Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Что делать для того, что бы ребенок адаптировался в обществе? Советы. Социальная адаптация ребенка в дошкольном учреждении

Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у учащихся всегда проходит по разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. От того, как протекает процесс социальной адаптации, во многом зависит успеваемость первоклассника на начальном этапе обучения.

Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов 20 века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково и поэтому он имеет множество определений. В общем определении социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса..

Первоначальный этап пребывания в школе - это период активной социальной адаптации ребенка к новым условиям, но формирование социальной направленности школьника происходит далеко не сразу. Для того, чтобы ребенок начал осознавать то, что он обязан учиться и в процессе обучения изменять себя, усваивая социальные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, ребенку необходимо перейти на новый уровень отношений как в школе, так и в семье. Данный период для детей 6-7 лет является проблемным, т.к. родители ребенка начинают предъявлять к нему более строгие требования по сравнению с дошкольным периодом, а отношения со сверстниками могут вызвать проблемы так как у ребенка еще нет друзей и поэтому не все дети легко проходят период адаптации к обучению. Социальная адаптация – это длительный процесс, протекающий под влиянием школьного коллектива и семьи ребенка, процесс многогранный и сложный во всех своих проявлениях. Важнейшими компонентами социальной адаптации детей к школьному обучению является взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. Поступив в школу ребенок подвергается огромному социальному воздействию. В ходе социальной адаптации школьника не только среда воздействует на ребенка, но и он сам меняет свое отношение к школе. В рамках социальной адаптации могут быть выделены адаптация ребенка в школе и адаптация во взаимоотношениях с родителями.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше времени проводят со сверстниками. На первых неделях обучения в школе среди детей 6-7 лет начинает вырисовываться классный коллектив, который следует сплачивать через общую деятельность и устремлять, как говорил В.А. Сухомлинский Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива).- Москва, « Молодая гвардия», 1975. С. 67, в будущее с помощью общих интересов и видов деятельности. Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. Школьный коллектив имеет огромное значение для социальной адаптации первоклассника. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется более высокий тип социальной направленности личности. В младшем школьном возрасте благодаря коллективу ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников, что способствует социализации ребенка.

Школьный коллектив способствует также и развитию товарищеских отношений между детьми. Взаимоотношения на данном этапе завязываются, преимущественно, на основе внешних обстоятельств: дружат между собой те, кто сидит на одной парте или живут на одной улице. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или в процессе коллективной игры. Но следует учесть то, что как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими, возникают определенные требования к личным качествам товарища. В общении со сверстниками в процессе учебной, игровой и других видов деятельности у детей постепенно складываются первые привязанности, происходит в некоторой степени смена субъективной позиции на объективную (Д.Б. Эльконин Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. псих. труды в 7- томах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна.-2-е изд.-М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж, МОДЭК, 1997.), т.е. осознание необходимости быть сдержанным, уступчивым, уметь помогать и т.д. В процессе совместной деятельности первоклассники избирают друг друга в качестве своих товарищей, устанавливают дружеские отношения друг с другом, что способствует успешной социальной адаптации. Дети, которые активно включены в адаптационный процесс обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. . . - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2005. - 512 с.

3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 1999. - 456 с.

4. Добреньков, В.И. Современная американская социология / В.И Добреньков. - М.: МГУ, 1994. - 296 с.

5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник / Г.Е. Зборовский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

6. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М., 1967. - 543 с.

7. Краткий словарь по социолoгии. - М., 1989. - 852 с.

8. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. - М.: Прогресс, 1966. - 664 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. - М., 1940. - 332 с.

10. Рубчевский, К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К.В. Рубчевский // Общественные науки и современность. - 2003. - №3. - С. 147-151.

11. Сухомлинский, В.А. Сборник работ по педагогике. Избранное / В.А. Сухомлинский. - М.: Прогресс, 1988. - 318 с.

12. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Наука, 1980. - 487 с.

13. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону, 1998. - 390 с.

14. Ядов, В.А. Социальная психология личности / В.А. Ядов. - М., 1998. - 658 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие "адаптации" и "личностного ресурса" в психолого-педагогических исследованиях. Структура и стадии адаптации. Социальная адаптация личности. Психологические механизмы социальной адаптации человека. Адаптация как процесс, проявление и результат.

    реферат , добавлен 01.08.2011

    Теоретические основы проблемы, сущность, содержание и факторы социальной адаптации, психолого-физиологические особенности младших школьников. Адаптация как составная часть и механизм социализации. Адекватная система отношений и общения с окружающими.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Понятие и история развития брачных отношений. Социально-психологические факторы, влияющие на удовлетворенность браком. Исследование социально-психологической адаптации. Корреляционные связи у мужчин и женщин. Адаптация, самоприятие и интернальность.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2013

    Сущность и обоснование категории "социально-психологическая адаптация", стадии данного процесса и его цели в организации. Адаптивные свойства личности, направления их формирования и развития. Влияние условий на социально-психологическую адаптацию.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Социализация неслышащих. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2003

    Социальная геронтология как наука о пожилых людях; ее направления и подходы: биологический, физиологический, психологический. Индивидуальные переживания и проблемы пожилой личности; типология групп, процесс старения, адаптация; социальная политика.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Понятие воспитательного процесса, его субъекты и объекты. Личность ребенка как субъект воспитания, особенности формирования личности как творца своей жизни и своей судьбы. Основные процессы, протекающие в личности. Образ ребенка в современной педагогике.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Исследование особенностей процесса социальной адаптации в младшем подростковом возрасте: понятие, сущность, возрастные особенности, трудности. Причины и последствия дезадаптации младших подростков. Диагностика процесса адаптации учащихся 5-х классов.

    дипломная работа , добавлен 07.03.2010

    Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации. Психология осужденного и способы психологического воздействия на личность преступника. Факторы, влияющие на успех социальной адаптации. Труд, как фактор воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Проблемы психологической адаптации в новых социально-экономических условиях, личностные процессы, связанные с проблемой формирования профессионального самоопределения. Адаптация как фактор дезорганизации, мобилизации и профессиональной направленности.

Детская дружба очень важна для ребенка, прежде всего тем, что ребенок сам выбирает себе друга. Слова известной детской песенки «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!», раскрывают основные чувства ребенка к своим сверстникам и ощущение своей личности в их кругу.

В процессе взаимодействия у людей возникают разнообразные взаимоотношения, которые можно определить как общественные отношения. Они могут быть официальными и неофициальными. Официальные отношения — это те, которые в некотором смысле контролируются обществом, официально и документально оформляются. Неофициальные же — возникают в неформальных структурах, могут поощряться и обществом, но они не закреплены документально. Различают еще деловые и личные (межличностные) отношения. Где именно деловые взаимоотношения могут быть у ребенка? Это садик, школа, клубы и кружки, спортивные секции. Там, где его и сверстников связывает учебная или трудовая совместная деятельность. Личные отношения связаны с потребностью ребенка в общении с близкими ему людьми. Это неформальное общение, которое «навязывает» ему взрослый. Ходи в садик, в школу, посещай спортивную секцию, музыкальную школу! Личные отношения на то и личные, что они близки лично ребенку.

В психолого-педагогических источниках они получили название межличностные. Их характеризует уровень понимания между людьми, межличностная привлекательность партнеров по общению и взаимодействие в поведении. Общение связано с развитием эмоциональной сферы ребенка.

На уровень общения влияет наличие положительных или отрицательных эмоций у ребенка, степень конфликтности, развитие чувств и умение ими пользоваться. Дети страстно защищают друга от нападок взрослого, даже если эти нападки обусловлены плохим поведением детей. Нередко приходится наблюдать, как различными « гримасами » дети пытаются помочь друг другу в разрешении каких-либо жизненных задач. Общаясь с другом или друзьями, ребенок проявляет чудеса изобретательности. С возрастом им становится интереснее все делать вместе. Конечно, нельзя еще сказать, что ребенок готов взять всю ответственность за совместные с другом проступки, но уже есть первые всходы «жертвенной дружбы». От меры этой жертвенности во многом зависит отношение детей друг к другу во время общения. В свою очередь, «качество» и длительность общения зависит от развития познавательных процессов и участников общения (мышление, память, внимание, воображение и пр.).

У каждого ребенка есть своя, индивидуальная «история» удовлетворения потребности в общении. Одни растут, окруженные вниманием и любовью близких людей. Их потребность в общении удовлетворяется на всех уровнях. Другие дети лишены подобных условий, они растут в атмосфере холодности и слабо выраженной эмоциональности. Но и в том, и в другом случае они могут испытывать трудности в адаптации к условиям жизнедеятельности. Общительные дети могут попасть в коллектив класса или группы со слабыми установками к общению, с ярко выраженной индивидуалистической направленностью взаимодействия. И, наоборот, малообщительные дети могут попасть в коллектив широко и красиво общающийся. В любом случае, межличностное общение для ребенка очень важно и взрослым, интересующимся его жизнью, тоже должно быть небезразлично, как использует их ребенок те механизмы, которое позволяют ему «спрятаться» в общении от своих детских невзгод.

Межличностное общение функционально. Оно имеет характеристики, позволяющие судить о роли общения в жизни ребенка. Если мотивом межличностного общения является одиночество, то, как правило, ребенок будет тянуться к более самостоятельным, «смелым» в его понимании, наделенным житейским опытом, сверстникам или более старшему ребенку. Это как раз и приводит к дружбе с детьми из «группы риска». Ребенок, выросший на улице или в неблагополучной семье, знает жизнь и понимает, чего именно не хватает ищущему дружеских отношений вне дома, семьи ребенку. Вот это опасно! Тогда родителям необходимо задуматься, почему ребенку одиноко дома, чего не хватает ему в семейной лодке. Скорее всего, понимания, участия в его детских, но таких важных, делах. Пока не поздно, следует изменить свои взгляды на личность ребенка. Вспомнить, что он такой же полноправный член семьи. Уделять ему больше времени для общения. Мобилизовать усилия всех членов семьи для участия в жизни ребенка. В этом случае можно изменить ситуацию. Если потребности в общении будут удовлетворены в стенах дома, то теряется смысл в поиске друга на стороне. Ребенок будет общаться со сверстниками, но такое общение уже не будет носить «болезненный» оттенок.

Эмоционально-нравственные начала, на которых строятся межличностные отношения, формируют личность ребенка. Важен выбор субъектов общения. У дошкольника и младшего школьника этот выбор очень велик. Ребенок положительно настроен на построение большого количества взаимосвязей. Можно наблюдать, как легко дети этого возраста сходятся и также легко расхо-дятся. У них еще не выработаны привязанности и эмоциональная привлекательность собеседников не так велика. Но уже с поступлением в школу ребенок учится управлять своими чувствами, поведением. Его симпатии или антипатии к другим детям могут выражаться более рельефно. В это период особенно важно, какой круг общения формируется вокруг ребенка.

➠ Поэтому внимание родителей должно сосредотачиваться не только на учебных достижениях ребенка, но и на том, какого рода друзья его интересуют. И не паниковать, если ребенок вдруг задружит с «хулиганом». Помните, что его связи еще не крепки. Главное, не запрещать, а действовать педагогическими методами, позволяющими вовремя правильно реагировать на изменение пристрастий ребенка. Выбор объектов общения в дошкольном и младшем школьном возрасте может определить нравственный потенциал его дальнейшей жизни.

Обобщая вышесказанное, сделаем вывод о том, что потребность в общении создает основные условия адаптации ребенка к жизни во взрослом мире. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка, и вы не пропустите появляющиеся проблемы. Следует всегда помнить о том, что ребенок строит свои отношения по-разному в раннем детстве, дошкольном, в младшем школьном и подростковом возрасте.

Основная задача родителей — бережно и уважительно относиться к выбору друзей своим ребенком. А если выбор неудачен с их точки зрения, избегать авторитарных, запретительных методов «разрушения» дружбы. Но это действует в том случае, если ребенок общителен, экстравертен. Если же он замкнут и не общителен, интравертен — то ему необходимо помочь в преодолении робости в отношении взаимодействия со сверстниками. Этому во многом способствуют специальные упражнения на формирование коммуникативных навыков.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...