Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Французское воспитание: Что нам стоит позаимствовать у них. Особенности воспитания детей во франции

: Очень часто кажется, что взрослые французы - это замкнутые и холодные люди, кстати. Сейчас это общество интровертов, которых трудно «расшевелить». Думаю причиной всему воспитание в семьях.

Плюсы французского воспитания:

1. Француженки остаются желанными женщинами и после рождения ребенка. Они едят в меру во время беременности, а после родов приходят в форму максимум до трёх месяцев. Француженки хорошо исполняют роль любовниц, в отличие от американских и русских матерей, которые в большинстве своем больше матери и домохозяйки.

2. Дети едят 4 раза в день разнообразную пищу, приготовленную дома как в ресторанах. Дети помогают готовить еду и сервируют стол. Фаст-фуд и закуски - табу.

3. Мультфильмы не смотрят, производство мультфильмов для детей до 3-х лет запрещено законом.

4. Дети на площадке самостоятельные, матери просто сидят на лавочке, а не ходят по пятам (как, например, в США или России).

5. Француженки стильно одеваются, они никогда не выйдут в спортивном костюме на площадку (в России и США поголовно каждая вторая в спортивных трениках).

6. Детей не принято бить (по крайней мере на улице и в общественных местах).

7. Детей не принято отдавать с младенчества на три секции подряд, например, плавание, танцы и карате одновременно, как это часто любят делать в некоторых российских семьях.

8. Французским родителям доктора советуют расслабиться и успокоиться в вопросах воспитания детей.

9. Детям не принято часто и много покупать игрушки, особенно дорогие.

10. При рождении ребенка не принято покупать все детские вещи подряд «на всякий случай». Покупают только самое необходимое.

11. Всех детей одевают стильно.

12. Воспитывают в детях терпеливость.

13. У родителей должна быть собственная жизнь, отдельная от детей.


Минусы французского воспитания:

14. Беременные француженки могут пить и курить во время беременности и после родов, когда кормят ребенка грудью. Причем врачи им не запрещают.

15. Кормят грудью до 3-х месяцев и выходят на работу.

16. Сдают детей в ясли чуть ли не в 3–6 месяцев.

17. Если грудничок орет - по фигу, выжидают несколько минут и только потом подходят.

18. Чтобы ребенок спал в кровати сам - оставляют одного, чтобы он «наорался».

19. Редко носят на руках.

20. Учеба и оценки в школе - главное в жизни. Учитель каждый день зачитывает список двоечников, тем самым прелюдно унижая ребенка.

21. Родители строгие, они главные в семье, перечить нельзя, 100% подчинение. У детей вырабатывается страх перед родителями.

22. Строгая дисциплина во всем.

23. Если ребенок истерит, его запирают в туалете или кладовке.

24. Беременным француженкам выплачивают субсидию 150 евро в месяц с 4-го месяца. Эту субсидию получают до 18 лет ребенка, если это не первый ребенок.

25. Если французская пара усыновила сироту власти выплачивают ежемесячно 500 евро в месяц.

Все, у кого есть дети, мечтают, чтобы они спали по ночам, без истерик принимали слово «нет», прилично вели себя в гостях и ресторанах и с аппетитом ели то, что им готовят. И хорошо бы, делали всё это не только под маминым чутким руководством, но и самостоятельно. Потому что маме пора выйти на работу, или она уже вышла, или вовсе с работы не уходила.

Автор абсолютного бестселлера «Французские дети не плюются едой» американка Памела Друкерман убедительно доказала, что справиться с большинством родительских кошмаров отлично помогают французские методы воспитания.

Памела представила свою новую книгу «Французские родители не сдаются. Сто советов по воспитанию из Парижа». Специально для Forbes Woman она сформулировала 10 самых важных французских правил для работающих мам. Эксклюзивные советы от успешной писательницы и мамы троих детей в нашей галерее. А в качестве бонуса - рецепт парижского десерта, который любят дети любого возраста.

1. Правило первое: идеальных мам не существует

Работающая женщина всегда стремится объять необъятное: быть идеальной матерью и одновременно делать успешную карьеру. Фактически она работает в две смены - в офисе и дома. Думаю, всем делающим карьеру мамам это ощущение хорошо знакомо. Так вот, у француженок есть излюбленный афоризм: «Идеальных матерей не существует». Не стоит пытаться быть идеальной. И это самая важная, основополагающая идея.

А еще не воспринимайте детство ребенка как начало марафона, финиш которого - поступление в университет. Французы, безусловно, хотят, чтобы их дети были успешными, но они не стараются вечерами после работы заставить ребенка семимильными шагами проходить естественные этапы развития. Например, читать и писать ребенка не учат лет до шести. Француженки считают, что гораздо важнее до школы привить малышу такие навыки, как концентрация внимания, общительность и самоконтроль. Во-первых, это не требует какого-то специально отведенного времени, а является просто неотъемлемой частью процесса воспитания. А во-вторых, именно эти способности, а не умение в три года считать до ста и обратно, создают крепкую базу для успехов ребенка в учебе.

2. Правило второе: у вас всегда должен быть собственный источник дохода

В Америке, например, принято верить в волшебную сказку о чудесном замужестве как синониме спокойной беззаботной жизни. Главное - удачно выйти замуж и получить хорошего мужа со стабильной зарплатой, а там можно и не работать. Во Франции всё не так. Французские мамы убеждены, что женщине совершенно необходим собственный источник дохода. Даже в самом удачном браке с обеспеченным и любящим мужчиной женщина должна задумываться: «А что если однажды всё рухнет?» У нее должна быть профессия, работа или любой другой стабильный источник дохода просто на всякий случай. Французские мамы уверены: это чрезвычайно важно, и прежде всего для ребенка. Француженка быстро выходит на работу после родов, потому что хочет точно знать, что сможет обеспечить ребенка всем необходимым, если вдруг придется воспитывать его самой.

Эта позиция чрезвычайно прагматична и в ней нет ни капли французской романтики, зато она очень помогает жить.

3. Правило третье: нельзя посвящать всю свою жизнь ребенку

Материнская забота о детях - отличная иллюстрация принципа бесконечности. Мы всегда будем стараться помочь им, всегда. Это такая добровольная вечная жертва. Но в основе французской культуры лежит чрезвычайно важная идея: любому человеку (и особенно родителю) необходимо время и пространство только для себя. Причем оно выделяется не по остаточному принципу: если я сделаю детям это, это и это, то в конце дня позволю себе… Или: только когда я сделаю всё возможное для ребенка, я позволю себе… Нет, ни в коем случае!

Для поддержания баланса в семье крайне важно, чтобы какая-то часть жизни была только вашей, принадлежала только вам. Это может быть и работа, хотя вовсе не обязательно. Это может быть любое ваше увлечение или общение с друзьями - что угодно, я не знаю, выращивание орхидей. Французы глубоко убеждены: если вы посвящаете всё свое время ребенку, если ваш мир вращается вокруг него, это очень вредно и даже опасно - в первую очередь для ребенка.

4. Правило четвертое: время от времени отдаляясь от ребенка, вы становитесь лучшей матерью

Если ребенок привыкнет, что вы всё время рядом с ним, всё время вовлечены в то, что он делает, и проживаете вместе с ним каждую секунду, он не научится самостоятельности. Более того, он не научится быть внимательным к другим людям, замечать их потребности, не научится сопереживать. Любая француженка интуитивно чувствует: время от времени отдаляясь от ребенка, она оказывает ему неоценимую услугу.

Очень важно понимать, что это не какая-то радикальная позиция. Я ни в коем случае не призываю русских женщин немедленно бросить всё, уехать на три недели на спа-курорт, заниматься только собой и забыть про ребенка. Речь о том, чтобы спокойно признать: если вы проводите всё время вместе с кем-то - неважно, насколько вы обожаете друг друга, - вы рано или поздно начнете друг друга раздражать. И это ведь касается не только вас, это в той же степени относится и к вашему ребенку.

5. Правило пятое: забудьте про чувство вины

Нет никакого смысла испытывать чувство вины перед ребенком за то, что вы работаете. Это совершенно деструктивное чувство, которое всё равно ничего не изменит. У вас всё равно не появится больше времени на общение с малышом. Главное, что вы можете сделать, - это по-настоящему быть с ребенком, когда вы свободны. Не просто присутствовать на прогулке, болтая по телефону с подругой, а действительно проводить время с ребенком. Вы не должны всё время беспокоиться о малыше, когда вы на работе, не должны корить себя за то, что вы не только мама, но и коллега, подруга, жена. Единственное, что вы, пожалуй, должны своему ребенку, когда вы рядом с ним, - это быть спокойной и быть «здесь».

А еще воспитывайте в своих детях терпение. Раньше я думала, что это врожденное умение, которое либо есть, либо нет. Французы же воспринимают терпение как некую мышцу, которую можно и нужно тренировать, причем с самого раннего возраста. Не вскакивайте из-за стола, если вы работаете, а ребенок просит посмотреть, какую башню из кубиков он построил. Мягко объясните малышу, что вы делаете, и попросите немного подождать. Сначала он подождет несколько секунд, но затем и минут. Он научится развлекать себя сам во время ожидания и справляться со своим разочарованием. Для ребенка этот навык жизненно необходим, считают французы: только так он узнает, что не является центром вселенной, и научится взрослеть.

6. Правило шестое: не становитесь «мамой-такси»

Это правило напрямую связано с предыдущим. Не стремитесь компенсировать детям собственное отсутствие огромным количеством кружков и развивающих занятий. Парижанки, выбирая внешкольные занятия для детей, всегда взвешивают, как это повлияет на качество их собственной жизни. Мамашу, которая целый день возит ребенка с одного кружка на другой, во Франции никогда не назовут самоотверженной. Тем более не оценят, если она делает это в ущерб своей работе. Про такую маму скажут, что она совсем потеряла чувство равновесия. Да и детям подобная жертвенность совершенно ни к чему. Конечно, ребенку полезно ходить в бассейн или на уроки музыки, но у них непременно должно оставаться время на самостоятельные игры дома. Излишняя психологическая и физическая нагрузка пойдет ребенку во вред.

7. Правило седьмое: в отношениях родителей есть часть, в которой ребенок не участвует

Никогда не забывайте: в основе семьи - супружеская пара. Всегда находите время, чтобы побыть с мужем вдвоем. Во Франции всё родительское пространство принадлежит ребенку только первые три месяца. По аналогии с президентским сроком, французы называют этот период «первые сто дней». В это время ребенок может спать в одной комнате с родителями и даже в их постели. Но после малыша приучают спать в своей кроватке и в своей комнате. Ваша супружеская спальня должна стать тем местом, которое принадлежит только вам двоим. Дети не могут входить к родителям, когда им вздумается. Ребенок должен точно знать - у родителей есть часть жизни, в которой он не участвует.

Одна француженка как-то сказала мне: «Спальня моих родителей была священным местом в доме. Нужен был очень весомый повод, чтобы зайти туда. Между родителями всегда существовала некая связь, которая нам, детям, казалась великой тайной». Мне кажется, это очень важно для малыша. Ведь если он будет считать, что всё уже знает и во взрослом мире нет ничего загадочного - зачем ему взрослеть?

8. Правило восьмое: не требуйте от мужа равноправного участия в домашних делах и уходе за детьми

Даже если вы работаете столько же, сколько ваш муж (и даже если вы работаете больше), не требуйте, чтобы он уделял дому и детям столько же времени, сколько вы. Ничего, кроме недовольства и раздражения, это не вызовет. В отличие, скажем, от американок с их феминистским настроем, француженок очень выручает старомодный прагматизм. Конечно, многие парижанки с удовольствием возложили бы на мужей больше забот по дому, но многие мамы давно согласились с неравноправием в разделении обязанностей. И это здорово облегчает им жизнь. Общая гармония в отношениях для француженок куда важнее равенства в правах. Они воспринимают мужчин как отдельный биологический вид, даже лучшие представители которого от природы не способны к домашним делам.

Это не значит, что мужчины не делают ничего. Французские мамы считают, что конфликтов в семье будет меньше, если у каждого есть свои обязанности по дому, пусть и неравнозначные по затратам сил и времени. Не требуйте от мужа больше, чем он готов сделать для вас. Лучше наймите приходящую домработницу, а сами лишний раз займитесь сексом.

9. Правило девятое: вечер - время взрослых, а один выходной в месяц - ваш «медовый уик-энд»

Все французские родители, которых я знаю, раз в месяц освобождают выходные только для себя. Ни работа, ни дети в этом не участвуют. Отложите дела, отправьте детей к бабушкам и дедушкам, отвезите малышей с няней за город или поезжайте за город сами. Валяйтесь в постели, отсыпайтесь, завтракайте долго и с удовольствием, смотрите кино… позвольте себе расслабиться и ничего не делать. Такой домашний медовый уик-энд раз в месяц устраивают себе все французские родители. И самое главное, они совершенно не испытывают по этому поводу ни малейших угрызений совести. Это абсолютно естественное и нормальное времяпрепровождение даже для очень любящих родителей.

В остальное же время французские родители очень строго следят за тем, чтобы дети ложились спать в одно и то же время. После вечерней сказки или колыбельной ребенок должен лежать в постели. «Взрослое время» - не с трудом отвоеванная редкая привилегия, нет, это базовая человеческая потребность, родительское право, если хотите. Французы убеждены, что залог счастливой семьи - счастливые и любящие родители. Искренне объясните это своим детям - они поймут.

10. Правило десятое: босс - это вы

Это самое сложное (во всяком случае, лично для меня) правило французского воспитания. Осознать, что решения принимаю я. Я - босс. Не диктатор - это существенно (!) - а босс. Я даю детям много свободы там, где это возможно, учитываю их мнения и прислушиваюсь к их желаниям, но решения принимаю я. Помните об этом. На вершине вашей собственной семейной пирамиды именно вы. Не дети, не ваши родители, не учителя и не няни. Командуете парадом вы и только вы.

Конечно, это сложно. Это ежедневная борьба. Я вот до сих пор каждый день снова и снова завоевываю свою маленькую армию. Но я теперь точно знаю, дети лучше развиваются в пределах четко установленных границ. Они чувствуют себя гораздо более уверенно и спокойно, когда знают, что за штурвалом стоит взрослый. Научитесь в ключевые моменты строго и уверенно говорить «нет». Научитесь спокойно, но твердо говорить детям, что вы сейчас будете делать. Вы сразу поймете, когда у вас получится, - сами ощутите себя боссом.

11. Любимый детский рецепт из Парижа

В конце новой книги Памелы Друкерман «Французские родители не сдаются» дается несколько рецептов блюд, которые едят детишки в парижских яслях. Еду готовят с нуля каждый день и подают как обед из четырех блюд: холодная закуска, основное блюдо с гарниром, сыры и фруктовый десерт (у детей до года обед состоит из двух блюд). Детский диетолог адаптировал количество продуктов для семейного обеда; каждый рецепт рассчитан на двоих взрослых и двоих детей.

Вот рецепт грушево-бананового пюре прямо из Парижа.

Purée de Poire et Banane

2 большие или 3 маленькие мягкие груши
2 банана
сок половинки лимона
1/4 чашки воды

Вымойте и очистите от кожуры груши и бананы. Нарежьте их кусочками. В сотейнике среднего размера отваривайте их с лимонным соком и водой в течение 15-20 минут на медленном огне. Периодически помешивайте ложкой. Снимите смесь с огня и дайте ей остыть в течение нескольких минут. Готовую смесь разлейте по маленьким чашкам. Накройте крышками и поставьте в холодильник до подачи на стол.

Американская журналистка Памела Друкерман переехала в Париж, где у нее с мужем родилось трое детей. И оказалось, что французское воспитание сильно отличается от американского (или русского). Французам удается приучить младенцев спать по ночам, а детей всех возрастов - обедать овощами и знать хорошие манеры.

А мамы идут работать уже через три месяца после родов и не сидят все время с детьми. Друкерман разобралась в феномене французов и написала книгу «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа».

Материнство по-французски

Требования в обществе к только родившим женщинам очень высоки. Молодая мама должна остаться красивой и выйти на работу уже через три месяца после родов. Француженки во время беременности записывают будущего ребенка в ясли, куда детей принято отдавать до года.

Молодые матери быстро приходят в форму благодаря правильному питанию во время и после беременности. Привилегия гулять с ребенком непричесанной и в застиранной футболке относится только к мамам иностранкам. Француженки элегантны даже рядом с детской песочницей.

На прогулках они наблюдают за ребенком, но не скатываются вместе с ним с горок, не комментируют каждое движение, не подталкивают его познавать мир только активным способом.

Принцип «счастливая мать - счастливый ребенок» один из главных. И соблюдается неукоснительно.

Поэтому французы не стесняются обращаться к няням с первых дней жизни ребенка, не бросают карьеру и ходят на свидания вместо того, чтобы провести лишний вечер с детьми.

Младенческий сон

Один из первых вопросов, который начинают задавать молодым родителям окружающие: «У вас есть ночь?». Французы верят и знают по собственному опыту, что младенец уже с двух месяцев может спать всю ночь не просыпаясь. Для этого родители не бросаются к плачущему ребенку в первую секунду, а наблюдают за ним несколько минут.

По совету французских педиатров, родители должны первые месяцы в основном наблюдать за младенцем, пытаясь понять, почему тот плачет. Если кряхтит во сне, то скоро снова уснет. Если что-то болит, то плач не прекратится через пять минут, придется успокаивать ребенка на руках. Для современных американцев и русских это может выглядеть как игнорирование базовых потребностей.

Французы уверены: младенец еще не научился переходить из одной фазы сна в другую - если в эти моменты брать его на руки, он будет просыпаться. Аргумент, что младенец голоден, французские родители и педиатры отвергают очень просто: взрослые тоже успевают проголодаться, но это не повод есть ночью.

«Родители-французы считают своей задачей ненавязчиво обучить детей правильному сну - так же, как впоследствии учат их гигиене, сбалансированному питанию и езде на велосипеде. И ночные бдения с восьмимесячным младенцем не воспринимают как знак родительской привязанности. Для них это знак того, что у ребенка проблемы со сном, а в семье - разлад».

Почему французским детям нравятся овощи

Французы знают толк в еде и ее приготовлении. Они своим примером учат детей не переедать, есть овощи, красиво сервировать домашние трапезы и разбираться в оттенках вкуса.

Родители как можно скорее приучают младенцев к еде в определенные часы, хоть и считают это кормлением по требованию

Уже в возрасте трех месяцев французы завтракают, обедают и ужинают, а не просто едят молоко или смесь. Дети не знают перекусов, поэтому к определенному времени всегда голодны. Этим объясняется, почему маленькие французы не плюются едой, и даже годовалые способны терпеливо ждать свой заказ в ресторане.

Детям постоянно предлагают новые продукты, которые пробовать обязательно, а съедать - нет. Мамы готовят одни и те же овощи разными способами, чтобы найти тот вариант приготовления брокколи и лука, который понравится их ребенку.

Родители разговаривают с детьми о вкусе и внешнем виде продуктов, но рассматривают еду не только с позиции вкусно - не вкусно. В книгах по воспитанию советуют задавать детям вопросы: «Как думаешь, какой у этого будет вкус, если отварить или пожарить?», «Будет ли он хрустеть, если откусить кусочек?», «На что похож аромат?».

Меню яслей и детских садов не отличается от ресторанного, а в ресторанах нет привычных «детских» позиций типа гамбургеров, картофеля-фри или макарон с сыром. Во время праздников никакие ограничения не работают: конфет можно есть сколько угодно. Шоколад вовсе не запретный продукт и в обычные дни, поэтому дети не пытаются наесться им, как в последний раз.

Французское воспитание: умение ждать, манеры, авторитет

Французы знают, что такое твердая родительская позиция и не путают это понятие с наказаниями. Они вообще не используют это слово. Французы часто говорят об обучении детей и постепенно учат их тому, что приемлемо, а что нет.

Родители строги только, когда речь идет о соблюдении нескольких правил. Их воспитание - это жесткие рамки, в пределах которых полная свобода.

Детей с раннего возраста учат спокойному ожиданию. Самоконтроль в разных ситуациях помогает пребывать в настоящем моменте не нервничая, не раздражаясь, не требуя. Почти в любой ситуации французы способны сохранять присутствие духа и наслаждаться жизнью.

Совсем маленькие французы произносят «спасибо», «пожалуйста» и здороваются при встрече, даже заходя в магазин. Именно приветствие ставит ребенка на одну ступень со взрослыми. Родители и сами дети понимают, что они способны соблюдать правила цивилизованного общества.

Для французских семей вполне естественно, что пятилетний ребенок может вести себя культурно в гостях, а не требовать макароны без соуса, кусаться под столом или прыгать на хозяйском диване.

Под полным запретом физическая агрессия в адрес родителей. Но когда дети дерутся или ругаются между собой, взрослые обычно не вмешиваются.

Учеба и развитие

Похоже, что учеба и различные способы ускоренного развития детей - это то, в чем французские семьи чувствуют себя расслабленно. Они не обучают детей чтению с пеленок, не стимулируют развитие их математических способностей и не оценивают свои родительские качества по количеству кружков и секций, которые посещает их ребенок.

Маленькие французы ходят на уроки фехтования, тенниса или английского, но взрослые не считают это признаком своего родительского превосходства.

Французам неведом дух соперничества, когда речь идет о раннем развитии.

В детских садах устраивают недельные выезды на природу, куда берут детей с четырех лет. Они живут под присмотром воспитателей, учатся обслуживать себя в быту, катаются на пони, кормят козочек и изучают природу. Такие выезды не редкость, детских лагерей во Франции тысячи. Там детям предоставляют значительную степень независимости, учат рассчитывать на себя и справляться с трудностями.

К тому же, ранняя самостоятельность помогает ребенку сформировать самооценку, не зависящую от похвалы взрослых. Французские дети с трех лет готовят йогуртовый торт по простому рецепту, где количество продуктов измеряется стаканчиком из-под йогурта.

Французы не стремятся оградить ребенка от потрясений и эмоциональных переживаний. Вместо лагерей, где американских подростков учат выживанию в экстремальных условиях, французы очень спокойно и с раннего детства позволяют ребенку иметь свое личное пространство.

Педиатр Франсуаза Дольто много лет учила французских родителей создавать условия для самостоятельности детей с ранних лет, при условии, что им обеспечена безопасность.

«Позволить детям „жить своей жизнью“ - не значит отпустить их на все четыре стороны <…> Главное - признать, что дети не являются воплощением родительских амбиций, „проектами“, которые мы, родители, стремимся довести до совершенства».

Французы не хвалят ребенка по каждому поводу. Для уверенности в себе их детям нужна только самостоятельность.

Ребенок должен сносно излагать свои мысли, поэтому во время формирования речи его не хвалят за каждый произнесенный звук. Родителям нужны правильные фразы. Если ребенок чересчур медлителен, родителям проще продолжить фразу за него. Но обязательно объяснить, что мысль лучше сформулировать в уме заранее. Даже в старших классах школы умение логично излагать мысли ценится выше, чем личное мнение.

Национальные особенности характера и системы воспитания французов складываются под влиянием природных факторов, исторического развития, социально-экономических и политических условий, педагогических традиций и новаторских образовательных идей. Например, жители севера считают, что южане болтливы, хвастливы, несдержанны, легко заводят друзей, но часто поверхностны, непунктуальны и всегда неторопливы. Жители юга, в свою очередь, характеризуют северян как людей трудолюбивых, но холодных и необщительных, которые с трудом заводят знакомства, зато, если уж подружатся с кем-то, то на всю жизнь. На средиземноморском Юге южане живее, экспансивнее людей Севера. Они любят громко, поговорить, не жалея ни красочных эпитетов или сравнений, ни превосходных степеней, поспорить, а иной раз и повздорить друг с другом. Южная часть страны выросла из римской Галлии, где культура, связанная с античностью, близка по духу Италии и Испании.

Французам нравится все самое модное - одежда, сленг, самые последние фильмы и всевозможные технические изобретения, а также хорошая кухня, вино, что связано с базовыми сферами национальной производственной деятельности.

Французы традиционно связаны общей историей с европейскими странами, их социальными ценностями, демократическими устоями общества, образом жизни. Идеи демократии, демократические свободы, за которые они боролись несколько веков, являются для них незыблимыми. И если кто-то не разделяет их взгляды, то он варвар. Французы очень гордятся своей культурой и историей, они страстные патриоты. Они влюблены в свою страну и считают ее лучшей в мире, безумно гордятся своей культурой. Французов куда больше интересует не результат, а процесс. Поэтому они с удовольствием отдаются построениям этапов и обсуждению элементов реализуемого проекта. Им нравятся любые новые идеи и концепции, они постоянно забавляются с такими серьезными вещами, как демократия, новые виды энергии и различная техника.

Не смотря на существование экспериментальных школ, большинство французов предпочитают, чтобы образование их дети получили в традиционных школах (влияние католической церкви).

Что касается французской семьи, то ее отличает сплоченность. Дети часто живут с родителями, пока не женятся, и вся семья из трех-четырех поколений может жить под одной крышей. И если даже они разъезжаются, то стараются жить недалеко друг от друга и регулярно встречаться на воскресных обедах и по праздникам. Семья является также опорой в бизнесе, ее члены всегда поддерживают и помогают друг другу в различных предприятиях.

Главное для французов - быть на высоте самых современных требований. Им нравится ощущение быстротечности жизни, ее бешеная скорость, ее энергетика, стиль, переменчивая мода. В знаменитой Энциклопедии наук, искусств и ремесел записано: «Вошло в пословицу говорить:

легкомысленный, как француз». Французскими добродетелями считаются тонкий вкус, чувство меры, изящество, остроумие. Вместе с тем французы уверены, что они обладают большим здравым смыслом, практичны, экономны, привержены к собственности, умеют считать и копить деньги.

Бывший премьер-министр Франции Э. Даладье говорил, что французская нация - это нация, «где привязанность к индивидуальной собственности, вкус к бережливости, страсть к независимости распространены шире, чем в любой другой стране мира».

Французы - нация оседлая, в отличие, например, от немцев. Случаи массовой эмиграции в истории Франции крайне редки.

Французы скорее галантны, чем вежливы, скептичны и расчетливы, хитроумны и находчивы. В то же время они восторженны, доверчивы, великодушны. И. Кант замечал, что француз «учтив, вежлив, любезен... склонен к шутке и непринужден в общении», но он «очень быстро становится фамильярным».

Рассмотрим развитие теории и практики воспитания в истории образования Франции.

Как в немецких, английских, так и французских семьях воспитание в период раннего Средневековья было домашним. В стране существовало рыцарское воспитание для знати и ученичество для всех остальных сословий (см. немецкое воспитание). Затем появляются монастырские школы, которые в основном осуществляют религиозное воспитание. Основным методом воспитания было наказание и поощрение. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Одним из первых кто выступил за смягчение воспитания, развитие творчества в учениках, их самостоятельности был французский богослов и педагог Абеляр (1079-1142), который преподавал в Парижской кафедральной школе. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего Средневековья Абеляра можно назвать мыслителем-предшественником эпохи Возрождения.

Гуго Сен-Викторский (1096-1141), глава Парижской кафедральной школы, автор «Дидаскалиона», видел неразрывную связь между религиозным и светским началами в воспитании. Наставник детей французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове (1190-1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми.

Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей (незлобливость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх), которые необходимо учитывать в воспитательном процессе. Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Канцлер Парижского университета Жан Шарль Герсон (1363-1429) призывал наставников в своем трактате «Приведение детей к Христу» к кротости и терпению («детьми легче руководить ласками, нежели страхом») .

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) воспитание остается как и прежде консервативным и жестким. Воспитание в учебных заведениях элементарного образования проходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских). Клерикализм являлся существенным тормозом, который, как пишет, например, французский историк педагогики Ш. Летурно, «парализовывал школу». В школах не было и намека на физическое воспитание. На детей постоянно сыпались удары.

Идеи эпохи Возрождения из Италии проникают во Францию. Так в книге Томазо Кампанелла (1568-1639) «Город солнца» в воспитании предлагалось опираться на метод наглядности: городские стены разрисованы «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки... Дети без труда и, как бы играя, знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста», на принцип соревнования, а также обязательно использовать общественно полезный труд. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми. Эти идеи стали востребованными среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики .

Особо выделяются идеи о воспитании Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишеля Монтеня (1533-1592).

Ф. Рабле обличал пороки средневекового воспитания и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

Воспитатель печется о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Освоение наук происходит в игровой форме, например, счету Гаргантюа учится, играя в карты. Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы, которые помогают ему узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни - пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы.

Мишель Монтенъ в своем основном труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность. Монтень считал, что ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Средневековую школу он воспринимал как «настоящую тюрьму», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Размышляя о познании в воспитании, Монтень предлагал воспитать у учащихся привычку исследовать окружающий мир, чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». Он подчеркивал о необходимости устанавливать разнообразные связи учащихся с окружающим миром - с учеными, с умными и благожелательными друзьями .

В эпоху просвещения (XVII-XVIII вв.) Франция стала основным носителем новых идей. Предшественниками этого движения во французской педагогике были прежде всего Ф.Фенелон (1651-1715) и Ш. Роллен (16611741). Автор педагогического романа «Телемак», Франсуа Фенелон отвергал в воспитании авторитарность и считал необходимым обеспечивать естественное, свободное развитие ребенка, отстаивал идеи женского образования, т.к. именно на мать лягут заботы о воспитании детей. Отвергая жесткость в воспитании, Фенелон указывал, что по отношению к детям раннего возраста следует умело сочетать нежность и ласку и одновременно приучать ребенка к терпению, предостерегал от чрезмерного восхищения ребенком, поскольку это поощряет эгоизм и самолюбование. Он предлагал чередовать игру и учебу, избегать чрезмерной назидательности при обучении. В нравственном воспитании главной задачей считал приучить ребенка к честности и искренности.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) выдвинул программу, задачами которой стали: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятия деспотии абсолютной монархии; замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Французское Просвещение прославилось созданием «Энциклопедии» - свода знаний эпохи, имевший просветительский, педагогический смысл. В сущности, этот огромный труд предназначался для воспитания в духе новых идеалов целого поколения. Общая идея энциклопедистов - заменить догматическое образование воспитанием нового человека. Сделав вывод о равенстве выходцев из всех слоев, они предлагали планы просвещения третьего сословия. Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении личности и ее судьбе. Вот почему, например, Дени Дидро (1713-1784) утверждал, что если предоставить сыну расти так, « как растет трава», то, «когда этот маленький дикарь вырастет..., к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины». Гельвеций предлагал перестроить образование в демократическом духе, в частности, посредством индивидуализации обучения. Франсуа Вольтер (1694-1778) писал, что человек «всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления» .

Жан-Жака Руссо (1712-1778) выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и путем воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен. У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо - естественное воспитание. В произведении «Эмиль, или О воспитании» Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания («Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут коллежами»). Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей. Одновременно Руссо изложил в духе своей теории естественного права проект воспитания нового человека. Герой романа Эмиль - некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить те парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора. Подобный прием помогает ему четко изложить собственные педагогические воззрения. Полагая, что естественное состояние является идеальным, Ж.-Ж. Руссо предлагает сделать воспитание естественным или природосообразным. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость в искусственных наказаниях. На смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка. Слабого, нуждающегося в поддержке и помощи ребенка постоянно должен опекать наставник. Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Задача воспитателя - привести в гармонию действие природы, людей, общества. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни в среде, близкой природе и ручному труду.

В «Эмиле» предпринята попытка создать возрастную периодизацию развития ребенка и наметить задачи воспитания для каждого периода. Первый период - от рождения до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о здоровом физическом развитии ребенка. В противовес традициям аристократического воспитания Руссо настаивал на том, чтобы грудного ребенка кормила не наемная кормилица, а сама мать. Подробные рекомендации по уходу за детьми имели целью закаливание младенца. Второй период - от появления речи до 12 лет. Главные задачи воспитания в это время - создание условий для приобретения ребенком возможно более широкого круга жизненных представлений, помощь в правильном восприятии окружающих предметов и явлений. Руссо предлагал комплекс упражнений для развития зрения, слуха, осязания. Нравственное воспитание в эти годы предписывалось осуществлять преимущественно на примерах без морализирования. Главную задачу нравственного воспитания ребенка до 12 лет Руссо видел в том, чтобы не допускать ситуаций, провоцирующих детскую ложь. Он говорил, что

334вредно учить грамоте и нравственным правилам, пока они не стали потребностью человека. Преждевременные попытки к нравственному наставлению вынуждают ребенка механически подражать старшим, лицемерить. Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет, когда дети полны сил и энергии, подготовлены к некоему систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям, в первую очередь природоведению и математике. Учение должно строиться на основе личного опыта и самодеятельности. Руссо отвергал чтение детьми книг в этом возрасте. Единственное исключение составлял «Робинзон Крузо» английского писателя Д. Дефо. Подобное предпочтение объясняется тем, что герой романа являл для Руссо идеал человека, создавшего свое благополучие собственным трудом. А это было созвучно убеждениям философа. Наконец, в период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) заканчивается формирование нравственного облика молодого человека. В эти годы он знакомится с установлениями и нравами окружающего общества .

Нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая в юноше добрые чувства, волю, суждения и целомудрие. Наступает пора чтения исторических сочинений (главным образом, биографий великих людей эпохи Античности), поскольку это - одно из важных средств нравственного воспитания. У юноши должно вырабатываться религиозное чувство в духе деизма, никак не связанное с той или иной конфессией. Лишь позже, став вполне взрослым, человек волен выбирать вероисповедание, считал Руссо.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Педагогическая теория Руссо была необычна и радикальна для своего времени. Неслучайно она была запрещена Римским Папой и публично сожжена. Руссо выступил с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, врагом догматики и схоластики. Выдвинул тезисы связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, необходимости трудового воспитания, пути совершенствования человеческой личности.

Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения и на последующие периоды развития педагогической мысли о воспитании.

Во Франц ии основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII-XVIII вв. становится колледж. В конце 1700-х гг. в стране насчитывалось 562 колледжа с 73 тыс. учащихся.

Интересный педагогический опыт оставили колледжи двух подтипов: школы Пор-Рояля и учебные заведения католического ордена «Оратория». В создании и деятельности школ Пор-Рояля приняли участие гугеноты и католическая конгрегация янсенистов - последователей голландского теолога К. Янсения. Основатель конгрегации Дювернье де Горанн (15811643) проявлял особый интерес к воспитанию («воспитание - абсолютно необходимая вещь»). Школы были учреждены группой педагогов, получившей наименование «кружок Пор-Рояля». В группу входили П. Николь (1625/28-1695), К. Лансело (1615-1695), А. Арно (1612-1694) и др. Янсенисты считали, что ребенок - существо слабое, испорченное от природы, что «разум его омрачен грехом», а сам он «раб страстей». Утверждалось, что «дьявол захватывает детскую душу уже в утробе матери». Чтобы бороться с этими природными пороками, воспитателю следует находиться в постоянном общении с детьми и предотвращать их проступки.

Первая школа Пор-Рояля была открыта в 1637 г. в предместье Парижа, носившем такое же названия. Школы просуществовали до 1661 г., а затем были закрыты королевским указом в результате интриг иезуитов, видевших в этих учреждениях опасных конкурентов. Учениками школ были ставшие затем известными всему миру ученые и писатели: Б. Паскаль, Ж. Расин, Б. Фонтенель и др.

Школы размещали в стороне от городской суеты, ближе к природе. Школьные классы в учебных заведениях Пор-Рояля были небольшими - 5-6 учеников на одного-двух учителей. Педагоги отрицательно относились к оценкам, полагая, что они побуждают школяров к нездоровому соперничеству. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию: «Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться».

Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления. Они утверждали, что «нет ничего более ценного, чем здравый смысл и правильное суждение». Школы Пор-Рояля давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Программа школ была шагом в модернизации образования. Родной язык оценивался как первооснова обучения, что выглядело новшеством на фоне тогдашней практики школьного образования. До 12-летнего возраста школьники приобретали элементарное образование, овладевая письмом, счетом, изучали географию, приобретали начальные знания по богословию. Затем они осваивали упомянутую программу общего образования. Полная программа предназначалась мальчикам и юношам. Девочек обучали по более простому курсу: катехизису, чтению, письму. В женских школах Пор-Рояля царил аскетический режим послушания и воздержания.

Школы «Оратории» возникли одновременно с основанным в 1611 г. кардиналом П. де Берюлем орденом того же названия. В 1719 г. насчитывалось уже свыше 20 школ «Оратории». Особым влиянием они пользовались в 1760-х гг. Затем конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных колледжей. Ораторианцы готовили по

336преимуществу приходских кюре. В центре программы были изучение религиозных догматов, античная литература и древние языки. Кроме того, давались некоторые сведения из естественных наук. Не поощрялись «пустопорожние рассуждения». Школы «Оратории» шли по пути реформы содержания образования. Отечественные язык, литература и история являлись основой обучения. Французский язык и литература были обязательными дисциплинами на протяжении всего курса преподавания. В школе большое внимание уделялось развитию познавательных способностей средствами учебных дисциплин.

Опыт колледжей, прежде всего школ Пор-Рояля и «Оратории», оставил заметный след и в дальнейшем был осмыслен и использован во Франции при реформировании национальной системы образования .

Во Франции в течение всего XIX в. происходило постепенное возвращение к светской школьной политике периода революции 1789 г. В течение всего периода то узаконивалось религиозное обучение («Закон Фаллу»), то вновь восстанавливался светский характер обучения (законы Ферри). Законодательство 1880-х гг. способствовало ослаблению влияния церкви в школе. Но полностью проблема не была решена. «Законы Ферри» коснулись в первую очередь начальной школы. Фактически они не распространялись на среднее образование и не поколебали позиций частной прокатолической школы.

Социалисты-утописты: Ф. М. Ш. Фурье (1772-1837), К. А. Сен-Симон (1760-1825) отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получения значительной частью населения необходимых воспитания и образования. Вслед за многими деятелями Просвещения (Гельвецием, Вольтером и др.) социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении человеческой личности. Социалисты-утописты считали, что у классического образования нет исторической перспективы и предлагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития наук и промышленности, ввести трудовое обучение. Как идеальную цель воспитания они рассматривали всестороннее развитие личности.

Во Франции педагоги объединились на идее необходимости централизованной школьной системы и обязательности начальной школы.

Часть педагогов настаивала на бесплатном обязательном обучении. Так, К.Ф. Вандер, разрабатывая план общегерманского закона по отмене платного обучения, предлагал одновременно ввести прогрессивный налог на содержание школы. И. Карно и Ж. Симон (Франция) рассматривали введение обязательного бесплатного обучения как первоочередную реформу школы .

Большая часть сторонников обязательного начального образования склонялась к сохранению платы за обучение. Показательны в этой связи варианты школьных реформ, в частности, «проект Дюрюи» (1860) во Франции.В первой половине ХХ века

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из наиболее известных представителей социальной педагогики, убежденный в общественном характере педагогического процесса («Воспитание - методическая социализация»), писал, что деятельность школы состоит «прежде всего в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда». Подчеркивалось, что индивид отнюдь не полностью зависит от императивов «коллективных представлений» и обладает собственными природными инстинктами и желаниями. Итог воспитательного процесса - слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение «индивидуальной социализации». Э. Дюркгейм высказал мысль о дозированном управлении процессом воспитания. Оно должно выражаться в определении основной траектории поведения личности и неприятии «слепой покорности» ребенка. По мнению Э. Дюркгейма, школьный класс - наиболее целесообразная среда воспитания, под влиянием которой происходит становление нравственных сил ребенка.

Жак Маритен (1882-1973) критиковал светскую педагогику за недооценку цели воспитания и чрезмерное увлечение педагогическими технологиями. Основной целью воспитания Маритен считал христианское человеколюбие. Обрести такую гуманистическую направленность личность может лишь при умелом руководстве наставника.

Заметным представителем философии воспитания явился французский ученый и писатель Жан Поль Сартр (1905-1980) - один из лидеров экзистенциалистской педагогики. Он исповедовал идеал одухотворенного, мыслящего человека, формирование которого связано со свободным, сознательным выбором цели. Сартр считал, что влияние внешних факторов на «экзистенцию» (внутреннюю бытийность) ребенка крайне незначительно, и наиболее эффективным признавал самовоспитание («человек есть лишь то, что сам из себя делает»).

Другой крупный теоретик воспитания Ален (Эмиль Шартъе) (1868-1951) предлагал учитывать в воспитании процесс взросления личности. Ведущие факторы воспитания - окружающий мир и деятельность самой личности. Воспитание - это переход личности из состояния детства в положение хозяина собственной судьбы («самоосвобождение»). Почти все проступки ребенка и подростка связаны со стремлением «вырваться из детства». Такому стремлению к «самоосвобождению» сопутствует переход от примитивного мышления к критическому. При этом детскость постепенно уступает место зрелости. Отсюда следует, что неправильно видеть в каждом детском проступке шалость, которую надо непременно пресечь. Ален настаивал на изучении самого ребенка. Это необходимо, чтобы лучше руководить его развитием. Ален советовал изучать ребенка, не прибегая к специальным методикам - «краешком глаза». Он обращал внимание на качественное своеобразие детского мышления, в частности, на повышенную эмоциональность, которую следует учитывать при воспитании чувств и характера. Советуя обращаться к лучшим личностным качествам питомца, раскрывать их полнее, Ален говорил: помните, каждый воспитанник индивидуален и обладает собственными достоинствами и недостатками. Ален выдвинул теорию о двоякой функции воспитания - подготовки к жизни и участия в самой жизни. Реализация такой функции зависит от точного соотнесения предъявляемых к ребенку требований с его возможностями. Алену принадлежит концепция строгого воспитания. Согласно этой концепции, школьник должен сознавать, что любой результат зависит от его собственных усилий. Строгое воспитание сочетает принуждение и подражание и не допускает бездумного подчинения. Например, воспитанник подражает наставнику в манерах поведения, доводя их до автоматизма, что позволяет ему действовать так же непринужденно, как в «счастливом сне». Но индивидуальность нельзя сформировать с помощью только подражания и принуждения. Так воспитывают робота - подобие человека. Ален осуждал жесткое наказание. Наказывая ребенка, педагог должен дать ему понять, что действует не от своего имени, а как «посол взрослых» с их ценностями и нормами. Наставник должен обладать чувством юмора и тактом и не стараться завоевать авторитет во что бы то ни стало. Педагогу нужны требовательность и умение видеть в учениках творцов. Ален призывает педагогов избегать соблазна добиваться преходящей любви воспитанников легкодоступными поощрениями. Лучшая педагогическая среда - школьный класс. Он рекомендовал использовать элементы игры и принуждения, мостик между которыми позволит превращать учебный труд из рутины в радостную привычку. В ходе кропотливого учебного труда интересы школьника обогащаются, возникает желание насладиться плодотворной учебой. Ален не сомневался, что можно владеть и управлять вниманием школьника, не оставляя места для равнодушия и скуки. Для этого надо путем посильных заданий убедить ребенка в собственных возможностях .

Сходно рассуждал французский педагог Поль Лапи (1869-1927), который говорил, что, если в прошлом педагогика была либо метафизической гипотезой, либо литературным романом, то благодаря использованию достижений психологии она обрела собственный предмет. Психология дала педагогике знания об индивидуальных качествах личности учащегося, выявив различные типы мышления, способностей и пр. Лапи попытался использовать в своих педагогических рекомендациях данные

психологической науки. Так, исходя из идеи о существовании трех типов восприятия (зрительное, слуховое, мускульное), он предложил применять и комбинировать визуальные, слуховые и моторные методы обучения[Джур].

Европейскую славу приобрела созданная в 1935 г. в г. Пиульи (Франция) начальная школа под руководством Селестена Френе (1896-1966). Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. Технология состояла из различных по функциям элементов: типографии, самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек персональной работы и др. В 1927 году им был создан Кооператив сторонников свободной школы. Вскоре он становится лидером Международной федерации сторонников Новой школы. «Мы ратуем, говорил Френе, за воспитание трудом, за культуру, основанную на трудовой деятельности самих детей, за знания, полученные посредством собственного опыта, за мысль, которая оттачивается в процессе работы» .

В его школе было создано принципиально новое обучение и воспитание, где предметные знания получали свое воплощение в исследованиях и проектах. Новым в его концептуальных положениях было открытие не положений в области свободной школы, а способов сотрудничества детей и взрослых (собрания школьного кооператива, совместная разработка учебного плана, соавторство детей в раздаточном дидактическом материале (карточек), сочинения и тексты учеников становятся учебниками для других детей, еженедельная выставка лучших работ, совместный контроль за успеваемостью). В школе закуплена типография, которая становится частью образовательного процесса. Френе считал, что школа должна быть обеспечена современной мебелью и оборудованием, позволяющим создать современную воспитательную среду. В школе создаются и уникальные традиции, что обеспечивает развитие особой, уникальной культурновоспитательной среды.

Эдмон Деолен (1852-1907) - выдающийся представитель либерализации образования во Франции, открывший свою школу де Рош в 1899 году в г. Демолен. Опираясь на идеи нового воспитания, уделял большое внимание свободным занятиям (театр, музыка, экскурсии, работа в мастерских). По образцу школы де Рош во Франции создается еще несколько школ. Сторонниками экспериментальных школ после Первой мировой войны стали Роже Кузине (1881-1973), Жан Овид Декроли (1871-1932). Кузине основал журналы «Новое воспитание», «Воспитание и развитие». Он создал новый метод свободной групповой работы (учащиеся объединяются в микрогруппы по интересам, выбирают себе роли «писателя», «художника», др.,

самостоятельно выполняют задание, а учитель выступает в роли консультанта и эксперта). Данный метод до сих пор широко используется в школах Франции.

Идеологи функциональной педагогики во Франции и Швейцарии (Э. Клапаред, А. Ферьер, С. Френе и др.) настаивали на необходимости внимания воспитателя к ребенку, на использовании детской игры как эффективного способа воспитания. Они выступали за отказ от ориентации на «среднего ребенка» и предлагали опираться в воспитании на интересы каждого школьника. Руководствуясь таким подходом, швейцарец Адольф Ферьер разработал периодизацию развития ребенка и детских интересов - от бессистемных до целенаправленных.

В конце ХХ века и в настоящее время представители экспериментальных школ и свободного воспитания теоретически обосновали идею формирования целостной личности как объекта и субъекта педагогического процесса. Ими была выдвинута программа гуманного воспитания. Все больше внимания уделяется вопросам обучения детей- инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной школы.

Основой воспитания в современной школе является нравственное формирование личности. Но этот процесс достаточно противоречив. С одной стороны, в школе сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой - получают распространение тенденции, связанные с развитием самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности.

Вразрез педагогическому авторитаризму развиваются тенденции гуманного воспитания. Усиливаются внимание к условиям жизни школьника. Все большую популярность приобретает воспитание, которое основано на сотрудничестве учителя и ученика. Реализуются коллективные формы воспитания, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей. Рождается обстановка радости и творчества.

На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.

Важные перемены в воспитании произошли в связи с планетарными политическими изменениями. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное поликультурное воспитание. Один из таких проектов - учебные заведения международного бакалавриата, цель которых - воспитание в духе взаимопонимания между народами. Во Франции распространяется мультикультурное воспитание, в связи с появлением большого количества мигрантов из бывших французских колоний. Однако идеи мультикультурализма в XXI веке оказались и здесь неэффективными. Правительство Франции предложило отказаться от них в образовательной, политической и социальной сферах.

Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры («Выборы», «Стачка», «Суд» и пр.), большое место в учебном процессе отводится общественно-политическим дисциплинам. Во Франции в 1980-1990-х гг. в программе средней школы появился курс граждановедения.

Традиционная область воспитания - воспитание в процессе обучения. В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия. Запреты на конфессиональное обучение не означают отказа от общечеловеческих идеалов, заложенных в мировых религиях. В ответ на потребности времени в учебных программах школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика, сексообразовательныйматериал. Эту тематику и материал включают и в традиционные предметы школьного образования.

Современное образование и воспитание

Домашнее воспитание

Француженке недостаточно быть только мамой и женой, она стремится реализовать себя в профессиональной сфере, дорожит своей независимостью и не хочет жертвовать своей карьерой даже в том случае, если муж неплохо зарабатывает. Она предпочтет отдать половину своей зарплаты няне или домработнице, которая приготовит обед и присмотрит за детьми, но сохранит при этом свою автономию.

Во многих государственных детских садах и досуговых центрах Франции детей, у которых мамы не работают, не кормят, и они должны ходить обедать домой.. Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков, привлекать их к этому во Франции не принято. Бабушка или дедушка может иногда погулять с малышом, отвезти его в кружок или секцию.

Телесные наказания детей всегда были огромной редкостью во Франции. Обычно провинившихся наказывали, лишая его какого-нибудь развлечения или лакомства. Наградой считалась отмена наказания или денежное поощрение. У каждого ребенка имелась своя копилка, куда малыш складывал подаренные ему деньги.

Кружков для детей во Франции очень много, как и различных ассоциаций, которые занимаются с малышами, и стоит это сравнительно недорого.

Дошкольное воспитание

Поскольку домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточно развита система образования, включая дошкольный этап: ребенок почти с самого рождения с утра до вечера находится в яслях, потом в саду, далее в школе. Естественно, при такой постановке воспитания дети во Франции рано взрослеют.

Подготовка ребенка к обучению в школе осуществляется в яслях и детских садиках. Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста. Традиция отдавать малыша на воспитание чуть ли не с самого его рождения существует во Франции с давних времен. Сейчас во французские "creche" берут детей совершенно разного возраста, все зависит от условий конкретных яслей. Французские государственные ясли -""creche collective "открыты, как правило, с понедельника по пятницу. Бытовые вопросы в яслях решаются следующим образом. Для самых маленьких воспитанников - грудничков - родители должны каждый день приносить специальное молоко или смесь, которым нянечки и воспитатели будут кормить малыша. Уравниловка здесь не допускается, поскольку питание для таких крох врач подбирает индивидуально для каждого ребенка. Дети постарше получают другое молоко, оно есть в яслях и приносить его из дома не нужно. Кроме молока или смеси, родители должны сами обеспечить своему малышу необходимое количество подгузников на день, хотя в некоторых яслях подгузники даже выдают. Детей в яслях кормят столько раз в день, сколько полагается для их возраста, самые маленькие получают молоко или смесь каждые 2-3 часа, в зависимости от индивидуального графика, которого неуклонно придерживаются воспитатели. Детишки от года получают в яслях питание дважды: около полудня - обед, в четыре часа вечера - полдник, а завтракают и ужинают дома. Во многих "creche collective" есть своя кухня. Спят малыши тоже в то время, в какое привыкли, никто не станет укладывать ребенка спать, если он привык в это время бодрствовать. Индивидуальное отношение к каждому малышу - отличительная черта французских яслей. Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким- нибудь интересным занятием. Несмотря на это, отношение к дисциплине очень серьезное, французские дети с пеленок усваивают, что драться нехорошо, нельзя капризничать, нужно слушаться старших и выполнять требования воспитателей. Обычно в группе из 10-18 детей работает сразу 4 воспитателя - они играют с малышами в развивающие игры, разучивают с ними песенки, читают сказки, занимаются лепкой, музыкой и рисованием. Места для прогулок в яслях оборудованы всем необходимым, чтобы малыши могли вволю побегать, покачаться на качелях, покататься с горки, поиграть. Кроме того, маленького ребенка можно устроить на половину дня в ясли-сад, который называется во Франции ”halte-garderie”. Это государственная структура. Малыш будет проводить там всего несколько часов два-три раза в неделю или каждый день (это зависит от конкретного сада). Оплата услуг "halte-garderie" зависит от финансового положения семьи. Сумму определяет специальная комиссия на основании представленных семьей документов о доходах.

Помимо "creche collective" во Франции существуют ассоциации нянь - "creche familiale”. Условия нахождения ребенка при няне из "creche familiale" зависят от правил конкретной ассоциации. Обычно в группу к одной няне набирают двух или трех малышей. Родители имеют право предварительно пообщаться с потенциальными нянями, чтобы выбрать наиболее подходящую, на свой взгляд, и понравившуюся им. В оплату услуг няни из "creche familiale" входит двухразовое питание ребенка, так же как и в яслях - обед и полдник. Когда няня уходит в отпуск или берет больничный, другая няня из ассоциации заменяет ее. Некоторые родители пользуются услугами частных нянь, их список можно получить в специальной организации, которая называется"Relais des assistantes matemeUes”или прямо в мэрии. Для работы няне необходимо иметь лицензию, которую она получает после окончания специальных курсов.

Детский сад

В современные французские детские садики -"ecole maternelle”принимают детишек в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на три группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом. Самых старших деток учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. Часто в детских садах дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник. Обучение в "ecole maternelle" пользуется огромной популярностью во Франции, хотя обязательным не является.

Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами. Дело в том, что во Франции традиционно среда - день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий с ними катехизисом в тех семьях, где родители считали это необходимым. Традиция сохранилась и по сей день, так что по средам дети из религиозных семей изучают Библию, а нерелигиозные семьи водят малышей в музыкальные школы, спортивные секции и разные кружки [Воспитание].

Современная французская система образования

Образовательная система современной Франции состоит из четырех блоков: начальная, средняя и старшая школы, последняя ступень - это высшая школа (университет). Наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, которые контролируются государством, во Франции существуют и частные учебные заведения, которые, как правило, находятся в ведении негосударственных или религиозных организаций и являются платными. Условия пребывания как в государственных, так и в частных заведениях часто зависят от того, где именно они расположены. Во Франции система воспитания детей одна из самых традиционных в Европе. Школьное образование

Учебный год во Французских школах начинается в первый вторник сентября и длится 9 месяцев, после трех месяцев учебы следуют примерно двухнедельные каникулы, а на летние каникулы уходят в первую неделю июля. После окончания начальной школы ребёнок переходит в колледж. Во французских колледжах принят обратный отсчет (учеба с 6 по 3 класс). Обучение в колледже является первой ступенью среднего образования и заключительной обязательного .

В колледже ученики разделяются по направлениям в зависимости от желания и способностей, которые позволяют либо продолжить учебу в лицее и получить полное среднее образование, либо выбрать себе какую-нибудь специальность. Наиболее успевающие ученики после третьего класса колледжа переходят в лицей.

Кроме государственных учебных заведений во Франции существуют и частные школы. Их услугами пользуются все слои населения, и цель этих

344школ дотянуть ребенка до уровня, позволяющего ему в последствии достичь государственного диплома бакалавра, так как во Франции признаются только государственные дипломы об окончании любых учебных заведений. Между частными школами идёт серьёзная конкуренция.

Таким образом, в Странах Западной Европы создана система воспитания, основанная на приоритете демократических устоев, законов, социальных ценностях, например, таких как саморазвитие в процессе социализации, формировании прагматических качеств, ответственности, что обеспечивает экономическое и социальное развитие общества. При этом упускается формирование духовного образа человека, что влияет на расширение негативных социальных явлений, таких как наркомания, алкоголизм, аддиктивного поведения: фанатизм, интернет-зависимость и пр. Попытка сохранить незыблимость существующего устройства общества с условием постоянного процесса его модернизации, без осознания необходимости качественного его изменения лишают эти страны стать лидерами нового «цивилизационного скачка».

Не то чтобы американская журналистка открыла этот феномен. Она просто показала его изнутри и заставила всех удивляться. На волне читательского интереса издатели выпустили книги «Французские дети едят все», «Французские дети не капризничают» и «Французские родители не сдаются». Все они разошлись миллионными тиражами, а французское воспитание стало такой же визитной карточкой страны, как кухня или вино. Наш автор, прочитав эти труды, собрала основные принципы французских родителей.

Французы спокойны с самого начала

А именно с момента, как узнают, что станут родителями. Весть о появлении наследника не является рядовым событием, и французы, как и все, переживают ее особенным образом, но она не переворачивает жизнь и не заставляет будущую маму думать только о животе. Даже врачи не так строги, и те ограничения, которые они накладывают, нам могут показаться едва ли не преступными. Автор книги «Французские дети не капризничают» Кэтрин Кроуфорд цитирует свою знакомую:

«Мой доктор попросил меня ограничиться одним бокалом вина за обедом и всего двумя чашками кофе в день. Ему не нравится, что я курю, но он предложил мне всего лишь сократить курение до трех сигарет в день. Я стараюсь не курить, но порой все же не выдерживаю».

Не думаю, что такой подход может прижиться у нас, да и сомневаюсь в его правильности. Но он показывает, что будущие мамы всю беременность могут расслабляться и не намерены жертвовать.

Французские родители не забывают друг о друге

В российских семьях считается нормальным, если муж и жена переживают кризис после появления детей. Он нередко заканчивается разводом. Все от того, что мать настолько вымотана и столько времени уделяет ребенку, что на общение с супругом сил не остается. Про секс и говорить не приходится. Накапливаются неудовлетворенность, обиды и ревность. Пережившие это могут посоветовать лишь набраться терпения и подождать. Но французы не согласны с таким положением дел.

«Жертвовать своей интимной жизнью ради детей? Это считается абсолютно нездоровым и свидетельствует о том, что в семье нарушено равновесие, - пишет Памела Друкерман в своей книге.- Французы понимают, что с рождением ребенка все меняется, особенно поначалу, когда все внимание приковано к малышу. Но чуть позже мать и отец постепенно восстанавливают баланс в отношениях».

После родов врачи назначают мамам курс по тренировке интимных мышц и потом обязательно интересуются, доволен ли муж. Но какое это имеет отношение к детям? Самое прямое! Чем спокойнее родители, тем взвешенней они относятся к ребенку и всему, что происходит вокруг. Лишняя нервозность никому не на пользу.

Французские родители - главные в семье

Ребенок ни в коем случае не маленькое божество, вокруг которого семья танцует ритуальные танцы. Он может подождать, если родители заняты и должен понимать, что не все исполняется сиюминутно. Его мнение - это хорошо, но мнение родителей важнее и не обсуждается. Когда Кэтрин Кроуфорд, автор книги «Французские дети не капризничают», опробовала это правило, она была немало удивлена:

«Поверьте, очень приятно говорить: «Ты сейчас же сядешь в машину и пристегнешься, потому что я - главная, и я так говорю!» Безумие? Но это работает! Сначала я боялась, что девочки будут обижаться на такое явное проявление власти и жесткий подход, но все оказалось иначе. Они так устали от бесконечных споров по любому поводу (я же приучила их считать, что их мнение по любому вопросу крайне важно!), что почувствовали настоящее облегчение от того, что кто-то принял на себя роль главного».

Такой подход близок нашей культуре, но зачастую усилия родителей разбиваются о любовь бабушек. Они не упускают момента побаловать и пожалеть внуков. Во Франции на страже послушания стоят все поколения.

Французские родители умеют говорить «нет»

И это «нет» будет означать «нет», а не «ты можешь поныть немного и, возможно, я разрешу». Как бы ни разрывалось материнское сердце, она не позволит чаду манипулировать и не отменит запрет. Друкерман тоже акцентирует внимание на этом:

«Им кажется само собой разумеющимся, что любой здоровый ребенок может не ныть и не падать на пол в истерике, услышав слово «нет», не досаждать окружающим и не хватать вещи с полок в магазине. Они склонны воспринимать нерациональные требования ребенка как капризы, импульсивные желания или причуды. И спокойно отвечают отказом на эти требования».

Валяющийся в истерике на полу парижского магазина и требующий купить игрушку ребенок, скорее всего, окажется иностранцем. Не оттого, что дети во Франции особенные, а оттого, что они рано усваивают, что отказ непререкаем и обойти его невозможно. Ребенок также понимает, что он получит игрушку, когда придет время. Совсем не по первому требованию. У нас нередки ситуации, когда родители пойдут на поводу у чада и купят все, что он потребует. и не лил слезы.

Французские родители устанавливают правила

И даже не просто правила, а целую систему, которую ребенок должен соблюдать. Они регулируют всю его жизнь. Если ужин назначен на семь часов, то в семь часов надо быть уже за столом с чистыми руками и салфеткой на коленях. Если есть положено вилкой и ножом, то осваивать это ребенок будет с самого детства. Если в гостях нельзя отвлекать взрослых, значит дети будут сосредоточены в детской зоне и не будут надоедать. Вот такую сцену в детском саду описывает Бийон Карен:

«Стоило кому-нибудь начать запускать пальчики в тарелку, как его ласково, но решительно останавливали. Сопротивление, возникавшее крайне редко, встречало спокойный, но твердый отпор: тарелку просто отставляли».

Вы можете себе представить в российских семьях, что от ребенка отставляют тарелку с едой? Мы готовы петь песни, водить хороводы и разрешать стоять на голове, лишь бы младенец проглотил обед и не остался голодным. Французы не столь малодушны: не хочешь есть по правилам, значит, ты не хочешь есть вообще.

Французские родители не перегружают детей

Они не сходят с ума по кружкам и дополнительным занятиям и разрешают потратить детство на познание окружающего мира и поиск интересов. При этом все дети от 3 до 5 лет ходят в детский сад, где помимо навыков чтения и письма, малыши должны научиться «самовыражению», «открытию для себя мира», научиться «воспринимать, чувствовать, воображать, создавать».

«Во Франции «учить», - пишет Карен Ле Бийон в книге «Французские дети едят все. И ваши могут» - означает не только отправлять детей за знаниями в школу или университет, но еще и прививать хорошие манеры, привычки и вкусы. Цель - вырастить ребенка bien éduqué - ребенка, который умеет быть вежливым, владеет манерами и хорошо себя ведет. Другими словами, главная цель французских родителей - воспитать ребенка, который знает и соблюдает неписаные правила французского общества».

Согласитесь, эта программа отличается от той, к которой мы привыкли. Нам кажется, что если ребенок к 10 годам не начал изучать иностранные языки и еще не освоил ни одного музыкального инструмента, то он явно отстает от сверстников.

Французские родители дают полную свободу действий в самых жестких рамках

В домах французов вы вряд ли найдете горы игрушек на кухне, заваленные кубиками диваны в гостиной или плюшевого пони посередине коридора. Детям внушается: кухня предназначена для еды, ванная - для водных процедур, а место игрушек - детская комната. Зато там они вольны делать с ними все, что угодно. Их можно месяцами не складывать в ящики и не распихивать по коробкам. Подобные схемы действуют во многих аспектах. Например, дома ребенок может ходить в чем угодно, но в школу он обязан надеть форму. На каникулах можно не спать всю ночь, но в учебные дни отбой в десять.

«Смысл ограничений не в том, чтобы стеснить ребенка , - пишет Памела Друкерман, - а в том, чтобы создать предсказуемую и понятную среду».

Слово «воспитывают» во Франции скорее используют, когда говорят о наказаниях. Для отношений «родители - ребенок» больше подойдет «растить». Так же, как выращивают растение, французы ведут себя по отношению к детям. Обеспечивают необходимый уход, и комфортную обстановку, а все остальное идет своим чередом. Все прекрасно знают, что если выпалывать сорники вокруг цветка в два раза чаще, он не зацветет от этого раньше времени. Так и с детьми, сколько бы напрасных усилий мы не предпринимали, они все равно будут развиваться так, как заложено природой. Надо им только не помешать.

Самый сложный возраст - у подростков. Как быть родителям? Смотрите наше видео.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...