Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Экологическое воспитание по фгос. Экологическое воспитание дошкольников: теория и практика по фгос

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 комбинированного вида»

Составитель:

Окунева Т. М.,

воспитатель

Полысаево 2015


«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е. В. Павленко.

На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

Углубить и расширить экологические знания;

Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные;

Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Начиная с 2-3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.

Во второй младшей группе работу продолжили. Ребят привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовали различные формы экологического воспитания:

а) массовые;

б) групповые;

в) индивидуальные.

К массовым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранные праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым формам отнесли кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.

Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно - ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю».

Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие - домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры - «КВН», « Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини -огород.

Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическую информацию взрослые получали:

На родительских собраниях;

В процессе посещения территории детского сада;

Из консультаций для родителей;

В совместной деятельности с детьми.

Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:

1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;

2.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;

3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;

4. Конкурс семейных талантов: «Чудо - овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - С. 171.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М., 2009. - С. 57.

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 145 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани Биктова А.Н.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».

Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, моря, которые вот-вот взорвутся, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные леса, опустевшие деревни и сёла – вот наше наследство.

В любой газете, в любом журнале кричим об экологии, призываем оглянуться вокруг и увидеть то, что мы натворили, требуем вернуть нам природу в чистом виде! Не поздно ли? Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены.

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни . Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Для этого необходимо: Формировать у детей элементарные знания о природе… Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Развивать у детей трудовые навыки и умения. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. 15. Воспитывать у детей любовь к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Актуальность темы. Вывод:

  1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
  2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Сейчас я предлагаю обратиться к нормативно-правовым документам, которые мы должны учитывать при работе с детьми по экологическому воспитанию:

  • Зак он Российской Федерации “Об образовании”
  • Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя экологическое воспитание детей, называлась «Познание». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие

Теперь экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области, которая называется «Познавательное развитие». ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет поиному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Согласно ФГТ содержание данной образовательной области «Познание» было направлено на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора и т.д.

ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Задачи: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..

В ближайшее время всем вам необходимо будет переосмыслить и продумать содержания нашей работы в соответствии с новыми утвержденными ФГОС ДО. А это означает, что необходимо будет откорректировать основной общеобразовательной программу дошкольного образования вашего ДОО, необходимо будет изменить и содержание образовательной области Познавательное развитие, где в содержательной форме необходимо будет описать систему работы ваших педагогов по экологическому воспитанию, уже в соответствии ФГОС ДО, заложить все специфические особенности обучения и развития детей: варьирование сроков усвоения материалов, систему работы, специальные подходы, методы и приемы экологического воспитания, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. Возможные трудности при реализации ФГОС ДО безусловно возникнут, но вы вместе со своими педагогическими коллективами должны быть настроены оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть. Ведь ФГОС ДО – совершенно новый этап в дошкольном образовании, новый прорыв, который мы надеемся, изменит систему дошкольного образования во благо наших детей


На сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1Экологическое воспитание в рамках ФГОС в ДОУ

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Слайд 2 Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании»- этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Слайд 3 Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени: - Сложная экологическая обстановка в мире; - ее тяжелые последствия; - экология родного края; - засоренность среды обитания; - чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; - теряют плодородие почвы; - обедняются флора и фауна

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Слайд 4 Цель экологического образования - на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум, чувства, вoлю.

Слайд 6 Задачи:

1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

Экспериментирование;

Наблюдение;

Труд;

Игру;

Музыкальную; изобразительную; физическую деятельности;

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Слайд 7 Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

Экoлoгичeскиe экскypсии;

Ypoки дoбpoты;

Ypoки мышлeния;

Экoлoгичeскиe кружки;

Экoлoгическиe конкурсы;

Экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны;

Экoлoгичeскиe сказки;

Клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;

Лабopaтopия юнoгo экoлoгa;

Сoстaвлeниe экологических карт;

Экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;

Экoлoгичeские мyзeи;

Дни экoлoгичeскoгo творчества;

Экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Слайд 8 Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Слайд 9 Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС. Выполнила: Аникеева Н.Г.

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.

Актуальность Поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний ». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

Цель экологического образования На сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи: Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы; Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе; Осознание своего собственного «Я» как части природы; Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Сюжетно ролевые и д /игры. Просмотр фильмов о природе. Целевые прогулки в природу. Наблюдение в природе Создание книг – самоделок. Чтение детской художественной литература Труд в мине – центре природы Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Беседы с детьми на экологические темы. Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений Изобразительная деятельность по экологической тематике. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе. Экологические досуги, праздники. Макет совместная деятельность воспитателя и воспитанников.

Познавательный Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Ценностный Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей Нормативный Знание правил поведения вовремя отдыха на природе. Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми. Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция Знание психологических особенностей ребенка, соответствующих его возрасту, потребностей, в том числе в общении с природой. Модель «Экологическое просвещение родителей»

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!


«РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель Кочергина Н.А.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.

Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников :

    Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

    Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.

    Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

    Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.

    Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Экологическое воспитание дошкольни­ков в нашем детском саду реализуется на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая дополняет раздел «Ознакомление и миром природы» основной образовательной программы. Экологическое воспитание де­тей осуществляется в системе на протя­жении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы работы.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры , которые определяются документом как «возможные достижения ре­бенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллек­туальном и личностном развитии. Дости­жения в общении с природой сформулиро­ваны следующим образом: «Ребенок про­являет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при­чинно-следственными связями, пытается са­мостоятельно придумывать объяснения яв­лениям природы... склонен наблюдать, экс­периментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными пред­ставлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Чтобы правильно относиться к приро­де, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Эле­ментарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начи­нать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природ­ного окружения.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

экологизация предметно – развивающей среды;

Применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;

экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции .

Форма проведения должна :

Вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы , стремление к усвоению новых знаний;

Стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза , сравнения, обобщения и классификации);

Повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Это могут быть :

учебно-игровая деятельность : исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;

Наглядно-практические методы : наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;

игры : дидактические, словесные, подвижные.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции . Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.

При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее :

Положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;

Выразительность и эмоциональность речи педагога;

Возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

Постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;

Обязательное использование наглядности;

Постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;

Включение моментов самоконтроля и самооценки;

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях , через различные формы работы .

Образовательные области:

    Художественно-эстетическое развитие

    Речевое развитие

    Физическое развитие

    Познавательное развитие

    Социально-коммуникативное развитие

«Познавательное развитие»

Как и всё живое на земле, человек дышит, питается, оставляет потомство, стареет и умирает. Но от всех живых существ человек отличается тем, что он обладает речью, трудиться и мыслит. Человек создаёт машины, строит заводы и города. А ещё человек вырубает леса, добывает полезные ископаемые. Но это он может делать только до тех пор, пока природа в состоянии восполнять утраченное. А если начнут гибнуть леса, высыхать реки, исчезать животные, в городах станет нечем дышать, перестанет хватать пресной воды? Для того, чтобы сохранить жизнь на Земле, человек не должен необдуманно изменять природу.

Главная роль экологического воспитания у дошкольников – это формирование экологической культуры, правильного отношения к природе. Экологические знания – сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания – являются необходимым условием выработки эмоционально действенного отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного интереса, бережного отношения с природой.

В соответствии с программой «Юный эко­лог» дошкольники получают разнооб­разные знания из области естествознания. Первый раздел программы - «Неживая при­рода - среда жизни растений, животных, че­ловека» - направлен на формирование эле­ментарных представлений о мироздании, о Солнечной системе и о том, что планета Земля уникальна по своим условиям, - толь­ко на ней живут растения, животные и че­ловек. Дети узнают свойства воды, воздуха, почвы и то, что они являются основными фак­торами жизни на Земле; получают знания о сезонных явлениях природы.

Второй раздел программы - «Многообразие растений и их связь со средой обитания» - это сведения о растениях, которые окружают ребенка с самого рождения в любом месте, где бы он ни проживал. Дети знакомятся с мно­гообразием комнатных растений и тех, что растут на территории детского сада и в бли­жайшем окружении. Получают представления об их внешнем строении (морфологии) и о функциях органов - узнают, для чего расте­ниям нужны корни, листья, цветы и пр.; как ра­стения приспособлены к жизни в самых раз­ных климатических условиях, как переносят смену времен года.

Третий раздел программы - «Многообра­зие животных и их связь со средой обита­ния» - аналогичен второму: дети наблю­дают тех животных, которые имеются в их жизненном пространстве, - обитателей угол­ка природы, домашних животных, птиц и на­секомых на участке. Знакомятся с различ­ными дикими животными по картинам и книгам, узнают о формах их приспособлен­ности к жизни в разных средах (на земле и в почве, в воде и воздухе, в лесу и в пусты­не, в Арктике и т.д.). Узнают, как дикие жи­вотные приспособлены к сезонным усло­виям жизни.

Четвертый раздел программы - «Рост и раз­витие растений и животных, их связь со сре­дой обитания» - посвящен той уникальной области, которая отличает все живое от не­живых объектов природы и искусственно соз­данных предметов. Дети через практическую деятельность и наблюдения узнают, как и в ка­ких меняющихся условиях растут растения, раз­виваясь от семени до семени, как птицы вы­водят птенцов и как звери выращивают своих новорожденных и беспомощных малюток. Дошкольники получают добротные элемен­тарные знания, значимые для становления бе­режного, доброго, истинно гуманного отно­шения к живому, к природе в целом.

Пятый раздел программы - «Жизнь ра­стений и животных в сообществе» - имеет целью показать связи, существующие в при­роде. О связи отдельно взятого организма со средой обитания они узнают из предыду­щих разделов, теперь же они должны понять, что в природе все живое живет не по от­дельности, а в сообществах (лес, луг и др.). Дети узнают о цепочках питания - кто что ест и кто кого ест, поймут, что в природе нет ниче­го лишнего. Эти представления помогут детям осмыслить правила поведения на природе: не стоит, например, собирать на лугу букеты ди­корастущих цветущих растений, так как на­секомые питаются их соком, а пчелы соби­рают нектар и перерабатывают его в мед; в местах, где много насекомых, птиц, яще­риц, ежей, лягушек и др.

Шестой раздел программы - «Взаимо­действие человека с природой» - раскрывает три важные позиции. Первая позиция: чело­век - живое существо, и все разнообразие живой и неживой природы является для него средой обитания, в которой он хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит. Дети узнают, что растения обогащают воз­дух кислородом, необходимым для здо­ровья; в лесу растут грибы, ягоды, орехи, ле­карственные травы; человеку нужна чистая вода для питья.

Вторая позиция этого раздела повеству­ет о том, что, взаимодействуя с природой, человек широко использует ее в своем хозяйстве: строит дома ив дерева, отапливает их дровами и углем, добывает нефть, минералы из недр Земли, на реках строит электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для всей техники, в том числе домашней (телевизор, утюг, холодильник, компьютер и пр.).

Третья позиция - об охране природы: человек не только использует природные богатства Земли, но и охраняет их, восстанавливает. Дети узнают, что существуют «Красные книги», куда внесены исчезающие растения и животные, узнают об охраняемых заповедниках, национальных парках, лесхозах, задача которых - следить за бла­гополучием лесных обитателей, выращи­вать в питомниках молодые деревья (например, ели).

Таким образом, через образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» дети получают элементарные, но очень обстоя­тельные знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы, являющимся частью пространства жизнедеятельности дошкольников в детском саду и семье.

ПРИМЕР. Формирование представлений о домашних животных и их детенышах; воспитания бережного отношения к животным, трудолюбия; необходимость домашних животных для человека.

Дидактические игры : «Подбери пару» , «Что изменилось» , «Чудесный мешочек» , «Поможем козе с козлятами» , «Найди маму» , «Назови животное» , «Весёлая ферма» , «Помоги Незнайке» , «Найди что покажу (назову) », лото «Животные».

Словесные игры : «Кто как кричит?» , «Узнай по описанию» , «Так бывает или нет» , «угадай по голосу» .

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) .

Дидактические игры : «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?» , «Кто какого цвета?» , «Подбери по цвету» , «Трафареты» , «На что похоже» , «Кого сколько?» , «Больше – меньше» .

Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Речевое развитие»

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.

Игры на развитие речевого дыхания

    Игра «Бабочка» (формирование направленной струи воздуха; обогащение знаний о бабочках; закрепление в речи глаголов «летает», «перелетает», «садится»).

    Игра «Помоги колобку» (формирование длительного выдоха; закрепление знаний о диких животных).

    Игра «Одуванчик» (формирование умения выдыхать направленной струёй воздуха; закрепление знаний об одуванчиках)

Игра на развитие фонематического слуха

«Послушай звук» -

формирование умений различать речевые и неречевые звуки, соотносить звуки с явлениями природы и звуками, издаваемыми животными. Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда в произнесённом взрослым слове слышится звук с, з, ж или ш.

Игры на закрепление звукопроизношения

    Игра «Волшебные кубики» (формирование умений выкладывать слоги и проговаривать чистоговорки; обогащение словарного запаса детей).

    Игра «Послушай, повтори»(закрепление произношения гласных и согласных).

    Игра «Назови картинки» (формировать умение правильно называть изображения на картинках с заданным звуком).

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и практическую деятельность. Из­вестно также, что все эти формы познания сопровождаются речью (беседы, обсужде­ния, вопросы-ответы, чтение, рассказы), т.е. па­раллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализуется образовательная область «Речевое развитие». Познавая при­роду, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и ка­честв. Например: традиционное для дет­ского сада сенсорное обследование овощей и фруктов побуждает детей не только за­поминать, но и активно употреблять в своей речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы, гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести - огурец; оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом - апельсин и т.д.).

Рассматривая картины, на которых изоб­ражены домашние или дикие животные, дети учатся повествованию, связной речи, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматиче­ских форм. Дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят. Большое значение для раз­вития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопро­сы «зачем?», «почему?», дошкольники устанавливают причинно-следственные связи, учатся выстраивать логическую последо­вательность природных явлений и собы­тий. Например, наблюдая с детьми за пти­цами на кормушке во время зимней под­кормки, воспитатель задает вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зи­мой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Почему воробьев хо­рошо видно на снегу и плохо видно на зем­ле, в кустах, в жухлой траве?». Отвечая на та­кие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанав­ливают взаимозависимость явлений.

В группе подобранабиблиотека художественных произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитателивместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе. Проводят беседы, обсуждают прочитанное. При знакомстве с поэзией детям легче и проще даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение её в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество : загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребёнок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства.

Пример. Расширение словарного запаса детей (животное, ферма, корм, двор, подворье, детеныши) ; обучение рассказыванию (придумывание загадок, пересказ) ; развитие памяти (заучивание стихов, потешек, песенок) ; знакомство с художественной литературой (чтение «Три поросенка» , слушание «Козленок» С. Буранбаева, заучивание Кисонька – Мурысенька); развитие мышления (разгадывание загадок о животных) . Закреплять эмоционально - эстетические чувства при встрече с книгой; поощрять желания детей делиться впечатлениями.

Осуществление экологического воспитания дошкольников

в рамках образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»

Система экологического воспитания хо­рошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное раз­витие». Выращивая растения, ухаживая вме­сте с взрослыми за обитателями уголка при­роды, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (цен­ность жизни, необходимость осторожно­го, бережного обращения с любыми живы­ми существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и жи­вотных, на сохранение природных экоси­стем. Коллективный труд на участке, ого­роде, клумбе т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой са­морегуляции, готовности к совместной дея­тельности и коммуникации.

Осуществление экологического воспитания детей в социально-коммуникативном развитии :

Одним из факторов, подчеркивающих необходимость формирования у дошкольников ценностей здорового образа жизни, является ухудшение современной экологической ситуации.

Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и обитателям. А помогут в этом игры экологической направленности:

    Игра «Аукцион» (уточнение правил поведения на природе).

    Игра «Узнай и назови» (закрепление знаний о растениях и месте их произрастания).

    Игра «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе).

    Игра «Береги природу» (воспитание бережного отношения к природе).

В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организована игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизациидидактической игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких знаний, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде. В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально использовать возможности творческих игр детей. «Лиса и журавль» (я предлагаю вам взять картинки с выпавшими фрагментами и вернуть их на свои места в картинке-лиса и журавль помирятся, ели вы сделаете всё правильно).

«Теремок» , формирует у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации проявления заботы, сострадания, сочувствия, отзывчивости, а также зачатки экологического идеала русских народных сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным. Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в трудовой деятельности имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент. Учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагогов сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия. Формировать у детейпредставление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Дать детям представления о том, что в природе всё взаимосвязано (одно и тоже растение может быть ядовитым для человека, и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т. д.).

Примерное содержание знаний : по теме «Знакомство с домашними животными» . Образовательная область : Социализация.

Знакомство детей со средой обитания домашних животных; экосистема города и деревни (сходство и различие) ; формирование представлений о влиянии человека на домашних животных (заботится о них, кормит, лечит) ;

Дидактические игры : «Рассели животных» , «Найди домик» , «Кто, где живет?» , «Кто, что любит?» , «Накорми животное» , «Построй домик» , «Выбери нужное» , «Береги природу» , «Что лишнее» , «Узнай и назови» .

Словесные игры : «Похожи – не похожи» , «Цепочка» , «Игра в слова» , «Да – нет» , «Что было бы, если…» .

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

Формирование знаний детей на занятиях по изобразительной деятельности по экологии и культуре поведения в природе возможно при рассматривании репродукций картин , а игровые упражнения помогают закрепить знания об окружающем мире.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства детей, помогает ребёнку в создании образов в процессе рисования.

Раскрыть ценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально положительным отношением – задачи, которые успешно решаются при:

    прослушиваниидетьми музыки;

    исполнении песен, музыкально – ритмических движений ;

рассматриванием иллюстраций, картин, слайдов

Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое разви­тие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружаю­щем мире возникает, в частности, в том слу­чае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы - это эко­логический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически пол­ноценных условиях жизни, в которых они хо­рошо себя чувствуют, проявляют свою при­способленность, жизненную силу. Наблю­дение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

В системе экологического воспитания в технологиях для детей дошколь­ного возраста предусмотрены комплекс­ные мероприятия, на которых дети осмыс­ливают красоту пейзажей, представленную на репродукциях картин знаменитых ху­дожников. Эти мероприятия проводятся в конце каждого сезона - они опираются на опыт восприятия детьми красоты природы, которую наблюдают ежемесячно в недели, посвященные наблюдениям за сезонными явлениями и работе с календарем природы. Таким образом, художественно-эстети­ческое развитие имеет глубинную связь с экологическим воспитанием - его хорошая постановка обеспечивает взаимно обогащенное развитие личности ребенка.

Художественно-эстетическое развитие : Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления- цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Раскрыть само ценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально - положительным отношением-задачи, которые успешно решает музыкальное развитие. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Экологическое воспитание реализуется в слушании музыки, пении, в музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве. Отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая «жаворонка» М. И. Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Исполняя песню воробышка, осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы. Познаёт её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу.

Знания по экологии, полученные в образовательных областях – это важная интеллектуальная информация. Но когда эти знания преломляются через театрализованную деятельность, которая, по сути, является для ребёнка поведенческим опытом, когда ребёнок проживает конкретный образ какого-то зверя, насекомого, растения, он начинает осознавать и чувствовать что его персонаж боится. Чему-то радуется, как выживает, как развивается, как взаимодействует с человеком и окружающим миром. В театрализованной деятельности роли меняются, развивая способность быть другими понимать другого. В качестве примера хочу привести сказку «Сюрприз» по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом» . Суть этой сказки : в трудный, опасной ситуации (в данном случае ливень в лесу) показаны поведения и мудрые взаимоотношения зверей и насекомых друг с другом и с окружающим миром. Через персонажей дети конкретно переживали эту опасную для животных ситуацию в природе. И как образец поведения для человека – в этой опасной ситуации животные не вредят друг другу.

Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Физическое развитие»

Самая большая ценность, которую человек получает от природы – это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил, - заветное желание каждого человека.

В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания желания вести здоровый образ жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

В дошкольном детстве следует воспитывать у детей ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.

Экологическое воспитание дошкольника в рамках образовательной области «Физическая культура» предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания. Это может быть включение в содержание занятий:

    сложных упражнений и подвижных игр;

    формирование знаний, способствующих сохранению и укреплению здоровья;

    организация и проведение походов, прогулок – экскурсий на природу;

    спортивно – экологические праздники и развлечения;

    обучение правилам безопасности во время прогулок – экскурсий и походов.

Виды детской деятельности

    Игры – медитации («Я – солнце», «Я – дождь», «Я – ветер», «Я – облако»)

    Подвижные экологические игры

    Музыкальные подвижные игры

    Танцевальные игры – превращения

Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе образовательной области физическое развитие : проведение физкультуры в дошкольных образовательных учреждениях, сочетающие двигательную активность детейс формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием экологической культуры.

Наряду с выполнением физических упражнений, дети, под руководством воспитателя , проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями. В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности : упражнения дыхательной гимнастики : «Одуванчик» , «Морозко» , «Радуга обними меня» . Общеразвивающие упражнения : «листопад» , «поймай снежинку» , «подснежник» , «колокольчик» .

Подвижные игры : «перелёт птиц» , «льдинки, ветер и мороз» , «скворечники» ,

«цветы и ветерки» .

Эстафеты : «Сбор картофеля» , «бегущие ручейки» , «эстафета пчёлок» .

Одним из важнейших направлений в деятельности дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей . Перед педагогическим коллективом стоит задача совершенствования физкультурно-оздоровительных мероприятий в системе работы дошкольного учреждения. Целью работы над здоровье сберегающей средой стало повышение готовности детей к ускорению умений и их применению для анализа простейших экологических связей: «Я - моё поведение-окружающий мир» . Развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах внутреннего развития здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.

Ножки, ножки бежали по дорожке, бежали лесочком, прыгали по кочкам!

«В гости к бабушке Маланье!»

ЭКО-СРЕДА

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является ЭКО-СРЕДА

Экологическое воспитание должно осуществляться в специально созданных условиях – в экологической предметно-развивающей среде. В настоящее время ведется поиск путей оптимальной и эффективной организации эколого-развивающей среды, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний.

Экологизация развивающей природной среды создает условия для:

    Познавательно-речевого развития

    Эколого-эстетического развития

    Оздоровления ребенка

    Формирования нравственных качеств

    Формирование экологически правильного поведения

    Экологизации различных видов детской деятельности

Мы, в ДОУ создали своеобразную развивающую предметно- пространственную среду, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического образования дошкольников. В группе создан «Уголок природы», где дети могут выращивать, ухаживать и длительное время наблюдать за растениями. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и «Огород на подоконнике». Здесь есть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками. Воспитатель в уголке природы организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, опытно-экспериментальная деятельность и фиксация наблюдений за происходящими изменениями

ЦЕНТР ПРИРОДЫ

ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПРОГРАММЫ, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре ПРИРОДЫ»: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОГРАММЫ, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

    позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус.

Его Компоненты:

п.п.

Календарь природы

Дидактическая кукла с набором одежды по временам года

Макет «У бабушки в деревне»

Картины «Времена года»

Иллюстрации зверей (домашние, дикие животные), птиц, насекомых

Иллюстрации «Животные и их детеныши»

Иллюстрации с изображением различных растений

Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония

Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин

Реалистические животные (наборы домашних и диких животных)

Муляжи овощей и фруктов

Материал для развития трудовых навыков:

Лейка, тазики для воды,

тряпочки для протирания листьев

лопаточки

Дидактические игры природоведческой тематики

«Времена года»

«Во саду ли в огороде»

«Офощи и фрукты»

«Мама и малыш»

Лото «угадай животных»

Лото «Забавные животные

«Кормушка для птиц»

ЦЕНТР ЭКПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПРОГРАММЫ, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОГРАММЫ, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ».

п.п.

(пособия, материалы, оборудование)

Наборы для экспериментирования с водой, песком:

Стол-поддон.

емкости разных размеров и форм,

Предметы – оборудование для переливания и вылавливания:

Черпаки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки,

Различные рыбки, черепашки..

Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения

Подносы

Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей

Фотмочки (для изготовления цветных льдинок)

Материалы для пересыпния и переливания (пустые пластиковые бутылочки, фасоль, готох, макароны

Трубочки для продувания, просовывания

Волшебный мешочек

Мыльные пузыри

Маленькие зеркала

Магнитики

Емкость с дырочкой на дне

Поролоновые губки разных размеров, цветов и форм

ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Уголок ИЗО деятельности

Обеспечение:

Демонстрационный материал, пейзаж, натюрморты, художественные картины».

Природные материалы для ИЗО деятельности (жолуди, шишки, семена, листочки деревьев и т.д.).

Различные раскраски природы

Материал для рисования: альбом, гуашевые краски, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, баночки для воды, трафареты для рисования, тряпочки;

Материал для лепки: пластилин, индивидуальные клеенки, салфетки.

Материал для ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, розетки для клея, ножницы с тупыми концами, салфетки, цветная бумага, картон, подносы для форм и обрезков бумаги.

Образцы по аппликации и рисованию.

УЧАСТОК ДОУ.

Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

    Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ,

МОДЕЛИ И ПОСОБИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей

БИБЛИОТЕКА ЮНОГО НАТУРАЛИСТА

В нее входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника.

МЕДИАТЕКА ЮНОГО НАТУРАЛИСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Заключение

На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также результатов проведенной работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом принципа интеграции образовательных областей, можно сформулировать следующие выводы:

Использование интегративно – тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний при участии взрослого (прямом или косвенном).

Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Это также позволяет утверждать, что синтез разных видов искусств на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно – эстетического воспитания детей, и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:

    Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.

    Необходимо систематически использовать в педагогической практике интегрированные занятия, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка- дошкольника.

    Работа по экологическому образованию дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ

    Мероприятия интегрированного характера должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников.

Таким образом , можно подвести итог всему сказанному : интеграция образовательных областей с экологией , которая проходит через многообразие видов деятельности , будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура .

Список литературы

1.Гончарова Е.В Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. – Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.

2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. М.: АрКТИ,2001.-128 с.

3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования.(Под ред.Г.А. Ягодина.-М.,1993

4.Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников(Под ред. Л.М. Моневцовой,П.Г. Саморуковой. – Спб.,1998.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.: Просвещение, 2001.-208 с.

6. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. (Дошкольное воспитание.-1991 1

7.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.-М., 2003.

8. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии» Методические рекомендации.-М.,2002.

Оксана Григорьева
«Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС доо»

Тема :

«Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДОО »

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности . С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство , так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором пребывает сейчас.

Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры , которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель :

(нашего ДОУ состоит в следующем) Воспитание с первых лет жизни гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

Задачи :

1. Развитие познавательного интереса к миру природы.

2. Формирование представления о взаимосвязи компонентов живой и неживой пророды.

3. Воспитание экологического сознания , нравственного отношения к миру.

Система работы по экологическому воспитанию детей в нашем ДОУ состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации образования

Повышение профессиональной квалификации педагогов

Является одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка, является профессиональная подготовка педагогов.

В нашем ДОУ внедрены в работу разнообразные формы повышения квалификации сотрудников : курсы повышения квалификации, РМО,педагогические советы, семинары, мастер – классы, выставки, конкурсы.

Конкурсы : «Огород на окне» , «Наша планета» , «Дары природы» , конкурс на лучший дизайн групповых участков, клумб, конкурс экологических проектов , конкурс на лучшую кормушку для птиц и другие.

Через консультации, семинары, практикумы воспитатели получают экологические знания , знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников .

Формы работы с детьми : НОД (простые и комплексные, игровая деятельность, прогулки, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, праздники, развлечения, досуги, викторины, кроссворды, экспериментальная деятельность, работа с родителями.

Систематически проводится НОД непосредственная образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС . В своей работе воспитатели постоянно используют дидактические игры, театрализованные представления, сюжетно – ролевые игры с экологическим содержанием .

Предметно – развивающая среда

Одно из важных условий воспитательно - образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды в дошкольном учреждении .

Среда в нашем дошкольном учреждении способствует :

Познавательному развитию ребенка

эколого -эстетическому развитию

Оздоровлению ребенка

Формированию нравственных качеств

Формированию экологически грамотного поведения.

Развивающая среда состоит из разнообразных элементов , каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

В каждой возрастной группе имеется миницентр по экологии в соответствии с программой ДОУ и возрастом детей.

Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам.

Познавательные пирамиды : «Природа и мы» , «Животные» . Изготавливаются совместно с детьми, помогают закрепить знания о природных объектах и явлениях.

Центр воды и песка. Предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук.

Огород на окне - создается в каждой возрастной группе для наблюдений за ростом растений.

Разнообразие видов деятельности , интегрированный подход в обучении , способствующий формированию не только экологически грамотного , но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми.

Поэтому мы стремимся к экологизации всего образовательного процесса , а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива.

Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников , подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по экологии , инструктор по физической культуре включает в занятия упражнения-имитации повадок различных животных, растений, организует походы в природу, участвует в организации спортивно - экологических праздников .

Большое внимание уделяется общению с природой, организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий. В ДОУ есть экологическая тропа , птичий столб, находящейся на территории детского сада, мини – метеостанция, огород, прогулочные площадки с цветниками, по всей территории ДОУ растут деревья и кустарники.

Работа с родителями

Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Главные задачи, которые мы поставили перед родителями нашего ДОУ :

Поддерживать интерес детей к природе,

Поощрять их экологически грамотные поступки ,

Проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду,

И, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями (консультации, родительские собрания на экологическую тему , буклеты, памятки и др., большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Нами были проведены совместные акции : «Сделаем свой участок чистым» (уборка мусора, снега на участках ДОУ, «Игрушки – фантазии из бросового материала» (поделки из бросового материала, «Мы – друзья природы» (конкурс экологического плаката , «Акция – посади дерево!» , «Птицы – наши друзья» (изготовление кормушек, скворечников, обеспечение кормом) и др. Родители охотно участвуют в жизни нашего детского сада. Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий : «Мой домашний питомец» , «Семья и природа» и другие.

Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, в оформлении участков дошкольного учреждения , также были сделаны метеостанции, птичий столб.

Наше творчество

Регулярно оформляются выставки детского творчества на экологические темы согласно временным изменениям в природе.

Центр наблюдения за природой

В детском саду имеется, зона релаксации предназначена для отдыха детей и уходом за комнатными растениями, и обитателями аквариума.

Наблюдение за ростом зеленого лука, семян бобовых.

Кружок «Флорик»

Экологический кружок «Флорик» работает по программе экологического воспитания детей дошкольного возраста Николаевой С. Н. «Юный эколог » .

Уход за цветами

Дети в старших группах помогают воспитателю ухаживать за растениями.

Наш огород

Слова Сухомлинского В. А.

Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди - внедрение новых эколого- образовательных технологий , разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию . Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Спасибо за внимание!

Список литературы :

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред . Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

2. М. Г. Агавелян Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями» . - М. ,2009г.

3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова,И. К. Белова «Здравствуй мир» . Окружающий мир для дошкольников . Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М : Баласс, 2006г.

4. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанов, «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ ТЦ «Учитель» , Воронеж, 2004г.

5. Т. Н. Доронова Т. Н. и др. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошк . образоват . учреждения и родителей/ - М.: Просвещение, 2005.

воспитателей и методистов ДОУ ТЦ «Учитель» , Воронеж, 2004г.

6. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 352 с.

7. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.

8. Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу!» . Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва, 2000г.

9. Т. А. Шорыгина». «Птицы какие они?» . Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» . Москва, 2007г.

10. Интернет ресурсы.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....