Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Фаина раневская высказывания про мужчин. Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому. Смерть, потрясшая страну

Раневская Фаина, урожденная Фанни Фельдман, прославилась не только десятками прекрасных ролей в кино и театре. Ее цитаты давно превратились в афоризмы, и разошлись сотнями тысяч по бескрайним просторам Интернета, как в виде картинок, так и в виде самых разнообразных подборок текста и статусами в социальных сетях типа Вконтакте или Фэйсбук.

Смешные, и весьма точные крылатые высказывания о мужчинах, женщинах, и не только прославили Фаину Георгиевну ничуть не хуже, чем съемки в кино, которому она, к слову, всегда предпочитала театр.

Тем не менее, именно ее голосом говорит неподражаемая Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше» и «Возращение Карлсона», а выражения строгой няни мы ныне применяем и в обычной жизни. Чего стоит только смешные фразы вроде «А я сошла с ума. Какая досада!» или бессмертное «Он улетел. Но обещал вернуться». А Мачеху из сказки о Золушке, так и вовсе большинство наших с вами ровесников представляют именно в образе Фаины Георгиевны Раневской.

Высокая, статная женщина с железным характером, волей и потрясающей мимикой, актриса могла перевоплощаться в любой образ, который навечно отпечатывался в сердцах зрителей кинотеатров. Ее меткие, точно брошенные фразы, кажется, исходили из самой души, а не сценария, написанного режиссером, Фаина Раневская на самом деле жила на экране кино и на сцене театра.

Безусловно, бешеную славу высказывания Раневской о мужчинах и не только, приобрели и за счет того, с какой непередаваемой интонацией она говорила это. Ее особый стиль произношения речи, нестандартное для тех времен поведение, и внутренняя свобода суждений, выражающая зачастую в том, что некоторые ее фразы и афоризмы изобилуют ненормативной лексикой – все это способствовало возрастанию популярности Раневской вне сцены или кино.


Сейчас, когда Фаины Раневской уже нет в живых (она умерла в 1984 году, скончавшись от пневмонии и инсульта в больнице), практически не осталось записей, где бы она проговаривала свои знаменитые цитаты, мы можем только читать ее самые лучшие афоризмы о мужчинах, женщинах, их взаимоотношениях и жизни в целом.

Фаина Раневская почти никогда не записывала свои цитаты, так что, скорее всего, львиная их доля утеряна безвозвратно. Так же, сейчас невозможно достоверно узнать, а правда ли именно Фаине Георгиевне Раневской принадлежат некоторые афоризмы или высказывания, или же это уже порождение народного фольклора.


Несмотря на то, что, как правило, высказывания этой великой актрисы довольно смешные, в них скрыта огромная житейская мудрость, к которой стоит прислушиваться.

Фаина Георгиевна никогда не была замужем, но не стоит обесценивать афоризмы актрисы о мужчинах, исходя из этого факта ее биографии. Возможно, она и не искала подобной жизни, ведь ее жизнью, ее страстью были роли в театре и кино. Столь неординарный человек, фразы которого живы до сих пор, и не теряют своей актуальности, попросту не мог тратить свою энергию еще и на создание семьи. Некоторым людям уготована иная судьба, отличная от судеб миллионов обывателей.

Интересный факт: Раневская включена в список десяти самых лучших актрис двадцатого века, несмотря на то, что послужной список ее фильмографии не так велик, как мог бы показаться – всего около тридцати ролей. Это еще один показатель ее недюжинного актерского мастерства и таланта не только как комедийной актрисы.

Именно поэтому цитаты Раневской, несмотря на то, что смешные, содержат в себе зерно здравого смысла, не позволяющее нам погрязнуть в розовых облаках, а обращать внимание на суровые реалии жизни. Мы должны быть благодарны тем людям, которые сохраняли цитаты актрисы, чтобы сейчас можно было насладиться ими и познать житейскую мудрость.


Афоризмы Фаины Георгиевны стали достойным пополнением коллекции цитат, на любом тематическом сайте, специализирующемся на оных, можно найти крылатые выражения под авторством этой женщины.

Ее цитаты не звучат ни в коем случае, как нравоучения – нет, они смешные, легкие для восприятия, и легко запоминаются, так что, если хотите прослыть эрудированным человеком, стоит заучить парочку фраз, чтобы в разговоре эффектно ввернуть их в диалог с собеседником. Афоризмы Фаины Раневской дышат глубоким смыслом, пусть и изначально кажутся лишь вскользь брошенными фразами.


Ее меткие фразы поднимут настроение, когда вам грустно, или же наоборот, возможно, дадут тот необходимый толчок, который нужен людям, чтобы встать и сделать то, что всегда сотворить хотелось, но не хватало сил, желания или смелости. А может быть, вам просто нужен совет в делах любовных? Практически на все жизненные ситуации можно найти афоризмы под авторством этой без ложной скромности, одной из лучших двадцатого столетия.

– одна из самых талантливых актрис и неординарных личностей ХХ столетия. Раневская не только покорила публику потрясающей игрой, проживая каждую свою роль, но также прославилась своим остроумием. Цитаты и высказывания великой Раневской, как и память о легендарной артистке, будут жить вечно.

Мы решили вспомнить самые известные и лучшие афоризмы Фаины Георгиевны на злобу дня.

Многие высказывания Фаины Раневской касаются любви и отношений между мужчиной и женщиной в целом. Всю свою жизнь актриса посвятила театру, так никогда и не выйдя замуж. Детей у легенды советского кинематографа тоже не было.

Цитаты и афоризмы Фаины Раневской очень чётко отражают самодостаточность и, вместе с тем, глубокое внутреннее чувство одиночества, которое преследовало её до конца дней.


В юности актриса была влюблена в актёра, с которым ей довелось играть в одной труппе. Однажды актёр решил зайти к ней вечером в гости. Фаина Георгиевна рассказывала, как ждала этого момента, выбирала наряд, накрывала стол, чтобы впечатлить возлюбленного.

В итоге мужчина ввалился в квартиру пьяный и с другой женщиной. С того момента актриса возненавидела всех мужчин и отдала всю любовь, на которую была способна, игре.


Цитаты Фаины Раневской буквально пронизаны этим отношением. Она часто повторяла, что «вторая половинка есть у мозга, ж…ы и таблетки», а сама она, «изначально целая», призывала других женщин не быть зависимыми от отношений и знать себе цену.


Или вот такой афоризм:


Вспоминая изречения Фаины Раневской, сразу понимаешь, что эта потрясающая женщина была безумно влюблена в саму Жизнь, со всеми её непредсказуемыми поворотами, разочарованиями и радостями.


Цитаты и афоризмы Раневской о жизни

Афоризмы Фаины Раневской пронизаны осознанием скоротечности времени, которое большинство людей попросту не умеют ценить. И в этом заключена глубочайшая мудрость, ведь человеческий век очень короток. И даже 86 лет, которые сама Фаина Георгиевна провела с нами, ей не хватило для того, чтобы полностью насладиться всеми чудесами этого мира.


Цитаты и афоризмы Раневской о жизни

Кстати, последнюю свою роль Раневская сыграла всего за год до своей смерти, после чего призналась, что больше не может скрывать проблем со здоровьем.


Цитаты и афоризмы Раневской о жизни

Актриса подчёркивала, насколько важно в первую очередь оставаться Человеком с большой буквы, добрым и отзывчивым. Любить себя, но не зазнаваться – «меньше пафоса, господа». Быть искренним и честным – как перед другими людьми, так и перед самим собой.


Цитаты и афоризмы Раневской о жизни

Каждое из её размышлений о жизни бьёт точно в цель и заставляет задуматься. Цитаты Раневской вдохновляют, побуждают действовать, находить источник радости в любых мелочах, делать лучше мир вокруг себя – одним словом, не просто существовать, а Жить… в полном смысле этого слова!


Цитаты и афоризмы Раневской о жизни
Цитаты и афоризмы Раневской о жизни
Цитаты и афоризмы Раневской о жизни
Цитаты и афоризмы Раневской о жизни

Смешные цитаты Фаины Раневской

Острая на язык, актриса практически никогда не терялась и всегда находила, что сказать. Многие люди, которым посчастливилось знать её, даже невзирая на тяжёлый характер, позже вспоминали высказывания Фаины Георгиевны, которым удалось разрядить даже самые неловкие ситуации.

Как-то Раневская, отдыхая после очередного спектакля, курила в своей гримёрке «в чём мать родила». В этот момент вошёл один из работников театра. Мужчина, само собой, растерялся и покраснел. Но актриса лишь невозмутимо спросила: "Вас не шокирует то, что я курю?"

Цитаты Фаины Раневской

Цитаты и афоризмы Фаины Раневской до сих пор не теряют своей актуальности, даже спустя два десятилетия после того, как актриса покинула наш мир.

Читая истории из её жизни, создаётся впечатление, будто вот она – совсем живая, настоящая, яркая.

Фаина Георгиевна вместе с кучей чемоданов и всеми домашними приезжает на вокзал.
- Жаль, что мы не захватили пианино, - замечает она.
- Неостроумно, - не упустил возможности подначить её кто-то из друзей.
- Действительно неостроумно, - вздохнула актриса. – Дело в том, что я оставила все билеты на пианино.

Цитаты Фаины Раневской

При всём том, Раневская никогда не упускала возможности посмеяться над собой и своими коллегами. Что в очередной раз доказывает, что эта удивительная женщина обладала невероятной силой характера и никогда не пыталась казаться другим лучше, чем была на самом деле.

Настоящая и искренняя до конца – такой мы её знали, и такой она останется в памяти навсегда.

Узнав, что несколько её друзей купили билеты в театр, чтобы увидеть её на сцене, Фаина Георгиевна начала отговаривать их:
- Не стоит идти: и пьеса скучная, и постановка слабая… Но раз уж всё равно идёте, советую вам уходить после второго акта.
На закономерно возникший вопрос «Почему?» актриса дала просто потрясающий ответ:
- После первого уж очень большая давка в гардеробе.

Цитаты Фаины Раневской

Фаина Георгиевна Раневская – личность настолько яркая, что озаряла весь мир вокруг себя. Именно поэтому ей удалось стать не просто «ещё одной талантливой советской актрисой», а настоящей легендой. Колоритная внешность, потрясающая игра (кстати, сама Раневская ненавидела, когда её творчество называли игрой – для неё оно было буквально всей жизнью) и острый ум – в этот образ просто невозможно не влюбиться.

Сколько нужно было иметь таланта, чтобы, практически не играя главных ролей, прослыть одной из лучших актрис своего века? Трагикомической актрисой, так и не сыгравшей своей самой главной роли. Она была обречена на одиночество из-за своего таланта.

Афоризмы Раневской удивительно популярны, частоте цитирования ее «фирменных» выражений может позавидовать любой писатель. Театр она воспринимала как отдельный уникальный мир. Она была беззаветно влюблена в него. Очевидно, на таких людях искусство и держится.

Ее настоящее имя Фаина Гиршевна Фельдман. Отца ее звали Гирш Хаимович Фельдман, а мать - Милька Рафаиловна Заговайлова. Псевдоним “Раневская“ девушке придумают лишь спустя двадцать лет. Девочка родилась 27.08.1896 г. в семье таганрогского промышленника, на стыке серебряного и железного веков. Душа ее всецело принадлежала веку Пушкина. И ей суждено было пройти яркий и трагичный своим одиночеством путь. Именно об этом - красноречивые афоризмы о жизни, сказанные ею самою.

Детство, юность

Характер девочки проявился еще в гимназии. Она напрочь отказалась посещать Мариинскую гимназию из-за изучения точных наук. Зато с удовольствием уделяла много времени литературе, пению. Фаина Раневская в молодости уже была неисправимой идеалисткой. Забегая наперед, скажем, что такой же она и осталась на всю жизнь. Тогда тактичные родители перевели дочь на домашнее обучение.

В 15 лет девушка твердо решила стать актрисой, и обучалась в творческой студии, а в 19 уехала в Москву, чтобы стать актрисой.

Московские мытарства. Помощь балерины

Фаина была в отчаяньи: она самостоятельно не смогла устроиться ни в один столичный театр. Фаина Раневская в молодости походила на андерсеновского гадкого утенка. В высокой, стеснительной и нескладной девушке режиссеры не рассмотрели божий дар актрисы. Денег на жизнь не было (родители эмигрировали). В отчаянии Фаина попросила денег у бывшего делового партнера отца, но тот отказал.

Однако тут, очевидно, вмешалась судьба. Просто на улице ее, не имевшую средств к существованию, сиротливо и безысходно опершуюся на колонну оперного театра в Москве, увидела известная балерина Екатерина Гельцер. Она пожалела “самую несчастную в мире девочку“.

Благодаря ее участию Раневская Фаина Георгиевна устроилась актрисой в дачный театр подмосковной Малаховки, в труппу мадам Лавровской. Именно в тот период с легкой руки актеров Малаховки за ней закрепилось прозвище, ставшее затем сценическим псевдонимом “Раневская“. Одноименной чеховской героине “Вишневого сада“, как известно, было свойственно сорить деньгами. Фаина Георгиевна действительно в этом отношении походила на нее. Порой погруженность в свой внутренний мир у нее преобладала над здравым смыслом...

Однажды в Керчи, где дачный театр гастролировал, Раневская пошла в банк, чтобы получить свою зарплату. Выйдя на улицу, она, задумавшись, держала купюры в руках. Когда внезапно налетевший поток ветра их унес, девушка лишь вспромоглась сказать: “Как грустно, когда они улетают!“ После этого эпизода по фамилии Фельдман ее уже никто не называл... Но полусамодеятельная труппа не могла долго питать ее талант.

В отчаянии от обмана и бездарности коллег-плутов на гастролях в Феодосии (ей не выплатили заработанные деньги) актриса оставляет их и едет в Ростов.

Действительно, дачный театр мог стать для Фаины Георгиевны лишь промежуточной вехой в творчестве. На поверку он не был даже похож на храм искусства. Нетворческие люди на должностях актеров и режиссеров, бытовая неустроенность. О несоответствии актерских идеалов и реальности свидетельствуют многие высказывания Раневской.

Помощь актрисы Павлы Вульф

Будущая народная артистка, тогда лишь грезившая о сценах столичных театров, опять нищенствовала... Выступающая в Ростове блистательная актриса Павла Вульф оказалась именно тем творческим педагогом, который был нужен романтичной, влюбленной в искусство девушке. Пониманием сущности актерской профессии отличаются многие афоризмы Раневской.

Она научила Фаину действительно творчески работать над ролью подобно демиургу: вначале поняв ее, изучив до малейших нюансов, постигнув саму душу героини, а затем вдохновенно вдохнув в нее жизнь своей игрой. Бесспорно, благодаря ей девушка состоялась как творческая личность, а ее неповторимый талант получил должную огранку. Павла Вульф научила свою лучшую ученицу не играть, а жить на сцене, видеть написанное автором между строк и отображать его.

В тяжелые времена Павла Вульф приютила ее, спасла от ужасов гражданской войны, увезя в относительно спокойную Феодосию. А уже там они обе сумели противостоять голоду, жадно хватаясь за абсолютно любые роли. Большим подспорьем была помощь проживающего невдалеке от них (а именно в Коктебеле) Максимилиана Волошина. Без рыбы, которую он им приносил, было бы совсем голодно...

НЭП. Театральная оттепель

В 1923-1924 гг. начался период НЭПа. Наконец страна насытилась, отошла от голода! Это была эпоха джаза, который в то время ассоциировался со свободой нравов. Пресса перестала отображать исключительно декреты, и люди жадно читали о знаменитостях, узнавая, что:

  • поэты Бальмонт и Есенин многоженствовали и пили;
  • Ахматова, влюбившись в Блока, развелась с Гумилевым и затем безоглядно вступила в ряд браков;
  • А. Блок не живет со своей супругой, а В. Маяковский живет с чужой.

Молодая, полная творческих сил актриса мечтала о зрительской славе, она желала не просто играть на сцене, а жить искусством. Высказывания Раневской об этом свидетельствуют.

В то бурное время Павла Вульф и Фаина Раневская получили приглашение на один сезон от Казанского театра. Затем обе переехали в Москву. Раневская Фаина Георгиевна познакомилась с ведущим актером МХАТа В. И. Качаловым. Дружба с этим человеком связывала ее до конца его жизни. Ее мечтой было выступать в этом театре. Однако, видать, в то время осуществить ее было не суждено. Василий Иванович даже организовал для нее встречу с Немировичем-Данченко, но Раневская до того на ней смутилась и растерялась, что тот назвал ее “сумасшедшей”.

Игра в разных театрах СССР

В 1925 году Раневская Фаина Георгиевна успела сыграть в трех театрах: московском МОНО, в санаторном театре г. Артемовска, в Бакинском рабочем театре. В последнем она познакомилась с актером Ей блистательно удаются роли в спектаклях “Наша молодость” и “Ураган”.

В 1926-1927 гг. Павла Вульф и Фаина Раневская выступали вначале в Гомеле, затем в Смоленске. В их исполнении ожил спектакль по произведению К. А. Тенева “Любовь Яровая”. Затем Фаина Георгиевна сменила еще два театра: Архангельский и Сталинградский. Именно в последнем благодаря содействию режиссера Бориса Пясецкого Раневская сама начала придумывать для себя роли. Он нашел ключ к ее таланту. “Мне надо, чтобы Вы играли!” - говорил он актрисе. Именно так она сыграла в “Законе чести”, “Шторме”.

Затем, исколесив почти весь Советский Союз, Фаина Георгиевна возвращается в Москву. Правда, еще на два сезона: в 1930 и 1931 гг. Павла Вульф и Раневская едут в Баку. Первую пригласили на педагогическую работу, вторую - в Театр рабочей молодежи. Режиссер Савченко благодаря своему тонкому видению настоящего духа классики импонировал актрисе. Она уже не была той наивной девочкой, приехавшей учиться театральному искусству.

Фаина Раневская о женщинах, пожалуй, сказала больше афоризмов, чем любой классик-драматург. Между актрисами театров существовала жесткая конкуренция. Не всегда честная, иногда вредящая искусству. Однако Раневская благодаря развитому образному мышлению одной лишь фразой могла вывести на чистую воду, показать, кто есть кто. Ее характеристики глубоки и образны:

  • смесь полевого колокольчика и гремучей змеи;
  • против кого дружим, девочки (сказано актрисам, перешептывающимся за кулисами);
  • у неё не лицо, а копыто.

Ее властно манил к себе МХАТ. Впрочем, начала она покорение Москвы с Камерного театра режиссера Александра Таирова. Это время не прошло зря. Философия маэстро о том, что правда искусства часто не совпадает с правдой жизни, заставляли Раневскую играть так, чтобы зрители почувствовали сюжет частью своей реальной жизни. Роль Зинки в “Патетической сонате” Кулиша заставила знатоков театра (например, профессора ГИТИСа Голубовского) говорить о ней как о звезде первой величины.

В Центральном актриса Фаина Раневская впервые встретилась с режиссером, к которому питала антипатию и с которым ей впоследствии пришлось работать многие годы. Речь идет о Юрии Александровиче Завадском. “Ну как меня сейчас назвала Фаина?” - притворно-смиренно вопрошал Завадский. Действительно, Раневская на фразы не скупилась, вот лишь некоторые:

  • Гертруда (режиссер носил звание Героя Социалистического труда);
  • Пушок (он был лыс);
  • лилипут, вытянутый в длину (из-за высокого роста).

А еще Завадский был влюбчив, морочил голову многим подругам Раневской: Марине Цветаевой, дочери Павлы Вульф. Действительно, веские причины для антипатии имелись.

Впрочем, говоря объективно, Раневская должна была быть благодарной Завадскому за то, что тот фактически сберег живыми всех актеров труппы, добившись в 1936 году перевода театра в Ростов. Вместе с Раневской там были Вячеслав Плятт, Павла Вульф, Николай Мордвинов.

В траурные дни по смерти Максима Горького Раневской выпало впервые и блистательно играть роль его Вассы Железновой (пьеса пролежала под сукном 25 лет). Ее игра тогда потрясла всю театральную Москву. Казалось бы, мечты сбываются: она дождалась приглашения режиссера Судакова из Малого театра. Однако Советская власть не приветствовала перемещение кадров по их инициативе. Режиссер Попов (Завадский передал ему должность) устроил настоящую травлю актрисе. Логика была классически совковая: “Сегодня ты “летун”, а завтра - враг народа!” Однако Раневская все же ушла! Со скандалом, оставшись без жилья. Выручила ее опять Павла Вульф, приютив у себя.

Театральная травля. Бегство в кинематограф

Актриса осталась без театра. Усилиями партократов и интриганов ей так и не удалось подняться на подмостки Малого театра, где блистали Грузинский и Гоголева, Владиславский и Головин. Опять она нищенствовала, продавала свои вещи... Шутки, афоризмы Фаины Раневской того периода отличаются чеканной резкостью. Они действительно обличают. Например, эта, на фото ниже.

Фаина Раневская пришла в кинематограф. Ее пригласил режиссер на роль госпожи Луазо в немом фильме “Пышка” по произведению Мопассана. Актриса благоговейно относилась к высокому искусству, поэтому прочла новеллу в подлиннике и на съемках артикулировала по-французски. увидевший это, был в полнейшем восторге. Ленту ждал успех в мире, французы даже закупили фильм. Второстепенная героиня госпожа Луазо затмила главную героиню Пышку! Однако заслуженной артисткой России стала игравшая Пышку.

Затем у Фаины Георгиевны была эпизодическая роль попадьи в фильме “Дума про козака Голоту” режиссера Савченко. Раневской дали свободу в конструировании образа попадьи, отсутствующего в оригинальном произведении. Что было? Это получилось действительно смешно. Съемочная группа держалась за животы. Эпизод стал украшением киноленты.

Народная любимица

Впрочем, настоящую славу ей принесла роль мадам Скороход в фильме “Подкидыш”(1939 г.), которую она возненавидела за то, что та отравила ей жизнь. Клише “Муля, не нервируй меня” повторил даже Л. И. Брежнев, вручая ей орден Ленина. Когда за ней на улице очередной раз увязывались дети, выкрикивая эту фразу, она картинно оборачивалась к ним и произносила: “ПионЭры, идите в ж..у” (эта фраза также стала популярной).

Почему Раневской удавалось играть гениально? Возможно, на это частично ответил Ираклий Андронников, утверждавший, что ей удавалось показать в роли не только “существо человека”, но и “личное отношение к нему”. Ей свыше было дано чутье того, как следует углублять и развивать авторский замысел. По жизни - скромная, неустроенная, вечно сомневающаяся в себе, Фаина Георгиевна блестяще играет женщин властных, бесцеремонных, нагловато-хитрых.

Роли в фильмах

В 1942 году она снялась в фильме “Александр Пархоменко”, блестяще сыграв фактурную тапершу: в стиле повзрослевшей Веры Холодной, грызущей монпасье и в затяжку курящей. В 1943 году Раневская возвращается в Москву. Там она играет в Театре драмы множество ролей: начиная с бабушки Олега Кошевого, заканчивая женой профессора Лосева.

В это время столичные актеры, изголодавшиеся по работе, массово возвращаются из эвакуации. Фаина Георгиевна снимается в кинолентах “Человек в футляре” и “Свадьба” (1943), “Небесный тихоход” (1945), “Слон и девочка” (1946), “Ошибка инженера Кочина”, “Золушка”, “Весна” (1947). На съемках “Весны” она знакомится с Любовью Орловой, которая высоко оценила ее игру.

Режиссер фильма “Золушка” Евгений Шварц позволил Раневской, к ее восторгу, редактировать роль мачехи как ей заблагорассудится. И она внесла в эту роль свое ноу-хау: “сказочное свинство”, которое зиждется на “сети нужных людей”, да таких, что “король позавидует”.

В кино она пришла относительно поздно, уже известной театральной актрисой, в 38 лет. Ее единственная главная роль в фильме "Мечта" настолько запомнилась зрителям, что те ей проходу на улице не давали, восторженно декламируя: "Муля, не нервируй меня!" Афоризмы Раневской пополнились этой ничего не значащей фразой, ставшей синонимом мужчины-подкаблучника.

Многие ценители ее таланта удивляются, почему же у нее столь немного киноработ? Она сама ответила на этот вопрос короткой, отточенной фразой: "Сняться в плохом фильме - означает плюнуть в вечность!"

Противостояние: актриса Раневская и режиссер Завадский

В 1949 году режиссер Завадский пригласил Фаину Раневскую в свой театр. Зрители шли “на Раневскую”. Ее роли украшали спектакли “Ярмарка тщеславия” и “Шторм”. Но однажды Завадский выбросил из спектакля “Шторм” ее эпизод в угоду приме театра, своей бывшей жене Вере Марецкой. Конечно, Фаина Георгиевна обиделась. Ее пребывание во МХАТе отнюдь не было безоблачным. Ни для кого не секрет, что Фаина Георгиевна чувствовала и понимала искусство тоньше и многогранней, чем руководивший ею человек - режиссер МХАТа Завадский. Их словесные дуэли, происходящие на протяжении десятков лет, походили на корриду. Причина ясна: режиссер не желал признавать первенство Фаины Георгиевны, а та не могла, в свою очередь, "понизить свою планку". Как бы то ни было, но книга афоризмов Фаины Раневской включает и эти ее перлы:

Она сменяла театры (Пушкинский, Моссовета, Красной Армии, Малый театр, Театр драмы). Выступала во многих городах СССР. Однако все же вернулась в театр Моссовета, где проработала до своего прощального (в 86 лет) бенефиса в спектакле, где ее партнером был Ростислав Плятт.

В последнее десятилетие своей сценической деятельности Раневская столкнулась с таким явлением, как чрезмерно вольное трактование классики режиссерами и актерами-недоучками. Она вполне мотивированно заявляла о вреде такого подхода и называла варварством, когда, например, на сцене деформировалось содержание произведения того же Островского.

Актриса-философ

Кроме актерского таланта, ей был дан богом и талант другой, философский - умение образно думать и формулировать мысль. Цитаты и афоризмы Фаины Раневской порой даже грубоваты, но точны удивительно. По ее убеждению, Добро должно быть активным, а Правда - сказанной прямо в глаза. По-разному рождались у нее выражения, многие из которых потом стали крылатыми в народе. Чаще всего сразу, немедленно и именно в контексте той жизненной ситуации, которая их инициировала. Ее остроумие было врожденным, оно походило на рефлекс (современные специалисты считают IQ актрисы предельно высоким).

Фаина Георгиевна в принципе не приемлела компромиссов, и всегда с открытым забралом отвечала мощными харизматичными фразами на грубость или подлость в свой адрес. Как у актрисы, у нее была одна сильная черта, с которой были вынуждены считаться все: превращать эпизодическую роль в шедевр. Поэтому режиссеры, тайно желавшие ограничить ее на сцене, из-за такой игры были вынуждены все-таки опять давать ей роли. Ведь публика шла в театр из-за Фаины! Она одна была способна заменить всю труппу. Известны случаи, когда при незаконченном спектакле, в котором актриса заканчивала играть свой локальный эпизод, публика, досмотрев игру великой актрисы, просто вставала и уходила.

Одиночество

Афоризмы Раневской о жизни в своем большинстве грустны. Да и какими им еще быть? Судьба оставила ее одну, без родственников. Она так и не вышла замуж, не родила детей. Поэтому сама выстроила свою судьбу, совершенно не похожую ни на чью другую. Фаина Раневская была немногословной, когда речь шла лично о ней. Впрочем, известно, что она не любила мужчин. Возникающие дважды у нее в детстве и молодости чувства к противоположному полу сталкивались с хамством и бесцеремонностью. В первый раз, когда мальчик-гимназист одновременно пригласил на свидание ее и свою настоящую подругу, Фаина, заплакав, лишь сказала им: “Бог вас накажет!”

Работая же в театре “Моно”, она влюбилась в ведущего актера. Тот сам назначил свидание у нее дома. Однако явился туда пьяным и с гулящей женщиной. После этого эпизода Фаина подвела черту под своими отношениями с мужчинами.

Как складывались у нее отношения к коллегам по артистическому цеху? Совершенно по-разному. Однако всегда она оставалась по-доброму ироничной. Известны афоризмы Раневской о мужчинах, в которых она подтрунивает над ними за легкомысленность и неразборчивость в выборе подруг. Биографы-искусствоведы называют имена близких ей женщин: Павла Вульф и Анна Ахматова.

Впрочем, по данным биографов, связи с мужчинами и даже беременности у Раневской были, но она их прерывала, подстраиваясь под будни Театра. Так и пришла старость: не согретая смехом внучат, не обрадованная приездами детей.

Смерть, потрясшая страну

После смерти близких подруг - Павлы Вульф и Анны Ахматовой - Фаина Раневская проживала самый страшный, завершающий акт трагедии, где главной актрисой была она же.

На стене ее любимой комнаты, совмещенной с кабинетом и гостиной, висели портреты знакомых ей и уважаемых людей: Майи Плисецкой, Марии Бабановой, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского.

Когда она еще могла ходить, то подобрала полузамерзшую дворнягу и приютила ее у себя в квартире. Была еще одна отрада: томик самого любимого поэта - Пушкина. Страшное, ужасное одиночество.

Однажды женщина, присматривающая за 86-летней актрисой, войдя в квартиру, обнаружила ее умершей, а рядом выл от горя пес.

Заключение

Сама Фаина Георгиевна Раневская сетовала, что реализовалась в творчестве всего-то на 1% из 100% возможных. В искусстве она была абсолютным максималистом, о чем свидетельствуют ее афоризмы. Раневской-актрисе была присуща такая черта, как постоянная творческая неудовлетворенность уровнем своего личного исполнения ролей. Возможно, поэтому ее уровень толкования роли на порядок превышал по глубине режиссерские установки. К сожалению, зачастую последние, имея организационную власть, буквально ревновали уникальную актрису к искусству, обрекая ее амплуа на эпизоды. Цитаты и афоризмы Фаины Раневской свидетельствуют о нерастраченной на сцене энергии уникальной актрисы...

Как-то раз группа детишек из соседней школы пришла навестить Фаину Георгиевну. А у нее, бедняжки, разыгралась мигрень (кто хоть раз испытал — поймет). Звонок. С трудом добравшись до двери, открывает ее, видит сияющие лица школьников, которые задорно сразу верещят какие-то «речевки», и понимает, что надо сказать что-то детям в ответ... Но голова так раскалывается, что, перебрав несколько вариантов, Раневская останавливается на самом коротком и произносит: «Пионэры!.. Идите в жопу!» — и захлопывает дверь...

Как-то после спектакля, уже обнажившаяся для переодевания в гримерной, Раневская курила... Вошел режиcсер или... ну, в общем, мужчина. Пауза?!.. Раневская после очередной затяжки: «Вас не смущает, что я курю?!..»

Сегодня мы напомним вам самые яркие высказывания Раневской о жизни, работе и мужчинах:

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

— Фаина Георгиевна, как ваши дела?
— Вы знаете, милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью? повидло.

На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

Если женщина идет с опущенной головой — у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у нее есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!

Дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Глядя на прореху в своей юбке: «Напора красоты не может сдержать ничто!»

Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она привычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Спутник славы — одиночество.

Он умрет от расширения фантазии.

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Я себя чувствую, но плохо.

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»

Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет, — это ее муж.

Фаина Раневская известна не только как актриса, но и как автор острых и смешных афоризмов. Ее цитаты уже стали частью фольклора, а случаи из жизни до сих пор передаются из уст в уста и пересказываются как анекдоты. Кстати, анекдоты великая актриса очень ценила и умела их рассказывать. Предлагаем и вам почитать самые смешные анекдоты от Раневской.

Остроты и анекдоты от Раневской

- Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.
- Как вы это определили?
- Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, - объяснила Фаина Георгиевна.

В театре:
- Извините, Фаина Георгиевна, но вы сели на мой веер!
- Что? То-то мне показалось, что снизу поддувает.

Как-то у Раневской спросили, что для нее самое трудное.
- О, самое трудное я делаю до завтрака, - ответила она.
- И что же это?
- Встаю с постели.

В купе вагона назойливая попутчица пытается разговорить Раневскую. - Позвольте же вам представиться. Я - Смирнова. - А я - нет.

- Вы слышали, как не повезло писателю N.? - спросили у Раневской. - Нет, а что с ним случилось? - Он упал и сломал правую ногу. - Действительно, не повезло. Чем же он теперь будет писать? посочувствовала Фаина Георгиевна.

Одна из поклонниц как-то попросила домашний телефон Раневской. Она ответила:
- Милочка, откуда я его знаю? Я же себе никогда не звоню.

Ткань на юбке Раневской от долгой носки истончилась. Фаина Георгиевна скорее с удовольствием, чем с сожалением, констатирует, глядя на прореху: - Напора красоты не может сдержать ничто!

Раневская как-то рассказывала, что согласно результатам исследования, проведенного среди двух тысяч современных женщин, выяснилось, что двадцать процентов, т.е. каждая пятая, не носит трусы. - Помилуйте, Фаина Георгиевна, да где же это могли у нас напечатать? - Нигде. Данные получены мною лично от продавца в обувном магазине.

- А как вы считаете, кто умнее - мужчины или женщины? - спросили у Раневской. - Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Раневскую спросили: - Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности - брюнетки или блондинки? Не задумываясь, она ответила: - Седые!

- Сколько раз краснеет в жизни женщина? - Четыре раза: в первую брачную ночь, когда первый раз изменяет мужу, когда первый раз берет деньги, когда первый раз дает деньги. - А мужчина? - Два раза: первый раз - когда не может второй, второй - когда не может первый.

В присутствии Раневской однажды зашел разговор о современной молодежи. - Вы правы,- заметила Фаина Георгиевна - сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.

Раневская объясняет, чем отличается сказка от были: - Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль это когда наоборот.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....