Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Девять причин, почему ребенок не хочет есть. Школьник отказывается от еды: причины и помощь

Катерина Демина, психолог-консультант:

Почему он ничего не хочет?

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться).

Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть - родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»

Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет? Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1. Учиться;

2. Работать;

3. Ходить на курсы

4. Встречаться с девушками;

5. Помогать маме по хозяйству;

6. И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него - как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла - а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда - Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей. Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет - не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? - уже чуть не плачет мама. - Я же всю жизнь ему отдала.»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.
Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу - добавился конный спорт.

Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит - некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.

Семейная искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял - и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».
Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости - в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел - написал маме эсэмэску, отправил - мама заказала через Интернет - вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз - и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука - самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него все, а он в ответ - ничего. Перечисление того, что именно «для него все», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел - это третий класс. Ну четвертый, для девочек.

Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живем». Если честно - не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжелых, например, когда война идет прямо в вашем городе.

В мое время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.

А вот чего не было - это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу «одна бабка сказала». И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоем доме. Ты видишь это своими глазами - а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?

Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от нее современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой - не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.

С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки - сами, поесть разогреть - сами, в лучшем случае родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На все лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.
А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объеме обрушилась на голову единственного чада.

А обвинения чаду предъявляются серьезные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

«Я в его годы уже твердо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала, а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведешь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать»

Все это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

1. Чтобы делал все сам;

2. Чтобы беспрекословно слушался;

3. Проявлял инициативу;

4. Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;

5. Был чутким и заботливым и не был эгоистом;

6. Был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» - печально спрашивает она.

Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идет мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.

Ребенок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.

Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: все же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь еще и русским языком и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык.

Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки - в пределах сотни. Зато гордо заявляется: ребенок изучает три иностранных языка, включая китайский, и все с носителями языка.

А пословицы дети понимают буквально («Без труда не выловить и рыбку из пруда» - это о чем?» - «Это про рыбалку»), словообразовательный разбор делать не могут, сложные переживания пытаются объяснять на пальцах. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

«Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофером, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе.

Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.

Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки - хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком - постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку - все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.

Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни - общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно - ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это - авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.
А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребенок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями - необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребенка - преступно и недальновидно.

Не выучит этот урок сейчас - накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают - учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом - вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.


Моя 15-летняя дочь отказывается от еды. Попытки наладить с ней контакт и поговорить об этом не приносят результата. Дочь уходит в себя и говорит, что я ее не понимаю.

Наши дети, такие простые и понятные в детстве, становятся все более чужими в юности. Как найти к ним подход и как не разрушить хрупкое равновесие ваших отношений?

Взрослеющий ребенок отдаляется от родителей, все чаще пробуя себя на зрелость. Мир подростка меняется, он учится быть взрослым и самостоятельным. Подростку важно чувствовать себя уверенным и порой он стремится к определенному стандарту «свободы и раскрепощённости».

Одновременно хочется быть и как все, и чем-то особенным. Так навязываемые образы красоты не дают покоя взрослеющим девочкам. Стремление к придуманному идеалу становится самым важным, и все, что не дает достичь желаемого - мешает и раздражает. Очевидно, что проблема глубже, чем просто стремление похудеть и неправильно подобранная диета.


Любые попытки мамы рассказать про вред отказа от еды являются препятствием на пути к цели и вызывают негативную реакцию девочки-подростка, которая уверена - её не понимают. Продолжая рассказы о том, к чему может привести неправильное питание, игнорируя чувства ребенка, можно добиться лишь взаимного отчуждения.

Девочка не чувствует поддержки мамы и закрывается от общения с ней. Мама уже не может донести своё мнение, дочь просто не слушает ее. Многие родители в подобной ситуации испытывают глубокие переживания и чувствуют себя загнанными в тупик. Утрачен контакт с ребенком, а помочь ему, при отсутствии взаимопонимания, становится невозможным.

Услышь меня, мама!


Особенность подросткового поведения в его противоречивости. Так, ребенок в каких-то ситуациях может вести себя, как взрослый, - берет на себя ответственность за свои поступки, а в ряде случаев ему не хватает зрелости, и требуется поддержка родителей. И здесь требуется «грамотное» присутствие мамы: там, где он справляется - не мешать, а где споткнулся, хочется услышать: «Ты справишься, я с тобой!»


Отказ от еды - это тот случай, когда ребенок «споткнулся» и ему крайне нужна мамина поддержка. Что же нужно сделать, чтобы подросток принял помощь? Возможно, что в сложившейся ситуации девочка преследует две цели одновременно - похудеть, чтобы стать красивой и привлечь к себе внимание.

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такое поведение характерно для людей со зрительным вектором . Зрительники - эмоциональные люди, они впечатлительны, ценят красоту и сами стремятся к идеалу. У носителей зрительного вектора хорошо развита фантазия и воображение. Они легко внушаемы, поэтому негативные эмоции могут преумножаться даже от одного случайного взглядаили неловкого слова. Это же могло стать причиной беспокойства по поводу собственной внешности.

Тайные страхи


Не стоит при очередном пропущенном ужине пугать дочь последствиями: «дистрофия», «страшные болезни», «проблемы с учебой», «сначала повзрослей, потом думай о красоте». Для взрослеющей девочки - это сигнал о непонимании со стороны мамы. При этом, страх быть некрасивой и толстой, скорее всего, победит «дистрофию» и «страшные болезни», к тому же «непонимающему» родителю ребенок еще сильнее захочет показать свое несогласие. В результате история с диетами продолжится, а подобное родительское вмешательство желаемой цели не достигнет.


Важно понимать, что руководит подростком в этой ситуации страхи бессознательное желание привлечение внимание. Происходит попытка компенсации собственных негативных эмоций.

Чтобы помочь своему ребенку, нужно узнать особенности людей со зрительным вектором, их чувства, ценности, потребности. Это поможет понять состояние дочери и мотивы ее поведения. А понимание - это первый шаг к контакту . Только наладив контакт с ребенком, действия мамы могут быть эффективными. Отклик ребенка обязательно состоится, когда разгадали его особенности.

Я понимаю тебя, дочка


Одним из проявлений понимания со стороны мамы может стать ее участие и помощь девочке в ее желании стать красивой. Так, можно вместе с дочерью посетить диетолога, косметолога, подобрать для нее подходящую диету и средства по уходу за кожей. Укрепит семейное взаимопонимание совместный поход в магазин за обновками для дочки. Проявление маминой любви и заботы важно для ребенка, для того, чтобы чувствовать защищенность, собственную ценность и уверенность в себе.

Подросток получает ресурс родительской любви и это помогает ему раскрыться и доверить маме свои проблемы, теперь и мама понимает особенности девочки, и может прогнозировать ее поведение.


Отметим, что системно-векторная психология Юрия Бурлана дает базовые знания, необходимые для понимания любого человека или анализа ситуации. Обладая системным мышлением, человек уже не может мыслить иначе, эти знания сами собой прокладывают выход из любой сложной ситуации.

Результаты людей, прошедших тренинг по системно-векторной психологии, - лучшее свидетельство возможностей, которые дает тренинг. Подробные рассказы о построении эффективных отношений с детьми после тренинга смотрите здесь:


Познакомиться с системно-векторная психологией и узнать много нового о себе и близких вам людях, вы сможете уже на бесплатных онлайн лекциях.

Очень часто под влиянием массовой культуры девочки в раннем возрасте уже задумываются о своей фигуре. Иногда это может перейти в проблему отказа от еды с тяжелыми последствиями. Анорексия – термин, означающий упорное и чрезмерное ограничение в еде, в каких – то ингредиентах пищи или в количестве употребления продуктов Англичанин Рихард Мортон описал это состояние уже в 1689 году.

Очень часто будущие манекенщицы или ученицы балета приобретают стойкую анорексию, трудно поддающуюся коррекции. Задача родителей – не закрывать глаза даже на первые весточки будущих проблем.

Ведущим признаком можно выделить сверхценное и подчас не логичное убеждение в избыточной массе тела. Такой ребенок просто «видит» себя очень толстым. Все попытки его переубедить не имеют успеха. Далее подросток может ограничивать себя в еде, принимать специальные препараты. В это сложное состояние вплетаются трудные взаимоотношения с противоположным полом и подругами, недопонимание родителей, неправильное толкование поступков окружающих людей. В более тяжелых случаях возможны неврологические и гормональные нарушения, как следствие вышеописанных состояний.

Даже если ребенок или девушка испытывают голод, то их бредовые убеждения настолько сильны, что удается подавить это состояние. На первых этапах отказ от еды эпизодический и чередуется с перееданием. Такой ребенок будет худеть и поправляться. Это дает родителям обманчивую картину улучшения состояния. Так же становится тяжело контролировать эпизоды, когда девушка кушает и все ли она ест. Первый этап нервной анорексии может продолжаться от полу года до 3 лет. При этом аппетит еще есть, но имеется склонность к избирательности в еде и чрезмерным физическим нагрузкам.

На следующем этапе может наблюдаться полный отказ от еды. Могут проявляться депрессия и снижение общего тонуса в жизни. Чувство голода притупляется, идет прогрессивное падение массы тела. Но, бывают и парадоксальные реакции, когда девушка активно закармливает братьев и сестер или с удовольствие готовит ужин для семьи. Нарастают при этом гормональные нарушения – нет менструаций, поражаются зубы, страдают волосы и ногти, появляются проблемы с кожей. Человек ослаблен, психика его быстро истощается, могут , раздражительность. Такое состояние может продолжаться до полутора лет.

Конечно, не у всех анорексия протекает столь тяжело. Но часто изменения в поведении такого рода могут быть следствием развода в семье, стрессов в школе, при болезненном желании быть лучше всех, отличиться. Родителям лучше мягко и не навязчиво, но вовремя нужно начинать повышать самооценку ребенка, сглаживать бытовые проблемы, контролировать эпизоды с диетами и не допускать чрезмерных физических занятий

Почему ребенок плохо ест и что с этим делать?

Малоежки – так в шутку называют детей, которые мало кушают и постоянно размазывают кашу по своим тарелкам. Пониженный аппетит бывает почти у каждого второго ребенка. Взволнованные родители переживают, мучаются, пытаясь любой ценой накормить свое чадо, а затем обращаются к педиатру с вопросом: что делать, если ребенок плохо ест?

Что такое аппетит и почему после года он понижается?

Аппетит – это процесс на уровне физиологии, при котором возникает потребность в приеме той или иной пищи, начинается слюноотделение, запускается работа желудочно-кишечного тракта. Хороший аппетит обуславливается не только качеством, ароматом, вкусом пищи, но и потребностями организма в питательных элементах.

Детский аппетит особенно непостоянен, то есть, сегодня сын или дочь могут уплетать за обе щеки самый обычный суп, а завтра откажутся от любимого пюре или сока. Организм ребенка четко «улавливает», что именно ему нужно в данный момент, поэтому груднички кушают только тогда, когда сами хотят, накормить их насильно практически невозможно. Детки постарше уже поддаются родительскому влиянию и начинают придерживаться определенного графика кормления.

Дети плохо едят, когда больны

В период болезни, например, простуды, большинство детей ест мало либо вовсе отказывается от пищи. Их организм не требует ее, так как аккумулирует всю энергию на борьбу с болезнью, а не на пищеварительные процессы. Во время болезни детей нельзя пичкать едой насильно. Лучше предложите малышу фруктовые или овощные соки, пюре, фрукты или другую легкую пищу. Как только ему полегчает, он сам попросит есть, и организм восполнит все запасы питательных веществ.

Ребенок может отказываться от еды при воспалении слизистой оболочки рта (стоматите). Процесс пережевывания продуктов становится для него болезненным. Осмотрите его ротовую полость – нет ли на деснах, щеках или внутренней части губ воспаленных участков или маленьких белых язвочек? При стоматите и других заболеваниях полости рта или зубов давайте ребенку теплую жидкую пищу, избегая соленых, сладких или кислых блюд.

Почему ребенок плохо ест, даже если он здоров?

Отметим, что резкое снижение аппетита наблюдается в жаркое время года, когда организм больше нуждается в жидкости. В жару ваше чадо может кушать мало, зато пить будет за двоих. Это нормально и наблюдается даже у взрослых людей. Не кормите его насильно, а просто дайте возможность проголодаться. Жители жарких стран всегда употребляют меньшее количество пищи, чем северяне, причем пища эта обычно легкоусвояемая. В то же время многие жители северных стран не представляют своей трапезы без мясных тяжелых блюд. Это еще раз доказывает влияние климата и погоды на аппетит.

Дети после года начинают есть с меньшим аппетитом, чем раньше. Причина тому – замедление роста. Малыши от рождения до года активно растут и быстро прибавляют в весе, поэтому едят они часто (в среднем раз в 3-5 часов). После года темп роста заметно снижается, а значит, «строительного материала» клеткам организма требуется меньше.

Низкая физическая активность – еще одна причина плохого аппетита ребенка. Если он сидит дома, мало двигается и гуляет на улице, то неудивительно, что и потребность в пище у него ниже, чем у соседского мальчишки, который целый день носится во дворе.

Аппетит временно ухудшается, когда режутся зубки. Десны в это время болят, чешутся, могут быть опухшими, из-за чего прием пищи становится болезненным. Ребенок старается меньше кушать, чтобы избежать дискомфорта.

Стресс также приводит к временному снижению аппетита. Если ребенок пошел в садик, школу, проходит лечение или обследование, попал в непривычные для себя условия, подвергается нападкам со стороны других детей, взрослых, либо воспитывается в негативной обстановке, то он испытывает стресс. Аппетит в такой период может быть очень плохим.

4 причины, по которым ребенок мало ест

Зачастую родители ищут проблему там, где ее нет. Вполне возможно, ребенок плохо ест, потому, что:

  1. Ему не нравится пища. Дети часто отказываются от полезных, по мнению взрослых, продуктов (мяса, молока, некоторых овощей, зелени и т.п.). Попробуйте преподнести блюдо иначе, например, чем-нибудь украсив.
  2. Он перебивает аппетит. Родители жалуются, что их дети ничего не едят в течение дня и ходят голодные, но при детальном выяснении, оказывается, что ребенок и печенье ел, и конфеты, и даже пирожные. Таская сладости до основного приема пищи, дети перебивают аппетит, и когда наступает пора есть заветный суп, они уже не голодные, так как успели наесться сладостей. Решение проблемы простое – угощайте малыша лакомствами только после того, как он поест основную пищу.
  3. Вы пытаетесь насильно накормить ребенка. Частая ошибка родителей – это впихнуть в свое чадо пищу, даже если он не хочет. В итоге у ребенка плохое настроение и кормление для него превращается в каторгу. Ругая малыша за недоеденную кашу, вы тем самым прививаете ему неприязнь к пище вообще, а к этой каше в особенности. После нескольких таких «выволочек» он будет садиться за стол с ожиданием, что ему снова «влетит» за то, что плохо ест. О хорошем аппетите и желании кушать в таком случае речи идти не может.
  4. Слишком большие порции. Дети разные и если соседский мальчишка с легкостью уплетает полную тарелку каши, это не значит, что ваш ребенок съест столько же. Накладывайте ему небольшие порции, а если не наестся – просто положите добавку. Огромная тарелка, полная супа, психологически вызывает у ребенка дискомфорт, так как он изначально думает, что не сможет все это осилить.

Педиатры советуют обратить внимание на состояние ребенка. Если он активен, набирает вес в соответствии с нормой, хорошо себя чувствует, не жалуется на здоровье, то волноваться не о чем. Дайте ему возможность есть столько, сколько он желает, и не перекармливайте насильно. Соблюдайте график кормления и не лакомите его сладостями до основного приема пищи. Если он отказывается от еды за столом, спокойно уберите тарелку и продолжайте трапезу без него. Не бросайтесь сразу к холодильнику в поисках вкусняшек, чтобы хоть чем-то накормить капризного малыша. Скорее всего, он добивается именно этого. Если спустя некоторое время ребенок попросит есть, спокойно накормите его.

Когда надо бить тревогу и обращаться к врачу?

Не всегда отсутствие аппетита является нормой. Иногда это патология, приводящая к истощению организма и острой нехватке питательных веществ, витаминов. В этом случае может наблюдаться отставание в физическом и умственном развитии. Внешне такие дети выглядят болезненно худыми, кажется, будто их косточки просто обтянуты кожей и полностью отсутствует подкожно-жировая прослойка. Наблюдаются признаки авитаминоза, анемии.

Патологически плохой аппетит приводит к снижению количества витаминов и микроэлементов в организме. Определить, имеется ли дефицит полезных элементов, можно при сдаче анализа крови. Чтобы не мучить ребенка зря, сначала следует проанализировать его состояние внешне. Авитаминозу обычно сопутствуют следующие проблемы: снижение иммунитета, подверженность инфекционным заболеваниям, низкая физическая активность, отсутствие интереса к окружающему миру, вялость, слабость, быстрая утомляемость. Кожные покровы нередко приобретают бледный оттенок и становятся сухими, в уголках рта появляются «заеды», ухудшается состояние волос.

Если зубы часто портятся и даже ломаются, значит, в организме не хватает фосфора или кальция. При нехватке железа возникает анемия, гемоглобин становится низким. Дефицит кобальта, меди, цинка и витаминов группы B сказывается на росте ребенка (он замедляется).

Дети, страдающие заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки или пищевода, зачастую отказываются от соленой, жирной, острой еды. При этом они могут жаловаться на болевые ощущения в этих местах. Для прояснения ситуации необходимо посетить детского гастроэнтеролога и сделать УЗИ.

Нервная анорексия – опасное состояние, при котором ребенок может не только резко сбросить вес, но и заработать большие проблемы со здоровьем. При нервной анорексии дети полностью отказываются от еды, а после вынужденного приема пищи у них начинается рвота.

Если от еды отказывается подросток, обратите внимание на его психологическое состояние и самооценку. Под влиянием глянцевых журналов и телевидения многие девочки-подростки садятся на диету с целью похудеть. Нередко они полностью перестают есть, а если пищу пришлось принять, вызывают у себя рвоту. Спустя некоторое время такой «диеты» со здоровьем начинаются проблемы: размер желудка уменьшается, начинается истощение (кахексия), с высокой скоростью уходит вес и некогда счастливый ребенок превращается в «живого скелета». Далее они бы и рады начать кушать, как раньше, но уже не могут, так как сами мысли о еде становятся причиной рвоты, а процессы переваривания и усваивания пищи значительно замедляются.

Если ваш ребенок настойчиво пытается похудеть и отказывается от еды, отведите его к хорошему психологу, либо обратитесь с проблемой к педиатру, который направит вас, куда нужно.

Итак, если ваш ребенок плохо ест и проблема не надумана, то ваш путь должен начаться с педиатра. Он проанализирует рацион питания, выявит нарушения, отправит на анализы крови и кала (на предмет выявления глистов и лямблий). Ребенок может быть направлен к узким специалистам, таким, как невролог, гастроэнтеролог или эндокринолог. При наличии показаний доктор вправе назначить лекарства, улучшающие аппетит и ускоряющие метаболизм. Как правило, это препараты, основанные на травяных сборах. После проведения анализов могут быть назначены железосодержащие препараты для улучшения состава крови, комплекс витаминов и минералов.

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...