Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Что означает "сечь розгами". Как в старину секли розгами? Самые жестокие наказания в школах (19 фото)

24.08.2009, 20:06

Рассталась ли наша страна со своим драчливым прошлым?

Как пишет историк Евгений Анисимов, на Руси «порка была настолько распространена, что синонимов слова «пороть» в русском языке так много, что их список содержит свыше 70 выражений и уступает только списку синонимов слова «пьянствовать».

Временем «расцвета» телесных наказаний были XV–XVIII вв.: тогда вдобавок к бичеванию человеку частенько вырывали ноздри или ставили на лице клеймо.

Начиная с 1760-х годов, с эпохи Екатерины II, телесные наказания потихоньку смягчались.

Замена одного средства истязания на другое уже почиталась благом. Четко прослеживается «вертикаль»: кнут – плетка – розги. Даже перемена «места приложения ударов» была огромной милостью: если раньше предпочитали полосовать по спине, то в середине XIX в., как пишет историк Николай Евреинов, «удары… были спущены… на более мягкие части, так как на этом месте они были менее чувствительны».

«Мучение лютейшее всех других»

Кнут делали из полоски бычьей кожи длиной около двух аршин (1,5 метра), вымоченной в молоке: высыхая, он затвердевал и становился острым, как бритва.

Под ударами спина осужденного буквально превращалась в кровавое месиво, клочья плоти летели во все стороны. После нескольких ударов кнут приходилось заменять: он размокал от крови и бил «недостаточно» сильно…

В 1824 г. адмирал Мордвинов в докладной записке умолял Александра I отменить битье кнутом: «мучение лютейшее всех других, ибо все другия, сколько бы болезненны они ни были, всегда менее бывают продолжительны, тогда как для 20 ударов кнутом потребен целый час и известно, что при многочислении ударов мучение несчастного преступника… продолжается от восходящаго до заходящаго солнца». А некоторым назначали по сотне ударов! Так наказывали мужчин и женщин, молодых и старых. Сама подготовка к наказанию была ужасной и унизительной: палач на помосте под улюлюканье толпы раздирал на осужденном одежду (остаться в рубашке разрешалось лишь в виде особой милости).

Индексация насилия

В 1845 г. кнут упразднили (палачам даже приказали зарыть свои орудия в землю), самым страшным наказанием стала публичная порка плетьми. Меру наказания предусмотрительно «проиндексировали»: рассчитали, что удар плети в 2,5 раза слабее, чем у кнута, поэтому там, где раньше назначали 40 ударов, теперь нужно 100.

Розги «соотносились» с плетью в той же пропорции. Порку можно было «заказывать»: в 1860-е годы хозяева посылали провинившихся слуг и мастеровых в полицейские участки с записками, чтобы их там выдрали.

Розги активно применялись в школах. Николай Помяловский в знаменитых «Очерках бурсы» (1862) пишет об ученике Гороблагодатском, которого за 7 лет секли больше 300 раз: «Случалось ему вкушать даже до ста ударов». И что же – парень только сильнее хулиганил.

Постепенно даже в крестьянской среде нарастал протест против наказания розгами – по крайней мере взрослых. Еще в начале ХХ в.
схлопотать 20 «горячих» можно было за пустяшную провинность. Люди тяжело переносили публичное унижение: накладывали на себя руки, спивались, а со временем все чаще обращали гнев на местную власть.

24.08.2009, 20:07

«Кулак – моя полиция!»

Никакие законы не регулировали домашнее насилие. О том, что наводить порядок в семье можно без битья, в то время даже не слыхивали. Николай Лесков писал в 1867 г., что курские помещицы «одна перед другой хвалились, кто своих детей хладнокровнее сечет», и делились опытом. Один отец придумал сечь «в кульке»: «поднимет ребенку рубашечку на голову, завяжет… подольчик и пустит ребенка, а сам сечет, не державши, вдогонку. Это многим нравилось…» Крестьянам недолго довелось гулять непоротыми: в 1905–1906 гг., когда по России прокатилась первая революция, казаки, наплевав на царский манифест, усмиряли бунты нагайками, засекая насмерть целые деревни.

Из Могилевской губернии писали: «В особенности же терзают старых женщин, детей и хворых, так как здоровым удается убежать».

Когда в 1917 г. эти крестьяне жгли и разоряли помещичьи усадьбы, Александр Блок писал, что понимает, в чем причина такого озлобления. Хотя и его имение было разграблено…

Досье «ВМ»

Хроника отмены телесных наказаний

1771 г. – от порки освобождаются священнослужители.
1785 г. – от телесных наказаний защищены дворяне.
1822 г. – запрещено возить преступников по разным городам, истязая на каждом новом месте.
1830 г. – запрещено давать более 50 ударов кнутом.
1845 г. – запрещен кнут (заменен плетьми и розгами).
1857 г. – от телесных наказаний освобождаются лица с ученой степенью, домашние учителя и учительницы, выпускники гимназий и институтов, семинаристы, студенты, оставившие учебу не по своей вине, мещане, станционные смотрители, литераторы, их вдовы, иностранные туристы, вдовы потомственных дворян, вышедшие замуж «за лиц, неизъятых от телесного наказания», а также больные «грудной жабой» (стенокардией), падучей и грыжей.
1863 г. – запрещены плети и публичная порка. От телесных наказаний освобождаются женщины всех сословий, кроме ссыльных, и солдаты (кроме штрафных) – этих разрешалось пороть розгами.
1864 г. – запрещено пороть учеников средних учебных заведений.
1893 г. – отменены телесные наказания для ссыльных женщин.
1903 г. – отменены исключительные виды телесных наказаний для ссыльных, ссыльно-поселенцев и ссыльно-каторжных.
1904 г. – отменены телесные наказания для крестьян, штрафных солдат и матросов, малолетних ремесленников. Розги оставались в исправительных арестантских отделениях и военных тюрьмах вплоть до революции 1917 г.

"Вечерняя Москва"


До недавнего времени в общественном укладе многих стран считалось, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, а любое телесное наказание подразумевало пользу для самого ребенка. И вплоть до начала ХХ века порка розгами была обыденным делом, а в некоторых странах и до конца столетия это наказание имело место. И что примечательно у каждой народности своя национальная методика порки, выработанная веками: в Китае - бамбук, в Персии – плеть, в России – розги, а в Англии – палка. Шотландцы же предпочитали ремень и угревую кожу.

Один из известных общественных деятелей России говорил: «Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки».


Розги, будучи средствами воспитания в учебных заведениях, находились замоченными в кадке, установленной в конце класса и всегда были готовы к применению. За различные детские шалости и провинность было четко предусмотрено определенное количество ударов розгами.

Английская "методика" воспитания розгами


Народная английская пословица гласит: "Пожалеешь палку – испортишь дитя". Палок на детей в Англии действительно никогда не жалели. Чтобы оправдать применение телесных наказаний в отношении детей, англичане часто ссылались на Библию, в особенности на притчи Соломона.


Относительно же знаменитых итонских розг ХIХ века, то они вселяли жуткий страх в сердца учеников. Это была метелка из пучка толстых прутьев, прикрепленных к ручке длиною в метр. Заготовку таких розг проводил директорский слуга, каждое утро приносивший в школу целую охапку. Деревьев на это изводилось огромное множество, но как считалось игра - стоила свеч.


За простые провинности, ученику регламентировалось 6 ударов, за серьезные проступки их число увеличивалось. Секли иногда до крови, а следы от ударов не сходили неделями.


Провинившихся же девочек в английских школах ХIХ века секли гораздо реже, чем мальчиков. В основном их били по рукам или плечам, лишь в очень редких случаях с воспитанниц снимали панталоны. В исправительных же школах для "трудных" девочек с большим усердием применяли розги, трость и ремень-тоуз.


И что примечательно: телесные наказания в государственных школах Британии были категорически запрещены Европейским судом в Страсбурге, вы не поверите, лишь в 1987 году. Частные же школы еще 6 лет после этого прибегали к телесным наказаниям учеников.

Традиция суровых наказаний детей на Руси

Много веков в России массово практиковались телесные наказания. Причем если в рабоче-крестьянских семьях родители могли запросто накинуться на ребенка с кулаками, то детишек из среднего класса чинно секли розгами. В качестве средств воспитания также применялись трости, щетки, тапки и все на что была способна родительская изобретательность. Частенько в обязанности нянек и гувернанток входило сечь своих воспитанников. В некоторых же семьях папаши "воспитывали" своих детишек сами.


Наказание детей розгами в учебных учреждениях практиковалось повсеместно. Били не только за провинности, но и просто в «профилактических целях». А учащихся элитных учебных заведений били еще посильнее и почаще, нежели тех, кто посещал школу в родной деревне.

И что совсем шокирует, так это то, что родители за свое изуверство подвергались наказанию лишь в тех случаях, если случайно убивали своих детей в процессе "воспитания". За это преступление они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию. И это при том, что за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь. Из всего этого следовало, что мягкое наказание родителям за их преступление способствовало развитию детоубийства.

"За одного битого - семь небитых дают"

Высшая аристократическая знать совсем не гнушалась чинить рукоприкладство и пороть своих детей розгами. Это было нормой поведения в отношении отпрысков даже в царских семьях.


Так к примеру, будущего императора Николая I, также как и его малолетних братьев, их наставник генерал Ламсдорф порол нещадно. Розгами, линейками, ружейными шомполами. Иногда в ярости он мог схватить великого князя за грудь и стукнуть об стену так, что тот лишался чувств. И что было ужасным, что это не только не скрывалось, но и записывалось им в ежедневный журнал.


Иван Тургенев вспоминал о жестокости матери, поровшей его до самого совершеннолетия, сетуя на то, что часто он и сам не знал, за что бывал наказан: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день. Раз одна приживалка донесла на меня моей матери. Мать без всякого суда и расправы тотчас же начала меня сечь, - и секла собственными руками, и на все мои мольбы сказать, за что меня так наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, сам догадайся, за что я секу тебя!»

Телесным наказаниям подвергались в детстве Афанасий Фет и Николай Некрасов.


О том как был бит до потери сознания маленький Алеша Пешков, будущий пролетарский писатель Горький, известно из его повести «Детство». А судьба Феди Тетерникова, ставшего поэтом и прозаиком Федором Сологубом, полна трагизма, так как в детстве был нещадно бит и «прикипел» к битью так, что физическая боль стала для него лекарством от боли душевной.


Жена Пушкина - Наталья Гончарова, никогда не интересовавшаяся стихами мужа, была строгой матерью. Воспитывая в дочерях чрезвычайную скромность и повиновение, за малейшую провиность безжалостно хлестала их по щекам. Сама же будучи обворожительно красивой и выросшая на детских страхах, так и не смогла блистать в свете.


Опережая время, еще при своем правлении Екатерина II в своем труде "Наставление к воспитанию внуков", призывала отказаться от насилия. Но лишь во второй четверти XIX столетия взгляды на воспитание детей стали серьезно меняться. И в 1864 году при правлении Александра II появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». Но в те времена пороть учеников считалось настолько естественным, что подобный указ императора многими воспринялся как слишком либеральный.


За отмену телесных наказаний выступал граф Лев Толстой. Осенью 1859-го он открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей и заявил, что "школа бесплатная и розг в ней не будет". А в 1895-м написал статью «Стыдно», в которой протестовал против телесных наказаний крестьян.

Эта пытка официально была отменена лишь в 1904 году. В наши дни в России официально наказания запрещены, однако в семьях рукоприкладство нередко, а отцовского ремня или розги по-прежнему боятся тысячи малышей. Так розга, начав историю с Древнего Рима, живет и в наши дни.

О том как школьники Великобритании подняли восстание под лозунгом:
можно узнать

Давно пришла пора понять, что спокойная и счастливая старость обеспечивается не столько пенсионным фондом, сколько правильным воспитанием. Со времен Моисея фундаментом любой социальной системы была пятая заповедь Закона Божиего: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Обратите внимание, эта заповедь требует от детей не только уважения и послушания по отношению к родителям, но, главное, - почитания, то есть любви, заботы о родителях, об их авторитете их репутации. И только таким образом можно обеспечить долголетие и процветание личности, общества и государства.

Казалось бы, банальная мудрость, но исполняется ли она сегодня?

Увы, нынешняя глобальная политика варварства и разрушения избрала своей главной мишенью источник роста любого социального организма - систему воспитания, образования и здравоохранения. Воспитатель, педагог и врач всегда были теми самыми последними охранниками, которые изо всех сил пытались остановить нацию на пути широко рекламируемого поп-культурой самоуничтожения, продажи тела, традиций и интеллекта в угоду идолам потребления, комфортности, конкуренции.

К сожалению, остановить этот процесс не удалось. Да и вряд-ли удастся, пока со всех телеэкранов на нас сыпется мусор псевдомультикультурности, толерантности, и ювенальной звезданутости.

Пошлость, бездуховность, безнравственность, цинизм, безразличие и жестокость стали новыми кумирами двадцать первого века. Эти кумиры срослись с властью, как организованная преступность с районным начальством. У них общие цели: пока первые воруют души, вторые - грабят кошельки. Демоны тщеславия, сребролюбия, сластолюбия и лжи, давно и крепко пригрелись в кожаных креслах лимузинов и номенклатурных кабинетов, обитатели которых иначе, без их сатанинской помощи, и дня бы не продержалась в своих уютных гнездышках.

Вырождение человечества особенно очевидно в неспособности найти иной способ решения проблемы, кроме насилия, кроме лишения собственности и жизни тех, кто слабее или невооружен. Миротворцы перевелись. Любовь оскудела. Этот путь рано или поздно приведет мир к событиям, описанным Иоанном Богословом в его Откровениях (Апокалипсисе).

Удержать процесс постиндустриального самоуничтожения наиболее развитые страны пытаются самыми радикальными мерами. Совсем недавно Правительство Британии и Министерство образования одобрили идею возврата в школы наказания розгами. Отныне британские учителя по закону получили разрешение применять физическое наказание к юным ослушникам.

Министерство образования Великобритании объясняет свое решение необходимостью искоренить панибратство педагога и ученика, а также укрепить нерушимый авторитет учителя в британских учебных заведениях.

Нынешние власти отменили указ своих предшественников, который действовал на протяжении последних тринадцати лет, о полной неприкосновенности британских школьников. Причем учитель не имел тогда права не только ударить, но и даже просто дотронуться до ученика.

Это простое и мудрое решение было обусловлено ростом волны подростковой преступности, массовых беспорядков с участием несовершеннолетних, а также обвальным ростом детского насилия против педагогов, что буквально захлестнуло британские школы. По мнению министра образования Британии Майкла Гоува, отмена этого правила "восстановит авторитет взрослых". "Если какой-то родитель теперь слышит в школе: "Извините, мы не имеем права физически трогать студентов", то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись", - заявил министр.

Кроме того, он отметил, что министерство хочет привлечь на работу с детьми больше мужчин, которые смогут подавать ученикам пример. В частности, рассматривается возможность использования в качестве учителей начальных классов бывших военнослужащих (Подробнее см: https://tengrinews.kz/europe/195981/ ).

Кстати, Великобритания, возвратив розги в школу, не многим ушла от лидеров передовой мировой демократии. В настоящее время практика телесного наказания в школьной системе США запрещена лишь в 29 штатах, а в 21 штате, включая Миссисипи и Техас, телесное наказание в школах разрешено.

На самом деле, всем известна прописная истина: без наказания нет и воспитания. Ну, представьте себе государство без тюрем и иных исправительно-трудовых учреждений! Не получилось, не так ли? Просто, чтобы не доводить дело до тюрьмы, человечество с древних времен корректировало девиантное поведение розгами. Царь Соломон, мудрость которого пока еще под сомнение никем не ставиться, как-то пророчески сказал: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Книга Притчей 13:25).

Так почему же в нашей стране, где по неофициальным данным, каждый четвертый житель имеет судимость, вместо бесконечного реформирования, не заняться всерьез школьным воспитанием. Понятно, что за введение телесных наказаний сегодня может публично выступить лишь признанный политический тяжеловес типа Владимира Жириновского, у которого есть санкция безнаказанно вещать на аудиторию любые радикальные идеи (все равно в Госдуме будет голосовать «как надо»).

Всех остальных «ювенальщики» и «либерасты-толерасты» реально порвут на части. Но ведь должен же когда-нибудь инстинкт самосохранения заработать и родной властной элиты. А вдруг их детей из-за изменения политического климата (как это было недавно в Египте, Ливии или Сирии) все же заставят неожиданно вернуться из теплых европейских пансионов в родные суровые школы?

Может быть, пора бы и Российским властям, вслед за «другом Кэмероном» озаботиться перечнем возможных видов наказания в общеобразовательных учреждениях и, что немаловажно, утвердить законную процедуру их применения? Может быть, пора покончить с матриархатом в системе образования? Ну, сколько можно еще ставить в зависимость судьбу будущих поколений защитников отечества от «критических дней», климакса и истерик выпускниц педвузов, которые стали учителями не по призванию, а из-за отсутствия иных жизненных перспектив..? Простите, дорогие женщины, за горькую правду. Пусть родители, не встречавшие подобных «училок» в своей школе, первыми бросят в меня камень...

Да и, справедливости ради, необходимо отметить, что среди нынешних педагогов мужского пола тоже мужиков немного. Бытует мнение, что непедофил и непедераст, просто никогда не пойдет на работу в российскую школу, не примет на себя, таким образом, печать неудачника, обреченного всю жизнь существовать на родительскую пенсию.

На что же надеяться? Честно говоря, только на семьи, в которых сохранилась верность традициям. Это наш последний оплот, за которым кончается будущее.

Максим Лесков

ОТ РЕДАКЦИИ

Ввиду характера комментариев к данной статье предлагаем всем ознакомиться еще с этим материалом

Возраст без ответственности. Появились банды грабителей из детских садов и начальной школы.

Начало летних каникул принесли шокирующую новость из города Снежинска Челябинской области. Там поймали необычную банду малолеток. Жертвами несовершеннолетних преступников были одинокие пенсионеры.

По данным местной полиции, школьники придумали легкий способ добычи денег. Девочки в возрасте 11-13 лет стучались к одиноким старикам под предлогом попить воды. Попав в квартиру, просили "чайку". Пока старушка доставала варенье и конфеты, бойкие малолетки проверяли тумбочки и шкафы в поисках денег. Забирали даже последние 200 рублей. Кстати, для своих жертв детки придумали циничное прозвище: "Банкомат-2".

В банде были три девочки в возрасте 11, 13 лет и мальчишки. Отправлялись на дело исключительно девочки. Лидером считалась 11-летняя школьница. Ее не накажут - возраст неподсудный. Малолетки жили с размахом - покупали сигареты и пиво, разъезжали на такси. На самом деле дети сбились в банду не от нищей жизни. Все оказались из вполне благополучных семей.

А в Озерске Челябинской области прокуратура раскрыла кражу, где фигуранты еще моложе. Там сбежавшие воспитанники детского сада стаей делали набеги на местный магазин. Мальчишкам было всего 5 и 6 лет, поэтому какая-либо ответственность детсадовцам не грозит. Зато в адрес администрации детского учреждения пришло грозное прокурорское представление. Была даже целая проверка, которая показала, что воспитательница, собирая детей на обед, недосчиталась воспитанников. Дети не терялись на прогулке, а специально сбегали в магазин и там воровали. А в Омске задержали двух подростков, до полусмерти забивших бомжа, который в тяжелом состоянии находится в больнице и, непонятно, выживет ли. Причины дикой жестокости подростки пояснить не смогли.

Размеры детской преступности и ее жестокость просто шокируют. Избивают и убивают теперь даже десятилетние. И делают это с редкой циничностью и не раскаиваются. Но вот что интересно, Уголовный кодекс малолетки чтят. Каждый сопливый преступник знает, что ему за совершенные злодеяния ничего не грозит. Получился разрыв в законе: неотвратимость наказания - главное препятствие на пути к правонарушению - исчезла. Выходит, что, с одной стороны, человек вполне созрел для совершения преступления, но не дорос до наказания за него.

Сейчас многие эксперты говорят, что закон нужно менять: за умышленное убийство, нанесение тяжелых телесных повреждений или повторные кражи преступник любого возраста должен быть изолирован за решеткой. Потому, что он уже опасен для общества. Органы правопорядка нечасто дают "настоящие" цифры. А когда дают, становится страшно. Так, в прошлом году, по данным прокуратуры Санкт-Петербурга, количество преступлений несовершеннолетних выросло на двадцать процентов.

В структуре подростков-преступников преобладают учащиеся: шесть из десяти грабителей и убийц - школьники, сообщили в пресс-службе городской прокуратуры. В этот процент входят и благополучные дети, и беспризорники. Но последних явно больше.

Однако никто не скрывает - у детей с улицы статистика преступлений еще серьезнее. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов привел такую цифру - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России почти 700 тысяч. Оценки масштабов беспризорности, которые приводят эксперты, ужасают. Они называют цифру в 1,5 миллиона.

Откуда они берутся? Та же статистика считает, что ежегодно в стране появляется 115-120 тысяч сирот. Около 200-220 детей ежедневно государство отбирает у нерадивых родителей.

Как-то тихо и незаметно прошел недавно своеобразный "юбилей" - ровно десять лет назад, 30 мая 2001 года, Совет безопасности признал, что детская беспризорность и безнадзорность несут угрозу национальной безопасности страны и общественной стабильности. Тогда милиция рьяно взялась за бродяжек. Они на какое-то время исчезли с улиц. Правда, вскоре стало ясно, что профилактические облавы силовиков проблему так и не решили.

А ведь, по подсчетам экспертов, почти 60 процентов российских гаврошей, взрослея, пополняют ряды уголовников. Те же специалисты заявляют, что в основном наши дети улиц вовсе не сироты, лишившиеся родителей. Большинство убежавших - дети по каким-либо причинам ушедшие из дома по своей воле. Общей цифры таких детей тоже нет. Есть "ножницы" - от 700 тысяч до 6 миллионов.

Мы до сих пор даже не можем определиться с терминами по малолеткам. Беспризорники - это некое общее собирательное понятие, которое состоит из разных групп детей. Есть безнадзорные дети, есть дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, а еще присутствуют социальные сироты. Но это не весь список.

В результате МВД дает одни данные, минздравсоцразвития - совсем другие. У представителей общественных организаций, которые занимаются маленькими преступниками, - свои цифры.

Для всех, кто в маленьком возрасте уже серьезно нарушает закон, до сих пор нет единой государственной программы, соответственно, нет и какого-то единоначалия и ответственности.

Наталья Козлова
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5507 (131)

Дети — существа непослушные. И были такими всегда. Поэтому схема не менялась уже тысячелетиями: ребенок ослушался — родители наказали. Но вот вид наказания менялся в зависимости от эпохи, моральных устоев и традиций этого времени. Редакция Tlum.Ru уже рассматривала, какие методы наказания приемлемы, а какие нет. В этот раз мы решили разобраться в историческом контексте вопроса «кнутов и пряников».

Про совсем древние времена достоверно ничего не известно, но ученые предполагают, что наказание в доисторическую эпоху для детей были не очень суровые. И так народу мало — то мамонт затопчет, то тигр погрызет, подрастающее поколение надо беречь. Но и детский возраст, в котором многое прощалось, длился не больше 10 лет.

А вот уже в Древней Руси детей никто жалел. Их было много, если что — еще десять есть. Вся эта мудрость дошла до нас в качестве поговорок, суеверий и присказок. Хвалить ребенка было все равно что сглазить: «не перехвали, а то испортится». К слову, это суеверие дошло и до наших дней. Ну и все эти знаменитые «бьет — значит любит», «кого журят, того и любят» — вы знаете, о чем мы говорим.

Потом к простому воспитанию добавилось еще и религиозное. Грехов стало побольше, а значит и поводов наказать тоже. Детей, по мнению церкви, нужно готовить не только к земной, но и к небесной жизни. Да и в Библии четко сказано «если накажешь его розгой, он не умрет». И зачем тогда отказываться от такого действенного метода воспитания?

К XVI веку начало развиваться книгопечатание, поэтому о том, как воспитывать детей и как их правильно бить, уже можно было прочитать в полезных книжках. Таковыми стали «Стоглав» и «Домострой». Последнее чтиво особенно любят цитировать как образец «самого верного подхода ко всему». Написал эту книгу монах Сильвестр, духовный наставник Ивана Грозного (что уже должно вам о чем-то говорить).

По мнению монаха, главная задача родителя — забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Детей баловать нельзя, надо «страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». То есть запугать, после чего выпороть. Но не волнуйтесь, все не так плохо. Детей можно было бить только в один день (сам он предложил субботу) и только при членах семьи. Звать на порку гостей запрещалось.

В учебных заведениях розги вообще были также неотъемлемы как перья, чернила и унылые лица учеников. Кроме этого предмета для битья в сельских (да и городских) школах были веревки с узлами, горох в углу и длинные палки. Все это было прописано в регламенте, и многие родители только рады были, что их детей поучат уму-разуму. К слову, в Англии в это время специальные няни предлагали свои услуги по битью детей, если мамам самим жалко пороть своих непослушных отпрысков. Вот это бизнес!

Шло время, дети вырастали и пороли своих детей, и всех все вроде устраивало. Возмущаться пытались Екатерина II и Александр I, но никто их особо не послушал, и сгладить режим получилось намного позже. Кнут отменили в 1845 году, а плети, розги и все прочее держали в школе аж до XX века.

Били всех. Из интересных примеров: Николя I со всем размахом души воспитатель бил головой о стену, после чего, став императором, Николай запретил физически наказывать своих детей. Наказанием для них было отлучение от отцовского внимания. Еще в царских семьях часто за проступки лишали второго блюда или сладкого — годы идут, методы не меняются.

А вот жена Пушкина — Наталья Гончарова была необычно молчалива, нежна и тиха только до замужества. Оказывается, пока она не покинула отчий дом, за любое лишнее слово мама хлестала ее по щекам. И знаменитого писателя Ивана Тургенева избивала собственная мать, причем он сам должен был догадаться за что, она ему ничего не объясняла. А откуда вы думаете взялся образ барыни-самодурки в «Му-Му»?

Всполошилась общественность только к XX веку, тогда и начались массовые движения за отмену телесных наказаний. Дело шло медленно. Сначала запретили пороть гимназистов, потом — женщин, потом — каторжан (как вам порядок?). Последним рубежом стал 1917 год и большевики. Они сказали: «Больше никаких телесных наказаний в школе». Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд».

Пришло время великого Советского Союза, наказывать детей телесно нельзя было ни в обычной школе, ни даже в школе для трудных подростков. Прощали учителям только неформальные подзатыльники. И учебные заведения перешли на социальную систему наказания. Тех, кто плохо себя ведет, просто не возьмут в пионеры. И все, как известно, вся жизнь насмарку.

Кроме того, в советское время в школах увеличивали объем трудовой нагрузки, например, назначали дополнительное дежурство. В качестве наказания учителя не боялись ставить «двойки» и оставлять на второй год. Сейчас так уже не делают.

Тогда же активнее всего в семье применяли методы «психологического наказания»: отстранить от внимания взрослых, отправить одного в комнату, устроить бойкот и так далее. Что-то подобное описано в рассказе «Золотые слова» Михаила Зощенко. Дети, сидя за столом, перебивали взрослых и грубили, после чего их отругали и выгнали, запретив два месяца садиться со всеми ужинать.

Также в ходу было «позорное ярмо». Если юный пионер оказался грязнулей и бросал везде мусор, на него могли повесить табличку «неряха», которую он не имел права снять. Все ученики видели, кто провинился и в чем, а ученик чувствовал на себе всеобщее осуждение. Действенно, но на детей это так давило, что многие были бы не против, чтобы их выпороли вместо такого. Или еще — отчитать перед всеми другими пионерами. От стыда могли уши сгореть.

Сейчас представить, что кто-то остался на второй год или вынужден носить табличку «хулиган» практически невозможно. Родители же эту администрацию съедят. Раньше-то был всегда прав учитель, а теперь — ребенок. Наказывают в современных школах просто — забирают мобильные телефоны, например. Правда, учитывая, что на уроке их использовать запрещено, это не совсем наказание.

Что касается родителей и бабушек-дедушек, что в советское время, что сейчас, все воспитывают детей по-разному. Кто-то считает, что применение телесных наказаний — это пережиток прошлого и просто неприемлемо, кто-то думает, что это самое действенное наказание из возможных.

Что касается законодательства, в этом году президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон, декриминализирующий семейные побои. То есть статья 116 УК РФ была изменена. Если побои («действия, причинившие физическую боль, но- не повлекшие последствий») были совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. За них родителям будут грозить только штраф 30 тыс. руб., -арест на 15 су-ток или исправительные работы. Повторные случаи насилия остаются уголовными преступлениями и могут караться до 7 лет лишения свободы.

В апреле исполняется 153 года отмены телесных наказаний в нашей стране. Соответствующий документ подписал император Александр II. Законодательно этот акт был приурочен к 45-летию правителя.

Плеть слабее кнута

Кстати, на этом Александр II не остановился. В 1864 году появился его Указ «об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». Тогда пороть учеников считалось настолько естественно, что подобное решение царя многие восприняли как слишком либеральное.

Установил же в России телесные наказания Пётр I. Причём сделал это официально, как результат судебного решения. В воинском Уставе перечень кар, как и многое, что задумывал Пётр, был представлен с размахом. Истязания включали в себя хождение по деревянным кольям, битье батогами и шпицрутенами, клеймение железом, обрезание ушей, отсечение руки или пальцев. Причём мучениям могли быть подвергнуты все, включая членов императорской фамилии.

Со временем наступили некоторые послабления. Так, в 1824 году адмирал Мордвинов в докладной записке Александру I просил отменить битье кнутом, а в 1845-м это наказание полностью упразднили (палачам даже приказали зарыть свои орудия в землю). Самой страшной стала публичная порка плетьми, однако и здесь нашлись люди, которые точно рассчитали, что удар плети в 2,5 раза слабее, чем кнута, поэтому там, где раньше назначали 40 ударов, стали давать 100.

Однако времена менялись. Постепенно от тяжелого битья были освобождены дворяне, христианское и исламское духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, а также их жены и дети. Неизменной оставалась только порка розгами - тонкими гибкими прутьями деревьев и кустарников. Для большей эластичности и резкости их часто вымачивали в солёной воде. Этот вид наказания, известный ещё с Древнего Египта, Спарты, упоминаемый в Библии, на долгие годы прижился в России. Особенно доставалось детям и подросткам.

Н. В. Орлов «Недавнее прошлое» (Перед поркой), (1904). Фото: Commons.wikimedia.org

Пороли и царей

Пороть детей розгами и просто заниматься рукоприкладством по отношению к существу, которое не может тебе ответить, считалось абсолютной нормой даже в высших аристократических кругах.

Будущего императора Николая I, как и его малолетних братьев, их наставник генерал Ламсдорф порол нещадно. Розгами, линейками, ружейными шомполами. Иногда в ярости он мог схватить великого князя за грудь и стукнуть об стену так, что тот лишался чувств. Это не только не скрывалось, но и записывалось им в ежедневный журнал.

Ивана Тургенева мать порола розгами вплоть до совершеннолетия. Телесным наказаниям подвергались в детстве Фет и Некрасов. Как били до потери сознания маленького Алешу Пешкова, будущего пролетарского писателя Горького, мы знаем из его повести «Детство». Но, пожалуй, наиболее трагична судьба Феди Тетерникова, будущего поэта и прозаика Федора Сологуба. Его в детстве и отрочестве пороли так, что он, по собственным словам, «прикипел» к битью и уже не мог без него жить. Физическая боль стала для него лекарством от боли душевной.

В 1878 году именно применение розг спровоцировало в России индивидуальный террор, а судебный процесс, где разбиралось это дело, стал известен на весь мир. История такова. В июле 1877 года петербургский градоначальник Федор Трепов отдал приказ о порке политического заключенного Боголюбова. Причина - тот не снял перед ним шапку. Боголюбова выпороли 25 шпицрутенами. Это было нарушением закона о запрете телесных наказаний 1863 года и вызвало широкое возмущение в российском обществе. Однако лично Трепов никакого наказания не понёс.

Отомстить ему решила простая переплётчица книг, народница Вера Засулич. 5 февраля 1878 г. она пришла к Трепову на приём и в знак протеста против порки Боголюбова, которого даже никогда не видела, почти в упор выстрелила в градоначальника из карманного револьвера. Две пули попали в живот, генерал получил тяжелое ранение.

Революционерку немедленно арестовали, а 12 апреля начался процесс, который закончился неслыханным приговором. Суд присяжных полностью оправдал Засулич, хотя за подобные преступления полагалось от 15 до 20 лет тюрьмы. Правда, на следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире. А вскоре, чтобы избежать повторного ареста, её переправили к надёжным людям в Швейцарию.

Стыдно!

Одним из активных пропагандистов полной отмены телесных наказаний стал граф Лев Толстой. Осенью 1859-го он открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей и объявил, что школа бесплатная и розог в ней не будет. А в 1895-м написал статью «Стыдно», в которой протестовал против телесных наказаний крестьян. Своё отношение к таким явлениям великий писатель высказал и в рассказе «После бала». Там жизнь пылкого юноши полностью переворачивает увиденная на плацу расправа, когда пытавшегося бежать солдата прогоняют сквозь строй и бьют палками по голой спине. Руководил истязанием красивый генерал - отец девушки, в которую он был влюблён…

И хотя битьё было позором общества, его отмену приходилось доказывать ценой жизни. Так, отмене наказаний для женщин способствовали события, которые произошли на Карийской каторге, в глухих местах Забайкалья. Здесь 24 октября 1889 года 28-летнюю заключённую Надежду Сигиду за попытку влепить жандармскому офицеру пощёчину наказали ста ударами розог.

В знак протеста против такого насилия ещё трое женщин приняли смертельную дозу морфия, а до этого 16 суток голодали. Всего же приняли яд 20 каторжан, из них шестеро - умерли.

О Карийской трагедии стало известно в мире. Начались массовые протесты, и правительство вынуждено было реагировать. В итоге в 1893 году физические наказания для женщин отменили. В 1930 г. художник Николай Касаткин написал картину, посвящённую этим событиям.

В 1913 году известный российский драматург, историк Николай Евреинов издал «Историю телесных наказаний в России», которую написал еще в студенческие годы. Необходимость работы автор объяснил неизменной для России актуальностью темы: «Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки… Отмена телесных наказаний не ознаменовала отмену привычки и страсти к ручным расправам. Пробегая мрачные страницы истории телесных наказаний, мы убеждаемся с каждой строкой, что из бездны не выкарабкиваются сразу и что переход от тьмы к свету невозможен без промежутка ослепления».

Наказание шпицрутенами, 1776 год. Осуждённого заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. Фото: Commons.wikimedia.org

Розга из Техаса

К началу XX века в Российской империи остались розги как наказания для крестьян по приговорам волостных судов, бродяг и ссыльных, и как исправительная мера для ремесленных учеников. Были в ходу и плети, приковывание к тачкам, оковы (кандалы) и бритье головы для ссыльно-каторжных и поселенцев.

12 июня 1903 наказания для каторжных и ссыльных в России отменили. 11 августа 1904 отменены телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников. 30 июня 1904 официально ликвидированы телесные наказания в российских армии и флоте (фактически рукоприкладство офицеров оставалось). 24 августа 1904 года в России были официально отменены все виды телесных наказаний. Правда, розги остались и держались в исправительных арестантских отделениях и военных тюрьмах до революции 1917 года.

Сейчас большинство стран рассматривают телесные наказания в любой форме как противоречащие положениям «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года и «Международного пакта о гражданских и политических правах» 1966 года. Тем не менее телесные наказания активно применяются в мусульманских странах, в некоторых государствах Африки, на Шри Ланке, а также в ряде учебных заведений США.

По некоторым данным, периодически порют детей в 21 штате Америки, в том числе Миссисипи и Техасе. В России официально наказания запрещены, однако в семьях рукоприкладство нередко, а отцовского ремня или розги по-прежнему боятся тысячи малышей. Так розга, начав историю с Древнего Рима, живёт и в наши дни.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...