Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников. Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Тема: «Роль семьи в формировании у детей потребности к здоровому образу жизни».

В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для создания внесемейных отношений и связей. Для семьи дети - главная ценность. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны прежде всего родители.

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.
Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в
семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня
их образования Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.
Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня. В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне. У большинства населения нашей страны, в том числе и у детей школьного возраста, недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, слабо привиты навыки ведения здорового образа жизни. Основы физического и психического здоровья ребенка и первоначальные навыки ведения здорового образа жизни формируются в детские и юношеские годы. Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитать сознательное, ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни необходимо начинать в детском возрасте. Это возможно путем активного участия самих родителей.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.

"Опыт убедил нас, что главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание, чаще: незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями врача, матери, учителя. Скрытые недомогания: являются отклонением от нормального развития, а замедленное мышление - во многих случаях следствие этого недомогания". В.А. Сухомлинский.

Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельностью с детьми, педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение школьника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке школы состоит в конструировании природо и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов школы в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то,что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в школе. Поэтому школа должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Пути решения таковы:

Постоянная связь родителей со школой, а именно с учителем физкультуры, классным руководителем, чтобы знать о проблемах или успехах своего ребенка. Для этого не надо постоянно ходить в школу, можно общаться с помощью телефона;

Совместное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой в качестве участников, помощников организаторам, судьям;

Совместное посещение спортивных соревнований.

Родительские установки появляются задолго до рождения ребенка. Воспитание детей - это огромный труд, огромное счастье, огромная любовь, постоянный поиск и сомнения.

Какими качествами должны обладать хорошие родители? Прежде всего, у ребенка должна была уверенность в том, что родители его любят и заботятся о нем. Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и духовного здоровья. К сожалению, родители не всегда умеют выразить свою любовь к ребенку. Все отклонения в эмоциональной сфере и поведении ребенка чаще всего обусловлены дефицитом родительской любви. Не надо бояться испортить ребенка проявлениями любви, наоборот, надо постоянно внушать ребенку уверенность в ее постоянстве, а для этого нужен постоянный психологический контакт с ним. Контакт строится в результате взаимодействия, диалога с ребенком, стимулирующего его активность в процессе воспитания. Родители должны пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях и самосовершенствовании.

Другим важным правилом общения родителей и детей является принятие ребенка таким, каким он есть - признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть, 6 том числе и на родителей. Это предполагает отказ от пусть зачастую справедливых, но негативных оценок личности ребенка. Любить ребенка надо не потому, что он хороший, а потому, что он есть, любить такого, какой есть. Психологами доказано, что успешность воспитания прямо связана с уровнем личности родителей, богатством и гармонией внутреннего мира взрослого. Поэтому процесс воспитания - это всегда и процесс самовоспитания.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Тармаева Елена Раднаевна. Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Тармаева Елена Раднаевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/977

Введение

Глава I. Теоретические основы применения блочно-модульной технологии для формирования потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ) у учащихся старших классов 14

1.1 . Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни - актуальная педагогическая проблема 14

1.2.Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста 34

1.3.Применение блочно-модульной технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах для формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся 42

Глава II. Задачи, методы и организация исследования 66

2.1. Задачи исследования 66

2.2. Методы исследования 66

2.2.1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы 67

2.2.2. Анкетирование 69

2.2.3. Педагогическое наблюдение 69

2.2.4. Тестирование физической подготовленности 70

2.2.5. Педагогический эксперимент 72

2.2.6. Комплексный контроль состояния организма учащихся 72

2.2.7. Методы математической статистики 74

2.3. Организация исследования 75

Глава III. Разработка и экспериментальное обоснование модели формирования зож в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения 79

3.1. Предпосылки в вопросах разработки блочно-модульной технологии планирования учебных занятий по физической культуре 79

3.2. Модель формирования потребности в ЗОЖ у старшеклассников: блочно-модульное планирование занятий по физической культуре 88

Глава IV. Результаты педагогического эксперимента 113

4.1. Динамика в уровне физической подготовленности учащихся 113

4.2. Положения и выводы по данным анкетирования и тестирования 122

4.3. Анализ результатов комплексного контроля состояния организма учащихся 132

Заключение 140

Литература 147

Приложение 171

Введение к работе

Актуальность исследования . В последнее время наблюдается заметное снижение уровня здоровья, физического и духовного развития юного поколения (Сухарев А.Г., 1991; Чумаков Б.Н., 2000; Никифоров Г.С., 2003; Харисов Ф.Ф., 2003; и др.). По данным Минздрава РФ, из 6 млн подростков 15-16 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом около половины заболеваний ограничивает выбор будущей профессии и почти треть юношей по медицинским показаниям не годится для службы в Вооруженных Силах РФ (Склянова Н.А., Плющ И.В., 2001; Смирнов Н.К., 2005; и др.).

По мнению ряда ученых, одной из основных причин этой отрицательной тенденции является недостаточное внимание к таким вопросам, как физическое воспитание и формирование здорового образа жизни школьников (Гриненко М.Ф., 1988; Нилуашев С., 1993; Исаев И.С., 2001; Бауэр В.Р., 2001; и др.). Современные уроки физической культуры должны способствовать физическому и духовному развитию ребёнка (Евстафьев Б.Р., 1985; Лубышева Л.И., 1992-2006; Глотов Н.К., 1996; Бальсевич В.К., 2003, 2007), поэтому сегодня физическая культура и спорт признаны приоритетными направлениями государственной политики России.

Традиционная система физического воспитания в общеобразовательной средней школе не способствует сохранению, укреплению здоровья учащихся, как следствие - формированию здорового образа жизни. Изучение этой проблемы (формирование здорового образа жизни у современных школьников) позволило выявить ряд противоречий между:

а) заметным снижением уровня здоровья современных школьников и отсутствием у большинства из них потребности в здоровом образе жизни;

б) стремлением части старшеклассников к физическому и духовному саморазвитию и отсутствием соответствующих знаний, навыков и педагогической поддержки;

в) необходимостью процесса формирования здорового образа жизни у современных школьников и практической неготовностью педагогов к системной работе в этом направлении;

г) заказом государства и общества в выпуске из средних общеобразовательных школ физически и духовно развитых, готовых достойно служить Отечеству старшеклассников и неспособностью традиционной школьной системы справиться с данной задачей.

В системе школьного физического воспитания необходимы значительные изменения в содержании и технологии учебно-воспитательного процесса. Безусловно, они должны быть направлены на повышение уровня физического развития, формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни у обучающихся. Одним из перспективных направлений в решении этой задачи является применение блочно-модульной технологии обучения. Таким образом, нами была определена тема исследования «Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения».

Объект исследования . Процесс физического воспитания учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования . Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников с использованием блочно-модульной технологии обучения.

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать модель формирования потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников в системе занятий по физической культуре в общеобразовательной средней школе на основе блочно-модульного обучения.

Гипотеза исследования . Предполагается, что можно достичь высоких результатов в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся старшего школьного возраста, если: выявить факторы, способствующие данному процессу; разработать модель планирования занятий по физической культуре на основе блочно-модульной технологии; предложить старшеклассникам разработать индивидуальные программы физического и духовного самосовершенствования; внедрить программу элективного курса, направленную на формирование у учащихся базовых компетенций в области физической культуры и основ здорового образа жизни.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретико-методологические основы формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся старших классов.

2.Определить исходный уровень знаний основ здорового образа жизни, физического развития и двигательной подготовленности старшеклассников в общеобразовательной средней школе.

3.Выявить основные факторы, способствующие формированию здорового образа жизни у школьников.

4.Разработать модель формирования потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников.

5. Экспериментально обосновать эффективность разработанной модели в физическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование физической подготовленности (Лях В.И.,1996), педагогический эксперимент, определение уровня физического развития и психофизиологического состояния. Полученные результаты исследования обработаны с использованием методов математической статистики.

Организация исследования. Работа проводилась в период с 2004 по 2008 г. в три этапа. На первом этапе (сентябрь 2004 г. - май 2005 г.) были изучены и проанализированы различные научные публикации. По исследуемой проблеме были организованы республиканские, межрегиональные научно-практические конференции, а также семинары в Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. На курсах учителей физической культуры, ОБЖ и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе во время дискуссий и круглых столов происходил обмен мнениями по вопросам формирования здорового образа жизни у современных школьников. Были определены школы для участия в педагогическом эксперименте.

На втором этапе (2005-2007 гг.) проведен основной педагогический эксперимент. С сентября 2005 г. в семи школах Республики Бурятия была внедрена разработанная нами модель формирования потребности здорового образа жизни у старшеклассников в процессе школьного физического воспитания на основе блочно-модульной образовательной технологии. Во всех школах, участвовавших в эксперименте, на уроки физической культуры было отведено 3 часа в неделю.

Третий этап длился с 2007 по 2008 г. Был проведен качественный и количественный анализ полученных данных. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы по итогам экспериментальной работы. Также третий этап включал в себя разработку, внедрение практических рекомендаций и оформление диссертационной работы.

Методологической основой исследования являются:

Теория и методика физического воспитания и спорта (Минаев Б.Н., Шиян Б.М., 1989; Матвеев Л.П., 1991, 2003; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2001, 2007);

Деятельностный подход к процессу физического воспитания (Лубышева Л.И., 1992; Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б., 1992; Бальсевич В.К., 1998, 2003; и др.);

Модульный принцип организации и планирования содержания учебного процесса (Юцявичене П.А., 1989; Сенновский И.Б., 1995; Лапчинская В.П., 1997; Третьяков П.И., Сенновский И.Б., 2001; и др.);

Концепции формирования личности, ее самоопределения и самосовершенствования (Кон И.С., 1984, 1989; Рубинштейн С.Л., 1989; Божович Л.И., 1998, 1999; и др.);

Валеологическое образование (Татарникова Л.Г., 1999; Вайнер Э.Н., 2001; Зайцев Г.К., 2001, 2003; Харисов Ф.Ф., 2003; Колбанов В.В., 2002, 2005; Смирнов Н.К., 2002, 2005; и др.).

Научная новизна исследования:

1. Выявлены необходимость и возможности формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся средней общеобразовательной школы.

2. Разработана модель формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни в процессе школьного физического воспитания у старшеклассников на основе блочно-модульного обучения.

3. Обоснована эффективность разработанной модели в повышении двигательной подготовленности, уровня здоровья и умственной работоспособности.

4. Разработана и апробирована индивидуальная программа духовного и физического самосовершенствования старшеклассников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивались выбором теоретико-методологических подходов, современных научных методик, адекватных поставленным задачам исследования, а также корректностью математической обработки полученного экспериментального материала.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом его результатов в развитие теории и методики физического воспитания, здоровьесберегающих технологий:

Концептуальной разработки процесса формирования здорового образа жизни у школьников;

Теоретического обоснования эффективности формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников средней общеобразовательной школы на уроках физической культуры;

Выявления и научного обоснования механизмов реализации методической системы, способствующих оптимизации учебного процесса: а) в содержательном аспекте: применение блочно-модульной технологии обучения; б) в процессуальном аспекте: разработка программы элективного курса, направленной на формирование базовых компетенций в области физической культуры и основ здорового образа жизни, организация самостоятельной работы школьников в плане физического и духовного самосовершенствования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование блочно-модульной технологии на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе экспериментально доказало эффективность формирования потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников, повышения уровня их двигательной подготовленности, физического развития и здоровья. Предлагаемая система планирования занятий по физической культуре нашла применение в общеобразовательных школах республики Бурятия.

Результаты и выводы диссертационной работы могут представлять интерес для учителей физической культуры и педагогов – тренеров, а также использоваться методистами института повышения квалификации работников образования на проблемных курсах по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающейся молодежи в общеобразовательных учреждениях. Примерная индивидуальная программа самосовершенствования «Развитие физического и духовно-нравственного Я» может быть рекомендована старшеклассникам для физического и духовного развития.

Апробация результатов исследования. Содержание работы и ее аспекты обсуждались на региональных, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Духовно-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы» (Улан-Удэ, 2003); «Проблемы развития системы образования Бурятии» (Улан-Удэ, 2004); «80 лет системе повышения квалификации работников образования Бурятии» (Улан-Удэ, 2004); «Проблемы физического воспитания и спортивной работы в системе образования» (Иркутск, 2005); «Развитие системы социальной защиты детей: обеспечение прав ребенка на региональном уровне» (Улан-Удэ, 2005); «Структура, функционирование и охрана природной среды» (Улан-Удэ, 2007); «Здоровье, образование, спорт, туризм: актуальные проблемы на современном этапе развития общества» (Улан-Удэ, 2007). Результаты исследования отражены в Вестнике БГУ (Вып. 8, 13. Сер. Медицина, физкультура и спорт), журнале «Педальманах» (2007, 2008). Материалы исследования используются на проблемных, рейтинговых курсах учителей физической культуры в Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Обоснование необходимости и возможности формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся старшего школьного возраста.

2. Модель формирования потребности в здоровом образе жизни старшеклассников в системе занятий физической культуры с применением блочно-модульной технологии обучения, включающая следующие позиции:

Программу элективного курса «Я выбираю здоровый образ жизни!»,

Индивидуальные программы физического и духовного самосовершенствования учащихся,

Годовой план-график прохождения учебного материала в модульном варианте планирования.

3. Эффективность применения блочно-модульного обучения в формировании потребности здорового образа жизни, в повышении уровня физической подготовленности и развития учащихся.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (257 источников, из них 7 зарубежных авторов), приложений и актов внедрения. Диссертация изложена на 223 страницах машинописного текста. В нее входят 19 таблиц, 11 рисунков, 11 приложений.

Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни - актуальная педагогическая проблема

Практически все здоровые от рождения дети имеют большие возможности для саморазвития, самосовершенствования, самореализации. В процессе саморазвития, самосовершенствования творческая личность способна выбрать траекторию собственного развития на основе потребности, самоосмысления и переосмысления стереотипов сложившегося опыта, оценки собственных ресурсов и потенциальных возможностей. " Рассмотрим подробнее понятие «потребность», потому что именно она является побудителем активности личности, развития человека. По определению В.И. Даля, потребность - нужда, надобность, потреба. Л. Брентано (1921) потребность связывает со «всяким отрицательным чувством, соединенным со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности» (40. С. 10). Д.Н. Узнадзе (1982) считает, что понятие «потребность» касается всего, что является нужным («нуждой») для организма, чем тот в данный момент не обладает. В философско-экономическом словаре (1983) потребность определяется как нужда или востребованность в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, которая отражает устойчивые требования внутренней среды организма или внешних условий (150).

Она порождает цели с разной степенью зрелости: «так чего-то хочется»; «знаю для чего»; «управляю внутренним, учитываю внешнее и принимаю решение (и ответственность!)». Если ориентироваться на результат без установки на оптимальность достижения результата, то средства тратятся впустую. Если ориентируясь на результат, задавать вопросы: что надо делать и как делать, чтобы он был лучше, как достичь его с наименьшими затратами, то это будет процедурой самоопределения (49).

По мнению А.Л. Попова (2001), потребность - всегда нужда в чем-то, зависимость живого существа от условий существования, выступает как условие, как предпосылка активности. Он различает два уровня потребностей: первый уровень - витальные, социальные и идеальные потребности, связанные с предметами (мотивами), которые в состоянии удовлетворить их потребности; второй уровень - самоценные потребности, которые представлены видами активности человека. Потребность формируется в процессе воспитания воли и самости человека. Воля и самость повышают активность субъекта, а вместе с ней удовлетворение первичных потребностей. Далее, он отмечает, что к особым свойствам потребностей является их взаимопроникновение. Витальные потребности связаны с социальными, идеальными, а самоценные - с витальными, социальными, идеальными.

«Спортивная деятельность по мере овладения двигательным мастерством становится одной из потребностей спортсмена, включающей и витальные, и идеальные и социальные потребности. Спортсмена высокого класса характеризует значительное развитие самоценных потребностей. Знание происхождения и предметов потребности в спортивной деятельности может стать существенным фактором психофизиологической подготовки» (164. С.67).

К.К.Платонов (1986), Е.П.Ильин (2000) классифицируют потребности на биологические, как естественные потребности организма, и социальные, как потребности личности. По мнению Е.П. Ильина, нужды организма, которые не отражаются в сознании, могут и не переходить в потребность личности. Потребность личности, считает он - это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда.

По предположению Л.К. Сидорова (2002), в начале своего формирования потребность является чисто биологической, а затем перерастает в социально и духовно ориентированную. Он подчеркивает, что социально духовная потребность базируется на биологической. При формировании потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие биологической, которая постепенно перерастет в социальную потребность.

Для человека наличие здоровых органов, работоспособного организма в целом - это естественная биологическая потребность. Но для того, чтобы иметь здоровый организм, необходимо быть компетентным в области ЗОЖ и следовать его требованиям. Потребность в здоровом образе жизни будет уже духовной, социальной потребностью, т.е. потребностью личности.

Личность развивается в конкретной деятельности через мотивы и потребности. Потребности вызывают мотивы, мотивы ведут к действиям, взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого происходят усвоение личностью социального опыта и ее развитие (73, 111,112).

Gardner Н (1991) отмечает, что учение посредством личных открытий - долгий процесс, но дающий определенные конкретные результаты. Информация, которую учащиеся запоминают механически, не связывая с собственными интересами, потребностями становятся «мертвой глыбой».

Потребности - основная побудительная сила также мыслительной деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен изыскивать те или иные средства, а потому решать определенные теоретические и практические задачи.

Предпосылки в вопросах разработки блочно-модульной технологии планирования учебных занятий по физической культуре

Как показал анализ действующих программ физического воспитания, существующая традиционная система обучения не способствует формированию у школьников потребности в здоровом образе жизни. Нами выявлены следующие причины: отсутствие личностно-ориентированного индивидуального подхода к учащимся, учета психофизиологических особенностей и возможностей; недостаточная информированность учащихся в вопросах, касающихся здоровья, как следствие, не вызывает у них должного интереса к здоровому образу жизни; развитие физических качеств, увеличение двигательной активности современные школьники не связывают со здоровьем, со здоровым образом жизни, отсюда - отсутствие у них потребности в здоровом образе жизни, занятиях физической культурой. Здоровье они воспринимают как естественную данность, как само собой разумеющееся состояние, не видя в нем предмета особого внимания; недостаточность разработки форм, методов и средств физического воспитания, обеспечивающих формирование потребности в здоровом образе жизни. Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического креативного мышления, обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Человек, ведущий здоровый образ жизни, должен быть компетентным в области ЗОЖ, понимать и учитывать сложность организации его организма и многообразие взаимоотношений с окружающей его средой, а сам он должен обладать следующими характеристиками: - физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни; - физической подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического совершенства; - психомоторикой как процессом, объединяющим, связывающим психику с ее выражением - мышечной деятельностью; - психическим состоянием - сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим качество жизнедеятельности в сложившейся ситуации; - психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего роль и ответственность в нем; - духовностью и социальным образованием (44). Важное место в формировании здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные особенности человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и формированию его содержания и особенностей. Также одним из условий формирования здорового образа жизни является удовлетворение потребности личностной самореализации. «Именно в самореализации личности, раскрытии заложенных от природы задатков и стремлений видят важнейшее условие душевного здоровья человека. А. Маслоу назвал эту потребность и соответствующую деятельность самоактуализацией» (147, С. 212). Обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, если человек сам захочет быть здоровым. Поскольку здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды, способность к адаптации - одно из "свойств и условий развития здорового человека, то необходимо в процессе физического воспитания расширять именно адаптационный потенциал учащихся. Как универсальное свойство живых организмов, адаптация является тем «китом», который вместе с саморегуляцией поддерживает постоянный контакт со средой, увеличивает мощность гомеостатических систем, осуществляет связь с меняющейся средой. Адаптацию следует считать центральным в проблеме здоровья (87). Сила, ловкость, быстрота, гибкость во многом определяют устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, успех в профессиональной деятельности. Благодаря физическим тренировкам, нервная система закаляется, приобретает новые качества, повышаются адаптивные возможности организма. Таким образом, мы приходим к следующим выводам: Здоровый образ жизни включает изучение своего организма, своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здоровья, долголетия. Одним из условий формирования здорового образа жизни является удовлетворение потребности самореализации. Способность к адаптации - одно из свойств и условий развития здорового человека. Оптимальная двигательная нагрузка повышает адаптивные возможности организма. Поскольку движение является одним из самых насущных потребностей организма, одним из самых важных компонентов здорового образа жизни, формирование потребности в двигательной активности у детей и подростков является важнейшей задачей системы образования. Решить проблему укрепления здоровья, формирования ЗОЖ, повысить адаптивные возможности организма, формировать компетентность в области физической культуры и ЗОЖ, нацелить его на самопознание, саморазвитие, самотворчество в современной системе образования может, и должна физическая культура.

Модель формирования потребности в ЗОЖ у старшеклассников: блочно-модульное планирование занятий по физической культуре

Анализ литературы и данные анкетирования показали, что для формирования у старшеклассников потребности в здоровом образе жизни необходима целенаправленная планомерная работа, представляющая собой комплексный подход к обучению и воспитанию. Весь процесс обучения при этом приобретает деятельностный характер и ориентирован, "прежде всего, на. достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций в области физической культуры и ЗОЖ.

При разработке технологии формирования потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников мы исходили из следующих положений: 1. Содержание занятий по физическому воспитанию должно включать теоретические вопросы, которые будут способствовать формированию интереса к ЗОЖ, познанию своего организма, развитию своих функциональных возможностей и общефизической подготовленности; 2. Процесс физического воспитания должен иметь" системный, творческий характер: каждое занятие является продолжением предыдущего. Необходимо отметить, что на таких занятиях учащиеся сами ставят задачи и стремятся к достижению поставленных целей. 3. В процессе физического воспитания осуществляется педагогика сотрудничества, где ответственность в обучении берет на себя учащийся, а педагог исполняет роль консультанта, методиста. Содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса основываются на следующих педагогических принципах: - принцип индивидуального подхода, который выражается в учете психофизиологической возможности каждого учащегося, индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебно-оздоровительных достижений; - принцип постепенности, который заключается в систематическом накоплении знаний, умений и навыков при переходе к последующему модулю после полного освоения предыдущего. Формирование потребности в ЗОЖ у учащегося осуществляется за счет воздействия на него внутренних и внешних факторов (Приложение 1). Причем внешние факторы, которые окружают ребенка, активно влияют на его внутренние. При целенаправленном воздействии на ребенка - обучение, воспитание в школе, в семье - формируется гармонически развитая личность. Из совокупности внутренних факторов при формировании потребности в ЗОЖ у ребенка значительную роль играют возраст, психофизиологические особенности, первичные знания основ здорового образа жизни. Старший школьный возраст - сенситивный период формирования личностного самоопределения, активная пора поиска себя человеком, своего места в жизни (2). Для старшеклассников, когда в полной мере актуализируются и становятся доминирующими социальные потребности в самосовершенствовании, самоутверждении, самовыражении и самоопределении, возникающие на основе соответствующих биологических потребностей, характерна смыслотворческая деятельность, связанная, прежде всего с постижением смысла жизни. В свою очередь, вспомогательные потребности, опосредованные социальными факторами, в этот период также трансформируются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и творческой активности (1).

Именно в этот период необходимо создать условия для самосовершенствования старшеклассника, оказать своевременную педагогическую поддержку, т.е. построение таких отношений между педагогами и школьниками, в которых преподаватель представляет возможность развитию личности школьника через совместный анализ трудностей, проектирование действий, распределение ответственности за действия, обсуждение последствий и результатов.

К сожалению, для появления интереса к ЗОЖ, тем более потребности в нем, по результатам анкетирования, у испытуемых учащихся старших классов недостаточный уровень знаний по основам ЗОЖ. Знания отрывочные, полученные на классных часах, уроках биологии, ОБЖ, из средств массовых информации и т.д. Практически все знают, что необходимо вести здоровый образ жизни, что это нужно, чтобы быть здоровым, но доминирующая часть не знает, что это такое и как нужно его соблюдать. Для формирования потребности в ЗОЖ у учащихся необходимо вооружить их системой знаний по основам ЗОЖ.

Для ориентации учащихся к ЗОЖ, появлению устойчивого интереса и, наконец, формированию потребности в нем, необходимы правильная организация педагогической деятельности в школе, родительская поддержка и их культура здоровья, активная пропаганда ЗОЖ в селе, городе, где они проживают. Все это относится к.внешним факторам, воздействующими на развитие личности школьника.

Из всех внешних факторов, особую и важную роль в формировании потребности в ЗОЖ учащихся, играет школа. Но если будет существовать осознанный интерес и творческий подход к соблюдению ЗОЖ, к укреплению здоровья, к познанию своих возможностей, повышению физической подготовленности и физического развития у школьника, а главное - самостоятельное отслеживание и регуляция этих процессов, то значение выше перечисленных мероприятий в школе приобретут для учащихся иной смысл.

Динамика в уровне физической подготовленности учащихся

Известно, что высокий. уровень физической подготовленности учащихся является фундаментом хорошего физического развития, здоровья, а также выступает одним из важнейших условий проявления потребности в здоровом образе жизни. Только заинтересованный в отличном здоровье индивид, соответственно заинтересованный в ведении здорового образа жизни, в своем физическом развитии будет целенаправленно работать над самосовершенствованием, развитием таких физических качеств как быстрота, выносливость, сила и гибкость.

В процессе проведения научных исследований- применялась комплексная методика определения физической подготовленности старшеклассников, в основе которой общепринятая в практике программа испытаний (Лях В.И., 1988).

Перед началом эксперимента у всех испытуемых были примерно одинаковые показатели физической подготовленности. Это подтверждает сравнительный анализ результатов тестирования (таблицы 8,9).

В процессе использования блочно-модульного планирования учебного процесса по физическому воспитанию выявлены ощутимые приросты в развитии кондиционных и координационных способностей учащихся.

Результаты тестирования показаны на рис. 6. В начале эксперимента результат челночного бега девушек ЭГ отличался от показателей девушек КГ на 0,1 секунды. У юношей ЭГ и КГ они были одинаковыми. В конце эксперимента разница в показателях входной и выходной диагностики составила у девушек ЭГ 0,3 секунды, а у юношей эта разница составила 0,2 секунды. В ЭГ у девушек и юношей результаты изменились с достоверностью в Р 0,05; Р 0,01 соответственно. В КГ, как видно из таблиц 8,9 и рис. 6. результаты также улучшились, но не на достоверную величину, достоверность различий составляет Р 0,05.

Динамика результатов «челночного бега 3x10» Анализ результатов теста «Бег 2000 м» (дев.), «Бег 3000» (юн.) Результат выполнения теста на выносливость показан на рис 7. В начале эксперимента показатели по выносливости в беге на дистанцию 2000 м у девушек в КГ и в ЭГ были примерно одинаковыми. В конце эксперимента девушки ЭГ эту дистанцию пробегали быстрее, чем девушки КГ. Улучшение результатов в беге на 2000 м в конце эксперимента у девушек в ЭГ произошло на 42 секунды. Достоверность различий составила при t = 2,89 Р 0,01. У девушек в КГ результат тоже улучшился, но изменения незначительные (Р 0,05). Юноши ЭГ и КГ в начале эксперимента дистанцию на 3000 м преодолевали с разницей 0,06 секунды. В конце эксперимента время пробега дистанцию на 3000 м у юношей ЭГ и КГ заметно отличалось. Результат у юношей ЭГ к концу эксперимента в беге на 3000 м улучшился при t = 3,48 на достоверную величину Р 0,001. У юношей КГ особых изменений не наблюдается (таблицы 8,9; рис.7).

Анализ результатов теста «Бег 30 м». С целью прослеживания развития скоростной быстроты у старшеклассников использовали тест «Бег 30 м». На рис. 8 видна динамика изменения результатов по развитию этого физического качества за время проведения двухгодичного эксперимента. Изменения произошли в КГ и в ЭГ. Анализ результатов в конце эксперимента показывает уменьшение времени прохождения дистанции в ЭГ у девушек и юношей на 0,3 секунды. Достоверность различий составила в ЭГ составила Р 0,01. В КГ изменения незначительны (Р 0,05).

Анализ результатов теста «Подтягивание из виса на перекладине». Для прослеживания развития силовых качеств у юношей применялся тест «Подтягивание на высокой перекладине», у девушек - «Подтягивание на низкой перекладине из положения лежа на спине». Тестирование в конце эксперимента показало заметное улучшение силовых качеств у девушек и юношей ЭГ по сравнению КГ. Девушки ЭГ улучшили результат на 5,1 единицы. Величина достоверности различий составила при t = 3,9; Р 0,01. Улучшение результата девушек из КГ произошло на незначимую величину (0,5 единиц, Р 0,05). У юношей ЭГ результат улучшился на достоверную величину Р 0,001 при t = 3,78. Юноши КГ также улучшили результат, но не на достоверную величину Р 0,05 при t = 1,99. Динамика изменения силовых качеств отражена на рис. 9.

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности .

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для младших школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний .

Учитывая состояние здоровья детей младшего школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни .

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

· освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

· освоение пособий для педагогов и учащихся;

· создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

· обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ .

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

· Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.

· Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути .

3. Принцип "Не навреди"!

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности .

Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям .

Организуя образование в области здоровья, нужно помнить:

· если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

· если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

· если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

· если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность .

Важная задача, которую необходимо решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ваш ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению "внутреннего наблюдателя" в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости .

Воспитание в области здоровья служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи .

Эффективность решения оздоровительных задач здоровьеформирующего воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

Государственное казенное вечернее (сменное) образовательное учреждение

Центр образования при исправительных учреждениях

Самарской области

Доклад на тему

«Формирование у обучающихся потребности

в здоровом образе жизни».

Выполнила:

учитель химии и биологии

филиала № 1 Агапова Г. Е.

Новокуйбышевск, 2013 г.

Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы - человекообразующая.

Одной из приоритетных задач ЦО является здоровьесбережение участников образовательного процесса.

Устав Всемирной организации здравоохранения трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». Такое благополучие достигается правильным воспитанием, которое ведет человека к нравственному образу жизни, включающему и заботу о своем здоровье.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Поэтому одной из задач системы образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Педагог должен работать так, чтобы обучение учащихся в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Под понятием здоровьесберегающая технология подразумеваются такие формы, методы и приемы деятельности образовательного учреждения, которые сохраняют и укрепляют здоровье учащихся.

Их применение даёт возможность:

Осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;

Достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;

Осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

Организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

Построение уроков на здоровьесберегающей основе:

Соответствие обстановки и гигиенических условий в классе санитарно-гигиеническим нормам (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, подбор мебели в соответствии с ростом учеников, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут в зависимости от темы.

Количество методов обучения (словесные, наглядные практические – самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование методов обучения не позже чем через 10-15 минут.

Для урока следует подбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одно минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

В содержание уроков следует включать вопросы, связанные со здоровьем и формированием стремления к здоровому образу жизни.

На уроке должна присутствовать активизация мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: познавательная потребность, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Для создания психологического комфорта в классе использовать на уроке эмоциональные разрядки: примеры, шутки, смех, музыкальные минутки, поэзию и т.п.

На уроке должно быть интересно!»

На своих уроках я использую элементы здоровьесберегающей технологии: смена видов деятельности, чередование методов обучения, оздоровительные моменты, эмоциональную разрядку, доброжелательное отношение к учащимся, стараюсь сделать свои уроки более интересными и познавательными.

Я преподаю биологию и химию, и это дает мне возможность использовать материал урока для формирования потребности в здоровом образе жизни учащихся. В течение всего курса биологии 8-го класса (Анатомия, физиология, гигиена человека) учащиеся изучают с научной точки зрения вредное влияние курения, алкоголя, наркотиков, токсических веществ на все системы органов человеческого организма, а значит, наносят вред здоровью человека. Ученики узнают, что здоровый образ жизни – это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Они знакомятся с элементами здорового образа жизни:

    воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

    окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

    отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

    питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

    движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей организма;

    соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

    закаливание.

На уроках биологии в 9 –ом классе (Общая биология) формировать потребность в здоровом образе жизни можно при изучении следующих тем: «Цитология», «Генетика», «Экология», «Биосфера». Учащиеся узнают об отрицательном воздействии на организм человека вредных привычек, что может привести к генетическим изменениям и наследственным заболеваниям. Они изучают воздействие факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение атмосферы, почвы и воды напрямую связаны со здоровьем человека. На уроках мы говорим о необходимости экологической грамотности населения и путях решения данных проблем.

В курсе химии 8 –го класса учащиеся знакомятся с химическими веществами, с необходимостью безопасного обращения с кислотами, щелочами и другими веществами в быту и на производстве. Материалы тем «Кислород», «Водород», «Вода», «Галогены» я использую для пропаганды здорового образа жизни.

Курс химии 9 класса (раздел «Органические вещества») и 11 класса также дают много возможностей для формирования здорового образа жизни: «Спирты», «Карбоновые кислоты», «Фенолы», «Лекарства». Учащиеся с химической точки зрения узнают о вредном влиянии алкоголя и токсических веществ на организм человека, о необходимости правильного использования лекарств.

На уроках факультатива «Химия в повседневной жизни человека» учащиеся приобретают навыки безопасного обращения с вредными химикатами в быту и способами их нейтрализации.

Проблема формирования здорового образа жизни решается не только на уроках, но и во внеклассной работе: на классных часах и во время проведения предметных декад. Классные часы я стараюсь проводить в разнообразных формах: беседы, в том числе информационные, лекции, диспуты, викторины, провожу тестирование и организую встречи с врачами: терапевтом и психоневрологом. В начале учебного года провожу анкетирование учащихся о мероприятиях, которые бы они хотели услышать на классных часах, но, учитывая образ жизни наших учащихся и культуру их поведения, составляю план воспитательной работы и делаю упор на пропаганду здорового образа жизни. Данная тема раскрывается при проведении следующих мероприятий: тестирование «Умеешь ли ты вести здоровый образ жизни?»; беседы: «Как сказать наркотикам – нет!», «Учись быть здоровым!», «Здоровье человека и окружающая среда», о вреде алкоголя «Похититель рассудка», «Состояние здоровья и самочувствие»; лекции: «СПИД – коварная болезнь», «Знакомство с методикой закаливания П. Иванова»; викторина «Кожа – зеркало здоровья»; диспуты: «Курение или здоровье – выбирайте сами!», «Алкогольная трясина».

На классных часах знакомлю учащихся с советами здорового образа жизни:

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организме, когда человек влюблен.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

В рамках предметных декад по химии и биологии провожу разные мероприятия: это занимательные игры, викторины, конкурсы, составление кроссвордов, ребусов, занимательных задач, а также внеклассные мероприятия по биологии и химии: «Небезопасная еда», в ходе которого учащиеся знакомятся с вредными и запрещенными в нашей стране пищевыми добавками - «Е», с полезными и не очень продуктами питания; игра «Химия и здоровье», где учащиеся с точки зрения химических законов и процессов объясняют явления повседневной жизни.

Большое значение для выполнения поставленной задачи имеют и индивидуальные беседы с учащимися об их проблемах, вредных привычках и способах их искоренения.

Пропагандой здорового образа жизни является и личный пример педагогов школы. В настоящее время все учителя нашей школы в определенной степени ведут здоровый образ жизни: не курят, посещают бассейн, ходят на лыжах, следят и используют для оздоровления новинки медицинской техники.

В формировании потребности учащихся в здоровом образе жизни принимают участие все учителя нашей школы как на своих уроках, так и во внеклассной работе. И только совместная деятельность всех педагогов школы может принести желаемые результаты. За прошлый учебный год 5 учащихся нашей школы бросили курить, что несомненно является неплохим результатом в пропаганде здорового образа жизни.

Здоровьесбережение не должно носить характер акций, разовых мероприятий. Здоровьесбережение – это постоянная системная работа.

Школа может и должна внушить ученику необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности, путей сохранения и преумножения здоровья.




Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежду и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, поскольку их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности


Рациональное питание является фактором, во многом определяющим здоровье. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи, при этом часть необходимых витаминов образуется в кишечнике.


Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним




Недостаточность мышечных движений на производстве и в быту, а также при передвижениях, отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем






Совет 1. Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.




Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон лучшая профилактика утомления и болезней.










Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: - держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; - не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; - не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.







Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...