель: развить восприятие окружающего мира.

Развиваем умение задерживать взгляд на движущемся предмете

  • « С настольной лампой»

Придерживая кроху в вертикальном положении, поднесите его к настольной лампе, включите её, произнесите: « Огонёк!».
Выключите лампу, скажите: «Нет огонька. Погас!».
Повторите несколько раз.

  • « Вслед за бантом»

Возьмите бант яркого цвета, подвесьте его на ленте длиной 40-50 см.
Приблизьте его к крохе, привлекая внимание малыша на расстояние 20-30 см от его глаз.
Затем медленно перемещайте бант: вправо, потом влево, предварительно убедитесь, что он остановил взгляд на предмете.

Развиваем умение задерживать взгляд на неподвижном предмете

  • « Где же наш малыш?»
Возьмите малыша на руки, как на кормление, наклоняйтесь над личиком крохи и удаляйтесь от него, напевая:

Где же, где же наш малыш,

Где же, где же наша крошечка,

Где же, где же наш (а)… (имя)

Где же, где же наше солнышко?

Поиграйте с малышом: пощекочите за ушками, прикоснитесь к шейке, грудке, улыбнитесь, проговорите напевая:

Вот, вот наш малыш,

Вот, вот наша крошечка,

Вот вот наш (а)… (имя)

Вот, вот наше солнышко!

Важно помнить! Впечатления, которые получает малыш в процессе игры, способствуют его развитию.
Проделайте тоже, когда кроха находится на вашей руке так, чтобы его можно было поддерживать под шею и голову, а другой рукой - придерживайте ягодицы и при этом покачивайте малыша вперед- назад, приближая ваше лицо к его личику, улыбаясь, произнося ласковые слова.
  • « Подвешенная игрушка»

Подвесьте погремушку у малыша над грудью на высоте не ниже 50-70 см для того, чтобы кроха их смог рассмотреть.
Покачивая их из стороны в сторону, привлеките внимание крохи, потрясите их для извлечения звука, а затем остановите.
Убедитесь, что малыш её видит. Выдержите паузу - пусть кроха сам рассмотрит игрушку.

Через несколько дней замените погремушку.

Развиваем умение задерживать длительный сосредоточенный взгляд на лице и игрушке



Привлекая внимание к своему лицу, медленно наклоняйтесь к ребенку и отдаляйтесь, мелодично напевая:

Тюшки-тютюшки,

Веселы все душки.

Подыму Фролку

На крутую горку,

Бух! Покатился,

С горки свалился!

  • « Карусель»

Подвесьте карусель для крохи так, чтобы она находилась над грудью малыша на высоте не ниже 50-70 см.
Привлеките его внимание. Оставьте малыша, чтобы он мог самостоятельно её рассмотреть.

Через несколько дней поменяйте игрушки на карусели.

Развиваем умение задерживать сосредоточенный взгляд, находясь в вертикальном положении на руках взрослого

  • « Кто это? А где папа? »

Поднесите кроху к взрослому, который эмоционально с ним пообщается.
Реакция: внимательный взгляд малыша на лице человека, произносящего речь.

Развиваем умение фиксировать взгляд на лице взрослого и игрушке, лежа на животе

  • « Ля- ля- ля, да-да-да»


Поместите кроху животиком себе на грудь таким образом, чтобы ваши лица были напротив друг друга.
Медленно проведите рукой от шеи крохи к бёдрам, легонько надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника.
Это поможет ему приподнять головку. Погладьте спинку, ножки и ручки, напевая:

Ля-ля-ля, да-да-да.

Этот способ поможет развитию умения длительно лежать на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимая головку.
Также формированию сосредоточения на лице взрослого, стимулированию гуления.
Повторите несколько раз, пока малыш не устанет.

Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова - ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Уход

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой , которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик .
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.

Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой. Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.

Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.

Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.

Частые проблемы

Отклонения от нормы, которые могут выявить родители в 1 месяц:

  • Повышенный либо пониженный тонус мышц ребенка. Также возможна ассиметрия мышечного тонуса.
  • Желтуха. У некоторых детей она не проходит к месяцу, что требует консультации педиатра.
  • Колики . Они появляются к третьей неделе жизни у многих малышей и вызывают большой дискомфорт у крохи.
  • Недостаточный набор массы, который может быть связан как с проблемами организации грудного вскармливания, так и с болезнями малыша.

При любой из этих проблем ребенка нужно показать врачу, рассказав о настораживающих симптомах.

Малыш активно растет и изучает все вокруг себя, а все органы младенца совершенствуются и развиваются. Кроха уже узнает маму, дарит ей свою осознанную улыбку и приветствует движениями всего тела. Давайте узнаем, что еще умеет двухмесячный карапуз и как родители могут помочь развитию младенца этого возраста.

Физиологические изменения

  • К двухмесячному возрасту у младенца начинают полноценно работать слюнные железы. И хотя их функционирование не настолько активное, чтобы вызывать образование большого количества слюны, но сосать грудь малышу становится комфортнее. Кроме того, за счет более плотного контакта ротовой полости малютки и маминой груди кроха меньше заглатывает воздух, что уменьшает проявление колик.
  • Пищеварительная система малыша активно развивается. У двухмесячного ребенка более активно вырабатываются пищеварительные соки и ферменты, развивается полезная микрофлора в кишечнике, меняется стул.
  • Физиологический гипертонус начинает угасать. Сначала он понижается в верхних конечностях, а чуть позже и в ножках. Также исчезает рефлекс ползания – если вы подставите ладонь под ступни малютки, лежащего на животе, ребенок уже не будет отталкиваться.
  • К двум месяцам начинают закрываться коммуникации, которые были в детском сердечке во время внутриутробного развития. Изменения происходят и в формуле крови ребенка.
  • Зрение малыша улучшается – кроха уже лучше видит все на расстоянии от 50 сантиметров, но предметы, которые быстро перемещаются, глаза малыша пока зафиксировать не умеют.
  • У ребенка бывает минимум 6 мочеиспусканий в день, а на стул ребенка влияет тип его вскармливания. Малыш, получающий мамино молоко, может испражняться от 1 раза в несколько дней до 12 раз в день, а частота выделения кала у деток-искусственников в среднем составляет 1-4 раза в сутки.

Физическое развитие

Рост, а также вес двухмесячного малыша может сильно отличаться. Ребенок может вырасти за второй месяц жизни на 3-5 сантиметров или прибавить в росте лишь 1 сантиметр, и это будет вариантом нормы.

В среднем за второй месяц дети набирают около 800 грамм веса, но одни карапузы могут набрать меньше, а другие – больше. Среднее увеличение объема грудной клетки составляет 2 сантиметра, а окружности головы – 1,5 сантиметра.

Если сомневаетесь и переживаете, узнайте граничные показатели основных физических параметров развития ребенка, которые мы отметили в таблице:

Недостаточный набор веса (если мальчик 2 месяцев весит менее 4,3 кг, а девочка – менее 3,9 г) должен быть поводом для консультации педиатра. Обеспокоенность должно вызвать и слишком большое увеличение окружности головы – это веская причина показать кроху неврологу, чтобы исключить проблемы с оттоком ликвора.

Что малыш умеет?

  • Двухмесячный кроха отвечает осознанной улыбкой на мамину ласковую речь и игры. Спектр эмоций младенца становится весьма обширным – малыш может радоваться, обижаться, возмущаться, беззвучно смеяться, кокетничать, привлекать внимание, протестовать против действий взрослого.
  • Взгляд крохи этого возраста благодаря улучшению функции глазных мышц и повышению способности сосредотачиваться стал изучающим и внимательным. Младенец узнает мамино лицо и внимательно его рассматривает. Кроху также привлекают разные яркие предметы. Он фиксирует на них взгляд и когда они неподвижны, и при их медленном передвижении в пространстве.
  • Малыш уже лучше распознает разные звуки, при этом различает голос мамы и поворачивает на него голову.
  • В положении на животике кроха более уверенно поднимает голову и способен удерживать ее примерно минуту. При этом плечевой пояс малютки отрывается от поверхности. Настолько же долго младенец уже может удерживать голову, когда мама держит его вертикально на руках.
  • Гуление 2-месячного малыша стало более громкое и частое. Звуки, издаваемые младенцем, становятся более четкими. Они представляют собой преимущественно гласные – «е», «и», «у», «о», «а».
  • Если вы вложите в ладошки карапуза 2 месяцев пальцы или игрушки, кроха рефлекторно ухватится за них.
  • Лежа на боку, кроха уже научился поворачиваться в положение на спине.
  • Ребенок начал понимать некоторые связи причины и следствия. Например, малыш уже уяснил, что его плач становится причиной появления мамы рядом. В этом возрасте по-прежнему с помощью плача кроха сообщает родителям о любом дискомфорте.

Занятия для развития

Для стимуляции физического развития малыша родители должны использовать:

  • Массаж и легкую гимнастику.
  • Воздушные ванны. Кроху нужно уложить на пеленальный столик и полностью раздеть, оставив лежать без одежды. Начинайте с 1 минуты такой ванны, а затем постепенно повышайте длительность до 10 минут.
  • Прогулки на свежем воздухе в течение 2-4 часов ежедневно (длительность зависит от погодных условий).
  • Частое выкладывание на животик, чтобы ребенок тренировался удерживать голову.

Носите малыша на руках, держа его «столбиком», показывая окружающие предметы и знакомя младенца с другими людьми. Дайте возможность малышу изучать лица и голоса взрослых и других детей. Обеспечьте возможность крохе изучать собственное тело, а также лицо родителей на ощупь.

Чтобы ребенок учился удерживать предметы, улучшал тактильную чувствительность и моторику, в его ручки регулярно вкладывают небольшие шарики из разного материала (дерева, резины, пластмассы и другого) с разным весом. Такие шарики могут быть мягкими и твердыми, гладкими или рельефными. Вам нужно вложить предметы в раскрытые ладошки ребенка и добиться, чтобы кроха рефлекторно их схватил. Шарики можно привязать к ленточкам и опускать их к ребенку, а когда малыш схватит предметы, тянуть их к себе, тем самым стимулируя ухватить шарики крепче. Шарики можно заменить палочками (гладкими или ребристыми) и вкладышами разной ткани.

Попробуйте сделать упражнение «Вот подарок малышу», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Для развития слуха младенца стоит использовать тихую классическую музыку, погремушки и колокольчики. Уложите кроху на спинку, возьмите в руку колокольчик и, держа его в 60-70 сантиметрах от груди малыша, сделайте несколько звоночков. Дождавшись затихания звука, сделайте еще два-три звоночка. Также можно привязать к колокольчику леску и перемещать его, стимулируя кроху искать глазами источник звука. Такие тренировки слуха можно проводить несколько раз в день, но после 3-4 дней занятий стоит сделать перерыв на неделю.

Для стимуляции органа зрения надевайте крохе яркую одежду и окружайте малютку предметами разного цвета. Подвесьте над кроваткой малыша яркие игрушки примерно в 50 сантиметрах от ребенка. Кроха не только будет разглядывать их, но и начнет пытаться схватить.

Ведите с младенцем своеобразные диалоги, копируя гуление карапуза. Малыш будет слышать себя со стороны и повторять за вами, одновременно тренируя артикуляцию и речь. Детям также очень нравится, когда мама имитирует звуки животных (мяукает, мычит).

Познакомив малыша с обычным массажем, попробуйте применить для этой процедуры предметы, которые можно катать по телу малютки, например, гладкие палочки, небольшие мячики, карандаши. Если вы взяли для такого массажа крупный предмет, катайте его только по спине младенца, а маленькие предметы могут быть использованы для поглаживаний всего тела карапуза.

Для «самомассажа» можно рассыпать на пеленальном столике крупу (пшено, рис, гречку, фасоль) и уложить на нее малютку спинкой вниз. Если ручки крохи пока не очень ловкие и не смогут ухватить крупинки, можете выкладывать на крупу кроху и на животик. Двигаясь по такому массажирующему материалу, ребенок будет развивать тактильную чувствительность.

Режим дня

У многих малышей к двухмесячному возрасту формируется их собственный режим дня. Родителям важно учитывать биоритмы младенца и подстроить основные режимные моменты под них (прогулку, развивающие занятия, купание).

Большую часть суток двухмесячный малыш проводит во сне. Кроха спит ночью примерно 11 часов, а в дневное время 4 раза по 1,5-2 часа. Также будет нормой, если несколько дневных снов будет длиться до 3 часов, а остальные будут очень короткими (по полчаса). Периоды бодрствования в этом возрасте пока еще недлительные. В среднем их 4 длительностью от 1 до 1,5 часов.

Количество кормлений в 2 месяца составляет 6-7, а интервал между ними – примерно 3 часа. Ночного перерыва в этом возрасте в кормлениях нет, при этом во время ночного кормления малютка уже полностью не просыпается.

Уход

Двухмесячного карапуза не следует оставлять в одиночестве – пусть малютка всегда будет под присмотром взрослого. Ухаживая за крохой, нужно ежедневно умывать ребенка, протирая его глазки, нос, ушки и лицо. Подмывают малыша под проточной водой после каждого выделения кала и после нескольких мочеиспусканий.

Ежедневное купание ребенка 2 месяцев должно длиться 5 минут в воде температуры 36-37 градусов.

Голову 2-месячному малышу моют два-три раза в неделю.

Питание

Лучшей пищей для малыша в возрасте 2 месяцев считается материнское молоко. Оно обеспечивает кроху нужными питательными веществами и меняется одновременно с ростом грудничка. Лучшим вариантом вскармливания грудью называют кормление по требованию, когда кроха прикладывается столько раз, сколько ему нужно.

Младенец может прикладываться до четырех раз в час, чтобы пососать несколько минут, а полноценно питаться маминым молоком с промежутком от 40 минут до 2 с половиной часов. Ребенок двух месяцев обычно всегда просит грудь после пробуждения и во время засыпания. Ночью ребенок прикладывается в основном с 3 до 8 часов утра.

Движения младенца уже не столь беспорядочны, не столь отрывисты. Он вертится, дрыгает ногами, как будто крутит педали. Он лучше держит голову, хотя вам все еще необходимо ее поддерживать. Он все более активен: если вы берете его на руки и притягиваете к себе, голова следует за телом, а не откидывается назад, как прежде.

Ритм ребенка

Сон

Иногда младенец спит даже всю ночь напролет, а периоды бодрствования становятся все более продолжительными - до нескольких часов в день.

Питание

Независимо оттого, чем вы кормите младенца - грудным молоком или искусственной смесью, он выпивает в день от 700 до 800 мл материнского молока или смеси (то есть пять-шесть бутылочек в день). Если вы кормите грудью, продолжайте кормить по требованию.

Органы чувств ребенка

Слух

В два месяца малыш уже может определить, откуда идет звук.

Зрение

Становится более острым, менее расплывчатым, поле зрения расширяется.

Когда ребенок бодрствует

Младенец становится все более любопытным, активным. Он узнает лица окружающих людей; в два месяца он реагирует на знакомые лица гулением и ответной улыбкой - это первая настоящая улыбка. К плач/ новорожденного примешиваются первые крики. Малыш начинает играть: он воркует, ему нравится, когда вы повторяете звуки, которые он издает. Когда ему хорошо, он лопочет; когда его поощряют или когда малыш возбужден, он живо ерзает, подобно пружине, раскидывая в стороны руки и ноги.

Он узнает некоторые привычные для него предметы и постепенно запоминает ежедневные, повторяющиеся действия (кормление, прогулки, купание). Он может удерживать в руках легкий предмет и поворачивает голову, следя за ним взглядом.

Вечерний плач: утомительный, но естественный для этого периода эпизод. К концу дня без каких-либо видимых причин младенец принимается безутешно рыдать. Этот вечерний плач очень часто встречается у малышей от одного до трех месяцев: он позволяет им сбросить накопившееся за день напряжение. Не переживайте! Укачайте младенца или, если это его успокаивает, дайте ему грудь, побудьте с ним в полутемном помещении, вдали от яркого света. Если ничего не помогает, оставайтесь с ним, не теряйте хорошего настроения; носите малыша на руках или в слинге. Такие эпизоды, утомительные и для ребенка, и для всей семьи, закончатся с началом второго триместра его жизни.

Здоровье ребенка

Второй месяц: посещение участкового педиатра

Как и во время первого посещения, врач проверяет физиологическое, психическое и физическое состояние ребенка, а также состояние его иммунной системы и измеряет рост, вес, окружность черепа.

  • Мальчики - порядка 57 см и 4,9 кг, окружность черепа порядка 39см.
  • Девочки - порядка 56 см и 4,6 кг, окружность черепа порядка 38,5 см.

Архаические рефлексы постепенно исчезают, им на смену приходит менее «рефлекторный» мышечный тонус. Врач снова оценивает работу всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым поселением врача.

Официальное начало вакцинации

Ваш врач, безусловно, предложит вам начать прививать малыша в соответствии с национальным календарем прививок. Календарь предполагает иммунизацию против 11 заболеваний: кори, туберкулеза, столбняка, вирусного гепатита В, коклюша, дифтерии, полиомиелита, паротита, краснухи, ветряной оспы (с 2009 года).

Что следует знать до начала вакцинации

Перед каждой прививкой вы должны дать письменное согласие, которое обязательно вклеивают в медицинскую карту ребенка. Кроме того, в медицинской карте малыша обязательно указывают дату прививки, номер и название вакцины.

Перед вакцинацией надо измерить температуру тела малыша. Врач обязан осмотреть ребенка, послушать сердце и легкие, осмотреть горло, спросить у родителей, нет ли жалоб. Данные осмотра также заносятся в медицинскую карту.

Перед тем как делать инъекцию, медсестра обязана показать вам ампулу и прочитать вслух название и номер вакцины.

В зависимости от того, какой тип ухода вы выбрали для малыша - в особенности если он остается дома и вы кормите его грудью, - вы можете начать вакцинацию несколько позже. Последний совет: избегайте прививок от гепатита В, их начали делать совсем недавно, и они вызывают много споров. Какого бы мнения вы ни придерживались, найдите время для того, чтобы подробно ознакомиться с информацией об этой прививке.

В России многие вакцины являются комплексными: одной инъекцией прививают сразу от нескольких заболеваний. Считается, что таким образом можно избежать осложнений. Часто ослабленным детям назначают вместо вакцины АКДС ослабленную АДС или АДС-М без коклюшной составляющей, на долю которой приходится большая часть таких реакций, как высокая температура и общее недомогание.

Природные рецепты

Простые гомеопатические препараты, нейтрализующей побочные эффекты от прививок:

  • Накануне прививания и утром перед прививкой дайте малышу 1 дозу препарата «Туя 9 СН».
  • В течение дня после прививки: по 1 дозе препаратов «Сили-цеа 15 СН» и «Сульфур 15 СН».
  • Сразу же после прививки (предупредите врача, который делает ребенку прививку) наложите на верхнюю часть руки компресс с глиной и не снимайте его до вечернего купания.
  • Дайте малышу раствор введенного препарата (его можно заказать в аптеке) в концентрации 30 СН. Дозировка: 1 доза на следующий день после прививки, а затем каждое воскресенье в течение месяца в случае появления реакции на прививку (жар, краснота или нарыв в месте введения вакцины и т. п.).

Колики и срыгивание

В основном они связаны с тем, что пищеварительная система малыша еще не до конца сформировалась.

Хотя в большинстве случаев эти симптомы безопасны и естественны, они - и прежде всего колики - пугают родителей, которые часто не знают, что им делать. Младенцы кричат ночи напролет или как будто бы мучительно тужатся, при этом ничто не может их утешить... Материнская забота, остеопатия и естественные препараты - вот средства, способные помочь вам в борьбе с этими трудностями, которые с течением времени исчезнут сами по себе.

Естественная терапия

Каждый вечер готовьте раствор: 1 столовая ложка зеленой глины на стакан воды; хорошо перемешивайте раствор и оставляйте его отстаиваться. На следующий день давайте малышу настоявшийся раствор перед каждым кормлением по 1 пипетке (или по 2 кофейные ложки), оставляя осадок в стакане.

Закажите в гомеопатической аптеке раствор на водяной основе: «Растительный уголь 7 СН», «Рвотный орех 9 СН», «Хамомил-ла 9 СН», «Колоцинтис 7 СН». Дозировка: 1 пипетка (или 2 кофейные ложки из спринцовки) 3-4 раза в день между кормлениями.

При коликах, газах и сильном возбуждении: «Кальмозин» (Calmosine) (используйте в малых дозах, препарат очень сладкий) вечером или на ночь.

Любые успокаивающие или спазмолитические растительные средства в виде настоя можно давать по 1 пипетке перед каждым кормлением, особенно ночью, начиная с третьего месяца. Кормящим матерям можно пить настои, сочетающие лактоген-ные растительные средства и средства, способствующие правильному пищеварению.

Он улыбнулся

Он улыбнулся! Ко второму месяцу ребенок начинает улыбаться . Английский психолог Бауэр утверждал, что даже у такой крохи уже есть несколько типов улыбки, выражающих разные эмоции. Первый: «Ура, у меня получилось!» Второй: «Я рад тебя видеть», - так малыш обычно улыбается маме или тому человеку, который ее заменяет. Если мама сразу после родов вышла на работу, не стоит удивляться, если эта улыбка достанется не ей, а няне или бабушке. И третий тип улыбки - облегчение после испуга или напряжения.

Этот перечень вовсе не означает, что ваш малыш не может улыбаться по каким-то другим поводам. Его эмоциональная жизнь уже достаточно богата. Внимательно понаблюдайте за ним, и, возможно, вы увидите в его улыбке какие-то другие оттенки чувств.

Еще одно новое проявление эмоций - комплекс оживления : увидев или услышав родного человека, ребенок поворачивает головку в его сторону, начинает размахивать ручками, сучить ножками, - короче, выражает свою радость повышением двигательной активности.

Второй месяц психологи называют чрезвычайно важным в формировании эмоциональной сферы человека. Если в этот период ребенок недополучил материнского тепла, внимания и ласки, то позднее, в детском саду, в школе у него могут возникнуть трудности с адаптацией. Что же делать? Ведь в жизни бывают разные ситуации. Первое - расставьте приоритеты. Просто помните, что вы очень нужны вашему малышу, и принимайте решение исходя из этого.

Случай из практики : Ребенку было около двух месяцев, когда маме предложили роль ведущей в новом телевизионном проекте. Такой шанс выпадает, наверное, раз в жизни. И мама согласилась, доверив воспитание дочки няням и бабушке. Девочку привели ко мне на прием, когда ей было семь лет. Она категорически отказывалась ходить в школу - кричала, плакала, убегала из класса. Дело доходило до настоящих истерических припадков. Ей казалось, что незнакомая среда крайне опасна, хотя она и не могла объяснить, чего именно боится. Это был классический пример невроза на почве не сформировавшегося в младенчестве базового доверия к окружающему миру. И маме пришлось восполнять тот пробел, который образовался у ребенка в раннем детстве: она ушла с работы и полтора года ходила вместе с дочкой в школу, просиживая все уроки в коридоре рядом с классом. Иначе девочка отказывалась ходить на занятия. Так через много лет «аукнулся» выбор, сделанный мамой в пользу карьеры.

И все-таки никто из нас не застрахован от форс-мажорных обстоятельств. Поэтому всем мамам я настоятельно рекомендую: заведите своему ребенку игрушку-утешалку . Эта чудесная вещь должна появиться еще в тот период, когда малыш спит вместе с вами. Постепенно она пропитается запахом материнского молока, материнского тепла - всеми теми запахами, которые для малыша связаны с вашей близостью и состоянием покоя. В ситуации вынужденного расставания эта утешалка будет давать ребенку ощущение стабильности.

Утешалка полезна абсолютно всем детям, а не только тем, кому предстоит разлука с мамой. С этой игрушкой можно ездить в гости, отправляться в путешествие.

Она поможет расслабиться и заснуть на новом месте, в новых, непривычных условиях.

Какой должна быть утешалка? Во-первых, разноцветной (на втором месяце ребенок уже различает цвета). Во-вторых, мягкой, как подушка, чтобы ее можно было обнять. В-третьих, на ней не должно быть твердых деталей - пуговиц, блесток и т. д. Если ребенок первое время спал с вами, эта игрушка поможет вам переселить его в отдельную кроватку. Сначала положите утешалку между собой и ребенком. Через какое-то время переместите малыша вместе с игрушкой в кроватку, придвинутую к вашей кровати. На своей практике я много раз убеждалась, что с утешал кой такое «отселение» проходит намного легче.

Эта игрушка будет служить вам верой и правдой многие годы. Большинство детей не просто обнимают свои утешалки - они их сосут, грызут и протирают до дыр. Но выбрасывать утешалку нельзя! Смиритесь с ее нетоварным видом. Она нужна не для красоты и не для игры, а для успокоения. Можно завести еще одну ей на смену. Но менять и стирать утешалки можно только в периоды стабильности, когда в жизни ребенка все хорошо и спокойно.

Ориентируемся в пространстве

На втором месяце развиваются так называемые ориентировочные рефлексы - младенец начинает следить за движущимися объектами. Пора вешать первую карусель и вводить новые игры-упражнения.

Ориентирование на слух . Берем предметы, издающие мягкие, негромкие звуки, например колокольчик, и начинаем звенеть, ходя по комнате. Малыш будет поворачивать голову в ту сторону, откуда доносится звук.

Игра «Где мама?» . Исчезновение мамы из поля зрения воспринимается грудничком как исчезновение из его мира. Эта игра показывает ему, что маму может быть не видно, но если звучит ее голос, значит, она рядом. Как играть? Вы выходите из поля зрения ребенка, подходите к другой стороне кроватки и зовете малыша по имени. Он должен потянуться на ваш голос и увидеть вас. Казалось бы, очень примитивное упражнение. Но именно благодаря ему вы очень скоро сможете успокаивать ребенка просто своим голосом, не подходя к нему. А немножко позже можно будет начитать сказки на диктофон, и он будет под них засыпать, если вас не окажется рядом.

Двухмесячный грудничок с интересом рассматривает лицо взрослого, особенно мамы. Причем не лицо в целом, а отдельные его части - глаза, нос, губы. Так происходит процесс запечатления образа любимого человека. Интересно, что малыш с одинаковым удовольствием может рассматривать как живое лицо, так и его изображение, фотографию.

Совет : Повесьте рядом с кроваткой малыша крупную фотографию мамы или папы. Пусть запечатлевает.

Фитбол . На большом мяче можно заниматься с малышами с раннего возраста. Самое простое - положили ребенка животом на мячик, придерживаем его и катаем. Хорошо развивает вестибулярный аппарат, чувство баланса.

Упражнение «Большое путешествие» . Берем ребенка на руки, начинаем с ним ходить по дому, рассматривать разные предметы и называть их. Наверное, все мамы так делают, даже не подозревая, что это какое-то особое упражнение. Знайте, вы не просто носите малыша на руках, а делаете очень полезное дело. «Большое путешествие» учит ребенка воспринимать мир, который шире, чем его кроватка или комната.

Да, в первый месяц познавательная активность грудничка невелика. Ему достаточно просто находиться рядом с мамой. Но второй месяц - это возраст, когда ребенка брать на руки необходимо. «Я хочу знать. Мне любопытно. Мне интересно», - вот те мотивы, которые вы начинаете развивать уже сейчас. Если младенца в этом возрасте чрезмерно оберегают, постоянно держат в кроватке, закрывают марлей, выходя гулять, у него будет развиваться мотив не познавать мир, а избегать боли, опасностей, неудачи. Любознательность в нем так и не сформируется.

Мамы жалуются

«Я ничего не успеваю делать по дому. У меня копится чувство вины от того, что полы немыты, ужин не приготовлен...» Действительно, как все успеть? Ведь активность ребенка выросла, он уже меньше спит и нуждается в общении. А носить его все тяжелее.

Главный совет, который здесь можно дать: меняйте свое отношение к порядку. В доме, где есть маленькие дети, порядка быть не может. Заранее смиритесь с разрисованными стенами, разбросанными игрушками, порезанными скатертями, забрызганной кашей кухней. Не позволяйте чрезмерной чистоплотности испортить себе радость материнства. Лучше неубранный дом и спокойный, уравновешенный ребенок, чем идеальный порядок - и вы с неврозом, натирающая кафельную плитку в ванной.

Чувствуете себя плохой хозяйкой? Перед мужем стыдно? Могу вас утешить: мужчины воспринимают порядок абсолютно не так, как женщины. Есть, конечно, мужчины-педанты, которые обращают внимание на все мелочи. Но чаще всего мужья просто не замечают того, что вам кажется вопиющим хаосом. Не успеваете приготовить ужин, обед? Пригласите свекровь. Она лучше знает, что нравится ее «мальчику». Заодно и укрепите отношения с родителями мужа. Ему это будет очень приятно.

«Чувствую себя кормящей коровой, приложением к своему ребенку. Сплю, ем не когда мне хочется, а когда он мне позволяет». В психологии это называется ощущением деперсонализации. После беременности и первого месяца жизни с младенцем женщине начинает казаться, что она утратила себя. Добрые люди советуют: «Выдели несколько часов для себя. Сходи в парикмахерскую, сделай маникюр». Не следуйте этим советам. Все, что вы можете себе сейчас позволить, - это несколько минут отдельно от ребенка. Ни в коем случае не оставляйте его на несколько часов. Да и смысла в этом нет никакого, потому что оставив его, вы себя не найдете. Я предлагаю другое решение проблемы.

Посмотрите на материнство не с точки зрения потери личности. Вы ее не потеряли, просто она обретает новую грань. Теперь вы можете включить в свою жизнь новые занятия, о которых раньше и не подозревали. Например, можно пойти с малышом на фитнес или на совместное плавание. С одной стороны, вы удовлетворите свою потребность в физических занятиях, с другой стороны, расширите круг знакомых, причем это будут женщины со схожими интересами, потому что все они тоже будут мамами с грудными малышами. И ваша личная жизнь станет более разнообразной.

Отличный помощник для мамы - слинг. Это давно забытое и недавно вернувшееся в Европу изобретение человечества даст вам и свободные руки, и свободу передвижений без отрыва от ребенка. Слинг можно носить и спереди, и сзади, и сбоку, грудничок в нем и спит, и бодрствует. Слинг даст вам возможность повысить свою активность и следовать своим потребностям, а не сидеть в четырех стенах. И что еще очень важно: слинг позволяет активно включать детей в нашу жизнь, тем самым развивая их навыки социализации.

Что беспокоит папу?

«Почему он на меня не похож?» Разглядывая свое двухмесячное чадо, мужчины часто задаются таким вопросом. К этому времени черты лица младенца разглаживаются, а папа начинает напряженно всматриваться в них, пытаясь найти свое отражение. И не находит. У ребенка, оказывается, своя собственная внешность, свой собственный нос, глаза, рот...

Попросите у свекрови детские фотографии мужа - на них, скорее всего, будет видно, как много общего у папы с младенцем. Вы сами время от времени можете вслух подмечать сходство темпераментов: «Такой же, как ты! Чуть что не нравится, сразу сучит ножками!» Отнеситесь к беспокойству мужа философски, не спорьте и не возмущайтесь. Это скоро пройдет.

На втором месяце жизни ребенка у папы может снова обостриться ощущение «я здесь не нужен». Мужчина становится раздражительным, придирчивым и постоянно выражает свое недовольство словами «я же говорил...» На самом деле, не так уж важно, что именно он говорил. Ключевое слово здесь - «я». Своими придирками он просто пытается обратить на себя внимание, хочет, чтобы его услышали, чтобы с ним считались.

У обострения чувства невостребованности может быть несколько причин:

  1. спад эйфории, которой сопровождался первый месяц,
  2. недостаточная включенность в домашние дела,
  3. неготовность женщины вернуться к интимным отношениям.

Как же вернуть папе ощущение своей значимости?

Не замыкайтесь в своих хлопотах, подключайте к ним мужа . Если вы не смогли этого сделать в течение первого месяца, сейчас это уже намного сложнее. Жизнь вошла в рутинную колею, и бытовая повседневность не вызывает у мужчины большого воодушевления. Тем не менее не опускайте руки. Ребенок растет, с ним становится интереснее, и круг занятий, к которым можно привлечь папу, расширяется.

В уходе за ребенком по-прежнему поручайте мужу то, что доставляет удовольствие, а решение трудных задач пока берите на себя. Скажем, если ребенок кричит, не надо просить: «Иди, успокой его». Нет, к кричащему малышу вы идете сами. А вот если он гулит и находится в хорошем настроении, тут можно привлечь мужа к каким-то занятиям. И пусть вас не возмущает такое «несправедливое» распределение обязанностей. Придет время, и отцовские чувства раскроются в вашем муже в полной мере, тогда вы сможете обращаться к нему в самых разных ситуациях. Но пока он только осваивается в роли родителя, и для него этот процесс намного более длительный и сложный, чем для вас. Помогите ему увидеть радостную сторону отцовства, проникнуться любовью к новорожденному и чувством ответственности.

Еще несколько советов:

  • Не забывайте все время благодарить и подбадривать: «Как ты мне помогаешь!»
  • Вспомните про упражнение на ориентировочные рефлексы и начинайте играть с ребенком в игру «Где наш папа?» Это очень просто. Заходите в комнату с ребенком на руках: «Где папа?» Ходите по комнате, находите папу. «Папа здесь. Вот папа!» И даете малыша папе на руки.
  • Если вам нужно куда-то выйти, оставляйте малыша с папой. Не с няней, не с бабушкой, а именно с папой.

Пора вспомнить о том, что вы не только мама, но и жена . Муж должен почувствовать, что вы любите его не меньше, а даже еще сильнее, потому что он вам подарил это маленькое чудо. Спрашивайте его о работе, о делах, о друзьях, о том, чем он сейчас живет. Не надо требовать, чтобы он жил ребенком. У него кроме домашнего, семейного, есть еще другой мир, и этот мир никуда не делся. У вас круг общения мог сильно измениться, у мужчины такого не происходит.

Как вернуться к интимным отношениям? Это часто становится проблемой. Нежелание женщины, как правило, бывает вызвано тремя причинами: усталостью, болью, страхом показаться непривлекательной. С первыми двумя все более-менее ясно. Если вы устали, надо отдохнуть. Если сохраняются болевые ощущения, надо немножко подождать. А вот на третью причину стоит обратить более серьезное внимание.

Действительно, тело женщины после родов меняется, иногда на нем появляются растяжки, формы становятся менее изящными. Ей и самой трудно привыкнуть к этим изменениям, и уж тем более страшно, что они оттолкнут от нее мужа. Если такие страхи встали между вами и супругом, значит, пора перестраиваться.

Вы думаете, муж не видит, что вы располнели? Разумеется, видит и не придает этому значения.

Возможно, через год он и выскажет вам какие-то претензии, но не сейчас, когда вы только-только оправились после родов. А многие вообще считают округлившиеся формы кормящей женщины очень привлекательными. Так что ваша задача - принять себя и довериться мужу. Ему сейчас важна не осиная талия, ему важно почувствовать себя нужным. И если вы отстраните его только потому, что стесняетесь своей несовершенной внешности, это очень осложнит вашу семейную жизнь.

Скажу больше. Вы с мужем сейчас переходите на новый уровень отношений, когда любят не за какие-то особые достоинства, а просто любят без всяких условий, прощая все несовершенства, в том числе внешние. Как бы хорош собой ни был ваш муж, он тоже не останется таким навсегда. Рано или поздно он может располнеть, полысеть... И что же? Вы его за это разлюбите? Ведь ваша требовательность по отношению к себе означает, что вы и перед ним ставите столь же высокую планку. Мужчина подсознательно это чувствует. «Старый и лысый я буду ей не нужен», - думает он. На таком зыбком основании невозможно построить счастливую семью. Вам необходимо научиться принимать друг друга такими, какие вы есть. Это и будет та безусловная любовь, которая окрыляет и дает силы, а не загоняет в тупик.

Папины прибаутки

Помогите мужу освоить прибаутки и упражнения для малыша.

Если муж готов вас слушать, учите его сами, если нет - позовите на помощь свекровь и попросите, чтобы она дала мастер-класс вам обоим. Мужчина привык учиться у своей мамы, для него это более естественно, чем ходить в учениках у собственной жены. В роли учителя может выступить также медсестра или педиатр, то есть человек, который в глазах мужчины обладает достаточным экспертным статусом, чтобы давать советы.

Двигательное развитие

Лежа на спине, малыш разводит руки в стороны, поднимает их вперед (с двух месяцев) и вверх – выше плеч (в два с половиной месяца). К концу 2-го месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы. На 2-м месяце жизни свободно поворачивает голову из стороны в сторону, хотя большую часть времени держит голову вдоль средней линии тела.

В положении на животе к концу 2-го месяца жизни ребенок поднимает и удерживает голову не менее 10 секунд, а затем голова падает. Проверить такой подъем головы можно с помощь погремушки. Необходимо погреметь ею перед лицом лежащего ребенка, разговаривать с ним, чтобы добиться фиксации взгляда на погремушке и подъема головы путем прослеживания за ней. Однако учтите, что голову малыш может поднять таким образом только до угла в 45 градусов относительно поверхности. Из-за этого смотреть далеко вперед на 2-м месяце жизни он еще не может. После двух месяцев жизни следует выкладывать ребенка на живот не только в краткие периоды перед едой и сном, но и в более длительные периоды бодрствования между ними. Когда ребенок утомляется и начинает капризничать, следует вернуть его в положение на спине.

Внимание!

Слишком раннее и выраженное удержание головы, а также запрокидывание головы назад в положении на животе может быть и признаком поражения нервной системы. В таком случае надо обратиться к детскому невропатологу, особенно если ребенок часто и сильно запрокидывает голову назад и в положении лежа на спине. У здорового ребенка умеренная склонность к такой позе может быть в том случае, если роды проходили с лицевым предлежанием.

В вертикальном положении, когда берешь ребенка на руки, он способен удерживать голову прямо, но недолго. Начиная с возраста полутора месяцев рекомендуется чаще держать малыша на руках. Если до 1,5 месяца вы держали ребенка на своих руках в его горизонтальном положении (лежа), то с 1,5 месяца необходимо держать его вертикально. Усадите его попкой на одну вашу руку и, поддерживая его под грудь другой вашей рукой, прижимайте его спинкой к себе. При этом ребенок, сначала с вашей поддержкой, а потом и сам, начинает держать корпус – сидит на руках у взрослого «столбиком». Голову ребенка, однако, первое время приходится придерживать дополнительно. Такая поза ребенка на руках взрослого не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но открывает ему новые возможности для знакомства с миром.


Движения рук. Значительную часть времени он уже не сжимает пальцы в кулаки, держит ладошки раскрытыми и расслабленными. К концу 2-го месяца малыш начинает приближать руки ко рту и сосать палец. С 2 месяцев можно вкладывать в руку ребенку погремушку – во время непроизвольных движений руки погремушка начинает греметь, а ребенок – искать источник звука взглядом. Таким образом, тренируется взаимная координация зрения и движений рук.

Легкий мелкий тремор подбородка или руки у здорового ребенка в начале 2-го месяца жизни может отмечаться только изредка, при резком возбуждении ребенка.

Внимание!

Если этот тремор крупноразмашистый, грубый, бывает часто, вызывается незначительным возбуждением ребенка, пеленанием и другими повседневными ситуациями, то необходимо обратиться к неврологу.

Психическое развитие

Зрение. Четче, чем на 1-м месяце жизни, фиксирует взгляд на лице человека, который нагнулся над ним и pазговаpивает. К полутора месяцам большинство детей смотрят не просто в лицо, но и в глаза взрослого, так появляется реакция «глаза в глаза». В это же время он начинает следить за движущимися людьми, попавшими в поле его зрения.

Тест-упражнение-игра

Если поместить яркую игрушку немного в сторону от линии центра взгляда ребенка, то он может сам найти ее взглядом. Для привлечения внимания игрушку можно слегка потрясти или покачать ею из стороны в сторону. Ребенок «рассматривает» неподвижную интересную игрушку на протяжении 20, затем и 30 секунд (рис. 3).


В возрасте двух месяцев ребенок хорошо следит за движением перемещаемой вами игрушки или вашего лица не только взглядом, но и поворачивая при этом голову в нужную сторону. Старайтесь использовать игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание своего малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

На 2-м месяце жизни ребенок фиксирует взгляд не только на движущемся предмете, как это было раньше, но и на неподвижном. Поэтому начиная с возраста 1–1,5 месяца необходимо подвешивать над кроваткой яркие предметы. В самом начале лучше подвешивать по одной игрушке. После того как ребенок научится хорошо фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество подвешенных предметов до двух-трех, для того чтобы он учился переводить взгляд с одного объекта на другой. При наличии времени можно поиграть с ребенком: потормошите сначала одну из подвешенных игрушек для привлечения его внимания, а затем подергайте другую.

Игрушка вывешивается по направлению взгляда лежащего на спине ребенка – обычно над уровнем его груди. О том, какое должно быть расстояние до игрушки, мнения различны. Одни ученые считают, что маленький ребенок не может рассматривать предметы, находящиеся дальше 20–30 см от его глаз, другие – что такое близкое расстояние способствует в дальнейшем развитию близорукости. Они советуют вешать игрушку не ближе чем на расстоянии 40–50 см. Мой совет: подвешивайте меньшие предметы на меньшем расстоянии (40–50 см), а большие – на большем (70 см). Периодически подвешивайте над кроватью надутые резиновые шары, их колыхание от легких дуновений воздуха наверняка привлечет внимание ребенка и на достаточно большом расстоянии.

Нельзя игрушки держать все время перед ребенком. Рекомендуется вывешивать их на 30 минут с перерывом в 10–15 минут.

Иногда то, что имеется в продаже для подвешивания над кроваткой, – не самый лучший вариант. Гирлянды из большого количества объектов утомляют глаза. При возможности лучше снять с нити большую часть объектов. Если они не снимаются, то нужно выбрать гирлянду с одним, максимум двумя предметами яркого цвета (оранжевый, красный, зеленый) в центре и несколькими менее яркими (голубоватые, синие, фиолетовые, белые и др.) на периферии гирлянды. Сейчас стали модными карусели типа «мобиль» – подвески с движущимися игрушками в сопровождении музыки. По моему мнению, они могут навредить ребенку из-за чрезмерной нагрузки на зрение в возрасте до 2,5–3 месяцев, а после этого возраста они уже не будут способствовать развитию ребенка. Что касается музыки, то должен разочаровать ее любителей. В этом возрасте она для ребенка просто шум. Элементы ее восприятия появляются позднее – смотрите этап «4 месяца». Что касается утверждения того, что ребенку полезно слушать музыку еще до рождения, то это вообще не подлежит комментариям. Вот будущей маме – да, может быть, и полезно, а может быть, и вредно. Это зависит от того, как на маму влияет данная музыка, а уже через самочувствие матери и на ребенка.

С 2,5 месяца ребенок начинает активные действия с игрушкой – он не только рассматривает ее, но и направляет к ней свои руки и начинает ее касаться. Для этого начиная с 2,5 месяца расстояние до подвешенной игрушки должно быть несколько ближе, чем вытянутые руки ребенка. Проще всего подвесить на цветных лентах две погремушки (шарики диаметром 5–7 см на кольцах диаметром 10–15 см) справа и слева от ребенка. Если игрушка висит достаточно низко, то ребенок случайно задевает ее ручками, радуется, выпрямляет ручки и снова касается игрушки. Игрушка должна легко приходить в колебательное движение. Сама игрушка с этого возраста должна быть привлекательна не только для рассматривания, но и для касания: в погремушке лучше иметь шарик с неровной, интересной для касания поверхностью. Можно сделать или купить шерстяной, тряпичный шарик. Попробуйте подвесить колокольчик.

Хорошо подвешивать специальную конструкцию из двух – четырех игрушек: одна-две фиксируются непосредственно на веревке или перекладине, одна-две свисают вниз на резинках, ниточках, ленточках. Проще всего купить в магазине игрушек специальное подвесное устройство «коромысло», «арку», «дугу» – «кронштейн-трапецию» (круглую или трапециевидную стойку, которую можно надежно прикрепить к кроватке, манежу) с уже подвешенными игрушками. Свисающие на цепочках погремушки подвешиваются так, чтобы ребенок при спонтанных, еще не координированных движениях рук мог случайно их касаться. Когда он касается нижних игрушек, то верхние игрушки начинают двигаться и звенеть. В результате у малыша формируется сложная рефлекторная связь – слухо-зрительно-двигательная.

Игрушки обязательно должны быть хорошо освещены. Окулисты советуют даже дневной сон ребенка проводить при ярком освещении. По их мнению, постоянная стимуляция глаз светом предотвращает развитие близорукости.


Слуховые реакции. Малыш пытается крутить головой и перемещать взгляд в сторону источника длительного, долго не прекращающегося звука, расположенного не только на уровне уха, но и дальше. Сначала ребенок поворачивает голову на звук сбоку, затем начинает реагировать на звук над головой и закидывает голову.

Тест-упражнение-игра

Возьмите колокольчик или достаточно громкую погремушку и слегка поработайте ею в течение 10 секунд. Старайтесь удерживать этот источник звука в 30–50 см от ребенка вне поля его зрения. Услышав громкий звук, ребенок на некоторое время «задумается», прислушиваясь, после чего начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет (рис. 4).


К двум месяцам ребенок реагирует движениями головы не только на погремушку или колокольчик, но и на ваш голос, шум пылесоса, музыку и проч. Однако взгляд на отдаленном источнике звука пока еще не фиксирует, голову поворачивает, но своим взглядом звучащий отдаленный предмет не находит. Может перестать кричать или начать улыбаться от вашего успокаивающего или ласкового голоса, даже не видя вас. Улыбка также может появиться на лице малыша в ответ на улыбку и разговор взрослого. Однако положительные эмоции пока неразборчивы. Такая неразборчивость закончится с появлением способности запоминать.

На резкие звуки ребенок может еще вздрагивать.

Внимание!

Если вздрагивание на втором месяце жизни сопровождается резким и выраженным разведением рук в стороны или вперед, при этом не наблюдается четкой тенденции к исчезновению такого разбрасывания рук, необходимо обратиться к неврологу.

Предречевое развитие

В крике появляются разнообразные интонации, он становится более выразительным. В отличие от 1-го месяца жизни, когда крик ребенка пассивно отражал только варианты физического дискомфорта, к концу 2-го месяца жизни крик начинает становиться активным средством общения, способом контакта с матерью. Ребенок кричит по-разному: терпеливо, обиженно, протестующе, уступчиво. Крик может быть также подзывающим, просящим, капризным, упрекающим, требующим, заставляющим.

Внимание!

Если крик к 2 месяцам остается однообразным, не содержащим вышеуказанных интонаций, необходимо обратиться к врачу-неврологу.

В ответ на звуки взрослого «ту-у-у, ля-я-я, бу-у-у» ребенок с 6–7 недель в паузах между звуками взрослого издает короткие гласные звуки «э», «а», «у», затем – «а-а-а», «а-бы-ы», «е-ее» и др. Может также произносить «кхе», «ах». Однако издает все эти звуки только в краткие периоды оживления и удовлетворения при хорошем самочувствии.

К возрасту 2 месяцев большая часть детей агукает: к гласному «уу» добавляются согласные «г», «к» – и получается четкое «гуу; ку; агу». Бывают и гортанные звуки «гы», «хы».

На 3-м месяце жизни все чаще гулит. Гуление – это произношение певучих и протяжных гласных звуков («а», «о», «у», «э») и их сочетаний с небольшой примесью нечетких согласных. Начинает гулить и агукать при положительном эмоциональном состоянии в одиночестве, а не только в ответ на заигрывание взрослого.

Вам также будет интересно:

Неделя до месячных признаки беременности Признак беременности головная боль
Любая женщина знает: тошнота по утрам, головокружение и задержка месячных - первые признаки...
Что такое моделирование конструирование одежды
Процесс изготовления одежды увлекателен, и каждый из нас может найти в нем много...
Существует ли любовь с первого взгляда: мнение психологов Диспут бывает ли любовь с первого взгляда
Шел, увидел … и полюбил. Любовь, которая реально не могла и не должна была случиться. Это...
Страшные истории и мистические истории Прохождение игры episode 1 кто убийца
Есть у нас читатели-почитатели (простите каламбур) Шерлока Холмса и его многочисленных...
Золотая рыбка из макаронных изделий На любой праздник
Тем более, что основных составляющих для этого занятия на любой кухне просто масса! А если...