Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Адаптация детей к условиям проживания в срцн. Развитие социальных навыков у детей в условиях социально-реабилитационного центра. Навык общественного поведения

В ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Воротынского района" в п. Красная Горка состоялось открытие комнаты социально-бытовой адаптации. Детское учреждение посетили начальник отдела реализации семейной политики, организации социального обслуживания семьи и детей, управления семейной политики семьи и детей министерства социальной политики Нижегородской области С.А. Чаннова, глава администрации Воротынского района Е.Ю. Герасимов, директор ГКУ НО "Управление социальной защиты населения Воротынского района" Л.Н. Брагина, начальник сектора социального обслуживания населения УСЗН Н.В. Савельева, председатель районного Совета ветеранов Л.Н. Трусова. Вначале в кабинете директора социально-реабилитационного центра В.С. Кузнецова состоялось небольшое совещание. Валерий Сергеевич рассказал высоким гостям о программе, в рамках которой и открывалась комната социально-бытовой адаптации:

Министерство социальной политики Нижегородской области по соглашению с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуют региональную программу "Мы - как все". Её основные задачи - социальная поддержка семей с детьми, имеющими отклонения в здоровье, обеспечение семейного воспитания и развития детей в таких семьях, подготовка к самостоятельной жизни и формирование необходимых трудовых навыков. На выполнение мероприятий программы сельским учреждениям социальной защиты, которые организуют работу по социальной реабилитации детей, были выделены денежные средства, в том числе ГКУ "СРЦН Воротынского района" в виде гранта - 300 тысяч рублей. Эти средства были предусмотрены на оснащение комнаты социально-бытовой адаптации - покупку мебели, оборудования и материалов для занятий с детьми. Программа "Мы - как все" реализуется в учреждении с 2014 года. За это время было подобрано помещение для проведения занятий, проведены ремонтные работы, заменена дверь, подведена электрическая проводка к бытовой технике, установлены водоотведение и канализация. Комната является образцом современной кухни. Для её пополнения посудой депутатами Законодательного Собрания В.А. Антиповым и В.Ю. Шаниным была оказана материальная помощь в размере 15 тысяч рублей. Для решения поставленных задач по социально-бытовой адаптации воспитанников разработана программа и учебно-тематический план. Занятия с детьми проводятся в формах мастер-классов, уроков-практикумов, видеоуроков. Первоначально особое внимание уделялось безопасному обращению с бытовыми приборами. Программа ориентирована на 15 воспитанников, подгруппу детей-инвалидов (5-7 человек), а в летний оздоровительный период - на 30 детей. Обучение проходят дети с 10-ти лет. Предусматриваются занятия по приготовлению блюд и сервировке стола. В содержание программы входят также темы по гигиене и уборке жилья, стирке и глажению белья, этикету поведения в различных общественных местах, дома, в гостях.

По окончании курса дети должны уметь варить кашу, жарить картофель, готовить бутерброды и выпечку, заваривать чай, накрывать на стол, пользоваться электроплитой, холодильником, пылесосом, стиральной и посудомоечной машинами, микроволновой печью.

Воспитатель Г.В. Садовникова проводит с детьми обучающие и развивающие занятия, формирует трудовые навыки и умения, учит применять полученные знания в самостоятельной жизни.

Валерий Сергеевич поблагодарил за помощь в таком нужном деле, как обустройство комнаты социально-бытовой адаптации, С.А. Чаннову, В.А. Антипова, В.Ю. Шанина, А.В. Назаренкова, Л.Н. Брагину, И.А. Чуеву, Д.Н. Полякова, после чего в сопровождении своего заместителя Н.И. Трусовой провёл экскурсию по учреждению. К слову, глава района Е.Ю. Герасимов также презентовал для открывшейся комнаты набор фарфоровой посуды.

Социальный педагог Н.И. Исайкина показала гостям выставку работ, сделанных воспитанниками реабилитационного центра. Они заслужили всеобщую высокую оценку.

Затем все прошли в комнату социально-бытовой адаптации, где воспитатель Г.В. Садовникова провела с детьми кулинарные занятия - они готовили выпечку, делали горячие бутерброды и заваривали чай, не забывая при этом мыть за собой посуду и кухонный стол. Молодцы!

Открытие такой важной комнаты для обучения детей самостоятельной жизни можно считать полностью удавшимся. Хорошие отзывы не дают сомневаться в этом. Надеемся, что теперь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будет легче освоить совсем непростые взрослые занятия!

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства. Для них созданы государством социально - реабилитационные центры, приюты, детские дома и т. д. Приход ребенка в эти учреждения – новый этап в жизни, с которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых домашних условий ребенок попадает в группу сверстников, где под руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед педагогами и психологами учреждений подобного типа встают задачи по адаптации детей.

При поступлении в государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Камышеватский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних» у ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, изменяется поведение в окружающей его среде: как в плане мира вещей, так и в плане межличностных отношений. При анализе процесса адаптации на первом месте находится сам ребенок, которому необходимо приспособиться к окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т. д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми.

Вторая составная адаптации – среда адаптации, то внешнее окружение, к которому нужно приспособиться. Микро социальная среда (ближайшее окружение) является областью взаимодействия личности каждого ребенка с обществом в целом. Для воспитанника социально-реабилитационного центра микросоциальной средой является пространство взаимоотношений окружающих его людей (педагоги, администрация, персонал). Организация такого пространства как модели желательных общественных отношений воспитанника является одной из основных задач социальной адаптации. Роль личности специалиста при этом весьма значима.

Третьим элементом адаптационного процесса является само взаимодействие ребенка и среды. На первом этапе работы с детьми необходимо установить хороший контакт с ребенком, доверительные отношения. Проведение реабилитационных мероприятий основывается на индивидуальной программе, составленной на каждого ребенка и, он не должен чувствовать себя в окружении врагов. Иначе для всех реабилитационных программ сердце и душа его будут закрыты.

В социально-реабилитационном центре жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия: от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери.

Одной из главных задач социально-реабилитационного центра является восстановление широкого спектра отношений воспитанников с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.

Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым условиям жизни (режим дня, правила поведения, труд по самообслуживанию, общественная жизнь центра.)

Среди воспитанников, поступающих в наше учреждение, есть дети родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.

В этой связи проблема адаптации детей в социально-реабилитационном центре имеет одно из приоритетных значений.

Программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально-психолого-педагогических условий для быстрой и успешной адаптации несовершеннолетних.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создать благоприятные социально - психолого - педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

ЗАДАЧИ:

    определить уровень адаптации каждого ребёнка;

    создать условия для социально - психологической адаптации детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

    выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей, склонных к побегам, детей - изгоев);

    проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;

    разработать индивидуальные программы социально - психолого - педагогического сопровождения ребенка.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

    индивидуальные и групповые беседы с детьми;

    диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);

    индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;

    индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими

    трудности в период адаптации;

    ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);

    рисуночная арт - терапия;

    моделирование образцов поведения;

    метафорические истории и притчи.

Программа способствует:

    принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;

    гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;

    активному участию вновь поступивших детей в жизни учреждения;

    комфортному состоянию ребенка, удовлетворенности своим социальным статусом.

ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    вновь прибывшие дети 3 – 18 лет.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    успешная социальная адаптация вновь поступивших несовершеннолетних.

Критерии и способы оценки:

    диагностические карты;

    мониторинг;

    тестирование, анкетирование.

Структура занятий.

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально – позитивного контакта между участниками занятий и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдаётся многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и страхи.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Программа рассчитана на 10 занятий.

Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

ЭТАПЫ РАБОТЫ.

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

    • составление списков вновь поступивших детей;

      знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка);

      знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в учреждение;

      социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;

      краткий анализ состояния работы.

Методы исследования.

    Анкета «Адаптация».

    Диагностика психических состояний ребёнка.

    Изучение мотивационной сферы вновь прибывших воспитанников.

    Изучение межличностных отношений ребенка в коллективе (социометрия).

    Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

    Изучение самооценки.

    Анкета для педагогов.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

    составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети – изгои;

    изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей;

    систематизация результатов социально - психолого - педагогических исследований.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

    наблюдение за вновь прибывшими детьми;

    изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств»;

    координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми;

    консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:

    занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации;

    социально - психологическая поддержка ребёнка;

    определение состояния психико – эмоционального и социального статуса ребёнка;

    индивидуальная работа с детьми по преодолению социально – педагогических трудностей;

    социально - педагогическая реабилитация;

    индивидуальные и групповые беседы с несовершеннолетними об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите;

    помощь в защите и охране прав ребенка – специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных Российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка (образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка);

    проведение консилиума.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ:

    осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

    адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

    гармонизация взаимоотношений: «взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок»;

    активное участие в жизни детского коллектива;

    удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

Сроки реализации программы:

программа рассчитана на 10 дней.

Участники программы:

    несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет;

    социальный педагог;

    педагог – психолог;

    специалист по социальной работе;

    воспитатели;

    медперсонал.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Дошкольный возраст

Задачи

Содержание

1 день

Сбор информации о ребенке и его семье, работа с личным делом, выяснения причин помещения в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Принятие правил внутреннего распорядка для воспитанников учреждения.

Выявление навыков социального взаимодействия.

Выявление навыков самообслуживания.

Занятие 1.

Игра «Знакомство».

Методика «Что было сначала»

Методика «Какая фигура?»

2 день

Диагностика индивидуально-личностных особенностей (внимание).

Занятие 2.

«Давайте знакомиться!»

Тест «Бендера».

Упражнение «Заряд бодрости».

Методика «Последовательности в природе».

Методика «Что изменилось?»

3 день

Диагностика уровня развития памяти.

Поддержание доверительных отношений.

Формирование чувства безопасности.

Занятие 3.

«Находим друзей».

Игра «Необычное приветствие».

Методика «Бывает ли такое?».

«Запомни рисунки».

4 день

Диагностика уровня развития мышления.

Поддержание доверительных отношений.

Занятие 4.

«Узнай свой центр».

Методика «Сравни и дорисуй», «Соедини фигуры».

Методика «Четвертый лишний», «Назови одним словом».

5 день

Поддержание доверительных отношений.

Занятие 5.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».

Тесты по выявлению операций мышления:

- «Кто где живет?»,

- «Когда так бывает?» и т.д.

Упражнение «Солнечный зайчик».

6 день

Анкетирование отношений в семье.

Поддержание доверительных отношений.

Занятие 6.

«Чего я боюсь?»

Игра – приветствие «Походка, как у…».

Упражнение «Тренируем эмоции».

7 день

Знакомство с членами семьи.

Установление доверительных отношений.

Повышение социально – педагогической грамотности родителей.

Занятие 7.

8 день

(уровень сформированности коммуникативных способностей)

Занятие 8.

Методика «Понимания рассказов».

« Составь рассказ по картинке рассказ по картинке».

Упражнение «Доброе утро».

Упражнение «Доброе животное».

9 день

Занятие 9.

Игра «Выбери цвет» - по типу теста Люшера.

Методика «Закончи предложения».

10 день

оформление первичного социально-педагогического заключения для предоставления на СМППК;

Занятие 10.

« Ставим цели».

Подготовка заключения по результатам первичной социально – педагогической диагностики, составление рекомендаций, взаимодействия с педагогами.

Младший школьный возраст

Задачи

Содержание

1 день

Сбор информации о ребенке и его семье, работа с личным делом, выяснение причин помещения в учреждение.

Знакомство с несовершеннолетним.

Установление доверительных отношений.

Принятие правил работы внутреннего распорядка для воспитанников.

Занятие 1.

«Вводное занятие. Создание группы».

Игра «Знакомство».

Анкета «Будем знакомы».

Анкета «Мотивация к обучению».

Анкета «Адаптация».

Тест «Добрый ли ты человек?»

2 день

Поддержание доверительных отношений.

Активизация процессов самораскрытия.

Формирование чувства безопасности.

Занятие 2.

«Давайте знакомиться!»

Анкета «Кругозор».

Упражнение «Я рад (а) тебя видеть» .

Тест «Мои знания о курении».

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

3 день

Диагностика индивидуально-личностных особенностей (самооценка).

Поддержание доверительных отношений.

Стабилизация психоэмоционального состояния. Формирование чувства безопасности.

Занятие 3.

«Находим друзей».

Упражнение «Заряд бодрости».

4 день

Поддержание доверительных отношений.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 4.

«Узнай свой центр».

Упражнение «Сбрось усталость».

5 день

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Поддержание доверительных отношений.

Поддержание стабильного психоэмоционального состояния.

Психологическая поддержка.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 5.

«Легко ли быть воспитанником?»

Методики: «Найди и вычеркни», «Проставь значки», точки» - внимание.

Упражнение «Сбрось усталость».

6 день

(психологическая атмосфера, характер взаимоотношений)

Поддержание доверительных отношений.

Поддержание стабильного психоэмоционального состояния.

Психологическая поддержка.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 6.

«Чего я боюсь?»

Беседа «Моя семья мое богатство»

Упражнение - визуализация «Путешествие в облака».

7 день

Знакомство с членами семьи.

Установление доверительных отношений.

Исследование психологического климата в семье, взаимоотношений между членами семьи, отношения к ребенку.

Занятие 7.

«Трудно ли быть настоящим воспитателем?»

Знакомство с членами семьи, выяснение семейного микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, стиля воспитания.

Консультация для родителей «Как сделать так чтобы ребенок гордился своей семьей?»

Раздача информационно – просветительского материала.

Анкета для родителей «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?», «Наказание в семье».

8 день

Диагностика коммуникативной сферы

Знакомство несовершеннолетнего с группой сверстников.

Установление доверительных отношений сверстников с несовершеннолетним.

Занятие 8.

«Конфликт или взаимодействие?»

Опросник коммуникативной толерантности.

Анкета «Я и мое окружение».

Анкета «Конфликтная ли вы личность?»

Упражнение «Доброе животное».

Тест опросник на профориентацию.

9 день

Диагностика индивидуально – типологических особенностей.

Укрепление позитивных взглядов на будущее.

Поддержание уверенности в себе.

Обогащение личностной сферы положительными эмоциями.

Психологическая поддержка.

Занятие 9.

«Работа с негативными переживаниями».

Аутотренинг «Я –самый лучший!»

Анкета «Ценностные ориентации». Анкета «Как ты воспитан?»

10 день

Обобщение результатов диагностического обследования и сопровождения в период адаптации несовершеннолетнего к учреждению;

Планирование дальнейшей реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьей.

Занятие 10. « Ставим цели».

Подростковый возраст

Задачи

Содержание

1 день

Сбор информации о ребенке и его семье, работа с личным делом и медицинскими картами, причин помещения в приют.

Знакомство с несовершеннолетним.

Установление доверительных отношений.

Принятие правил работы.

Выявление общего психоэмоционального состояния.

Развитие позитивного отношения к сложившейся ситуации.

Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности.

Диагностика индивидуально-личностных особенностей.

Формирование чувства безопасности.

Занятие 1.

«Вводное занятие. Создание группы.

Обще ознакомительная беседа.

Анкета «Будем знакомы».

Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению».

Анкета "Мотивы выбора друга".

Тест «Добрый ли ты человек»

2 день

Диагностика индивидуально-личностных особенностей.

Поддержание доверительных отношений.

Стабилизация психоэмоционального состояния.

Активизация процессов самораскрытия.

Формирование чувства безопасности.

Занятие 2. «Давайте знакомиться!» Упражнение «Я рад (а) тебя видеть».

Вступительная беседа «Самооценка».

Тест «Ваша уличная компания»

Методика «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения»

3 день

Диагностика индивидуально-личностных особенностей (агрессивность).

Поддержание доверительных отношений.

Диагностика уровня школьной мотивации

Психологическая поддержка.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 3.

«Находим друзей».

Игра «Баржа».

Анкета «Ты и твоя школа».

Упражнение «Сбрось усталость».

Анкета «Вредные привычки. Как с ними бороться?»

4 день

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Поддержание доверительных отношений.

Поддержание стабильного психоэмоционального состояния.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 4.

«Узнай свой центр».

Упражнение «Шапка для размышлений».

Методика Б.В. Зейгарник «Понимание переносного смысла пословиц и метафор».

5 день

Диагностика индивидуальных личностных особенностей.

Поддержание доверительных отношений.

Поддержание стабильного психоэмоционального состояния

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 5.

«Легко ли быть воспитанником?»

Тест «Конфликтная ли вы личность?» Опросник «Уровень воспитанности». Анкета «Ценностные ориентации».

Консультация по результатам диагностики.

6 день

Диагностика профориентационной направленности и школьной мотивации.

Поддержание доверительных отношений.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 6.

«Чего я боюсь?»

Упражнение «Необычное приветствие».

Тест – опросник на профориентацию. Анкета «Ты и твоя школа», «Кругозор».

Анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?»

7 день

Знакомство с членами семьи.

Установление доверительных отношений.

Исследование психологического климата в семье, взаимоотношений между членами семьи, отношения к ребенку.

Повышение психолого – педагогической грамотности родителей.

Психологическая поддержка родителей.

Диагностика отношений в семье

(психологическая атмосфера, характер взаимоотношений).

Поддержание доверительных отношений

Занятие 7.

«Трудно ли быть настоящим воспитателем?»

Знакомство с членами семьи, выяснение семейного микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, стиля воспитания.

Раздача информационно – просветительского материала.

Анкета для родителей «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?».

Беседа «Что такое для меня семья?».

Проективная методика «Рисунок семьи».

Анкета «наказание в семье».

8 день

Диагностика коммуникативной сферы

(уровень сформированности коммуникативных способностей).

Знакомство несовершеннолетнего с группой сверстников.

.

Занятие 8.

«Конфликт или взаимодействие?»

Вступительная беседа «Как вызвать симпатию к себе».

Опросник Бойко «Коммуникативная толерантность».

Анкета «Ваша уличная компания».

Методика «Незаконченные предложения».

9 день

Диагностика индивидуально – типологических особенностей – склонность к отклоняющемуся поведению.

Укрепление позитивных взглядов на будущее.

Поддержание уверенности в себе.

Обогащение личностной сферы положительными эмоциями.

Психологическая поддержка.

Занятие 9.

«Работа с негативными переживаниями»

Вступительная беседа «Одиночество подростков».

Опросник «Склонность к СОП».

Анкета антисоциального поведения.

Анкета «Наркотики и подросток».

10 день

Обобщение результатов диагностического обследования и сопровождения в период адаптации несовершеннолетнего к учреждению;

оформление первичного психолого- педагогического заключения для предоставления на СМППК.

Планирование дальнейшей реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьей.

Занятие 10.

« Ставим цели».

Подготовка заключения по результатам первичной социально – психологической диагностики, составление рекомендаций, взаимодействие с педагогами.

Список использованной литературы:

    Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс» - программа адаптации детей к средней школе. - М., Генезис, 2003 г

    Крылова Т.А., Струкова М.Л. «Социально – педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска» – М., Школьные технологии, 2010 г.

    Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога» - М., ТЦ, 2002 год.

    Прикуль Л.В. «Психологический практикум и тренинг» – В., Учитель, 2009 г.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Камышеватский СРЦН»

Утверждаю

Директор ГКУ СО КК

«Камышеватский СРЦН»

_________ Т.Л. Москалева

протокол методического

совета учреждения

от «_____»______20___года №______

Программа по адаптации

для несовершеннолетних

находящихся в

приемном отделении

с карантинным блоком

Адаптация детей-сирот затрагивает вопросы их активного приспособления к жизни в условиях детского дома или приемной семьи. С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, и данная проблема получила особую актуальность.

Адаптация ребенка в детском доме

Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет.

Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности.

Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер. На самом деле, этот процесс проходит любой ребенок в ходе своего развития.

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты. Она предполагает освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых навыков.

Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка:

  • Подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;
  • Включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома;
  • Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;
  • Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.

Адаптация приемных детей в семье

Адаптация приемных детей проходит у всех по-разному. Определяющее значение имеют такие факторы, как:

  • Возраст попадания в дом ребенка или детский дом;
  • Наличие или отсутствие предыдущего опыта жизни в условиях семьи.

Адаптация детей-сирот зависит и от отношения к ним других членов семьи. Желательно, чтобы все относились к приемному ребенку ровно, без излишней эмоциональности, вначале потребуется много терпения и сил. Такие дети склонны предпочитать кого-то одного, проявляя к нему теплые чувства больше, чем к другим членам семьи.

Чем старше возраст, тем труднее происходит адаптация детей-сирот в семье. Особенно тяжело бывает в подростковый период, когда к трудностям адаптации приемных детей добавляются обычные для подростка проблемы. В это время такие дети могут критиковать приемных родителей, обвинять их в своих бедах и плохом настроении, тогда же обычно возникают трудности в общении со сверстниками и первая влюбленность.

Трудности детей-сирот в жизни

Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.

Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:

  • Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
  • Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
  • Отсутствие опыта достаточной ответственности;
  • Искаженные представления о семье и жизни в ней;
  • Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
  • Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
  • Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
  • Правовая и юридическая безграмотность;
  • Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.

Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.

Социальная адаптация - показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции (восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватная система отношений и общения с окружающими; адаптивность поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других).

Социальная адаптация - постоянный процесс и результат активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.

Сегодня хотелось бы поговорить об одной из важнейших составляющих социализации больных детей - социально-бытовой адаптации, т.е. о формировании у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребёнка, но в отношении больных детей приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребёнком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии. Очень важно использовать все способности, возможности ребёнка и развить у него жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, по возможности, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в нормальных средовых условиях.

Социально-бытовая адаптация - процесс, не лишённый противоречий и проблем.

Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья.

Ведь если какой-либо вид деятельности будет доступен для одного ребёнка, у другого он вызовет определённые трудности, которые можно решить в процессе регулярных упражнений, то для третьего - выполнение будет невозможно. При организации работы с ребёнком по социально-бытовой адаптации следует помнить, что «каждый восходит на свою вершину, своими темпами, опираясь на свои возможности». При этом следует помнить, что дети с особенностями в развитии гораздо больше нуждаются в поддержке и помощи. Воспитание и обучение такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и даже часто педагогической изобретательности, потому что в работе приходится опираться только на те функции, которые у ребёнка сохранены.

Роль родителей в данном процессе трудно переоценить. Многие из вас прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Это очень важно, потому что с одной стороны вы являетесь окружающей средой, в которой ребёнок живёт и растёт, а с другой оказываетесь непосредственными участниками становления ребёнка, его развития, помощниками в борьбе с болезнью.

Однако нам всем, родителям, зачастую не хватает знаний и умений для правильного воспитания своих детей, отсутствует целенаправленная систематическая тактика воспитания. Причём, это относится к процессу воспитания всех детей, как больных, так и здоровых. В воспитании же больных детей очень часто наблюдается ситуация чрезмерной опеки. Можно понять любящую маму, которая стараясь облегчить жизнь ребёнка с нарушениями, ограждает его от любых трудностей, сразу бросается во всём ему помогать, делает за ребёнка многое из того, что он может сделать самостоятельно или с небольшой помощью. И часто не задумывается, что помочь ребёнку - не значит сделать что-то за него, а значит научить это делать. Правильный подход родителей к своему, ребёнку - не безграничная опека, а спокойная доброжелательность, понимание целей и перспектив его развития и воспитания.

Опыт работы показывает, что у детей даже с ТМН возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков. Существуют различные методики работы с детьми по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как: (от самых элементарных до сложных)

Гигиена тела;

Пользование туалетом;

Приёма пищи;

Правильного обращения с продуктами питания;

Приготовления простейших блюд;

Одевания и раздевания;

Обувания и снятия обуви;

Ухода за одеждой и обувью; .

Поддержания порядка в помещении и его уборки;

Ухода за комнатными растениями, домашними животными;

Уборки территории;

Выполнения мелких покупок;

Некоторых др.навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.

Практические советы по обучению детей новым видам деятельности.

1. Существует множество способов, с помощью которых вы можете помогать
ребёнку учиться новым видам деятельности. Вы можете использовать следующие:

выбирать для обучения те виды деятельности. Которые ребёнок может видеть или слышать в практической жизни, в реальности;

всегда объяснять ребёнку и разговаривать с ним о том, что вы делаете;

выполнять все малознакомые действия вместе с ребёнком и разговаривать с ребёнком о тех действиях. Которые в вашем присутствии выполняют другие дети;

2. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. Или же ребёнок может понять вас, если он прикасается к вам тогда, когда вы что-то делаете. Малыш может понять вас, делая что-то вместе с вами.

Вывод: Когда вы учите ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему свои действия тем способом, который он понимает лучше всего.

3. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать.
Начинайте обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

Начните обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

Учите ребёнка одновременно только одному виду деятельности. Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.

4. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее научиться чему-то, если видит, что другие тоже делают это
(например, вся семья обедает вместе).

5. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку заниматься тем, что он уже может делать. Это поможет совершенствовать ему своё умение. Внимательно наблюдайте, чтобыопределить, когда он будет готов учиться снова.

6. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или мокрый. Убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно. Для занятий выбирайте тихое и спокойное место, где ребёнок может сосредоточиться. Если вокруг будет шумно, много людей, он захочет посмотреть, что происходит вокруг.

7. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. (Например, игра в мяч: подкатывание мяча к ребёнку и отталкивание обратно). Каждый день подолгу занимайтесь теми видами деятельности, которые нравятся ребёнку. Таким способом вы научите ребёнка удерживать внимание на одном занятии в течении длительного времени. Когда он сможет это делать, начинайте учить его другим видам деятельности. Однако следует помнить, что если ребёнок подолгу занимается одним и тем же, он может устать. Тогда он может захотеть вообще заниматься этим. Не заставляйте ребёнка делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать.Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как малыш устанет.

8. Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.

9. Ребёнку необходимо продолжить выполнять какой-то вид деятельности после того, как он научится делать это. Чем больше раз ребёнок сделает что-то, тем лучше он сможет это делать.

10.Чтобы помочь ребёнку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда ребёнок получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять. Поэтому делайте так, чтобы ребёнок, которого вы обучаете, зная, что вы поощрите его за то, чтобы

он сделал что-то хорошо.

Поощряете ребёнка сразу, как только он сделал что-то правильно.

Поощряйте его всякий раз, когда он делает что-то правильно.

Поощрением может быть: улыбка, объятие, похвала, что-нибудь особенное (фрукт, игрушка), разрешение делать то, что ему нравится (например, слушать музыку).

Наблюдайте за ребёнком, чтобы узнать, что ему нравится. Тогда вы можете использовать это в качестве поощрения.

Поощрять нужно только за то, что сделано хорошо. Если ребёнок вознаграждён за что-то, что он сделал не так, как нужно, то он повторит это опять.

Поощряйте ребёнка, если то, что он сделал, сделано в нужное время и в правильном месте. Например, ест вместе со всеми в отведённое для этого время.

Продолжайте поощрять до тех пор. пока он не научится выполнять то, чему вы его учите. Когда ребёнок научится новому виду деятельности, постепенно прекращайте его поощрять.

11.Когда вы чему-то учите ребёнка, постоянно наблюдайте за ним во время занятий. Всегда старайтесь выяснить, какую часть данного вида деятельности ребёнок может сделать самостоятельно, каковы его максимальные возможности. Затем помогите ребёнку сделать то, что он не может выполнить без посторонней помощи (например, когда ест).

12. То, что вы делаете с ребёнком, повторяйте одним и тем же образом. Важно, чтобы вы инструктировали и поощряли его тоже одинаково.

13. Помогайте и подсказывайте, кладя свои руки поверх рук ребёнка, только если он нуждается в вашей помощи, чтобы завершить что-либо.

14. Продолжайте обучение до тех пор таким образом, пока он не обучится выполнять данный вид деятельности целиком, без посторонней помощи. Это может занять несколько дней, недель или месяцев.

Конечно, всё это непросто. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупят себя сторицей. И ребёнок постепенно становится самостоятельным обслуживающим себя человеком, а иногда и помощником своих родителей.

Подготовила педагог социальный Слащинина В.Ч.

Проблемы социального сиротства и адаптации несовершеннолетних вызывают повышенный интерес к детям с легкими состояниями психического недоразвития, к условиям их оптимальной интеграции в социум. К лёгким состояниям психического недоразвития относятся пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая задержку психического развития (ЗПР) различного генеза, а также легкую умственную отсталость (ЛУО) (Д.Н.Исаев, 1982; В.В.Ковалев, 1995; И.А.Коробейников, 1997).

Нередко лёгкие состояния психического недоразвития у детей является следствием органической патологии, педагогической запущенности.
В связи с этим, проблема изучения психологического сопровождения детей, по тем или иным причинам оставшихся без родительской опеки, в настоящее время особенно актуальна.

По данным исследований, дети-сироты не имеют доверия к окружающему миру, не владеют нормами и правилами социально приемлемого поведения, не владеют базовыми социально-нравственными ценностями (И.А. Коробейников, В.С. Мухина, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Е.О.Смирнова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.А. Ткачева, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова, Й. Лангмейер, З.Матейчик, Дж.Боулби и др.).
При этом значительная группа детей-сирот (65-77% от общего числа воспитанников детских домов) – это дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания (А.Б.Холмогорова, И.А.Коробейников, Е.С.Слепович, В.М. Слуцкий, И.А. Ткачева, У.В. Ульенкова и др.). Неблагоприятная социальная ситуация способствует утяжелению их психического недоразвития, приводит к отставанию в становлении самосознания, эмоционально-волевой сферы, к формированию специфических механизмов адаптивного поведения, к их рассогласованию с принятыми в обществе социальными нормами (И.А. Коробейников, Л.М. Шипицына, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Н.Л. Коломинский, С.Г. Байкенова и др.).

Дети, находящиеся в социально-реабилитационных центрах, так же подвержены трудностям, связанным с социальной дезадаптацией. В частности, рассматривая проблемы детей ГУ СРЦН «Ласточка» города Нижнего Новгорода, можно обозначить три группы факторов: макросоциальные, микросоциальные, личностные.
К макросоциальным факторам относятся недостатки социально-экономического и бытового характера.

Микросоциальный фактор включает неблагоприятный эмоционально-психологический климат семей, пренебрежение нуждами ребёнка, подверженность стрессорам со стороны членов семьи, насилие (психическое, физическое, сексуальное). Всё это нередко приводит к психогенным расстройствам и нервно-психическим заболеваниям. Дефицит общения со взрослым нарушает процесс социализации личности ребёнка, в особенности социально-личностное развитие детей на этапах раннего онтогенеза. В микросоциум несовершеннолетнего включается также референтная группа антисоциальной направленности, которая может служить источником правонарушений.

Личностный фактор включает: низкую мотивацию к обучению, школьную неуспеваемость, негативизм и недоверие к взрослым, к миру в целом. Для детей социально-реабилитационных центров остаётся актуальной проблема власти и доминирования, как правило, проявляющиеся в нарушенном сексуальном поведении; девиантное поведение, выражающееся в мелком воровстве, употреблении спиртного, хулиганстве, бродяжничестве, драчливости, аффективной несдержанности. Для воспитанников зачастую характерно неуверенное поведение, выражающееся в неадекватной самооценки, агрессии и применении деструктивных защитных механизмов. У старших дошкольников социально-реабилитационного центра присутствует системное нарушение в развитии всех компонентов социальной компетентности (когнитивного, эмоционального, поведенческого). В силу недостаточности общения с близким взрослым также нарушено формирование образа социального «Я», что затрудняет формирование у них гармоничного отношения к себе и другим людям.

В отдельную группу можно выделить проблемы здоровья. Это физические и психические нарушения часто связанные с факторами неблагоприятной наследственности, а также психосоматические трудности, которые занимают одно из центральных мест в реабилитации.

Перспективы в решении проблем детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах должны приобретать комплексный характер с участием специалистов по социальной работе, социальных педагогов, юристов, психологов, психиатров, наркологов. Адаптация несовершеннолетних к условиям социума должна включать вместе с проведением специальных занятий, проведение профилактической беседы, интересное и полезное использование свободного времени: заниматься спортом, учиться работать на компьютере, приобретать новых друзей, играть.

Одним из главных мест в реабилитации занимает формирование культуры взаимоотношений воспитанников между собой, взаимоотношений с воспитателями, социальными педагогами, педагогами-психологами, медицинскими работниками.

Кроме того, своевременное и компетентное включение ребенка в систему
коммуникативных отношений и особенностей социально-личностного развития можно рассматривать в качестве важнейшего условия оптимизации процесса реабилитации детей.

Таким образом, перспективы в решении проблем дезадаптации детей в социально-реабилитационных центрах сводятся к формированию физического и психического здоровья и социальной компетентности воспитанников.

Тарасова Екатерина Владимировна педагог-психолог ГУ Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ласточка» города Нижнего Новгорода, член школы молодых учёных при кафедре психиатрии и медицинской психологии Нижегородской Государственной Медицинской Академии.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...