В педагогике феномен любви заслуживает большего и особого внимания. Здесь данное явление приобретает свою специфику и рассматривается как необходимая составляющая отношений «учитель - ученик». Несмотря на свою значимость, «любовь» лишь сравнительно недавно стали рассматривать как педагогическую категорию.
Ш.А. Амонашвили (1995), педагог начальной школы, первым принципом педагогической деятельности называет любовь к ребенку. Без нее нельзя воспитать «гуманную душу в человеке». Л.Л. Шевченко (1991)характеризует проявление любви как степень развития нравственного сознания учителя. Доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта характеризуют отношения учителя и учеников в любви. К перечисленным качествам относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность. О.А. Казанский в своем труде «Педагогика как любовь» (1995) считает, что сотрудничество в отношениях «учитель - ученик» - это и есть проявление любви. Любовь, подчеркивает автор, снимает тревожность и дает ощущение безопасности. Белинский отмечает, что чувство играет видную роль в формировании личности и в воспитании, особенно чувство любви к детям, которое есть орудие и посредник воспитания. Каждое действие в жизни ребенка должно быть выражением живой, пламенной любви к истине, в которой является Бог. Только такая любовь истинна и достойна называться любовью. Особое внимание любви уделял педагог А.С. Макаренко, который рассматривал данное явление в контексте полового воспитания. В своем труде «О воспитании» он отмечает: «Половое воспитание и должно быть воспитанием именно любви, т. е. большого и глубокого чувства - чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд… В этом деле самое главное место имеет пример. Настоящая любовь между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, открыто допустимые проявления нежности и ласки, если все это происходит на глазах у детей с первого года их жизни, являются самым могучим воспитательным фактором, необходимо возбуждают у детей внимание к таким серьезным и красивым отношениям между мужчиной и женщиной. Вторым важнейшим фактором является вообще воспитание чувства любви у ребенка. Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала грубого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить…».
Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада трактует любовь как «высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту». В педагогическом словаре Г.М. и А.Ю. Коджаспировых любовь к детям - «специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений». Данное определение приближено к главной сути феномена любви в педагогике.
1. Любовь в педагогике рассматривается как составляющая отношений «учитель - ученик»;
2. Воспитание в любви и воспитание любви - необходимые факторы развития ребенка;
3. Любовь - одна из главных характеристик, способствующих развитию ребенка, становлению его как личности.
Анализируя изучение любви в философии и педагогике, становится ясно, что это сложный феномен, который на протяжении многих лет занимал важное место в мыслях ученых. Нет четкого определения любви. Но, тем не менее, отмечаются, что любовь является эмоционально важным и необходимым чувством (причем имеющем разные виды), которое является неотъемлемой составляющей взаимоотношений с окружающим миром.
Главный вопрос жизни ребенка в любых ситуациях, в любом возрасте: «Любите ли вы меня?» Именно от этого - и успешность развития, и оптимизм мировосприятия, и возможность самоактуализации. Недаром история педагогики - это история жизни и деятельности педагогов-практиков, любивших детей. Это история теоретиков педагогики, в основу своих учений положивших любовь к детям. Почему так? Объяснение находим у В. Франкла в его размышлениях о смысле жизни:
«Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, но более того, он видит потенциальное в нем. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное».
Это о любви в широком смысле слова. На этом фоне можно рассматривать и ее частный случай - «любовь педагогическую» и ее роль в воспитании (СНОСКА: См. об этом: Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1992; Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., }