Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Что начинают делать дети в 5 лет. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет

Что должен уметь ребенок в 5 лет? В этом возрасте он хорошо владеет собственным телом и испытывает радость от движения. Как и прежде, активные, подвижные игры у него на первом месте. Но также пятилетнему малышу интересна познавательная деятельность, чтение вслух, рисование, лепка, обучение, общение со сверстниками.

Всех умений, навыков и знаний пятилетнего малыша не перечесть. В этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика: ребенок умеет правильно держать карандаш, проводить линии со слабым и сильным нажимом, с наклоном в разные стороны. Он может объяснить смысл пословицы, сделать аппликацию, безопасно пользуясь ножницами, без помощи взрослых сложить пазлы и мозаику, из конструктора выстроить фигуру по образцу. Он находит сходства и отличия между предметами, исключает лишнее, определяет последовательность событий, отгадывает загадки - одним словом, мыслит, познает, развивается. Малыш хорошо знает названия животных, птиц, растений, явления природы. Даже такие абстрактные понятия, как «радость», «любовь», «сочувствие» укладываются в его картине мира. Он также способен переживать эти высшие чувства.

Развитие двигательных навыков

У ребенка этого возраста развиты три важнейших компонента двигательной активности - координация, скорость движения и равновесие. Что умеет малыш в 5 лет?

  • Во время движения выполняет другие действия: подпрыгивает, подбрасывает мяч, бьет им об землю.
  • Высоко прыгает, хорошо скачет на одной ноге, легко даются прыжки с места и разбега.
  • Взбирается без поддержки по подвесной лестнице.
  • Может поймать мяч двумя руками, но это не всегда получается.
  • Катается на роликах и двухколесном велосипеде без боковых колес.
  • Умеет прыгать на скакалке.
  • Танцует под музыку.

Пятилетнего малыша уже можно обучать сложным двигательным навыкам, записывать в спортивные секции. Дети в этом возрасте достигают успехов в плавании, катании на лыжах и коньках, спортивной гимнастике, танцах.

Также пятилетний ребенок овладевает повседневными навыками самообслуживания и личной гигиены:

  • самостоятельно одевается;
  • справляется с пуговицами и молниями;
  • завязывает шнурки;
  • аккуратно ест и пьет;
  • чистит зубы;
  • моет руки с мылом.

Восприятие мира и мыслительная деятельность

Что должен уметь ребенок в пять лет? Как развивается его мышление?

  • Зрительные реакции. К 5 годам зрение обостряется, дети хорошо знают и различают цвета, с большого расстояния могут разглядеть мелкие предметы и детали. Также в этом возрасте хорошо развиты движения глаз слева направо, это поможет при освоении навыка чтения.
  • Планирование действий. Если раньше действия малыша были спонтанными, теперь у него появляется способность строить планы, разделять занятие на этапы. Дети стараются довести дело до конца, потому что им теперь важен не только процесс, но и результат. Это важное волевое качество нужно развивать и поддерживать в ребенке.
  • Внимание. В этом возрасте ребенок может просидеть за любимым занятием 15 минут и более, не отвлекаясь. Поэтому уже можно приступать к обучению письму и чтению. Внимание все еще остается непроизвольным и избирательным. Волевым усилием заставить себя что-то слушать или делать ребенок пока не может. «Заставить» его может только любознательность, интерес и увлеченность. Перед родителями стоит задача - постепенно формировать произвольное внимание, вырабатывать усидчивость, концентрацию на объекте. Также важно, чтобы у малыша появилось сознательное переключение внимания с одного объекта на другой. Этот навык понадобится ему в учебной деятельности.
  • Мышление. В трехлетнем возрасте преобладает наглядно-действенный тип мышления: чтобы мыслить о предмете, нужно его видеть, а еще лучше держать в руках. Затем развивается наглядно-образное мышление, когда достаточно образов в памяти, которыми ребенок оперирует. В 5 лет формируется словесно-логическое мышление. Ребенок пользуется понятиями, анализирует, сравнивает, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи - это один из сложнейших типов мышления, который еще будет развиваться.
  • Время и пространство. Дети этого возраста ориентируются во времени суток, знают названия дней недели, месяцев. Но время они воспринимают иначе, оно течет для них медленнее, чем у взрослых. Пространственное восприятие связано с развитием правого полушария мозга. Считается, что мальчик этого возраста лучше ориентируется в пространстве, чем девочка, поскольку у него более развито правое полушарие.
  • Память. В этом возрасте память характеризуется непроизвольностью. Если информация неинтересная или непонятная, ребенок быстро все забывает. Запоминается то, что нравится, впечатляет, оставляет позитивные эмоции. Также в этом возрасте уже можно наблюдать, что у кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то - слуховая. Одни дети запоминают механически, другие - подпитывают память эмоциями. Важно развивать все виды памяти. Не менее важно, чтобы малыш нашел внутреннюю мотивацию запоминать информацию и пользоваться ею. В этом возрасте дети быстро запоминают стихи и песни, пересказывают текст.
  • Воображение. Этот тип мыслительной деятельности связан с развитием правого полушария. Воображение - база для творческого мышления, индивидуального, уникального восприятия мира. У малышей примерно до 7 лет сохраняется так называемый мифологический тип мышления: им нужно прожить период сказки и чудес в своей жизни. В этом возрасте дети любят много фантазировать и сочинять. Поэтому малыши так любят сюжетно-ролевые игры. И если раньше их организовывали взрослые, теперь дети самостоятельно придумывают сценарии и роли.

Пятилетний ребенок относится к группе старших дошкольников. Родители в первую очередь беспокоятся об интеллектуальном развитии малыша, его готовности к школе, обучают чтению, счету, письму. Но намного важнее в этом возрасте социальная адаптация ребенка, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, способность быть в команде, играть по правилам, придерживаться морально-этических норм поведения.

Подготовка к чтению и письму

В 5 лет ребенок интеллектуально готов к освоению грамоты. Какие предпосылки для этого уже есть?

  • Развитая фразовая речь. Малыш хорошо понимает и воспроизводит речь. Важны в этом возрасте игры со сверстниками, которые стимулируют развитие речи, желание общаться, что-то рассказывать и слушать других.
  • Внимательное слушание. Малыш в 5 лет должен уметь внимательно слушать. Этот навык крайне важен для освоения чтения, поскольку он формирует у детей умение различать, распознавать звуки на слух. Развивать навык внимательного слушания можно при помощи песен, аудиосказок, сюжетно-ролевых игр.
  • Угадывание слов с первой буквы или слога. В 5 лет малыш может по начальным звукам узнавать слова. Для развития этого навыка можно читать загадки, давать задания с описанием предмета, который ребенок должен угадать. Например, такое задание: этот предмет лежит в комнате, он мягкий, у него длинные уши, начинается на букву «з» (заяц). В непринужденной игровой форме ребенок легко может выучить алфавит.

Главная предпосылка - это желание учиться читать и писать. В этом возрасте у большинства детей в первую очередь возникает внутренняя мотивация к освоению чтения. Ребенок открывает книгу, видит интересные картинки, в нем просыпается любопытство - «что же там написано, о чем там речь»?

Речевое развитие ребенка в 5 лет

Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 лет?

  • Расширение словарного запаса. В активном словаре уже около двух тысяч слов. Дети легче усваивают и понимают конкретные существительные. Существительных, обозначающих абстрактные понятия, в их речи пока мало. Больше появляется глаголов, прилагательных и наречий. Малыш уже умеет описать предмет и его качества, охарактеризовать действия, дать личную оценку происходящему. Ребенок учится рассуждать, что связано с развитием образного мышления и логики.
  • Грамматика. В 5 лет ребенок правильно склоняет существительные и прилагательные по роду и падежу. Правильно употребляет формы множественного числа, будущее и прошедшее время, сослагательное наклонение. Все грамматические сложности родного языка даются ему легко. Из набора слов ребенок может составить предложение, правильно употребляя пространственные предлоги (в, за, под, над, на).
  • Освоение сложных синтаксических конструкций. Раньше ребенок составлял только простые предложения. Теперь пробует строить сложносочиненные конструкции с союзами «и», «а», «но». Также употребляет в речи сложноподчиненные предложения с союзами «чтобы», «если», «потому что». Пятилетний малыш может строить вопросительные и восклицательные предложения.
  • Произношение звуков. В 5 лет дети умеют четко и чисто выговаривать все звуки, определять мягкие и твердые, согласные и гласные. Но бывает, что пятилетние малыши не произносят сонорные звуки («р», «л»), еще реже требуется постановка шипящих и свистящих. Какова причина дефектов речи? Чистота произношения зависит от развития носоглотки и челюстных костей, состояния мышц языка, глубины и силы дыхания. Также проблемы могут корениться в нарушениях фонематического слуха, когда не различаются некоторые звуки и заменяются похожими. Если малыш говорит нечетко и невыразительно, не произносит какие-то звуки, глотает или переставляет слоги, следует обратиться за помощью к логопеду.

Для речевого развития важно языковое окружения и постоянное общение. Чтобы малыш знал и любил родной язык, необходимо читать книги, слушать песни и сказки, общаться, пересказывать тексты. Эмоциональная связь с родным языком есть у каждого, она закладывается с раннего возраста на подсознательном уровне. Нужно лишь помочь малышу открыть для себя богатство языка.

Что может ребенок в 5 лет? Он искусно овладел навыками крупной моторики и теперь способен осваивать разные виды спорта. У него хорошая эмоциональная память, воображение, образное мышление, развитая устная речь, он учится читать, считать, писать. В этом возрасте малыш уже оценивает себя как личность, получает бесценный опыт социальной адаптации, общения со сверстниками.

Распечатать

Внимание.

– Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.

– Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

– Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

– Копировать в точности узор или движение.

– Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Мышление.

– Не путает понятия «вчера» и «завтра», «завтрак», «ужин», а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;

– Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

– Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

– Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

– Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

– Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

– Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

– Складывать пазлы без посторонней помощи.

– Закончить предложение, используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то мама…», «Если два больше одного, то один…» и т. д.

– Определять последовательность событий по картинкам – что вначале, что потом.

Память.

– Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

– Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

– Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

– Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов.

– Запоминать считалочки и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

– Запоминает фразы из 5 – 7 слов, например: «У Игоря много игрушек и есть красивая большая машинка».

– Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мелкая моторика.

– Аккуратно вырезать картинки.

– Писать буквы и числа.

– Дорисовывать недостающие детали к картинке.

– Бить молотком по гвоздю.

– Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

– Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

– Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

– Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направлениедвижения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

– Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Крупная моторика.

– Хорошо бегает. Умеет пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до 300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.

– Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,

– Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

– Хорошая координированность движений — если попросить ребенка закрыть глаза и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена, он с легкостью и безошибочностью сделает это.

– Хорошо играть с мячом, достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.

– Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой доске, может кувыркаться, раскачиваться на качелях.

– Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;

– Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.

Математика.

– Пишет цифры от 0 до 10,

– Соотносит цифру с количеством предметов.

– Умеет из неравенства делать равенство.

– Умеет писать и пользоваться математическими знаками.

– Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот.

– Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

– Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

– Ориентируется на листе бумаги.

– Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

Развитие речи.

– Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

– Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.

– Определять количество слогов в словах,

– Пересказывать небольшие рассказы..

– Активный словарь 2-3 тысячи слов.

– Пассивный словарь – 14 тысяч слов

– Составлять предложения из предложенных слов, например: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.

– Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.

– Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда».

– Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

– Выразительно исполнять , с разной интонации передавать строки,содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

– Составлять предложения из 3-4 слов.

– Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

– Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

— Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.

– Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.

– Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

– Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

– Отличать хищных животных от травоядных.

– Отличать перелетных птиц от зимующих.

– Отличать садовые цветы от полевых.

– Отличать деревья от кустарников.

– Называть явления природы.

– Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми — сдрузьями родителей, с соседями и пр.

Домашние обязанности:

– Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

– Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

– Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол.

– Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.

– Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

– Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

– Чистить зеркала, если они низко расположены.

– Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую - цветное. Складывать чистое белье и убирать его.

– Вежливо отвечать на телефонные звонки.

– Помогать по уходу за двором.

– Оплачивать мелкие покупки.

– Помогать папе мыть машину.

– Помогать выносить мусор.

– Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

– Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.

– Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Психологические потребности :

– Потребность в общении со сверстниками.

– Творческая активность.

– В движении

– В самостоятельности

Мотивы 5-ти леток:

– Взаимоотношения с людьми

– Потребность в дружбе

Как можно удовлетворять::

Ребенку очень нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».

Ведущая деятельность :

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

Воображение

Особенности возраста :

— Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

— Общение со взрослыми внеситуативно – личностное.

— Общение со сверстниками внеситуативно — деловое.

— Половая идентификация.

— Появление творческой активности во всех видах деятельности.

— Развитие фантазии.

— Доминирующее настроение ребенка этого возраста — бодрое, веселое. Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;

— Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.

— Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация, ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается на компромисс, не упрям.

— Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.

— К 5.5 годам формируется фундамент личности:

— Возникает своя внутренняя позиция.

— Формируются психологические установки.

— Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.

Новообразования:

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно – деловая форма общения со сверстниками.

Цели и задачи взрослых :

— Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах деятельности.

— Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

— Способствовать развитию эмпатийных проявлений (эмпатия = сопереживание, сочувствие) .

— Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

— Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

— Обучать детей планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение, как предпосылку у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Если ребенок без труда справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

5 лет – это возраст, когда вчерашний несмышленыш буквально на глазах превращается в рассудительного и самостоятельного дошколенка, демонстрируя своим родителям множество новых навыков и умений. В некоторых западных странах в 5 лет дети уже идут в школу, так как зарубежные психологи считают, что именно с этого возраста психика ребенка готова к постоянным занятиям. У нас в стране в 5 лет большинство детей продолжают посещать детский сад, но не всегда этого бывает достаточно для эффективной подготовки детей к поступлению в школу и успешного обучения в ней. Поэтому, каждому родителю пятилетнего малыша нужно знать, что должен уметь ребенок в 5 лет и на что нужно обратить внимание при подготовке к школе.

Физическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет происходит очередной скачок роста ребенка – дети быстро растут и за год могут «вытянуться» вверх на несколько сантиметров. Поэтому стоит уделить особое внимание питанию 5-летнего ребенка – оно должно не только соответствовать возрасту, но и содержать повышенное количество белков, жиров, минералов и витаминов, особенно кальция и железа – веществ, необходимых для роста костей и мышц. Очень важно в этот период сократить в рационе количество «вредных» углеводов – мучного, особенно сладкой выпечки и печенья, конфет и других сладостей, а также исключить фаст-фуд, газированные напитки и консервированные продукты. Все вышеперечисленное сильно нагружает пищеварительную систему и способствует быстрому насыщению и набору лишнего веса, но, зато, практически не содержит полезных веществ и витаминов, из-за чего растущий организм может начать испытывать острую нехватку полезных веществ.

В 5 лет рост девочек составляет примерно 100-116 см, а вес – 17-21 кг, мальчики в этом возрасте уже заметно крупнее и тяжелее – 105-120 см и 19-25 кг соответственно. Здоровый пятилетний ребенок большую часть дня проводит в движении – он много и охотно бегает, пробегает 100-200 м без остановки, легко прыгает с высоты 30-40 см, умеет перепрыгивать через скакалку или прыгать на одной ножке, а также легко сохраняет равновесие на гимнастической стенке, брусьях или на одной ноге. Родители 5-летних детей замечают, как сильно изменились движения и навыки их малышей по сравнению с прошлым годом. В 5 лет дети хорошо управляют своим телом и ощущают его в пространстве, их движения становятся более точными и скоординированными, растет сила и выносливость всех групп мышц ребенка.

Так, 5-летний ребенок во время бега или ходьбы не должен спотыкаться или падать без внешних причин – не замеченных препятствий, неровностей почвы и так далее.

Любимыми играми в этом возрасте становятся всевозможные догонялки, прятки, жмурки, игры с мячом, скакалкой и упражнения на шведской стенке. Если раньше ребенку не хватало сил подняться по канату или залезть на самых верх лестницы, то теперь он с легкостью делает все это или сидит на перекладине, устойчиво сохраняя равновесие.

Нервно-психическое развитие

По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.

В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.

В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.

В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».

Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:

  • все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
  • цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
  • цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
  • геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;

В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.

Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.

В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

В 5 лет ребенок уже почти способен сам следить за своим внешним видом и не требовать помощи от взрослых в обычных повседневных делах – одевание, умывание или прием пищи. Все, что требуется от родителей пятилетки – это предоставить малышу все необходимое для выполнения привычных ему действий и проконтролировать результат. В 5 лет дети должны не только самостоятельно одеваться и есть, но и помогать родителям, в этом возрасте и мальчики и девочки могут принимать участие практически во всех домашних делах – от приготовления пищи до генеральной уборки. Не стоит пренебрегать помощью ребенка, даже если его работа далека от совершенства и обязательно нужно требовать от малыша ежедневно выполнять свои обязанности – это поможет избежать ссор и непонимания между родителями и детьми в будущем. Ведь подростки, которых не приучали к домашней работе с детства, искренне не понимают, что изменилось и почему они должны тратить свое драгоценное время на такие скучные и противные дела, как уборка, если раньше мама прекрасно справлялась со всем самостоятельно.

Социальное развитие малыша в 5 лет

Большинство детей в этом возрасте не испытывают особых проблем в общении, они легко находят общий язык со всеми и при необходимости могут обратиться к незнакомым детям или взрослым, охотно разговаривают и играют с теми, кто проявил интерес к ним. Если малыш стесняется сам подойти и познакомиться с другими детьми или не может заговорить в присутствии посторонних, родителям стоит обратить на это свое внимание — такая застенчивость может стать причиной серьезных проблем в будущем. Самое главное – ни в коем случае не высмеивать малыша и не пытаться его пристыдить, демонстрируя, «как надо» или приводя в пример других детей, так можно добиться только обратного результата. Лучше ненавязчиво создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден общаться с взрослыми – например, покупая что-то в магазине, разговаривая с тренерами, знакомыми и так далее. А также помочь ребенку найти общий язык с детьми во дворе или на детской площадке, например, вместе с ним начав запускать воздушного змея, играя в интересную игру или придумав какое-нибудь совместное занятие – стоить снежный город, крепость из песка и так далее. Важно не оставлять ребенка наедине с детьми, надеясь, что он сам сможет общаться с ними, а играть и разговаривать вместе с ним, помогая ему преодолеть свою застенчивость.

Справиться с проблемами в общении можно с помощью кукольного театра или сюжетных игр, где ребенок сможет «проиграть» разные ситуации и понять, как можно обратиться к незнакомым людям, о чем говорить с ровесниками или как просто подойти и предложить поиграть.

Девочки и мальчики в 5 лет

Именно в возрасте 5 лет девочки и мальчики окончательно понимают и принимают свои социальные роли, связанные с полом. До этого дети воспринимали разницу между полами, как что-то временное и не слишком важное, а вот после 5 лет все меняется. В этом возрасте дети четко осознают свою половую принадлежность и агрессивно реагируют на попытки «изменить» ее. По наблюдению психологов и педагогов, родители 5-летних мальчиков и девочек по-разному ведут себя по отношению к своим детям, девочек чаще хвалят, больше обращают внимание на их потребности и внешний вид, тогда как от мальчиков требуют определенных достижений, строже обращаются с ними и не дают им открыто проявлять свои эмоции. Такое поведение во многом интуитивно – родители понимают, что девочке нужно больше заботы и поддержки, а вот мальчики больше оценят доверие родителей и возможность самостоятельно осваивать новые горизонты и совершать свои маленькие подвиги.

В воспитании детей по-прежнему важнейшим является личный пример родителей – девочки учатся быть женственными и ласковыми, как мама, а мальчики – пытаются подражать своим отцам в немногословности и спокойствии.

Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается и самостоятельной жизни.

Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.

Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры - «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они - самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, , и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте - это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет - возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы - по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать - со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке - например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей - всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Различия полов в 5 лет

Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.


Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).


Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.


Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.


Возраст почемучек - 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.


Общение со сверстниками - важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.


Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.


Любознательность в 5 лет - основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.


Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение - подготовка к школе
  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры - очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.


Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

Комментарии 1 Поделиться:

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...