Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Детский перфекционизм: как избавить ребенка от безупречности? Как избавить ребенка от перфекционизма


Иногда самооценка ребенка слишком сильно зависит от перфекционизма – навязчивого стремления достичь совершенства, под которым понимаются хорошие оценки или похвала от значимых людей. Зависимость от ожиданий и мнений (реальных или предполагаемых) окружающих людей делает таких детей собственными худшими критиками. Что такое детский перфекционизм и как излечить ребенка от безупречности?

Что такое перфекционизм?

Представьте ребенка, у которого чисто убранная комната, лучшая домашняя работа в классе. Он всегда первым выполняет задание и стремится сделать его лучше всех. Согласитесь, не самые плохие черты характера. Олимпийские чемпионы, известные музыканты и писатели достигли небывалых вершин в своих сферах деятельность благодаря упорному труду и желанию быть первыми.


Однако для некоторых детей это желание может стать навязчивой борьбой за безупречность. В психологии под перфекционизмом понимают стремление человека достигать наилучшего результата. Ребенок-перфекционист задает себе слишком высокие стандарты и становится излишне самокритичным, если эти идеалы не достигнуты. Подобный максимализм может привести к боязни нового, тревоге, депрессии, низкой самооценке и преувеличенной реакции на ошибки. Все это мешает ребенку нормально развиваться и получать удовольствие от общения и занятия спортом.

Особенности ребенка-перфекциониста

Опасность подобного самосовершенствования заключается в том, что у ребенка может пропасть радость от открытий и изобретений или желание учиться. Ведь его постоянно преследует страх не достичь идеала.

  • избегают пробовать что-то новое из-за страха потерпеть неудачу;
  • акцентируются на ошибках, а не на хорошо выполненной работе;
  • ставят нереальные цели, а потом осуждают себя, когда не достигают их;
  • принимают критику в штыки, не могут посмеяться над собой;
  • обращают внимание на конечную цель, а не на процесс обучения;
  • впадают в уныние, если кто-нибудь оценивает их работу не на «отлично»;
  • не доводят до конца работу, если считают ее несовершенной.

Причины детской безупречности

Истоки перфекционизма, как и многих других детских проблем, часто стоит искать в семье. Каждый родитель возлагает на своего отпрыска большие надежды, так как хочет видеть его успешным. Уже в раннем возрасте ребенок понимает, что материнскую любовь еще нужно заслужить. Чем? Хорошим поведением.

С поступлением в школу успехами считаются только хорошие оценки, желательно «пятерки». Любая неудача вызывает порицание: почему «хорошо», а не «отлично»? Ребенок понимает, что только став медалистом, отличником или чемпионом, он заслужит родительское одобрение.

Кроме того, характер и темперамент ребенка также играют важную роль. Дети, которые очень чувствительны и тревожны, с большей вероятностью могут стать перфекционистами.


Как помочь ребенку

Если стремление к совершенству становится привычкой и вредит развитию ребенка, нужно ему помочь. От детского перфекционизма есть эффективные «лекарства», только их нужно давать детям постоянно, а не от случая к случаю. На первом этапе вам придется нелегко, так как нужно будет ломать свою прежнюю воспитательную тактику.

  1. Обращайте внимание ребенка на важность изучение новой информации, а не на оценку. Если он получил «отлично», скажите: «Ты очень хорошо поработал и узнал много нового», а не «Здорово, еще одна пятерка».
  2. Попросите ребенка рассказывать о своих неудачах. Объясните, что каждую ошибку можно исправить, а также почерпнуть из нее что-то новое. Каждая неудача дает шанс сделать работу в следующий раз лучше. Но не переусердствуйте, иначе можно вырастить халтурщика.
  3. Давайте ребенку задания, которые помогут реализовать его таланты, отточить мастерство и повысить уверенность в себе. Не жалейте слов одобрения и подтверждения сильных сторон ребенка, его достижений и умений.
  4. Конструктивная критика и варианты решений могут помочь ребенку увидеть, что пошло не так и как выполнить эту работу в следующий раз.
  5. Избегайте сравнение ребенка с его сверстниками. Это заставляет ребенка нервничать и усугубляет ситуацию.
  6. Снизьте на время учебную нагрузку. Слишком много секций и кружков перегружает нервную систему.
  7. Избавьте ребенка от недостижимых идеалов. Расскажите, что у каждого человека есть сильные и слабые стороны.
  8. Поощряйте общение со сверстниками. Так он станет более терпимым по отношению к окружающим, заведет новых друзей и поймет, что не обязательно всегда быть лучше всех.
  9. Прочитайте замечательные терапевтические истории из книги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» В сказках рассказывается о девочке, которая все делала идеально и хотела стать еще лучше.

Если ваш ребенок убежден, что несовершенный результат работы неприемлем, предъявляет самому себе и другим людям завышенные требования, то вам предстоит нелегкий путь по борьбе с перфекционизмом. Необходимо твердо понимать и объяснять детям, что получение новых знаний, развитие воображения, умение рисковать и радоваться открытиям – это гораздо важнее, чем высокие оценки.

Термин «перфекционист» многие родители открывают для себя тогда, когда понимают, что под излишней прилежностью чада скрывается абсолютная неудовлетворенность жизнью, и «первоклассность» во всем оборачивается неврозами и хроническим страхом провала. Откуда «растут ноги» детского перфекционизма, и нужно ли с ним бороться?
Содержание статьи:

  • Ребенок всегда хочет быть первым и лучшим
  • Как избавить ребенка от перфекционизма

Признаки перфекционизма у детей

В чем выражается детский перфекционизм? Такой ребенок фантастически трудолюбив и исполнителен, он переживает за каждую ошибку и плохо выписанную букву, в его жизни все должно быть по полочкам и по правилам.


Вроде, родителям радоваться бы за чадо, но под ширмой безупречности перфекциониста всегда скрывается страх ошибки, провала, неуверенность в себе, подавленность, низкая самооценка. И, если, своевременно не перестроить ребенка, то в более старшем возрасте его ждут весьма серьезные проблемы, как в социальной, так и в личной жизни.

Как определить – просто ли ребенок трудолюбив и исполнителен, или пора начинать беспокоиться?

Ребенок – перфекционист, если…

  • На выполнение элементарных задач у него уходят часы, а его медлительность и скрупулезность раздражает уже даже учителей.
  • Каждая задача переделывается и каждый «некрасиво» написанный текст переписывается до тех пор, пока все не будет идеально.
  • Он тяжело воспринимает критику и переживает настолько, что может впадать в депрессию.
  • Он катастрофически боится ошибиться. Любой неуспех – это катастрофа.

  • Он постоянно пытается себя сравнивать со своими сверстниками.
  • Ему, как воздух, нужна оценка мамы с папой. Причем, по любому, даже по самому незначительному поводу.
  • Он не любит делиться с родителями своими промахами и ошибками.
  • Он не уверен в себе, а его самооценка занижена.
  • Он внимателен ко всем мелочам и деталям.

Список, конечно, не полный, но это общие черты ребенка, который растет патологическим перфекционистом.

Кто виноват?

Причины перфекционизма у детей

Именно в детском возрасте развивается синдром «отличника». В то самое время, когда детская психика не сформирована окончательно, и повлиять на нее может даже вскользь брошенное слово. И вина за перфекционизм, прежде всего, лежит на родителях, которые, не успев реализовать себя, все свои чаяния возложили на хрупкие плечи малыша.


Причины детского перфекционизма стары, как мир:

  • Стиль воспитания, при котором папа с мамой не способны воспринимать свое чадо как личность, а рассматривают его, скорее, как некое продолжение себя

Чаще всего родители этого даже не осознают. Возражения и протесты ребенка в расчет не принимаются, потмоу что он «должен быть самым лучшим во всем».

  • Слишком много критики и минимум (а то и ноль) похвалы

Метод «воспитания», при котором родители не оставляют своему чаду права на ошибку. Ошибся – кнут. Сделал все хорошо – никаких пряников. При таком церберском воспитании ребенку остается только одно – во всем быть идеальным. Страх наказания или очередных родительских нападок рано или поздно приведет к срыву или озлобленности на родителей.

  • Недолюбовь

В этом случае родители не требуют от чада ничего сверхъестественного, не нападают и не наказывают. Им просто… все равно. В тщетных попытках заслужить любовь мамы с папой ребенок либо от бессилия уходит в отличники и прячется в занятиях от своей обиды, либо именно оценками и достижениями старается привлечь родительское внимание.

  • Сотворенные кумиры

«Вот посмотри на Сашу, соседа – какой умничка! Все умеет, все знает, счастье, а не ребенок! А ты у меня…». Постоянное сравнение ребенка с кем-либо не проходит без следа – реакция обязательно будет. Ведь это так обидно, когда какой-то соседский Саша твоей маме кажется лучше тебя.

  • Бедность семьи

«Ты обязан быть лучше всех, чтобы потом не работать дворником!». Ребенка загружают на «полную катушку» всем, чем возможно загрузить. И ни шага в сторону. Ребенок устает, внутренне протестует, но сделать ничего не может – родители не позволяют ему расслабиться даже дома.

  • Родители сами – перфекционисты

То есть, осознать, что они допускают ошибку в воспитании, они просто не способны.

  • Низкая самооценка

Ребенок до последнего оттягивает момент выполнения задания, то перебирая ручки, то затачивая карандаши, потому что боится, что не справится. Причина неуверенности в себе и низкой самооценки может лежать, как в отношениях со сверстниками либо учителями, так и в родительском воспитании.


Читайте также: Причины детской жадности – что делать родителям, если ребенок жадный

Ребенок всегда хочет быть первым и лучшим – хорошо или плохо?

Так что все-таки лучше? Быть отличником без права на ошибку или троечником со стабильной психикой и радостью в сердце?

Безусловно, поощрять своего ребенка к новым победам и свершениям – это важно. Чем быстрее чадо научится ставить перед собой конкретные цели и добиваться их, тем более успешной будет его взрослая жизнь.

Но есть и другая сторона этой «медали»:

  • Работа только на результат – это отсутствие естественных радостей детства. Рано или поздно организм устает, и появляется апатия, неврозы.
  • В битве за высокие оценки и победы в кружках/секциях ребенок переутомляется. Перегрузки отражаются на здоровье.
  • Страх ошибиться или не оправдать родительское доверие – это постоянное психическое напряжение для ребенка. Которое тоже не проходит бесследно.
  • Завышенные требования к себе маленький перфекционист распространяет и на всех окружающих, в результате чего он теряет друзей, не имеет времени на общение с ровесниками, не видит своих ошибок, не способен работать в коллективе.

Результат – комплекс неполноценности и постоянная неудовлетворенность собой.

Проблемы детей-перфекционистов в семье и обществе

Синдром отличника – плод воспитания родителей. И только в силах родителей вовремя обратить на это внимание и исправить свои ошибки.

К чему может привести детская погоня за идеалом?

  • Бессмысленная потеря времени.

Лишних знаний ребенок не получит, 10 раз переписывая один текст или пытаясь систематизировать гору материала, в котором он даже не может разобраться.

Не будем забывать, что ребенку в его детском возрасте положены детские радости жизни. Сознание ребенка, который их лишен, автоматически перестраивается, программируя на будущее человека-трудоголика, неврастеника, с мешком комплексов, в которых он никогда и никому не признается.

  • Разочарование

Идеала не существует. Ни в чем. Самосовершенствованию предела нет. Поэтому погоня за идеалом всегда иллюзорна и неизбежно ведет к разочарованию.

Если даже в детстве ребенок с трудом переживает такие «удары судьбы», то во взрослой жизни ему будет вдвойне сложнее справляться с неудачами и падениями.

В лучшем случае такой человек бросает дело, не завершив его. В худшем он получает нервное расстройство со всеми вытекающими последствиями.

  • Привычка – работать, работать, работать

Отдых – «для слабаков». Семья перфекциониста всегда страдает от его невнимания, нетерпимости, постоянных нападок. Редкий человек способен жить рядом с перфекционистом и воспринимать его, как есть. Такие семьи в большинстве случаем обречены на развод.

  • Патологическая неуверенность в себе

Перфекционист всегда боится стать настоящим, раскрыться, быть отвергнутым. Стать самим собой и позволить себе совершать ошибки для него равносильно подвигу, на который редко кто решается.

  • Перфекционист, обзаводясь ребенком, воспитывает из него такого же перфекциониста.
  • Неврастения, психические расстройства

Все это – следствие постоянного страха, зависимости от чужого мнения, психоэмоционального напряжения, бегства от людей и ситуаций, которые могут выставить перфекциониста не с самой хорошей стороны.

Как избавить ребенка от перфекционизма – памятка для родителей

Чтобы не допустить развития перфекцонизма и его перехода в «хроническую» стадию, родителям следует пересмотреть традиционные методы воспитания.

  • Если ребенок не способен справиться с определенной задачей, не топайте ногами и не кричите «криворукий!» - помогите ему либо отложите эту задачу до момента, когда ребенок к ней будет готов.
  • Помогайте чаду, но не лишайте его самостоятельности. Направляйте, но не влезайте в его решения. Просто будьте рядом на случай, если ваша помощь или плечо понадобится.
  • Учите чадо с пеленок, что неудача – это не фиаско , не трагедия, а просто одна ступенька вниз, после которой обязательно будет еще три – вверх. Любая ошибка – это опыт, а не горе. Развивайте в ребенке адекватное восприятие его поступков, взлетов и падений.
  • Не лишайте ребенка детства. Если вы хотите, чтобы он играл на пианино, это не значит, что сам ребенок об этом мечтает. Вполне возможно, что вы даже не знаете о его мучениях «ради мамы». Не загружайте ребенка десятком кружков и развивающих занятий. Детство – это радость, игры, сверстники, беспечность, а не бесконечные занятия и круги от усталости под глазами. Всего должно быть в меру.
  • Учите ребенка общаться в коллективе. Не давайте ему замыкаться в себе. Есть масса способов пробудить в ребенке коммуникабельность и социальность. Общение – это развитие и опыт, смена ощущений и эмоций. А прятки в своей ракушке – одиночество, комплексы, неуверенность в себе.
  • Не перегружайте ребенка домашними обязанностями. Приучать к порядку нужно, но злоупотреблять своим авторитетом не стоит. Если в комнате вашего ребенка каждая вещь – на своей полочке, на одеяле разглажены складочки, а одежда перед сном всегда аккуратно сложена на стульчике, вы рискуете вырастить перфекциониста.
  • Выбирайте для ребенка игры , через которые он сможет побороть свой страх перед неудачами. Учите ребенка проигрывать достойно – без истерик.
  • Способности и достижения малыша обязательно поощряйте и хвалите , но завышенных требований предъявлять не нужно. Принес пятерку – умница! Принес тройку – не страшно, исправим! Делайте акцент на самом процессе учебы и познания, а не на результате. Результат придет сам, если у ребенка будет интерес.
  • Не путайте лидерские качества и усидчивость с перфекционизмом. Первые несут только позитив – ребенок доволен, радостен, спокоен, уверен в себе. Во втором случае все «достижения» ребенка сопровождаются усталостью, замкнутостью, нервными срывами, депрессиями.

И, конечно, разговаривайте с ребенком. Обсуждайте не только его успехи/неуспехи, но и его страхи, чаяния, мечты, желания – все на свете.

Делитесь своим опытом – как вы (папа и мама) справлялись с неудачами, исправляли ошибки, приобретали знания. Какие плюсы могут принести в будущем ошибки и провалы сегодняшнего дня.


Перфекционизм – это чрезмерное стремление к совершенству во всем: в мыслях, словах, действиях, поведении и жизни в целом. Перфекционист ставит перед собой чрезмерно завышенные, нереалистичные цели и, когда не достигает их, воспринимает это как личный проигрыш.

«Зерна перфекционизма» посеяны в каждом из нас. Как правило, мы не задумываемся об этом и воспитываем своих детей так же, как воспитывали нас.

Школа: превзойти совершенство

Школа – место, где торжествует превосходство. Школа формирует у детей образ мышления, при котором они стремятся превзойти совершенство.

Система оценок и баллов разработана не для преподавателей, а скорее для самих учащихся – чтобы они знали «свое место», чтобы постоянно отвечали на вопрос: насколько ты хорош? Насколько идеален?

Спросите учителей, кто их любимчики, – скорее всего, это отличники, примерные и прилежные. Им пророчат великолепное будущее. Наша система образования поощряет стремление к совершенству. Считается, что чем ближе ребенок будет к идеалу, тем больше у него шансов на лучшую жизнь в будущем.

И родители поддерживают эту идею, охотно выступая в качестве «карательного органа», проверяя дневник, следя за выполнением домашнего задания, сравнивая успеваемость своего ребенка с успехами его одноклассников.

Мы ломаем ребенка, вознаграждая одобряемое обществом поведение бонусами, пресекая и наказывая нежелательные действия

Наш мир – мир конкуренции. Мы уверены: чтобы преуспеть в нем, важно быть как можно ближе к совершенству. Мы насаждаем послушание, учим детей «нормально вести себя на людях».

Мы ломаем своего ребенка, прибегая к методу кнута и пряника, вознаграждая одобряемое обществом поведение бонусами и заботой, пресекая и наказывая нежелательные действия. И окружающие считают возможным хвалить родителей за примерное поведение детей.

Так как родители – самое важное и дорогое в жизни ребенка, он будет изо всех сил стараться подстроиться и оправдать родительские ожидания. Перфекционизм дает ему право не быть отвергнутым, право на любовь, признание и уважение.

ГЛАВНАЯ ЛОВУШКА ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

Исследования показывают, что те, кто с детства стремится к совершенству, достигают меньшего, чем остальные.

Все дело в цикле недостижимых целей и негативных последствий. Родители, сами того не зная, учат ребенка ставить такие цели: быть лучше, больше стараться, лучше учиться. Если ребенок не достигает цели, он начинает чувствовать себя неудачником, его самооценка падает. Его состояние может вызвать синдром повышенной тревожности или даже депрессию.

Перфекционист думает, что если в следующий раз будет больше стараться, у него все получится. Такой образ мышления повторно запускает цикл и неизбежно приводит к новому провалу и негативным последствиям.

Перфекционизм – это колесо, которое само по себе не перестанет вращаться. Но в наших силах прекратить этот бег по кругу.

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

Чтобы дети не пострадали от этого образа мышления, в первую очередь от перфекционизма нужно избавиться самим родителям. Если вы заметили, что ребенок чрезмерно старается, постоянно недоволен результатом и излишне требователен к себе, спросите себя, как вы навязали ему такую модель поведения и какой страх стоит за вашим перфекционизом. Как правило, это страх неодобрения, наказания, осуждения, боязнь оказаться недостаточно хорошим. Все это толкает нас на сверхусилия.

Нужно набраться сил и повернуться лицом к этому страху. Для этого есть простой способ: намеренно сделать то, чего боитесь (возможно, не один раз, а снова и снова). Попросите кого-то из близких высказать неодобрение в ваш адрес, раскритиковать вас, указать на ваши минусы. Поймите, что это не так страшно, как вам казалось, что вы в силах это преодолеть.

Осознайте, что вы уже не тот маленький ребенок, который когда-то испугался родительской нелюбви или наказания. Проделав это, вы ощутите, что вас отпускает многолетнее напряжение.

Дайте своему ребенку право быть несовершенным, свободным и наслаждаться жизнью

Вскоре незаметно для себя вы освободитесь от перфекционизма, от долга быть совершенным. Вы почувствуете себя свободным человеком, у вас высвободится большое количество энергии и сил, которые вы сможете направить в нужное русло.

Поняв это, вы сможете помочь своему ребенку, отодвинув от него страхи и неуверенность. Делайте то, чего боитесь, рассказывайте об этом своему ребенку. Говорите о своих чувствах так, чтобы и он мог сказать вам о своих. Будьте готовы его услышать.

И вы, и ваш ребенок далеки от совершенства, и в этом нет ничего страшного. Именно наши несовершенства лежат в основе нашей уникальности и индивидуальной ценности.

Дайте своему ребенку право быть несовершенным, а значит, возможность быть свободным и наслаждаться жизнью.

Об авторе

Тренер, психолог, психоаналитик. Ее сайт .

Введите e-mail адрес:

Перфекционизм отравляет людям жизнь

Перфекционизм вовсе не является качеством, способным сделать человека счастливым. Хотя перфекционизм не рассматривается, как клиническое заболевание, он способен отравлять людям жизнь. Ведь перфекционисты склонны к депрессии, тревоге и даже к самоубийству в том случае, когда их дела идут действительно плохо.

Многие люди ошибочно полагают, что перфекционизм помогает детям подняться на максимально высокий уровень развития, обучения, достижений, будь то в спорте, творчестве или какой-либо другой выбранной области. Однако такие достижения нельзя приписывать перфекционизму, они являются результатом упорного труда. Перфекционизм же, напротив, имеет тенденцию отвлекать внимание от успеха.

  • Перфекционизм вызывает устойчивое состояние недовольства, которое постоянно подпитывается потоком негативных эмоций, таких как страх, огорчение, разочарование, волнение и переживания.
  • Если вы перфекционист, то, скорее всего, даже не сможете насладиться своими успехами, ведь всегда будет то, что вы могли бы сделать лучше.
  • Неудача – не вариант для перфекционистов, страх испытать неудачу становится движущей силой их деятельности. Такой страх поглощает энергию человека – ту энергию, которую он мог бы потратить более конструктивным способом, например, на лучшее качество обучения или творчества.
  • Перфекционисты затрачивают огромное количество энергии на то, чего они отчаянно пытаются избежать, ведь неудачи и критику они воспринимают как катастрофу. Такая озабоченность становится очевидной причиной их неудач в спорте, учебе и разрешении социальных ситуаций.
  • Перфекционизм, как и всякое фиксированное мышление , удерживает детей от принятия риска и вызовов. Но именно они являются одним из лучших способов продвинуться от хорошего к более совершенному.
  • Перфекционизм понуждает детей скрывать свои ошибки и избегать конструктивной обратной связи – избегать критики. Но именно конструктивное восприятие критики помогает исправлять недочеты и добиваться большего.

Перфекционизм – это не установка на высокие ожидания или успешность в начинаниях. Речь идет о беспокойстве и страхе перед ошибками и мнением окружающих – вот в чем корень проблемы.

Как правило, дети не рождаются перфекционистами, такими их формирует ближайшее окружение. Чем большее давление оказывают родители на своих детей, чтобы те достигали определенных результатов, тем в большей степени дети становятся перфекционистами.

Поэтому, если родители замечают за собой поведение, провоцирующее у детей формирование перфекционизма, им стоит подумать о том, как прекратить давление на детей и не допускать его в будущем. А для того, чтобы устранить последствия родительского поведения, нужно помочь детям перестать быть перфекционистами.

Как помочь ребенку перестать быть перфекционистом

Больше всего перфекционист боится неудачи. Наихудший сценарий для перфекциониста – допустить ошибку, после чего о ней узнают другие люди (значимые люди).

Логика перфекциониста: «Если я перестану зацикливаться на том, как быть совершенным, → я стану несовершенным → я буду чувствовать себя ужасно».

Это, безусловно, ложная логика. Чтобы отучить человека от перфекционизма, нужно показать ему, что, когда он совершит ошибку или потерпит неудачу, то ничего плохого не случится, и он не будет чувствовать себя ужасно.

  • Перфекционисты считают, что их ценность зависит от уровня их результативности, поэтому, если они не сделают что-либо хорошо, то ничего не будут стоить. Вот почему они думают, что, если попытаются не быть совершенными, то будут чувствовать себя ужасно.
  • Перфекционисты склонны думать, что неспособность достичь определенных результатов серьезно ослабит привязанность, внимание и даже любовь к ним их родителей и близких.

Вот как помочь перфекционисту перестать быть таким:

1. Предложите ребенку сделать что-то, что спровоцирует его перфекционизм. Например, попросите его нарисовать то, что он никогда не рисовал раньше, – например, дуб с раскидистой кроной.

2. Попросите его сделать это преднамеренно плохо. Перфекционисту нужно усвоить урок: если он потерпит неудачу, ничего страшного не произойдет.

3. Спросите у ребенка, что для него значит то, что он нарисовал страшный и некрасивый дуб. Считает ли он, что это означает, что он не является хорошим художником? Считает ли он, что раз он не является хорошим художником, то он ничего не стоит? Что он чувствует при этом?

Расскажите, как Томас Эдисон потерпел более чем 1000 неудач, прежде чем успешно создал электрическую лампочку.

Аня, 12 лет

Мне все время кажется, что что-то сделала не очень хорошо: приходится переделывать, переписывать. Думаю, что не очень хорошо сделала, надо было лучше. Так во всем, даже когда посуду мою - перемываю несколько раз. Вот, домашнее задание по русскому: сделала, а если помарка, могу даже всю страницу переписать - нехорошо ведь, надо лучше! Иногда куда-то собираюсь, пока по нескольку раз причешусь, переоденусь! Вот, и опаздываю! Нужно сделать так, как будет хорошо, даже отлично. А не всегда получается. А я из дома выйти не могу, пока не будет отлично.

Вика, 14 лет

Мое самое сокровенное желание - быть идеалом. Хочу быть идеальной и безупречной. Вот, ИДЕАЛОМ! Всегда. Хочу знать больше всех, хочу самой умной быть, самой красивой, самой-самой! Самой примерной в школе. Хочу лучше всех решать математику. Самой быстрой и умелой хочу быть в спортзале. Во всем! Шить, вышивать гладью и крестиком, квилтинг и пэчворк... Вот все хочу делать лучше всех. Даже когда буду сдавать экзамен на право управления автомобилем - тоже хочу получить самые высшие баллы. Можете помочь мне? Я очень сильная, я все усилия приложу, я смогу! Думаю, нужно составить план и ему следовать, не отступать от него ни на чуть-чуть. И у меня все получится!

Паша, 15 лет

А вам не кажется, что огромное количество проблем вокруг решилось бы, если бы вокруг было побольше ответственных людей? Ведь нельзя быть уверенными ни в ком. Вот, дают человеку задание, пусть, по работе, а в том, что он его выполнит на отлично, уверенности нет. И сами люди берутся сделать, обещают, а не делают, не могут. Вот и мои одноклассники - наобещают с три короба, сделаю-сделаю. А выполнить не могут. Ну, зачем брались? Из-за этого я даже некоторое разочарование в друзьях испытываю: как можно настолько безответственными быть? Вот, если не можешь сделать хорошо, так лучше вообще не берись!

Рита, 16 лет

Вы знаете, я просто не позволю себе получить "хорошо". Хорошо - это унизительно, я могу и должна получить "отлично". И сделаю абсолютно все, да я спать не буду, если не сделаю на отлично. Бывает, что это очень трудно дается, но если не на "отлично", то лучше пусть будет вообще никак. Если ошибаюсь - значит, я неудачница. Достойна только сожаления. Могу гордиться собой только в том случае, если делаю на "отлично".

Что объединяет этих подростков? Активную, напористую Вику и тревожную, немного депрессивную Аню? Предъявляющего требования к другим Павла и требующую от себя Риту?

Все эти ребята перфекционисты (от фр. perfection — совершенство, высшая степень — сверх-стремление к совершенству, и окружающим запредельно высокие требования). Нередко перфекционизм у ребенка называют синдромом отличницы — именно из-за стремления, потребности все и всегда выполнить на отлично. Такое поведение (девушек) из-за их большей склонности следовать социальным нормам, но оно может встречаться и у мальчиков. И в проявляется очень ярко.

Проявления перфекционизма у ребенка

Перфекционизм — сложная, очень многогранная черта, характеризующая личность.

Основные признаки перфекционизма у ребенка:

  • завышенный уровень притязаний и высокая требовательность к себе;
  • высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»;
  • восприятие других людей как требовательных и критикующих;
  • постоянное сравнение себя с окружающими;
  • оценка и планирование деятельности по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление);
  • фиксация внимания на собственных неудачах и ошибках.

Стремясь довести любое дело до идеала, шлифуя каждую мелочь, перфекционисты постоянно испытывают сомнения в качестве сделанного, они очень чувствительны к критике и практически никогда не испытывают удовлетворение от результатов своей деятельности из-за убеждения, что она выполнена недостаточно хорошо.

На практике чрезмерное стремление к совершенству (перфекционизм у ребенка) часто оборачивается одиночеством (невозможно найти друзей, отвечающих таким высоким требованиям!), отсутствием возможности отдыхать и развлекаться (стремление идеально выполнять любые, даже самые незначительные дела отнимает огромное количество времени) и нервными расстройствами, к которым приводит постоянное напряжение (отличные результаты надо постоянно подтверждать!).

Вот типичные мысли и убеждения перфекционистов — подростков и взрослых, касающиеся самих себя и их отношения к окружающим:

  • «Быть лучшим — это цель моей жизни».
  • «В любом деле нужно выкладываться по полной программе».
  • «Не нужно оставлять людям ни одного повода усомниться в твоем совершенстве».
  • «Я стараюсь не общаться с людьми, которые ни к чему не стремятся».
  • «Мне нужны материальные подтверждения моего успеха».
  • «Меня раздражает, когда люди допускают ошибки в простых делах».
  • «Я не уважаю обычных, ничем не примечательных людей».
  • «Люди, которых я ценю, не должны меня подводить».
  • «Все дела одинаково важны».
  • «Я постоянно работаю над собой, стремлюсь быть лучше с каждым днем, с каждым следующим заданием».
  • «Я расстраиваюсь, если нахожу ошибку в своей работе».
  • «Работая над чем-нибудь, я не могу расслабиться, пока не доведу дело до совершенства».

Причины перфекционизма у ребенка

Перфекционизм у ребенка может начать формироваться под влиянием семьи уже в детском возрасте. Например, авторитарные родители могут буквально навязывать детям убеждение, что любовь можно заслужить только в том случае, если все их требования будут выполнены на отлично. Ребенок вынужден соответствовать ожиданиям родителей и обязан показывать высокие успехи в деятельности, которая одобряется родителями, будь то учеба или занятия спортом.

Такую родительскую любовь называют условной. Она вынуждает ребенка стремиться к недостижимому совершенству для получения одобрения или похвалы, а то и просто принятия родителей. Постепенно такие дети самостоятельно предъявляют к себе чрезмерно высокие требования — ожидания и требования родителей становятся их собственными.

Чаще всего такая требовательность родителей связана с их собственными нереализованными потребностями и стремлением все-таки претворить свои мечты в жизнь, реализоваться с помощью детей. На таких детей возложены особенные надежды: они обязаны в своей жизни решить те задачи, которые по каким-то причинам не смогли решить их родители, не повторив при этом их ошибок и не совершив своих собственных. Цена ошибки слишком высока - это разочарование, отчуждение и даже отвержение со стороны самых близких людей. Именно поэтому дети-перфекционисты так часто чувствуют себя недостаточно хорошими для родительской любви, даже плохими, недостойными и несовершенными.

Перфекционизм у ребенка могут воспитать слишком тревожные и контролирующие родители, желающие «дать детям самое лучшее», позаботиться об их будущем. Перфекционисты могут вырасти и в хаотичных семьях, то есть в семьях, где у детей отсутствует ощущение безопасности окружающего мира. Это семьи с нестабильными, неупорядоченными отношениями и часто происходящими негативными событиями: переездами, болезнями, разводами и другими неожиданными изменениями. У детей, выросших в таких нестабильных семьях, потребность как-то упорядочить свою жизнь, контролировать ее становится очень яркой. Для достижения этой цели могут использоваться внешние средства: хорошая (отличная) учеба, четкий график жизни с определенными обязанностями, безупречный порядок в комнате… Так дети обеспечивают себе чувство безопасности и компенсируют чувство неуверенности в себе и окружающем и ощущение беспомощности.

Чем опасен перфекционизм у ребенка

Исследование педагогов, психологов, социологов, что сверхвыраженное стремление к совершенству всегда сочетается с постоянным чувством эмоционального дискомфорта, сниженной результативностью деятельности, риском психических отклонений и даже риском суицидальных расстройств.

На фоне постоянного напряжения и перфекционизма у ребенка возможно появление и развитие невроза - например, связанного с ситуацией школьного обучения у детей и подростков. Отличники и отличницы попадают в ловушку психологического стереотипа: им кажется, что они всегда и во всем обязаны быть первыми, лучшими. При этом часто отличные отметки являются самоцелью, а интерес к учебе и саморазвитию может отсутствовать. Получение отметки и одобрения становится важнее достижения цели и удовлетворения от процесса и результата деятельности.

Перфекционисты крайне болезненно реагируют на критические замечания, сложно подстраиваются под новые условияя; с окружающими людьми они обычно предпочитают не взаимодействовать, а соперничать и конкурировать. Часто именно поэтому они теряют друзей и не могут найти новых.

Со временем все перфекционисты накапливают усталость, тревогу и испытывают чувство безнадежности. На фоне хронического стресса и истощения появляются и копятся различные проблемы со здоровьем: головные боли, слабость, обостряются хронические заболевания. Серьезные исследования подтверждают, что именно среди перфекционистов больше всего людей с серьезными тревожными и депрессивными расстройствами.

Из опыта работы

Десятиклассница Марина посещала кабинет психологической службы каждую неделю. В ее присутствии невольно хотелось поправить прическу, разгладить существующие и несуществующие складки на одежде и смахнуть пылинки со стола. Марина выглядела идеально: прическа, обувь, стрелки на брюках, пуговицы в тон сумке. Марина рассказала, что так же идеальна и ее комната: застеленная покрывалом кровать, аккуратно сложенные вещи в шкафу, порядок на письменном столе. На поддержание домашнего порядка и собственного внешнего вида Марина тратит почти все свободное время. В школе она была отличницей, а к психологу девушку направил участковый терапевт, обеспокоенный бледностью и истощенностью Марины, а также частыми ее обращениями за врачебной помощью.

В Маринином детстве было много неопределенности: родители долго конфликтовали, затем тяжело и бурно разводились, семья несколько раз меняла место жительства, ее не сразу принимали или вовсе отвергали в новом школьном коллективе, Марина чувствовала себя в одиночестве.

«Я приходила из школы, — рассказывала Марина, — и начинала убираться. Пообедав и помыв посуду, я обнаруживала, что надо помыть раковину, потом замечала грязный стол, пятна на холодильнике и грязные разводы на плите. Потом приходила очередь стирки, потом я брала утюг… К ночи я принималась за выполнение домашних заданий, которые тоже старалась сделать безупречно».

Умная, думающая, прочитавшая много книг по психологии, Марина павильно понимала истоки своего стремления к совершенству. Идеальный внешний вид и идеальный порядок в доме служили Марине опорой, дарили ощущение безопасности и устойчивости мира, помогали чувствовать себя взрослой, позволяли надеяться на заслуженную похвалу и одобрение. К сожалению, мама девушки, переживающая трудные времена, очень редко замечала усилия Марины и не торопилась отмечать ее достижения. Марина продолжала стараться.

«Моя одежда и мои вещи — это единственное,что находится в моей власти. А все самое главное — отношения с родителями и друзьями — я совсем не могу держать под контролем, от них я получаю лишь боль и разочарования…»

«Я очень устаю, — жаловалась Марина. — Иногда утром после трех-четырех часов сна я не могу встать в школу и вызываю доктора чтобы выписал мне справку по болезни».

«Помогите мне, — попросила Марина. — Я хочу научиться планировать свое время так, чтобы успевать все. Успевать делать все идеально». Немного помолчав, Марина расплакалась и добавила: «Нет, помогите мне прекратить убираться и начать жить!»

А дальше были встречи с психологом каждую неделю. На них Марина не только узнавала способы избавления от перфекционизма, но и училась преодолевать последствия детских обид и горестей, не бояться окружающего и строить гармоничные отношения с другими людьми.

Из приведенного примера становится понятно, что перфекционизм у ребенка (или синдром отличницы) может иметь глубокие корни, а работа по его преодолению — затрагивать многие важные области жизни. Именно поэтому не существует простого рецепта для тех, кто хочет получить облегчение от обязанностей, взятых на себя добровольно, но не по силам. И все же специалисты-психологи сформулировали некоторые полезные рекомендации.

Как избавиться от перфекционизма у ребенка

Нужно учить ребенка ранжировать цели по степени их важности, то есть учить расставлять приоритеты. Существуют цели, достижение которых в данный момент времени по-настоящему важно: например, подготовка к экзамену или к важным соревнованиям. В этом случае действительно следует приложить усилия к достижению цели, не доводя себя, однако, до нервного истощения: цель таким образом не приблизишь. Второстепенные же цели могут и подождать: ничего страшного, если «важный» телефонный разговор, обещанный поход с подругой в магазин и уборка квартиры состоятся не сегодня, а через некоторое время. Возможно даже, что некоторые домашние задания по второстепенным предметам будут выполнены не на отлично, а немного хуже. Планирование времени и составление разумного расписания помогают распределить усилия лучшим образом.

Научить ребенка расслабляться.

Для сохранения физического и эмоционального здоровья совершенно необходимо научиться чередовать напряжение и отдых. Сон и другие формы восстановления сил — это не пустая трата времени. Иногда бывает очень трудно остановить привычный напряженный ритм жизни. Возможно, в этом случае помогут специальные техники расслабления и релаксации. Главное — осознать важность отдыха и выделить для этого специальное время. Иногда приходится заново учиться распознавать у себя состояния напряжения и усталости и воспринимать их как сигналы о необходимости отдыха. Могут помочь следующие формулы для самовнушения: «Я принимаю и люблю себя такого, какой я есть», «Мне приятно время от времени расслабляться».

Научить не сравнивать себя с другими людьми.

Это еще одна ловушка перфекциониста: ведь всегда найдется кто-то, кто выполнит задание (справится с каким-то делом) лучше. Это не должно быть поводом для страданий: невозможно превзойти всех во всех областях. Друзья нужны не для того, чтобы с ними соревноваться, а для того, чтобы можно было с ними разделять свои интересы и увлечения, горести и радости.

Важно осознавать и ценить собственную уникальность и уникальность других людей. Тогда появится возможность радоваться и своим, и чужим успехам, не ругая себя за неудачи, а воспринимая их как неотъемлемую, нормальную часть жизни.

Учить ребенка делить обязанности с другими людьми

Даже если кажется, что партнер не сможет выполнить свою часть задачи идеальным образом. Ведь важен не только результат, но и опыт доверия и диалога. Сотрудничество сохраняет силы, а результат может оказаться таким же достойным.

Родителям учиться любить ребенка просто так, а не за достижения

Поверить в то, что можно сохранить хорошие отношения с родителями, даже не соответствуя их ожиданиям. Конечно, для подростка это сложная задача. Обычно в этих случаях подросток или воюет со своими родителями, доказывая право на собственные взгляды и поступки, или опускает руки, отказываясь от любых достижений, или… становится перфекционистом, все-таки пытаясь заслужить родительскую любовь и одобрение. Это непростая задача — стать самим собой, не вступив в конфликт с родителями, имеющими на этот счет другое мнение. Однако спокойное, ответственное следование своим целям и доброжелательное отстаивание своей позиции может дать хорошие результаты. Впрочем, не все советы требовательных родителей направлены против подростка! Как правило, имеет смысл искать золотую середину.

Учить ребенка хвалить себя.

Перфекционисты часто испытывают чувство вины за то, что оказались недостаточно хороши, не оправдали чьих-то ожиданий. Хроническое чувство вины связано с пониженной самооценкой и может привести к еще большему напряжению.

Очень важно научиться видеть в себе не только недостатки, но и достоинства (причем не связанные с достижениями и успешностью). Важно быть более снисходительным к недостаткам и чаще напоминать себе о своих достоинствах. Надо научиться относиться к себе с большей симпатией.

Учить ребенка получать удовольствие от жизни.

Да, этому тоже надо учить. Каждый может выбрать себе занятия для души — для получения удовольствия, а не ради достижения результатов. Чтение развлекательных книг, прогулки в одиночестве, поездки на природу, занятия музыкой, рисованием, физкультурой или танцами… Самое главное — сосредоточиться не на оценке собственных достижений и полезности проведенного времени. Очень важно время от времени просто наслаждаться жизнью, чувствуя себя при этом не преступником, теряющим время, а человеком, которому доступны многие радости.

«К концу недели Энни оставляла уже шесть предметов в беспорядке на своем письменном столе… „Странно, — сказала она. — Я так увлеклась этой игрой, что совсем перестала беспокоиться… Утром я просто перемешала все эти предметы на столе и ушла в школу. Меня совсем не волнует то, что они лежат не на своих обычных местах!“ — „Это потрясающе! — воскликнула Фея-крестная. — Я в самом деле горжусь тобой“. — „Я тоже“, — сказала Энни в ответ и расплылась в улыбке». (Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»)

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА1

С. В. Воликова

Московский научно-исследовательский институт психиатрии

Основные итоги исследования перфекционизма у взрослых

В течение последних десятилетий наблюдается рост интереса к феномену перфекционизма. В большой обзорной статье R.C.O’Connor отмечается, что с конца 80-х годов XX века количество публикаций, посвященных перфекционизму, выросло на триста процентов.

Существуют две модели перфекционизма: одномерная и многомерная. Одномерная рассматривала перфекционизм только как стремление устанавливать неадекватно высокие стандарты . Современные исследователи сходятся во мнении, что перфекционизм - это многомерный конструкт . За рубежом наиболее известными являются британская R.Frost и канадская P.Hewitt, G.Flett модели перфекционизма. В британской модели выделены шесть параметров перфекционизма: высокие личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в действиях, высокие родительские ожидания, стремление к порядку и организованности. В канадской модели выделяют три параметра перфекционизма: «я-адресованный» перфекционизм, «социально-предписываемый» перфекционизм и перфекционизм, адресованный другим. В британской и канадской моделях разработаны опросники перфекционизма, которые носят одинаковые названия Multidimensional Perfectionism Scale (британский опросник сокращенно называется MPS-F, а канадский - MPS-Н). Параметры перфекционизма, выделяемые в каждой из моделей, полностью отражены в опросниках.

В нашей стране первые систематические исследования перфекционизма были начаты в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцраз-вития РФ в 1990 годах. Наиболее признанной является модель перфекционизма, предложенная

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Психологические факторы и методы диагностики эмоциональной дезадаптации у студентов и школьников»), проект №08-06-00767а.

Н.Г.Гаранян . Согласно этой модели перфекционизм включает в себя: восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими), завышенные притязания и требования к себе, завышенные стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных», селектирование информации о собственных неудачах и ошибках, поляризованное мышление (все или ничего). На основе этой концепции создан и апробирован оригинальный Опросник перфекционизма . Представленные модели и опросники ориентированы на изучение перфекционизма у взрослых. В исследовании Н.Г.Г аранян разведены здоровый и патологический перфекционизм . А.Б.Холмогоровой и Н.Г.Гаранян была введена типология патологического перфекционизма: нар-цистический и обсессивно-компульсивный. Первый определяется как «доминирование мотивации достижения совершенства и получения одобрения и восхищения, в ущерб всем другим мотивам, превращение достижения и признания в главный смысл жизни». При обсессивно-компульсивном перфекционизме «идеализированный образ Я не вытесняет в такой степени все другие мотивы и содержательные интересы», наряду с потребностью в совершенстве, сохраняется заинтересованность не только в результате, но и в самой деятельности .

Рост интереса к перфекционизму не случаен. Как показывают исследования, перфекционизм тесно связан с депрессивными и тревожными расстройствами . Эта связь подтверждается как корреляционным, так и регрессионным анализами. Кроме этого, в некоторых исследованиях было показано, что перфекционизм утяжеляет течение данных расстройств, может способствовать их хрони-фикации . Человеку с патологическим перфекционизмом, ориентированному на то, чтобы во всем быть совершенным, предъявляющему к себе и к другим непомерно высокие требования, очень трудно признать себя несовершенным, страдающим, трудно довериться и принять помощь от специалиста (психиатра или психотерапевта), который тоже может казаться пациенту несовершенным.

Выявлены связи перфекционизма с расстройствами пищевого поведения . Согласно указанным исследованиям девушки с высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя, демонстрировали экстремальные формы пищевого поведения вплоть до полного отказа от приема пищи. В другом исследовании выявлена связь социально ориентированного перфекционизма с измененными представлениями о теле. Стремление казаться успешным, соответствовать неадекватным стандартам и представлениям о совершенном внешнем виде тесно связано с анорексией и булимией. А.Б.Холмогоровой было введено понятие физического перфекционизма как особого типа перфекционизма, проявляющегося в стремлении к телесному совершенству. В исследовании

А.Б.Холмогоровой и А.Дадеко выявлена связь физического перфекционизма с показателями шкалы общего перфекционизма, а также с депрессивной, тревожной симптоматикой и симптомами расстройств пищевого поведения.

Исследователи выявляют связь перфекционизма и проблем в браке. Например, А.НаЬке, Р.Нешй, G.Flett показали, что существует связь между перфекционизмом и проблемами в браке, прежде всего в сексуальной сфере. Согласно их исследованию, это больше характерно для женщин, чем для мужчин.

Значительное количество исследований посвящено изучению связи перфекционизма и суицидальных мыслей и поведения. В статье Я.С.О’Соппог проанализированы около тридцати современных исследований (с начала девяностых годов), в которых убедительно доказана связь перфекционизма с самокритицизмом, чувством безнадежности и суицидальными мыслями и поведением. В отечественных исследованиях студенческой популяции также выявлены связи уровня депрессии, перфекционизма, суицидальных тенденций .

Исследования родительского перфекционизма

Открытым остается вопрос о том, какова природа перфекционизма. Роль семьи в формировании дисфункциональных личностных установок доказана. Поэтому, вполне естественно, ученые поставили задачу исследования родительского перфекционизма, нарушений детско-родительских отношений, дисфункциональных установок и правил семьи в целом, справедливо полагая, что родительское влияние оказывает самое существенное влияние на развитие перфекционизма и на эмоциональную сферу ребенка.

На основании лонгитюдных исследований Б.В1ай делает вывод о том, что родительское отвержение и мощный авторитарный контроль в детстве могут служить предиктором высокого уровня са-мокритицизма в подростковом возрасте и депрессивного расстройства в позднем подростковом или

раннем юношеском возрасте. Высокий уровень са-мокритицизма в подростковом возрасте, в свою очередь, может служить предиктором низкого образовательного уровня, низкого социо-экономического статуса, высокого уровня дезадаптации, депрессии, неудовлетворенности работой, семьей, другими близкими отношениями во взрослом возрасте. Высокий уровень перфекционизма у потомка связан с высоким уровнем критики и требований со стороны родителей. При этом такие родители оказывают своим детям существенно меньше поддержки, выражают меньше любви и заботы . R.Frost и его коллеги обнаружили, что уровень перфекционизма у дочерей значимо коррелирует с уровнем перфекционизма и строгости у матерей. Для отцов такая закономерность выявлена не была. Материнский перфекционизм был надежно связан с выраженной психопатологической симптоматикой у дочерей. G.Parker подтвердил особую значимость материнского перфекционизма для развития перфекционистских ценностей у потомков обоего пола.

Первые отечественные исследования связи родительского перфекционизма с эмоциональным неблагополучием потомков были проведены в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцраз-вития России. Проводятся комплексные исследования связи перфекционизма с семейным и интерперсональным контекстом на основе многофакторной модели расстройств аффективного спектра.

При обследовании родителей молодых пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами было обнаружено, что перфекционистские установки у родителей пациентов с аффективными расстройствами более выражены, чем у родителей здоровых испытуемых. Так, для родителей депрессивных пациентов характерна ориентация на самые высокие стандарты в деятельности, постоянное сравнение полученных результатов с результатами самых успешных в этой деятельности людей. Они больше сосредоточены на неудачах и ошибках, склонны оценивать произошедшее с позиции «все или ничего» (если не получил высокий результат, то вообще не справился).

Был проведен корреляционный анализ, показавший, что перфекционистские установки родителей связаны с перфекционистскими нормами и ценностями всей семьи, родительский перфекционизм связан с уровнем родительской критики, индуцированием тревоги в семье, сверхвключенностью родителей в дела детей, а также с уровнем родительской тревоги. Родители-перфекционисты предъявляют завышенные требования не только к себе, но и к детям. Если ребенок не справляется с завышенными требованиями, а так бывает довольно часто, это вызывает критику и нарекания со стороны родителей, неудачи могут преувеличиваться, уровень тревоги в семье расти. Родители начинают активно включать-

ся в дела ребенка с целью контроля и достижения поставленных перфекционистских целей. Ребенок интериоризует ценности родителей и испытывает особую тревогу, так как любая неудача может вызвать родительское отвержение и усиленную критику с их стороны.

Также исследования установили негативное влияние перфекционизма на снижение уровня социальной поддержки . Серия множественных регрессионных анализов показала, что семейные дисфункции оказывают влияние на развитие перфекционизма .

Обследование родителей и детей школьного возраста выявило связь параметров родительского перфекционизма и низкой самооценки, а также ощущения несостоятельности, неэффективности у их детей .

Многие авторы убеждены, что родители детей-перфекционистов оказывают на них сильное давление, внушают им идею избегания неудач. Когда ребенок ошибается, неуспешен, родители всячески выражают недовольство, отвергают ребенка до тех пор, пока он не исправится, не добьется успеха, не сделает что-то очень хорошо. Ребенок делает вывод, что он хороший, его не отвергнут только тогда, когда добьется успеха. Таким образом, ребенок становится перфекционистом, так как только так, по его мнению, можно заслужить любовь, принятие и восхищение. Таким образом, как предполагает S.Blatt , родительский перфекционизм может быть одним из главных механизмов межпоколенной передачи перфекционизма и депрессии в семье.

Исследования детского перфекционизма

Анализ литературы показывает, что основная масса исследований перфекционизма проведена на взрослой выборке. Исследований, посвященных перфекционизму у детей, очень мало. Эти исследования важны, так как необходимо изучить источники перфекционизма, определить, какие факторы вносят основной вклад в формирование перфекционистских установок у детей, понять, каковы особенности перфекционизма у детей, как изменяются перфекционистские установки с взрослением ребенка и т.д.

Некоторые исследователи отмечают, что изучение детского перфекционизма активизировалось с появлением детско-подростковой шкалы перфекционизма - The Child and Adolescent Perfectionism Scale (CAPS) . Эта шкала состоит из 22 вопросов, которые распределяются по двум показателям: «я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм. Под «я-адресованным» перфекционизмом авторы понимают неадекватно высокие требования, которые ребенок или подросток предъявляет себе. Ребенок с выраженным «я-адресованным» перфекционизмом считает, что он должен оправдывать свои самые высокие стандарты, должен быть

совершенным во всем. Ребенок с высоким уровнем «социально-предписываемого» перфекционизма считает, что социум, другие люди, например, родители, многого ждут от него, ждут, что он будет совершенным, и ребенок уверен, что должен оправдать эти ожидания, должен соответствовать им. Таким образом, «социально-предписываемый» перфекционизм - это представления человека о том, что другие предписывают ему быть совершенным во всем. G.Flett, P.Hewitt стандартизировали Детско-подростковую шкалу перфекционизма (CAPS), доказали ее надежность. С ее помощью проводятся исследования специфики детского перфекционизма и связанных с перфекционизмом нарушений в личностной сфере. В нашей стране данная шкала не переведена и не апробирована.

При исследовании детского перфекционизма получены результаты, сходные с исследованиями взрослых. Выявлена связь «я-адресованного» перфекционизма у детей и подростков с депрессией и тревогой . «Социально-предписанный перфекционизм» также связан с депрессивной, тревожной симптоматикой, с более высоким уровнем стресса, проявлениями гнева . Авторы сделали вывод, что если у ребенка преобладают установки «социально-предписанного» перфекционизма, у него выявляется больше проблем (стрессы, депрессивная симптоматика, гневливость), чем у ребенка с преобладающим «я-адресованным» перфекционизмом. Обнаружена связь «социально-предписываемого» перфекционизма с переживанием стыда, а «я-адресованного» перфекционизма с переживаниями стыда и вины . Перфекционизм у детей связан не только с депрессивной симптоматикой (что подтверждается различными исследованиями), но и с самокритикой, закрытостью в общении с другими людьми . Л.В.Ким показала, что одним из мощных депрессогенных факторов является «прессинг успеха» в семье. Другими постоянными следствиями «прессинга успеха» автор называет постоянное чувство страха, тревоги, ожидание провала и неудачи. Такая ориентация на успех, страх провала, конкурентность способствуют развитию депрессивных расстройств. Таким образом, по мнению авторов, дети с высоким уровнем перфекционизма чаще страдают депрессивной и тревожной симптоматикой, самокритикой, чувством вины, стыда, испытывают больше стрессов. Наиболее тяжело все это переживают дети с выраженным «социально-предписываемым» перфекционизмом.

В исследованиях детского перфекционизма, так же, как и у взрослых, были получены положительные корреляционные связи показателей перфекционизма и суицидальных мыслей и намерений. Об этом говорят исследования P.Stephens ,

B.Hankin , P.Hewitt и соавт. , D.Fehon и со-авт. и др. В основном, эта связь выявляется при

обследовании подростков - пациентов психиатрических клиник. Практически все указанные исследования (в которых использовалась шкала CAPS) выявляют более сильную связь суицидальных мыслей и поведения с «социально-предписываемым» перфекционизмом. P.Hewitt и соавт. показали важную роль таких факторов, как самокритицизм, безнадежность и несостоятельность в формировании суицидальных тенденций у подростков. Ощущение безнадежности и несостоятельности связано с перфекционизмом. Подростки с высоким уровнем перфекционизма практически обречены на постоянное ощущение собственной несостоятельности, так как невозможно постоянно соответствовать неадекватно высоким стандартам и требованиям, которые они предписывают себе, или считают, что другие предписывают им. Переживания неуспеха могут порождать идеи о собственной несостоятельности, чувство безнадежности, безвыходности в каких-либо ситуациях. Если у подростка не сформированы конструктивные стратегии совладания с такими переживаниями, то повышается риск проявления суицидальных намерений или действий. Как отмечают исследователи, растет число детей и подростков, совершающих суицидальные попытки, а также тех, кто видит в суициде выход из трудных ситуаций. Многие из таких подростков имеют выраженные перфекционистские установки. Поэтому профилактическая работа по коррекции дисфункциональных перфекционистских установок может также прямо или косвенно приводить к снижению суицидального риска среди детей и подростков.

K.Rice и K.Preusser , рассматривая вопрос о структуре детского перфекционизма, о том, что может влиять на развитие перфекционизма, выделили четыре фактора (чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении), которые не только связаны с перфекционизмом в детском возрасте, но и могут влиять на развитие перфекционизма у подростков и взрослых. В данном исследовании принимали участие дети, подростки (64 ученика) и студенты колледжа (714 студентов). Родители не принимали участия в данном опросе. Однако авторы, на основе ответов детей, а также на основе анализа доступной литературы, сделали вывод, что на отношение ребенка к ошибкам, а также его самооценку влияют отношения с родителями, а также родительская позиция. В данном исследовании валиди-зирован опросник AMPS (The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale) для тестирования детского перфекционизма.

Отечественных исследований детского перфекционизма очень мало. Они, в основном, носят неклинический характер. Например, работа И.И.Грачевой , посвященная изучению идеалов у подростков с различным уровнем перфекционизма. В этом исследовании принимали участие подрост-

ки - ученики старших классов. И.И.Грачева предложила использовать для выявления перфекционизма у подростков шкалу MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) и адаптировала ее на подростковой выборке. Напомним, что изначально данная шкала была разработана для исследования перфекционизма у взрослых. Остается открытым вопрос, может ли эта шкала использоваться для выявления особенностей перфекционизма у детей более младшего возраста, например, младших школьников.

Тема детского перфекционизма активно обсуждается в русском сегменте интернета. Существуют ссылки на родительские форумы, где обсуждается «комплекс отличника» у детей и родителей, интернет-пользователи делятся своими переживаниями, описывают, как в жизни им мешает их собственный перфекционизм. Имеются пояснительные популярные статьи специалистов-психологов на тему негативного влияния высокого уровня родительских требований, постоянной ориентировки на успех. Эти материалы являются, в основном, переводами иностранных пособий для родителей.

Анализ представленных выше публикаций показывает, что существуют различные мнения относительно структуры детского перфекционизма. Существуют спорные моменты как в структуре, предложенной P.Hewitt и G.Flett («я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм), так и в структуре, предложенной K.Rice и K.Preusser (чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении). В первой модели представление о перфекционизме очень упрощается, хотя доказано, что перфекционизм - это сложный и многомерный конструкт. Вторая модель больше рассматривает особенности личности, которые могут способствовать формированию перфекционизма, чем непосредственно параметры перфекционизма.

На основе анализа литературы и опыта работы с детьми и подростками при участии профессора А.Б.Холмогоровой нами был составлен Опросник детского перфекционизма. Начата работа по вали-дизации данного опросника. Предлагается следующая структура детского перфекционизма: высокие стандарты деятельности; родительский перфекционизм (восприятие ребенком завышенных требований родителей); негативное отношение к ошибке, неуспеху; успех как основной мотив деятельности; физический перфекционизм; перегруженность (сверхделание). Это, на наш взгляд, более точно раскрывает параметры, а также специфику детского перфекционизма. Эта структура охватывает мотивационный, поведенческий и когнитивный компоненты перфекционизма.

Подводя общие итоги, можно сказать, что исследований детского перфекционизма значительно меньше, чем исследований перфекционизма у взрослых. Остается мало изученным вопрос о

структуре и особенностях детского перфекционизма. Существует мало надежных опросников, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. В публикациях встречаются ссылки на использование детско-подростковой шкалы перфекционизма CAPS (The Child and Adolescent Perfectionism Scale) и опросника AMPS (The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale) . Ни один из указанных опросников не апробирован на отечественной выборке.

Показано, что перфекционизм связан с депрессивными и тревожными расстройствами, с тяжелыми переживаниями стыда, вины, самокритики, несостоятельности и безысходности у детей, подростков. Перфекционизм также связан с суицидальными тенденциями у детей и подростков. Можно предположить, что если специалисты будут заниматься профилактикой или коррекцией перфекционистских установок, то это может способствовать снижению расстройств аффективной сферы и предупреждению суицидов среди детей и подростков.

Неясен вопрос о механизме формирования перфекционистских установок у детей и подростков. Поэтому необходимо с системной точки зрения изу-

чать особенности детско-родительских отношений, дисфункциональные правила и установки семьи не только с помощью обследования детей и подростков, но и привлекая их родителей.

Также необходимо отметить явный дефицит отечественных исследований детского перфекционизма. На отечественной выборке апробирован только один опросник MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) P.Hewitt и G.Flett. Он использовался для исследования перфекционизма у подростков. Нами была предпринята попытка создания Опросника детского перфекционизма, а также проведены первые процедуры валидизации данного опросника. На основе факторного анализа выделена структура детского перфекционизма: высокие стандарты деятельности; родительский перфекционизм (восприятие ребенком завышенных требований родителей); негативное отношение к ошибке, неуспеху; успех как основной мотив деятельности; физический перфекционизм; перегруженность (сверхделание).

Таким образом, исследования детского перфекционизма представляются очень важными и перспективными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воликова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МНИИП, 2006. 25 с.

2. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 23-32.

3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: МГУ, 2010. 42 с.

4. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1. С. 23-31.

5. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18-48.

6. Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра: Методическое пособие. М.: МНИИ психиатрии, 2008. 19 с.

7. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2006. 24 с.

8. Ким Л.В. Кросс-культуральное исследование депрессии среди подростков - этнических корейцев - жителей Узбекистана и Республики Корея: Автореф. дисс. . канд. мед. наук. М.: МНИИ психиатрии Мз РФ, 1997. 24 с.

9. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: МНИИ психиатрии МЗ РФ, 2006. 54 с.

10. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейные источники негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах (на примере тревожных, депрессивных и соматоформных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 49-61.

11. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. Т. 14, № 2. С. 11-20.

12. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1. С. 18-35.

13. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурноисторическая психология. 2009. № 3. С. 101-110.

14. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у сту-

дентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. C. 16-26.

15. Холмогорова А.Б., Дадеко А.А. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2010. N 3. URL: http://www. medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_3_4/nomer/nomer13.php

16. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МНИИП, 2007. 23 с.

17. Barrow J., Moore C. Group interventions with perfectionistic thinking // Personnel Guidance J. 1983. Vol. 61. P. 612-615.

18. Blatt S. The destructiveness of perfectionism // Am. Psychol. 1995. Vol. 50, N 12. P. 1003-1020.

19. Burns D. The perfectionist’s script for self-defeat // Psychol. Today. 1980. N 11. P. 34-52.

20. Choy G., Mclnerney V. Perfectionism, self-concept and self-evaluative emotions in Australian primary school students // Int. J. Psychol. 2001. Vol. 35. P. 18-26.

21. De Rossa T. Personality, help-seeking attitudes, and depression in adolescent. Canada, Toronto, 2000. 156 p.

22. Dunkley D., Blankstein K., Masheb R., Grilo C. Personal standarts and evaluative concerns dimensions of “clinical” perfectionism: A reply to Shafran et al. (2002, 2003) and Hewitt et al. (2003) // Behav. Res. Ther. 2006. Vol. 44. P. 63-84.

23. Fehon D., Grilo C., Martino S. A comparison of dependent and self-critically depressed hospitalized adolescents // J. Youth Adolescence. 2000. Vol. 29. P. 93-105.

24. Flett G., Hewitt P. The Child-Adolescent Perfectionism Scale: development and association with measures of adjustment // Frost R. Perfectionism: Meaning, measurement and relation to psychopathology. Symposium conducted at the meeting of the Association for the Advancement of Behaviour Therapy. San Francisco, 1990.

25. Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cogn. Ther. Res. 1990. Vol. 14. P. 449-468.

26. Habke A., Hewitt P., Flett G. Perfectionism and sexual satisfaction in intimate relationships // J. Psychopathol. Behav. Assessments. 1999. Vol. 21. P. 307-322.

27. Hankin B., Roberts J., Gotlib I. Elevated self-standards and emotional distress during adolescence: Emotional specificity and gender differences // Cogn. Ther. Res. 1997. Vol. 21, N 6. P. 663-679.

28. Hewitt P., Caelian C., Flett G. et al. Perfectionism in children: Associations with depression, anxiety, and anger // Person. Individ. Differ. 2002. Vol. 32. P. 1049-1061.

29. Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the self and social contexts: conceptualization, assessment and association with psychopathology // J. Person. Soc. Psychol. 1991. Vol. 60. P. 456-470.

30. Hewitt P., Flett G., Ediger E. Perfectionism traits and perfectionistic self-presentation in eating disorders: attitudes, characteristics and symptoms // Int. J. Eating Dis. 1995. Vol. 18, N 4. P. 317-326.

31. Hewitt P., Flett G., Ediger E. Perfectionism and depression: Longitudinal assessment of a specific vulnerability // J. Abnorm. Psychol. 1996. Vol. 105. P. 276-280.

32. Hewitt P., Newton J., Flett G., Callander L. Perfectionism and suicide ideation in adolescent psychiatric patients // J. Abnorm. Psychol. 1997. Vol. 25, N 2. P. 95-101.

33. McVey G., Pepler D., Davis R. et al. Risk and protective factors associated with disordered eating during early adolescence // J. Early Adolescence. 2002. Vol. 22, N 1. P. 75-95.

34. O’Connor R.C. The relations between perfectionism and suicidality: A systematic review // Suicide Life-Threatening Behav. 2007. Vol. 37, N 6. P. 698-714.

35. Parker G. Parental rearing style: examening for links with personality vulnerability factors for depression // Soc. Psychiatry - Psychiatry Epidemiol. 1993. Vol. 28. P. 97-100.

36. Rice K., Preusser K. The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale (Statistical data included) // Measurement Evaluation Counseling Development. 2002. Vol. 35, N 1. P. 35-48.

37. Shafran R., Cooper Z., Fairburn C. “Clinical Perfectionism” is not “multidimensional perfectionism”: A reply to Hewitt, Flett, Besser, Sherry and McGee // Behav. Res. Ther. 2003. Vol. 41. P. 1217-1220.

38. Shafran R., Cooper Z., Fairburn C. Clinical perfectionism: a cognitive behavioural analysis // Behav. Res. Ther. 2002. Vol. 40. P. 773-791.

39. Stephens B. Cheap thrills and humble pie: The adolescence of female suicide attempters // Suicide Life-Threatening Behav. 1987. Vol. 34. P. 314-334.

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

С. В. Воликова

В статье приводятся основные современные зарубежные модели перфекционизма у взрослых - канадская модель (P.Hewitt и G.Flett, 1991) и британская модель (R.Frost, 1990), а также отечественная модель (Н.Г.Гаранян, 2010), кроме того, перечислены основные направления исследования перфекционизма у взрослых. Показано, что исследований детского перфекционизма значительно меньше. Отмечается дефицит инструментов, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. Приведены исследования, показавшие связь перфекционизма с нарушениями в эмоциональной сфере у детей и подростков, а

также с суицидальным поведением. Имеют место немногочисленные исследования, показавшие негативную роль родительского перфекционизма, критики, давления и отвержения в развитии детского перфекционизма, а также эмоциональных нарушений. Отмечается дефицит отечественных исследований детского и подросткового перфекционизма и сообщается о начале разработки оригинального отечественного Опросника детского перфекционизма.

Ключевые слова: перфекционизм, дети, подростки, эмоциональные нарушения, суицидальное поведение, родители.

CONTEMPORARY INVESTIGATIONS OF CHILD PERFECTIONISM

The article reviews contemporary models of perfectionism in adults, like Canadian (P.Hewitt, G.Flett, 199l), British (R.Frost, 1990) and Russian (N.G. Garanyan 2010) ones as well as the main directions of research in this field. The subject of child perfectionism is less popular among researchers. One of key problems is lack of instruments to measure perfectionism in children and adolescents. The author refers to investigations that show an association between perfectionism and emotional problems in children and adolescents, and also with suicidal behavior. There are in-

dividual investigations that suggest the negative role of parental perfectionism, excessive criticism, pressure and rejection in the development of children’s perfectionism and emotional problems. The author emphasizes lack of investigations on child and adolescent perfectionism in Russia and reports about starting developing an original Russian questionnaire for measuring child perfectionism.

Key words: perfectionism, children, adolescents, emotional problems, suicidal behavior, parents.

Воликова Светлана Васильевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Минздравсоцразвития России; e-mail: [email protected]

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....