Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Дидактические игры по нравственному воспитанию во второй младшей группе. Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

Татьяна Бадак
Игры в воспитании нравственных качеств дошкольников

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос : почему родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей : педагогов, психологов, философов, социологов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника .

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры , ее правилами.

Дошкольный возраст – это ответственный период в нравственном становлении личности. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей : в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, развитие нравственного сознания у детей младшего школьного возраста наиболее продуктивно происходит в игровой деятельности.

В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми : у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

Изменились и сами игрушки. Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Развитие волевых качеств , таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов - это тоже критерии нравственного воспитания .

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать , какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт , в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры , сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника . В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры . В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества : произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства . Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям : сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках , ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой.

Игры , направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу»

Педагог (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей) . Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ) . Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Рукотворный и нерукотворный мир»

Цель : Упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия : воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог» .

Правила игры : правильно классифицировать и называть предметы.

«Назови ласково»

Цель : учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие , ласковость, нежность.

Игровые действия : дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева) . Например, милый, дорогой Ванечка. И т. д.

Правила игры : думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование : волшебная палочка.

«Круг желаний»

Цель : содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие , твердое желание творить добро.

Игровые действия : дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло» . И т. п.

Оборудование : любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.) .

«Вспомни сказку»

Цель : закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия : дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры : вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование : цветные фишки. Приз для победителя.

«Добро - зло»

Цель : учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность , дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия : дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

«Тайный друг»

Цель : формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия : Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом» , и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга» . Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование : конверты по количеству детей, детские фотографии.

«Мой адрес…»

Дидактическая задача : формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу (комплекс) города Набережные Челны, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал : мяч Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит : Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад» .

Дидактическая задача : закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал : фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому…»

«Наша страна» .

Дидактическая задача : Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал : иллюстрации города Москвы, карта мира, фотографии. Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают «Малая Родина» . Цель : Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Набережные Челны Материал : иллюстраций, фотографий города Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины. Вопрос- ответ,

. «Поиски добрых слов»

Дидактическая задача : раскрыть на примерах значение слов «простите, извините» , воспитывать дружеские отношения , объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Дидактическая задача : обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал : картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

«Флаг России»

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания флага своей страны (города, Республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал : полосы красного, синего и белого цвета Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

«Герб России»

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания герба своей страны (города, Республики) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает Материал : картинка герба разрезанная на 6-8 частей Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.

«Расскажи о своей семье»

Дидактическая задача : Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал : Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи

«Найти флаг России, края,станицы

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания флага своей страны (города, Республики закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных флагов Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Найти герб России,края,станицы»

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания герба своей страны, края,станицы, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных гербов Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный

«Благородные поступки»

Дидактическая задача : Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал : мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам) . Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

Дидактическая задача : Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал : сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации : ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т Ход игры . Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Путешествие по станице»

Дидактическая задача : знакомить с родным городом, с достопримечательностямистаницы, с памятниками культуры. Материал : альбом фотографий родной станицей, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Моих родителей зовут…»

Дидактическая задача : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал : семейные фотоальбомы Ход игры : дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. «Вчера- сегодня» Цель : развивать чувство времени у детей. Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого) . Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Страны и народы"

Дидактическая задача : Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал : глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них

«Я люблю…»

Дидактическая задача : воспитывать уважительное , заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности Материал :-. Ход игры : Ведущий говорит детям : «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Узнай о ком я говорю»

Дидактическая задача : закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Материал Ход игры : ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. «Продолжи пословицу» Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Материал : картинки Ход игры : Воспитатель начинает пословицу , дети ее продолжают.

«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

Дидактическая задач : знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно -патриотическую тему Материал : загадки и картинки с отгадками Ход игры : воспитатель загадывает , дети отгадывают загадку

«Скажи какая»

Дидактическая задача : развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову Материал : карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т. д

«Составь семейку»

Дидактическая задача : развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов Материал : карточки с изображением Родины, флага, герба и т. д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм. Защита - защитник, защищать,

«Скажи какой»

Дидактическая задача : закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое Материал : Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Мышление Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский….

«Кто мы? Какие мы?»

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру. Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины Ход игры : воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.

«Волшебные слова»

Дидактическая задача : вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, Материал : картины и изображения людей Ход игры : злые- добрые, больные – здоровые….

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке….»: Дидактическая задача воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого. Материал : картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда.

«Какие праздники ты знаешь?»

Дидактическая задача : Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал : картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию.

Подбери цвет.

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов - антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро - зло

горе - радость

хорошо - плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь - чистота и т. д.

Шарик с пожеланиями.

Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру - пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

Пять орешков.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

Помоги дедушке и бабушке.

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки шерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

Пасхальный кулич.

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

На столе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

Заветные буквы.

Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

Розовые очки.

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,

Видя в таксе - крокодила,

В апельсине - кожуру,

В лете - страшную жару,

Пыль в шкафу, на солнце пятна…

Дело в зренье, вероятно.

Так воспользуйтесь советом,

Маленькие старички, -

НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ

С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.

Те очки вам будут впору…

Вы увидите - и скоро

В таксе - лучшую подружку,

В апельсине - сока кружку,

В лете - речку и песок,

А в шкафу - одни наряды…

Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

Волшебный стул.

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4-5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

Свеча.

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

Ангел-хранитель.

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому - предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Добрые эльфы.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполняют роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… разыгрывается бессловесное действо.

Птенцы.

Воспитатель: «Вы знаете, как появляются птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через время он разбивает ее своим маленьким клювиком и постепенно полностью вылезает наружу. Ему открывается большой и неизведанный мир, для него он пока страшен и загадочен. Все для него ново: и деревья, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он впервые смотрит на все это». Далее воспитатель предлагает поиграть в птенцов. Дети присаживаются на корточки и начинают разбивать воображаемую скорлупку. Потом они исследуют окружающий мир – знакомятся друг с другом, нюхают и клюют предметы. При этом дети не разговаривают, а только пищат.

Ожившие игрушки.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

Комплименты.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Садовники и цветы.

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой-они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая-садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.

Пирамида любви.

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.

Только хорошее.

Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно поймают «плохое качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога.

Копилка добрых дел.

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

Цель: упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, . Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог».

Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

Игровые действия : дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т.д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

ИГРА «КРУГ ЖЕЛАНИЙ»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия : дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

ИГРА «ВСПОМНИ СКАЗКУ»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

ИГРА «ДОБРО - ЗЛО»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

ИГРА «ТАЙНЫЙ ДРУГ»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.

Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

Даулеталиева Ж. А., воспитатель

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

ГККП я/сада №4 «Березка»

Статья

«Игра - как средство нравственно-духовного

воспитания дошкольников»

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сам процесс нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Считаю, что решение проблем нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в детском саду, в процессе которой дети смогут активно переосмыслить накопленный нравственный опыт.

Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Игра как средство обучения и воспитания дошкольников» является формирование нравственных, общественных качеств ребенка в процессе игры.

В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях, так как игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности и способность к созиданию нового.

Ребенок в сюжете игры соединяет реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка.

Если родители искренне интересуются играми своего ребенка, серьезно, с уважением относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших.

Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка.

Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним.

Поэтому, я провожу целенаправленную работу по развитию нравственно-духовных качеств у детей путем использования в своей работе сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, театрализованных игр, так как важным в игре является не только умственное, эстетическое и физическое, но и нравственное развитие ребенка, которое помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем.

Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду я использую в возрастных группах разнообразные игры.

Уверена, что игра очень важна и для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

Также я придаю большое значение индивидуальной работе, в которой главным является воспитание и обучение в игре, через игру.

Таким образом, действия в воображаемом плане (в игре) помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Большое место в нравственно-духовном воспитании детей я отвожу народным играм, особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

В заключение хочу отметить, что с помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Считаю, что игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.

Увлекательные игры помогают сделать воспитательно-образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным.

Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретет такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.

Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Так что начинайте заниматься с детьми с детства, играйте с ними в игры, причем, чем раньше, тем лучше!

Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Пусть он видит, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. И ваш ребенок непременно станет выдающимся.

Статья «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Копилка уроков – сайт для учителей» 21. 10. 2016 года)


«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ детского

сада №8 «Зоряночка»

С.Ю. Месикова _________________2014год

Воспитатель:

Горячкина Валерия

Владимировна
г. Ессентуки

Дидактические игры.

Тема: «Доброта!»
Игра № 1

«Поможем Федоре».

Дидактическая задача: учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.

Игровая задача. Помочь Федоре.

Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.

Ход игры.

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К.Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.

От меня сбежали ложки,

От меня сбежали блюдца,

Все знакомые, соседи

Надо мной теперь смеются.

Помогите мне, покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?

Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (ответы детей). Вам жалко Федору?(жалко). Почему? Она сама во всем виновата? (ответы детей). А когда вы за нее порадовались? (когда в доме она навела порядок). Какая сначала была Федора? (дети показывают злую, неопрятную Федору). А какая Федора стала потом? (дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору). Посмотри, Федору, как наши дети соблюдают чистоту.

Игра «Кто чем занят?» : дети выполняют движения, а Федора отгадывает (моют посуду, подметают пол, вытирают пыль, выбивают ковер). Федора благодарит ребят, обещает быть аккуратной и начинает убираться в доме (пантомима). После этого к ней возвращается посуда (дети дают ей карточки с изображением посуды).


Игра № 2

«Приходите в гости»

Дидактическая задача: учить детей оценивать поступки других.

Игровая задача. Быть вежливым.

Игровые правила. Выражать свое эмоциональное состояние в мимике, позе и жестах так, чтобы было понятно.

Ход игры.

Воспитатель инсценирует потешку Н. Палагуты «Пирог».

Масло, яички, мука и творог –

Вот и готов у лисицы пирог.

Корочка сверху поджариста.

Входите, зверюшки, пожалуйста.

Мишка притопал вразвалку,

Волк опираясь на палку.

А зайчик сказал Лисавете в ответ:

Простите, дорогая, я плохо одет,

Сошью вот кафтан да пару сапог,

Тогда непременно приду на пирог.

Воспитатель. Дети, скажите, какими были гости, как встречала их хозяйка лиса? (ответы детей). Самыми вежливыми были лиса и зайчик. Что они говорили? (пожалуйста, простите). Давайте разыграем сценку.

Дети разыгрывают сценку, пожеланию играя роль хозяйки и гостей. Потом можно сыграть в игру «Веселый - грустный»: дети показывают пантомиму под грустную и веселую музыку. Если музыка веселая – показывают, что можно делать в веселом настроении (прыгать, играть, бегать, танцевать). Если музыка грустная – показывают другое настроение (грустят, жалеют кого – то, провожают, скучают).

Дидактическая задача. Создать условия для актуализации нравственных норм ; учить детей товарищескому взаимодействию в игре.

Игровая задача. Научить пса не жадничать, делиться с другими.

Игровые правила. Не жадничать, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.

Ход игры.

Воспитатель приносит пса (большую лохматую собаку) и рассказывает историю про то, как этот пес жадничал. Читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»:

По переулку.

Подошел Щеночек,

Попросил кусочек.

Стал гадать:

Или не дать?»

Погадал – погадал,

Пожевал – пожевал…

Кошка – Мяушка,

Попросила Кошка

Стал гадать:

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

Подошла курочка.

Попросила Курочка

Стал гадать:

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

И сказал:

Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего!

Воспитатель спрашивает у детей, как поступил пес, и просит объяснить псу, что он сделал плохого. Предлагает научить пса быть щедрым и добрым. Ребята объясняют псу, как надо делиться с другими.

Дети берут на себя роли мам и детей и играют в игру «Поделись с товарищем»: малыши играют во дворе; одна мама дает своей дочке совочек и ведро, другая мама дает своей дочке формочки для куличиков и лопатку. Дети обмениваются игрушками и играют вместе.

Затем воспитатель в роли мамы дает сыну игрушечную машину и просит его не быть жадным, научиться играть с товарищами. Ребенок самостоятельно ищет способы взаимодействия с товарищами: предлагает вместе возить на машине грузы; берет на себя роль шофера, а товарищу предлагает быть мастером по её ремонту и т.д. Дети, поставленные в условия общения, ищут способы взаимодействия со сверстниками в игре.

Игра №4

«Книжкины помощники»

Правило и ход игры:

Воспитатель рассказывает сказку о добром и злом волшебнике.Давным-давно жили да были на свете Добрый Волшебник и Злой Колдун. Добрый Волшебник творил Добрые Дела, Злой Колдун злые деяния. Люди любили Доброго Волшебника и боялись и ненавидели Злого Колдуна. Добрый Волшебник помогал людям, Злой Колдун вредил. И если Злой Колдун насылал засуху, то Добрый Волшебник вызывал Дождь. В своих молитвах Добрый Волшебник обращался к Светлым Силам, а Злой Колдун к Силам Тьмы. Но люди не знали, что Добрый Волшебник и Злой Колдун приятели. Они частенько собирались либо в Светлой Башне Доброго Волшебника, либо в Черном Замке Злого Колдуна и играли в игру. И тот, кто выигрывал, получал право сделать что-нибудь. Доброе, если побеждал Добрый Волшебник и злое, если побеждал Злой Колдун. А так как играли они примерно на одном уровне, то добра и зла в мире было примерно одинаково. Но вот однажды Добрый Волшебник побеждал чаще, и разозлил злого. И когда злой волшебник победил, он превратил сердце доброго в камень. И чтобы исцелить доброго волшебника люди должны стать добрее внимательнее, без помощи волшебства.

И детям дается задача. Разрушить камень своими добрыми словами , сочувствием, добрыми поступками. Только тогда сердце доброго волшебника оживет.

Игра № 16

«Эмоциональные «Ферби»

Цель: развитие эмоциональной сферы, учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Материал: Игрушка «Ферби» с разными эмоциями: Радость, Грусть, Страх, Гнев, Спокойствие, Удивление, Стыд, Безразличие, Робость, Усталость. Маленькие карточки с пиктограммами, карточки с названием эмоций и описанием внешних признаков проявления эмоций (движение тела, выражение лица) .

Серый – Усталость

Голубой – Спокойствие

Зеленый – Стыд

Красный – Гнев

Желтый – Удивление

Оранжевый – Радость

Синий – Грусть

Фиолетовый – Страх

Коричневый - Безразличие

Игровые правила.

1 вариант «Изобрази такую же эмоцию». Предложить детям внимательно рассмотреть «Ферби», обратить их внимание на разнообразие внешних признаков проявления эмоций, их отличия и сходство. Предложить каждому изобразить данную эмоцию на своем лице. Пофантазировать из-за чего у него бывает такое настроение. Выигрывает тот, чьи выражения эмоций были понятными.

2 вариант «Узнай эмоцию». В игре используются игрушки «Ферби» разных цветов и эмоций, карточки с пиктограммами, карточки с описанием внешних признаков проявления эмоций (движение тела и выражение лица). Ведущий раздает картинки. После этого читает карточки с описание движения тела или выражением лица, а игрок должен найти такую эмоцию у себя и забрать карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее подберет для своих «Ферби» нужное описание.

3 вариант «Найди эмоцию». В игре используются игрушки «Ферби» и карточки с названием эмоций. Игроки по очереди выбирают себе карточки с названием эмоций, и подбирают подходящую к ней игрушку «Ферби». Выигрывает тот, кто верно подберет названия к эмоциям.

Игра № 17

«Приветствие»

Цель: познакомить детей и родителей друг с другом, познакомить с ритуалом приветствия.

А теперь назовем имена друг друга. Мамы (папы) называют имя своего ребенка, а дети - своего родителя.

Ребята, а давайте научим пап и мам здороваться так , как мы это делаем на занятиях.

Ритуал приветствия:

Здравствуй друг, (здороваются)

Как дела? (кладут руки на плечо)

Где ты был? (трогают мочку уха)

Я скучал!

Ты пришёл?! (удивляются)

Хорошо! (обнимаются)

Вот какие мы молодцы! А теперь сделаем большой круг.

Ребята, скажите, пожалуйста, как можно нас всех назвать? (группа)

Да, мы группа! Мы все вместе играем, занимаемся, нам очень важно любить друг друга и называть по имени. Это очень приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят и уважают.
Игра № 18

«Круг знакомства»

Цель: закрепить знание имен детей и родителей.

Ребята у меня в руках сердце. Это сердце даёт тепло, дружбу, любовь. Я предлагаю его вам и называю своё имя. Меня зовут Валерия Владимировна. А теперь передавайте сердце по кругу и называйте свои имена (дети и родители передают сердце по кругу и называют свои имена).

Ну вот, сердце вернулось ко мне.
Игра № 19

«Пожелания»

Цель: способствовать сближению детей и родителей, формировать умения

слушать и слышать друг друга, выражать свои чувства.

Ребята, мы с вами по очереди пожелаем нашим мамам и папам что-нибудь хорошее и начнём своё пожелание с таких слов: «Дорогая моя (мой) мамочка (папочка), я желаю тебе…». Вместе с пожеланиями мы будем передавать сердце. (Дети говорят пожелания и передают сердечко друг другу). Молодцы! Пожелания ваши просто замечательные! Сердце снова у меня!
Игра № 20

«Доброе животное»

Цель: развивать чувство единства, научить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать.

Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперёд. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.
Игра № 21

«Найди своего ребёнка»

Цель: повысить самооценку, развитие тактильных ощущений.

А вы, родители, хорошо знаете своих детей? Сможете узнать своего ребенка закрытыми глазами?

Сначала пощупайте ладошки своего ребенка. Теперь попробуйте узнать своего ребенка с завязанными глазами по ладошкам. А вы, ребята, стойте тихо и не подсказывайте своим родителям. (Взрослый ищет своего ребенка с завязанными глазами).
Игра № 22

«Доброе сердце»

Посмотрите, это - сердце. (Ведущий показывает большое сердце из бумаги). Вот оно, какое большое «доброе сердце»! Мы все вместе поместимся в нём! Ведь каждому из нас есть в нём место, и мы сейчас это увидим (раздаёт маленькие сердечки).

Ребята, нарисуйте на своём сердечке подарок для своей мамы (папы), а родители – для своего ребенка (дети и родители рисуют).

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...