Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Формирование навыков самообслуживания во второй младшей группе. Конспект комплексного занятия по формированию навыков самообслуживания во второй младшей группе

Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника . Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом . Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, , и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка , является важным шагом на пути к его независимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Формирование у ребенка навыков самообслуживания».

Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника . Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом . Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу , и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка , является важным шагом на пути к его независимости.

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания . В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста .

Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста . («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.» ) Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу .

В программе второй младшей группы говорится , что нужно продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания : научить их есть самостоятельно , умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу , чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все : удобная одежда и обувь детей , оборудование.

С первых же дней пребывания детей в детском саду мы начали работать с родителями . Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и , считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка , все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу , а вечером устают, и медлительность детей их раздражает .

Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки .

Навыки самообслуживания , как и любые другие навыки , образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе . По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков , выработке точных движений , обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер : «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф» ; «Завяжи шарф хорошо, кто правильно повесил одежду в шкаф» . Но важно не только упражнять детей в самообслуживании , но и проверять, как они выполняют эту работу . Мы добивались, чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их взрослых и сверстников дело. Если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр; оставили неубранными игрушки – няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, чувство ответственности, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь другим.

Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети , надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим . Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием , нужно учить их избегать лишних движений.

Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать : «Молодец» или «Неправильно» . Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить детей за то , что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше , умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Основная деятельность маленьких детей - игра . Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании . Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.

Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо было развить мелкую мускулатуру рук. Для этого мы использовали дидактические игры «Шнуровка» , «Рамки и вкладыши» , «Мозайка» и т. д. В уголок ряжения мы поместили предметы, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.) . Для привлечения внимание детей к уголку ряжения , внесли ярко оформленный сундучок, сразу заинтересовавший их. Мы повесили большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя. Ряжение внесло много радости и оживления. В игре они учились застегивать, завязывать.

При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. В раздевалке мы повесили иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания. Объясняли, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались» ; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания . Постепенно мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей . Например, если дети неправильно надевали колготки, говорили им : «Проверьте и положите их на колени так, чтобы сверху был один шов» . Обучая детей навыкам самообслуживания , не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение.

Формируя навыки самообслуживания , мы воспитывали и бережное отношение к вещам. Показывали и рассказывали, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, использовали художественную литературу («Федорино горе» , «Мойдодыр» , «Маша варежку надела…» ). Так, применяя различные приемы, мы достигли к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.

Мы учили самостоятельности детей и во время еды , используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывали, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагали взять ложку так, как это делает воспитатель. Использовали игровые приемы. Например, вносили в группу новую куклу, Петрушку, которого очень хотели научиться правильно держать ложку, просили показать кукле Кате, как надо держать ложку. Проводили серию дидактических игр : «Угостим куклу чаем» , «Накормим куклу» и др. Показывали детям небольшие спектакли, например : «Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку» , «Как мишка учился ложку держать» . Мы постоянно уделяли внимание воспитанию культурных привычек. Так, в начале года дети обедали за столами, покрытыми пластиком, и если кто-нибудь из них был неаккуратен, это проходило незамеченным. Несомненно, что при таком условии трудно воспитать аккуратность. Мы стали сервировать стол на белоснежных салфетках, и дети сразу же подтянулись, старались не испачкать их, не крошить хлеб.

В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Формируя навыки умывания , важно не стеснять детской самостоятельности . Первое время мы проявляли большую активность, чем ребёнок. Подведя малыша к умывальнику, мы говорили : «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки» . При этом незаметно для ребёнка помогали ему аккуратно и чисто умыться.

Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни мы показывали и объясняли лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук ). Обязательно использовали игровые приемы : по просьбе воспитателя няня учила куклу Степашку мыть руки : завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а воспитатель объяснял ее действия. Уже через два месяца у детей образовались довольно прочные умения, что дало возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого) . По мере овладения отдельными детьми этим навыком мы привлекали их к помощи сверстникам, предъявляли более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно мы приучали детей правильно пользоваться полотенцем : показывали, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряли тех, которые делают это правильно. По окончании умывания мы обращали внимание детей на их внешний вид , отмечали, что они стали чистые, аккуратные. В результате все дети без напоминания шли мыть руки, самостоятельно засучивая рукава , правильно пользовались мылом и водой, вытирали руки полотенцем.

Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечивает постепенное формирование навыков самообслуживания .


Конспект комплексного занятия по формированию навыков самообслуживания

во второй младшей группе

воспитатель:

Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые сухие руки, полотенце на своем месте, кран закрыт); осознания своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игровой ситуации. закрепить умение детей самостоятельно одеваться на прогулку, используя предметно-схематичную модель последовательности одевания воспитывать у детей гуманные способы поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить.

необходимый материал:

игровой персонаж кукла Катя, игровой персонаж поросенок Хрюша, комплект осенней и зимней одежды, дидактические карточки процессов одевания и умывания, предметы для умывания (мыло, полотенце).

организация : образовательная ситуация конструируется вокруг куклы, которая предлагает детям поиграть с ней в хороводную игру, с дальнейшим появлением поросенка, с переходом в ванную комнату. Участвует небольшая подгруппа детей.

Ход занятия:

Дети занимаются свободной деятельностью. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель входит с куклой Катей на руках.

Вос-ль: Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел. Это Катя. Она шепнула мне на ушко, что ей хочется с нами играть. Давайте поиграем с Катей в хороводную игру «Зайчик серенький сидит»

(в конце игры в дверь вбегает поросенок Хрюша, перепачканный и грязный

Хрюша: Ух ты, как тут весело, как здорово! А сколько игрушек, а сколько ребят! Я хочу с вами играть, я буду Зайкой!

Вос-ль: Здравствуй Хрюша! Мы с ребятами конечно рады тебя видеть, но приходить в гости и играть в таком виде, как у тебя, нельзя.

Хрюша: А какой у меня вид, самый замечательный.

Вос-ль: Дети, посмотрите на Хрюшу, какой он?

Дети: Грязный, неумытый.

Вос-ль: А покажи кА нам твои руки

Дети: Грязные

Вос-ль: Мы ругать тебя не будем

Все, что было позабудем,

Позабудем, все что было,

И научим мыться с мылом

Дети, что для этого нужно?

Ответы детей: МЫЛО, ВОДА, ПОЛОТЕНЦЕ

Вос-ль: А где же это все находится?

Дети: В умывальной комнате.

Вос-ль: Пойдем умываться.

Хрюша: Ой, я первый, я сам умею умываться. Я вам покажу! (подбегает к раковине, сильно открывает кран, всех обрызгивает)

Вос-ль: Дети, разве так открывают кран?

Дети: нет, надо открывать потихоньку, чтобы никого не обрызгать и не залить пол

Вос-ль: (читает стих) Знаем, знаем. Да, да, да

Где тут прячется вода.

Выходи водица

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку

Нет, не понемножку, посильней,

Будим умываться веселей!

Вос-ль: Ребята, а что Хрюша еще забыл сделать, прежде, чем открыть кран?

Дети: Рукава закатать

Вос-ль: Рукава закатали, кран открыли, теперь надо научить Хрюшу умываться. Кто мне поможет? Вот Петя хочет помочь.

Вос-ль: Сначала моем руки. Петя как мы это будем делать? Намочим немного, возьмем мыло и оденем на руки мыльные перчатки.

(читает стих) Мыло душистое, белое. Мылкое

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою

Ты бы грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло тебя наконец бы отмыло!

Вос-ль: Хрюша смыл мыло с рук, теперь надо лицо умыть, оно еще грязное. Как будем лицо мыть, покажи Петя.

Ребенок: надо ладошки сложить лодочкой, наполнить и помыть лицо.

Вос-ль: Правильно. А какое стихотворение мы можем читать, когда умываемся?

«Водичка, водичка, умой мое личко

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дети: Кран закрыть, и капельки воды отжать, сложив руки в замочек

Вос-ль: А теперь мы чистые, идем вытираться полотенцем.

Посмотри, Хрюша, как Петя это делает. Сначала руки вытираем, затем лицо. Теперь вешаем аккуратно полотенце на вешалку .

Вос-ль: Вот теперь тебя люблю я

Вот теперь тебя хвалю я

Дети, каким стал Хрюша?

Дети: Чистым, красивым.

Вос-ль: Хрюша, тебе нравится таким быть?

Хрюша: Да, очень. Я теперь всегда таким буду.

Вос-ль: это очень хорошо. Мы с ребятами хотим подарить тебе подарок. Все для чистоты.

Хрюша: Спасибо, я побегу маме покажу.(уходит)

Вос-ль: Теперь у нас в группе все чистые и опрятные. Мы с ребятами собираемся на прогулку. Хочешь Катя пойти с нами?

Катя: Конечно хочу. Правда у меня столько одежды. Я не знаю что одеть.

Вос-ль: ребята, поможем Кате собраться?

Дети отвечают: да

Вос-ль: Посмотрите, у Кати есть легкая шапочка, теплая шапочка, осенняя куртка, шубка, резиновые ботиночки, теплые сапожки, брючки, кофта. Что же нам нужно?

Дети отвечают

Вос-ль: А почему?

Дети отвечают: потому что холодно, можно простудиться.

Вос-ль: Да ребята, на улице морозно, ветер дует, поэтому наша одежда должна быть теплой, защищать от холода.

Катя: Значит я буду одевать шубу.

Вос-ль: Погоди Катенька, шубку мы непременно оденем, но все одевать нужно по порядку, иначе одеваться будет неудобно, ты вспотеешь пока оденешься. Наши ребята знают, что за чем нужно одевать? Давайте-ка проверим. Вот здесь у меня карточки «Мы одеваемся на прогулку». Составим их по порядку.

Дети составляют карточки, воспитатель исправляет в случае ошибки.

Вос-ль: Итак, сначала мы одеваем колготки и брючки, затем носочки и сапожки, теперь свитер, шапочку, куртку или шубку, и в конце шарф и варежки.

Чтобы нашим ребятам было легче собираться на прогулку, в раздевалке у нас есть такая схема-помошница. Если забудешь, что вперед одевать, она тебе напомнит.

Дети помогают Кате одеться, одеваются сами.

Катя: Спасибо, ребята, что помогли.

Игра "Уложим мишку спать"

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

Игра "Угостим кукол чаем"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!

Игра "Паровозик"

Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Оборудование: паровозик, рельсы.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"
Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.
Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

Игра "Кукла идет на прогулку"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава,
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки,
Вот шнурки, я помогу тебе завязать
Вот, ботиночки надели на ножки
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Игра "Знакомься - кошка"

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - кошку.
Оборудование: игрушка-кошка, картинки с изображением домашних животных.
Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за кошкой, обращает внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-кошку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про кошку "Серенькая кошечка", а затем ищете ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: "Вот она - кошечка, умеет мяукать -мяу-мяу".

Занятие "Красивый цветочек "
Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.
Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
Ход занятия: взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растениемцветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.

Игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

Занятие "Вымой руки "
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Занятие "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Занятие "Мыльные перчатки "
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Занятие "Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Занятие "Делаем прическу "
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Занятие "Почистим зубки"
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Занятие "Фонтанчики "
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра "Кукла заболела"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Занятие "Носики-курносики "
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.


Конспект занятия по самообслуживанию в младшей группе

Формирование навыков cамообслуживания.

Закреплять знания детей о названиях и назначениях предметов личной гигиены. Активизировать речь, пополнить словарный запас.
Закреплять знания детей о последовательности действий при умывании, используя алгоритм и художественное слово.
Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие.
Воспитывать желание быть чистыми, аккуратными и красивыми.

Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем заходят в группу.

Воспитатель:

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады как всегда,

Гости здесь у нас с утра

Поздоровайтесь, друзья! (дети здороваются с присутствующими)

Посмотрите, солнышко проснулось. Хочет поздороваться с нами, делайте как я.

Упражнение “Доброе утро”.

Доброе утро, глазки, вы проснулись?

Доброе утро, ушки, вы проснулись?

Доброе утро, ручки, вы проснулись?

Доброе утро, ножки, вы проснулись?

Доброе утро, солнышко, я проснулся!

Вот какие молодцы!

А сейчас садитесь тихо на стульчики. Я приготовила для вас чудесное стихотворение, в котором говорится о том, что утром все умываются.

(Звучит отрывок из стихотворения К. И. Чуковского” Мойдодыр” с демонстрацией отрывка из мультфильма).

Рано утром, на рассвете, умываются мышата,

И котята, и утята, и жучки и паучки.

Только ты не умывался, и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.

Сюрпризный момент:

Ребята, посмотрите на этого мальчика, его зовут Антошка, он один не умывался и грязнулею остался.

Вы знаете почему? (нет)

Тогда давайте позовём его к нам и спросим.

(Воспитатель выносит куклу мальчика Антошку с испачканным лицом и ладошками).

Воспитатель обращается к Антошке:

Антошка, скажи, почему ты такой грязный? Ты,наверное, не умеешь умываться?

Воспитатель обращается к детям:

Ребята, а вы умеете умываться? (ответы детей). Давайте Антошку тоже научим.

А что нужно для того, чтобы научиться умываться? Мы сейчас узнаем.

Наш знакомый Мойдодыр прислал посылку, а что в ней мы сейчас посмотрим!

(Дети подходят к столу, где стоит картинка с изображение Мойдодыра и мешочек с мылом и полотенцем внутри).

Дидактическая игра ”Чудесный мешочек ”

(Дети достают по очереди мыло и полотенце, обследуют их на ощупь, запах, рассматривают).

Вопросы детям: (Что это? Какой он? Для чего нужен? Зачем?)

Воспитатель обращается к кукле:

Вот, Антоша, какие предметы помогают нам быть чистыми, и сейчас мы научим тебя ими пользоваться.

Дети, а где мы всегда умываемся? (в умывальной комнате).

Перед тем как мы пойдём в нашу умывальную комнату, немного отдохнём.

Динамическая пауза: (дети становятся в круг)

Жарче дырчатая тучка (сжать и разжать кулачки)

Поливай водичкой ручки (потирают ладошки)

Плечики и локоточки

Пяточки и ноготочки

Мой затылочек, височки

Подбородочек и щёчки.

Молодцы!

Ребята, давайте возьмём наше мыло и полотенце, и пойдём учить мальчика умываться

В нашу умывальную комнату.

(Воспитатель подводит детей к тазику, рядом стоит лейка с водой и мольберт, на который прикреплены карточки с алгоритмом умывания).

Практическая часть:

Один ребёнок показывает последовательность действий при умывании, пользуясь алгоритмом, остальные дети смотрят и проговаривают потешки, которые используются при умывании. Воспитатель параллельно с ребёнком умывает куклу.

1. Ребята, прежде чем начать мыть руки, что нужно сделать? (закатать рукава)

Воспитатель:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Таня, покажи как это нужно делать.

Ребёнок показывает, как нужно закатывать рукава. (Воспитатель делает то же кукле)

2. Открываем воду

Знаем, знаем, да, да, да

Где тут прячется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

3. Сначала руки намочим водой, затем берём мыло и намыливаем ладошки, потрём одну ладошку о другую.

(Воспитатель вместе с детьми)

4. Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки

Будут у Антошки

Теперь намыленные ладошки смываем водой.

А у Антошки ещё и лицо грязное, давайте вспомним потешку о том, зачем нужно лицо водичкой умывать, а Таня вымоет Антошке лицо.

(Воспитатель вместе с детьми)

Водичка, водичка.

Умой моё личико.

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Вот мы и умылись. Что, Таня, теперь нужно сделать? (отжать ладошки над раковиной, закрыть воду в кране и вытереть руки и лицо полотенцем, опустить рукава).

Ребёнок показывает, как это нужно делать.

Воспитатель подносит зеркало к Антошке:

Теперь ты, Антоша, чистый и смело можешь отправляться к себе домой. Только обещай нашим ребятам, что будешь умываться каждый день. А чтобы ты не забыл как это нужно делать, мы напомним тебе ещё раз “Что сначала, а что потом” (Дети повторяют алгоритм умывания, используя карточки на мольберте).

Воспитатель говорит детям о том, что Мойдодыр внимательно смотрел за ними и сочинил для них весёлую песенку, которую они сейчас услышат.

(Включается отрывок из мультфильма “Мойдодыр” песенка “Да здравствует мыло душистое... “)

Итог: Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам -

Валентина Соколова
План работы для 2-ой младшей группы по формированию навыков самообслуживания

План работы для 2-ой младшей группы

по формированию навыков самообслуживания

Цели и задачи на осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Совершенствование культурно-гигиенических навыков , формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.

Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку, трусики, шапочку и т. д., из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.) .

Приучать детей к опрятности, аккуратности. Воспитание опрятности, умения замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Перспективный план на сентябрь месяц

Учит детей пользоваться унитазом

Продолжать учит самостоятельно снимать и одевать (трусики, шорты, колготки) в туалете

Находить своё полотенце и уметь им пользоваться

Есть аккуратно

Уметь пользоваться салфеткой

Научить детей складывать одежду в шкафчик

Перспективный план на октябрь месяц

Приучать детей мыть руки после туалета

Продолжать учит детей пользоваться индивидуальным полотенцем

Учить пользоваться ложкой

Познакомить детей с алгоритмом одевания и раздевания

Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой

Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых

Перспективный план на ноябрь месяц

Учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания

Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем

Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место

Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи)

Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его.

1. Наглядная информация для родителей на тему : «Как приучить ребёнка быть аккуратным»

2. Блок познавательных занятий «Одежда»

3. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

4. Блок познавательных занятий «Обувь»

5. Оформление уголка (туалетной комнаты)

6. Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»

7. Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий : потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.

8. Наглядная информация для родителей на тему : «Как ухаживать за молочными зубами»

9. Дидактические упражнения : «Оденем куклу на прогулку» , «Уложим куклу спать» .

10. Оформление дежурного уголка .

11. Наглядная информация для родителей на тему : «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста ».

12. Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки» .

13. Дидактическое упражнение : «Айболит встречает ребят»

14. Чтение художественной литературы : «Мойдодыр»

15. Игровые ситуации : «Купание куклы» , «Накормим куклу»

16. Игровая ситуация «Обед для кукол» .

17. Занятие : «Наш зайчонок заболел» .

Цели и задачи на зиму (декабрь, январь, февраль)

Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания . Формирование привычки следит за своим внешним видом; умение пользоваться правильно мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.

Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (оборудование туалетной комнаты, столовые приборы, шкафчики индивидуального пользования).

Приучать детей к опрятности, аккуратности. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании . Формирование привычки соблюдать чистоту и порядок в помещении и на участке детского сада. Приучать детей к вежливому общению со взрослыми и сверстниками.

Перспективный план работы на декабрь месяц

Продолжать учить правильно пользоваться мылом

Продолжать учить детей вешать полотенце на место

Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания

Продолжать прививать у детей привычку садиться за стол с чистыми руками

Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками

Учить пользоваться салфеткой после еды

Учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду

Учить играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место

Перспективный план работы на январь месяц

Продолжать учить детей пользоваться салфетками при необходимости и после еды. Поощрять тех детей, кто пользуется салфеткой без напоминания

Учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком при мере необходимости

Продолжать учить правильно пользоваться унитазом. Учить самостоятельно , пользоваться туалетной бумагой

Учить детей смотреться в зеркало и любоваться своей чистой и опрятной одеждой

Продолжать учить правильно пользоваться ложкой и правильно держать чашку

Продолжать прививать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем

Учить завязывать и развязывать шнурки, застёгивать и растёгивать пуговицы и молнии

Перспективный план на февраль месяц

Продолжать учить последовательно по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой

Прививать у детей привычку мыть руки после туалета и по мере их загрязнения

Приучать детей к желанию всегда поддерживать порядок в шкафчиках индивидуального пользования. Поощрять самых аккуратных детей.

Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно

Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой

Учить пользоваться индивидуальной расчёской

Продолжать учить бережно обращаться с игрушками, убирать их на место

Продолжать учить последовательно одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик.

1. Наглядная информация для родителей на тему : «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков ».

2. Дидактические игры : «Водичка, водичка» , «Вымой руки»

3. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

4. Дидактические игры : «Умывалочка» , «Делаем причёску»

5. Занятия на тему : «Варвара краса – длинная коса»

6. Заучивание потешки «Расти коса, до пола» (окружающий мир младшая группа )

7. Дидактическое упражнение

8. Занятия на тему : «Водичка, умой моё личико»

9. Заучивание потешки «Водичка, водичка»

10. Дидактическое упражнение : «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем» .

11. Дидактическое упражнение : «Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна» .

Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.

12. Беседа-наблюдение с детьми по теме : «Учимся у старших детей умываться»

13. Дидактическое упражнение «Возьмём мишку на прогулку»

14. Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.

15. Занятие-развлечение : «Вот что мы умеем»

16. Занятие : «Одежда весной»

17. Советы врача при недомогании ребёнка.

18. Сюжетно - ролевая игра «Больница» .

Цели и задачи на весну (март, апрель, май)

Воспитывать культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания . Продолжать формировать привычку к чистоте , опрятности и аккуратности, приобщать к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Формирование элементарных навыков поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Поддерживать проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умением пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф; помочь одеть и раздеть кофту, куртку; застегнуть и расстегнуть пуговицы и молнию; развязать шапку и т. д.).

Приучать детей к опрятности, аккуратности. Продолжать формировать привычку соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Формировать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Продолжать учить вежливому общению со взрослыми и сверстниками. Продолжать прививать привычку самостоятельно замечать непорядки в внешнем виде и устранять их самостоятельно или при помощи взрослого.

Перспективный план работы на март месяц

Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом

Совершенствовать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем и вешать его на место

Учить садиться за стол спокойно

Учить правильно нести стульчик

Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской

Учить выворачивать колготки, кофточку и носочки

Учить бережно обращаться игрушками и умению делиться ими

Учить пользоваться столовой и чайной ложками

Учить пользоваться вилкой

Перспективный план работы на апрель месяц

Продолжать уделять особое внимание формированию культурно-гигиенических навыков

Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом

Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь

Прививать привычку убирать за собой игрушки

Обращать внимание на свой внешний вид

Закреплять навыки вежливой культуры за столом

Закреплят умение самостоятельно одеваться и раздеваться

Продолжать учить складывать одежду по полочкам

Перспективный план работы на май месяц

Продолжать уделять особое внимание на формирование культурно-гигиенических навыков , культуре поведения за столом.

1. Анкетирование родителей : «Здоровый образ жизни»

2. Дидактическое упражнение : «Что нужно кукле?» , «Оденемся на прогулку»

3. Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса»

4. Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках .

5. Игровая ситуация «Кукла Катя заболела» , Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет)

6. Игровая ситуация «Купание»

7. Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

8. Чтение худ литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского.

9. Игровая ситуация «Витамины в огороде»

10. Занятие : «Таблетки растут на ветке» . Умывание холодной водой.

11. Занятие : «Мытьё кукольной посуды»

12. Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

13. Дидактическое упражнение «Моем чисто руки и лицо»

14. Подвижная игра «Зайка белый умывался»

15. Занятие : «Как ухаживать за волосами»

16. Игровая ситуация «Котик простудился»

Заключительный этап

17. Анкетирование родителей по теме : «Чему научился Ваш ребёнок?»

18. Итоговое занятие : «Вот какие мы большие» .

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...