Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Что и как читать маленькому ребенку. Как и что читать ребенку. Как правильно читать ребенку сказку? правила, которые сделают чтение вслух привлекательным

Консультация для родителей

Дошкольник и книга

Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием, вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности, тем более, когда в современных условиях само понятие «книга» почти лишилась прежнего авторитета, а телевидение и компьютер активно выступают его конкурентами. Но книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный. Именно в дошкольном детстве начинает складываться начитанность: дети знакомятся с русским и мировым фольклором от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до былин, и сказов, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П.П.Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Г-Х Андерсена. К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Милна, А. Лингрен и многих других.

Всё знакомство детей с огромным литературным наследием опирается на фундамент, который закладывают взрослые в дошкольном детстве. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольника.

С целью определения значения важности чтения детям в семье, среди родителей воспитанников нашего детского сада был проведён опрос (анкетирование), который показал следующие результаты:

  • Домашние детские библиотеки есть в каждой семье (100% опрошенных)

Эти библиотеки регулярно пополняются за счёт покупки новых книг (53%)

Имеется достаточно полная библиотека, которая не требует пополнения, или пополняется за счет подаренных книг (47% орошенных)

  • При выборе книг родители обращают внимание в первую очередь на содержание книг, соответствие произведений возрастным особенностям и интересам детей и на иллюстративное оформление книги.
  • Ежедневно детям читают только 67% опрошенных родителей, остальные 33% читают детям редко (о чём сожалеют) или иногда (2-3 раза в неделю)

Самая читающая группа в детском саду - 2 младшая: из всех опрошенных только 1 родитель читает ребёнку редко (ребёнок отказывается слушать), остальные читают детям ежедневно.

  • 53% родителей читают детям только по просьбе самих детей, остальные родители читают как по просьбе ребёнка, так и по своей инициативе.
  • 61% опрошенных могут назвать любимые произведения своих детей.

Затрудняются ответить на этот вопрос, или отвечают, что у детей нет любимых книг – 39% родителей.

  • Важность значения книг в развитии ребёнка отмечают 94% всех опрошенных родителей, 6% родителей затрудняются ответить на этот вопрос.

Так что же приобретает ребенок, когда родители ему читают?

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества:


Во-первых, пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.

Как привлечь малыша к чтению:

Самая любимая деятельность ребёнка – это игра. Предложите малышу поиграть с книжками.

«Прятки с книжкой»

Покажите своему ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, а когда найдёт – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай о чём книга»

Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребёнку стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг – и в другой сказке!»

Предложите ребёнку сочинить новую сказку про любимого сказочного героя, который мог оказаться в другой сказке (Что могло с ним случиться?)

Памятка для родителей

  • Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.
  • Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном.
  • Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

Чтение перед сном

Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать

Читайте каждый день

Толстые книги

Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.

Как научить ребёнка беречь книги

Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

Не загибать листы, пользоваться закладкой.

Класть книгу только на чистый стол.

Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.

Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу

Выясните перед чтением, или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?

Попросите ребёнка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

Как описана природа?

Какие слова и выражения запомнились?

Чему научила книга?

Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности

Она лёгкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой: ребёнок должен иметь возможность смотреть её самостоятельно.

В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст только крупный, фразы четкие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текс должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней страничке или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему своё время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т.п. На станице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух - трёх слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», - все может ограничиваться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Весёлая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начинать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать Яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появится интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки – игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книга, прежде всего, предназначена для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.

Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книга может показаться ребёнку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы, и при этом учиться работать с новой информацией.

Расширяем кругозор

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать с детьми самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говориться в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите её подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребёнок, тем многограннее становиться круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтоб малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным :


1. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед ребёнком так, чтобы он мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.


2. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

3. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча слушать.

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.


5. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.


7. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

8. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

9. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.


10. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Для детей с 1года 6 месяцев - 2 лет

Сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Как коза избушку построила», «Козлята и волк», «Теремок», «Маша и медведь»

Произведения поэтов и писателей России:

А. Барто (из цикла «Игрушки»): «Бычок», «Мячик», «Слон»

В. Бересотов «Курица с цыплятами», «Больная кукла» «Котёнок»

С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»

В Сутеев «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал мяу»

Л. Толстой «Три медведя»

и другие.

Для детей 3-5 лет.

Произведения русского фольклора: песенки, потешки, заклички

Сказки: «Волк и козлята»

«Волк и лиса»

«Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок белый бочок – чёрные копытца»

«У страха глаза велики»

«Про Иванушку – дурачка»,

«Война грибов с ягодами», «Жихарка», «Зимовьё»

Сказки народов мира:

Украинские: «Рукавичка», Коза –дереза»

Венгерская «Два жадных медвежонка»

Белорусская «Пых»

Латышская «Лесной мишка и проказница мышка»

Английская «Три поросёнка»

Братья Гримм»Бременский музыканты»

Ш. Перро «Красная шапочка»

Произведения писателей России

С. Маршак «Зоосад», «Где обедал воробей», «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»,

К. Чуковский «Путаница», «Краденное солнце», «Мойдодыр», «Муха – цокотуха», «Ежики смеются», «Айболит», « Чудо – дерево», «Черепаха», «телефон», «тараканище», «Федорино горе».

К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Уточки», «Васька», «Лиса –Патрикеевна»

Д. Мамин – Сибиряк «Про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про мохнатого Мишу – Короткий хвост»

М. Горький «Воробьишка»

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

и другие.

Для детей 5 - 7 лет

Художественные тексты для длительного чтения:

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» ; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

П. Ершов. «Конек-горбунок».

С. Аксаков. «Аленький цветочек».

В. Гауф. «Маленький Мук». «Карлик Нос».

Г. Х. Андерсен. «Снежная королева».

А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

Т. Янссон. «Шляпа волшебника». «Волшебная зима».

Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».

Ю. Дружков. «Приключения Карандаша и Самоделкина».

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот». «Крокодил Гена и его друзья». «Гарантийные человечки».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

П. Трэверс. «Мэри Поппинс».

Р. Киплинг. «РикКи-Тикки-Тави».

А. Чехов. «Каштанка».

Б. Житков. «Что я видел».

Н. Носов. «Дружок». «Фантазеры». «Мишкина каша». «Огородники». «Автомобиль».

В. Драгунский. Денискины рассказы: «Он живой и светится. ». «Красный шарик в синем небе». «Друг детства». «Шляпа гроссмейстера». «Тайное становится явным». «Что любит Мишка». «Что я люблю». И др.

А. Гайдар. «Чук и Гек».

Художественные тексты для непродолжительного чтения

Сказки разных народов (по выбору, в том числе):

Русские сказки (в обработке русских писателей) : «Иван-царевич и Серый волк». «Царевна-лягушка». «По щучьему веленью». «Финист - ясный сокол». «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». «Морской царь и Василиса Премудрая». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». «Марья-Моревна». «Сивка-бурка». «Никита-Кожемяка». «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

Немецкие сказки (в обработке братьев Гримм) : «Снегурочка». «Сказка о рыбаке и его жене». «Король-Дроздовик». «Госпожа Метелица». «Храбрый портняжка». «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка». «Юный великан», « Верные звери».

Г. Х. Андерсен. «Новое платье короля.» « Стойкий оловянный солдатик». «Свинопас». «Елка». «Старый уличный фонарь». «История года».

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Спящая красавица»

Р. Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе». «Как было написано первое письмо». «Как была придумана азбука (Как появился алфавит.)» «Откуда взялись броненосцы» «Краб, который играл с морем». «Сказка о Старике Кенгуру».

П. Бажов. «Серебряное копытце», « Огневушка-поскакушка».

С. Маршак. «Двенадцать месяцев».

К. Паустовский. «Теплый хлеб».

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

В. Бианки. Сказки: «Сова». «Чей нос лучше». «Как Муравьишка домой спешил». «Мастера без топора». «Хвосты». «Терентий-Тетерев».

Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

Книжки-игрушки от 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

Книги от 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

Чтение от 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

Детские книги с 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

  1. Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
  2. Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма"
  3. Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денек"; С. Козлов. "Я на солнышке лежу".
  4. Серия "Уроки малышам": "Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем"
  5. Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож"
  6. Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
  7. "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
  8. "Теремок".
  9. В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?"
  10. Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".

Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет

  • "Золотая книга для детей" "Репка". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • "Колобок". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
  • "Петушек и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
  • С. Маршак. "Детки в клетке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • В. Сутеев. "Цыпленок и утенок "; "Под грибом";
  • Л.Толстой "Три Медведя", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • С. Михалков."Упрямый лягушонок", рис. В. Сутеева;
  • С. Михалков. "Мой щенок", рис. В. Сутеева;
  • С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке";
  • С. Маршак. "Сказка об умном мышонке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • К. Чуковский. "Телефон", рис. В.Канашевича;
  • "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
  • К. Чуковский. "Муха-цокотуха", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Тараканище", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Крокодил", рис. В. Сутеев;
  • В. Сутеев. "Дядя Миша", рис. В. Сутеев;
  • Б. Заходер. "Мишка-Топтыжка", рис. Г. Бедарева;
  • А.С. Пушкин. "Лукоморье";
  • И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
  • В.Н. Косыгина. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика,
  • С. Маршак. "Веселый счет";

Список литературы для детей от 3-х до 6 лет

К вышеперечисленным произведениям прибавляются:

  1. "Красная Шапочка", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
  2. "Три поросенка", пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
  3. "Кот в сапогах" пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  4. "Золушка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  5. "Спящая Красавица", пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  6. "Оловянный солдатик", пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
  7. "Русалочка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  8. "Огниво", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.
  9. "Новогодняя сказка", изд-во "Самовар",1996 год.

Александра Морозова - дошкольный педагог,
Ирина Александрова - филолог, преподаватель высшей категории

все, конечно, замечательно, но что делать если мы в 5,5 уже Золушку и сказку о спящей красавице практически наизусть помним, меня лично уже от них тошнит. Для разнообразия перечитали по 2 раза Незнайку (и пр. приключения), Фантазеров, Алису в стране чудес, Алису в зазеркалье, Пеппи Длинныйчулок, Сказки дядюшки Римуса, Волшебника изумрудного города, Урфина Джюса, Семь подземных королей, 80 дней вокруг света, Приключения Нильса, Щелкунчик. У меня открытый вопрос ЧТО читать ребенку??? осталась 2 главы Огненного бога маранов (это продолжение из серии Волшебника изумрудного города). Следующий на очереди у меня Том Сойер. помогите советом. Спасибо

29.04.2009 17:25:38, MP 22.04.2006 13:33:45,

Сначала было всё более-менее правильно, лет до двух. Потом некоторые моменты у меня вызвали недоумение. Например, я представила себе, как своей трёхлетней дочке (умненькой и смышлёной) буду рассказывать про титульный лист, переплёт, паспорт, формат... Ей будет жутко интересно! :))))
А дальше как-то всё намешано в кучу. Как можно объединять детей от 3 до 6 лет? Ведь это же целая эпоха в развитии! И трёхлеткам, к примеру, "Оловянный солдатик" или "Огниво" будут ещё совсем непонятны, равно как и Бажов с Ершовым.

22.04.2006 00:33:05,

Всего 5 сообщений .

Еще по теме "Детские книги от 0 до 6 лет - список книг по возрастам":

Мои близнецы 10 лет даже слушать книги с детства не любят, очень редко летом днем в жару, хотя вся наша семья книголюбы, все читаем, в библиотеки ходили и ходим и водили детей. Старший много читает, но только летом, находит на него каждый год и любит именно книги...

Итак, список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь. Андерс Якобссон, Серен Ульссон «Дневник Берта» В книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте...

Расскажите, про те книги, которые интересны вашему ребенку, что б покупала основываясь на отзывах, а то вот Тоби Лолнес у нас как то не В ближайшей библиотеке пускают в разные залы по возрастам. И в зале для начальной школы стоят книжки для дошкольников, по большей...

А верно ли это в отношении детских книг? Сейчас в продаже можно найти большое количество прекрасных детских книг, не то что в наше детство. Лучшие детские книги: для малышей и дошкольников. В возрасте до 4 лет родители делают упор на развитие ребенка...

Как читают дети в 9 лет?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье...

Список детских книг. Книги в списке рассчитаны на младший и средний школьный возраст, то есть приблизительно 7-12 лет. Раздел: Книги (гулливер книга для какого возраста). в каком возрасте читать (если ребенок читает самостоятельно).

Техника чтения. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия...

Часто эти книги оформляют в расчете на малышей, но книга универсальна и подходит даже для вот тут есть 9 книга, у нас тоже только до 8 куплено.. кстати, я видела эту книжку в нашей детской Внеклассное чтение: список литературы. Что почитать интересного мальчику 8 лет...

Как контролировать прочитанное, просить пересказать? А зачем контролировать прочитанное? У меня ребенок читал вслух ровно до того момента, как научился читать про...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Конференции Список конференций. Закрыть. Предлагаю обменяться опытом: что читают Ваши детки в 7-8 лет.

Как правильно пишется термин "нечитающий ребёнок " или "не читающий ребёнок ". по законам - вроде второй вариант, но рука тянется убрать пробел. (речь идёт о ребёнке, который не...

Сегодня ребенка пришла расстроенная из школы, читали на уроке вслух и учительница несколько раз просила читать "еще громче", а девица моя стесняется:(Хотя она девочка без...

Что читать ребенку. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. А книги Левшина на какой возраст расчитаны?

Ребенок знает все буквы - выучил по своей инициативе, вообще неравнодушен к знакам - буквы, цифры, дорожные знаки, марки машин. Но говорит очень плохо и мало. В 3 года 4 мес - на уровне двухлетки и даже хуже. И то прогресс - зимой было всего слов 25, сейчас уже хорошо за сотню и прибавляются чуть ли не каждый день. Предложения из 3-5 слов, "рассказы" из 2-3 предложений. Отвечает на вопросы - чаще всего односложно.

Почти во всех книгах по возрасту он мелкий:-(А если крупный, книга совсем детская и Польке неинтересно... Список литературы для детей от 0 до 6 лет. Комиксы про медвежонка Бамси и книжку Мафин ищет клад - шрифт огромный, картинок полно Что подарить ребенку?

Уровень развития читающего ребенка гораздо выше, чем у того, который читать не умеет. Кроме чисто технического умения читать, с помощью чтения ребенок делает большой шаг к...

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ СКАЗКУ? ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Прежде чем рассказать сказку малышу, убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Но важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих деток.

4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.

5. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.

6. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

7. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

8. Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

9. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т.д.. Хотим заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

10. Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.

11. Не выбирайте страшных сказок, будоражащих воображение.

13. Читайте сказку медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

14. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

15. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем сказок, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание!

Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка.

16. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

17. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

18. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

19. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

20. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

21. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

22. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.

23. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

24. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

25. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

26. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

27. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

СЛУШАЯ СКАЗКИ, МАЛЫШ МЕЧТАЕТ, ИГРАЕТ, РАЗВИВАЕТСЯ И… ВЗРОСЛЕЕТ! СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ СОМНЕ­ВАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ НУЖНО С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА. ВАЖНО ТОЛЬКО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНО ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ВАМ ОБОИМ.

У детских психологов уже не осталось никаких сомнений: детям, даже самым маленьким, книги нужны не меньше, чем родительская любовь или хорошее питание. Хотя некоторые родители это утверждение до сих пор воспринимают скептически: для чего совсем маленьким детям сказки, если они даже смысла простых слов не понимают? Но у ученых есть все доказательства: книги не только помогают малышам взрослеть, но и на всю жизнь прививают им любовь к чтению.

ВЫБИРАЯ СКАЗКИ ДЛЯ МАЛЫША, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К ГОЛОСУ СВОЕГО СЕРДЦА – ИМЕННО ВАМ ПРЕДСТОИТ «ОЗВУЧИТЬ» ВЫБРАННЫЙ СЮЖЕТ, ПРИЧЕМ НЕ ОДИН РАЗ.
В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

Первое время книга для малыша будет прежде всего объектом изучения, стимулирующим развитие всех пяти чувств, включая обоняние и вкус. Чтобы в этом убедиться, достаточно понаблюдать за поведением полуторагодовалого ребенка. Получив книгу в свое распоряжение, он сначала гладит ее, переворачивает вверх ногами, ставит на ребро, а потом нюхает, лижет и тянет в рот! Чтобы не прерывать знакомство в самый интересный момент, заранее позаботьтесь о том, чтобы выбранное вами издание было приспособлено для таких экстремальных способов «прочтения». Это несложно: сегодня многие издательства соревнуются в изобретательности, выпуская малоформатные книжечки «повышенной прочности».

КАК В ЗЕРКАЛЕ
Первые книжки не только приносят ребенку чувственный опыт и удовольствие от общения с родителями, но и учат его наблюдательности. Очень скоро малыш начинает рассматривать картинки. Именно они дают ему представление об окружающем мире, поэтому иллюстрации пользуются неизменным успехом у детей: для них это азбука действительности. Малыш быстро осознает, что на картинках изображены реальные вещи и явления. Исследования, например, подтверждают, что даже самые маленькие дети довольно редко путают верх и низ рисунка. В десять месяцев они уже понимают, что котенок, изображенный в книжке, и кот, свернувшийся на диване, − это совсем не одно и то же. Такой переход к восприятию символов означает запуск процессов мышления.

Примерно в это же время маленький исследователь обнаруживает, что книга умеет «говорить»! На ее страницах «живут» не только картинки, но и слова. Разумеется, сделать это важное открытие без вашего участия у него не получится. Первая книга всегда говорит голосом мамы, и только через несколько лет его сменяет молчание печатного слова. Благодаря вашим интонациям сюжет приобретает для него особую эмоциональную ценность. Вам не хватает актерского мастерства и творческого подхода? Увлеченный слушатель простит вам эти недостатки. Главное, чтобы вы читали сказку с душой, тогда вашу стеснительность или оговорки он пропустит мимо ушей. К тому же, каждый день тренируясь в декламаторском искусстве, рано или поздно вы обязательно откроете в себе такие таланты чтеца и рассказчика, о которых раньше и не подозревали.

ВРЕМЯ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
Если в книжке есть картинки, вы можете описать их своими словами или придумать по ним свой сюжет, когда подписей под ними нет. Сначала опишите рисунок, потом задайте ребенку вопросы − такими нехитрыми способами вы сможете оживить новый для малыша образ. Даже в раннем возрасте ребенок вполне способен воспринять на слух небольшой рассказ, сложенный из самых простых слов. На эту роль идеально подходят сказки, слушая которые малыш будет постепенно пополнять свой лексикон. В этот период в загадочных и непонятных словах для крохи заключается целый волшебный мир. Не пытайтесь превратить чтение сказки в познавательную лекцию. Подробный разбор каждого слова с экскурсом в историю не оставит места для игры воображения. Если ребенок что-то не поймет, это не страшно. Если ему действительно необходимо понять значение незнакомого слова, он сам попросит у вас объяснений.

А что делать, если времени и сил на чтение сказок не остается? Или душа к этому занятию совсем не лежит? Конечно, в мире существует немало родителей, которые с самыми благими намерениями каждый вечер насильно заставляют себя исполнять этот ритуал… В этом случае психологи дают два совета: не драматизировать ситуацию и перестать относиться к чтению как к обязанности. Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Не принуждайте себя только потому, что это полезно для развития малыша.

ЗНАКОМЫЕ НАПЕВЫ
Знакомство с художественным стилем речи не просто обогащает детский словарный запас, но и задает ребенку определенные ориентиры. В отличие от языка повседневного общения, который почти всегда соотносится с настоящим моментом, история, рассказанная в книге, отсылает читателя и к прошлому, и к будущему. Кроме того, у рассказа всегда есть начало и конец, между которыми в логической последовательности разворачиваются перипетии сюжета − чем не модель самой жизни!

Еще одно важное для малыша качество: сколько бы раз ему ни читали одну и ту же книжку, из нее не пропадет ни единое слово. Эта неизменность и предсказуемость обнадеживает ребенка, дает ему уверенность в прочности собственного существования. Дедка обязательно вытянет репку, а курочка непременно снесет яичко и завтра, и через месяц, и через год. Если бы сюжет сказки менялся каждый вечер, что убедило бы расстающегося на ночь с родителями малыша в том, что папа или мама не станут другими к следующему утру? Именно потребностью в стабильности и объясняется тот факт, что маленький любитель сказок готов слушать знакомую историю по сотне тысяч раз.

СТРАННЫЕ ЗНАКИ
Одно время считалось, что, пока ребенок не научился читать, у него нет ни малейшего представления о том, что такое письменный текст. Но исследования доказали обратное: уже в возрасте двух-трех лет человек интуитивно понимает, что написанные строчки несут в себе какой-то смысл. И поскольку ваш маленький Шерлок Холмс пока не знаком с механизмом письма, он начинает строить собственные гипотезы на этот счет. Часто забавные: дети говорят, что для слова «поезд» потребуется больше букв, чем для слова «машина»: ведь поезд намного длиннее!

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
Хорошую книгу можно распознать прежде всего по тому всплеску эмоций и чувств, которые она у нас вызывает. Ребенок, как и взрослый, находит в ней отражение своих радостей, горестей, страхов, и порой там, где вы этого не ждете. Малыш, например, может разглядеть в углу страницы крошечную птичку и, не обращая внимания на остальные детали рисунка, настойчиво требовать от вас ответа на вопрос: «А почему синичка сидит на ветке одна?» И тут не мудрено растеряться: в сказке-то об этом ничего не сказано! Но такая реакция вполне естественна: ребенок дает выход своим душевным переживаниям, ведь его тоже тревожат вечные человеческие страхи одиночества, смерти, разлуки.

Страшные рассказы тоже выполняют воспитательную функцию, поэтому, если малыш просит вас почитать на ночь сказку про злого великана, не пытайтесь отговорить его от этой затеи. Запрещать такие книжки тоже не стоит: ребенок имеет право выбирать, что ему слушать. Если он заказывает вам страшную историю, значит, сейчас ему необходимо пережить ощущение страха. Чтобы избавиться от негативной эмоции, ребенок должен ее проиграть, а сказка как раз позволяет ему это сделать.

О ДУШЕ И ТЕЛЕ
Позвольте малышу слушать вас так, как он хочет. Если ваш полуторагодовалый малыш, едва вы успели прочитать первые два предложения, убегает в другой конец комнаты играть с машинками, не расстраивайтесь. Это не значит, что он никогда не полюбит книжки. Просто у некоторых детей потребность в двигательной активности выше, чем у других. Во время совместного чтения у крохи может внезапно возникнуть желание прижаться к вам поближе, но уже через минуту ему может срочно понадобиться сделать круг по комнате… Этими и многими другими способами малыш пытается пережить полученные от рассказа эмоции. Свои чувства он выплескивает в движениях и жестах.

Но может случиться и так, что однажды вечером ребенку действительно не захочется слушать сказку. В этом случае его отказ нужно ясно расслышать и не настаивать на своем. Не стоит забывать, что на этом этапе романа, который у него завязывается с книгой, самое главное − удовольствие от процесса.

СТРАШНЫЕ РАССКАЗЫ
Стоит ли оберегать ребенка от встречи с Бабой-ягой или Бармалеем? Психологи решительно отвечают: «Нет!» Сказки в ясной и самой естественной для малыша форме иллюстрируют важнейшие психологические переживания – желание быть любимым, боязнь оказаться отвергнутым, стремление жить, страх умереть. Ребенок получает возможность пережить свои тревоги вместе с главным героем, потому что он часто идентифицирует себя с ним. Злые персонажи наделены силой, коварством, хитростью и колдовскими чарами, но в конечном счете победу всегда одерживает Добро. И ваш малыш побеждает вместе с ним!

ОТ 0 ДО 1,5 ГОДА
Малыш прекрасно воспринимает стихотворные ритмы и различает интонации. Для первых чтений выберите поэзию: она даст первое представление об особом художественном языке, отличающемся от повседневного. Поскольку смысл содержания крохе еще не доступен, читать ему можно любых поэтов.

Когда кроха научится сидеть и держать в руках предметы, можно дарить ему книжки-игрушки – матерчатые, резиновые, картонные, музыкальные. Главное, на одной странице должен быть изображен один персонаж,чтобы малыш мог с легкостью его опознать, показать, как мяукает киска, где у нее хвостик, ушки и усики.

Потешки, прибаутки, колыбельные помогают детям выстроить модель окружающего мира. Пригодятся также книжки, рассказывающие о повседневных событиях в жизни малыша: как он обедает, играет, спит.

ПОЛЕЗНАЯ ПРИВЫЧКА (ОТ 0 ДО 1,5 ЛЕТ)
Если для взрослых чтение – это прежде всего способ отрешиться от реальности, совершить путешествие в придуманный мир или почерпнуть полезную информацию, для малыша книга представляет совсем иную ценность: она дарит ему минуты общения с близкими и их внимание, в которых он так нуждается. Однако со временем этот приятный совместный досуг принесет интеллектуальные плоды, если вам удастся привить малышу вкус к чтению. Главное – читать с выражением, чтобы малышу было интересно, и примерно в одно и то же время – так чтение войдет у малыша в привычку.

ОТ 1,5 ДО 3 ЛЕТ
Ребенок начинает говорить, понимает смысл многих слов и может представить, как «чайник за кофейником бежит». Самое время познакомить его со стихотворениями Чуковского, Маршака, Барто.

Раннее чтение – это общение малыша не только с мамой, но и с автором книги и художником-иллюстратором. Ребенок пытается «раскодировать» картинки, поэтому ищите книги с красивыми рисунками и добрыми персонажами: по их лицам малыш будет учиться считывать эмоции. «Кислотные» расцветки и герои, нарисованные в стиле компьютерной графики – не самый удачный выбор.

Сюжет должен быть простым и связным, с началом, серединой и концом; мотивы поступков героев – понятны. Благодаря такой структуре текста малыш учится выстраивать последовательность событий и улавливать причинно-следственные связи.

Отдавайте предпочтение коротким рассказам. Начать можно со сказок с иллюстрациями Владимира Сутеева («Три котенка», «Цыпленок и Утенок») и серией книжек про Медведика Кармы Уилсон и Джейн Чапмен. Для 3 лет подойдут рассказы «Котенок по имени Гав» Григория Остера и «Приключения поросенка Петра» Людмилы Петрушевской. Параллельно можно читать общеизвестные сказки.

Аудиокниги можно включать с 2–3 лет. Главное их отличие от обычной книги – отсутствие живого общения с мамой.

ШИРЕ КРУГ (ОТ 1,5 ДО 3 ЛЕТ)
Кроха начал говорить, и отныне книжка станет прекрасным подспорьем в пополнении словарного запаса и развитии речи. Предлагайте ему разные книжки, даже если вы видите, что маленький «консерватор» прекрасно обходится парой-тройкой любимых сказок. Пробудить интерес к новым сюжетам можно прямо в книжном магазине. Полистайте вместе издания и позвольте ребенку выбрать на свой вкус. Если сюжет вам не понравится, не беда – по картинкам вы сможете придумать свою историю, ведь малыш еще не умеет читать.

ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
Есть соблазн обложить малыша познавательными энциклопедиями и азбуками. Но в дошкольном возрасте у большинства детей ведущую роль играет правое полушарие, которое отвечает за образное мышление и эмоциональное развитие. Левое полушарие, отвечающее за логические операции и обработку информации, созревает только к 6–7 годам. Перегруженность малыша знаниями может привести к нервным срывам.

Ребенок учится слышать и воспринимать художественный текст, наслаждаться музыкой стиха, видеть за словами образ. Здесь важны стихи и классическая детская проза с целостными сюжетами: рассказы Н. Носова, А.Раскина, В. Драгунского, сказки Андерсена и т. п.

Время для игровой поэзии (стихов-перевертышей): малыш уже способен смеяться над миром, опрокинутым вверх тормашками. Предлагать их раньше не имеет смысла: ребенок ничего не поймет и запутается в странных образах. Можно почитать А. Усачева, Ю.Мориц, О. Григорьева.

«Психотерапевтические» книги современных авторов о смерти, рождении детей и т. п. можно почитать малышу в том случае, если этот вопрос его волнует и он проявляет к теме повышенный интерес. Читать их в чисто познавательных целях или ради разнообразия не стоит.

Стоит избегать и книжек, где знакомые сюжеты изложены в стиле учебного пособия, с задачками вроде: «А теперь посчитай, сколько козлят осталось в домике!» Такая подача нарушает целостное восприятие художественного текста.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ (ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ)
Важно не только выбрать «правильную» книжку, но и подать малышу личный пример. Если мама с папой годами не подходят к книжкой полке, им вряд ли удастся внушить чаду любовь к чтению.Отбить у ребенка желание брать в руки книгу может, как ни странно на первый взгляд, раннее обучение чтению. Большинство психологов не рекомендуют покупать детям первый букварь до 6–7 лет: до этого момента малыши практически не способны понять смысл прочитанного.

Мы часто жалуемся на то, что дети перестали читать книги. Но не мы ли сами в этом виноваты? Вместо того, чтобы почитать малышу, который еще не познакомился с азбукой, мы усаживаем его смотреть мультики либо играть за компьютер, оправдываясь нехваткой времени. Постепенно ребенок подрастет, учит буквы, но к чтению особого интереса не проявляет, потому что чтение в какой-то степени — труд. Телепрограммы же или компьютерные игры воспринимаются как развлечение. Привыкнув сосредотачивать внимание на зрительных образах, ребенку сложнее воспринимать новую информацию на слух, и это становится особенно заметно, когда малыш идет в школу.

Давайте постараемся, чтобы у наших деток не возникало подобных проблем, ведь чтение — это не только способ развивать фантазию и учиться внимательно слушать. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин: «Чтение - вот лучшее учение!». Книги очень многому учат не только детей, но и нас, взрослых. Открывая даже старую знакомую детскую книжку, мы всегда открываем для себя и что-то новое. А если говорить о чтении детям, то это еще и способ скоротать скучную дорогу, и развлечься, пообщаться, обсудив прочитанное. И что очень важно — возможность привить ребенку хороший вкус и расширить его кругозор и словарный запас.

Перед вами отличный список книг с советами что, как и когда читать своим малышам. Надеемся, он будет вам полезен.

От 0 до 2 лет

Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, малыш учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации.

Как читать?

Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки.
Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее - в общем, добросовестно развлекайте малыша.

Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ и предметов.

Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках.
Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.

Что читать?

Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.

Стихи со звукоподражанием.

Литература:

  • Александрова З. «Одуванчик», « »
  • Аронзон Л. «Кому что снится»
  • Барто А. « »
  • Бергельсон А. «Ура для комара»
  • Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»
  • Благинина Е. «Стихи для детей»
  • Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
  • Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
  • Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
  • Майер Н. «Лесные жители»
  • Маршак С. « »
  • Мошковская Э. «Зоопарк»
  • Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»
  • Русские народные . «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
  • «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
  • Степанов В. «Как живете? Что жуете?»
  • Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
  • Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»
  • Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»
  • Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

От 2 до 4 лет

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. Самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению.

Как читать?

Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Что читать?

Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.

Небольшие стихотворения (4-12 строк) и стихотворные загадки.

Литература:

  • Андерсен Г. Х. «Дюймовочка»,»Огниво«, «Сказка о стойком оловянном солдатике»
  • Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
  • Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  • Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
  • Даль В. «Старик-годовик»
  • Дональдсон Д. «Груффало»
  • Ершов П. «Конек-Горбунок»
  • Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
  • Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
  • Левин В. «Глупая лошадь»
  • Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»
  • Маршак С. « », «Веселый счет»
  • Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
  • Мориц Ю. «Крыша ехала домой»
  • Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
  • Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
  • Сеф Р. «Кто на кого похож»
    Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал „мяу“?»
  • Толстой Л. «Сказки и рассказы»
  • Тувим А. «Азбука», «Где очки»
  • Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
  • Чуковский К. « », « », « », « », « »
  • Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»
  • Яснов М. «Собиратель сосулек», «Вышел зайчик погулять»

От 4 до 6 лет

Как читать?

Ребенок уже хорошо воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.

Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз - так проще запоминаются детали.

Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет побудить желание ребенка научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.

Что читать?

Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.

Истории в духе «добрым молодцам урок» - в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.

Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.

Обучающие пособия для подготовки к школе.

Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе.

Литература:

  • Бажов В. «Серебряное копытце»
  • Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
  • Бианки В. «Рассказы о животных»
  • Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  • Воронкова Л. «Девочка из города»
  • Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
  • Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
  • Гэллико П. «Томасина»
  • Доктор Сьюз «Сказки»
  • Зощенко М. «Леля и Минька»
  • Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
  • Крылов И. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
  • Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  • Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
  • Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
  • Сказки народов мира
  • Носов Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
  • Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
  • Остер Г. «Котенок по имени Гав и другие истории»
  • Пришвин М. «Лесной хозяин»
  • Пушкин А. « »
  • Распе Р. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
  • Романова Н. «Муравей Красная Точка»
  • Русские народные былины
  • Толстой А. «Приключения Буратино»
  • Уайлд О. «Звездный мальчик»
  • Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
  • Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Чаплина В. «Кинули»

7 лет

Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги - одну выбираете вы, вторую - он.

Как читать?

Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять - на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.

Читайте сказки и басни по ролям.

Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.

Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» - в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

Что читать?

Детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.

Литература:

  • Адамс Р. «Обитатели холмов»
  • Барри Дж. «Питер Пэн»
  • Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»
  • Грэм К. «Ветер в ивах»
  • Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»
  • Даррелл Дж. «Моя семья и другие звери»
  • Диккенс Д. «Истории для детей»
  • Драгунский В. «Денискины рассказы»
  • Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»
  • Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я»
  • Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
  • Легенды и мифы Древней Греции
  • Лондон Дж. «Белый клык»
  • Льюис К. «Хроники Нарнии»
  • Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  • Одоевский В. «Городок в табакерке»
  • Олеша Ю. «Три толстяка»
  • Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
  • Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
  • Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
  • Таск С.Э. Тайна рыжего кота
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
  • Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»
  • Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
  • Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...