Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Автором теории о зонах развития ребенка является. Понятие «зона ближайшего развития

Елена Трусова
Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР) для детей раннего возраста.

(ЗБР)

для детей раннего возраста .

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития «зона ближайшего развития » развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития .

Зона актуального развития быстро актуальным развитием актуального развития развития развитие развития .

компонентов :

– компоненты актуального уровня развития развернутого актуального уровня детей различна .

развития

– зона перспективного развития – то , что окажется в ЗБР в.

этапов :

первая «доза» - подсказать, как сделать;

Индивидуальные занятия.

(1 год и 11 месяцев)

- Воспитатель : .

- Эмиль : «Да, красивые» .

- Воспитатель : .

- Воспитатель : .

зоны ближайшего развития ближайшего развития зоны ближайшего развития ближайшего развития , стала зоной актуального развития

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития развития «модные» сегодня попытки родителей «развивать » своих детей дошкольного возраста иностранным языкам возраста .

свидетельствует и интерес развития ребенка и его способностей.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста .

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития , достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития » было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития .

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро : то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи , которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием . Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития , оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития . И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие . И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития .

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов :

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня , следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна .

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития . Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то , что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов :

первая «доза» - подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Индивидуальные занятия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

- Воспитатель : «Эмиль, какие у тебя красивые пуговки, разноцветные» .

- Эмиль : «Да, красивые» .

- Воспитатель : «Сейчас, пора спать и пуговки нужно расстегнуть» .

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

- Воспитатель : «Давай, я тебе помогу, смотри как нужно» .

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития : у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития , когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития . Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития , стала зоной актуального развития , т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л . С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития , на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать » своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам , музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста .

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является , бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес , проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

1. Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели

2. Выделить принципиальные особенности обучения и развития

3. Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского

4. Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат по предмету:

«Психология»

Тема: «Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Соотношение обучения и развития.»

План

Введение…………………. ……………………………………………….3

Глава 1. Понятие обучения. Общее понятие о дидактике. Дидактические модели…………………………………………………………. 4

1.1. Понятие обучения. Общее понятие о дидактике………………….. 4

1.2. Дидактические модели…………………………….. ………………..4

1.3. Основные характеристики развивающего обучения……… ………5

Глава 2. Проблема соотношения обучения и развития………. ………..7

2.1. Различные теории о соотношении обучения и развития…………. .7

2.2. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития……. 9

Глава 3. Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии………………………………………………………..11

Заключение…………………………………………………….. ………...14

Список использованной литературы…………………………………… 16

Введение

В последние годы все больше возникает потребность в новых методах, подходах к обучению и образованию, которые бы отвечали прогрессивным требованиям и тенденциям XXI века.

В ХХ веке быстрыми темпами развивалась психология. В том числе были проведены исследования и открыты новые закономерности формирования особы ребенка. В этой связи необходимо упомянуть исследования Л. С. Выготского, А. М. Леонтьева. Эти исследования легли в основу многих педагогических идей. Некоторые из этих идей будут отражены в реферате « Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Соотношение обучения и развития.

Цели:

  1. Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения
  2. Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.
  3. Показать преимущества развивающего обучения

Задачи:

  1. Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели
  2. Выделить принципиальные особенности обучения и развития
  3. Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского

4. Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии

Глава 1. Понятие обучения. Общее понятие о дидактике. Дидактические модели.

1.1. Понятие обучения. Общее понятие о дидактике.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и дошкольников, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие детей.

Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения (В. Ратке).

Дидактика в конечном счете должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?».

Предмет дидактики – обучение. Предмет дидактики – связь преподавания и учения, их взаимодействие.

1.2. Дидактические модели.

Процесс обучения основан на определенной дидактической модели:

  1. Традиционная модель. Эту дидактическую модель связывают прежде всего с именем немецкого ученого И. Ф. Гербарта.

Цель обучения – формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.

Гербарт ввел понятие воспитующее обучение: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность.

Структура обучения:

  • Ступень ясности. Выделение материала и углубленное его рассмотрение.
  • Ступень ассоциации. Связь нового материала с прошлыми знаниями.
  • Ступень системы. Обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.
  • Ступень метода. Понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

2. Педоцентрическая модель . Ее появление связывают с именем американского педагога Д. Дьюи. Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка.

Цель обучения – развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

3. Современная модель , в которой выделяют ряд теорий:

  • Сообщающее обучение;
  • Проблемное обучение;
  • Программированное обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Развивающее обучение.

1.3. Основные характеристики развивающего обучения.

В основу развивающего обучения положены следующее принципы:
1. Ведущая роль в развитии принадлежит обучению. Последователи теории Л. С. Выготского считают, что обучение может сильно подействовать на развитие ребенка и поэтому должно идти впереди развития.

2. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка.
3. В основе обучения должен находиться активно-деятельностный способ (тип) обучения. Успешность процесса усвоения знаний зависит от того, как организован процесс ориентации ребенка в учебном материале. В зависимости от способа ориентации и его полноты выделяется три типы обучения:

  1. Ориентировочная основа действия дается воспитаннику в готовом виде в качестве примера с неполным набором ориентиров и указаний. Ребенок, много раз выполняя аналогичные действия, путем проб и ошибок достигает необходимого результата. Процесс обучения при этом идет стихийно.
  2. Воспитаннику в готовом виде дается полная ориентировочная основа действия (программа выполнения формируемого действия по шагам – алгоритм) для решения отдельных конкретных практических задач. Система ориентиров помогает избежать ошибок, но не позволяет ребенку свободно оперировать полученными знаниями, потому что для каждого следующего задания он ждет от учителя готового примера выполнения действия.
  3. Воспитанник подводится к выяснению основных принципов работы с тем или иным материалом. Педагогу важно научить ребенка так анализировать объекты, чтобы он самостоятельно смог устанавливать систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения заданий определенного типа. Ориентировочную основу своих действий он складывает сам. Обучение при этом с самого начала является полностью сознательным: ребенок не только понимает то, чему он должен научиться, но и владеет способом такого обучения. Именно такое обучение способно вести за собой развитие, потому что оно вооружает его методом нахождения основных специфических особенностей исследуемого предмета и позволяет в дальнейшем действовать самостоятельно.

4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. Придать обучению по-настоящему развивающий характер, обеспечив условия для развития у дошкольников воображения, рефлексивного мышления, желания и умения учиться, возможно только через активное включение ребенка в учебный процесс. Ребенок становиться субъектом учебной деятельности на основе таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, умение вступать в сношения с другими людьми.

5. Целенаправленное формирование мотивационной основы учебной деятельности. Прежде чем предлагать ребенку какую-нибудь деятельность, нужно постараться заинтересовать его ею.

6. Организация учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе. Педагог может целенаправленно воспитывать детей только при постоянном сотрудничестве с ними, с их окружением, опираясь на желание и их готовность действовать вместе с воспитателем.

7 . Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Глава 2. Проблема соотношения обучения и развития.

2.1. Различные теории о соотношении обучения и развития.

Выдающийся ученый Л.С. Выготский (1896-1934) работал во многих областях психологии и создал несколько оригинальных научных теорий. Среди психологов и педагогов наиболее известна сейчас его культурно-историческая теория психического развития человека. Важное место в этой теории занимает способ решения Л.С. Выготским проблемы соотношения обучения и развития или проблемы развивающего обучения.

В 1935 году (через год после смерти Л.С. Выготского) вышел сборник его статей под названием «Умственное развитие детей в процессе обучения». В него вошла статья «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте», написанная им в 1933/1934 году. В ней Л.С. Выготский, во-первых, изложил основные теории соотношения обучения и развития (которые в несколько модифицированном виде существуют до сих пор), во-вторых, сформулировал гипотезу о характере этого соотношения (в 60-90-е годы благодаря исследовательским усилиям научно-практического коллектива Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова эта гипотеза превратилась в развернутую теорию развивающего обучения).

Довольно длительное время - до работ Л.С. Выготского и после них - педагогическая психология и детская психология существовали изолированно друг от друга. Закономерности психического развития ребенка детские психологи (А. Гезелл, Ж. Пиаже и др.) изучали и описывали безотносительно к тому, чему и как его учат и воспитывают в разные периоды жизни дома и в общественных учреждениях. Эти психологи полагали, что психическое развитие человека протекает независимо от обучения и воспитания по своим собственным законам. Сама же организация процессов обучения и воспитания должна учитывать эти законы.

Л.С. Выготский полагал, что такое обучение ориентируется не на завтрашний, а на вчерашний день.

Этой теоретической позиции соответствует определенный метод исследования. Например, при изучении проблемы умственного развития исследуются мыслительные действия, максимально не зависящие от содержания конкретных знаний (такой метод использовал Ж. Пиаже).

Согласно этой теории развитие и созревание детей являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

Согласно второй теории обучение и развитие – два тождественных процесса.

Обучение выступает в качестве источника развития, формирующего у ребенка такие функции, которые без него вообще в развитии возникнуть не могут.

С этой точки зрения любое обучение можно считать развивающим, так как обучение детей каким-либо знаниям приводят к развитию у них всевозможных привычек.

В третьей теории сделаны попытки преодолеть крайности двух первых путем простого их совмещения. Развитие мыслится как процесс, от обучения независимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным обучение, а последнее как бы стимулирует и продвигает вперед развитие (созревание).

2.2. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития.

На основе углубленного анализа обширных фактических материалов, связанных отношениями между обучением и развитием, Л.С. Выготский формулирует положение о том, что умственное развитие имеет два уровня:

  1. Уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым завершенным его циклам;
  2. Уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам.

Первый уровень можно определить, используя задачи, которые дети определенного возраста решают вполне самостоятельно, второй - используя задачи, которые дети того же возраста решают с помощью взрослых и товарищей, в сотрудничестве с ними. Однако эти же задачи дети через некоторое время (но для разных детей неодинаковое) начинают решать самостоятельно.

Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это «завтра» внутренне связано с тем, что происходит с ним «сегодня» в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками.

Понятие «зоны» конкретизирует общий закон, сформулированный Л.С. Выготским применительно ко всему психическому развитию человека. Согласно этому закону, исходной формой индивидуальных психических функций человека является их предварительное коллективное осуществление.

Динамика умственного развития ребенка, как показывает Л.С. Выготский, страдает и тогда, когда идеальный умственный возраст близок к реальному, и тогда, когда они сильно расходятся. Каковы же оптимальные условия для умственного развития ребенка? Каково должно быть оптимальное расхождение между указанными разными характеристиками умственного развития, чтобы наблюдались его положительные изменения? Какова зона посильной трудности дошкольного обучения для ребенка? Когда наблюдается совпадение идеального возраста с зоной ближайшего развития, то мы имеем оптимальные условия умственного развития ребенка. Следовательно, изучение таких условий связано с исследованием возникновения и внутренней организации указанной зоны.

Следует отметить, что, согласно Л.С. Выготскому, зона ближайшего развития различна у разных детей, поэтому и определение ее величины необходимо проводить конкретно у каждого отдельного ребенка. Благодаря этой зоне ребенок может научиться, решая первоначально те или иные задачи вместе с другими людьми, новому типу индивидуальных действий (вместе с тем даже такие животные, как обезьяны, не могут научиться самостоятельно решать задачи, выходящие за пределы их актуального умственного развития).

Таким образом, можно сказать, т олько то обучение хорошим, которое забегает вперед развития.

Глава 3. Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии.

Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения. По мнению Л.С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

Введение феномена «зона ближайшего развития» позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивает только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.

Однако в самой концепции Л.С. Выготского подход к изучению «зоны ближайшего развития» (далее ЗБР) только намечен, а современные исследователи трактуют это понятие неоднозначно. Основные направления зоны ближайшего развития.

Одно из них связано с включением понятия ЗБР в диагностику психического развития. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая ЗБР, является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения ЗБР является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. «Количество» и качество помощи – показатель ЗБР. Тот ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую ЗБР (Иванова, 1976). По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры.

Е.Е. Кравцова, И.А. Корепанова поставили перед собой задачу поиска такого метода исследования, при котором оказалось бы возможным работать именно с ЗБР. При этом авторы ориентировались на следующие положения теории Л.С. Выготского: общение ребенка с окружающими является источником психического развития в онтогенезе; ЗБР выступает методическим принципом изучения ряда явлений психического развития, и в то же время ЗБР есть самостоятельное явление, но определяемое через способ его обнаружения. В этой связи авторы считают, что предлагаемая ребенку помощь должна варьироваться не по способам ориентировки в задании, а по разным формам и видам общения ребенка со взрослым. Поэтому они сконструировали экспериментальную ситуацию, в которой ребенок умел делать определенное действие и мог выступить по отношению к взрослому как учитель, т.е. научить его определенным умениям.

Результаты экспериментальных исследований показали, что ЗБР – это многоуровневая структура, имеет пограничную часть, наиболее удаленную от актуального развития, периферическую и центральную части. Пограничная часть характеризуется наименьшей осознанностью и произвольностью; двигаясь к центру, способность осознается, дифференцируется.

Также Е.Е. Кравцова, И.А. Корепанова доказывают, что ЗБР – не «завтрашний день ребенка», как традиционно трактуется идея Л.С. Выготского, а его сегодняшний уровень развития, реализуемый в определенных условиях. Оказалось, что при смене условий общения меняется способ решения задачи, следовательно, ЗБР имеет и размерность «глубины», а не только линейную размерность. ЗБР – динамическое образование с возможностью расширения и углубления.

Если Л.С. Выготский в ЗБР видел способ связи обучения и развития, то упомянутые авторы пытаются выявить ее психологическое содержание, без которого считать проблему соотношения обучения и развития решенной нельзя, как невозможно использовать данное понятие в повседневной практике обучения.

Авторы предлагают в качестве единицы анализа взаимосвязи этих двух процессов понятие «культурные средства развития», потому что оно объединяет понятия «развитие» и «обучение». Так, в обучении можно выделить два процесса – овладение знаниями, умениями и навыками и происходящие на их основе изменения субъекта. С другой стороны, развитие можно понимать не только как внутренне детерминированный процесс изменений субъекта, но и как процесс, в котором в определенной степени существует приобретение чего-то нового из внешнего мира. Получается, что обучение и развитие – это две стороны единого процесса овладения культурными средствами развития (КСР). При этом изменение в одной из сфер (например в предметной) ведет к изменению другой сферы (например психотехнической) и наоборот. Есть основания считать, что связь предметного и психотехнического действия непосредственно коррелирует с ЗБР.

Таким образом, особенности ЗБР определяются тем, как сотрудничество со взрослым меняет и развивает «предметное» действие ребенка. При этом собственно уровень ЗБР связан с тем, насколько малое воздействие на одну из сторон КСР может вызвать большее изменение в другой.Итак, тезис о том, что обучение ведет за собой развитие, предполагает, с одной стороны, что обучение должно быть ориентировано на ЗБР, а с другой стороны, что оно меняет зону ближайшего развития (Е.Е. Кравцова).

Заключение

Для современной психологии остаются открытыми следующие вопросы: какие изменения происходят с ЗБР в процессе обучения и каковы причины разной величины ЗБР у разных детей. Кроме выделенной линии исследования зоны ближайшего развития (диагностика психического развития), этот феномен изучается современными авторами в следующих аспектах:

– закон развития высших функций и ЗБР (М.Р. Гинзбург);

– роль сотрудничества в культурном развитии ребенка
(Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Е.О. Смирнова, Ж.П. Шопина и др.);

– структура ЗБР (Г.А. Варданян, А.З. Зак);

– соотношение процессов обучения, обучаемости и развития (Е.Е. Кравцова, В.Н. Иванов, И.А. Корепанова).

Л.С. Выготский кроме традиционных видов обучения (прямое и косвенное) выделял реактивное и спонтанное обучение. Оба вида обучения имеют сильные и слабые стороны. Однако чтобы любое обучение было личностно-ориентированным (где ребенок ощущает себя источником действия), необходимо учить детей превращать реактивное обучение в спонтанное, переосмысливать содержание. Принимая в качестве главной мысль Л.С. Выготского о том, что смысл первичен по отношению к значению, последователи культурно-исторической теории развития видят основную цель учителя в том, чтобы он обеспечил условия, в которых ребенок смог бы набраться индивидуального опыта в той культуре, в которой он растет. В данном контексте ЗБР задает направление развития и обучения.

По классическому определению обучение, ориентированное на ЗБР, на завтрашний день ребенка, и есть развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов). По мнению Е.Е. Кравцовой, развивающее обучение должно быть ориентировано не на саму ЗБР, а на ее границы, расширяя их за счет социальной ситуации развития. В этой социальной ситуации развития необходим взрослый, который бы задавал планку, был в позиции «над» ребенком, а другой взрослый – в позиции «рядом». Это основа парной педагогики. Делая вывод из анализа современных исследований ЗБР, можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым

Список использованной литературы.

  1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения в трудах Л. С. Выготского/ В. В. Давыдов // Вестник – 1996 – № 1
  2. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения/ В. В. Давыдов // Педагогика – 1995 – № 1 (http://www.akipkro.ru/books/davydov/ponytie.txt)
  3. Культурно-исторические основания зоны ближайшего развития / Е.Е. Кравцова. – Москва, 2008 // Концепция зоны ближайшего развития: хрестоматия / сост. И.А. Корепанова. – Москва: АНО ПЭБ, 2008. – С. 104-106.
  4. Педагогика; под ред. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 1998 – 640 с.
  5. Харламов И. Ф. Педагогика/ И. Ф. Харламов – Минск, 2000. – 560 с.
  6. http://www.portal-slovo.ru

В семьях, где растут маленькие дети, родители так или иначе задаются вопросами воспитания и обучения. Малыши посещают детский сад и в коллективе получают нужные знания и навыки. Необходимые умения формируются у них посредством систематической и целенаправленной работы воспитателей. Зона актуального развития - это важный и необходимый элемент для любой личности. Данная статья посвящена вопросу сущности феномена, введенного советским ученым. С. стал первым, кто рассматривал развитие ребенка с двух сторон. Его теория и по сей день остается актуальной.

Понятие термина

Зона актуального развития - это комплекс умений, которыми владеет ребенок в настоящий момент времени. Что это значит? Допустим, малыш ходит в младшую группу, изучает цвета и формы предметов. Те задания, которые он может выполнить самостоятельно, без помощи воспитателя, можно назвать его «резервом». Понятие «зона актуального развития» сложилось из представлений о том, что должен знать ребенок на определенном этапе, какими навыками он обычно уже владеет к этому моменту времени.

Концепция Л. С. Выготского

По мнению советского ученого, который проводил исследования в начале двадцатого столетия, формирование знаний у маленького человечка складывается из двух составляющих: зоны актуального и ближайшего развития. Эти термины участвуют в становлении успешной личности. Зона ближайшего и актуального развития - это не одно и то же. Они отличаются друг от друга кардинальным образом. Одно понятие нацелено на будущее, другое отвечает за настоящий момент, затрагивает происходящее сейчас.

Зона актуального развития по Выготскому представляет собой совокупность знаний, умений и навыков ребенка, которыми он владеет на высоком уровне в данный момент времени. По мнению ученого, процесс обучения должен строиться на том, чтобы несколько опережать развитие. Не нужно давать заданий, к которым малыш еще не готов, как не следует и «топтаться на месте», делать одно и то же. Подача материала должна проводиться сообразно тому, насколько ребенок умственно созрел к нему, но всегда являться для него открытием.

Как формируются умения и навыки?

Зона актуального развития ребенка - это кладезь новых возможностей. Чем большими знаниями обладает человек, тем масштабнее свершения ждут его впереди. Новые умения формируются посредством выстраивания дополнительных связей и представлений о предметах и явлениях на основе уже имеющихся знаний об окружающем мире.

Человеку всегда комфортно в прежних условиях. И если с ребенком специально не заниматься, он долгое время будет находиться на одном и том же уровне. Переход на другой этап связан с необходимостью прояснить для себя значимые детали или решить задачу, которая раньше была ему не по силам. Чтобы сделать знание своим, его нужно перевести из разряда "просто информация" в группу индивидуальных умений. Здесь важную роль играют Замечено, что на интересе запоминание происходит гораздо эффективнее.

Как выстраивать занятия?

Для того чтобы они приносили максимальную пользу, развитие ребенка должно двигаться планомерно. Занятия обязательно должны быть связаны одно с другим, иначе эффективность не будет высокой. Скажем, если на первом уроке дети изучают букву «А», то на следующем целесообразно немного повторить пройденное и двигаться дальше, а не посвящать этому все время, иначе не возникнет стимула узнавать новое. Зона ближайшего и актуального развития - это разные понятия. Но они все время должны находиться в гармоничном соотношении друг к другу. Так как новые знания часто являются дополнением и расширением прежних, то повторение уже изученного углубляет представления о предмете, формирует более целостный взгляд на те или иные понятия.

Занятия должны строиться таким образом, чтобы помогать ребенку формировать и накапливать знания о самом себе и окружающем мире с максимальной пользой для себя. Зона актуального развития по Выготскому означает сосредоточенность на уже имеющихся достижениях для того, чтобы помочь формированию новых умений.

Занятие лепкой

Это прекрасно развивает пальчиков и способствует активизации умственной деятельности. Лепить можно все, что угодно, но лучше дать задание сформировать из пластилина знакомого ребенку зверя или того, которого «проходили» на К примеру, если последней изучаемой темой стали домашние животные, можно попросить малышей вылепить тех представителей, которые им больше всего понравились.

Если дать конкретное задание слепить лошадь или собаку, то в данном случае ребенок будет ограничен в выборе и собственной фантазии. Зона актуального развития - это всегда целенаправленное движение вперед с опорой на имеющиеся знания.

Физические упражнения

Наверное, не нужно говорить о том, какую пользу приносят занятия физкультурой. Их можно проводить как в спортзале, так и на свежем воздухе. развивают мускулатуру, укрепляют иммунитет и здоровье в целом. Плаванье является прекрасным закаливающим средством и способствует формированию положительного взгляда на жизнь.

Если ребенок не умеет плавать, то первое занятие следует начать с того, чтобы помочь ему привыкнуть к воде, немного побродить по бассейну или водоему. Никогда не нужно торопиться и делать резкие движения. В процессе формирования навыков, необходимых для плавания, нужно укреплять и расширять эти представления.

Польза от чтения

Ничто так не способствует развитию ребенка, как книга. Чтение усиливает доверие между родителем и ребенком, способствует развитию всех познавательных процессов и особенно речи. Когда малыш начинает складывать буквы в слоги, а затем в слова, происходит мощная активизация мозговой деятельности, которая обуславливает формирование дальнейших успехов.

Известно, что далеко не всем детям легко дается процесс обучения чтению. Это трудоемкое занятие, которое требует немалых волевых усилий. Изучать алфавит нужно таким образом, чтобы переход от одной буквы к другой осуществлялся не последовательно (например, от «А» к «Б», «В»), а плавно. Это значит, что вначале можно изучить все дать возможность ребенку прочувствовать их вокальность, а затем приступить к согласным. Складывать слоги лучше всего начинать в тот момент, когда малыш уже хорошо ориентируется в буквах, практически не путает их между собой, при этом знание гласных является определяющим.

Таким образом, зона актуального развития - это масштабный сегмент формирования личности, к которому необходимо подходить более чем ответственно. Имеющиеся у ребенка знания о мире можно использовать конструктивным для него образом, если знать, как расширять эти границы.

Понятие «зона ближайшего развития»

Понятие «зона ближайшего развития» оформилось в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в 30-е годы ХХ века. Это стало возможным после того, как ученый разработал методологические основы концепции психического развития ребенка. В книге «Педагогическая психология», опубликованной в 1926 г., понятия «зона ближайшего развития» еще нет. Его нет и в книге «История развития высших психических функций», написанной в 1930-1931 гг. Однако в лекциях по педологии, прочитанных Выготским в Ленинградском педагогическом институте в 1932-1934 гг., он говорит о законах психического развития ребенка, и в том числе о зоне ближайшего развития.

В «Лекциях по педологии», в статье «Проблема возраста», Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития для обоснования принципов научной диагностики психического развития: «теоретическое значение этого диагностического принципа заключается в том, что он позволяет нам проникнуть во внутренние казуально-динамические и генетические связи, определяющие сам процесс умственного развития» .

Он описал два уровня развития - актуальный уровень и уровень ближайшего развития. Нахождение зоны ближайшего развития - это определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов. Уровень актуального развития - это «знание итогов вчерашнего дня».

В статье «Проблема возраста» он расширил это понятие и использовал его для характеристики индивидуальных различий детей, показал связь зоны ближайшего развития и сенситивных периодов развития, подчеркивая, что обучение более эффективно, если осуществляется в период созревания психических функций.

В статьях «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением», «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» и в стенограммах лекций «Игра» от 23 марта 1933 г. и «Проблема обучения и развития» от 15 мая 1933 г. понятие «зона ближайшего развития» используется Л.С. Выготским для того, чтобы раскрыть внутренние связи между процессом обучения и умственным развитием ребенка.

По словам Л.С. Выготского, процессы психического развития не совпадают с процессами обучения; процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зону ближайшего развития. Обучение - движущая сила развития, оно пробуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Циклы обучения и развития не совпадают, они имеют различные «единицы» анализа.

В монографии «Мышление и речь» Л.С. Выготский показал, что связь между развитием научных и житейских понятий обнаружит свою истинную природу, если ее понимать как «связь зоны ближайшего развития и актуального уровня развития» .

Основные признаки понятия зоны ближайшего развития в культурно-исторической теории Л.С. Выготского:

1) появление нового в развитии всегда основывается на пройденных циклах развития. Для его возникновения должна быть подготовлена соответствующая почва. Таким образом, зона ближайшего развития опирается на актуальный уровень развития.

2) понятие «зона ближайшего развития» как следствие закона развития высших психических функций опирается на другие положения о развитии (гипотеза о системном и смысловом строении сознания, закон гетерохронности, опосредованный характер развития высших психических функций);

3) зона ближайшего развития, обнаруживая себя в подражании и его особой форме - сотрудничестве, связана с процессом приобретения вспомогательных, культурных средств;

4) зона ближайшего развития выступает как ведущий методологический прием в диагностике умственного развития ребенка и изучении индивидуальных различий;

5) зона ближайшего развития напрямую связана с процессами обучения и умственного развития.

Вывод: Основная роль обучения - содействие учащемуся в процессе овладения собственным поведением. В лекции об игре Л.С. Выготский отмечал: «Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей, изменения сознания более общего характера. Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития».

Любой родитель ставит задачу чему-то научить своего ребёнка. Давайте представим себе, что мы не опытные папа и мама, а только начинаем познавать, к каким выводам пришла педагогика за последние две тысячи лет. Говоря об обучении или развитии ребёнка, нужно отметить, что у этого занятия есть свои законы. Один из таких законов сформулирован в начале прошлого века гениальным психологом Л. С. Выготским.

Суть этого закона заключается в том, что нельзя научить ребёнка, просто показав ему какое-то действие и предложив этим заниматься. Это касается любой активности. Нельзя по-настоящему научить ребёнка ни просьбой, ни приказами. Можно научить его, только какое-то время выполняя нужное задание вместе с ребёнком.

То есть нельзя сказать: «Иди побегай!» – и ждать, что ребёнку понравится бегать. Нельзя сказать: «Убери кукол и солдатиков и вытри, пожалуйста, пыль», – оставить ребёнка в комнате и ждать, что так он научится убираться.

До определённого возраста такие родительские приказы вообще не работают, но и в любом другом возрасте родительские советы и приказы работают или недостаточно, или плохо. Обучающего момента в таких родительских «рекомендациях» нет, только создаётся неприятие, отвращение и вырабатываются различные комплексы. Чтобы ребёнок полюбил бег, необходимо определённое время бегать вместе с ним. Если ты хочешь, чтобы ребёнок полюбил чтение, ты должен вместе с ним читать, если ты хочешь, чтобы он полюбил игру в теннис – ты должен играть с ним в теннис.

Если обучение не отработано на совместной деятельности взрослого и ребёнка – эффективность такой учёбы низкая! Это закон, а законы очень трудно обмануть. «Завтра» ребёнок охотно будет сам делать только то, что сегодня делал с мамой или с папой.

По этому закону рысь учит своего рысёнка охоте, а горный козел передвижению по скалам (я не буду перечислять всех остальных зверей, упоминающихся в книгах Брэма «Жизнь животных»).

Джеральд Даррел пишет об обезьянках, которых по каким-то причинам не воспитывала мама – трагедия! Брошенные обезьянки не могут в дальнейшем воспитывать своих детей. Но животные не читали Выготского, они учат своих детёнышей инстинктивно, а мы о существовании этого закона должны услышать и, услышав, заново учиться контакту со своими детьми.

Пока мы ничего об этом не знали, мы обучали ребёнка по системе «как получится» (или инстинктивно). Но вот я лично услышал об этом законе несколько лет назад, и теперь вынужден с ним считаться. Ещё можно сказать: «Я не верю в этот закон», – это тоже один из выходов! Но от того, что вы скажете: «Я не верю в закон гравитации», – закон гравитации не перестает действовать.

Л. С. Выготский ввёл термин «Зона ближайшего развития ребёнка». Зоной ближайшего развития является та деятельность, которую ребёнок производит совместно с родителями.

Представьте себе два концентрических круга. Внутренний – поменьше – это собственная активность ребёнка, наружный – побольше – то, что вы делаете вместе с ним. Наша задача – постепенно расширять внутренний круг, который разрастается только за счёт большого, другими словами, только на территории большого. Так и только так можно научить. Более того, оказывается, у этой совместной с ребёнком деятельности сразу НЕСКОЛЬКО результатов!

Знания или умения, которые ребёнок может освоить, – это первый и самый очевидный результат. Еще раз повторяем, что результат этот (при совместной активности вместе с родителями) НЕСОПОСТАВИМО ВЫШЕ, чем при любом другом варианте.

Но это лишь частный эффект, касающийся занятия сегодняшнего дня, а есть еще три ПОЖИЗНЕННЫХ эффекта:

  1. Меняется общая способность ребёнка УЧИТЬСЯ (то есть, мы учим его учить себя ).
  2. Удовлетворение или разочарованность, появившиеся у ребёнка ПОСЛЕ ВАШИХ СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЙ, а также уверенность в своих силах или неуверенность в них обязательно ОСТАВЯТ РЕАЛЬНЫЙ СЛЕД НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ. И вот об этом результате нужно помнить на каждом совместном занятии, на каждой тренировке.
  3. Оформляются пожизненные взаимоотношения, которые или пополняют копилку взаимных обид, или станут кирпичиками в здании вашей дружбы.

Эти три эффекта совместных занятий менее заметны, нежели первый и очевидный результат, но в целом они значительно более важны! Давайте покопаемся в своей памяти и вспомним об опыте собственных отношений со своими родителями. Вот я сразу вспоминаю, как в ленинградском колодце я часами пилил и рубил с отцом дрова, и это не только осталось моим любимым занятием на следующие сто лет, но я смог передать его по наследству!

NOTA BENE!!! Дайте ребёнку самостоятельно сделать ту часть работы, которую он в состоянии сделать сам. Нужно не критиковать, а принимать и уважать его действия. ЕГО ЛЕПТУ! Это очень важно для формирования взаимного доверия. И вы можете (и должны) подхватить и делать вместе дальше только ту часть задания, которой ребёнок еще не овладел. Делайте это обязательно весело и тепло, не стесняйтесь при этом обнимать, гладить своего ребёнка: и результаты будут выше, и это доброжелательное прикосновение не забудется никогда. Не ругайте, не говорите «отвратительно», «плохо», а говорите «вот здесь надо чуть подправить». НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Не нужно перепрыгивать через этапы совместной деятельности. Какие этапы? Подумайте и выработайте их сами. Слишком быстро – плохо, но и медленно – тоже плохо. Попробуем увидеть это на примере детского катания на «велике».

Вы бежите за ребёнком и держите его руль и седло. Постепенно перестаете держать руль. Потом отпускаете и седло. И какое-то время продолжаете просто бежать рядом. Но если вы слишком долго будете бежать рядом, то это останется как пожизненный след (неуверенности в себе). Слишком рано выпускаете его одного – тоже плохо! Вы переложили родительскую часть обучения на ребёнка, вероятность падения выросла, и вместе с этим вероятно появление отвращения к данному занятию. Пример с велосипедом каждому из нас знаком и ясен, но его можно перенести на любые занятия с детьми. Слишком долгое участие родителя в учёбе не менее вредно, чем слишком короткое: самостоятельности подрубаются крылья, и летать «она» уже не сможет. Маленький круг должен постепенно, но непрерывно, перерасти в большой. Вы должны выработать свой темп этого перерастания, и важно не форсировать его. Если вы хотите, чтобы ребёнок полюбил чтение, вы должны каждый день читать с ним вместе, увеличивая его часть, удлинять порцию «захватывающего» ребёнка чтения. Иначе полюбить чтение нельзя. Редчайшие исключения только подтверждают правило. Сейчас из 100 выпускников школы любят читать человека три с половиной, поэтому на исключения можно махнуть рукой. Конечно, бывают разные возрастные периоды: например, бывают периоды, когда лучше делать вместе, но не говорить, а просто показывать, но это лишь частности, которые требуют специального обсуждения.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – это главная жизненная страховка ребёнка, гарантия того, что он будет успешно развиваться.

Что является для меня самым важным из всего сказанного выше? Помнить, что должно быть безостановочное перерастание малого круга в большой. Я вот сейчас понял, какие ошибки сделал за последние два месяца, контактируя с 14-тилетним сыном. У него был период в сентябре, когда он решил научиться себе готовить. Сейчас я понимаю, что сделал кучу педагогических ошибок, и интерес был потерян. Поддерживать интерес – вот самое тонкое педагогическое умение, которому нам всем следует учиться. Нельзя заглушать интерес учиться! Очень важно, чтобы отцы услышали о ЗБР! Но не нужно сразу же хватать ребёнка за руку и выстраивать два концентрических круга: присмотритесь к тому, чем ребёнок сегодня занимается, научитесь уважать то, чему он уже научился.

Или я слышу материнский вопрос: «Что мне, как маме, дает это знание о ЗБР (концентрических кругах)?» Это хороший оправданный вопрос. Ведь дело не в готовых рецептах! ЗБР – это направление ваших занятий на ближайшие годы. Это сигнальная лампочка, она должна висеть над головой еще очень много лет, и на неё хоть изредка надо поглядывать.

Отдельно я хочу остановиться на том, как учить вещам, которые ты сам не умеешь или не любишь. Можно ли учить таким вещам? Скорее всего, да. Вы совсем не обязаны всё любить. Но на время занятий вам придется перестроиться. Не надо говорить, что «я ненавижу убираться» и «не люблю вставлять одеяло в пододеяльник». Это сразу сильная подножка цели, которой мы добиваемся. А что делать, когда ребёнок начинает тебя обгонять? Поменяйтесь местами, пусть он вас учит, но будьте хорошим учеником.

Из письма: «Мой мальчик поступил в шахматную школу в Чертаново. Я не играла в шахматы уже 23 года (фактически, я никогда не играла), что мне делать? Учиться играть вместе с ним?» Да!
Снаряд ускоряется в пушке, и пока он не разогнался, он должен быть в стволе. Родитель – это пушка, ребёнок – снаряд. Пока снаряд не разогнался, он должен лететь в стволе. Это касается и шахмат, и музыки, и иностраных языков, и изготовления пирожков с капустой.

Не стоит рассчитывать, что всему, что не удалось в семье, ребёнка научат в детском саду и в школе. В школах, по закону Выготского, работает 15 процентов класса. Остальные слышат только: « Иванов, не вертись…». Эффект обучения низкий.

Конечно, важнее не учить чему-то искусственно, а вместе жить, включать ребенка в свои занятия. Стоит только понять, что совместные занятия необходимы, как сразу придумывается много общих дел и игр. Не забывайте, что ведущей деятельностью ребёнка до 6-7 лет является игра. В игре ребёнок осваивает новые навыки, учится общению и взаимодействию. Игра и полноценное творческое общение со взрослыми – это два главных двигателя детского развития!

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...