13.05.2010
Должностная инструкция педагога-психолога детского сада
Должностная инструкция педагога-психолога детского сада | Образец
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основной задачей педагога-психолога является обеспечение психического здоровья и развития личности детей.
1.2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности приказом заведующей детского
1.3. Педагог-психолог руководствуется в своей работе программно-методическими рекомендациями, постановлениями правительства по психокоррекции «Образовательной программой ГОУ».
1.4. Педагог-психолог подчиняется непосредственно заведующей детским садом.
2.КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Психолог назначается из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование со специализацией «Детская дошкольная психология».
3.ОБЯЗАННОСТИ
3.1. Организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в развитии.
3.2. Участвует в создании единого речевого пространства детского сада (снятии дефекта у ребёнка)
3.3. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации.
3.4. Оказывает помощь детям, воспитателям, специалистам и родителям в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем.
3.5. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния детей.
3.6. Совместно с воспитателями, учителями-логопедами планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка.
3.7. Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.
3.8. Обследует и оказывает социально-педагогическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития.
3.9. Планирует коррекционно-воспитательную работу, организует ее в соответствии с режимом дня.
3.10. Работает в тесном контакте с учителями-логопедами, воспитателями и специалистами, посещает занятия.
3.11. Консультирует руководителя, педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
3.12. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками образовательного учреждения.
3.13. Консультирует руководителя и сотрудников детского сада по вопросам развития дошкольного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, воспитателей, родителей.
3.14. Ведет соответствующую документацию, готовит материалы и наглядные пособия для обследования детей и работы с ними.
3.15. Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах и путем самообразования.
3.16. Принимает участие в конкурсных, методических мероприятиях детского сада, округа, города.
3.17. Подменяет воспитателя в группе в период острой производственной необходимости.
3.18. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива.
3.16. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ, своевременно проходит медосмотр, лабораторные обследования.
4.ПРАВА
4.1. Подменять воспитателя в группе.
4.2. Не выполнять работы, непредусмотренные настоящей должностной инструкцией.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей.
5.2. За сохранность оборудования и пособий.
5.3. За невыполнение обязанностей предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
С должностной инструкцией ознакомлен(а) ______________________________________
(подпись)
«_______»_____________________200__г.
Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.
Кто такой психолог?
Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.
Трудится психолог в трех направлениях:
- Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
- Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
- Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.
Функции психолога
Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:
- адаптивная;
- диагностическая;
- педагогическая;
- консультационная;
- аналитическая;
- проблемная.
Адаптивная
Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.
Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.
Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.
Диагностическая
В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).
Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:
- логопедические проблемы;
- привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
- задержка в развитии;
- расстройства поведения;
- прочие проблемы.
С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.
Педагогическая
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
- разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
- составляют график развивающих игр;
- проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
- разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
- проводят обучающую работу с персоналом;
- беседуют с родителями деток;
- разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
Консультационная
Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:
- личный (беседа с каждым ребенком);
- общий (работа с детским коллективом);
- личный (беседа с каждым родителем);
- общий (с группой родителей);
- личный (с ребенком и его родителями);
- общий (с родителями и воспитателями);
- общий (с воспитателями и детьми).
В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:
- Как помочь ребенку адаптироваться?
- Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
- Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
- Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
- Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
- Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
- Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
- Многое другое.
Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.
Аналитическая
В рамках аналитической работы психолог:
- анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
- составляет отчеты в вышестоящие организации;
- выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
- ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
- подает отчеты, предусмотренные законодательно.
Проблемная
Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:
- выявление проблем у деток;
- анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
- ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.
Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.
Чего психолог не имеет права делать
Функции психолога не распространяются на:
- Постановку диагноза детям.
- Проведение специфического лечения либо его назначение.
- Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
- Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
- Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.
Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.
Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.
Должностная инструкция психолога
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая
МБДОУ детский сад
комбинированного вида №20
Н.В. Семенова
«_____»________________20___г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
___________________№_________________
Педагога-психолога
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании Закона «Об образовании» от 29.12.2013 № 273 - ФЗ, квалификационной характеристики воспитателя (старшего воспитателя) образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования», Трудового кодекса РФ от 21.12.2001 г., Устава МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 (далее ДОО).
1.2. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
1.3. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" или высшее психологическое (педагогическое) образование с дополнительной специальностью "Психология", без предъявления требований к стажу работы..
1.3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее по административной линии производится приказом руководителя образовательного учреждения.
1.4. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно Руководителю образовательного учреждения, а по профессиональной - руководителю психологической службы управления образования района.
1.5. Педагог-психолог в своей работе сотрудничает с администрацией, воспитателями, методистами, со специалистами ПМПК.
1.6. Во время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
1.7. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется;
Конституцией РФ;
Федеральными законами Российской Федерации;
Уставом и законами Свердловской области;
Указами Президента Российской Федерации;
Решениями Правительства Российской Федерации, Правительства Свердловской области; органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
Декларацией прав и свобод человека;
Конвенцией по правам ребенка;
Нормативными документами, регулирующие вопросы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, здравоохранения, профориентации;
Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения;
Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
Приказами и распоряжениями руководителя образовательного учреждения;
Настоящей должностной инструкцией, а также трудовым договором.
1.8. Педагог-психолог должен знать:
Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику,
психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную
психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую
нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены,
профориентации, психологии труда, психодиагностики, психологического
консультирования и психопрофилактики;
Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
- своевременные методы индивидуальной и групповой работы, диагностики и коррекции нормального и аномального развития несовершеннолетнего;
Основы доврачебной медицинской помощи.
2. Функции педагога-психолога .
Основными направлениями работы педагога-психолога являются:
2.1. Защита прав и свобод несовершеннолетних;
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
2.3. Консультативная помощь всем участникам УВП;
2.4. Пиходиагностика;
2.5. Психопрофилактика;
2.6. Психологическое консультирование;
2.7. Психокоррекция и развитие.
3. Должностные обязанности .
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Составлять перспективный план работы на год, осуществлять тематическое планирование.
3.2. Проводит просветительную, психопрофилактическую, диагностическую, коррекционную и консультационную работу с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями), с людьми связанными с образованием, воспитанием и развитием несовершеннолетних;
3.3. В соответствии с планом или по запросам учителей, воспитателей и администрации образовательного учреждения изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности несовершеннолетних, их интересы и склонности;
3.4. Участвует в приеме детей в образовательные учреждения с целью раннего выявления психологических проблем, совместно с воспитателем разрабатывает программу
индивидуальной работы с несовершеннолетними для обеспечения полноценного включения их в воспитательный и развивающий процессы с первых дней пребывания в образовательном учреждении;
3.5. Проводит психологическое обследование несовершеннолетних, составляя совместно с воспитателем программу индивидуальной работы с несовершеннолетними с учетом их психологической готовности к воспитанию, развитию и обучению на новом этапе;
3.6. Организует психолого-педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития несовершеннолетнего для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;
3.7. Разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии несовершеннолетнего;
3.8. Проводит индивидуальные и групповые занятия по проблемам воспитания, развития, обучения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;
3.9. Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений педагогов-психологов образовательных учреждений, в общих и групповых родительских собраний, подготавливает необходимую информацию для педагогического совета для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к несовершеннолетнему;
3.10. Ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, способствует улучшению форм общения воспитателей с несовершеннолетними (взрослый - ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый), консультирует работников образовательного учреждения по широкому кругу профессиональных и личных проблем;
3.11. Введет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы по установленной форме;
3.12. Обеспечивает безопасное проведение психологической работы;
3.13. Соблюдает права и свободы несовершеннолетних;
3.14. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
3.15. Соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения в образовательном учреждении, в быту, в общественных местах;
3.16. Организует пополнение кабинета психолога оборудованием, обеспечивает сохранность подотчетного оборудования;
3.17. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного и образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма несовершеннолетних, ухудшающих психологический климат в образовательном учреждении и условия необходимые для полноценного личностного и интеллектуального развития несовершеннолетних;
3.18. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3.19. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.20.Определяет факторы, препятствующие развитию личности несовершеннолетнего и принимает меры по оказанию различного вида
психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и
консультативной).
3.21. Оказывает помощь несовершеннолетним, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
3.22. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам
исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива,
а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития несовершеннолетних.
3.23. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по
назначению.
3.24. Участвует в планировании и разработке развивающихся и
коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности несовершеннолетних, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
3.25. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных
несовершеннолетних, содействует их развитию и поиску.
3.26. Определяет степень отклонений (умственных, физических,
эмоциональных) в развитии несовершеннолетнего, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.27. Формирует психологическую культуру несовершеннолетних, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
3.28. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности несовершеннолетних, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
4. Права педагога-психолога.
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции
4.1. Участвовать в управлении образовательного учреждения в порядке, определяемом Уставом;
4.2.На защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6. Повышать квалификацию;
4.7. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.8. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с несовершеннолетними и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;
4.9. Требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
4.10. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;
4.11. Иметь нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
4.12. Приглашать родителей и несовершеннолетних на индивидуальные беседы, участвовать в советах профилактики;
5. Ответственность педагога-психолога.
5.1. Педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора образовательного учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью несовершеннолетнего, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил сопровождения учебно-воспитательного процесса педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
6.1. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с несовершеннолетними и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т. п.
6.2. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения, при составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации;
6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее пяти дней по окончании каждого квартала;
6.4. Представляет руководителю образовательного учреждения письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании учебного года;
6.5. Получает от руководителя образовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. Получает от руководителя психологической службы управления образованием района информацию организационно-методического характера;
6.6. Работает в тесном контакте с воспитателями, родителями (законными представителями), несовершеннолетними, систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками образовательного учреждения
С инструкцией ознакомлена:_________________________________________________
Должностные обязанности
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА .
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем государственного образовательного учреждения.
1.2. На должность педагога-психолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога 2-й категории не менее 2 лет; на должность
педагога-психолога 2-й категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 2 лет, на должность психолога - лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование, без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамка психолого-педагогической службы -ее руководителю.
1.4. Педагог-психолог, является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется:
Конституцией РФ;
Декларацией прав и свобод человека;
Законом РФ «Об образовании»;
Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
Решениями Правительства Российской Федерации;
Типовым положением о детских дошкольных учреждения;
Уставом ДОУ;
1.6. Педагог-психолог должен знать:
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
Основы дошкольной педагогики и психологии, социальной
психологии;
Современные методы и приемы по оказанию различных видов психологической помощи ;
Базисную программу воспитания детей;
Нормативные документы в рамках компетенции и инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
4.2. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.3. Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.
4.4. Проводить диагностику детей, связанную с определением уровня психического развития и с подготовкой их к школе.
4.5. Давать рекомендации по решению проблем психолого-
педагогической службы и воспитательно-образовательной работы педагогов.
4.6. Требовать от руководства дошкольным учреждением
оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей и прав.
4.7. Повышать свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без
уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленной должностной инструкции , в том числе за неисполнение предоставленных прав. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение,
5.2. За применение, в том числе однократное, методов вое питания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью воспитанников, В данном еду случае педагог-психолог может быть освобожден ох должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании» и увольнение не является мерой дисциплинарной ответственности .
6.6.Информирует руководителя ППС и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.7.Передает руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.
Утверждаю:
Директор Муниципального
Образовательного учреждения
«Детский Дом»
____________
«____»_________ 2011 года
Должностная инструкция
педагога-психолога
1. Общие положения
1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации , Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами детского дома (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Должностные обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
2.8. Организует заседания реабилитационного совета с целью психологического анализа поведения и развития воспитанников для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности.
2.9.Осуществляет психопрофилактическую работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями жизни и их деятельностью.
2.10. Ведёт работу по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами Детского Дома.
2.11. Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.12. Разрабатывает и осуществляет совместно с педагогическим коллективом программы, направленные на развитие как отдельных психических качеств, так и личности ребенка в целом.
2.13. Консультирует администрацию учреждений, членов педагогического коллектива по вопросам развития воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников.
2.14. Проводит индивидуальное и групповое консультирование воспитанников по вопросам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений в детском коллективе, со взрослыми, самовоспитания и др.
2.15. Консультирует представителей шефствующих организаций по вопросам, связанным с проведением шефской работы с учетом психологических особенностей воспитанников.
2.16. Оценивает эффективность образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива, учитывая развития личности воспитанников, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.17. Ведёт документацию по установленной форме и использует её исключительно в целях профессиональной деятельности.
2.13. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2.14. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательно-воспитательного процесса.
2.15. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.16. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных программой развития воспитательной системы «Становление».
2.17. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
2.18. Соблюдает этические нормы поведения в детском доме, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3. Права.
Психолог имеет право:
3.1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных ее видов, выделении приоритетных направлений в определенный период.
3.2. Знакомится с документацией детского учреждения (в той мере, в которой это необходимо для осуществления работы с воспитанниками).
3.3. Обращаться с запросами в медицинские и научно-исследовательские учреждения системы просвещения и здравоохранения.
3.4. Давать заключение в органы опеки и попечительства о целесообразности передачи ребенка на усыновление или установление над ним опеки или попечительства.
3.5. На защиту профессиональной чести и достоинства.
3.6. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
3.7. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
3.8. Повышать квалификацию.
3.9. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4. Ответственность
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка детского дома, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательно-воспитательного процесса, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательства. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, указанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании»". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплиной ответственности.
4.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательно-воспитательного процесса педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
4.4. За виновное причинение детскому дому или участникам образовательно-воспитательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с неисполнением своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет материальную ответственность порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5. Взаимоотношения. Связи по должности.
5.1. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели.
5.2. Для организации работы психолога в детском учреждении создается специальный кабинет, обеспечивающий условия для проведения различных видов работ с детьми и взрослыми.
5.3. Психолог является экспертом-консультантом при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов охраны детства и при вынесении соответствующими инструкциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (перевод в другое детское учреждение, усыновление и др.).
5.4. Свою работу на каждый учебный год планирует под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе. План работы утверждается директором детского дома не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
5.5. Представляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности два раза в год.
5.6. Получает от директора детского дома и заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно - методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
5.7. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора.