Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Быт и бытовые отношения схема. §12. Быт и бытовые отношения. Семья и быт, бытовые отношения

Тема:Быт и бытовые отношения

Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные

и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Хо д уроко в

I. Организационный момент

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Но одни из нас ощущают себя от этого несчастными, а другие - умеют справляться с подобными явлениями.

«Радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам, - писала о М. Пришвине его жена, - их смысл и красоту -все это не дано от рождения, а создано нравственной волей этого

человека, его убежденностью в добре жизни».

Как же сделать быт и бытовые отношения своими друзьями, а не врагами, как превратить их в радость жизни? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Быт и бытовые отношения».

План уроков

4. Урбанизация и быт.

II. Изучение нового материала

1. Социально-бытовые интересы

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми удовлетворения для своих первоочередных потребностей:

в пище;

жилище;

поддержании здоровья;

уходе за детьми;

освоении духовных благ, культуры;

общении;

отдыхе;

физическом и культурном развитии.

То есть речь идет о ценностях быта. Так ли уж важно рассматривать ценности быта? Какую роль они играют в жизни человека? Существуют разные классификации социально-бытовых интересов. Работая с пунктом 1 § 12, заполните таблицу «Социально-бытовые интересы».

Социально-бытовые интересы

Исследуя проблему удовлетворения социально-бытовых потребностей человека, ученые сделали вывод о том, что степень удовлетворенности у разных людей будет различна. Одним подавай дворец роскошный, а другие, подобно кинику Диогену, готовы жить в бочке и довольствоваться самым малым. Рассуждая об удовлетворенности социально-бытовых интересов, социологи оперируют следующими понятиями:

- Скажите, существует ли прямая взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем жизни и образом жизни.

- Как вы считаете, какие объективные и субъективные факторы могут влиять на развитие социально-бытовых интересов?

2. Материально-вещественная среда обитания человека

- Каждого человека окружает определенная материально-вещественная среда обитания. Предположите, что может входить в ее состав. (Дом, необходимое количество одежды, необходимое количество обуви, посуда, мебель, набор бытовой техники.)

- Иногда люди становятся рабами вещей. Как вы понимаете смысл этого выражения?

- К каким последствиям может привести возникающий культ потребительства, культ вещей? Ответ аргументируйте.

Трудно спорить о том, должны мы или не должны заботиться о своем комфорте, удовольствиях. Но не забывайте об атмосфере, среде, где вы будете жить, творить, отдыхать. А вещи, их количество, расстановка - это лишь одно из средств создания этой среды.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения комфортных условий жизни человека. Но при этом очень важно научиться правильному поведению, формировать культуру

бытовых отношений. Рассмотрим схему:

4. Урбанизация и быт

Внимательно прочитайте пункт 4 § 12 и ответьте на следующие вопросы:

- В чем вы видите особенность жизни людей в больших городах?

- Как следует рассматривать урбанизацию?

- Проанализируйте статистику городского населения.

- Как влияет процесс урбанизации на человека?

- Как изменяется психика человека?

- Какие меры предпринимают градостроители, чтобы нейтрализовать негативные явления, связанные с урбанизацией страны?

- Что можете предложить вы?

III. Итог уроков

В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет-уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке.

- Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.

- Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Выучите § 12, выполните задания.



Просмотр содержимого презентации
«Быт и бытовые отношения»


Тема урока: «Быт и бытовые отношения»

«Семья – мой дом родной. Там я живу, там мой покой, Мое пристанище и кров, Мои мечты, моя любовь.» ,


  • 1. Социально-бытовые интересы.
  • 2. Материально-вещественная среда обитания человека.
  • 4. Урбанизация и быт.

Бытовые отношения- это устойчивая система повседневных непроизводственных связей

между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей ( в пище, одежде, поддержания здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры общения, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии.


  • 1. Социология
  • 2. Социальная психология
  • 3.Экономическая наука
  • 4. Этнография

Социология изучает быт на уровнях общественной организации людей

Социальная психология с точки зрения мотивов поведения

Экономика изучает экономические особенности быта

Этнография особенности традиций, обычаев



Критерий

Виды интересов

Качество потребностей

Сущность

Типы социального объединения

Территориальный признак

Демографический признак


Образ жизни -

Уровень жизни -

Используется для…..

Качество жизни -

Характеризуется…

Зависит от…..

Свидетельствует о ….

Характеризуется…

Раскрывает сущность….



  • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
  • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
  • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
  • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки
  • сытый человек – добрый человек
  • Совместные трапезы

  • Дом – храм (для избранных)
  • Дом – это жизнь, пространство для жизни
  • Дом – гостиница
  • Дом с модной обстановкой
  • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище англичане – максимально удобное японцы – «эстетическая нагота»
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
  • англичане – максимально удобное
  • японцы – «эстетическая нагота»

Культура ведения домашнего хозяйства

  • Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

« В супружестве хорошая организация дома не м енее важна, чем любовь» . М. Плзак

  • Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)
  • Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

  • Увлечения: в Англии -садоводство
  • в Германии – спорт,
  • в Болгарии – художественная самодеятельность,
  • в Японии изящный досуг –икебана, живопись,
  • В России – активный или пассивный, нехватка времени или «убить время»

В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека?

Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов?

Что такое культура бытовых отношений?

Как урбанизация влияет на быт?


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Организация быта современного человека

1.1 Быт и бытовые отношения

1.2 Социально-бытовые отношения

1.3 Материально - вещественная среда обитания человека

1.4 Культура бытовых отношений

Заключение

2. Доходы семьи

2.1 Основные доходы семьи

2.2 Непредвиденные доходы

Заключение

Литература

1. Организация быта современного человека

1.1 Быт и бытовые отношения

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности - наиболее полная и насыщенная. Она характеризуется определенным укладом, который включает жилище человека, его питание и одежду, досуг и домашнюю работу и т.п.

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения.

Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизвольных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, уходе за детьми, а так же освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

Российское общество в начале XXI века переживает сложный процесс трансформации, затрагивающей все сферы функционирования общественного организма. В этих условиях пересматриваются устоявшиеся приоритеты повседневности, происходит переосмысление существующих жизненных установок, вследствие чего меняется быт населения. Изучение данного аспекта позволяет оценить материальную и духовную культуру современного общества, проанализировать изменения в жизни людей. Быт играет важную роль для современного человека, так как в его рамках протекает жизнь, происходит формирование форм и путей к реализации потребностей. Этим определяется актуальность исследования указанных проблем в современном российском обществе.

Организация быта -- сложный и противоречивый процесс. Он осуществляется на основе преобразования всей системы общественных отношений и, в свою очередь, во многом способствует экономическому, социальному и культурному развитию общества. Сегодня общество демонстрирует различные способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает актуальным изучение быта россиян, так как он является частью культуры, которая хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения, общения, составляя тем самым совокупный социально-исторический опыт.

Бытовые условия имеют большое значение для сохранения здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на различных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс -- мотивы поведения людей, межличностная коммуникация в сфере бытовых отношений. Как рационально вести домашнее хозяйство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально-экономических и географических условий у различных народов вырабатывается комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

1.2 Социально-бытовые отношения

Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы человека направлены на те предметы и явления, которые способны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

Конечно, предметы и способы удовлетворения потребностей различны. К тому же способы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандартизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди них занимает понятие «образ жизни».

В западной социологии под образом жизни чаще всего понимается деятельность и поведение человека вне профессионального труда. В отечественной социологии образ жизни определяется совокупностью типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее определяющими. Изучение образа жизни позволяет рассмотреть основные сферы социальной жизни с учетом причин поведения людей (стиля их жизни), обусловленных укладом, уровнем, качеством жизни.

Понятие «стиль жизни» используется для характеристики поведения человека в повседневной жизни, ее конкретных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую очередь социально-психологические стороны индивидуального поведения.

Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни содержатся специфические черты группы, к которой принадлежит человек, будь она профессиональная, демографическая, этническая или еще какая-либо.

Широко используется и такое понятие, как «уровень жизни». Оно выражает степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в обеспеченности потребительскими благами и характеризуется преимущественно количественными показателями.

Уровень жизни свидетельствует о материальном и духовном потреблении личности. Хотя эта категория скорее экономическая, чем социологическая, тем не менее она является важным показателем образа жизни индивида. Но переоценивать связь между уровнем и образом жизни не нужно. Так, многие богатые люди ведут очень бедный в духовном и нравственном плане образ жизни. В принципе, чем сильнее в обществе выражена тенденция к достижению высокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого человека.

«Качество жизни» -- это категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфортность жилища и др.). Если уровень жизни дает представление о количественных параметрах способа деятельности, то качество жизни раскрывает ее сущностно-содержательные стороны, т. е. характер и содержание труда, качество окружающей среды и пр.

1.3 Материально - вещественная среда обитания человека

К основным составляющим материально-вещественной среды обитания человека в быту в первую очередь относят жилище и предметы, обеспечивающие комфортность проживания человека.

В широком смысле слова дом -- это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня, общается с близкими и друзьями, находит уют и спокойствие; своеобразная «экологическая ниша», где человека признают и любят, предоставляют возможность укрыться от житейских бурь и получить поддержку. Ничто в обстановке не должно вызывать неприятных ощущений, раздражать, мешать, быть неудобным. Не случайно при характеристике бытовых отношений употребляют такое понятие, как «домашний очаг».

Естественно, что основным условием превращения жилища в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств: современный дом должен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность и возможности развития семьи.

Безопасность, месторасположение, обеспечение всеми коммунальными услугами планируются при строительстве и часто не зависят от обитателей жилья.

Мы не всегда можем коренным образом изменить то, что задумал архитектор и построил строитель, но в наших силах придать своему жилищу индивидуальность, неповторимость, сделать его уютным и комфортабельным. Уют, настроение, отдых, экономия времени, подчас и денежные расходы во многом определяются внутренним убранством и обустройством жилища, или его интерьером (от фран. interieur -- внутренний), который должен прежде всего соответствовать комплексу жизненных потребностей, образу жизни, интересам и вкусам человека и (или) семьи.

К сожалению, сегодня многие российские семьи не имеют возможности жить в комфортабельных жилищных условиях. Решение жилищно-бытовых проблем требует значительных усилий как самих граждан, так и государства.

Для каждого человека, каждой семьи список вещей, которые нужно купить, является строго индивидуальным, никогда не стоит ориентироваться на других. Можно сказать, что каждый человек обязательно должен иметь необходимое количество одежды и обуви для любой погоды, посуду, мебель, набор бытовой техники в доме для нормального проживания, но количество и качество этих вещей определяются индивидуально. У каждого -- свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Именно по этим признакам устанавливается очередность приобретения тех или иных вещей, их необходимость в семье.

Повседневно жизнь часто выдвигает на первый план вещественно-материальную «оболочку» ценностей, сводит к ней их духовное содержание. Таким образом, у многих людей появляется культ потребительства, культ вещей, обеспечивающих престиж. Нередко выставки и спектакли посещаются не ради эстетического наслаждения, а чтобы слыть культурным человеком (и чувствовать себя таковым). Но понимание прекрасного нельзя купить за деньги, как нельзя быть на самом деле уважаемым и любимым, получая лишь внешние знаки внимания со стороны других людей.

Подмена ценностей их вещественными носителями приводит порой к равнодушному, пренебрежительно-насмешливому отношению к высшим духовным ценностям и идеалам человеческого бытия. Бывает, что и сама личность перестает быть ценностью и начинает рассматриваться как вещь. В итоге человек поглощается внешней средой и сам становится вещью среди других вещей, рабом обстоятельств, игрушкой в руках неведомых сил. Он плывет по течению, делает то, что должен делать, потому что так принято.

Римский философ Луций Сенека (4 г. до н. э. -- 65 г. н. э.) писал: «Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впускает в свой дом». Давайте поступать так же: не впускать вещи в свое сердце, но открывать для них двери своего дома. А чтобы чувствовать себя богатыми, ограничим свои желания.

Набор необходимых предметов изменяется в зависимости от множества факторов: достижений НТР, уровня благосостояния, материального развития общества. Так, например, ваша бабушка в молодости не имела представления о миксере для взбивания крема, а дедушка -- об электродрели. Ваши родители считали эти предметы престижными, а для вас они уже обязательны. В домашний обиход прочно входят и более сложные технически и дорогие вещи: кухонный комбайн, многофункциональный пылесос, видеомагнитофон, автоматическая стиральная машина и т. п. Эти устройства и приспособления позволяют сделать наш быт более комфортным.

Итак, при всем многообразии конкретных социально-бытовых интересов можно сказать, что они связаны с непроизводственной материальной и социальной сферой жизни человека и направлены на создание комфортных условий для удовлетворения соответствующих потребностей человека. Конечно, представление об уровне бытового комфорта во многом зависит от социального статуса человека; уровня его притязаний и достатка; материального благополучия; потребности в конкретных благах и т. п. Но набор этих предметов и явлений, в общем, достаточно типичен и составляет материально-вещественную среду обитания человека.

1.4 Культура бытовых отношений

Выступая прежде всего основным пространством воспроизводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и трудовая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе определенную свободу выбора варианта поведения, последовательности действий, что является характеристикой преимущественно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной между трудом и досугом.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в быту необходимо учиться правильному поведению, формировать культуру бытовых отношений.

Под культурой бытовых отношений традиционно понимают правила и нормы поведения людей в непроизводственной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации личного (семейного) досуга.

Культура питания прежде всего предполагает рациональное питание, удовлетворяет все энергетические потребности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тяжести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же составляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообразие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима питания.

К числу самых сложных и трудоемких видов деятельности человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и умений, то домашние дела требуют от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь приходится быть поваром и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом семьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, возрастом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным микроклиматом, жизненными ориентирами и установками, размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между членами семьи. Даже если разделение труда не приведет к сокращению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку. Распределять работы лучше с учетом способностей, здоровья, опыта каждого члена семьи.

Необходимо с самого раннего возраста приучать детей к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой посуду. С течением времени работы и обязанности усложняются, расширяются и видоизменяются. На детей обязательно должна приходиться часть хозяйственной нагрузки.

Заключение

Быт выступает одним из наиболее значимых явлений общественного прогресса, меняющим жизнь населения страны. Каждой современной семье присуща своя специфика быта, продолжительность и частота отдельных занятий, но деятельность по удовлетворению физиологических потребностей, домашний труд и семейное обслуживание, воспитание детей и общение в семье, деятельность в свободное время выполняют все современные семьи, в том числе и городские.

Считается, что быт является многомерным явлением, которое определяется совокупностью естественно-географических, социально-экономических, экологических, биологических, социально-демографических, культурологических, поведенческих и психологических факторов. На развитие городского быта влияют степень урбанизации, очень большая плотность населения, многонациональность, интернациональность, высокая дифференциация между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения, развитие промышленного производства, концентрация различного рода учреждений и заведений.

Одной из особенностей современного городского быта является автоматизация домашнего труда. Быт выступает показателем уровня технической обустроенности жизни, бытовая деятельность нуждается в технических достижениях, которые позволяют людям уделять больше времени себе, своей внешности, здоровью, воспитанию детей, семейному досугу. На сегодняшний день характерно ускоренное развитие материально-вещественной обеспеченности семей: улучшение качества и ассортимента в обустройстве жилища, домашнего имущества, набора предметов гардероба.

Таким образом, можно утверждать, что быт охватывает широкий круг явлений, процессов, форм жизнедеятельности, которые объединяет то, что все они так или иначе связаны с обслуживанием и самообслуживанием семьи, поддержанием здоровья и работоспособности её членов, а также с социальным воспроизводством, т. е. воспитанием и подготовкой к жизни новых поколений. Это означает, что быт играет большую роль в развитии современной семьи.

2. Доходы семьи

Доход - это деньги, получаемые от предприятия, отдельного лица иликакого - либо рода деятельности.

Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.

Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.

Показатель реальных доходов наиболее полно характеризует уровень благосостояния народа через семейные доходы.

Семья есть первичная ячейка общества. Семья - это объединение людей, которое основано на браке или кровном родстве и связано общим бытом, семейными доходами и взаимной ответственностью. Самая важная функция семьи - рождение и воспитание детей.

В связи с этим особый интерес представляет экономическая основа образования семьи - семейный доход. И когда прослеживается доход на одного члена семьи, то наиболее правильную картину дает не тот доход, который насчитывается как средний на душу населения в масштабе страны, а тот, который реально складывается в каждой семье.

Существуют различные источники семейных доходов. Это оплата труда, поступления из общественных фондов потребления, доходы от кооперативной деятельности, от собственного подсобного хозяйства, от индивидуальной трудовой деятельности. Все эти источники имеют трудовое происхождение. быть доход семья трансферт

Часть доходов семья получает из общественных фондов потребления в виде бесплатных услуг, денежных выплат и натуральных выдач. Это в основном пенсии, стипендии, помощь, дотации на путевки. Этим источником пользуются в основном многодетные семьи. В его формировании заложен труд всего общества и вместе с тем каждого трудоспособного члена семьи.

2.1 Основные доходы семьи

1. Заработная плата - первый по значимости и наиболее распространенный вид дохода, а так же другие (премии) за выполненную работу. За годы экономических реформ доля заработной платы наемных работников в доходах населения уменьшилась до 39%, тогда как ранее оплата труда составляла примерно 75% совокупных доходов граждан.Снижениедоли заработной платы произошло в основном благодаря бурному развитию таких форм экономической деятельности, как предпринимательство и самостоятельная занятость.

2. Социальные трансферты - это денежные средства, выплачиваемые государством для поддержания жизни тем гражданам, которые не в состоянии полностью обеспечить себя самостоятельно, или для стимулирования определенных видов деятельности. Трансфертами являются пенсии, стипендии, пособия многодетным семьям, пособия по безработице. Их выплаты необходимы для оказания помощи социально не защищенным частям населения: больным, престарелым, безработным, инвалидам. В настоящее время такие выплаты составляют 16% доходов среднестатистического российского гражданина.

3. Доходы от собственности - включают доходы от сданной в аренду недвижимости, проценты, полученные по банковским вкладам или ценным бумагам, дивиденды на имеющиеся у семей ценные бумаги. Предпринимательская прибыль - это денежные средства, остающиеся у фирмы после уплаты всех обязательств.

2.2 Непредвиденные доходы

Иногда встречаются неожиданные доходы, буквально упавшие с неба: лотерейные выигрыши, подарки, наследство от давно забытого дяди т. д.

Заключение

Структура семейных доходов достаточно разнообразна и зависит от уровня развития производительных сил данного общества.

Семейный доход не может быть ниже, чем ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, т.е. полный набор товаров и услуг, рассчитанный по нормам и нормативам проживания и обеспеченности населения первоочередными жизненными средствами.

Прожиточный минимум используют для установления минимальных размеров заработных плат, пенсий, стипендий и др.

Литература

1. Агиненко А.А. Новые подходы в обслуживании домашнего хозяйства.

2. Акимова Л.А. «Социология досуга».

3. Учебник для 11 класса «Быт и бытовые отношения».

4. Internet ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальные отношения: типология, ценностные и нормативные характеристики. Социальные отношения зависимости и власти. Виды власти в современном обществе. Социальные отношения на международном уровне: глобальный уровень общества, международные отношения.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2010

    Информация как основная составляющая жизненной среды современного человека. Влияние новых информационных технологий на социальные процессы общества. Изучение возможностей Интернет в формировании положительного или отрицательного отношения к наркотикам.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Характеристика основных проблем молодых семей: жилищные, материально-бытовые, психологические, медицинские, проблемы трудоустройства. Особенности жилищных проблем, вызванных сокращением жилищного строительства и недоступностью жилья на свободном рынке.

    доклад , добавлен 16.06.2010

    Основные функции семьи как фундамента российского общества. Характеристика репродуктивной, воспитательной и восстановительной функций. Межличностные отношения супругов в семье. Социальные функции семьи. Особенности и тенденции развития современной семьи.

    реферат , добавлен 31.07.2014

    Cуществование трех основные причин коммуникационных конфликтов: личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения), организационные отношения. Межкультурные конфликты и причины их возникновения. Задача управления конфликтами.

    доклад , добавлен 18.05.2009

    Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи. Современная семья как объект исследования, а также подходы к проблемам экологии семьи. Практическое исследование по проблеме влияния социально-экологичеких факторов на брачно-семейные отношения.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2010

    Классификация современных типов семей. Социальные функции и признаки современной семьи. Эволюция семьи и брака. Анализ понятия и значения супружеской совместимости. Социальные образы мужчины и женщины и их влияние на качество супружеских отношений.

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Понятие и ключевые функции семьи как социального института. Особенности и характерные черты современной семьи в России. Основные причины кризиса российской семьи. Важнейшие задачи и перспективы становления новых семейно-брачных отношений в России.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Построение демографической типологии семей. Стадии жизненного цикла семьи. Основные стадии родительства. Социально-психологические явления и процессы, протекающие в семье, брачно-семейные отношения. Особенности эмоциональных контактов членов семьи.

Домашнее задание:

  • Быт и бытовые отношения
  • Социально-бытовые интересы
  • Материально-вещественная среда обитания
  • Культура бытовых отношений

Слайд 2

  • СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧЕТ БЫТ
  • НА УРОВНЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -
  • С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ
  • ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТА.
  • ЭТНОГРАФИЯ– ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ.
  • БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ- ЭТО УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА ПОВСЕДНЕВНЫХ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПО ПОВОДУ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ОСВОЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 3

Социально-бытовые интересы

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Культура бытовых отношений

    • Культура организации досуга
  • Слайд 6

    Культура рационального питания

    • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
    • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
    • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
    • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки сытый человек – добрый человек
    • Совместные трапезы
  • Слайд 7

    Культура обустройства и организации жилища

    • Дом – храм (для избранных)
    • Дом – это жизнь, пространство для жизни
    • Дом – гостиница
    • Дом с модной обстановкой
    • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
    • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
    • англичане – максимально удобное
    • японцы – «эстетическая нагота»
  • Слайд 8

    Культура ведения домашнего хозяйства

    Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

    « В супружестве хорошая организация дома не менее важна, чем любовь» . М. Плзак

    Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)

    Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

    Слайд 9

    Культура организации досуга

    Увлечения: в Англии –садоводство, в Германии – спорт, в Болгарии – художественная самодеятельность, в Японии – фурю (изящный досуг –икебана, живопись, хокку)

    Потребностей и интере­сов человека? Что такое межличностное взаимодейст­вие? Каковы его основные типы? Что характеризует психологию семейных взаимоотношений? Как тендер влияет на поведение человека?

    Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности - наибо­лее полная и насыщенная. Она характеризуется определен­ным укладом, который включает жилище человека, его пи­тание и одежду, досуг и домашнюю работу и т. п.

    В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-

    требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

    Бытовые условия имеют большое значение для сохране­ния здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на раз­личных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс - мотивы по­ведения людей, межличностная коммуникация в сфере бы­товых отношений. Как рационально вести домашнее хозяй­ство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально-экономических и географи­ческих условий у различных народов вырабатывается ком­плекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

    СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ

    Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы челове­ка направлены на те предметы и явления, которые способ­ ны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

    Существуют различные классификации социально-быто­вых интересов. Приведем примеры некоторых из них.

    В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво­ рение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем разви­ тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека про­дуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; опла­ту жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья ; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе тради­ционно относят досуговые интересы человека (посещение те­атров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие

    создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные по­требности человека и предположите, какие интересы в со­циально-бытовой сфере они порождают.)

    В зависимости от типов социального объединения и об­ щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товари­щеских компаний, молодежных групп и т. д.

    По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.

    Демографический признак лежит в основе выделения со­циально-бытовых интересов детей, молодежи, представите­лей среднего возраста, пожилых людей и т. п.

    Конечно, предметы и способы удовлетворения потребно­стей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание - лишь способ поддер­жания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же спо­собы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандар­тизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

    Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди них занимает понятие «образ жизни».

    В западной социологии под образом жизни чаще всего понимается деятельность и поведение человека вне профес­сионального труда. В отечественной социологии образ жиз­ни определяется совокупностью типичных видов жизнедея­тельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее опреде­ляющими. Изучение образа жизни позволяет рассмотреть основные сферы социальной жизни с учетом причин поведе­ния людей (стиля их жизни), обусловленных укладом, уров­нем, качеством жизни.

    Понятие «стиль жизни» используется для характеристи­ки поведения человека в повседневной жизни, ее конкрет­ных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую оче­редь социально-психологические стороны индивидуального поведения.

    Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни со­держатся специфические черты группы, к которой принад-

    лежит человек, будь она профессиональная, демографичес­кая, этническая или еще какая-либо.

    Широко используется и такое понятие, как «уровень жизни». Оно выражает степень удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей людей в обеспеченности по­требительскими благами и характеризуется преимуществен­но количественными показателями.

    Уровень жизни свидетельствует о материальном и духов­ном потреблении личности. Хотя эта категория скорее эко­номическая, чем социологическая, тем не менее она являет­ся важным показателем образа жизни индивида. Но переоценивать связь между уровнем и образом жизни не нужно. Так, многие богатые люди ведут очень бедный в ду­ховном и нравственном плане образ жизни. В принципе чем сильнее в обществе выражена тенденция к достижению вы­сокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого чело­века.

    «Качество жизни» - это категория, выражающая качест­во удовлетворения материальных и культурных потребнос­тей людей (качество питания, одежды, комфортность жили­ща и др.). Если уровень жизни дает представление о количественных параметрах способа деятельности, то каче­ство жизни раскрывает ее сущностно-содержательные сторо­ны, т. е. характер и содержание труда, качество окружаю­щей среды и пр.

    МАТЕРИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

    К основным составляющим материально-вещественной среды обитания человека в быту в первую очередь относят жилище и предметы, обеспечивающие комфортность прожи­вания человека.

    В широком смысле слова дом - это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня, общается с близ­кими и друзьями, находит уют и спокойствие; своеобразная «экологическая ниша», где человека признают и любят, предоставляют возможность укрыться от житейских бурь и получить поддержку. Ничто в обстановке не должно вызы­вать неприятных ощущений, раздражать, мешать, быть не­удобным. Не случайно при характеристике бытовых отноше­ний употребляют такое понятие, как «домашний очаг».

    Естественно, что основным условием превращения жили­ща в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от не­которых объективных обстоятельств: современный дом дол­жен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим

    нормальную жизнедеятельность и возможности развития се­мьи. Безопасность, месторасположение, обеспечение всеми коммунальными услугами планируются при строительстве и часто не зависят от обитателей жилья.

    Мы не всегда можем коренным образом изменить то, что задумал архитектор и построил строитель, но в наших си­лах придать своему жилищу индивидуальность, неповтори­мость, сделать его уютным и комфортабельным. Уют, на­строение, отдых, экономия времени, подчас и денежные рас­ходы во многом определяются внутренним убранством и обустройством жилища, или его интерьером (от фран. interieur - внутренний), который должен прежде всего со­ответствовать комплексу жизненных потребностей, образу жизни, интересам и вкусам человека и (или) семьи.

    К сожалению, сегодня многие российские семьи не име­ют возможности жить в комфортабельных жилищных усло­виях. Решение жилищно-бытовых проблем требует значи­тельных усилий как самих граждан, так и государства.

    Для каждого человека, каждой семьи список вещей, ко­торые нужно купить, является строго индивидуальным, ни­когда не стоит ориентироваться на других. Можно сказать, что каждый человек обязательно должен иметь необходимое количество одежды и обуви для любой погоды, посуду, ме­бель, набор бытовой техники в доме для нормального про­живания, но количество и качество этих вещей определяют­ся индивидуально. У каждого - свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Именно по этим признакам устанавливается очередность приобретения тех или иных вещей, их необходимость в семье.

    Повседневно жизнь часто выдвигает на первый план ве­щественно-материальную «оболочку» ценностей, сводит к ней их духовное содержание. Таким образом, у многих лю­дей появляется культ потребительства, культ вещей, обеспе­чивающих престиж. Нередко выставки и спектакли посеща­ются не ради эстетического наслаждения, а чтобы слыть культурным человеком (и чувствовать себя таковым). Но по­нимание прекрасного нельзя купить за деньги, как нельзя быть на самом деле уважаемым и любимым, получая лишь внешние знаки внимания со стороны других людей.

    Подмена ценностей их вещественными носителями при­водит порой к равнодушному, пренебрежительно-насмешли­вому отношению к высшим духовным ценностям и идеалам человеческого бытия. Бывает, что и сама личность переста­ет быть ценностью и начинает рассматриваться как вещь. В итоге человек поглощается внешней средой и сам стано­вится вещью среди других вещей, рабом обстоятельств, иг­рушкой в руках неведомых сил. Он плывет по течению, де­лает то, что должен делать, потому что так принято.

    Римский философ Луций Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) писал: «Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впу­скает в свой дом». Давайте поступать так же: не впускать вещи в свое сердце, но открывать для них двери своего до­ма. А чтобы чувствовать себя богатыми, ограничим свои же­лания.

    Набор необходимых предметов изменяется в зависимости от множества факторов: достижений НТР, уровня благосо­стояния, материального развития общества. Так, например, ваша бабушка в молодости не имела представления о мик­сере для взбивания крема, а дедушка - об электродрели. Ваши родители считали эти предметы престижными, а для вас они уже обязательны. В домашний обиход прочно вхо­дят и более сложные технически и дорогие вещи: кухонный комбайн, многофункциональный пылесос, видеомагнитофон, автоматическая стиральная машина и т. п. Эти устройства и приспособления позволяют сделать наш быт более ком­фортным.

    Итак, при всем многообразии конкретных социально-бытовых интересов можно сказать, что они связаны с непро­изводственной материальной и социальной сферой жизни человека и направлены на создание комфортных условий для удовлетворения соответствующих потребностей челове­ка. Конечно, представление об уровне бытового комфорта во многом зависит от социального статуса человека; уровня его притязаний и достатка; материального благополучия; по­требности в конкретных благах и т. п. Но набор этих пред­метов и явлений, в общем, достаточно типичен и составля­ет материально-вещественную среду обитания человека.

    КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Выступая прежде всего основным пространством воспро­изводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и тру­довая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе опреде­ленную свободу выбора варианта поведения, последователь­ности действий, что является характеристикой преимущест­венно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж­ ду трудом и досугом.

    Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы-

    ту необходимо учиться правильному поведению, формиро­вать культуру бытовых отношений.

    Под культурой бытовых отношений традиционно пони­ мают правила и нормы поведения людей в непроизводст­ венной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации лично­го (семейного) досуга.

    Культура питания прежде всего предполагает рацио­нальное питание, удовлетворяет все энергетические потреб­ности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тя­жести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же со­ставляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообра­зие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима пита­ния.

    К числу самых сложных и трудоемких видов деятельно­сти человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и уме­ний, то домашние дела требуют от человека самых разнооб­разных способностей и навыков. Здесь приходится быть по­варом и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

    Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом се­мьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, воз­растом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным мик­роклиматом, жизненными ориентирами и установками, раз­мером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

    Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между члена­ми семьи. Даже если разделение труда не приведет к сокра­щению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку. Распределять работы лучше с учетом способностей, здоро­вья, опыта каждого члена семьи.

    Необходимо с самого раннего возраста приучать детей к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой по­суду. С течением времени работы и обязанности усложняют­ся, расширяются и видоизменяются. На детей обязательно должна приходиться часть хозяйственной нагрузки. Рус-

    ский писатель К. М. Симонов (1915-1979) в автобиографии описывал разделение труда в его родительском доме. Он с 6-7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никто и никогда не застилал за ним кровать и не помогал одеваться.

    УРБАНИЗАЦИЯ И БЫТ

    В больших городах множество людей живет в непосред­ственной близости, оставаясь в большинстве своем незнако­мыми друг с другом. Обезличенность многих повседневных контактов в современных городах стала фактом социальной жизни всего современного общества. Те или иные аспекты городского образа жизни характеризуют социальную жизнь современного общества в целом, а не только тех, кто живет в больших городах.

    Урбанизацию следует рассматривать как неоднозначный процесс, в ходе которого происходят многоуровневые, мно­гоаспектные изменения социального, экономического, куль­турного плана. Урбанизация страны характеризуется не только и не столько ростом размеров и численности городов, увеличением числа проживающего в них населения, но прежде всего формированием и все более широким распро­странением городского образа жизни, городской культуры в собственном смысле этого слова.

    Подавляющее большинство российских горожан - это выходцы из села в первом или во втором поколении. Доля горожан в третьем поколении, по примерным оценкам, меньше 20%. А потомков дореволюционных горожан еще меньше, например, в Москве - около 3%. Эти горожане бы­ли буквально растворены огромным притоком сельских ми­грантов. В малых городах , где проживает более 15% горо­жан, образ жизни населения остается до сих пор близким к сельскому, немалая часть жителей имеет достаточно разви­тое подсобное хозяйство.

    Жизнь в мегаполисах изменяет человека, его восприятие природы и психику. Процесс урбанизации обусловил разру­шение ранее устойчивых традиционных социальных связей и традиционных регулятивных институтов. Это вызывает социально значимые негативные последствия и может ока­заться опасным для будущего человечества. Скученность на­селения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля усугубляются такими факторами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, увеличение количества неблагополучных семей, причаст­ность молодежи к различным формам отклоняющегося по­ведения, рост преступности. Все заметнее проявляются от­чуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия.

    Отсюда вытекают многие современные требования созда­ния благоприятной жизненной среды, подразумевающие: планирование жилой застройки; планирование и размеще­ние промышленных предприятий; доступность природной зоны и легкость контактов с ней; совершенствование форм и методов организации досуга; просветительскую и оздоро­вительную работу; самое главное - управление городом должно осуществляться сильной, компетентной властью.

    Для создания благоприятной жизненной среды определя­ющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Практи­ка развития городов все больше подтверждает тот факт, что социальные проблемы можно решить только на основе уче­та интересов населения.

    ШШ Основные понятия: быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культу­ра бытовых отношений.

    1111 Термины: типы социального объединения и общения, ин­терьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональ­ное питание, досуг, урбанизация.

    Проверьте себя

    1) Раскройте содержание понятия «быт». 2) В чем заклю­чается особенность социально-бытовых интересов по сравне­нию с другими социальными интересами человека? 3) По каким основаниям классифицируют социально-бытовые от­ношения? Какие типы выделяют на основе каждого из них? 4) Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов? 5) Каковы основ­ные составляющие материально-вещественной среды обита­ния человека? 6) Что такое культура бытовых отношений? 7) Как урбанизация влияет на быт?

    Подумайте, обсудите, сделайте

    1. Сформулируйте несколько правил, в соответствии с ко­


    торыми современный человек сможет рационально органи­
    зовать материально-вещественную среду своего обитания.

    2. Однажды один из американских банков предложил


    своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег
    экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство.
    Выяснилось, что если платить за все, что они делают в ка­
    честве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым
    скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма,
    чем жалованье их мужей. Используя приведенный пример
    и привлекая личный социальный опыт, сделайте несколько
    выводов о значении домашнего труда.

    Выскажите свое мнение по поводу идеи исчезновения ин­дивидуального домашнего хозяйства. Как вы думаете, чем закончилась история ДНБ? Свои предположения обоснуйте.

    6. В 1972 г. на XII Международном семинаре по пробле­


    мам семьи группа социологов заявила, что современные тен­
    денции развития семьи связаны не с равномерным распре­
    делением домашних обязанностей между членами семьи, а
    с полным уничтожением домашнего хозяйства как социаль­
    ного института.

    В то же время современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации се­мейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домаш­ним хозяйством постоянно эволюционирует в сторону боль­шей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить непо­вторимость домашнего очага, его уникальность. При благо­приятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться. Как вы думаете, почему не оправдались ожи­дания социологов?

    Поработайте с источником

    Прочтите фрагмент статьи современной российской писательницы Ларисы Кузнецовой «Тепло домашних пирогов».

    Кухня, отнимающая у женщины время, многое дарит се­мье в целом. Домашний обед, устроенный в воскресенье, со­бирает за столом все семейство, на тарелках лежат всякие вкусности, дети принаряжены, а папа с мамой довольны. Застольная беседа не заменит никаких других бесед. За сто­лом мы не только учим детей, как держать вилку и ножик, но и как держать себя вообще. Ритуал воскресного обеда вы­растает в серьезную педагогическую акцию и в повод для семейной консолидации...

    Мы теперь все профессионалы. Интеллектуалы. По зако­нам какой-то странной иронии налаженность нашего быта порою ставится чуть ли не в обратную зависимость от вы­соты интеллекта. Теперь многие знают, что такое киберне­тика, синхрофазотрон, сверхзвуковые скорости. А вот что молочный суп не надо варить под плотно закрытой крыш­кой, как затеять пироги, испечь блины, чаще знают те, кто в кибернетике как раз плохо разбирается. Наверняка такой крен в сторону интеллекта и профессионализации оправдан требованиями момента и лежит, как говорят, в русле века... Отвращение к домашнему труду, это уж точно, может отра­вить жизнь, если человек этого труда не терпит, а избавить­ся от него не может. Поэтому осмелюсь высказать мысль, что огорчения и трудности в нашей бытовой суете возника­ют не только по объективным, но и по субъективным при­чинам, а также из-за многих неясностей, сомнений и даже теоретических недоговоренностей по поводу того, как же и с какой стороны смотреть на быт.

    Многое в нашей домашней суете постепенно заменяется общественной услугой, но многое и остается - по причинам самым разнообразным. Очевидно, так и будет, пока жива се­мья. Не будем лишний раз твердить: быт - это, знаете ли, ужасно! Это так засасывает! Засасывает плохо организован­ный и плохо продуманный быт, где нет и намека на взаи­мопомощь и кооперацию усилий взрослых и подрастающих членов семьи, где женщина превращена в прислугу. К тому же неумехи и распустехи того и другого пола состоят в боль­шем бытовом рабстве, чем расторопные толковые люди, у которых руки на все годятся.

    Кузнецова Л, Тепло домашних пирогов // Будь счастлив. -

    М., 1990.- С. 272-273.

    Ив . 1) Как, по мысли автора, свя­заны высота интеллекта и налаженность быта? 2) Автор пишет, что «огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не толь­ко по объективным, но и по субъективным причинам». Приведите несколько примеров, иллюстрирующих эти слова автора. 3) Опира­ясь на текст источника и параграфа, укажите, каким требованиям должен соответствовать быт современного человека.

    • Социально-бытовые интересы
    • Материально-вещественная среда обитания
    • Культура бытовых отношений

    БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ- ЭТО УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА ПОВСЕДНЕВНЫХ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПО ПОВОДУ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

    ИХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

    И ОСВОЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

    СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧЕТ БЫТ

    НА УРОВНЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

    С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ

    НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТА.

    ЭТНОГРАФИЯ – ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ.


    Социально-бытовые интересы

    Критерий

    Виды интересов

    Качество потребностей

    Сущность

    Типы социального объединения

    Территориальный признак

    Демографический признак


    Социально-бытовые интересы

    Образ жизни -

    Уровень жизни -

    Используется для…..

    Качество жизни -

    Характеризуется…

    Зависит от…..

    Свидетельствует о ….

    Характеризуется…

    Раскрывает сущность….


    Культура бытовых отношений

    • Культура организации досуга

    Культура рационального питания

    • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
    • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
    • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
    • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки
    • сытый человек – добрый человек
    • Совместные трапезы

    Культура обустройства и организации жилища

    • Дом – храм (для избранных)
    • Дом – это жизнь, пространство для жизни
    • Дом – гостиница
    • Дом с модной обстановкой
    • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
    • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище англичане – максимально удобное японцы – «эстетическая нагота»
    • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
    • англичане – максимально удобное
    • японцы – «эстетическая нагота»

    Культура ведения домашнего хозяйства

    • Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

    « В супружестве хорошая организация дома не м енее важна, чем любовь» . М. Плзак

    • Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)
    • Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

    Культура организации досуга

    • Увлечения: в Англии –садоводство, в Германии – спорт, в Болгарии – художественная самодеятельность, в Японии – фурю (изящный досуг –икебана, живопись, хокку)
    • В России – активный или пассивный, нехватка времени или «убить время»
    • Семейные традиции

    Закрепление

    Беседа по вопросам к параграфу учебника


    Использованная литература

    • Боголюбов Л.Н. , Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. Обществознание. Профильный уровень. - М.: Просвещение, 2010
    • Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 11 классов.- М.: Русское слово, 2005
    • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. профильный уровень. 11 класс. – М.: ВАКО, 2010
  • Вам также будет интересно:

    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
    Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
    Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
    Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
    22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
    Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
    При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
    Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
    Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...