Вид проекта :
По продолжительности: кратковременный.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники :
- дети старшей группы № 10 «Почемучки»;
- родители детей;
- воспитатели: Гаскарова В. М.; Кургина Г. И.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта: 17.11.2014 г. – 28.11.2014 г.
Проблема:
Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут понять, что родители устают на работе. Дети капризничают, не слушаются родителей. Часто можно увидеть, как ребенок начинает капризничать, закатывать истерики при виде своих родителей. А родители, в свою очередь, уставшие после работы, не имеют сил и желания вникнуть в какие-то тонкости «садовской» жизни своего ребенка. В лучшем случае, поинтересуются, что дали на обед, что делали на занятиях, и была ли у них прогулка.
Для каждого из нас самый дорогой и близкий человек – это мама. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе.
У детей преобладает потребительское отношение к матери.
Поэтому детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга, в оспитать в ребенке любовь, уважение, чувство сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме. Это является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.
Цель проекта :
- формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка, семьи;
- воспитывать у детей уважение и заботу, чувство глубокой любви и привязанности к самому дорогому человеку на земле;
- бережное отношение и желание помочь и сделать приятное маме.
Задачи проекта:
- обобщать знания детей дошкольного возраста о празднике «День матери»;
- воспитать чувства любви и уважения к маме;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей;
- углубить знания детей о профессиях мам;
- способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье;
- побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию, рисование, лепку);
- развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.
Использование информационно-коммуникативных технологий: ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки.
Пути реализации :
- тематические занятия;
- беседы с детьми;
- консультации для родителей, статьи в уголок для родителей об истории праздника;
- подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье»;
- выставка детского творчества;
- интервьюирование детей «За что я люблю мамочку»;
- оформление праздничной стенгазеты.
Подготовительный этап:
до начала реализации проекта была проведена следующая работа:
- сбор фотографий детей с мамами;
- подбор иллюстраций ко дню матери;
- подбор художественной литературы;
- подготовка презентации, наглядного материала;
- подбор игр;
- побор музыкального репертуара, мультфильмов о маме.
Организационный этап:
Социализация :
- сюжетно – ролевые игры: «Мама дома», « Мама на работе», «Моя семья»;
- дидактические игры: «Назови ласково», «Накрой праздничный стол», «Подбери праздничный наряд и украшения», «Матери и детеныши».
Познание: беседы «Мамы всякие нужны, мамы разные важны», «Как я помогаю маме дома», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые».
.
Коммуникация: чтение и заучивание стихотворений о маме.
Художественное творчество:
- поделка «Подарок для мамочки»;
- рисование «Портрет моей мамочки».
Труд: выпекание печенья для праздничного чаепития.
Речевое развитие: составление рассказа о своей маме, словесные игры «Профессия мамы», «Как зовут твою маму», заучивание и объяснение смысла пословиц о маме.
Физкультминутка «Мамины помощники».
Заключительный этап:
- Сборник пословиц, стихотворений о маме;
- Выставка детских рисунков «Портрет моей мамочки»;
- Праздничное мероприятие для мамочек «Моя мама лучше всех»;
- Показ презентации «Как мы готовились ко Дню Матери»;
- Праздничное чаепитие в группе с вручением подарков и печенья для мам;
- Праздничная стенгазета с фотографиями детей со своими мамами.
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
- получат новые знания о празднике «День матери» в России, его традиция;
- познакомятся с профессиями женщин и их значимостью для других людей;
- научатся выразительно читать произведения о маме, анализировать их;
- дети составят рассказы описательного характера о своей маме и своей семье;
- появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках;
- появится заботливое, уважительное отношение к матери;
- у детей появятся практические навыки в общении со сверстниками и взрослыми;
- создастся трогательная, душевная атмосфера во время совместной деятельности детей и родителей в детском саду.
Вывод:
У детей появилось желание быть похожими на свою маму в делах и поступках.
Появилось эмоционально-положительное отношение к маме, гордость за свою маму, трепетное отношение к ней.
Чаще возникает желание поговорить и рассказать всем о своей маме.
Ход реализации проекта:
Образовательная область |
Задачи для детей старшей группы ДОУ |
|
Социализация |
Сюжетно – ролевые игры: «Мама дома», «Мама на работе», «Моя семья». |
Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. |
Труд |
Выпекание печенья «Угощение для мамочек» |
Развить желание вместе с воспитателем испечь печенье, доставить удовольствие мамам, выполнять посильные трудовые поручения |
Познание |
беседы на темы «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые» |
Расширить преставления о труде взрослых, дать представления о значимости матери в жизни каждого человека. |
Коммуникация |
Чтение и заучивание стихотворений о маме |
Продолжать учить выразительно рассказывать литературный текст. |
Чтение художественной литературы |
А. Барто «Разлука», «Мама поет», Н. Саконская «Разговор о маме», Е. Благинина «Мамин день», В. Осеева «Сыновья», С. Михалков «А что у вас?» С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Нанайская народная сказка «Айога» |
Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству |
Художественное творчество |
Ручной труд «Подарок для мамочки», Рисование «Портрет моей мамочки» |
Совершенствовать изобразительные навыки и умения; формировать художественно-творческие способности; развивать чувство формы, цвета, пропорций; вызвать желание сделать приятное мамам. |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 компенсирующего вида» г. Ухта Республика Коми
«Родители- детям»
Исаева Камила Шакировна учитель-логопед
Тюрина Татьяна Вчеславовна воспитатель
Проект «Родители- детям».
(структура предложена М. Е. Верховкиной, СПбАППО)
- Информационная карта проекта:
Тема: «Родители -детям»
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта : педагоги, дети диагностической группы № 5 МДОУ № 94, их родители.
Возраст детей: 2-4 года.
- , на решение которой направлен проект :в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно, а о занятиях с детьми вообще не идет речи. Поэтому мы включаем родителей в образовательный процесс, путем совместного творческого взаимодействия с детьми и педагогами.
Обоснование актуальности: в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих пред детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГДОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Одним словом, родители- полноправные участники педагогического процесса.
Новизна проекта :данный проект, включает в себя новые формы и методы активного взаимодействия с семьями воспитанников диагностической группы, исходя из интересов и пожеланий родителей. Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации.
Цель проекта: подбор и апробация активных форм взаимодействия родителей, детей и педагогов для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ, как полноправных субъектов деятельности.
Ресурсное обеспечение:
Информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);
Наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, игрушки БИ-БА-БО, детские работы);
Материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, игрушки по лексическим темам, оборудование для лепки, рисования и аппликации, ноутбук, проектор, магнитофон).
Задачи проекта:
для детей:
- укреплять отношения между родителями и детьми;
- воспитывать уважение ко всем взрослым;
- вызывать положительные эмоции, знакомить с новыми видами деятельности (использование нетрадиционного материала в своей деятельности).
для педагогов:
- изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с ее членами с целью согласования воспитательных и образовательных воздействий на ребенка;
- разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи (семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, просмотр видеозаписи занятий, презентаций по образовательным областям по ФГОСу);
- реализовать разработанный план в образовательной практике младшей группы;
- вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
5.обеспечить родителей специальной литературой, дидактическими играми и пособиями, видеопрезентациями для занятий с детьми в домашних условиях.
для родителей:
- преодолеть барьер недоверия к ДОУ;
- познакомить родителей с ФГОС, с образовательными задачами для детей младшей группы;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, достижение единства требований к ребенку;
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей;
- создание эмоционального контакта между родителями и детьми;
- способствовать укреплению семейных отношений.
Формы проведения итогового мероприятия:
Фотовыставка «Всегда вместе»
Развлечение «Игровой калейдоскоп».
Продукты проекта:
для детей:
*Поделки из пластилина, аппликации, рисунки.
для педагогов:
*систематизация материала по теме (конспекты семинара-практикума, групповых и индивидуальных консультаций, конспекты НОД, проводимой родителями, анкеты для родителей, план-конспект итогового мероприятия);
*видеофрагменты занятий-игр с детьми;
*запись интервью с родителями;
*фото с игровых занятий, проводимых родителями.
для родителей:
*конспекты НОД, проводимой ими;
*видеопрезентации занятий с детьми;
*фотоотчет о проведенном занятии.
Возможные риски: занятость родителей на работе, боязнь родителей не справиться с группой детей, нет достаточных знаний по занятиям с детьми, незнание возрастных и индивидуальных особенностей детей, нехватка материала для игр по лексическим темам.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
*обогащен и активизирован словарь по лексическим темам, развита общая и мелкая моторика, пополнен глагольный словарь, развита связная речь;
*закреплены навыки использования нетрадиционных материалов в аппликации, в лепке, рисовании;
*укреплены отношения между родителями и детьми.
для педагогов:
*подготовлены видеозаписи фрагментов занятий-игр с детьми для родителей, картотека игр и игровых упражнений в домашних условиях;
*у детей сформированы связная и диалогическая речь, совершенствованы грамматические формы речи;
*разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми; совместной деятельности педагогов, родителей и детей;
*осуществлен подбор методических пособий, литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал для активного взаимодействия с родителями;
*обновлена картотека дидактических и малоподвижных игр по лексическим темам.
для родителей:
*повышена педагогическая компетентность, получены знания об индивидуальных и возрастных особенностях детей младшего дошкольного возраста;
- родители ознакомлены с ФГОС, с образовательными задачами для детей младшей группы;
- вовлечены все родители в воспитательно-образовательный процесс, достигнуто единство требований к ребенку в детском саду и дома.
- Краткое содержание проекта «Родители-детям».
Этапы проекта |
Действия детей |
Действия педагогов |
Действия членов семьи и социальных партнеров. |
Подготовительный |
Дети участвуют в беседе о своей семье. Рассматривают иллюстрации, видео презентации о том, как взрослые играют с детьми. Рассказывают, как дома с ними занимаются родители. Учатся отвечать на вопросы полным предложением. Высказывают желание о том, чтобы мама и папа участвовали в игровой деятельности в группе. |
Педагоги формулируют проблему, вводят детей в игровую ситуацию по реализации проекта. По предложенной мотивации- озвучивают цель, задачи. Разрабатывают план достижения цели. Подбирают информацию по теме, методическую литературу. Планируют семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации. По окончании проекта ждут сформированные знания, умения у родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего возраста; повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, эмоционального контакта между родителями и детьми; способствуют укреплению семейных отношений. |
Принимают поставленную цель, помогают в составлении плана проекта; помогают в подборке книжной литературы, иллюстративного материала. Участвуют в анкетировании «Наш выходной день», «Участие в жизни ДОУ». |
Деятельностный |
Участвуют в совместной непосредственно образовательной деятельности, игровой деятельности. Помогают организовать выставку своих работ. Принимают активное участие в подготовке атрибутов к непосредственно образовательной деятельности. |
Педагоги проводят семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации. Помогают родителям составить план-конспект непосредственно образовательной деятельности в разных формах (экскурсии, путешествия, игры), подготовить необходимые материалы и атрибуты для занятий-игр, берут интервью у родителей. |
Принимают участие в семинарах-практикумах, консультациях, интервью, написании плана-конспекта НОД, изготовлении различного материала и атрибутов для проведения НОД с детьми, в подготовке к фотовыставке «Всегда вместе», досугу «Игровой калейдоскоп». |
Завершающий |
Участвуют в досуге «Игровой калейдоскоп», фотовыставке «Всегда вместе» |
Организуют совместный досуг с родителями и детьми «Игровой калейдоскоп»; фотовыставку «Всегда вместе». Обобщение опыта с коллегами по проведению проекта. |
Участвуют в совместном с детьми досуге «Игровой калейдоскоп»; Осуществляют помощь детям и педагогам в организации фотовыставки «Всегда вместе». |
- Системная «паутинка» по проекту:
Познавательное развитие Наблюдения за дикими птицами, домашними животными (собака, кошка), транспортом, деревьями; целеваяпрогулка к птичьей столовой; Просмотр видеофильмов о домашних животных, транспорте; Исследовательская деятельность: сравнение птиц (например, воробья и ворону), деревьев (березы и елки); Проведение опыта «Плавает-не плавает»; Занятие познавательного цикла: тема «Легкий-тяжелый», «Мягкий-твердый». Беседы: «О транспорте», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Наши любимые праздники», «Птицы нашего края»; Рассматривание иллюстраций по темам. Презентация на тему: «Мой любимый домашний питомец». Упражнения: «Определи на слух», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Большие и маленькие», «Кто за забором?», «Летит, едет, плывет», «Кого не стало?», «Один-много». - Беседа о правилах безопасности при работе с нетрадиционным материалом, о правилах поведения на улице и дома; Беседа «Мы и природа»; Дидактическая игра «Мы и природа», «Что такое хорошо…». |
Речевое развитие
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Физическое развитие
|
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
|
- . Результаты по проекту «Родители-детям» :
- Все 14 семей приняли активное участие в проекте.
- В проект вовлечены все родители детей диагностической группы младшего возраста;
- Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей;
- Все родители воспитанников младшей группы получили практическую помощь в виде индивидуальных, групповых консультаций, дидактического и наглядного материала для занятий с детьми в домашней обстановке;
- Для родителей созданы условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;
- Расширено использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- Расширена панорама событий детского сада, проведены новые формы взаимодействия ДОУ и семьи, сплочен коллектив детей, родителей и педагогов младшей группы на основе добрых чувств, взаимоуважения.
- Методические материалы по проекту:
- Анкетирование
- Семинар-практикум
- Консультации
- Конспекты НОД родителей
Педагогический проект
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЯГОДКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ТЕМУ:
«Наша большая семья»
Исполнители:
Шипачева Е. Ю.
Участники проекта:
дети, родители
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, учитель- логопед, психолог, родители, дети группы компенсирующей направленности «Ягодки» .
Заказчик проекта: Администрация МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 База экспериментальной работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 Сроки работы: Сентябрь 2016г - май 2017г.
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
- По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
- По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата.
- По характеру контактов – осуществляется внутри группы компенсирующей направленности «Ягодки» в контакте с семьей.
- По количеству участников – групповой.
- По продолжительности – долгосрочный.
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект:
творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Проект: «Главное – вместе»
Данный проект, включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Обоснование необходимости разработки педагогического проекта «Главное вместе»
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.
Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.
В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Осознание этого помогло определить проблему:
При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей. Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов
Актуальность проекта
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.
Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Цель проекта :
Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей с нарушениями интеллекта группы компенсирующей направленности для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта :
Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.
Реализовать разработанный план в образовательной практике в группе
— вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
— создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;
— обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.
Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. Основные задачи работы с родителями:
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
- Воспитание уважения к детству и родительству.
- Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды.
- Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей.
- Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- Объединение усилий для развития и воспитания детей.
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
- Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
- Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
- Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
- Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Формы работы над проектом
- Информационно – аналитические:
- Анкетирование.
- Опросы.
- Консультации.
- Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
- Наглядно-информационные формы:
- Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
- Фотовыставки.
- Дни открытых дверей.
- Познавательные:
- Родительские собрания.
- Совместная работа по тематическому плану проекта.
- Круглый стол.
- Досуговые:
- Совместные праздники, досуги, развлечения.
- Участие родителей в конкурсах, выставках.
Название итогового мероприятия проекта: родительское собрание: « Вот и год прошел».
Продукты проекта
Для педагогов:
- Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка «Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
- Конспекты мероприятий.
- Проведение итогового мероприятия в форме собрания «Вот и год прошел».
Для родителей:
- Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
- Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка « Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
- Участие в итоговом мероприятии проекта: « Вот и год прошел».
- Индивидуальные беседы с родителями на тему воспитания детей: День открытых дверей. Консультации. Родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»; Артикуляционная гимнастика. « Вот и год прошел», Проведение совместных мероприятий: «Встреча друзей»; «Новый год»; «Праздник осени»; « 8 марта».
- Совместный труд родителей: уборка площадки; операция «Кормушка»; День добрых дел.
Для детей:
- Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
- Интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».
Элементы творческого мышления
Для педагогов:
- У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями.
- Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
- Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
- Умение планировать проектную деятельность.
Для родителей:
- У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
- Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
- Формирование чувства ответственности, гордости, любви.
- Активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении.
Планируемые результаты:
– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
– повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Материально – техническое обеспечение проекта:
компьютер;
фотоаппарат;
канцелярские принадлежности;
фонотека;
спортинвентарь
Наглядный материал:
а) книжки-малышки;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры;
Ожидаемые результаты.
Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.
Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.
Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.
Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи
Совместная работа коллектива МАДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых
Всей своей работой воспитатели доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Этапы реализации проекта
I этап — подготовительный (накопление знаний).
II этап – основной (совместная деятельность детей и родителей)
III этап – заключительный (результат).
I этап: Подготовительный
- Анкетирование родителей
- разработка плана реализации проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
II этап: Основной
Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания, тренинги.
III этап – Заключительный
Презентация проекта: «Главное вместе»
Сроки и этапы реализации проекта
- Подготовительный
Сроки: 02.09-30.09. 16г.
- Изучение контингента семей воспитанников группы, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
- Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят установить доверительные взаимоотношения.
- Практический
Сроки: 01.10.15г. -21.04.17г.
Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта.
- Заключительный
Сроки: 22.04-30.05.17г.
Перечень основных мероприятий
- Анкетирование по теме «Давайте познакомимся»
- Родительское собрание в форме «Круглый стол» «Давайте познакомимся» с участием специалистов: методиста, психолога, инструктора ФИЗО,воспитателей.
Цель: Установить теплые доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Организация выставки детско-родительских работ «Дары осени.
- . Спортивный праздник совместно с родителями и детьми «Встреча друзей»
Цель: Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей детей. Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников праздника
- . «Родительская почта» — размещение почтового ящика для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями;
Цель: Обмен информацией между воспитателями и родителями.
- Операция «Кормушка» Изготовление кормушек для птиц.
Цель: Создать условия для творческого самовыражения
- «Копилка добрых дел» — стендовая информация пополняется по мере накопления разных дел родителями. Их публичное представление.
Цель: Активизировать творческий потенциал и педагогическую компетенцию родителей. Родительское участие в жизни группы и детского сада.
- Консультация «Застольный этикет». Информация для родителей «О портфолио дошкольника».
Цель: Формировать представление родителей об этикете за столом. Создать обстановку, способствующую раскрепощению свободной беседы с родителями.
- Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов группы.
Цель: Привлечь родителей к организации и проведению новогоднего праздника.
- Организация выставки: «Генеалогическое древо»
Цель: Познакомить детей с генеалогическим древом семьи в доступной для них форме, привлечь родителей к организации выставки
- День 8 Марта совместно с родителями
Цель: Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группового сообщества
- Семинар-практикум «Не отрываясь от домашних дел», Выставка детско- родительских работ на тему «Дидактические игры своими руками».
Цель: Помочь родителям в домашних условиях занять своего ребенка в процессе повседневных дел (обмен опытом)
- Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.
Цель: Содействовать к сплочению родительского коллектива и воплощения творчества родителей в оформлении участка.
- Презентация проекта «Главное – вместе! »
Цель: Подвести итоги эффективности проекта. Определить перспективу дальнейшей работы по направлениям проекта. Награждение родителей в активном участии жизни группы.
Оценка результатов:
Отзывы родителей;
Выставки.
Возможные риски:
Не все родители будут активны.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Совместно воспитателями составляется годовой план работы с родителями.
В годовом плане работы с родителями прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой в группе.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы ведётся по следующим направлениям:
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в группе проводится анкетирование. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
С этой целью в группе используются активные формы и методы работы с родителями:
— Общие и групповые родительские собрания.
Традиционным в нашей группе стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор.
— Работа родительского комитета.
В группе работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, организацией субботников по благоустройству и озеленению территории детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, в детских праздниках и т. д.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
— Консультации.
При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.
— Дни открытых дверей.
При посещение родителями группы воспитатели стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.
— Наглядно – информационное направление.
Родительские уголки
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Галина Тарасова
Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования
«Мать и дитя » как одна из вариативных форм дошкольного образования .
Аннотация : в работе представлен материал по организации на базе детского сада детей раннего возраста не посещающих дошкольное образовательное учреждение .
Ключевые слова : адаптация, диагностика, предметно-пространственная среда, игровые приемы
Проблема адаптации является одной из сложнейших проблем, чрезвычайно актуальной для многих областей различных наук. Вопросы адаптации личности были и остаются предметом исследования ученых : психологов, педагогов, социологов Г. А. Балл, А. И. Баркан, Е. Е. Кравцова, Я. Л. Коломенский, B.C. Мухина, В. В. Новиков, А. В. Степанов, И. В. Таранов, В. Н. Шубкин и др. Понятие «адаптация» имеет широкое значение и определяется как приспособление к окружающим условиям (от лат. adapto –приспособляю) . Среди острых и социальных проблем одной из самых актуальных в настоящее время является проблема семейного воспитания. Современное состояние семьи требует иного соотношения семейного и общественного воспитания, изучения потребности семьи и её возможности в воспитании ребенка. Дошкольные образовательные услуги для определенной категории семей стали недоступными. Существенная ситуация вошла в противоречие с нормами законодательства Российской Федерации, закрепляющими за государством обязанность оказывать поддержку семье в воспитании детей дошкольного возраста , обеспечивать доступность дошкольных образовательных услуг для всех слоёв населения.
Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением , является организация взаимодействия с семьёй в новых условиях. В настоящее время детский сад становится тем центром, который реально может помочь родителям в вопросах всестороннего развития личности ребёнка, в том числе в решении проблемы его социальной адаптации. В настоящее время наблюдается интенсивный приток в дошкольные учреждения детей раннего возраста. Переход ребёнка из семьи в детское учреждение оказывается достаточно резким и травмирующим событием в его жизни. Поэтому в период поступления малыша в детский сад первой и главной трудностью, с которой сталкиваются родители и педагоги является проблема адаптации к детскому учреждению . Диагностика адаптации детей раннего возраста при поступлении в детский сад, проводимая в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет показала, что наиболее трудно адаптируются малыши самого младшего возраста – полуторагодовалые – только что пришедшие в детский сад из дома. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными психологическими и медицинскими трудностями – дети пугаются новых людей и обстановки, ощущают душевный дискомфорт, оставаясь без родителей, часто плачут, начинают непрерывно болеть, у них возникают невротические реакции, обостряются психосоматические явления и т. д. К сожалению, современные молодые родители не имеют необходимых знаний об особенностях психического развития детей данного возраста, а также навыков правильного взаимодействия с ребёнком в период подготовки к поступлению в детский сад. В нашем дошкольном образовательном учреждении используются различные формы работы с родителями вновь поступающих детей (беседы, консультации, родительские собрания , папки-передвижки и др., однако данные формы работы не достаточно эффективны и не всегда в полной мере способствуют быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Поэтому мы решили апробировать новую форму работы с детьми раннего возраста и их родителями – группа кратковременного пребывания детей , не посещающих дошкольное учреждение , которая поможет повысить адаптационные возможности малышей и безболезненно переступить порог детского сада. Отличительной особенностью данной модели взаимодействия является активное привлечение семьи в детское дошкольное учреждение .
Коллективом нашего ДОУ была собрана информация о семьях микрорайона, имеющих детей дошкольного возраста и воспитывающих их на дому. Она позволила проанализировать вопросы и количество детей, не посещающих дошкольные учреждения , и выявить основные причины непосещаемости, которые заключаются в следующем : большую часть составляют дети в возрасте до 1, 5 лет- 27%, так же выявлены такие категории семей как : многодетные, матери-одиночки, дети, находящиеся дома с бабушками. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя » создана в 2005 году.
Главная цель : -увеличение охвата детей дошкольным образованием , всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям ДОУ; педагогическое просвещение родителей.
Надо отметить, что большое значение имела первая встреча с родителями неорганизованных детей. К ней готовились очень тщательно. В программу встречи включены : экскурсия по детском саду, встречи со специалистами, демонстрация уровня достижений воспитанников ДОУ. Длительность пребывания работы ГКП была установлена по согласованию с родителями.
Время посещения группы- 3 часа . В группу малыши приходят вместе с родителями. Здесь дети имеют возможность, находясь вместе с мамой или папой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. Опытные специалисты учат родителей, как полноценно общаться с ребёнком. Они предлагают методы и приёмы обучения и воспитания малыша в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей. В группе каждый взрослый может общаться со своим или чужим ребёнком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками и взрослыми, свои первые знания. Воспитательно-образовательную работу с детьми осуществляет воспитатель. Деятельность малышей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в различных помещениях – групповом , спортивном и музыкальном залах. Дети, переходя вместе с родителями из одного помещения в другое, знакомятся с пространством детского сада, постепенно осваивают его. Это является немаловажным фактором, способствующим лучшей адаптации малышей при поступлении в детский сад. Значительное внимание в процессе организации и функционирования адаптационной группы мы уделили созданию условий и организации предметно- пространственной среды. При организации предметно-пространственной среды нами соблюдаются следующие принципы : соответствие возрастным особенностям, рациональность, доступность материалов и пособий.
В групповом помещении имеются игры и игрушки в достаточном количестве, оформлены различные уголки . Воспитатель, общаясь и играя с детьми, обучает родителей различным игровым приёмам. В группе создаётся атмосфера доброжелательности и тепла, способствующая поддержанию у детей желания прийти сюда снова.
Повседневная жизнь группы складывается из : занятий по сенсорному развитию (развивают мелкую моторику рук, мышление, восприятие) . На рисовании учат детей целенаправленно оставлять след на бумаге : пальчиком, ладошкой , тычком. Игровые упражнения по развитию речи являются средством общения с окружающими (развивают активную речь) . Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на знакомство с предметами ближайшего окружения, раскрытие разнообразных способов их использования. Воспитанники учатся слушать и понимать короткие , доступные произведения художественной литературы. Занятия по развитию движений, проходят в физкультурном зале, который оснащён различным оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений. Под руководством инструктора по физической культуре малыши при заботливой поддержке родителей катают мячи, ходят по ребристым дорожкам, лазают по гимнастическим лестницам, ползают, прыгают, играют, укрепляя здоровье и получая заряд радости и бодрости. В музыкальном зале малыши вместе с мамами разучивают народные песенки, потешки, прибаутки; разнообразные движения - простые образные (зайка, птичка, мишка и др.) ; танцевальные движения (притопы, прихлопы, кружение, вращение рук – «фонарики» и др., слушают музыку.
Благодаря многогранной деятельности педагогов, конструктивно взаимодействующих с родителями и воспитанниками группы «Мать и дитя » , удалось сформировать у детей (в соответствии с возрастом) способы и средства общения со сверстниками и взрослыми. Дети физически и психически здоровы, и благополучны; успешно адаптированы к условиям детского сада. Совместная подготовка к посещению детского сада способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогает родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка. Специалисты дошкольного образовательного учреждения оказывают практическую помощь родителям в организации занятий с детьми в кругу семьи, помогают взрослым увидеть мир с позиции ребёнка, относиться к малышу как к равному. Для занятий характерно использование межличностных контактов : ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, взрослый-взрослый. Родители воспитанников группы стали активными помощниками в обеспечении воспитательно-образовательного процесса ДОУ , возрос уровень их компетентности в воспитании детей. Кратковременное систематическое пребывание малыша вместе с мамой в детском саду способствует его своевременному полноценному развитию, социализации, раннему выявлению детей с отклонениями в развитии, облегчает в дальнейшем адаптацию при поступлении в детский сад на полный день. Именно степень адаптации ребёнка при поступлении его в детский сад является одним из показателей результативности таких форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй .
Из группы кратковременного пребывания «Мать и дитя » малыши при поступлении в группы на полный день адаптируются легче,чем дети, пришедшие впервые. Так, лёгкая адаптация отмечена у 58% детей, посещающих группу кратковременного пребывания , и у 38 % детей, пришедших в детский сад впервые.
В 2016 году наш детский сад участвовал в конкурсе субъектов РФ на лучшие модели дошкольного образования , представил материал по проекту «Мать и дитя » , в котором была раскрыта система работы группы «Мать и дитя » .
Список литературы
1. Развитие вариативных форм дошкольного образования . Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ :/практ. пособие авт. -сост. М. Р Даминова-.С. -Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-207с
2. Адаптация ребёнка к детскому саду. Общение речь, эмоциональное развитие / И. С. Ильина. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 144 с.
3. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, № 1, 1989. 4. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ . Методическое пособие. М, 2005. – 153 с
4. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение : Росмэн, 2007. - 76 с. 6. Иванова Н. В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н. В. Иванова, О. Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 120 с.
Долгосрочный проект «Моя семья - моя радость!
«Берегите семью: в семье опора
народа и государства.
Семейные заветы всегда крепки.
Охраняйте это сокровище.
В семейном счастье-защита от
жизненных испытаний.
Крепкой и дружной семье
не страшны внешние
житейские невзгоды.
Если обережете семью
И обережете детей,
то создадите крепкую опору
для мирного и спокойного труда.»
(Из завещания великого чувашского Просветителя И.Я.Яковлева)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта | Семья |
Тип проекта (по доминирующему методу) | Информационно – практико - ориентированный |
По характеру содержания | Включает ребенка и его семью |
По характеру участия ребенка в проекте | Участник от зарождения идеи до получения результата |
По характеру контактов | Осуществляется внутри одной возрастной группы; в контакте с семьей |
По количеству участников | Групповой |
Возраст детей | Старший дошкольный возраст |
Продолжительность | Долгосрочный |
Образовательная область программы | ОО программы « Истоки » «Познавательное развитие» |
Тематическое поле | Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи. |
Актуальность | 1)В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. 2)Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. 3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. 4)В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. 5)Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. |
Проблема | Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. |
Цель | Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. |
Задачи | 1)Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. 2)Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. 3)Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями. 4)Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 5)Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. 6)Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. 7)Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационно - диагностический (сентябрь) 2 этап - формирующий (октябрь - апрель) 3 этап - обобщающий (май) |
Результат | 1)Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада. 2)Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным. 3)Создана методическая копилка по данной проблеме. 4)Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях. |
Презентация проекта | Семейная гостиная на тему «Цветок семейного счастья» , посвящённая Дню семьи |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
Воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
Семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
З АДАЧИ
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ.
Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей логопедической группы, педагоги, родители и логопед. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, педагогами.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап- обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье.
с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; конкурсы; семейная гостиная.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
· метод сравнения.
· элементарный анализ.
· метод моделирования и конструирования.
· метод проектной деятельности.
· метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
· метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
· игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
· сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
· прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
· беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
· повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
· метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, работающим по программе « Истоки ». Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье. Опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья»
в старшей группе
Месяц Тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Консультативная информация для родителей |
||||||||||
Сентябрь | Анкетирование родителей и диагностика детей |
|||||||||||||
Октябрь Моя семья | 1.Познавательное развитие «Моя семья» 2.Художественно – творческое развитие. Изобразительная деятельность «А у нас дружная семья!» 3.Речевое развитие «Расскажу вам о своей семье» | Беседы на тему «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи» Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди» Рисование на тему «Моя семья» Рассматривание картин на темы Т.Сорокина «Семья», Ю.Кугач «В субботу» Драматизация сказки «Репка» Пальчиковая гимнастика на тему «Дружная семейка» С/р игры на темы «Семья», «Встречаем гостей» | Рисунки детей на тему «Познакомьтесь с моей семьёй» | Консультация «Главные условия воспитания детей в семье» |
||||||||||
Ноябрь Члены моей семьи | 1.Познавательное развитие «Что я знаю о себе», «Кто живёт со мной» 2.Художественно - творческая деятельность. Мастер – класс по изготовлению праздничной открытки для мамы 3. Художественно – творческое развитие. Изобразительная деятельность «Портрет моей мамочки» | Эвристическая беседа на тему «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди» Обсуждение ситуаций «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?» Чтение произведений Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения» Творческая речевая деятельность на тему «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация на тему «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные» Игра -драматизация «Три поросенка» | Конкурсная программа для детей и родителей, посвящённая Дню матери «Мать и дитя» Праздничная газета «Пусть всегда будет мама!» | Папка-передвижка на тему «Обращение ребёнка к родителям», «День матери» |
||||||||||
Декабрь Наши имена и фамилии | Познавательное развитие «Наши имена и фамилии» | Эвристические беседы на тему «Моя родословная», «Я и моё имя» Творческая речевая деятельность на тему «Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»» Просмотр мультипликационного фильма «Морозко», «Двенадцать месяцев». Д/и на тему «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение на тему «Напечатай по образцу свою фамилию и имя» | Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды | Папка-передвижка на тему «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» |
||||||||||
Январь Родительский дом – начало начал | Познавательное и социально - коммуникативное развитие «Мой дом» и «Береги свой дом» | Конструктивная игра на тему «Нарисуй и построй» Д/и на тему «Стройка», «Разные дома» Беседы на тему «История моего дома», «Мой дом - моя крепость» Творческая речевая деятельность на тему «Мой день дома» Рассматривание иллюстраций на тему «Семья дома» С/р игры на тему «Новоселье», «Ремонт в квартире» Игры-драматизации на тему «Кошкин дом», «Заюшкина избушка» Обсуждение ситуаций на тему «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей» Пальчиковая игра на тему «Строим дом» | Конкурс: «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями) Фотовыставка: «Мой день в детском саду» Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба» | Консультация: «Как дети создают конфликты между родителями» Буклеты: «Роль матери и отца в воспитании» |
||||||||||
Февраль Мой папа - Защитник Отечества | 1.Познавательное развитие «Защитники Отечества», «Наша Армия» 2.Художественно - творческая деятельность. Аппликация из вырезанных частей предмета и обрывание мозаика «Яхта моего папы» 3.Речевая деятельность Составление рассказа на тему «Наша Армия» | Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества на тему «Мой папа - солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях С/р игры на тему «Моряки», «Летчики» П/и на тему «Всадники», «Самолеты» Пальчиковая игра на тему «Капитан» | Игра – викторина для родителей «Звездный час» Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома | Домашнее задание по лексической теме «Наша Армия» Д/материал для родителей по теме «Наша Армия» |
||||||||||
Март Моя мама | 1.Речевая деятельность Чтение художественных произведений «Как аукнется, так и откликнется»(по произведениям Е. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказки «Айога») 2.Художественно - творческая деятельность. Изобразительная деятельность: нетрадиционная техника рисования «Цветы для мамы» 3.Художественно- творческая деятельность. Лепка «Ветка мимозы в подарок маме» | Беседы на тему «Что любит моя мама», «Мама глазами художников» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Настольный театр «Волк и семеро козлят» Музыкально-дидактические игры на тему «Где мои детки?», «Мама и детки» С/ р игры на тему «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской» Рисование на тему «Поздравляем наших мам» | Папка-передвижка на тему «Когда родительская любовь заходит слишком далеко» |
|||||||||||
Апрель Профессии моих родителей | 1. Познавательное и социально - коммуникативное развитие «Кто построил новый дом» 2.Художественно - творческая деятельность. Изобразительная деятельность на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Эвристическая беседа на тему «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?» Рассматривание иллюстраций на тему «Папина профессия» С/р игры на тему «Водители», «Поезд» Д/и на тему «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?» Творческая речевая деятельность: составление рассказа на тему «Хочу быть как мама, папа» | Мини – проект на тему «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии | Папка-передвижка на тему «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» Буклет на тему «Основы нравственных отношений в семье» |
||||||||||
Май Мы - помощники | Социально - коммуникативное развитие «Маленький, да удаленький» | Эвристическая беседа на тему «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке» Просмотр мультипликационного фильма «Федорино горе», «Марья – искусница» Игра - имитация на тему «Мамины помощники» С/р игры на тему «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Пальчиковые игры на тему «Три Катюшки» «Помощник» Работа с крупами «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки» | «День открытых дверей» для родителей Презентация проекта- Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи «Цветок семейного счаст |