Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Детский сад тетрадь индивидуальных наблюдений за ребенком. Наблюдение за детьми. Консультация для педагогов. Схема наблюдения за ребенком

Приведем примеры показателей и измерителей воспитанности. Отметим сначала те, которые выявляются в ходе наблюдения педагога. Это внешний вид ребенка, мимический и пластический образ, речь, поведение, отдельные поступки, реакция на социальные явления, система взаимоотношений с одноклассниками, родителями, учителями, качественность предметной деятельности. Тщательно подготовленное наблюдение дает исследователю богатый материал для изучения.

Наблюдение метод получения информации об объекте с привлечением органов чувств исследователя.

Наблюдение – мощный исследовательский метод, который может дать материал для показателей не только поведенческого, но и мотивационно-потребностного и рефлексивного критерия.

Процедура подготовки к диагностическому наблюдению следующая:

  • формулируется цель наблюдения;
  • выбираются и обосновываются объекты наблюдения;
  • определяется вид, условия и продолжительность наблюдения (выборочное, сплошное; скрытое, открытое; включенное; систематическое; одномоментное; срезовое; структурированное; хронометрированное; продолженное;
  • разрабатывается способ фиксации данных наблюдения (видеосъемка, протоколирование, с использованием бланков наблюдений и т.п.).

Пример протокола наблюдения

Наблюдение непосредственное невключенное. Целью наблюдения было определение характера реальных взаимоотношений детей в свободной игровой деятельности.

Наблюдение проводилось в течение всей прогулки детей.

Объектом каждого наблюдения был один ребенок и его партнеры по игре.

Процедура наблюдения: экспериментатор, знакомое детям лицо, располагался неподалеку от испытуемого. Фиксировались игровые контакты ребенка с детьми, описывалось их содержание и протекание, речевое и невербальное общение. В деловые, игровые, речевые контакты с испытуемым экспериментатор не вступал. При перемещении испытуемого экспериментатор приближался к месту его игры.

Протокол

Девочки играли в "дочки-матери", "варили обед", помешивая его палочками. Мальчики строили из песка. Для того чтобы укрепить мост, ребятам понадобились палочки. Дима Г. стал искать подходящие и, увидев такие у девочек, взял их без разрешения. Таня Щ. отняла палочку у Димы и хотела продолжать игру. Дима, толкнув Таню, схватил все палочки и отошел в сторону. Таня заплакала. Дима наблюдал за ней со стороны и ничего не предпринимал, лишь время от времени поглядывал на воспитательницу. Наконец, воспитательница заметила плачущую Таню и направилась к ней. Дима сразу же подошел к Тане, отдал ей палочку и стал жалеть ее, гладить по голове и успокаивать, поглядывая на приближающуюся воспитательницу.

Когда конфликт был разрешен, экспериментатор поинтересовался у Димы, почему он стал жалеть Таню. Дима опустил глаза, долго молчал. Вопрос пришлось повторить. Тогда Дима негромко ответил: "Я пожалел ее потому, что когда дети плачут, всех надо жалеть".

Анализируя приведенный протокол наблюдения, можно сделать предположение об истинных мотивах поведения Димы. Дима боялся выяснения причин Таниных слез и предполагал, что его могут наказать. Поэтому, заметив, что воспитательница направляется к Тане и что выяснятся все обстоятельства, Дима поспешил успокоить девочку и сгладить конфликт. Следовательно, можно предполагать, что истинный мотив проявления сочувствия к Тане – боязнь наказания.

Наблюдения педагога в естественных жизненных ситуациях корректируются показателями, получаемыми в специально создаваемых ситуациях испытания. Таким образом получаются суммированные показатели.

Пример наблюдения на основе бланка

Представим заполненный бланк наблюдения (табл. 15.1). Наблюдение проводилось на уроке по предмету окружающий мир в 3-м классе. Воспитательная задача урока: формирование навыков группового сотрудничества детей. Группа включала четырех человек. В ячейках таблице отмечено, сколько раз за урок тот или иной ребенок проявил то или иное умение. Таблицы наблюдателя заполняли ученики класса – помощники учителя.

Таблица 15.1

Таблица наблюдателя

Анализ бланка позволяет сделать следующие выводы. Миша, несмотря на значительную активность при выполнении группового задания (умение "стимулировать товарищей к работе" проявлено им 10 раз), недостаточно владеет необходимыми знаниями по пройденному материалу, что не позволило ему должным образом проявить умение "объяснять другим то, что непонятно" (0 раз). Поэтому оценка его вклада в выполнение группового задания оказалась на третьем месте (10 баллов).

Хуже всех при выполнении группового задания показала себя Яна, которая, несмотря на владение основными понятиями по теме, была недостаточна активна.

Анализ этого и других аналогичных бланков дал учителю основания для специальной работы с Яной и некоторыми другими детьми класса, основанной на включении у них механизма рефлексии. Для этого детям было предложено:

  • рассказать о своих чувствах при проявлении данных умений группового сотрудничества;
  • оценить степень комфортности/некомфортности работы в группе и причины последней;
  • определить общественное значение данного умения группового сотрудничества;
  • выбрать реальные шаги целеполагания как поэтапного планирования желаемого результата.

Наблюдение может быть организовано на основе шкалирования качества. Например, разработав шкалу оценки качества настойчивость в труде, исследователь в процессе наблюдения за ребенком или группой детей помечает, сколько раз проявился тот или иной показатель. По результатам такого наблюдения может быть рассчитана количественная характеристика этого качества.

Пример Шкала оценки качества "настойчивость в труде"

  • 1. Настойчивость в преодолении трудностей проявляет редко и только с подсказкой, так как не имеет необходимых знаний и умений.
  • 2. В любой работе трудности пытается преодолеть только с подсказкой, с помощью, так как не уверен в себе.
  • 3. Пытается преодолеть трудности сам, без помощи, но только если боится наказания.
  • 4. Стремится преодолеть трудности сам, без помощи, если знает, что получит за это поощрение.
  • 5. В преодолении трудностей всегда проявляет самостоятельность, от помощи отказывается, стремясь самоутвердиться, доказать, что работает лучше всех.
  • 6. Обычно настойчив в преодолении трудностей, если увлечен процессом или содержанием труда.
  • 7. Настойчив в преодолении трудностей, если знает, что своим трудом может принести пользу, порадовать.
  • 8. Если уверен, что труд необходим, то настойчив в борьбе с трудностями до тех пор, пока не преодолеет их.
  • 9. Трудностей в работе не боится, всегда настойчив в их преодолении, считая, что "иначе работать нельзя".
  • 10. Стремится совершенствовать свои знания и умения, считая, что это помогает в борьбе с трудностями.

Методические указания

ПРЕДДИЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Производственная практика (преддипломная) является завершающим этапом практической подготовки студентов, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Производственная практика (преддипломная) проводится концентрированно после освоения ОПОП СПО и успешного освоения обучающимися всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС.

Цели и задачи практики:

Углубить первоначальный практический опыт

Развивать общие и профессиональные компетенции

Проверить готовность к самостоятельной трудовой деятельности

Выполнить практическую часть выпускной квалификационной работы

Продолжительность практики: 4недели

Отчетная документация по практике:

1.Дневник по производственной практика(преддипломной), в котором фиксируется

2.Отчет о результатах практики (печатный вариант А-4, объем 5-6 стр.);

3.Аттестационный лист с оценкой по практике,заверенный администрацией дошкольногоучреждения (подпись, печать);

4. Индивидуальное задание, заверенное администрацией дошкольного учреждения(подпись,печать);


Схема отчета студента по производственнойпрактике(преддипломной)

ОТЧЕТ

по производственнойпрактике(преддипломной) студента ___ группы специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» _____________________________________ ФИО

Сроки практики:

База практики:

Вопросы к отчету:

1.Насколько Вы реализовали цели и задачи практики? (проанализируйте насколько Вы углубили первоначальный практический опыт, развили общие и профессиональные компетенции подготовились к самостоятельной трудовой деятельности, выполнили практическую часть выпускной квалификационной работы)

2.Что нового, интересного для детей организовали в период практики?

3.Какие виды образовательной деятельности были наиболее удачными, почему?

4.Какие затруднения испытывали в период преддипломной практики, в чем причина?

5.В каких видах общественно-полезной практики участвовали, их результативность?



6.Насколько довольны Вы практикой, Ваши впечатления?

7.В чем видите ее недостатки? Ваши предложения по совершенствованию организации и проведения преддипломной практики.

Дата Подпись студента

Критерии оценивания отчета

«отлично» -студент представляет отчет в соответствии с требованиями,подробно иаргументировано отражает качество освоения профессиональных компетенций, убедительно демонстрирует способность обозначать сильные и слабые стороны собственного профессионального становлении я, раскрывая пути самосовершенствования

«хорошо» -студент представляет отчет в соответствии с требованиями,в целом,отражает качество освоения профессиональных компетенций, не совсем убедительно демонстрирует способность обозначать сильные и слабые стороны собственного профессионального становления, указывает пути самосовершенствования.

«удовлетворительно» -студент представляет отчет в соответствии с требованиями,поверхностно анализирует качество освоения профессиональных компетенций, затрудняется четко обозначать сильные и слабые стороны собственного профессионального становления, обозначает пути самосовершенствования.

«неудовлетворительно» -студент представляет отчет не в соответствии стребованиями, слабо отражает качество освоения профессиональных компетенций, демонстрирует неспособность обозначать сильные и слабые стороны собственного профессионального становления (отсутствие отчета).


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

ДНЕВНИК

по преддипломной практике

студента Губернского колледжа города Похвистнево

специальности 050144 «Дошкольное образование» 4курса, 641В группы


Похвистнево 2017


Организация и проведение наблюдения за изменениями в самочувствии детей во время пребывания в образовательном учреждении



Задание №1 .Провести наблюдение за поведением ребенка во время занятий,прогулки,приема пищи, дать оценку факторам окружающей среды, влияющим на эффективность проведения мероприятий и самочувствие ребенка, заполнить таблицу:

Требования к содержанию уголка изобразительного творчества

Уголок изобразительной деятельности в ДОУ

Возрастная группа / Материал
Вид изо 2 младшая средняя старшая подготовительная группа
деятельности группа группа группа
рисование n карандаши n карандаши n карандаши n карандаши
n фломастеры n фломастеры n фломастеры
n фломастеры n бумага разного n восковые мелки n восковые мелки
формата, n акварель n акварель
n бумага разного формата вырезанные n гуашь n гуашь
силуэты
n графитный карандаш n графитный карандаш
n бумага разного n бумага разного формата,
формата, вырезанные вырезанные силуэты
силуэты n сангина
n пастель
n угольный карандаш
лепка n пластилин n пластилин n пластилин
n доски n стеки n стеки
n доски n доски
n станок с поворотным n станок с поворотным
кругом кругом
n каркасы
аппликация дидактически n цветная бумага n цветная бумага
е игры на n ножницы n ножницы
выкладывани
n клей n клей
е
конструирова Материал для конструирования Природный и другой дополнительный материал хранится
ние хранится в специально отведенном в легкодоступных детям ящиках с отделениями
для него месте(строительный
материал
Знакомство с народная n народная n народная игрушка n народная игрушка
искусством игрушка игрушка n иллюстрации n иллюстрации
n иллюстрации n открытки n открытки
n открытки n предметы декоративно- n предметы декоративно-
n предметы прикладного искусства прикладного искусства
декоративно- n книги по искусству n книги по искусству
прикладного n комплекты открыток по n комплекты открыток по
искусства
различным видам различным видам
n книги по
искусства искусства
искусству n альбомы поразным n альбомы по разным
темам темам
n выставки n выставки
n детских работ по n детских работ по
различным видам различным видам
искусства искусства
n детские работы по
ДПИ и другим видам
изодеятельности

Способы

3 балла –владеет всеми способами,работает самостоятельно,

2 балла –не достаточно владеет способами,требуется незначительная помощь педагога,

1 балл –не владеет способами,требуется значительная помощь педагога.

Способы лепки:

3 балла –передача настроения человека и характера животного(волк злой,лиса хитрая ит.д.),

2 балла –недостаточная передача настроения,

1 балл –не умеет передавать настроение и характер.

Речи

Тема игры:Возрастная группа: подготовительная к школе группа- подгруппа детей (8 человек)

Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Образовательные: Формировать фонематический слух, умение определять звук в слове

и соотносить его с буквой; упражнять в нахождении по образцу существительных с суффиксами.

Общеразвивающие: Развивать речь и воображение; развитие речевого слуха.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитание культуры речевого общения

Материал и оборудование: Сухой бассейн с красными, синими шариками, кубики с буквами, предметные картинки, мяч среднего размера, грузовая машина, фломастеры, листы белой бумаги на каждого ребенка, ТСО- проектор, музыкальный центр.

Предварительная работа: Игра «Раздели правильно», игра «Придумай слово на «ик»

Критерии анализа Оценка Комментарии
+ -
1Организация и подготовка к игре: -психологический настрой - прием приглашения детей -наличие материала + Воспитатель заранее подготовился к игр. Заинтересовала детей с помощью письма, которое принес Печкин.
2Сообщение игровой и речевой задачи через проблему, противоречие, трудности речи у персонажей, детей + Сообщил задание и попросил помочь Печкину. На что дети с удовольствием отозвались
3Мотивировка цели или задачи + Воспитатель сообщила какие трудности ждут их.
4Сообщение названия игры + Сообщила название игры
5Объяснение хода игры, условий с установкой на результат + Сообщила ход игры и условия и объяснила, что тот кто справится с этим заданием может идти дальше.
6Указания к качеству речевых высказываний, диалогических умений и навыков + Все дети старались выполнить задание как можно лучше
7Принятие детьми игровой задачи, заинтересованность + Все дети были очень заинтересованы и с удовольствием выполняли задания
8Роль воспитателя в игре + Воспитатель показывала и объясняла как правильно выполнять
9Руководство педагога игрой + Педагог придерживался игровой деятельности
10Интерес детей в игре + Интерес детей к игре не угасал на протяжении всей игры.
11Выполнение правил + Все старались выполнять правильно и хорошо
12Нарушение правил + Нарушений правил не было
13Динамичность игры + Игра проходила в хорошей динамичности.
14Оценка диалогических умений и навыков детей + У многих детей диологическая речь нарушена но есть динамика на улучшение.
15Окончание игры -рефлексия + По окончанию игры была проведена рефлексия.

Выводы:В развитии речи неоценима роль дидактической игры: пополняется словарный запас, активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Замечательным приемом, обучающим детей умению задавать вопросы друг другу, является проговаривание скороговорок. Дети произносят скороговорку, выделяя голосом с вопросительной интонацией каждый раз новое слово. Например: «У реки росла рябина?» (У реки.) «У реки росла рябина?» (Рябина).

В старшем дошкольном возрасте используется такой вид игры, как игра-фантазирование (Н. А. Короткова, Р. А. Иванкова).развитию этого вида игр может служить работа воспитателя с парой детей. Дети сочиняют киносценарий. Они по очереди придумывают эпизоды и зарисовывают их схематически в виде кадров. Прием моделирования структуры текста очень эффективен в плане освоения словесного творчества, рассказывания. И вместе с тем это игра в воображаемой ситуации. Игра, обогащению которой ненавязчиво способствует взрослый.

Более четко обозначается дидактическая функция коммуникации в театрализованных играх. В них педагог может предложить и тему игры, и возможное распределение ролей и организовать подготовку реквизита. Театрализованная игра может иметь форму детского театра, в котором есть зрители и актеры, а может представлять собой самодеятельную детскую игру для себя. В последнем случае вмешательство педагога возможно только «на равных правах партнера по игре».

Традиционным методом обучения детей диалогу являются мудрые народные игры. В них присутствует диалог партнеров как образец ведения разговора. Таковыми являются «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник».

Предложения:


ПМ.04 Установите, как осуществляется в ДОУ санитарно-просветительная работа с детьми (занятия, игры, праздники…) и родителями (инструктаж, беседы, наглядные пособия)Приведите перечень мероприятий, проводимых воспитателем и медицинским работником в конкретной группе. Сделайте вывод о целесообразности совместной работы и наиболее интересных формах.









Вывод:______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______________________________________________


ПМ.04 Установите, как осуществляется в ДОУ музыкально-просветительная работа с детьми (занятия, игры, праздники…) и родителями (беседы, наглядные пособия)Приведите перечень мероприятий, проводимых воспитателем и музыкальным руководителем в конкретной группе. Сделайте вывод о целесообразности совместной работы и наиболее интересных формах.

Работа с воспитателями

Срок проведения Мероприятия
Сентябрь 1.Обсуждение годового плана праздников и развлечений на 2016-2017 учебный год 2.Консультация «Роль воспитателя в музыкальном воспитании на занятиях и в самостоятельной деятельности»
октябрь 1.Пригласить ветеранов, пенсионеров, организовать просмотр концерта 2.Оформление зала, подготовка к празднику «Край благословенный »
ноябрь 1.Индивидуальная работа, разучивание музыкального репертуара. 2. Провести групповые беседы с воспитателями по оснащению музыкальных и театральных уголков.
декабрь 1.Обсуждение сценариев к празднику «Новогодние приключения». Распределение ролей, приготовление атрибутов, костюмов. 2.Консультация « Развитие речи средствами музыки»
январь 1.Индивидуальные консультации по проблемным моментам организации по музыкальному развитию детей 2. Консультация «Средства приобщения детей к театральному искусству.
февраль Выступление на педсовете «Воздействие музыки на духовный мир человека» Практическое занятие. Изготовление наглядных пособий для музыкальных занятий
март Подготовка к утренникам, посвящённым Международному женскому дню – организационные моменты. Индивидуальные консультации по подготовке к празднику. Совместная работа над ролями.
апрель Практическое занятие, разучивание музыкального репертуара. Подготовка к районному конкурсу «Столичные звездочки»
май 1.Подготовка к празднику: «День Победы» - организационные моменты. 2.Выпускной бал. Совместная работа над ролями. Отчет о проделанной работе.

Работа с родителями

Срок проведения мероприятия ответственный
сентябрь 1.Консультация «Малыш и музыка» 2.Индивидуальная беседа «Внешний вид ребенка на музыкальном занятии». Муз.работник
октябрь 1 Концерт для бабушек и дедушек. 2.Индивидуальные консультации по запросам родителей. Муз.работник Воспитатель.
ноябрь 1.Оформление стенда 2.Рекомендации: «Правила поведения для родителей на открытых мероприятиях в ДОУ Воспитатель. Муз.работник Воспитатель.
декабрь 1.Просмотр праздника «Новый год в гостях у ребят» 2Консультация: «Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка Муз.работник Воспитатель.
январь Беседа с родителями «Что поют дети?» /муз.репертуар/ Консультация: «Не все станут музыкантами, но любовь к искусству останется с ребенком навсегда» Муз.работник Воспитатель.
февраль Участие родителей в музыкально-спортивном празднике «Будем в армии служить» Участие в развлечении «Масленица» Муз.работник Воспитатель.
март Просмотр праздника «Лучше мамы не найти» Рекомендации: Поощряйте детское творчество. Муз.работник Воспитатель.
апрель Участие родителей в развлечении «День шуток» Участие родителей в изготовлении артибутов, пошива костюмов для конкурса «Столичные звездочки» Муз.работник Воспитатель.
май Просмотр выпускного праздника «До свиданья, детский сад! Анкетирование родителей. Муз.работник Воспитатель.

1. Наблюдение и анализ взаимодействия сотрудников в группе

Самарской области

«Губернский колледж города Похвистнево»

«УТВЕРЖДАЮ»

Старший методист

Н.М Бирюкова

«____» ______________ 2017г.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

на производственнуюпрактику (преддипломную) обучающегося гр. 641В

050144 «Дошкольное образование»

Сауткиной Н.В.

1. Ознакомление с базой практики.

2. Самостоятельное выполнение видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификацией.

3. Выполнение работ, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы):

4. Оформление отчета по практике.

Отчет: Прогулка

Прогулка проводилась в первую половину дня, согласно запланированной работы воспитателя. Во время одевания на прогулку, и раздевания после прогулки, использовала игровой прием : «Кто быстрее всех оденется, тот получит сюрприз (СНЕЖИНКУ) . В большинстве своем дети одевались самостоятельно. Предлагала детям оказывать помощь друг другу, сама помогала детям вместе с помощником воспитателем завязывать шапочки, застегивать верхние пуговицы, завязывали шарфы, шнурки детям которые обращались к ним за помощью.

К прогулке был заранее приготовлен выносной материал : Для творческих игр предметы заместители, лопатки, к подвижной игре изображения Морозов, комплекты лыж, санки, цель для метания, флажок, свисток

На прогулке было проведено наблюдение за погодой. Дети были заинтересованы и активны во время наблюдения.

Были проведены подвижные игры : игры соответствуют возрасту детей и сезону . Игры были знакомы детям. Ведущие выбирались с помощью считалок. Следила за четким выполнением правил. Игры повторялись 2-3 раза.

Так же провела индивидуальная работа метание снежков в цель. Закрепила умение метать снежок в цель, делать правильно замах рукой из-за головы. В течении всей прогулки дети двигались, следила за тем, чтобы никто из детей не стоял на месте. Следила за внешним видом детей, их состоянием (не замерзли ли щеки, руки, ноги и др.) . На прогулке использовала исследовательскую, трудовую, деятельность,подвижные игры, индивидуальную работу. Прогулка длилась 50 минут.

Тема: ЖИВОТНЫЕ.

Цели: Закреплять знания о животных жарких стран и животных лесов средней полосы. Совершенствовать грамматический строй речи: умение распространять предложения прилагательными, понимать и использовать в речи предлоги, согласовывать числительные с существительными; ориентироваться в пространстве, совершенствовать умение чтения, звукового анализа, умение определять слово по первому слогу, делить слова на слоги; совершенствовать графо-моторные умения. Развивать внимание, зрительную память, тонкую и общую моторику, общие речевые навыки. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, активность, познавательный интерес.

Материал: 2 картонные полосы (желтого и зеленого цвета, контурные изображения (лимон, огурец, яблоко-2шт., лист дерева – 2 шт., арбуз, репа, стручок гороха, луковица, 2 конверта с разрезными изображениями (лиса и слон) из пособия Н. В. Нищевой «Играйка -7», 2 таблицы – дешифратора, изображения взрослых животных и их детенышей (барсук, волк, слон, верблюд, лев, бобр, олень, бумажные цаеты со слогами-серединками, массажные шарики дляпальчиковой гимнастики, тарелочки с водой по количеству детей, таблички – шифровки по количеству детей, тетради, простые и цветные карандаши (зеленый, красный, синий, фишки (бананы и листочки) по 20 штук.

Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемый результат
1. Организационный момент. 2. Выполнение двухступенчатой инструкции: - Выберите себе любое изображение. Подумайте, какой цвет ему больше подходит: зеленый или желтый, и, выбрав цвет, садитесь за стол, на котором лежит полоска нужного цвета. Например: это солнце, оно желтое. Я сяду за стол с желтой полосой. - Вы разделились на две команды. Команда с зелеными изображениями вспомнит сегодня животных наших лесов, а команда с желтыми изображениями – животных жарких стран. Вы – дружные команды. Чтобы выполнить первое задание, вам нужен конверт с заданием. Чтобы его получить, надо отгадать загадку Посмотрите-ка, какая, вся горит, как золотая, Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый и большой. На увертки мастерица, а зовут ее …. Некрасивый он, пожалуй… Вместо носа – шланг пожарный, Уши вроде опахал, ростом с башню отмахал. 3. «Собери картинку» (развитие зрительной памяти) - В конвертах вы найдете небольшое полное изображение животного и рассыпавшиеся части картинки. Вместе, всей командой правильно соберите изображение животного. Если все делать дружно, то получится быстрее. – Что получилось у первой команды? (лиса) – А у второй? (слон) 4. Д/И «Большое предложение» - Где живет? – Лиса живет в лесу. – Где живет слон? – Слон живет в Африке. Мы сейчас сыграем в игру «Большое предложение». Каждой команде я дам короткое предложение. Вы сделаете его очень длинным, добавляя к нему слова-признаки. Каждый из вас по очереди добавляет по одному слову, повторяя предложение с теми словами, которые уже назвали ваши товарищи по команде. Победит та команда, у которой получится длинное красивое предложение. - Вспомните, какими бывают джунгли и лес, слон и лиса. 1. По лесу бегает лиса. 2. В джунглях бродит слон. (за каждый правильный ответ команда получает фишку) 5. Д/И «Где животное?» (использование в речи предлогов) - Рассмотрите изображения животных на панно и назовите: 1 команда – только животных наших лесов; 2 команда – животных жарких стран. а) Назовите, где стоит названное мной животное. Например: лама стоит между кенгуру и верблюдом, перед верблюдом, за кенгуру, над медведем. (за каждый правильный ответ команда получает фишку) б) Загадайте животное. Каждая команда объясняет ребятам из другой команды, где стоит загаданное животное, но не называет его. Например: Этот зверь стоит перед барсуком, за оленем, под кенгуру. Ответ: Это медведь. 6. Физминутка «Цирковые животные» Ориентирование в пространстве, знание частей тела. - Где можно увидеть всех животных сразу? – Сейчас вы будите цирковыми животными, а я – дрессировщиком. Слушайте внимательно и правильно выполняйте мои команды: Покажите правую руку, правую ногу (тоже левыми рукой и ногой); Покажите левой рукой правое ухо; Покажите правой рукой колено левой ноги; Коснитесь коленом левой ноги правого локтя; Коснитесь левой рукой правой щеки, рука двигается над головой. 7. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке.» с использованием массажных шариков Сидит белка на тележке, дети прокатывают шарик по всей ладони Продает она орешки: Лисичке-сестричке, поочередно загибают пальцы, удерживая шарик в центре ладони Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, прокат шарика по всей ладони Кому в зобок, прокат шарика по кончикам пальцев Кому в лапочку.прокат шарика по всей ладони 8. Работа в тетради. а) На столе перед вами таблицы – шифровки. На доске – таблицы – дешифраторы. Расшифруйте слова в ваших таблицах. Прочитайте свое слово. 1 2 3 4 5 6 7 8 к в е а л б о н (кабан, волк, белка) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и б а г р з т ж е ф (жираф, зебра, тигр) б)Составьте схемы получившихся слов. в)Вложите табличку в свою тетрадь. 9. Физминутка «Джунгли» В джунглях звон везде летит, Рука-хобот, д

В 2013 году издательство «ДЕТ­СТВО-ПРЕСС» опубликовало учебно-методическое посо­бие Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» . За несколько лет в образовании произошли существенные изменения, в частности, вступил в силу новый документ - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором выделены 5 образовательных областей. В данной статье описывается содержание «Жур­нала наблюдения и оценки развития детей» для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 8 лет в новой редакции и опыт его использования в детском саду.
Переработка содержания «Журнала наблюдения…» потребовала объеди­ненных усилий педагогов, чьи дошкольные образовательные учреждения включили в свои образовательные программы технологию «Сообщество».

В частности, большой вклад внесли педагоги ГБДОУ ЦРР № 60 Приморс­кого района Санкт-Петербурга. «Жур­нал наблюдения…», переработанный с учетом ФГОС, прошел апробацию во многих ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В распечатанном виде «Журнал наблюдения…» для детей 1,5-3 лет занимает четыре страницы, для детей 3-8 лет - три страницы формата А4. С точки зрения экономии важно, что «Журнал наблюдения…» на каждого ребенка распечатывается два раза за весь период его пребывания в детском саду.

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагоги­ческой диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования - поддержки ребен­ка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оп­тимизации работы с группой детей.

Для того чтобы добиться эффектив­ного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работа­ющих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня разви­тия каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа вос­питателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, опреде­ляет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осу­ществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивиду­альных интересов, возможностей и особенностей.

Современные образовательные программы ставят своей целью ин­дивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмо­циональном комфорте, стремление к созданию условий для свобод­ного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформаль­ных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его. Систематическое структурирован­ное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Известно, что многие воспитатели негативно настроены к педагогической диагностике, поскольку не понимают ее цели, пользы для своей профес­сиональной деятельности. Изменение их мнения в лучшую сторону требует определенного времени и система­тической разъяснительной работы. Как и в любом непростом деле, важно двигаться «маленькими шага­ми». Так, можно сначала сократить количество документов (например, использовать только сжатый вариант «Журнала наблюдения…»), оформлять итоги педагогического наблюдения два раза в год - в сентябре и апреле - мае.

Организационная роль принадле­жит старшему воспитателю, который в начале года выдает на группы «Журналы наблюдения…» в соот­ветствии с количеством детей, таб­лицу фиксации результатов, бланки индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождает диагности­ческую деятельность на протяжении учебного года, а в конце года на педагогическом совете организует обсуждение достижений групп. Каждый из перечисленных выше документов нужно осветить в ходе индивидуальных и групповых кон­сультаций.

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Наблюдение - это «процесс сбо­ра точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» .

Наблюдение должно быть сис­тематичным и регулярным. Как пра­вило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентиро­вочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляют­ся стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагнос­тики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и инди­видуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (про­блемы) освоения малышом образо­вательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения…», намечают задачи работы и проектиру­ют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диа­гностика, по результатам которой оценивается степень решения сотруд­никами детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педа­гогического процесса с учетом но­вых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продви­нуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Журнала на­блюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости - промежуточной).

В «Журнале наблюдения…» пропи­саны критерии и подкритерии по всем областям. Педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оце­ниваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» приме­нительно к ребенку 3-4 лет раскры­вается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), а для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии - «Бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «Прыгает через скакалку»).

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:
1 - начальная стадия;
2 - в развитии;
3 - при умеренной поддержке;
4 - самостоятельно;
5 - устойчиво.

Перечисленные понятия примени­тельно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия. Данное ка­чество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по
    данному параметру отсутствуют.
  • В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взросло­го. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке. Дан­ное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по дан­ному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно. Данное ка­чество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в сво­их знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осущест­вляется согласно рекомендациям Н. В. Верещагиной . Подсчет результатов опирается на среднее значение, кото­рое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами разви­тия можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (ус­ловно - высокий уровень развития) .

™Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 мож­но считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно - средний уровень развития) .

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту (условно - низкий уровень развития) .

Указанные интервалы средних зна­чений носят рекомендательный ха­рактер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогичес­ких исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали - проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • ™ Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить
итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени?
- В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени?
- Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?
- Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Литература:

1. Верещагина Н. В. Результаты итогового мониторинга детского раз­вития (уровни развития интегративных качеств). Подготовительная группа. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Выготский Л. С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
4. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. - СПб.: Свое издатель­
ство, 2013.
5. Свирская Л. В. Методика веде­ния педагогических наблюдений. - СПб. - М.: Линка-Пресс, 2010.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 1,5 до 3 лет

Ребенок __________ группа __________ пол __________
Воспитатели:
5 - устойчиво.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

Ребенок __________________________________ группа __________________ пол __________
Воспитатели:_________________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): 1 - начальная стадия; 2 - в развитии; 3 - при умеренной поддержке; 4 - самостоятельно;
5 - устойчиво.

Материал предоставлен за декабрь 2015 года.

Инна Осипенко
Педагогические наблюдения в детском саду

Методика ведения педагогических наблюдений .

ВОСПИТАТЕЛИ ПРАВЫ В УТВЕРЖДЕНИИ О ТОМ, ЧТО ПОСТОЯННО НАБЛЮДАЮТ ЗА ДЕТЬМИ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. ОДНАКО ТОЛЬКО СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАБЛЮДЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ НАБЛЮДАЕМЫХ ФАКТОВ ПОМОГАЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И ПОЛНОТУ ПОЛУЧАЕМЫХ ДАННЫХ.

Наблюдение за детьми в их естественном окружении - дома, в группе, на участке детского сада - один из методов, полезность которого доказана практикой.

Что такое наблюдение ? НАБЛЮДЕНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС СБОРА ТОЧНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПОВЕДЕНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЁНКА В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ОН РАБОТАЕТ ИЛИ ИГРАЕТ ОДИН, ИЛИ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ. Во всех учебниках по дошкольной педагогике наблюдение трактуется как основной способ сбора информации для осуществления педагогической оценки актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.

Фиксация наблюдения - это процесс документирования наблюдаемого .

Наблюдение может быть отстранённым и включённым. Во время отстранённого наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни) . Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. Первое даёт понимание уровня актуального развития, второе - позволяет выявить зону ближайшего развития

В основе наблюдений за детьми - уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ ТРЕБУЕТ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ЭТОГО ВРЕМЯ И ИМЕТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ЗАПИСИ.

Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия , избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.

Объективное наблюдение - это фактическое утверждение : «Дима взял кубик и бросил его в Машу» , «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом» .

Субъективные наблюдения являются ярлыками , личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста, например : «Дима агрессивен» , или «Марина ленива» .

Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например, запись эпизода : «Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Гриши места для работы и материала, с которым он работает.

Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения :

«Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом» , а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре стро-ительства 50 минут».

Эта запись даёт следующую информацию :

Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад .

Гриша пригласил других детей.

Он поделился с ними своими замыслами.

Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.

Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.

Наблюдение и детальное описание поведения Гриши не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия.

Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Грише скопировать их. Кроме того, педагогу будет , о чём рассказать вечером родителям Гриши

Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты , по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков» . Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.

ДОСТОВЕРНОСТЬ - очищенная (свободная от субъективной окраски) запись фактов; многократное повторение одних и тех же реакций (действий, способов) в различных ситуациях. Например :

«09.10.16. Дима выбрал самое сложное задание, увлечённо начал работу, нашёл цифры, правильно подобрал фломастеры, закрасил хвост у петуха. Через 3минуты интерес пропал. Отвлёкся на работу Маши. Свою работу не закончил».

«17.10.16. Дима сообщил, что будет делать высокую башню из кирпичиков. Положил друг на друга 3 кирпичика и принялся помогать Кирюше строить дорогу».

«19.10.16. Дима начал протирать листья у бегонии. Протерев два верхних листочка, переключился на рассматривание рыбок в аквариуме».

«23.10.16. Во время одевания на прогулку надел носки и ботинки, затем начал перебирать вместе с Сашей игрушки в его шкафчике».

Такие факты можно считать достоверными. Если бы вместо описания фактов мы увидели записи подобные таким : «Дима невнимательный, неусидчивый мальчик» или «Дима не умеет доводить дело до конца» , то это были бы оценочные суждения.

РЕФЛЕКСИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УВИДЕННОГО - анализ собранных фактов, выстраивание в логической последовательности причин и следствий, понимание сути происходящего.

Например, отставание ребёнка по одному из параметров - не повод для паники. Нужно смотреть на картину в целом.

Выводы - обобщённая, согласованная точка зрения о ситуации в развитии ребёнка, основанная на достоверных фактах. Для того, чтобы выводы о ситуации в развитии ребёнка, о его индивидуальных особенностях и перспективах в развитии были объективны, следует избегать поспешных обобщений. Лучше иметь много гипотез, много точек зрения, чем одну, не подвергаемую сомнению. Чтобы сделать выводы, нужно документировать факты, а не обобщения, обсуждать факты с коллегами, родителями, специалистами и (если нужно что-то уточнить, то и с ребёнком.

Достижения - факты, свидетельствующие о позитивных изменениях в развитии ребёнка, субъективно и объективно значимая оценка результатов продвижения ребёнка в том или ином виде деятельности, оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих взрослых и личными результатами ребёнка.

Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным.

ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО ПРИ ВЕДЕНИИ НАБЛЮДЕНИЯ :

Ценится и процесс, и результат;

Сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах;

Важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах;

Согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов;

Анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений .

Формы фиксации педагогических наблюдений и другие способы сбора информации

Повествовательные или дневниковые заметки.

Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась. Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата. Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде : пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад , и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».

Карта наблюдения .

Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях.

Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению , обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.

Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий , направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.

Подсчёт частот и временных промежутков.

Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени : «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка» , или же фиксируется длительность определённого поведения или действия : «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут» . Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.

Портфолио.

Портфолио - это подборка материалов (рисунки, рассказы, продиктованные ребёнком воспитателю, результаты попыток писать или копировать слова и числа, выбранные им карточки с выполненными г : м числе и не завершёнными) заданиями, образцы речи, т. е. транскрипционная запись слов и выражений ребёнка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения; фотографии. Эти и подобные им материалы дают представление о навыках использования ребёнком знаний, умений, навыков в естественных условиях.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО :

Иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребёнка;

Активизация участия родителей и ребёнка в документировании (историографии) ;

Предоставление фактов для многосторонней оценки;

Обеспечение всех, кто принимает решения в отношении обучения, необходимой информацией о его прогрессе;

Вовлечение детей в осмысление своих индивидуальных особенностей, в анализ и оценивание своих достижений и перспектив.

Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребёнка.

Эффективность и надёжность такого метода сбора информации зависит от опыта взрослых, так как рубрики и содержание портфолио всецело определяется самим педагогом и родителями .

Оформление портфолио начинают родители - приобретают папку, подбирают фотографии. Родители наполняют его информацией о семье и домашнем укладе, об интересах и домашних увлечениях ребёнка, о взаимоотношениях ребёнка с родственниками, ее соседями, о его мечтах и предпочтениях.

Вклад воспитателей - записи наблюдений , отчётные листы продвижении ребёнка в той или иной предметной области, тексты и высказываний и рассказов, рисунки, выполненные задания и другие свидетельства его активной учебной и творческой деятельности в группе. Воспитатели более конкретны и рациональны в оценке, более скептичны и скупы, часто ограничены наблюдениями по определённым областям знаний, заложенным в образовательных программах.

Родители более эмоциональны, разносторонни и искренни, в то тремя субъективны, их суждения иногда ошибочны. Нередко точка зрения на одни и те же особенности ребёнка у воспитателей и родителей существенно разнится и, что ещё более неприятно, воспитатели не замечают, не осмысливают и не используют информацию о ребёнке, предоставленную им родителями.

Разделы портфолио формируются творчески. В каждом детском саду и даже в отдельных группах детского сада они могут быть разными. К эстетическому оформлению портфолио единых требований нет, так же как нет поводов для высказывания претензий относительно количества и качества информации. Всё вместе целиком зависит от интереса и желания взрослых собрать материальные свидетельства роста и взросления ребёнка.

Ребёнок может самостоятельно отбирать для портфолио свои работы (рисунки, коллажи, фотографии и пр.) Детям нравится просматривать работы самостоятельно или вместе с воспитателем. Перебирая их, дети вспоминают, когда они сделали ту или иную работу, рассказывают о том, что она означает для них.

Татьяна Щербакова
Наблюдение за детьми. Консультация для педагогов

Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному. Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги ) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами» , предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий , профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды

Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна :

Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.

Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.

Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.

Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).

Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами , родителями, а по возможности и, и детьми .

Быть абсолютно понятной родителям.

Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.

Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.

Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.

Дополнительные эффекты наблюдения :

Наблюдение – это :

Проверка и воспитание своей объективности и проницательности,

Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,

Формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,

Формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.

Результаты наблюдений заносятся в дневник . Задача педагога заключается в том , чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.

Дневник наблюдений за ребенком

Педагоги___ Группа___

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ возраст___

Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дата наблюдения

Настроение утром,в течение дня

С кем и во что играл

Взаимоотношения ребенка с детьми

Конфликты

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Как засыпал

Проблемы для обсуждения, предложения коллегам

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений .

Агрессивность Физическая : ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.

Скрытая : щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.

Вербальная : ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.

В виде угрозы : замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике : сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение : сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя : щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.

Вспыльчивость : В физических действиях : неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи : может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.

Негативизм : В физических действиях : делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы : отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный : говорит часто «не хочу» , «не буду» , «нет» .

Демонстративность : В движениях : отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.

Как состояние на собственное состояние и поведением : стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) : Как реакция на препятствие : обижается при проигрыше в игре.

В мимике : недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другими : болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Конфликтность Активная или реактивная : сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма : не учитывает желания и интересы сверстников.

Как недостаточность опыта : совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения : не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность : Как центробежные тенденции : когда все дети вмести, стремиться уединиться.

Как эмоциональная поглощенность : входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.

Особенности речевого поведения : не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота : не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта : избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость : Реакция на замечание : реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.

В физических действиях и мимике : дурачится, передразнивает движения.

Нерешительность : В социальных отношениях с другими : избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявление в речи : использует слова «не знаю» , «может быть» , «трудно сказать» , ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях : боится прыгнуть с высоты.

Реакция на новизну : в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи : Конкретные : страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.

Реакция на новизну : боится входить в новое помещение.

Социальные : страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога : В мимике : блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи : ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движении : неожиданно вздрагивает; осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими : спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.

Скованность : В движениях : двигается скованно.

В речи : запинается в речи.

Реакция на новизну : неловок в новой ситуации.

Заторможенность : В познавательной активности : не знает, чем заняться.

В зрительном восприятии : бездеятельно смотрит по сторонам

В речи : говорит слишком тихо; медленно.

Время реакции : темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность : Как отношение к себе : считает, что все конфеты, все игрушки для него.

Во взаимоотношениях : навязывает свою игру или желание детям.

В речи : часто использует местоимение «я» .

Избегает умственных усилий : В условиях свободной деятельности : не смотрит мультики; не слушает сказку.

На организованных занятиях : быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) .

Дефицит внимания : Сосредоточенность : смотрит по сторонам на занятиях.

В речи : переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность) : Особенности планирования действий : поспешно планирует собственные действия.

Как избыточный темп и количество действий : темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.) ; действует раньше условленного сигнала.

Длительность содержания гиперактивности : встает на первой половине занятия.

Длительность овладения состоянием : быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.

Речевая расторможенность : Громкость речи : говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.

Темп речи : убыстрен, речь взахлеб.

В социальных отношениях : переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Непонимание сложных словесных инструкций : Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Непонимание простых словесных инструкций : Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость : В движениях : рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях и в речи : навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

На чувствах и эмоциях : застревает на обиде.

Как трудность переключения : с трудом переключается на другой вид деятельности.

Работоспособность (умственная) : Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.

Работоспособность (физическая) : Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...