Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Духовно-нравственное воспитание личности через организацию образовательной деятельности. Нравственный пример педагога в организации духовно – нравственного развития и воспитания

    духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ).


патриотизм

  • патриотизм

  • социальная солидарность

  • гражданственность

  • семья

  • труд и творчество

  • наука

  • традиционные российские религии

  • искусство и литература

  • природа

  • человечество


  • Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  • Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (11.09.09).

  • ФГОС начального общего образования.

  • Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.


  • Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

  • Комплексный учебный курс дифференцируется по модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы будистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии России», «Основы светской этики». Предметное содержание курса должно соответствовать образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям обучающихся на ступени начального общего образования, иметь примерно одинаковую структуру и направленность , отражающую важнейшие основы религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным развитием и воспитанием.

  • Обучающие по своему желанию и с согласия родителей (законных представителей) выбирают для изучения один из модулей.

  • Название и состав предметов предметной области будут уточнены по итогам апробации в субъектах Российской Федерации в 2010-1011гг.


  • «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики»

  • «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики»


  • Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 19-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов:

  • - основы православной культуры, - основы исламской культуры, - основы буддийской культуры, - основы иудейской культуры, - основы мировых религиозных культур - основы светской этики

  • для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)



    В соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р,приказываю: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889 и от 3 июня 2011 г. № 1994. 2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

  • Заместитель Министра

  • М.В. Дулинов


  • Шесть модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры»,«Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры»,«Основы буддийской культуры»

  • Модуль выбирается родителями или лицами, их замещающими. Можно изменить выбор модуля и переходить к изучению другого по желанию родителей и обучающихся. Предмет без оценок. Рассчитан на 34 часа, первые урок/ два – общие, последние четыре – заключительные общие.

  • 4 класс – 1 час в неделю.





Общая педагогическая цель

  • Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).

  • Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


  • 1. Соответствие УМК требованиям к реализации курса ОРКСЭ (соответствие по количеству часов, отводимых на каждый модуль, наличие дидактических материалов по каждому модулю).

  • 2. Состав УМК (наличие учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей, методических рекомендаций для учителя, книги для родителей, программы курса по модулям, мультимедийных приложений).

  • 3. Соответствие содержания УМК содержанию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


  • 4.Разработанность методики преподавания ОРКСЭ в УМК (соответствие возрастным особенностям детей, реализация системно-деятельностного подхода).

  • 5.Ориентированность УМК на достижение результатов (личностных, метапредметных, предметных).

  • 6. Реализация культуроведческого подхода в УМК.

  • 7. Воспитательный потенциал УМК.

  • 8. Объем дидактических материалов.

  • 9.Направленность на консолидацию (межмодульные связи).


  • Состав УМК комплексного учебного курса ОРКСЭ

  • 1. Программа курса

  • 2. Учебные пособия для учащихся по каждому модулю

  • 3. Книга для учителя

  • 4. Книга для родителей

  • 5. Электронные приложения по каждому модулю


6 модулей 34 часа :

  • УМК издательства «Просвещение» состоит из 6 модулей , каждый из которых рассчитан на 34 часа :

  • 1) основы православной культуры (30 уроков, 96 с.),

  • 2) основы исламской культуры(30 уроков, 80 с.),

  • 3) основы буддийской культуры (30 уроков, 80 с.),

  • 4) основы иудейской культуры (30 уроков, 96 с.),

  • 5) основы мировых религиозных культур (30 уроков, 80 с.),

  • 6) основы светской этики (30 уроков, 64 с.).

  • Все модули нового предмета соединяются 4 общими тематическими блоками :

  • 1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);

  • 2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).

  • 3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.);

  • 4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).


  • Первый урок называется - «Наш дом – Россия».

  • На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы.

  • Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.

  • На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.


  • Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля.

  • В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.

  • Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.


  • Продолжается раздельное обучение

  • Общие положения.

    1. Национальный воспитательный идеал

    2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

    3. Духовно-нравственное развитие и воспитание

    4. Базовые национальные ценности

    5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

    Заключение

    Общие положения

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

    Конституция Российской Федерации гласит:

    «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

    Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

    В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

    В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

    Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

    В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

    В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:

    «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

    Образованию отводится ключевая роль в духовно нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

    Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

    Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

    Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.

    Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

    Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л. С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» 1. (1. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. - М., 1983. - С. 385.)

    Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

    Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

    Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

    Концепция определяет:

      характер современного национального воспитательного идеала;

      цели и задачи духовно нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

      систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

      основные социально педагогические условия и принципы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся.

    Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

    Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

    Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

      нация - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;

      национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

      национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

      формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма; патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

      гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

      многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

      межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

      социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

      развитие - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

      воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

      национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

      базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

      духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

      духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

    Педсовет: «Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности».

    Цель : мотивация деятельности педагогического воспитания в современных условиях.

    Повестка дня

      Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях

      Основы нравственности у младших школьников и школьников подросткового периода.

      Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

      Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

    Ход педсовета

    1. Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

    Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

    В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.
    Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

    Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности , а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

    Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

    Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины.

    В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.

    Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

    Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

    В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., - а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

    Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. - организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика - педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

    Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося. Обучение - только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

    Итак, духовно-нравствнное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации

    Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

    Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

    Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

    Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека

    Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

    Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

    Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей.

    Личностные характеристики выпускника:

    любящий свой народ, свой край и свою Родину;

    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    2 . Основы нравственности у младших школьников.

    (выступление учителей начальных классов)

    3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

    (выступление учителей - предметников)

    4.Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

    (выступления классных руководителей)

    Проект решения педагогического совета

    «Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности»

    Классным руководителям сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (педагогические карты классов, дневники наблюдений «группы риска», банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на семинарах, м.о. классных руководителей, педсоветах.

    Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета. Обобщить опыт работы на методических объединениях, семинарах, педсоветах.

    Классным руководителям продолжить разработку воспитательных систем классов и рассматривать их на методическом объединении классных руководителей.

    Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

    В последние годы в теории и практике воспитания, прежде всего учащихся общеобразовательной школы, все более широко используется понятие «духовно-нравственное воспитание». В регионах разрабатываются и действуют соответствующие программы воспитания учащихся (Воронежская область), детей и молодежи (республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край, Воронежская, Курская, Тульская и др. области) и даже всего населения региона (Белгородская область). Аналогичные программы реализуются в муниципальных образованиях, районах, округах, таких как г. Ульяновск, Прокопьевск, Клин, Восточный административный округ г. Москвы и т.д. Растет число научных публикаций, где используется это понятие, издаются методические и учебные пособия по развитию, формированию духовно-нравственной культуры школьников. Положения о духовно-нравственном развитии обучающихся в 2007 г. включены в Закон РФ «Об образовании» (ст. 9, 14), в материалы, разрабатывающиеся в рамках обновления стандарта общего образования.

    Нравственности не существует без мировоззренческого основания, той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок. Именно тех установок, которые соответствуют данному мировоззрению. Поэтому никакого духовно-нравственного воспитания на немировоззренческой или размытой мировоззренческой основе -- быть не может.

    Представляется более обоснованным связывать духовно-нравственное воспитание школьников с приобщением к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали. Различительным знаком здесь может служить слово «система»: приобщение к системе взглядов на мир и системе морали, а не просто совокупности, набору некоторых взглядов, ценностей, нравственных установок, который может периодически изменяться.

    Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека. В таком понимании духовно-нравственное воспитание детей в государственной и муниципальной школе может быть только вариативным и добровольным.

    Исходя из всего вышесказанного, уточним определение и основные принципы духовно-нравственного воспитания учащихся в государственно-общественной, государственной и муниципальной общеобразовательной школе. Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе. Духовно-нравственное воспитание в государственной и муниципальной общеобразовательной школе должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможность мировоззренческого выбора. Именно эти принципы: добровольность, возможность выбора и многообразие -- были перечислены как базовые принципы углубленного изучения истории и культуры религий в светской школе и в Предложениях Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г., направленных Министерству образования и науки РФ . Духовно-нравственное воспитание учащихся в школе, проводимое с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семьи, также не должно противоречить общим гражданским ценностям и нормам, общепринятой в российском обществе морали.

    Духовно-нравственное воспитание на определенной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях может реализовываться (и реализуется) по двум моделям :

    1) добровольности выбора родителями (законными представителями) ребенка государственного или муниципального общеобразовательного учреждения с определенной мировоззренческой (этнокультурной, этноконфессиональной и др.) ориентацией образовательной программы: конфессионально ориентированные дошкольные учреждения, средние школы с этноконфессиональным, этнокультурным компонентом образования и т.п.;

    2) добровольности выбора в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении посещения занятий, изучения курса, учебного предмета определенной мировоззренческой духовно-нравственной направленности: религиозной -- Православная культура (ОПК и т.п.), Исламоведение, Традиция иудаизма и др. или нерелигиозной -- Этика, Мораль, История религий, Религии мира, Религиоведение и др.

    Наибольшую заинтересованность в этом проявляет православное сообщество и, соответственно, Русская Православная Церковь, как по причине масштабного запроса на эту практику от православного населения, так и потому, что другие конфессии до сих пор развивают религиозное образование и духовно-нравственное воспитание детей в светской школе в основном по первой из указанных выше моделей «религиозно-этнической школы». Соответствующие предложения были подготовлены в Комиссии по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию при Отделе религиозного образования Русской Православной Церкви и в августе 2009 г. переданы в Минобрнауки России. Они предусматривают введение в стандарт одного из вариантов Базисного учебного плана по выбору школы (органа самоуправления), включающего преподавание учебных предметов по религиозной культуре и этике в основной (инвариантной) части плана с минимальной учебной нагрузкой по всем годам обучения. Это позволит развивать духовно-нравственное образование детей по выбору их семьи в каждой российской школе, а также создаст реальную основу для успешной реализации указанного выше «эксперимента».

    Полномасштабное введение в российской школе такого общедоступного систематического духовно-нравственного образования учащихся в учебной и внеучебной деятельности будет означать, что наша школа наконец выходит из «идеологического ступора», вызванного разрушением системы воспитания советского периода. Это придаст импульс обновлению воспитательной деятельности школы в целом, а также ценностного содержания основных учебных дисциплин. Ориентиром здесь может быть рекомендация из тех же Предложений Общественной палаты РФ: «Реализуя установленные в законодательстве нормы: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений -- при разработке требований к образовательным стандартам и программам, а также требований к выпускникам учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе» .

    В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

    Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально - ответственному поведению.

    Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки «становиться лучше».

    Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

    Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.

    Н.И. Пирогов

    Понятие духовно - нравственного развития школьников

    Духовно-нравственное развитие личности - это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

    Духовно - нравственное развитие гражданина России происходит в:

    Семейной жизни,

    Культурно - регионального сообщества,

    Культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии,

    Российской гражданской нации,

    Мирового сообщества..

    Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

    Следующая ступень развития гражданина России -- это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

    Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

    Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

    Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

    1.Воспитание может быть рассмотрено как:

    • Общественное явление, воздействие общества на личность
    • Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса
    • Целенаправленное управление процессом развития личности
    • Все ответы верны

    2. Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:

    • Воспитательная работа
    • Воспитательная система
    • Воспитательное мероприятие
    • Система воспитательной работы

    3. Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:

    • Гуманистического воспитания
    • Гуманитарного воспитания
    • Демократического воспитания
    • Поликультурного воспитания

    4. Согласно отечественной психолого-педагогической традиции, личность - это явление, которое:

    • Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни
    • Проявляется в ходе онтогенетического развития
    • Характеризует индивидуальность человека
    • Свойственно лишь избранным людям

    5. Свобода личности, формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания - это:

    • Уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации
    • Удовлетворение всех имеющихся потребностей
    • Отсутствие потребностей, следование за обозначенными авторитетным лицом целями
    • Никогда не реализуемая потребность

    6. Социализация в широком значении характеризуется как:

    • Взаимодействие человека и общества
    • Приспособление человека к требованиям общества
    • Развитие и саморазвитие человека
    • Общественное воспитание

    7. К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека),выделенным в теории воспитания А.В. Мудриком относятся:

    • Космос, общество, государство и др.
    • Телевидение, город, поселок и т.п.
    • Семья, группа сверстников и пр.
    • Генетика, физиология человека

    8. Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:

    • Социальное воспитание
    • Диссоциальное воспитание
    • Коррекционное воспитание
    • Семейное воспитание

    9. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

    1. Принцип соединения воспитания с трудом

    1. Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения

    2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

    2. Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки

    3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости

    3. Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива

    4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

    4. Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога

    10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

    1. Принцип связи воспитания с жизнью

    1. Включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, ознакомление с текущими

    событиями

    2.Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности

    2. Единство требований, предъявляемых обучающимся

    3. Принцип сочетания прямых и непрямых

    управленческих действий со стороны педагога

    3. Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность

    4. Принцип эстетизации детской жизни

    4. Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение

    11. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:

    • Внутреннюю свободу личности
    • Уважение к государственной власти
    • Гармоничное проявление культуры межнационального общения
    • Все ответы верны

    12. Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:

    • Работа, которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения
    • Работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания
    • Работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективу «завтрашней радости»
    • Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого

    13. Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности детей возможно в условиях:

    • Пристального внимания к природной привлекательности ребёнка
    • Повышенных требованиях к эстетике одежды и внешнему виду детей
    • Эстетически оформленного места жизни ребенка, созданного взрослыми
    • Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификацией ребенка с этим местом и активным посильным участием в поддержании его эстетической привлекательности

    14. Методы воспитания - это:

    • Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач
    • Техника и логика построения процесса воспитания
    • Формы организации детской активности
    • Наборы приемов воспитания

    15. Современный национальный воспитательный идеал определяется:

    • Конституцией Российской Федерации
    • Законом Российской Федерации об образовании
    • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
    • Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования

    16. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

    • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
    • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
    • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
    • Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики

    17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:

    • Источника информации
    • Медиатора
    • Фасилитатора
    • Воспитателя

    18. Знание теоретических концепций воспитания (к примеру, теория коллектива А.С. Макаренко, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др) относится к:

    • Методологическому уровню знания
    • Методическому уровню знания
    • Теоретическому- уровню знания
    • Технологическому уровню знания

    19. Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление

    • Ценностно-смысловой сферы личности
    • Эмоционально-волевой сферы личности
    • Когнитивной сферы личности
    • Деятельностной сферы личности

    20. Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися

    • Гуманистических ценностей
    • Общечеловеческих ценностей
    • Базовых национальных ценностей
    • Общенациональных ценностей

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...