Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Что семья как социальный институт. Социология семьи

3. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Семья как сложный социальный феномен

Семья представляет собой сложный социальный феномен. Она Является самой древней естественной исходной общностью людей, связанных кровным родством. Вместе с тем это малая контактная группа взаимодействующих друг с другом людей, особая форма взаимодействия. Наконец, это особый социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм, организационных форм.

Как правило в современных определениях семьи подчеркиваются все эти характеристики. Так Н. Смелзер пишет: "Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей" . Известный советский исследователь семьи А.Г. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривал семью как "исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения" . Сложный характер семьи как социального образования требует различных методологических подходов к ее социологическому анализу. Как малая контактная группа семья изучается прежде всего на микроуровне, особое внимание обращается на анализ межличностного взаимодействия в семье, организацию семейной жизни, групповое поведение. Современное направление символического интеракционизма рассматривает семью как систему социальных ролей.

Как социальный институт семья изучается на макроуровне, в этом плане анализируются прежде всего ее социальные функции. При этом функционалисты исходят из гармонии семьи и общества как целостности, рассматривают функции семьи как естественное выражение и реализацию потребностей общества. Представители конфликтного подхода обращают внимание на сложный противоречивый характер семейных отношений, на ролевые и иные конфликты между членами семьи, на конфликты, возникающие на основе противоречий семейных и иных отношений. Видимо, сложность феномена семьи делает необходимым сочетание различных подходов.

Важно учитывать, что, изучая межличностное взаимодействие, нельзя абстрагироваться от того, что групповое поведение зависит от социальных, экономических и социокультурных условий жизнедеятельности семьи, т.е. сочетание подходов содействует более глубокому анализу.

Как особый социальный институт, как элемент социальной структуры семья тесно связана с экономикой. В конечном счете, особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями. Семья не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда. Проживание вместе связано в Отдельных семьях с совместным производством, т.е. семья может выступать и как экономическая категория.

На семью оказывают влияние и другие социальные институты: политика, системы морали, права, культура. Для каждого вида культуры характерно преобладание тех или иных черт семьи. Институт семьи носит конкретно-исторический характер, он постоянно изменяется и развивается в связи с развитием потребностей общества. Жизнь семьи, ее исторические типы, ее структура зависят от общих тенденций изменения, развития общества. При переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. Домашнее хозяйство перестает быть основной экономической единицей, происходит разделение дома и работы. Осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых, родительских. Происходит переход от стабильной многодетной семьи к малодетной и массовой однодетной семье. Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям.

Характер семейной ролевой структуры определяется в конечном счете социально-историческими условиями. Неравноправие женщины в обществе влечет за собой неравноправие в семье. С другой стороны развитие демократии, утверждение про свободу женщины ведет к утверждению равноправия в семье. Семейная власть может основываться на традиционных представлениях, на экономическом преобладании или моральном авторитете. Многообразны и методы обеспечения семейной власти.

Роли и их реализация регулируются разнообразными нормами. Правовые нормы регулируют имущественные взаимоотношения супругов, материальные обязательства супругов по отношению к детям, друг к другу, расторжение брака. Моральные нормы, обычаи, традиции регулируют процесс ухаживания, выбора супруга, распределение власти и обязанностей между супругами, воспитание детей, семейный досуг, отношения с родственниками.

В свою очередь, семья оказывает влияние на все стороны жизни общества. Она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей. В семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, привычки, установки по отношению к своему здоровью. Семья воспитывает вкусы и потребности. У младшего поколения определяет во многом выбор профессии, уровень духовных ценностей. Именно в семье закладываются основы отношения к старшему поколению. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда, с формами хозяйственной деятельности.

Семья обладает высокой персональной значимостью. Для большинства людей сегодня - это необходимая среда обитания, особая ниша, оберегающая, защищающая человека. По данным исследователей, смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. Особенно это относится к мужчинам. Например, в возрасте от 25 до 64 лет разведенные мужчины в два раза чаще прибегают к самоубийствам, чем семейные, в 3,3 раза чаще умирают от цирроза печени и рака, в 5,4 раза - от диабета и туберкулеза. Конечно, благотворное воздействие оказывает благополучная семья, неблагополучная скорее ухудшает положение человека.

Функции семьи

Основное назначение семьи - обеспечение социальной и культурной непрерывности развития общества. Как социальный институт семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию, т.е. функцию деторождения, воспроизводства населения. Она не сводится к биологическому производству, а носит социальный характер, ибо предполагает не просто рождение ребенка,

а воспроизведение человека, соответствующего современному уровню развития общества.

Семья выполняет экономическую, материально-производственную, хозяйственно-бытовую функцию, функцию накопления материальных благ и передачи их по наследству. Развитие в последние годы индивидуально-трудовой деятельности, семейного подряда, аренды постепенно возвращает производительный труд в семью, активизирует выполнение функции передачи социального статуса.

С репродуктивной функцией тесно связана воспитательная функция семьи. Семья обеспечивает преемственность в развитии культуры, участвует в сохранении и передаче молодому поколению духовных ценностей и трудовых навыков. Семья обеспечивает первичную социализацию ребенка, вводит его в сложный мир социальных связей, прививает ему привычки, навыки, формирует взгляды, нравственные установки, ценности. Семья выполняет рекреативную, т.е. восстановительную или функцию эмоциональной стабилизации и психологической терапии. В семье мы получаем помощь, поддержку, сбрасываем то напряжение, которое получили в процессе социальных контактов. Семье присуща также коммуникативная функция, поскольку она удовлетворяет потребность человека в общении на основе взаимопонимания и взаимоподдержки и вместе с тем в изоляции, уединении. Семья выполняет регулятивную функцию, в частности, осуществляет функцию моральной регламентации Поведения членов семьи, в общении друг с другом и другими людьми, функцию регуляции сексуального поведения. Уже чувство принадлежности к семье корректирует поведение на работе и в общении с другими людьми. Иногда исследователи семьи называют и фелицитологическую функцию. Однако точнее ее отнести индивидуальным функциям, удовлетворяющим личные потребности индивидов.

Все социальные функции удовлетворяют и личные потребности. Так, функция воспроизводства удовлетворяет потребности в родительстве, в воспитании детей. Экономическая и хозяйственно-бытовая удовлетворяет потребности в хозяйственно-бытовых услугах, материальной помощи. Функция социализации выражается в таких индивидуальных функциях, как духовное взаимообогащение членов семьи. Функция досуговая удовлетворяет потребности в совместном проведении досуга. Функция эмоциональной стабилизации И психологической терапии обеспечивает получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребности в личном счастье и любви.

На реализации функций сказываются особенности периодов жизнедеятельности семьи. Принято выделять следующие периоды жизнедеятельности. Первый - от заключения брака до появления первого ребенка. Второй оканчивается поступлением последнего ребенка в школу, третий - достижением социальной зрелости последним ребенком. Последний, четвертый начинается созданием собственной семьи последним ребенком.

Структура семьи

Структура семьи и ее внутренняя организация зависят от многих факторов. В частности, она определяется характером заключаемого брака.

История знает различные виды семьи, определяемые характером супружества (моногамные и полигамные). Моногамная семьи состоит из двух супругов, полигамная имеет две разновидности: полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).

Исторически первым видом была полигамная семья, с развитием общества постепенно она вытесняется моногамной. В современном мире полигиния сохранилась, в основном, в странах Арабского Востока, полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки.

В современных странах встречаются и нетрадиционные однополые семьи. Сексуальные меньшинства ведут борьбу за их признание, правовое оформление. Значение брака в определении характера семьи еще не позволяет сделать вывод о его первичности. До сих пор ведутся споры, что первично брак или семья. Но ответа не дает ни теория, ни повседневная жизнь. Каждая перепись населения, например, показывает, что число женщин, состоящих в браке, больше числа женатых мужчин. Но это не означает, что у нас существует многоженство. Видимо, одно и то же явление - фактический брак, люди расценивают по разному: женщины считают его реальным, настоящим, мужчины считают его временным сожительством, безбрачием.

С точки зрения сферы выбора супруга браки подразделяются на эндогамные (заключенные в рамках собственной общности) и экзогамные (заключенные между представителями разных групп). Это приводит к появлению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной) и социально-гетерогенной (разнородной). Поданным социологов гомогенные семьи составляют около 70% от общего числа семей. В этих семьях муж, жена и их родители принадлежат к одними и тем же социальным группам, социальным слоям. Гомогенная семья, как правило, более устойчива, гармонична, эгалитарна. Социально гетерогенных семей до 30%. Принадлежность к различным культурным, социальным группам, различное образование, профессии нарушают гармонию, устойчивость, поэтому преобладают авторитарные отношения. Однако эти особенности не следует абсолютизировать. Иногда существующие различия стимулируют большую активность в самообразовании, самовоспитании и т.д.

По типу главенства, руководства семьей различают две разновидности семьи: эгалитарная (равноправная) семья и авторитарная. Авторитарные семьи характеризуются жестким подчинением одному из супругов или другому члену семьи. Эгалитарная семья основана на разделении ролей в соответствии с личными качествами и способностями супругов, на участии каждого в принятии решений, воспитание детей строится на убеждении, а не на принуждении. Эгалитарную семью часто называют демократической, имея в виду распределение власти. В обществах господствуют при этом патриархальные или матриархальные принципы. Это сказывается на распределении власти и на расселении членов семьи по месту жительства отца или матери. Как правило, более устойчивыми являются семьи, где глава - женщина.

Можно проследить воздействие на семью социальной принадлежности. По мнению исследователей, для семей рабочих характерно более жесткое следование семейным ролям, нежели для семьи представителей среднего класса. Отличительной особенностью является и раздельный досуг мужчин и женщин, в то время как для семьи среднего и особенно высшего класса характерен совместный отдых.

Чем ниже доход семьи, тем чаще она возглавляется женщиной. Ян Робертсон отмечает, что для черных в США характерно, что в 40% случаях семья возглавляется женщиной.

Ролевая структура характеризует систему отношений членов семьи в соответствии с ролевыми предписаниями, основанными на традициях, обычаях, существующих в обществе, социальных группах, семье. Традиционные роли, в соответствии с которыми женщина вела дом, хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был главою семьи, хозяином, который обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уже трансформировались. Сегодня большинство женщин работает, выполняет весомые социальные роли, зарабатывает иногда больше супруга. Это влияет на все стороны функционирования семьи, в том числе на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и росту уровня разводов.

Особенности семьи зависят также от ее состава. Исследователи выделяют расширенную семью, включающую различные поколения, нуклеарную (отдельную, простую) семью, которую образуют супруги с детьми, и неполную семью, когда отсутствует один из супругов. Каждый из этих видов семьи имеет свои социальные проблемы. В сложной семье - это проблема взаимоотношений поколений, отказа от мелочной опеки над молодыми, помощи старшим. В неполной семье - это проблема воспитания детей. В простой (нуклеарной) семье - это проблема климата, формирования традиций, стиля семейной жизни.

При социологическом анализе семьи большое значение имеет учет возрастных характеристик супругов. Различаются молодежная семья, когда возраст супругов до 30 лет, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Возраст накладывает отпечаток на семейные отношения, на характер трудностей, противоречий, которые нуждаются в преодолении. В молодежной семье это трудности адаптации к супружеским обязанностям, к новому быту. В семье среднего супружеского возраста проблема преодоления скуки, однообразия, стереотипности во взаимоотношениях супругов, разгорающихся конфликтов. У пожилых супругов проблемы бережного отношения к друг другу, уступчивости, освоения новых ролей.

Существенное воздействие на характер семейных отношений оказывает количество детей. По количеству детей обычно выделяют такие разновидности семьи, как бездетные, однодетные, малодетные и многодетные семьи. Бездетные семьи (где в течение 10 лет супружества не появился ребенок) составляют более 15% всех семей. Каждая третья такая семья распадается чаще всего по инициативе мужчин. Однодетные семьи составляют в городах больше 50% семей. Из этих семей распадается каждая вторая. Малодетная (семья с двумя детьми) отличается большей устойчивостью (по сравнению с однодетной более чем в 3 раза). Она создает лучшие условия для формирования личности ребенка, его моральных качеств и коммуникативных способностей. Многодетная семья (трое и более детей) распадается редко, имеет и Другие преимущества, хотя в современных условиях связана с большими материальными трудностями.

Общей тенденцией современного развития семьи является уменьшение количества детей. По данным социологических исследований, и мужчины, и женщины хотели бы иметь в среднем меньше детей, чем было в семье их родителей. Это объясняется не только изменением положения женщины, ее большей загруженностью, не только уровнем материальной обеспеченности семьи, но и напряженностью, конфликтностью отношений в семье. Важнейшей социальной проблемой является взаимопонимание в семье, ее сплоченность, умение преодолевать трудности.

Социальные проблемы семьи в современных условиях обостряются в связи с падением рождаемости, старением населения, нестабильностью брака, ростом числа свободных союзов, внебрачных рождений и т.п. Вместе с тем для современной семьи характерны и позитивные перемены: расширение свободы выбора для мужчины и женщины, утверждение равенства характеров, большие возможности контактов между поколениями, в целом большая ориентация на семью.

Многочисленные опросы свидетельствуют о том, что все большее число людей рассматривают семью в качестве высшей ценности. С.И. Голод подчеркивает, что социальные изменения выражаются и в том, что в структуре мотивов брака на первый план выдвигаются ценности, связанные с рождением и воспитанием детей, а также ценности супружества как личностного общения [I]. Отсюда оптимистические прогнозы ряда социологов относительно развития семьи в XXI веке как свободного союза, основанного на любви, сотрудничестве, совместном ведении домашнего хозяйства.

Многие исследователи обращают внимание на сложные и трудные проблемы становления семьи.

Адаптация к семейной роли сложный и трудный процесс. По данным социологов, из общего количества распадающихся браков почти 40% приходится на браки, просуществовавшие менее четырех лет. Если адаптация протекает успешно, супружество превращается в гармоническую общность, в противном случае возникает состояние напряженности, переходящее в конфликты, которые могут заканчиваться разводом.

Внутренняя гармония, сплоченность определяется воздействием внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся: взаимная любовь, чувство долга по отношению к супругу, детям, взаимное стремление к счастью, забота друг о друге, использование брака для реализации стремлений личности. Внешние факторы: давление нормативных систем, требующих сохранения семьи, забота о детях, влияние общественного мнения, экономических условий.

Что же является критерием успешного брака? Ян Щепаньский называет: 1) прочность брака, 2) субъективное ощущение счастья у обоих супругов, 3) исполнение ожиданий более широких групп, 4) полное развитие личности супругов, их активности, способностей, воспитание способных и активных детей, 5) достижение внутренней интеграции, отсутствие конфликтов . Однако не следует абсолютизировать предлагаемые показатели, в полном объеме они почти никогда не встречаются, возможны различные их сочетания.

В семье неизбежны противоречия, конфликты, ибо супруги могут отличаться по характеру, по духовным запросам, уровню эмоциональности, характеру и уровню культуры. Напряженность в семье может возникать на почве ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, материального обеспечения семьи и др.

Социологи классифицируют современные семьи по факту работы жены, по отношению к этой работе, по участию мужа в домашних делах. Американский ученый Джесси Бернард выделяет в связи с этим такие типы семьи: 1) когда муж работает, жена дома. Муж и жена довольны этим обстоятельством. 2) И муж, и жена работают по необходимости, жена с удовольствием бы сидела дома. Постепенно нарастает чувство ущемленности, у мужа даже в большей степени. 3) Оба работают, жена выполняет все обязанности по дому, но оба рады, что работают. 4) Оба работают и оба делят обязанности по дому.

В литературе высказывалась мысль, что выход в плане укрепления семьи в возврате к материнскому призванию женщины, в уходе ее с работы. Джесси Бернард возражает против этого вывода, считает, что это не решит проблемы, ибо женщина, вкусившая свободы, не откажется от свободного выбора трудовой и общественной деятельности. Перспективным ей представляется совместное ведение домашнего хозяйства.

Конфликты возникают не только между супругами, но и между родителями их детьми. Их сложнее разрешить, ибо в их основе лежат различия культур старых и новых поколений.

Каковы пути преодоления напряженности? Конфликты преодолеваются под влиянием общих стремлений к достижению гармонии, привязанности, любви членов семьи друг к другу, под влиянием установки на взаимопонимание, терпимость, снисходительность, под влиянием страха распада семьи, утраты привязанности. Если конфликты, напряженность не преодолеваются, то это приводит к распаду семьи.

Контрольные вопросы

    Семья как сложный социальный феномен.

    Методологические подходы к социологическому анализу семьи.

    Связь семьи с другими социальными институтами.

    Исторический характер семьи как социального института.

    Функции семьи.

    Структура семьи.

    Тенденции развития семейных отношений.

    Пути преодоления напряженности, конфликтности в семье.

Темы рефератов

    Социальные проблемы отношений между поколениями.

    Межнациональные браки.

    Проблемы устойчивости брака.

    Студенческая семья, ее проблемы.

Литература

    Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. -Д.: Наука, 1984.

    Гурко В.И. Студенческая семья. - М.: Мысль, 1988.

    Мацковский М.С. Социология семьи. - М.: Наука, 1989.

    Молодая семья. - К.: Украина, 1991.

    Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

    Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль, 1979.

    Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Наука,1978.

    Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969.

    Население СССР за 70 лет. - М.: Наука, 1988.

4. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Образование является одним из самых древних институтов. Оно возникает в силу потребности общества в воспроизводстве и передаче знаний, умений, навыков, подготовки новых поколений к жизни.

В современном мире образование приобретает особый вес, ибо призвано обеспечить подготовку субъектов социального действия к решению глобальных задач, стоящих перед человечеством. Образование охватывает практически почти все социальные группы. Подготовка новых поколений к осуществлению социальных и профессиональных функций требует все более длительного и сложного обучения, воспитания.

МАШИНОВЕДЕНИЯ О.В. ШАТУНОВА И Н Ф О Р М А Т И К А Учебное пособие для студентов , обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство» ... Акулов, О.А. Информатика: базовый курс: учеб. пособие для студентов / О.А. Акулов, Н.В. Медведев. – М.: ...

  • Учебное пособие для студентов

    Учебное пособие

    ... "Компьютерные технологии и обработка материалов давлением" УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по курсу «Математика и информатика» 5 модуль... с номером варианта каждый студент поэтапно проектирует учебную базу данных для заданной предметной области...

  • Учебное пособие для студентов заочного обучения инженерных специальностей

    Учебное пособие

    Методические указания и контрольные задания Учебное пособие для студентов заочного обучения инженерных специальностей Топалова... дипломных проектов и работ для всех специальностей Учебно -методическое пособие для студентов строительных и экономических...

    • РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    • РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ
    • СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ
    • СЕМЬЯ
    • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
    • РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

    Cтатья посвящена развитию и функционированию важнейшего социального института семьи. Для лучшего понимания семьи проводится анализ ролевых отношений и ролевых конфликтов в семье.

    • Процесс формирования и функционирования современной семьи

    Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

    С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы .

    Семья, являясь подсистемой общества, играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности как в количественном (воспроизводство населения), так и качественном (социализация) аспектах. Как малая социальная группа семья входит в социальную структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, экономики, культуры и общественного сознания. Как социальный институт семья участвует в выработке социальных ориентаций и установок, норм морали, в социализации личности. Роль семьи как социального института определяется ее функциями: репродуктивной, воспитательной, экономической, бытовой, рекреационной. Конечно, подобное деление функций семьи очень условно, поскольку в действительности семья представляет собой некую целостность .

    Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

    Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на:

    • супружеские (жена, муж);
    • родительские (мать, отец);
    • детские (сын, дочь, брат, сестра);
    • межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. .

    Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.
    Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.
    Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу .

    Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
    Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

    • конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
    • межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
    • внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
      Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей .

    Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

    Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

    Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
    Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий .

    В заключение отметим, что семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования .

    Список литературы

    1. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007.
    2. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. – С.73 – 76.
    3. Игебаева Ф.А. Социология. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 236с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
    4. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка. // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011.– С.135 –138.
    5. Игебаева Ф.А Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.
    6. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
    7. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
    8. Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи. // Социально-политические науки. - 2013. – №2, С.79 – 81.
    9. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
    10. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003.
    11. Игебаева Ф.А. Влияние миграционных процессов на репродуктивные установки горожан. //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013.-С.52-53.

    Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

    Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

    Характеристика семьи как малой социальной группы

    Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

    Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

    Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

    По количеству детей

    • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
    • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
    • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
    • Многодетные – от трех и более чад.

    По составу

    • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
    • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

    По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

    • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
    • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

    По характеру распределения семейных обязанностей

    • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
    • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
    • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

    Функции семьи как малой социальной группы

    Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

    • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
    • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
    • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
    • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
    • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
    • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
    • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

    Признаки семьи как малой социальной группы

    Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

    Первичные

    • единая цель и деятельность;
    • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
    • определенная эмоциональная атмосфера;
    • свои ценности и моральные устои;
    • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
    • четкое распределение ролей;
    • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

    Вторичные

    • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
    • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
    • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

    Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

    Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

    • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
    • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
    • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
    • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
    • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
    • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
    • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

    Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

    • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
    • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
    • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

    Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

    Понятие семьи и брака - объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.

    «Семья - ячейка общества», - произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи , то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения . На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья - это малая социальная группа , а еще - это . Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, - это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи .

    Брак (он же - брачный союз или супружество) - это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого - создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне .

    Структура семьи.

    Структура семьи (семейная структура) - это различные варианты состава семьи:

    1. Нуклеарная семья - муж, жена, ребенок (один и более).
    2. Пополненная семья (или же расширенная семья) - нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда - плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же - если живут все вместе).
    3. Смешанная семья (перестроенная семья) - может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
    4. Семья родителя-одиночки.

    По количеству детей семьи бывают:

    • бездетные;
    • однодетные;
    • малодетные;
    • среднедетные;
    • многодетные.

    По месту проживания:

    • матрилокальные (с родителями жены);
    • патрилокальные (с родителями мужа);
    • неолокальные (отдельно от всей этой радости).

    При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм .

    По количеству партнеров бывают:

    • моногамные семьи (два партнера - наиболее распространенная форма семейных отношений с древних времен);
    • полигамные семьи:
      1. полигиния (многоженство - один мужчина, три и более женщины, как в шариате);
      2. полиандрия (редкое явление - одна женщина и трое и более мужчин; например - у народов Гавайев и Тибета);
      3. шведская семья (три партнера разного пола - мужчина и две женщины или наоборот) - интересен тот факт, что этот вид семьи ассоциируется со Швецией только у носителей русского языка, а шведское общество - консервативно, и подобный тип отношений там встречается крайне редко.

    По половому составу партнеров:

    • разнополая семья;
    • однополая семья.

    Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике - не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения - предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

    Преследование или угнетение сторонников однополых отношений - нарушение Декларации по правам человека . Однако однополые отношения - это одно, а однополый брак - другое. А возможность однополыми партнерами усыновить и воспитывать ребенка - вообще третье. Если первое - это нормально, но должно иметь какую-то цензуру (то есть геи не должны выставлять на показ свой тип отношений, потому как таким образом они могут психологически травмировать окружающих, а это тоже нарушение социальных норм). Второе - это не нормально, хотя и не критично. Правильнее всего (не могу утверждать наверняка) - это было бы признавать однополые браки на уровне общества, но не на уровне государства и права; и опять же - подвергать цензуре. Все описанное по поводу первого и второго пунктов совпадает с официальной политикой Российской Федерации и некоторых других стран. Говоря о цензуре, я подразумеваю, что «если гей хочет идти на парад, - он должен быть ветераном».

    По поводу третьего (усыновления) - это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным , и моральным, и религиозным нормам . Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.

    Вернемся к семье и браку.

    Функции семьи и брака.

    Функции семьи - это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

    1. Репродуктивная функция. В этой функции заключена и сексуальная потребность, и потребность в продолжении рода.
    2. Хозяйственно-экономическая функция - вопросы питания, семейного имущества, семейного бюджета и благоустройства.
    3. Регенеративная функция - наследование (фамилии, имущества, семейных ценностей, социального положения, семейного дела).
    4. Образовательно-воспитательная - функция социализации детей.
    5. Первоначальный социальный контроль - функция привития норм поведения со старшими, понятия ответственности и обязанностей.
    6. Рекреативная функция - развлечения, досуг, отдых, хобби и т.д.
    7. Функция духовного общения (духовного взаимообогащения).
    8. Социально-статусная - воспроизводство социальной структуры внутри семьи, так как семья - это и есть общество в миниатюре.
    9. Психотерапевтическая функция - удовлетворяет потребности в признании, поддержке, психологической защите, сочувствии и т.д.

    В заключение можно сказать, что семья - это самый древний социальный институт, и история семьи - это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.

    Является самым важным в общественных отношениях. Его изучением занимаются социологи, психологи, сексологи и многие другие. Такое пристрастное внимание неслучайно. Семья, как является одним из важных носителей принципов культуры и воспитания личности, которые являются уже традиционными и передаются из поколения в поколение. Первоначальное воспитание человек получает в семье. Там же ему прививают навыки поведения, дают образование.

    В каждом определенном обществе существуют свои понятия и жизни. Поэтому у людей, входящих в это сообщество, формируется мнение, что их устои самые правильные.

    Семья, как социальный институт, настолько важна для общества, что рассматривать какой-то определенный тип как основной не имеет смысла. Корни семейных отношений лежат глубоко в древности. Именно тогда началось зарождение этого института.

    Типология семьи включает виды, которые различаются в зависимости от формы ее организации и от родственных связей входящих в ее состав людей.

    Одним из основных типов является сочетание: муж, жена и дети. Это классический вариант, который представляется каждому при упоминании этого слова. Этот тип называется супружеским. В его основе лежат брачные отношения двух людей, которые не связаны родственными узами.

    Второй тип - это родственная семья. В ее основе лежит кровное родство. Обычно это многочисленные родственники, представляющие клан, в который входят братья и сестры, их мужья и жены, дети, тети, дяди и т.д.

    Семья, как социальный институт, существует в этих двух формах, но их значимость не одинакова. Обычно родственный необходим для торжеств, общения и поддержания семейных уз. Большую значимость имеет супружеский тип. В этом случае роль семьи в жизни человека огромна. Даже законодательство предписывает определенные нормы и правила по отношению к детям или родителям, но ничего не говорит о связях с более дальними родственниками.

    Супружеская семья подразумевает отношения между супругами и их детьми. Родственный тип включает в себя более широкий спектр связей. В такой семье супруги подвержены большему влиянию со стороны своих родственников, и лишь наполовину вхожи в новую семью.

    От зависит и воспитание, которое получает ребенок. В родственной семье забота и ответственность о нем лежит не только на родителях, но и на многочисленной родне. Круг общения его обширен, и это хорошо сказывается на воспитании. Многие родственники готовы взять на себя обязанности родителей.

    Как социальный институт, в большей мере представляет супружеский тип. Это обусловлено местом проживания, которое может находиться далеко от остальной родни. Многие не поддерживают родственные связи в силу определенных обстоятельств.

    Брак является одной из более приемлемых форм семьи. Официально оформленные отношения - это не только будущее потомство и его воспитание. Брак подразумевает также много других прав и обязанностей. Его можно назвать образцом, в виде которого представлена семья, как социальный институт. В каждом отдельном обществе существуют свои нормы поведения, которые складываются годами. Они также зависят от экономических условий.

    Иногда складывается ситуация, когда выбор супруга не зависит от человека. Он происходит на основании некоторых правил и устоев, которые ограничены только пределами конкретного общества.

    В большинстве случаев семья, как социальный институт, носит моногамный характер. Но встречаются редкие случаи полигамных браков.

    Для каждого человека семья является образцом для формирования характера и норм поведения в обществе. Поэтому развитию этого института должно уделяться особое внимание.

    Вам также будет интересно:

    Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
    Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
    Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
    Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
    Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
    22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
    Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
    При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...