Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников». Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников

«Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания»

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем традициям – непременное условие нормального здорового ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село, город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С.Лихачев

Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого, означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

К одним из основных направлений развития воспитания проект относит гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой . В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Элисты и Республики Калмыкия. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной, - местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Главной целью ДОО в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

(вопрос аудитории!)

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются (М.Д. Маханева):

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским (калмыцким) традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематика, которой целесообразно придерживаться педагогу следующая: «Моя семья», «Мой микрорайон (улица)», «Мой детский сад», «Мой город», Моя страна». Работа по каждой теме должна включать ООД, игры, экскурсии, НОД детей, по некоторым темам – праздники.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются и другие методы:

  • Целевые экскурсии
  • Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь
  • Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей
  • Беседы с детьми
  • Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
  • Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений
  • Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством
  • Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах
  • Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам (День Конституции, День защитника Отечества, День Победы и др., а также национальные праздники)

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе – раньше и теперь; счеты и компьютеры и т.п.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой (интегрированный подход) (например, «Моё село», «Столица нашей Родины – Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия». Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги такой работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины, Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в ДОО.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных глубоких постулатов:

  • Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений села и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории села вообще, а истории улицы (микрорайона) на которой находится д/с или живут дети.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (роспись глиняных игрушек, предметов национальной кухонной утвари и т.п.), а также местные традиционные праздники и обряды. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.


НАТАЛИЯ КЛЕВИНА
Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для русских людей. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания . Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Как же пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить» , потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать . Что же значит быть патриотом своей страны ?

У В. П. Астафьева есть замечательные слова : «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота». В. А. Сухомлинский писал «Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма , мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего…»

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику . Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма , любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей нравственно- патриотических чувств , нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем дошкольном возрасте .

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны : «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм . Это уважение к своей Родине и традициям, духовным и ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее».

От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально- нравственный климат в обществе в целом. В Программе воспитания и обучения в детском саду отмечено, что нравственно- патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю.

В нашем образовательном учреждении педагоги уже много лет успешно реализуют в своей деятельности задачи нравственно – патриотического воспитания через введение в воспитательно – образовательный процесс новых форм работы с детьми и родителями. Ведь родители осознают роль родительского воспитания в становлении нравственных качеств личности ребенка.

Мы, педагоги, работающие и приобретающие опыт в этом важном направлении, осознаем, что зачатки нравственных качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать нравственные , духовные, патриотические чувства . Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности : развивается целостное восприятие окружающего мира , эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания : трудолюбие, милосердие, гуманность.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

Последовательность данной работы в нашей группе представлена в схеме : Семья - Детский сад – Родная улица – Родной город – Страна – Права и Обязанности. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических чувств и общественных отношений.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально – чувственном уровне. Используем такие приемы патриотического воспитания , как этические беседы о городе, родной стране, мире; экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, других стран; знакомство с элементами национальной культуры; обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей, сотрудников детского сада, других горожан.

При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты, как использование наглядного материала (фотографий, репродукций картин, схемы) .

Составляя рассказ, нужно включать вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать.

Рассказывая об исторических событиях, мы стараемся не употреблять даты, т. к. детям дошкольникам недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, стараемся употреблять такие выражения : «это было очень-очень давно» или «это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т. п.

Следует также помнить, что язык рассказа должен быть простым и понятным детям. Для этого необходимо объяснять значение незнакомых cлов.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству.

В своей работе стараемся использовать различные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д, так как в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме, так как у детей сохраняется наглядно- образное мышление и для запоминания и усвоения материала нужна опора на визуальные впечатления. При чтении сказок и рассказов с новыми словами, например «прялка» , «решето» , «ухват» , четкое понимание детям дает натуральный предмет или хотя бы его изображение, потому что словесное описание дети воспринимают с трудом .

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Ведь она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Для патриотического воспитания детей используем информационно -коммуникационные технологии при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен, стихов.

Решению проблемы патриотического воспитания способствует актуальный ныне метод проектов. Основная его цель- развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты, как «Родной город» , «День матери» , «День Победы» . Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания , необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом русского народа, научить детей любить свой город, свою страну и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, заставляют задуматься над отношением к миру природы. И, наконец, игра- любимая и увлекательная форма проведения занятий для детей по патриотическому воспитанию . Она зажигает и увлекает, доставляет много положительных эмоций, позволяет в короткое время закрепить большой объем информации .

Но, не будучи патриотом сам , педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.

Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

беседы, классные часы, читательские конференции;

тематические утренники, проведение совместных праздников;

торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

ролевые игры, проигрывание ситуаций;

встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

проведение конкурсов военно-патриотической песни;

посещение воинской части;

обращение к государственной символике;

краеведческая деятельность;

поисковая работа группы «Память»; сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Утренние зори», операция «Забота».

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.



Целесообразно проведение интегрированных уроков (история, всемирная история, литература, могут быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.). Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Преподаватели тесно сотрудничают с преподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы, с обществами содействия армии. Учащиеся могут изучают статьи Конституции о защите Отечества и Закон О воинской обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы, о подвигах нашего народа. Для решения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги могут организовывать следующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей, проведение праздника труда «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой экспедиции «Наш край», участие в игре-викторине «Мой родной город» и т. п. Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ. Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны. Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий.



Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить писателей, работников музеев. Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины. Можно проводить урок необычный на первый взгляд «Родная сторона». Уроку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением откроют для себя заново красоту этих домов. После экскурсии можно поработать над созданием образа дома; сделать его из бумаги, нарисовать – это надолго останется в детской памяти. В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства – слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов страны. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для нашей страны, можно и должно. И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В детях воспитывается забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

3. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.

4. Издательство: Школьная Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.

5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.

6. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

7. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.

8. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.

9. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.

10. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

11. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами средней общеобразовательной школы сегодня. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Гражданское образование - новое направление образовательной политики России. Как правило, - это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формировании духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека, современного школьника. Таким образом, гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки.

Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве - главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), привить такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни. Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью и подготовленностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Патриотическое воспитание учащихся в школе - также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Государственная политика сегодня, по данному направлению, расставляет всё больше и больше акцентов. Сегодня

Правительством Российской Федерации утверждена программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", разработанная в соответствии с предложениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, творческих союзов, религиозных конфессий. Таким образом, этот важный документ был создан огромным коллективом единомышленников, которых, данная проблема касается и должна касаться первостепенно! Сегодня, данная программа призвана неким образом способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание, безусловно, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания - учить миру. А это значит:

1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;

2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам.

В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы - своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, чему сопричастен:

Муниципальное образовательное учреждение - средняя школа № 12 города Альметьевск РТ ведёт свою образовательную деятельность с 1961 года. Педагогический коллектив нашей школы активно содействует реализации программы гражданско-патриотического воспитания: это и творческие отчёты ТОСМС; смотры художественной самодеятельности, где наша школа вновь будет представлять программу "65 лет победы в Великой Отечественной войне".

В фойе школы оформлены стенды по гражданско-патриотическому воспитанию, посвящённые героям Великой Отечественной войны "Они сражались за Родину", в котором периодически обновляется информация, раскрывающая новые страницы страшной войны 1941 - 1945 годов, и стенд, посвящённый воинам - интернационалистам: воинам войны в Афганистане и Чечне "Помним всех поимённо":

В память о погибших, наша школа в 1996 году ввела традицию: в рамках гражданско-патриотического воспитания детей и подростков организовала фестиваль солдатской афганской песни имени воина-афганца нашего города Андрея Чуйкова, трагически погибшего уже в мирное время. Разработав положение, фестиваль начал жить, расти, и в феврале 2009 года состоялся XII фестиваль афганской песни. Андрей всегда мечтал о создании фестиваля солдатской афганской песни в своём родном городе - городе Альметьевск, и мы осуществили его мечту. На мой взгляд, результатом нашей внеклассной работы, деятельности по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения и стал этот фестиваль! Ежегодно на вечер приглашаются воины-афганцы, родители погибших сыновей, представители военно-патриотических клубов, администрация, коллектив школы, родители учащихся, средства массовой информации (корреспонденты городских газет и городская телекомпания "Луч"). Юбилейный X фестиваль солдатской афганской песни, который мы провели в 2007 году, был построен из лучших песен предыдущих девяти лет. Песен, которые занимали только призовые места. Каждая спетая песня была пронизана теплотой, добром и уважением к своим землякам. Сегодня фестиваль солдатской афганской песни стал для нашей школы уже традицией. За 12 лет фестиваля имени Андрея Чуйкова нашими учащимися было исполнено более двухсот двадцати песен. Никому не секрет: афганская война унесла жизни 213 ребят из нашей республики. И таким добрым делом мы посвятили каждому погибшему - песню. Фестиваль получил хорошую поддержку Общества Воинов Войны в Афганистане, военно-патриотического клуба "Память", с которыми мы сотрудничаем уже более 10 лет, и итогом совместной, плодотворной работы явилось уже XII фестивалей афганской песни имени Андрея Чуйкова. Результатом сплочённой работы объединения "Память" со многими учреждениями, - стало её 15-летие - в декабре 2007 года.

Афганская и Чеченская война будет ещё долго тревожить сердца. Фестиваль солдатской афганской песни имени Андрея Чуйкова шагнул во второе десятилетие. Проводя подобные фестивали и впредь, мы хотим навсегда увековечить имена ребят, которые не вернулись с той войны, и придать силы тем, кому суждено рассказывать о ней в этой жизни! Альметьевский муниципальный район потерял в тех войнах 23 солдата, многим, из которых не было и двадцати:

В 2007 году мы создали и закрепили за нашими учениками еще одну традицию: Мы взяли на себя большую честь и ответственность - ухаживать за местами захоронения воинов-афганцев, у которых в нашем городе нет родственников. Это могилы Логунова Вячеслава Алексеевича и Демидова Евгения Васильевича.

Ежегодно, 15 февраля учащиеся 7-11 классов принимают участие в митинге, посвящённом годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан, который проходит возле памятника воинам Афганцам. Ребятами исполняются песни, читаются стихи: 2009 год - знаменателен 20-ой годовщиной вывода советских войск из республики Афганистан. В городе открыт новый памятник воинам афганской и чеченской войны. На мраморной доске обелиска выбиты имена и фамилии 23 погибших ребят из Альметьевского района и города Альметьевск.

Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к 65-ой годовщине снятия блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Были встречи с ветеранами, блокадниками, тружениками тыла. Все это, безусловно, воспитывает наших ребят: учит добру, милосердию, состраданию к ближнему.

Эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности. Общеобразовательное учреждение продолжает взаимодействовать с клубом "Мускул" при межшкольном учебном методическом центре по основам военной службы, с которыми мы систематически проводим военно-спортивную игру "Зарница". Совместно с МУМЦ по ОВС, в мае 2007 на базе СОШ № 12 был проведён V фестиваль инсценированной военно-патриотической песни среди учащихся средних общеобразовательных школ Альметьевского муниципального района. Коллектив нашей школы представил инсценировку песни "Саласпилс" и стал победителем в номинации "Лучшее сценическое воплощение".

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России и Татарстана, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны и республики в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину. Знамённая группа нашей школы ежегодно принимает участие в городских смотрах знамённых групп, показывая хорошие результаты. Ежегодное участие в смотрах строя и песни подтягивает наших ребят, учит стойкости, терпению, выносливости.

Детская Общественная Организация "Пламя", которая работает в нашей школе с 1998 года (Союз Наследников Татарстана) - также ведёт большую работу по данному направлению. Ребята успешно выступают на слётах СНТ, фестивалях в Центре Детского и Юношеского Творчества.

Отечественная история развития детских движений, организаций, объединений имеет богатый опыт: скаутский отряд, пионерская организация, коммунарское объединение, тимуровский отряд, самодеятельный клуб, детский пресс-центр, трудовая бригада, научное общество, ученическая организация, ассоциация и другие. По итогам года 2007 - года Благотворительности в Республике Татарстан - тимуровский отряд нашего образовательного учреждения признан одним из лучших! Сегодня, Детская Общественная Организация "Пламя" средней школы № 12 борется за Звание носить имя Героя Советского Союза - Павлова Григория Родионовича - уроженца Высокогорского района Татарской АССР.

Ребята 1-11 классов, входящие в состав ДОО посещают музеи города Альметьевска, ведь именно поисково-краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Здесь происходит знакомство с традиционными для нашей местности ремёслами, попытка освоить секреты изготовления предметов быта, утвари, одежды и её украшений, - что не только воспитывает любовь к труду как основе формирования личности, но и приобщают к национальному образу жизни, народно - трудовому опыту поколений.

В память о воинах-интернационалистах в городе был создан музей "Память". Посещая его, наши ребята с каждым годом узнают всё больше, относятся серьёзнее и осмысленнее к подвигам тех ребят, которым не было и двадцати, прошедшим Афган и Чечню:

В плане гражданско-патриотического воспитания учащихся мы активно взаимодействуем с филиалами центральной библиотечной системы города, а также центральной библиотеки, которые являются для нас неким мостиком между прошлым и настоящим, настоящим и будущим: В библиотеках проводятся встречи с ветеранами, воинами афганцами, инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками Ленинграда.

Хочется отметить, что наше общеобразовательное учреждение активно сотрудничает со средствами массовой информации, освещая тем самым работу по многим направлениям воспитательной деятельности. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

На разработанной и действующей сегодня Программе патриотического воспитания детей и подростков РФ и РТ нельзя ставить точку: Государству, Правительству, Общественным организациям, образовательным учреждениям нужно продолжать работать в "этом ключе" - совместно, коллективно, сплотясь. Серьёзно обратить внимание на СМИ, телевидение. Пропагандировать с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Граждане, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 №Рябинка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Формы и методы патриотического воспитания

старших дошкольников

Составитель: Бычкова Маргарита Юрьевна,

воспитатель

Формы и методы патриотического воспитания выбираются и изменяются в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников. Работа по патриотическому воспитанию проводится не только со всей группой, но и индивидуально и в малых группах. Конечная цель работы по патриотическому воспитанию в коллективе – воспитание личности каждого ребенка. Именно данной цели подчиняется вся система патриотического воспитания. Создание в группе сплоченного коллектива - это не самоцель, а всего лишь самый эффективный путь формирования личности.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей патриотических качеств особую роль сыграли основоположники педагогики П. П. Блонский, А. С. Макаренко, И. Н. Руссо, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, В.И. Лутовинов и др.

Основными формами патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия, музейные уроки, игры-путешествия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы не только в том, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, его историей и сегодняшним днем, но и тем, что на основе возникающих в результате проведения таких прогулок и походов у ребят впоследствии легче формируются знания об области и стране .

Одной из основных форм патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы такие занятия сподвигли детей на повышенную мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания, применение ТСО и сети интернет. На таких занятиях дети приучаются анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, в какой-то степени они уже учатся добывать знания самостоятельно. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Лучше всего занятия и беседы проводить в «Краеведческом музее», в зале, который конкретно соответствует теме занятия, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца и многие другие предметы старинного быта. Для детей это будут не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками, попробовать, как наши предки использовать их по назначению.

Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по главной улице города, в прошлое города, в лавку булочника и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (работа со старинной утварью, коллажей, изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование, роспись своих изделий и др.). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Одна из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, дает возможность объединить детей групп разного возраста общими чувствами, переживаниями, заботами. Обычно дети старших групп, как правило, готовят материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки для них и т.п. Так реализуемый принцип интеграции способствует созданию детского сообщества .

Такие формы работы как экскурсии по городу (пешие и автомобильные), сотрудничество с музеями и библиотеками – очень важны при знакомстве дошкольников с традиционной отечественной культурой. Составляя тематический план, необходимо планировать социальное партнерство с музеями. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие животного мира, традиции. Посмотрев ту или иную экспозицию, дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю. .

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.

В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента при проведении патриотического воспитания, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем. К ним следует отнести:

Ознакомление дошкольников с окружающей природой;

Ознакомления с особенностями своего города, его историей;

Ознакомление с культурой и искусством родного края;

Ознакомление с родной страной.

При патриотическом воспитании невозможно не обратить внимания на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников, именно в игре развиваются все познавательные процессы. В воспитании юного патриота необходимо использовать различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, творческие, подвижные. Интересными и полезными будут игры, которые разработаны для определённой темы. У детей появляются свои любимые игры, например, мальчикам нравится игра «Снаряди воина в поход», «Городской лабиринт», у девочек свои приоритеты: «Интервью», «Город будущего», «Я фотограф», «Юный экскурсовод». Всем, без исключения, нравятся такие игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Докажи», «Узнай по описанию», «Продолжи», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.
Любая изученная тема логически завершается творческой выставкой, например: «Мой дом», «Город моего детства», «Былинные богатыри», «Военные баталии», «Сказка ложь, да в ней намёк» .

Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств (Подласый И.П.).

Нет методов хороших или плохих, ни один из методов воспитания нельзя заранее объявить эффективным или неэффективным без учета условий, в которых он применяется, индивидуальных особенностей воспитанников, особенности их восприятия. Для педагога всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать самый оптимальный, учитывая особенности группы.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Рассказ воспитателя - это самый распространенный из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной беседе. При подготовке к мероприятиям по ознакомлению с родным городом, особенно с его богатейшей и не всегда светлой историей и достопримечательностями, очень сложным для педагогов оказалось составление рассказов для дошкольников. В связи с этим в сотрудничестве с нашими социальными партнерами работниками краеведческого музея были разработаны рекомендации по их составлению:

    Рассказ обязательно сопровождать наглядным материалом (а еще лучше проводить в музейных залах): фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

    Чтобы удерживать внимание детей, активизировать стремление самостоятельно найти материал по данной теме, попробовать о чём-то догадаться самому, нужно почаще во время рассказа обращаться к ним с вопросами, просить делать выводы.

    Дошкольникам не стоит называть дат: они очень затрудняют восприятие излагаемого материала.

    Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями. Если не обойтись в рассказе без старинных слов и названий не следует использовать более 4-х-5ти в одном занятии. .

Эффективность беседы как метода зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа - как итог проведенной с воспитанниками предварительной работы. В данном случае перед воспитателем стоит задача накопления у детей знаний через наблюдения, труд, игровую деятельность, чтение природоведческой книги, рассказы, рассматривание фотографий, презентаций. Беседовать с детьми можно только о том, о чем есть у воспитанников имеются конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо определить для себя дидактическую цель беседы: что из содержания нужно уточнить или конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Обязательно нужно использовать разнообразный наглядный материал, это поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того, полезно ввести в занятие загадки, стихотворения. Все это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседа используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание знаний, в старшей и подготовительной к школе группах - на обобщение и систематизацию имеющихся знаний .

Метод приучения ребенка - его смысл заключается в том, чтобы детей постоянно в различных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Воспитанников приучают к помощи и взаимопомощи, также к проявлению заботы о младших ребятах, о тех, кто старше, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью постоянного повторения каких-либо действий, при этом побуждение к поступку, какому-нибудь действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.

Упражнение предполагает обязательное включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам .

В практике воспитания, в частности патриотического воспитания, очень широко применяются методы поощрения и наказания, чаще всего в ежедневном общении воспитателя с воспитанниками. Эти методы будут иметь положительное воздействие, особенно, конечно, поощрения, однако преувеличивать их роль было бы неверно. Важно воспитывать у детей стремление что-либо сделать не за предполагаемое поощрение, а просто так.

Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях отдельных ребят, о том, достойны ли они одобрения, похвалы или наоборот, порицания, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем поощрять или порицать ребенка, нужно подумать, в какой мере он этого заслуживает. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.

Таким образом, основными формами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия; методами: рассказ, беседа, упражнение, поручение и т.д. Методы патриотического воспитания способствуют социализации личности ребенка, приводят к активному опыту патриотического поведения, позволяют ребенку быть примером для окружающих.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...