Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

§3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания. Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Еще в детстве услышал фразу, она мне понравилась: «Одностороннее развитие приводит к недоразвитости». Американцы, которые так гордились узкой специализацией и своими узкими специалистами, столкнулись с интересным парадоксом наших советских специалистов, уехавших туда.

Оказалось, что человек, у которого одна специальность, какая бы она ни была узкопрофильная, и как бы хорошо он ни разбирался в этом своем профиле, значительно хуже решает какие-либо новые задачи, чем человек, который владеет двумя-тремя специальностями, а тем более – тремя-четырьмя. И чем менее связаны между собой эти специальности, тем эффективней широкопрофильный специалист ориентируется в нахождении новых подходов и решений. То есть, опять таки, человек с развитыми лепестками более успешен.

Что же значит в нашем понимании Всестороннее Гармоничное Образование?

Под Всесторонним мы подразумеваем пять основных сфер жизни человека.

  • Физическое развитие. Всем понятно, что если ребенок нездоров, то все остальное развитие переходит на больничный режим.
  • Интеллектуальное развитие. Это логика, общие знания о Мире, о себе. Умение работать со своим сознанием.
  • Социальное развитие. Общение, умение передать другим свои желания, мысли. Умение понимать других. Умение находить решения в ситуациях, связанных с другими.
  • Эмоциональное развитие. Это внутренняя сфера. Умение различать, управлять своими чувствами, эмоциями. Умение не поддаваться на провокации, манипуляции. А также умение определять чувства других, умение сопереживать, сочувствовать.
  • Духовное развитие. Или, как мы говорим для тех, кто боится религиозных и прочих сект, Морально-нравственное развитие (мы не религиозное и не политическое объединение). Это общечеловеческие ценности и законы. Это восприятие себя, как части Мирозданья.

Гармоничное – это близко к музыке. Можно провести параллель с музыкальной гармонией, когда все звуки взаимосвязаны и выстроены таким образом, что создается целостная, красивая мелодия. Так и в человеке очень важна цельность. Начиная от внутреннего стержня ценностей и принципов и заканчивая мелкими привычками, внешними атрибутами.

Всестороннее гармоничное развитие – это овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части. Всестороннее гармоничное развитие – это когда одно поддерживает другое. Перетекает, пронизывает, взаимодействует, усиливает. Без этого значительно труднее достичь полноценной жизни. Нужно гармонично развивать в первую очередь детей – самую благодарную почву для знаний. Вместе с тем, обучать детей эффективно можно лишь в том случае, когда с их родителями занимаются еще более активно, чем с детьми.

Странное явление наблюдается повсеместно. Для всех совершенно ясно: человек, не умеющий читать или писать, не может обучить другого чтению или письму.

Как же научить ребенка быть здоровым? Счастливым? Успешным?
Вывод, на мой взгляд, очевиден…
Личный пример ЗАРАЗИТЕЛЕН!

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

чт, 4 Апреля, 2019 - 17:15
Одесса
Обучение чтению
Орфей, Центр интеллектуального развития
1000 грн

закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально-экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с обогащением их духовного мира, общим и специальным образованием, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Практическое осуществление В. р. л. связано с основным принципом коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20). В. р. л. - одна из задач социальной политики КПСС, имеет два взаимосвязанных аспекта - социально-экономический и педагогический, воспитательный. Первый призван обеспечить благоприятные условия для В. р. л. Второй имеет целью активное формирование нового человека идеологическими, воспитательными средствами в соответствии с коммунистическим идеалом. Полное В. р. л. может быть достигнуто в зрелом коммунистическом обществе. Однако эта задача не откладывается на будущее, а решается уже при социализме. Социалистическое общество создает в основном равные возможности для развития и использования способностей людей. Они становятся величайшей социальной ценностью общества, Коллективным достоянием. Но при социализме ставится задача не только создать такие возможности, но и практически обеспечить равное и справедливое использование способностей. Реально это выражается, в частности, в том, что более высокие способности не могут служить основанием для ущемления другой личности, ее подчинения, господства над нею. В. р. л. предполагает «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС) человека, развитие и применение его способностей, даровании и талантов во всех сферах общественной жизни - производственной, общественно-политической, духовной, семейно-бытовой, активное освоение достижений в области науки, техники, литературы и искусства. В. р. л. предполагает знание законов общественного развития, умение их применять, широкую общеобразовательную и специальную подготовку, трудовые навыки, высокую ответственность и дисциплину, определенный, соответствующий общественным требованиям образ жизни. Идея В. р. л. широко отражена в истории социалистических учений, где она связывалась с преодолением социального неравенства. В утопическом социализме решение этой проблемы мыслилось на основе «разумного» (а на деле - утопического) устройства общества и просвещения. Марксизм связывает В. р. л. с революционно-преобразующей деятельностью пролетариата, в результате которой меняется среда, в которой живут люди и меняются они сами. В учении В. И. Ленина эта проблема поставлена в качестве практической задачи строительства нового общества, которое должно перейти «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...» (т. 41, с. 33). Каждый новый этап коммунистического строительства был новым этапом в практическом решении этой задачи. В условиях развитого социализма теоретические и практические вопросы В. р. л. приобретают возрастающую актуальность. Достижения общества все в большей степени направляются на удовлетворение потребностей личности, задача В. р. л. стала все больше учитываться в экономической политике. В. р. л. связано с повышением уровня материального благосостояния трудящихся, с использованием тех возможностей, которые созданы в обществе. «...Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, - писал К. Маркс, - человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком...» (т. 46, ч. I, с. 386). Повышение идейно-нравственного и культурного уровня людей - один из путей борьбы с рецидивами мещанской, мелкобуржуазной психологии. В документах XXV съезда КПСС сформулировано требование комплексного подхода к воспитанию, связанное с практическим решением задачи В. р. л. Положение о В. р. л. закреплено в Конституции СССР, ст. 20 которой гласит: «В соответствии с коммунистическим идеалом „Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех“ государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Дальнейшую разработку проблема В. р. л. получила в документах XXVI съезда КПСС, материалах ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, в связи с развитием социально-классовой структуры, укреплением материальных и духовных основ социалистического образа жизни, повышением дисциплины и ответственности личности. Вместе с тем остро ставится задача повышения социальной активности трудящихся. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 63). В. р. л. тесно связано с укреплением и расширением коллективизма, единства общественных и личных интересов. Развитие способностей возможно только в деятельности, а деятельность предполагает взаимодействие, общение, которое осуществляется в коллективе. В. р. л. - проблема с большой перспективой. Значение этой проблемы постоянно растет. Ее полное решение приведет к полному расцвету индивидуальности, невиданному ранее богатству личной жизни.

Cтраница 1


Всесторонне развитая личность вовсе не совпадает с идеалом всестороннего потребителя. Сведение человеческих потребностей к потреблению вещей и зрелищ - следствие социального воздействия и отчуждения человека от реального процесса производства и от других людей, возмещением за что и служит вещь или развлечение. Истинно человеческое потребление состоит не в присвоении вещи, а в усвоении способа деятельности и общения с другими людьми, что сближает людей и предполагает активную самореализацию личности в творческом труде и общении.  

Воспитание всесторонне развитой личности - длительный и сложный процесс, зависящий от материальных и культурных условий жизни, от глубины и размаха идейно-политической работы. Социалистическая идеология призвана формировать научное, реалистическое представление о характере решаемых задач, о путях к коммунизму, раскрывать преемственность в развитии советского общества, показывать связь высоких идеалов с насущными интересами людей, с решением повседневных практических задач и преодолением трудностей, утверждать единство слова и дела, мысли и действия.  

Процесс воспитания всесторонне развитой личности сложен. Следует иметь в виду, что культурно-технический уровень рабочего класса, крестьянства и интеллигенции неодинаков. Здесь наблюдаются большие различия.  

Сформулированный античностью идеал всесторонне развитой личности принимает соответствующее представлениям новой эпохи содержание. Мыслители Возрождения, проектирующие этот идеал, сами являли собой ярчайшее его воплощение.  

Трудящийся должен развиваться как всесторонне развитая личность, которая активно участвует в управлении и постоянно обогащает свои духовные потребности. Потребительская психология не может быть присуща человеку социалистического типа.  

Ведущую роль в формировании всесторонне развитой личности играет трудовая активность, с которой связано развитие производительных сил и производственных отношений, ускорение социально-экономического развития.  

Осуществление основной цели - воспитания всесторонне развитой личности выдвигает ряд принципов, определяющих содержание и методы работы с читателями. Особенность и важность этой проблемы состоит в том, что она носит методологический характер. Определение принципов важно не только само по себе - в плане уяснения, что есть принципы - оно необходимо для более глубокого понимания многих других проблем работы с читателями.  

Наука при социализме получает призвание быть средством производства всесторонне развитой личности, богатой в своих общественных проявлениях.  

При социалистических производственных отношениях научно-техническая революция есть средство формирования всесторонне развитой личности, когда сознательно направляется ее общественное развитие. При социалистическом строе внутренние закономерности научно-технической революции проявляются в том, что наука выступает как производительная сила, которая находит свою область действия в опирающейся на теорию практике социалистического планирования. Такими производительными силами стали общественные науки, с которыми гармонически сочетаются науки естественные и технические.  

Очевидно, что при такой структуре свободного времени процесс формирования всесторонне развитой личности специалиста значительно затруднен. Тем не менее общественное-производство все более ориентируется на такого специалиста, поэтому проблема свободного времени студента становится для высшей школы едва ли не столь, же актуальной, как и проблема учебного времени.  

Вторая цель состоит в том, чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, всесторонне развитой личностью с коммунистическим мировоззрением, коллективистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Эта цель обычно обозначается как воспитательная цель школы и осуществляется не только (а зачастую и не столько) в самом учебном процессе, но и в специальном процессе воспитания, выносимом за рамки учебного процесса.  

Эти задачи распространяются как на учебную и научную работу, так и на формирование всесторонне развитой личности и профессиональную подготовку студентов. Особенно существенным в этих задачах является психологический анализ актов педагогического воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут успех или неуспех в результатах учебной деятельности. Учение как специфический вид целенаправленной и специально организованной деятельности человека происходит на основе синтеза познавательных процессов, способностей человека и соответствующих уровней его развития. Система направленного учения физиологически относится к высшим формам познания, концентрирующим многообразные стороны высшей нервной деятельности.  

Профсоюзным библиотекам, обслуживающим читателей по месту работы, принадлежит важная роль в воспитании всесторонне развитой личности, особенно в пропаганде производственно-технических знаний. На комплектование их фондов влияют, с одной стороны, задачи удовлетворения общего в интересах читателей, с другой - необходимость содействовать подъему производственно-технического уровня читателей, оказывать помощь производству. Более 50 % фондов профсоюзных библиотек составляет художественная литература. Большое место в них занимает литература общественно-политического содержания. Особое внимание уделяется комплектованию литературы в помощь производственному процессу предприятия, которое обслуживает библиотека. При комплектовании фонда профсоюзной библиотеки тщательно выявляют линии размежевания с технической библиотекой предприятия и определяют рамки координации по тематике, видам и типам изданий.  

При этом важно не потерять из виду главный стратегический ориентир, указанный партией - формирование всесторонне развитой личности учащихся.  

Физическая культура активно воздействует на формирование морального и духовного облика человека, а физическое совершенство является главным атрибутом всесторонне развитой личности. Научно технический прогресс, автоматизация производства, технизация быта облегчают труд, в то же время снижают физическую нагрузку на организм человека и лишают его здорового физического напряжения. В связи с этим возникают анатомо-физиологические диспропорции. Технизация среды создает известную опасность здоровью человека.  

Высшее предназначение воспитания - сформировать совершенного человека. Идеалы совершенной личности у разных народов луже похожи. Они включают ум, красоту, трудолюбие, высокие моральные качества, физическую силу, выносливость, черты борца за справедливость, то есть качества, которые характеризуют всебич-ио и гармонично развитого человека.

Понятие всестороннее развитие означает развитие человеческой личности со всех сторон, всесторонне; понятие гармонийний- гармонию всех сторон, их пропорциональность, согласованную единство.

Идея гармоничного развития телесной и духовной красоты зародилась в античной философии. Еще Аристотель акцентировал внимание на воспитании мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальной и нравственной чистоты.

Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень к содержанию всестороннего развития вносили культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Они не могли подняться до понимания необходимости сочетания умственного труда с производительным, потому что в самом обществе для этого не было объективных причин. Более того, низкий уровень общественного производства не только не требовал всестороннего развития личности, но и вызывал его односторонность.

У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компаннслы идея всестороннего гармоничного развития получает новую направленность. Они впервые выдвинули вопрос о включении в процесс всестороннего гармоничного развития личности труда, сочетание воспитания и труда. Французские просветители XVIII века К.Гельвеций, Дидро эту идею ограничивали умственным и нравственным развитием, не связанным с работой.

Итак, в течение длительного времени идея всестороннего развития личности как цели воспитания должна, собственно, характер пожеланий, мечтаний и надежд.

Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связана со становлением основанного на машинном производстве общества, которое доказало дифференциацию производственной деятельности в крайности: резко разграничило работников умственного и физического труда, сузило специализацию до уровня выполнения рабочим одной технологической операции - повторение одних и тех же физических движений в течение месяцев и лет. Естественно, что в таком случае у человека развиваются только некоторые органы и системы, другие физические и духовные свойства угасают.

Впервые попробовал преодолеть это машинное увечье человека английский обладатель паперопрядильнои фабрики Роберт Оуэн (1771-1858). Он считал, что основным средством преодоления должен быть одновременное развитие интеллектуальных и физических сил личности, ее нравственное и эстетическое формирование. Достичь этого можно путем объединения обучения и воспитания с производительным трудом. Эту идею Р. Оуэн решил осуществить на практике. На своей фабрике в Нью-Лэнарке он впервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих и вечернюю школу для взрослых. Не все получилось в этих опытах, но сам подход к всестороннему развитию личности на основе сочетания обучения с производительным трудом был правильным, а идея о необходимости всестороннего развития личности получила научное обоснование.

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей выдающихся философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период вычеркнуть из ее истории невозможно. Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут ликвидированы классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, появится возможность выдвижения цели всестороннего и гармоничного развития людей.

Различные общественно-экономические условия реализации цели воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности - приводят только к пересмотру и конкретизации задач, то есть до частичного сужения цели, а не полной ее отмены. Мста соответствует природе современного человека, как члена общества, стремится к самоутверждению, проявлению всех своих природных задатков и способностей, ведь всесторонне и гармонично развивать свое тело и дух, голову и руки, сердце и ум - призвание каждого человека, появилась на этот мир. Поэтому разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно остается идеалом, к которому одинаково стремятся современная отечественная и зарубежная школы.

Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает соблюдение единства и взаимодействия пяти частей выхо ния. Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое.

Умственное воспитание является ключевым в процессе всестороннего и гармоничного развития личности. Только благодаря разуму человек выделился из животного мира как общественное существо, создала все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Умственное воспитание направлено на развитие познавательных мотивов личности, культуры мышления, рациональной организации учебного труда, вооружение системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний формируется научное мировоззрение - теоретическая основа, которая предполагает глубокое понимание явлений природы, общественной жизни, труда и познания, их объяснения и определен

ния собственного отношения к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органично сочетая идеи с практическими делами.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, полноценному физическому развитию личности, развития основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), Повышению умственной и физической работоспособности, воспитанию нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности), гармонии тела и духа, потребности в здоровом образе жизни.

Трудовое воспитание формирует трудолюбивую личность, сознательно и творчески относится к труду, как жизненной необходимости, высшей ценности человека и общества. В процессе трудового воспитания ученики усваивают трудовые умения, навыки культуры умственного и физического труда, умелого хозяйствования, предпринимательства. Они привлекаются к современным достижениям техники, учатся работать на самых распространенных машинах, обращаться с различными инструментами, техническими устройствами, создает предпосылки для подготовки школьников к труду в современном производстве, а также к жизни в обществе, все сферы которого пронизывает техника постоянно усложняется.

Преодолеть односторонность личностного развития позволяет только производительный труд - труд, который имеет материальный результат, личностную и социальную направленность, организацию, включение в систему трудовых отношений общества (трудовые объединения учащихся, бизнес-структуры, действующие по законам рыночных отношений).

Нравственное воспитание. Мораль - это исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, которые определяют его отношение к обществу, людям, труду, к себе. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующие нормам общества.

В основе нравственного воспитания детей и молодежи лежат общечеловеческие ценности - моральные нормы, которые произвели люди в процессе исторического развития общества (честность, порядочность, справедливость, гуманизм, уважение к старшим, милосердие, совестливость, толерантность, ответственность, долг, трудолюбие, достоинство, честь) и новые нормы, порожденные современным развитием общества: гражданственность, патриотизм, уважение к Конституции, государственной символики и др.

Эстетическое воспитание предполагает художественно-эстетическую образованность и выработки умений создавать прекрасное в повседневной жизни. Первая группа задач включает формирование эстетических знаний, взглядов, вкусов, чувств, идеалов, основанных на национальной эстетике и лучших достижениях цивилизации; вторая - активное участие каждого воспитанника в создании прекрасного своими руками.

Когда мы воспитываем и образовываем себя (или пытаемся делать это с другими), мы имеем перед глазами заманчивый идеал - всесторонне (подразумевается, что гармонично) развитую личность.

Я назову момент в истории, когда родился этот блестящий мираж, заводящий многих в самое сердце пустыни.

В эпоху Возрождения (она же - Ренессанс) появился такой тип личности, который принято называть "Титанами Возрождения", с лёгкой руки то ли Маркса, то ли Энгельса. В России примером такого человека может служить Михаил Ломоносов, к примеру. Эти титаны отличались тем, что умели сразу много: они писали трактаты о химии, минералогии, об искусстве сонета, верховой езды, о ядах... При этом они занимались государственным управлением, анатомировали трупы, писали картины, работали дипломатами, врачами, делали открытия в астрономии, знали много языков и коллекционировали античные обломки, составляя к ним такие каталоги, которыми искусствоведы частично пользуются и до сих пор. Вот этот тип личности и называется - "ренессансный тип личности ". Всё умею, всё могу. Такие люди встречаются и сейчас. Но очень редко. Это особенный дар, вывих природы, исключение из правила. Как гибкость (растяжка) в гимнастике, как в балете - высокий прыжок.

Однако мир, который решил преклоняться перед Ренессансом (из сомнительного принципа - "надо же перед чем-то преклоняться". Так Россия решила "преклоняться" перед Пушкиным) возвёл этот вывих, этот уникальный дар в общечеловеческий идеал. Прочувствуйте пожалуйста, какая была допущена ошибка! Эта ошибка стоила нам очень дорого.

Да, ренессансный тип личности... "случается". И бывают эпохи, когда количество людей с таким типом личности прямо на глазах возрастает. Связано ли это с "пассионарными взрывами", с очередным витком научно-технической революции, когда закладываются десятки новых наук... всё может быть. Таким "пассионарным взрывом" был период, когда закладывались все современные науки - 5-3 века до нашей эры, в Древней Греции. Возрождение и называется "Возрождением" именно потому, что Европа пережила ещё раз то состояние, которое переживали древние греки в Афинах.

Вселенная циклична, ритмична, подчинена приливам и отливам. Общество переживает "пик формы", периоды спокойного развития и... спады. То что бывает с обществом на пике его формы, нельзя ожидать от него в другие времена.

Но вот ошибка была запущена, стала догмой системы воспитания. И мы все неосознанно стремимся к тому, чтобы быть "всесторонне развитой личностью". И расплачиваемся за это тем, что мельчаем, превращаемся в глупых и невыносимых дилетантов, и только ещё скорее вырождаемся.

Однако же всем, кто мыслит об образовании и самообразовании, следует помнить: самый главный признак сформированной личности это

развитая способность к выбору и отбору

Что спрятано под красивой фразой "умение выбирать и отбирать"? А спрятано под ней следующее: выбирать и отбирать человек вынуждается . И вынуждает его к этому всегда нехватка чего-либо.

Если бы у человека не было это самой нехватки , он бы не научился выбирать и не стал бы сформированной личностью.

Так нужда делает из нас если не гениев, то, по крайней мере, талантливых людей, умельцев, изобретателей. В этом смысл поговорки: "Голь на выдумки хитра".

Необходимость "выбирать и отбирать" мы проклинаем, тогда как мы должны благодарить её. Вот представьте себе все свои нужды. А теперь представьте себе, сколько у Вас на это денег. Умение выбирать и отбирать сформируется у нас только в том случае, когда на все нужды денег будет не хватать.

Это как притча про футбол и наблюдавшего за ним старика Хоттабыча. Дай каждому футболисту по мячику - игра развалится.

Я ещё раз напомню: развитая способность к выбору и отбору - признак сформированной личности. И дело здесь даже не в нехватке денег. Есть другая, более тотальная нехватка, которой мы наделены все, от рождения. Выбрать "сто путей и сто дорог" одновременно мы не можем в силу нехватки жизненного времени. У нас очень мало времени, чтобы заняться всем, охватить всё. Поэтому все мы: и богатые, и бедные, всё равно подчинены необходимости выбирать .

Но идеал "всесторонне ("гармонично") развитой личности, служащий нам уже много времени ложным ориентиром, не даёт нам развить в себе это умение. Человек, который природой не приспособлен к тому, чтобы стать "Титаном Возрождения", воспитываясь в этом ключе, калечится и превращается в умственного урода.

Роковым образом, погоня за культурой порождает бескультурье. Погоня за знаниями порождает тупость ума и внутреннюю пустоту. Жажда постоянной деятельности приводит к тому, что ни одно дело не доводится до конца.

А наше образование продолжает гнуть свою линию - требуя совершенства во всех областях. Вы конечно, можете развернуться к образованию спиной, но получите клеймо лузера. И не каждому плевать на это невидимое, но ощутимое клеймо. И поэтому многие - тянутся из последних сил, лишая себя возможности стать тем, кем хотели и могли бы быть - совершенством.

Однако людей, которые не боятся "развернуться спиной", становится всё больше, и поэтому одиночкам уже не так страшно. Есть люди, чьи дети вообще не ходят в школу, а учатся дома. Как ни странно, но программу по математике, рассчитанную на 10 лет, они осваивают за 2 года, не напрягаясь. Есть люди, которые могли бы позволить себе очень пафосный лицей с усиленной программой, но предпочитают отдать своего ребёнка в идиллически-тихую местную школу, где престарелые учительницы воркуют аки горлицы и тычут деревянной указкой в устаревшее пособие, а дети и родители - такие же тихие, благостные и без претензий.

А те, кто идёт всё тем же, ведущим к тупику, путём, наращивая объёмы информации, приходят к страшным результатам - приобретают вульгарность . Мой любимый английский писатель - Гилберт Кийт Честертон, в одном из своих эссе написал об этом, наверное, самые лучшие слова:

"Мне кажется, у вульгарности - два непременных признака: для неё нет ничего трудного и ничего чуждого. Человек вульгарный, в полном смысле слова, изливается - мысли и чувства хлещут из него, он их не отбирает, не фильтрует. Он всё на свете знает , то есть, не знает ничего. Тот, кто знает всё, утратил священный трепет ... он судит обо всём нескромно, свысока, он забыл, что всё на свете по-своему священно".

Рассуждение о такой "всесторонней односторонности" нельзя не продолжить словами нелюбимого мной Артура Шопенгауэра. Но как же он иногда бывает точен в своём пессимизме!

"Тупость ума порождает внутреннюю пустоту. Вы увидите её на многих лицах. Она выдаёт себя постоянным интересом к ничтожнейшим внешним событиям. Эта внутренняя пустота толкает в погоню за внешними возбуждениями, чтобы хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу".

Вот пишу я эти строки, а в глазах стоит передача "Пусть говорят". Как будто про неё писали Шопенгауэр и Честертон.

Однако есть у меня примеры и похуже. Что мне какие-то передачи? У меня перед глазами судьбы конкретных людей.

Ничто так не оглупляет ребёнка, как необходимость посещать школу и приносить оттуда хорошие оценки. На моих глазах, не один умный, интересный дошкольник превратился в тупого и несчастного ученика средних классов. На вопрос "Почему ребёнок ничего не читает?" я слышу один стандартный ответ мам и бабушек: "Да когда ей читать? У неё столько уроков!"

Но зачем этим "отличникам" учить французский и английский языки одновременно? Лет сто назад люди учили английский для того, чтобы почитать в подлиннике Шекспира. По французски читали Вольтера и Ларошфуко. Зачем вообще образование тем, к с радостью проводит свой досуг "В контакте"?

Наше образование светит светом мёртвой, погасшей звезды. Оно совершает какие-то бессмысленные действия, но цель, ради которой эти действия совершаются, уже давно - в пролёте.

Тема "всесторонне развитой личности" со стороны психологии не перестаёт меня волновать. Дело в том, что я лично, физически, страдала и продолжаю страдать в обществе тех, из кого пытались сделать эту самую "всесторонне развитую личность", а получили тип так называемого "образованца". Эти люди всегда получали пятёрки. Но приблизьтесь к ним, загляните в их глаза. Они - пустые, как у монстров из кошмарного сновидения.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...