Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Формирование трудолюбия у дошкольников. Особенности формирования трудолюбия у школьников

Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Но эффективное воспитание возможно, когда воздействие обстоятельств будут управляемы. Из всех влияний наиболее значимыми оказываются семейные.

С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что ранние воздействия родителей сказываются на всем последующем развитии человека. Но с поступлением в школу семейное воспитание не теряет своего значения. Оно теперь дополняет школьное, расширяет его, так как касается таких сторон, которые невозможно затронуть в школе.

Например, воспитание положительного отношения к труду и привитие соответствующих навыков возможно только в семейных условиях.

Идеалом семейного воспитания является разностороннее воспитание детей. Семья, будучи первой воспитательной средой, в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для воспитания трудолюбия у младших школьников, для развития его физических качеств. (11, с.49).

Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значительными является чувства собственного достоинства, гордости. Их становление зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе - это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают видеть свои достижения. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное поручение побуждает младшего школьника к новым « победам». Необходимо включить его в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядку с огурцами, комнатные цветы и т.д. У ребенка потребность в такого рода деятельности очень велика.

Вопрос «Мама (папа), можно я тебе помогу?» звучит постоянно. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда с взрослыми. Но, к сожалению, часто в домашнем воспитании родители, считая младшего школьника маленьким для серьезного полезного труда, пускаются на разные «хитрости». Например, мама печет пироги, и ребенку дает кусочек теста и предлагает делать с ним, что ему хочется, у нее нет времени и это вместо того, чтобы научить свое дитя раскатать комочек теста, положить на серединку ложку фарша, защипать края и испечь пирожок. (11,с.122). В условиях семьи трудовые обязанности детей могут быть очень разнообразны, по сравнению с детским садом. Родители имеют возможность вводить своих детей в обычные домашние дела, как в глубокую и содержательную реальность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и т.п.

Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье. Начиная уже с 3-4 лет у ребенка дома должны быть постоянные обязанности. Обязанности детей младшего школьного возраста более расширены: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать в приготовлении пищи, кормить птиц и т.д. Все это, с одной стороны, реальная основа для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой - закладывать первые «кирпичики» трудолюбия. Дальнейшее развитие этого качества будет зависеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций. (11,с.123).

Д.О.Дзинтер в своем исследовании выявил, что формированию трудовой деятельности младшего школьника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у него эмоционально положительный настрой для выполнения обязанностей, поддержать его усилия, вовремя помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Негативно сказываются на развитие ребенка переоценка его возможностей, передозировка трудовых обязанностей. Родителям следует воздерживаться от споров, в присутствии младшего школьника, кто что делает и не делает в семье. Так как ребенок принимает все всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких людей трудиться. Родителям нужно занимать детей не только уроками и «воспитательными» поручениями, но и просто работать вместе с ним: дома, на даче, в гараже, в мастерской и т.д. главное помнить, что лучше воспитывает та работа, которая по душе и выполняется с радостью. Это очень важно. (23, с.143).

Дети любят работу взрослых и нуждаются не только в детских игрушках, но и во «взрослых» инструментах. Это можно учесть, выбирая детям подарки.

А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: «Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой культуры и жизни… Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». (15,с.110). Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей нельзя применять как поощрение. Такое поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует появлению лени. Гораздо полезнее, если младший школьник будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков. Ребенок, который принимает участие в делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным. Для того, чтобы вызвать у детей желание трудиться, воспитать интерес к труду, необходимо отмечать результаты его усилий. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая рациональные пути его действий, приема работы. Чтобы научить детей добросовестно, с желанием, выполнять посильную для них работу, нужно терпение и время, надо учитывать их индивидуальные, физические и психологические особенности. Конечно, физические силы детей 7-10 лет еще не велики, внимание их быстро ослабевает, навыки в труде очень ограничены. Все это родителям надо обязательно принимать во внимание. Поручать нам только посильную работу, постепенно усложняя ее. Постепенное приучение ребенка к труду практически и выражается в том, что с начала ее он делает вместе с взрослыми, вникая в их объяснения. Потом уже самостоятельно выполняет отдельные ее операции и, наконец, выполняет всю работу полностью, но под контролем взрослых. Радостное, интересное дело быстро не утомляет, а захватывает на длительное время даже неустойчивое внимание ребенка.

Известно, дети всех возрастов, в том числе начальных классов, очень любят различные состязания. Трудовое соревнование помогает увлечь детей делами, требующего длительного напряжения. Кроме того, соревнуясь, друг с другом, дети приучаются выполнять свою работу хорошо, тщательно, красиво и скоро. (20, с.280).

В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Труд нужен и для того, чтобы помогать родителям по дому, и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой для общей психологической подготовки в самостоятельной будущей жизни. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Детям младшего школьного возраста самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть, хотя бы маленький, но свой рабочий уголок. Инициатива в организации всего этого в начале должна принадлежать взрослому, затем переходить к ребенку. Младшие школьники могут делать все это сами, лишь, в крайнем случае обращаясь за помощью к взрослым. Родители, не отказывая ребенку в этом, должны побуждать его к самостоятельному мышлению, всячески стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде. (18, с.356).

Труд должен радовать школьника своим хорошим результатом и той пользой, которую он приносит окружающим. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись знания, умения, которые он приобретает в школе. Домашний труд от этого сделается более привлекательным, и в большей степени будет способствовать закреплению получаемых теоретических знаний на практике, воспитанию у детей трудолюбия.

Таким образом, любая личность через трудолюбие прокладывает путь и в глубины науки, и в мир прекрасного, и в разветвленную суть человеческих отношений и к вершинам физического совершенства.

Воспитание трудолюбия не заканчивается выше перечисленными методами, средствами. Это работа продолжается под руководством учителя в содружестве с родителями.


13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

кандидата педагогических наук


СМОЛЕНСК – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор


Боровикова Тамара Васильевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сманцер Анатолий Петрович
кандидат педагогических наук

Кольцова Ольга Станиславовна

Ведущая организация: Рязанский государственный университет

им. С.А. Есенина

Защита состоится «___» __________________2009 г. в ________часов на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.
Автореферат разослан «_____» 2009 г.
Ученый секретарь ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Подготовка молодого поколения к самостоятельной трудовой деятельности, развитие способности к активному выстраиванию своего будущего в реальных условиях являются приоритетной социально-педагогической проблемой в современном российском обществе.

Актуальность научного обоснования проблемы усиливается существующими противоречиями. Социально-экономические изменения в России глубоко затронули духовную сферу человека. Происходящий в нашей стране процесс переоценки и переосмысления ценностей существенно отразился на формировании подрастающего поколения. За последние десятилетия был сформирован определённый контингент молодежи, недостаточно подготовленный к самостоятельной жизнедеятельности; приверженный к иждивенчеству, влиянию пропаганды «лёгкой», свободной от труда жизни; с несформированным чувством ответственности за выбор средств достижения цели; с преобладанием интереса к материальным сторонам жизни в противовес духовным. Ценность труда у определённой части молодёжи была заменена культом потребления. Это противоречит потребности общества в специалистах, имеющих установку на профессиональный рост, обладающих качествами личности, необходимыми для успешной адаптации на рынке труда.

Система российского образования ориентирована на создание условий для развития активной личности, обладающей деловитостью, самостоятельностью, предприимчивостью во взаимосвязи с нравственными качествами: человечностью, милосердием, обязательностью, честностью, порядочностью, ответственностью. Трудолюбие при этом является стержневым, определяющим качеством, позволяющим реализовать свой личностный потенциал в общественно полезной трудовой деятельности. Но провозглашённые задачи находятся в противоречии с существующей образовательной практикой, которая недостаточно обеспечивает подрастающее поколение опытом нравственного поведения в труде. Сказанное обусловливает направленность образовательного процесса на формирование трудолюбия у детей с позиции ценностных оснований.

Установлено, что сензитивным периодом для формирования трудолюбия является младший школьный возраст. У учащихся начальных классов наблюдаются повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращённость к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности. В данный период индивиду важно осознать нравственную пользу труда и при этом освоить позицию субъекта трудовой деятельности. При этом от ценностной ориентации на труд, заложенной в начальных классах, зависит, как будет происходить дальнейшее развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, формирование ценностных основ трудолюбия. Однако следует отметить, что в современной педагогической литературе нет конкретных теоретических, практических разработок и рекомендаций по решению проблемы формирования трудолюбия у младших школьников с позиции ценностных оснований, поэтому необходимо решить данный вопрос.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями между:

Потребностью общества в человеке, обладающем качествами, основанными на социально значимых ценностях, и отсутствием направленности образовательного процесса на формирование трудолюбия как нравственного качества у детей младшего школьного возраста;

Необходимостью в научно-педагогическом сопровождении процесса формирования трудолюбия и недостаточной разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по его эффективному осуществлению в условиях начальной школы .

С учётом данных противоречий была поставлена проблема исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, способствующих формированию трудолюбия у младших школьников.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность определили тему исследования «Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников».

Цель исследованияопределение и научное обоснование педагогических условий формирования трудолюбия у младших школьников.

Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследованияформирование трудолюбия у младших школьников.

В основу организации и проведения исследования была положена сформулированная нами рабочая гипотеза : успешное формирование трудолюбия у младших школьников будет осуществляться, если педагогическое воздействие организовано с учётом комплекса условий:

Обеспечено овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью;

Ведётся работа по повышению мотивации к труду;

Осуществляется взаимодействие семьи, школы и социальной среды;

Обеспечивается преемственность дошкольных образовательных учреждений и начального звена общеобразовательной школы;

Осуществляется педагогическая диагностика уровня сформированности трудолюбия у младших школьников.

Реализация поставленной цели и необходимость подтверждения выдвинутой гипотезы исследования обусловили решение следующих задач :

1. Уточнить сущность понятия «трудолюбие» применительно к младшим школьникам с позиции аксиологического подхода.

2. Выявить особенности формирования трудолюбия у детей младшего школьного возраста с учётом ценностных оснований.

3. Определить критерии и уровни сформированности трудолюбия у учащихся начальных классов.

4. Разработать модель процесса формирования трудолюбия у детей младшего школьного возраста .

5. Экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию трудолюбия у младших школьников.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические теоретические подходы к категориям: «ценность» (Т.В. Боровикова, А.Г. Здравомыслов, В.А. Караковский, И. Кант, Н.Д. Никандров, К. Роджерс, В.А. Сластёнин, В.П. Тугаринов и др.) и «труд» (Демокрит, Я.А Коменский, Н.К. Крупская, К. Маркс, А.С. Макаренко, Т. Мор, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Ф. Энгельс и др.); положения о сензитивных периодах развития личности (Н.В. Матяш, И.П. Подласый,
В.Д. Симоненко, И.Ф. Харламов, Э. Эриксон и др.); работы, раскрывающие деятельностный подход в формировании личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); теории трудового обучения и воспитания (Р.С. Буре, М.В. Крулехт,
Г.С. Малунова, С.Е. Матушкин, И.Ф. Свадковский, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, П.И. Чернецов, А.Н. Щирова и др.), идеи педагогов (В.Я. Лыкова, А.П. Сманцер и др.), разрабатывающих проблему преемственности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение и анализ результатов практической деятельности младших школьников; педагогический эксперимент; математические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Базой исследования по сбору первичной информации явились более 40 сельских и городских школ Пермского края.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ № 15 и 17 г. Соликамска Пермского края.

Контингент исследования: учащиеся начальных классов, родители учащихся, студенты вуза. Различными видами эксперимента было охвачено 678 респондентов: 274 учащихся начальных классов, 295 родителей учащихся, 34 педагога, 75 студентов педагогического вуза.

Этапы исследования.

I этап (2003 – 2004 гг.) – изучение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; определение методологической основы исследования; анализ содержания понятий «ценность», «труд», «трудолюбие»; разработка модели формирования трудолюбия младших школьников; создание базы опытно-экспериментальной работы.

II этап (2004 – 2006 гг.) – уточнение программы опытно-эксперимен-тальной работы; разработка программы «Азбука трудолюбия»; определение педагогических условий, обеспечивающих формирование трудолюбия у младших школьников; проведение констатирующего этапа эксперимента; проведение опытно-экспериментальной работы с целью проверки основных положений гипотезы.

III этап (2006 – 2009 гг.) – обработка и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования; подведение итогов; оценка выполнения поставленной цели и задач; подготовка учебно-методического пособия для студентов педагогических учебных заведений; оформление диссертационного исследования.

Наиболее существенные результаты , полученные лично соискателем, их научная новизна :

Уточнено понятие «трудолюбие» применительно к ученикам начальных классов, рассматриваемое как качество личности, которое выражается в усвоении знаний о труде и их ценностном осмыслении, проявляется в нравственном поведении и участии в разнообразной трудовой деятельности;

Выявлены особенности формирования трудолюбия, представляющие систему знаний, умений и навыков у младших школьников, опосредованную индивидуальным осмыслением ценностного отношения к труду;

Разработана модель формирования трудолюбия у младших школьников, которая определяет развитие познавательной и деятельной направленности личности. Основными компонентами модели являются: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-потребностный, деятельностно-преоб-разующий, контрольно-оценочный;

Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования трудолюбия у детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования:

Определено содержание процесса формирования трудолюбия у младших школьников с позиции аксиологического подхода, которое обеспечивает познание ценности труда и приобретение опыта нравственного поведения в конкретной трудовой деятельности;

Определены критерии оценки сформированности трудолюбия (знания учащихся начальных классов о труде; отношение к труду как к ценности; эмоционально положительное отношение к разным видам труда; трудовые умения и навыки, опыт нравственно-ценностного поведения в труде; умение осуществлять самоконтроль и самооценку труда) и уровни (низкий, средний, высокий), отражающие динамику процесса формирования трудолюбия.

Практическая значимость исследования. Разработаны программа формирования трудолюбия («Азбука трудолюбия», 1-4 кл.), рабочие тетради; методическая поддержка процесса формирования трудолюбия для начальной школы (методическое пособие для педагогов «Воспитание трудолюбия у младших школьников»); методика оценки сформированности трудолюбия у учащихся начальных классов.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных, широким охватом психолого-педагогических источников, опорой на современные достижения педагогической науки, апробацией разработанной модели, соответствующей цели, задачам, объекту и предмету исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования, воспроизводимостью результатов экспериментальной работы в условиях образовательных учреждений , практическим опытом педагогической деятельности самого автора в общеобразовательной школе.

На защиту выносятся следующие положения :

1. Трудолюбие – это качество личности, проявляющееся в младшем школьном возрасте в усвоении знаний о труде и ценностном осмыслении полученной информации, характеризующееся осведомлённостью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий.

2. Особенность формирования трудолюбия у младших школьников с учётом ценностных оснований заключается в обогащении нравственных понятий, коррекции нравственных представлений о труде, усвоении моральных норм поведения в процессе осуществления разнообразной общественно полезной трудовой деятельности.

3. Выделены следующие критерии сформированности трудолюбия у младших школьников: знания о труде, отношение к труду как ценности, эмоционально-положительное отношение к разным видам труда, трудовые умения и навыки, опыт нравственного поведения в труде, умение осуществлять самоконтроль, самооценку труда, на основании которых определены уровни сформированности трудолюбия учащихся начальных классов: исходный – низкий, нормативный – средний, достаточный – высокий.

4. Модель процесса формирования трудолюбия включает целевой (цель, задачи), организационный (принципы), содержательный (этапы), технологический (формы, методы, средства), результативный компоненты, обеспечивающие нравственно-ценностное освоение трудовой деятельности младшими школьниками.

5. Основными педагогическими условиями формирования трудолюбия у младших школьников являются: овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью; формирование мотивационно ценностной ориентации младших школьников на труд; осуществление взаимодействия усилий школы, семьи, социальной среды; обеспечение преемственности по формированию трудолюбия у детей дошкольного и младшего школьного возраста; изучение и учёт достигнутого уровня трудолюбия младшими школьниками, позволяющие своевременно выстраивать индивидуальную траекторию развития данного качества.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены посредством публикаций результатов исследования в сборниках докладов научно-практических конференций: межрегиональная научно-практическая конференция «Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования» (Соликамск, 2004), X научно-практическая конференция преподавателей-предметников, студентов и школьников, (Соликамск, 2004), XI юбилейная городская научно-практическая конференция преподавателей, учителей, студентов, посвящённая 575-летию г. Соликамска «Проблемы и перспективы историко-культур-ного развития г. Соликамска» (Соликамск, 2005), III всероссийская научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: преемственность, традиции, инновации» (Нижнекамск, 2005), итоговая международная научно-практическая конференция «Наука: теория и практика» (Белгород – Днепропетровск, 2005), юбилейная городская научно-практическая конференция преподавателей, учителей, студентов, посвящённая 15-летию СГПИ «Современное образование в Верхнекамье: от школы до вуза» (Соликамск, 2006), XIII научная итоговая конференция преподавателей и аспирантов «Актуальные проблемы педагогической терминологии» (Пермь, 2006), Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей, учителей, студентов «Проблемы регионального образования от ДОУ до вуза в условиях Верхнекамья» (Соликамск, 2007), XIV научно-практическая городская конференция преподавателей, учителей, студентов и школьников «Проблемы регионального образования в условиях Верхнекамья» (Соликамск, 2008), краевая научная конференция «Школьный продлённый день в третьем тысячелетии» (Пермь, 2007), научные конференции аспирантов и соискателей Пермского государственного педагогического университета, 2006-2008); через издание учебно-методического пособия «Воспитание трудолюбия у младших школьников» (Соликамск, 2007); в виде отчётов на заседаниях кафедры педагогики начального обучения и воспитания Пермского государственного педагогического университета, кафедры педагогики и частных методик Соликамского государственного педагогического института; в форме докладов на семинарах по проблемам развития творческого потенциала личности младших школьников, их субъектно-личностного развития; через научно-педагогическую деятельность в Соликамском государственном педагогическом институте, а также работу в системе повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения и воспитания Пермского государственного педагогического университета, кафедры педагогики и частных методик Соликамского государственного педагогического института, на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений на базе представительства ПОИПКРО в г. Соликамске, на заседаниях кафедры педагогики психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета, при проведении семинарских занятий для учителей технологии на базе Тохтуевской школы Соликамского района, были представлены на городских, межрегиональных, всероссийских, международных научно-практических конференциях. По материалам исследования опубликовано 12 работ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, указаны теоретико-методологические основы и методы исследования, отражены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выделены основные этапы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования трудолюбия у младших школьников» рассмотрена сущность основных понятий исследования (ценность, труд, трудолюбие), проведён теоретический анализ литературы по изучаемой теме . Рассмотрено влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс формирования трудолюбия у детей младшего школьного возраста. Выявлены педагогические условия, способствующие формированию трудолюбия у младших школьников. Определены критерии и уровни сформированности данного качества. Разработана модель процесса формирования трудолюбия у младших школьников.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию трудолюбия у младших школьников в образовательном процессе начальной школы» изложены результаты констатирующего этапа эксперимента, раскрыта специфика и результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой в общеобразовательных школах г. Соликамска Пермского края.

В заключении подведены общие итоги исследования, сделаны основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

В приложении представлены опытно-экспериментальные и методические материалы исследования.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Формирование трудолюбия у подрастающего поколения во все времена является одной из актуальных педагогических проблем. На становление и развитие педагогической мысли в России значительное влияние оказали идеи зарубежных и отечественных исследователей. В качестве исходных позиций были использованы идеи Ибн-Сины, Аль-Бируни, Ибн-Хальдуна, Э. Роттердамского, Т. Мора, Т. Кампанеллы о необходимости формирования трудолюбия у всех детей безотносительно к их социальному происхождению; идеи Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэна, К. Маркса, Ф. Энгельса о соединении обучения и физического труда как условия эффективного нравственно-трудового воспитания детей.

Основополагающее значение для исследования имели работы М.В. Ломоносова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, в которых раскрыты нравственная ценность труда; естественная связь, которая существует между физическим и умственным трудом, тот вред, который приносит односторонность развития.

Анализировались подходы отечественных и зарубежных авторов к построению системы единой трудовой школы. Особый интерес для исследования представляли труды отечественных педагогов, общественных деятелей П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др. о формировании у детей «общественного» трудолюбия как важного условия духовного развития личности, всестороннего становления гражданина.

Анализ литературы показал многоаспектность феномена трудолюбия. Исследователями изучались формы, методы, средства, условия формирования трудолюбия (Р.С. Буре, Р.Н. Кузьмина, Н.Г. Липская, А.А. Люблинская,


Л.Е. Образцова, И.Ф. Свадковский, А.Ф. Теркулов, А.Н. Щирова и др.); связь трудолюбия с психологическими процессами и особенностями (А.А.М. Рим, Б.М. Теплов и др.); сущность трудолюбия и его компоненты (К.С. Абилов, Т.В. Боровикова, С.А. Гончаренко, Е.Л. Кононко, В.Я. Лыкова, Г.С. Малунова, С.Е. Матушкин, Я.З. Неверович, И.Ф. Свадковский, П.И. Чернецов и др.).

В результате исследования выявлены два основных подхода к определению сущности трудолюбия. Первый характеризует трудолюбие как базовое качество личности, сущность которого определяется отношением человека к труду как к ценности. Второй подход определяет трудолюбие как направленность личности на трудовую деятельность (умственная, физическая) в соответствии с его интересами, склонностями, предрасположенностью.

В трудах Л.Я. Бондарева, Н.Г. Липской, С.Е. Матушкина, И.Ф. Свадковского, П.И. Чернецова, А.Н. Щировой и др. обоснована необходимость формирования трудолюбия как качества личности в процессе нравственного и трудового воспитания. Данный подход тесно связан с общечеловеческими ценностями, приоритет которых в формировании человека обоснован философами (Н. Гартман, О.Г. Дробницкий, И. Кант, Н.Д. Никандров, В.П. Тугаринов, и др.), социологами (Э. Дюркгейм, А.Г. Здравомыслов, П.А. Сорокин и др.), психологами (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс,
Д.И. Фельдштейн и др.), педагогами (Т.В. Боровикова, В.И. Гинецинский, С.Н. Иконникова, В.А. Караковский, В.Т. Лисовский, З.И. Равкин,
В.А. Сластёнин, Л.Д. Столяренко, В.А. Якунин и др.).

Тенденция формирования трудолюбия в процессе деятельности прослеживается в работах А.В. Иващенко, Я.З. Неверовича, А.А.М. Рима и др.


В работах психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. раскрыто значение деятельности в процессе формирования личности. Так, например, исследовались психологами и педагогами: проблемы мотивации труда (Л.И. Божович, А.К. Маркова, С.Е. Матушкин, П.И. Чернецов и др.); значение познавательной активности и самостоятельности человека для успешной трудовой и учебной деятельности (Е.Р. Стаценко, Е.В. Хроленко и др.); роль эмоционального климата в формировании трудолюбия (Л.С. Новикова, Ю. Польцин и др.).

В целях выявления сущности трудолюбия как воспитательной ценности, был предпринят анализ понятий «ценность» и «труд». В рамках данного исследования под ценностью понимается некие идеалы, на которые ориентируется человек в течение всей жизни. С точки зрения И. Канта, А.Н. Леонтьева, В.П. Тугаринова, Д.И. Фельдштейна и др. истинная ценность сопряжена с целесообразной деятельностью человека, а именно трудом. Под трудом в нашем исследовании понимается рационально целевая человеческая деятельность, создающая материальные блага и духовные ценности и предопределяющая формирование Человека. Формирующая роль деятельности подтверждена исследованиями психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).

В условиях развития современного российского общества приоритетным направлением должно стать формирование трудолюбия с позиции ценностных оснований. Данное положение послужило основанием для рассмотрения в диссертационном исследовании особенностей осуществления процесса формирования трудолюбия у младших школьников с учётом аксиологического подхода. Сензитивность данного возраста определена на основе анализа исследований К.С. Абилова, С.А. Гончаренко, Е.Л. Кононко, О.П. Мачехиной, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, А.Н. Щировой, Э. Эриксона и др.

На основании теоретического анализа сущности трудолюбия нами дано следующее определение: трудолюбие – это качество личности, проявляющееся в младшем школьном возрасте в усвоении знаний о труде и ценностном осмыслении полученной информации, характеризующееся осведомлённостью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий.

Трудолюбие является основным интегративным качеством личности младших школьников. Исследователями (К.С. Абилов, С.А. Гончаренко,
Е.Л. Кононко, О.П. Мачехина, И.П. Подласый, А.Н. Щирова и др.) установлено, что оно предопределено мерой ответственности младших школьников за свой труд, степенью развития активности, самостоятельности, творчества, старательности и аккуратности учащихся в труде.

Полагаем, что общую структуру формирования трудолюбия у младших школьников целесообразно определить следующим образом: обогащение и коррекция нравственных представлений учащихся о труде, способствующих упорядоченности знаний о ценности труда; формирование нравственных понятий о трудолюбии при освоении детьми наиболее общих понятий морали и этики – «добро» и «зло», раскрывающих ценностную основу трудолюбия; усвоение младшими школьниками моральных норм поведения в процессе ценностно ориентированной деятельности.

В младшем школьном возрасте ребёнку важно осознать нравственную пользу любого вида труда и при этом освоить позицию субъекта трудовой деятельности. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования трудолюбия с позиции ценностных оснований предпосылок: развитие психологических качеств личности, предопределяющих психическую готовность младших школьников к труду, расширение физических возможностей осуществления разнообразной трудовой деятельности, включение в систему ответственных взаимоотношений.

На основе теоретического анализа исследований учёных (Т.В. Боровикова, Р.С. Буре, В.Я. Лыкова, Г.С. Малунова, С.Е. Матушкин, П.И. Чернецов и др.) была построена модель процесса формирования трудолюбия у младших школьников, которая включает целевой (цель, задачи), организационный (принципы), содержательный (этапы), технологический (формы, методы, средства), результативный компоненты, обеспечивающие нравственно-цен-ностное освоение трудовой деятельности младшими школьниками (схема 1).

Опытно-экспериментальная работа по сбору первичной информации осуществлялась в более чем 40 сельских и городских школах Пермского края (г. Березники, г. Губаха, г. Горнозаводск, г. Нытва, г. Соликамск, г. Чердынь, п. Булдырья, п. Белоево, п. Затон, п. Кедровка, п. Рябинино, п. Сергеевский,
п. Тюлькино, п. Тохтуево, п. Яйва, с. Кочево, с. Кува, с. Отево, д. Разино).



Программа эксперимента включала в себя констатирующий этап, в ходе которого анализировалась массовая практика решения проблемы формирования трудолюбия у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательных учреждений, определялся уровень сформированности трудолюбия у первоклассников; формирующий этап, направленный на формирование трудолюбия у младших школьников при использовании комплекса педагогических условий; контрольный этап, в ходе которого определялась степень эффективности проведённой работы.

На констатирующем этапе эксперимента использовались следующие методики: а) вопросы для интервьюирования, анкетирования, опроса учащихся, учителей, родителей учащихся; б) практические задания для младших школьников; в) методики «Акт добровольцев», «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков»; «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности»; г) «Тест самоконтроля и самооценки»; д) хронометраж «Режим дня»; е) целенаправленные наблюдения; ж) анализ продуктов детского творчества. Результаты одной методики дополнялись другими, что давало возможность получить более полную и достоверную информацию.

Результативность экспериментальной работы отслеживалась по выявленным критериям и уровням сформированности трудолюбия у младших школьников, характеристика которых представлена в таблице 1.

Курсовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

1.2 Формирование навыков труда у младших школьников

ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТРУДОЛЮБИЯ В СЕМЬЕ

2.1 Воспитательный потенциал семьи

2.2 Условия формирования трудолюбия в семье

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Проблема, которая рассматривается в данной курсовой работе, актуальна и на сегодняшний день. Это формирование трудолюбия у младших школьников в семье. Одна из предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении, то есть таким окружением должна быть семья. Главное, - какое влияние на формирование трудолюбия оказывает семья, родители.

Необходимость привития трудолюбия детям родителями и обуславливает актуальность нашей работы.

Проблема исследования: Каковы педагогические условия формирования навыков трудолюбия у младших школьников в семье?

Целью работы является выявление условий формирования трудолюбия в семье.

Объект исследования: процесс личностного развития младшего школьника.

Предмет исследования: трудовое воспитание младшего школьника в семье.

Гипотеза. Мы предполагаем, что трудовое воспитание в семье будет успешным в том случае, если в процессе семейного воспитания родители будут уделять больше внимания самой сущности трудового воспитания, целенаправленно прививать навыки трудолюбия у детей.

В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Уточнение основных понятий исследования;

Выявление путей формирования навыков трудолюбия в семье.

Методологическая база исследования: труды классиков педагогики К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко; работы В.А.Сухомлинского.

Методы: теоретические – анализ, синтез, систематизация, классификация, абстрагирование, конкретизация, обобщение.

Теоретическая значимость заключается: в систематизации психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, в уточнении основных понятий исследования.

Наша научно-исследовательская работа велась поэтапно:

1 этап: Выбор темы курсовой работы (ноябрь, 2005)

2 этап: Изучение литературы по данной теме. Составление плана. (декабрь, 2005)

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания

1.1 Трудовое воспитание как педагогическая проблема

В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать еще ему и привычку к труду» (23, с.348).

Предметом педагогики как области научного познания является воспитание. В общем виде воспитание заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. Это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к труду, который необходим для обеспечения дальнейшего развития общества.

В педагогике можно встретить это понятие, употребляемое в нескольких значениях:

В широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека и на его окружающую действительность;

В широком педагогическом смысле, здесь имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений;

В узком педагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, которая направлена на формирование системы определенных качеств учащихся;

В еще более узком значении, имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием трудолюбия у младших школьников.

Воспитание человека в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс, осуществляемый педагогами, включающей в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы. Воспитание обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом. Такую закономерную связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества установили К.Маркс и Ф.Энгельс. Эта связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производственных сил и производственными отношениями. В силу этого воспитание всегда имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер.(8,с.406). Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия жизни и культуры. В воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов. Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными. Но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны лишь к самому простому труду, другие – к труду более сложному и ценному. Эти трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни. Из этого следует, что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.(2, с.425).

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде – действующий характер морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания, в частности, обращается внимание на следующие вопросы: труд оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показали, что физический труд укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональные и волевые сферы. Все это повышает интерес школьников к труду. (12, с.248).

Л.Н.Толстой в свое время писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда, сущее горе». Такую же мысль высказал К.Д.Ушинский. «Кто, - писал он, - не испытывал живительного, освежающего влияние труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее?» (23, с.34).

Воспитательная функция труда заключается в развитии закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. (14, с.220). Утилитарно-практическая функция труда направлена на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни человека. Все общественные богатства созданы созидательным трудом. Таким образом, от трудовой подготовленности зависит и материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.Ушинский подчеркивал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». (21,с.58). А.С.Макаренко считал труд вещественным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера. (15,с.110) . Все эти функции определяют главную функцию трудового сознания: формировать у людей психологию лично заинтересованного трудящегося человека. Таким образом, трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирований разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к труду, проявлению в нем инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Но формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовых умений и навыков. Тогда, трудовое обучение – это специально организованный педагогический процесс, который направлен на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование трудовых умений и навыков. Понятие трудовое воспитание шире по сравнению с трудовым обучением. Но, выполняя свои специфические роли, эти процессы взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствует формированию трудолюбия у школьника.

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие общества и каждого человека в отдельности. Трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как существенная педагогическая тенденция. В этом отношении большой интерес представляет высказывание ученого и просветителя, ректора Виленского университета Яна Снядецкого (1756-1830), который писал: «В знаменитых семействах наших два порка, деморализирующие людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». Немало ценных идей по проблеме трудового обучения содержится в трудах классиков педагогики – Я.А.Каменского, Д.Ж.Локка, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др.

Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р.Артуровым, Н.И.Болдаревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.И.Пискуновым. (24,с.363)

Ю.П.Азаров (доктор пед.наук.) писал: « Мы много рассуждаем о трудовом воспитании и недостаточно создаем реальных условий для включения детей в труд, прежде всего в производительной». Он говорит, что трудовое воспитание нельзя сводить лишь к приобщению трудовых навыков, тем более к одним разговорам о любви к труду. По его мнению, труд выполняет свою воспитательную функцию, когда он заключает в себе какой-либо экономический смысл, является делом, а не просто физическим усилием. Если труд бесполезен, он может вызвать только отвращение. Обязательно надо приучить детей делать полезное, нужное. (1, с.132). Единство трудового, идейно-нравственного, умственного и физического воспитания – основа методов и приемов, которые способствуют гармоничному развитию личности. Такой комплексный подход есть в педагогическом творчестве В.А.Сухомлинского. По его мнению, важно, чтобы одна деятельность обогащала другую, одна сформированная потребность становилась образованием других потребностей, ведь гармоническое развитие предусматривает воспитание разносторонних интересов личности. Говоря о детской самодеятельности, В.А.Сухомлинский подчеркивал, что труд не должен быть легким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд был нравственно-воспитательным, посильно-напрягающим, духовно-притягательным, посильно-напрягающим, чтобы от радости, которую доставляет труд, ребенку становилось интереснее жить и учиться самому. Самое решающее значение должно иметь качество труда: высокого качества всегда требовать серьезно. При этом не нужно применять в области труда какие-либо поощрения или наказания.

Уже с древних времен люди старались быть не только рабочей, но и творческой силой. Творческий труд возможен лишь в том случае, когда человек относится к работе с любовью, сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда. Такое отношение к труду возможно, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию. Творческий труд, невозможен у людей, которые боятся трудового пота, ощущения усилия. Главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Люди, которые много умеют делать, у которых все удается и спорится, живут веселее и счастливее. (13, с.129).

Я разделяю точку зрения К.Д.Ушинского, который рассматривал труд во благо общества как высшую форму человеческой сущности, как необходимое социальное условие для становления и развития личности. Труд должен занимать первое место «во главе двух других содеятелей человеческого богатства: природы и капитала. Без личного труда человек не может идти вперед и не может оставаться на одном месте». Таким образом, анализируя роль и значение труда в жизни общества и развитии отдельного человека, можно прийти к выводу о его основополагающей роли в истории человеческого общества, о его соединительной функции: совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество и государство.


Трудовое воспитание это целенаправленное формирование социально ценностного отношения к труду.

Ценностное отношение к труду материализует всю сумму вышеназванных отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к Родине, к самому себе. Прямым и окончательным способом наши отношения мы проявляем в активной деятельности. Характер труда, качество труда, мотив труда – все это проекция отношений человека к людям, обществу, жизни и своему “Я”.

Цель трудового воспитания – сформировать добросовестное, творческое, ответственное отношение к труду, отношение к труду как ценности.

Реализация этой цели происходит через психологическую и практическую подготовку школьников к труду.

Психологическая подготовка к труду включает в себя: формирование твердых убеждений в необходимости трудиться; развитие стремления и потребности трудиться; формирование ценных мотивов трудовой деятельности; воспитание уважения к людям труда, к труду других людей, к результатам их труда.

Практическая подготовка к труду включает в себя: формирование трудовых умений и навыков; воспитание привычки трудиться; помощь в выборе профессии.

Все перечисленные направления работы и составляют задачи трудового воспитания.

Педагогические возможности труда. Обобщенные педагогические характеристики труда как компонента воспитательной системы заключаются в следующем.

1. Труд – средство воспитания ребенка , влияющим на развитие его личности. Современная психология рассматривает развитие личности в виде динамического единства процессов индивидуализации – приобретения все большей самостоятельности, автономности личности – и ее социализации – расширения и углубления связей с разными сферами жизни общества, овладения общественным опытом (К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов).

Труд в воспитательной системе выступает сферой формирования индивидуальности школьника. Это достигается разнообразием объектов труда, доступных и привлекательных для детей определенного возраста, степенью их участия в определении содержания и средств трудовой деятельности, возможностью развития трудовой умелости: сноровки, смекалки, трудовой мотивации.

Труд имеет непосредственное отношение к социализации личности. В этих целях особое значение приобретают социальные аспекты труда учащихся: его совместный, групповой, коллективный характер, связи между трудом воспитанников с трудом всего общества, организация труда и управление им, которые воплощают характерные черты общественных отношений.

2. Труд как организатор жизни детей , формирующий и усиливающий целостность школьной жизни упорядочивающий, обогащающий воспитательную систему.

Наравне с другими видами деятельности: познавательной, художественной, спортивной, общественной, – труд в качестве самостоятельной сферы позволяет удовлетворять групповые, коллективные стремления, утверждать значимые для коллектива ценности.

Воспитательные возможности труда как организатора жизни детей реализуются постольку, поскольку сами они включены в его организацию: постановку целей, поиску объектов труда, планирование, распределение заданий и поручений, контроль, анализ и оценку результатов.

3. Труд – элемент школьного обучения .В любом труде важна обучающая сторона. Именно она дает воспитанникам средства достижения трудовой цели, делает возможным усложнение замысла, обогащение содержания. Вооружение детей трудовыми умениями и знаниями усиливает их волю, помогает подчинить ей игру воображения, мускулов и чувств.

В учебном процессе трудовое обучение выполняет ряд функций :

­­– создает практический контраст теоретическому школьному обучению, вовлекая в работу те силы и способности детей, которые остались бы невостребованными в обучении. Трудовое обучение способствует улучшению самочувствия таких детей в школе, повышают их самооценку, восстанавливают силы посредством смены деятельности;

– занятия конкретным трудом помогают школьникам вырабатывать у себя общее умение работать – определять цель предстоящего дела, охватывать весь объем работы, представлять и выдерживать последовательность, предвидеть последствия небрежных и ошибочных действий;

– развивает психофизические, интеллектуальные и нравственные силы ребенка: зрение, слух, мускульные чувства, восприятие, память, внимание, мышление, привычку к самостоятельности, к порядку, точности, настойчивости, чувство собственного достоинства;

– обогащает непосредственный “живой” опыт школьников, который будит мысль, развивает познавательные потребности. Без этого личность может быть задавлена огромной массой чужого опыта, в который преимущественно вводит книжное школьное обучение;

– знакомит школьников со свойствами и способами обработки материалов, формирует навыки обращения с различными инструментами, приучает к добросовестности в работе, воспитывает уважение к физическому труду.

4. Труд школьников как источник утилитарных ценностей , удовлетворения непосредственных нужд класса, школы, ее ближайшего окружения. Конечно, воспитательные достоинства такого труда невелики. Однако опыт гуманистической педагогики убеждает, что труд, вводимый в воспитательную систему из утилитарных соображений, может быть переведен в более высокое педагогическое состояние. При этом бытовые, хозяйственные нужды, материальная польза доминируют только в начальный период. Затем они уступают место новым переживаниям, связанным с радостью совместного труда, с зарождением коллективных взаимоотношений.

Условия успешной реализации воспитательных возможностей труда. Остановимся на педагогических условиях, не касаясь экономических, правовых, финансовых и др.

Воспитательные возможности труда могут быть реализованы при соблюдении следующих педагогических условий.

1. Постоянные и действенные взаимосвязи труда (в разных его видах) с обучением. Благодаря труду накапливаются эмпирические представления, факты, вопросы, переходящие в углубленное изучение материала на уроке.

2. Ярко выраженная общественная польза труда (благоустройство школы, труд в природе, украшение жизни детей, улучшение школьного быта, труд на земле, на ферме, украшение земли, озеленение).

3. Педагогическая адаптация труда к природе ребенка, к особенностям определенного возраста, к закономерностям развития личности и коллектива (“человекосообразность” труда).

4. Богатая (насыщенная) мотивационная основа трудовой деятельности, когда труд рассматривается не как постылая обязаловка, а как средство развития ребенка, когда с помощью труда можно утвердить свое достоинство, повысить статус, реализовать сегодняшние интересы, решить сегодняшние проблемы.

5. Связь труда с другими видами воспитывающей деятельности – познавательной, игровой, художественной и др. Это обогащает как внутренний мир школьника, так и жизнь школьного коллектива.

6. Возможность свободного выбора вида, содержания, способов осуществления труда. В этом заключается гуманистическая ценность труда, проявление внимания к ребенку, осуществляется личностный подход.

7. Возможность для проявления самостоятельности, инициативы, творческой индивидуальности. Творческий характер труда.

Воспитание трудолюбия у младших школьников. Трудолюбие как черта личности представляет сплав соответствующей мотивации (в данном случае мотивов трудовой деятельности, желания трудиться) и владения способами осуществления этих мотивов (способов трудовой деятельности).

Следовательно, воспитание трудолюбия осуществляется, во-первых, через воспитание положительного отношения к труду (ценную мотивацию), во-вторых, через формирование трудовых умений и навыков, привычки трудиться.

Формирование положительного отношения к труду. Решающее значение в трудовой деятельности имеют мотивы и цели. Психологи (Н.Р. Вдовина и др.) выделяют у детей три вида мотивов положительного отношения к труду: пример, интерес, долг.

Побудительными мотивами у младших школьников являются пример и интерес , причем интерес не столько к результату, сколько к процессуальной стороне деятельности. Мотив долга в этом возрасте тоже имеет место, но он является производным от примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональный характер. Мотив долга формируется за счет чувства ответственности, общественной обязанности, которое приучает ребенка к самоконтролю и к выполнению нежелательных, нелюбимых занятий. Поэтому, для того чтобы мотив долга достиг высокой стадии развития, необходимо, чтобы он опирался на мотивы, связанные не только с отношениями школьника к трудовой деятельности, но и ответственным отношением к коллективу, к другим людям.

Как же идет формирование ценных мотивов, желания помочь, порадовать других людей, позаботиться о ком-то?

Прежде всего ребенок должен четко представлять себе цель и конечный результат труда. А для этого необходимо раскрывать перед детьми социальный смысл труда. Не просто: сделай что-то, а зачем? для кого? Каков конечный результат?

Необходимо вызвать у ребенка эмоциональное отношение к деятельности и ее конечным результатам. Радостное предвосхищение конечного итога делает работу привлекательной и интересной и вызывает у детей желание довести дело до конца.

Выполнение трудовых заданий должно быть наполнено для ребенка внутренним, субъективным смыслом, стать глубоко личным. В основе воспитания трудолюбия, по мнению В.В. Давыдова, должна лежать забота о себе, о своих близких, а не только абстрактный призыв приносить пользу обществу.

Не следует отвергать помощь ребенка (а маленькие дети горят желанием помочь взрослым), как бы она ни была мала, неумела. Обращение к ребенку за помощью, подчеркивание ее нужности, необходимости поднимает чувство значимости, самоуважения.

И, наконец, нужна положительная эмоциональная атмосфера, терпение взрослых по отношению к маленькому помощнику. Ведь объективно ребенок больше мешает, чем помогает. Если же постоянно ругать ребенка за медлительность, неумелость при выполнении работы (разбитые чашки, залитый водой пол и одежду), желание помогать пропадает. И впоследствии, чтобы добиться от ребенка выполнения поручения, взрослым придется обращаться к искусственным стимулам – поощрению, наказанию, принуждению.

Формирование трудовых умений и привычки трудиться. Чтобы сформировать трудовые привычки, необходимо давать ребенку постоянные и временные поручения (обязанности). Но при этом не следует выполнять их за ребенка, если он о них забыл, заигрался и т.д.

Ребенок должен выполнять не только то, что ему интересно в данный момент, но и то, что не вызывает особого интереса и даже кажется скучным. “Решающим моментом в трудовом усилии должна быть не его занимательность, а его польза, необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные”.

Ребенка нужно учить доводить начатое дело до конца и выполнять работу качественно, самым наилучшим образом. Ни в коем случае не принимать плохо выполненную работу, не делать за него то, что он может делать сам.

Необходимо вырабатывать у детей общее умение работать: ставить цель, выделять этапы, определять последовательность действий, анализировать полученные результаты.

Для воспитания трудовых привычек А.С. Макаренко предлагал использовать такие методы, как поручение, упражнение, приучение, просьба, возбуждение личной инициативы, принуждение.

Просьба представляет ребенку свободу выбора. Ее используем тогда, когда уверены, что ребенок ее с удовольствием выполнит. Поручение применяем в том случае, если есть сомнение в том, выполнит ли ребенок просьбу. Поручение дается спокойным, уверенным, деловым тоном.

Принуждение используется тогда, когда, как говорит А.С. Макаренко, запустили дело воспитания. Принуждение может быть различным – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. К физическому принуждению лучше не прибегать – оно вызывает отвращения к труду.

Поощрение и наказание применять не рекомендуется. Лучшей наградой для ребенка будет признание его работы хорошей, одобрение его изобретательности, находчивости, способов работы. Само решение трудовой задачи должно доставлять удовольствие. Не надо наказывать за плохую или не сделанную работу. Надо добиться, чтобы она была выполнена.

Воспитание трудолюбия у подрастающего поколения диктуется объективной необходимостью. Эта необходимость определяется содержанием этого качества, его значимостью и местом в общей системе нравственных качеств личности. Вопрос о воспитании трудолюбия имеет не только педагогическое, но и огромное социально-политическое и экономическое значение. Этот вопрос связан с комплексом решения задач. Социальная и педагогическая значимость проблемы воспитания трудолюбия диктуется социально-экономическими задачами перестройки нашего общества.

Педагогические аспекты проблемы воспитания трудолюбия актуальны при любых общественных формациях, политических и экономических условиях. Однако особенности процесса трудового воспитания, в рамках которого решается данная проблема, и его эффективность как для общества, так и для самого человека непосредственно зависят от этих условий, их стабильности или изменений.

Трудолюбие как результат воспитания формируется всей системой обучения, взаимосвязанного со всем опытом трудовых взаимоотношений ученика, приобретенным в социальной среде и семье. При этом очень важным, на наш взгляд, является организация такого учебного процесса, в котором предусматривается политехническое содержание знанийЧернецов П.И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания // Вестник Челябинского университета. Сер. 5, Педагогика. Психология. 2001. № 1 (3). .

Целенаправленный характер воспитание трудолюбия приобретает в школе. Здесь этот процесс становится педагогически направленным и управляемым. Воспитание трудолюбия в школе усиливается процессом обучения. Оно происходит главным образом в фокусе двух видов деятельности - учебно-познавательной и трудовой. И если учитывать, что изучение школьниками основ наук направлено в значительной степени на подготовку их к жизни и трудовой деятельности, то имеется необходимость говорить о главной роли учебной деятельности в воспитании трудолюбия.

Школьный этап формирования трудолюбия самый важный, определяющий. Этот этап носит целенаправленный характер и является более длительным. Школьные годы охватывают одиннадцать лет жизни ребёнка. Многие дети приходят в школу лишь только со "словесной" любовью к труду: они любят отдельные работы только на словах и практически их не осуществляют. Их любовь к труду оказывается не связанной с практикой. К моменту окончания школы они должны любить труд не на словах, а эмоционально осуществлять это на практике.

Своеобразие педагогической работы по воспитанию трудолюбия у учащихся в качестве главного принципа предполагает учет индивидуальности каждого. Суть воспитательной теории исходит из положения о том, что человек есть часть социума, формирующая себя самого. А потому важной стороной изучаемого процесса является и внутренняя психическая структура личности ребенка, а также характеристика и особенности процесса его индивидуализацииУроки труда в начальной школе: Пособие для учителя. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. .

Дети неодинаковы, и нельзя одинаково оценивать деятельность и ее результаты у каждого отдельного школьника. Многие неудачи педагогической деятельности по воспитанию трудолюбия обусловлены отсутствием действительно дифференцированного подхода к учащимся. Отношение школьника к труду, его интересы и желание трудиться, чувства и направленность труда, трудовые ценностные ориентации создают неповторимое своеобразие личности и определяют весь ход и результаты воспитательного процесса. Поэтому при организации трудовой деятельности как эффективного пространства и фактора воспитания трудолюбия в соответствии с дидактическим принципом сочетания групповых, массовых и индивидуальных форм работы в каждом конкретном случае педагогу надлежит находить наиболее рациональную меру дифференциации и персонификации педагогических воздействий. Эта мера проявляется в дифференциации объема и сложности предлагаемых учебных и трудовых заданий, в предоставлении школьникам большей или меньшей самостоятельности.

Процесс воспитания трудолюбия может быть эффективным лишь при одновременном действии всех факторов, определяющих весь ход подготовки молодежи к жизни и труду. Педагогическое обеспечение этого процесса должно быть направлено на раскрытие и использование возможностей содержания, форм и методов включения учащихся в различные виды практической деятельности, производственных отношений.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....