Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Гельвеций дидро. Философские идеи эпохи Просвещения: французский материализм и английский сенсуализм (Дидро, Гельвеций, Локк). Педагогические теории Ж

Тема 7: Новое время (продолжение).

Педагогическая мысль во Франции XVIII в.

Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо.

К середине XVIII в. произошел мощный подъем общественной мысли во Франции, известный в истории под названием французского Просвещения . Это движение сложилось под влиянием английского Просвещения, возникшего ранее, и подготовило духовную почву для Французской революции XVIII в. Продолжая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели Просвещения считали своей задачей обоснование необходимости перестройки общества согласно требованиям разума, реализации «естественных», прирожденных прав человека путем просвещения народа.

Система образования во Франции XVIII столетия не предоставляла возможности для реализации идей просветителей. Как и в других странах Европы, основной ее задачей было религиозно-нравственное воспитание, в традиционных школах царили схоластика и муштра, что никак не отвечало идеям просветителей, мечтавших воспитать людей, способных построить свою жизнь на разумных началах. Среди этой группы мыслителей следует особо выделить К.А. Гельвеция и Д. Дидро.

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) - французский философ, деятель Просвещения, идеолог революционной буржуазии, сенсуалист, атеист. Педагогические идеи изложил в сочинениях «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».

В книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» термин «воспитание» трактовал широко, подразумевая под ним совокупность всех условий жизни индивида.

Средством для создания всеобщего счастья К.А. Гельвеций считал изменение законов и улучшение воспитания. Цель воспитания – не подготовка к вечной загробной жизни, а «стремление к благу общества, т.е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан».

Различия в человеческих воззрениях, идеях, умственных способностях он связывал исключительно с влиянием внешней среды, не признавая врожденных способностей человека. По мысли Гельвеция, нет врожденных идей, человек - продукт среды, от рождения он ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр. Он лишь невежествен и невоспитан. У людей одинаковые способности, считал Гельвеций. Воспитание делает нас разными. «Человек – это продукт обстоятельств и воспитания». Различия в способностях людей - следствие различий в условиях воспитания. Гельвеций подробно рассматривает воспитание ребенка в семье, подростка в школе, юноши в широком социальном окружении.



В процессе воспитания на первое место он ставил формирование интересов, «страстей», а не умственное развитие. «Реки не текут вспять, а люди не идут против быстрого течения их интересов» . Главным условием успешного воспитания К.А. Гельвеций считал совпадение интересов правителей и народа. Отсюда вытекала и его мысль об общественном воспитании. Благосостояние любого общества зависит от талантов и добродетелей его граждан, которые в свою очередь, зависят от воспитания. Общество может управлять формированием талантов и добродетелей и, таким образом, само определять свое благополучие в настоящем и будущем. Школы должны быть изъяты из рук духовенства. Школы должны быть организованы государством.

Во взглядах Гельвеция выделяются четыре основные идеи:

Врожденное равенство всех людей;

Личный интерес - движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей;



Воспитание - направляющая сила в развитии интересов;

Политическая система определяет характер воспитания.

Идеал человека, по Гельвецию, - атеист, свободный от предрассудков, умеющий соединять личное счастье с благоденствием нации.

Самой яркой фигурой средифилософов-просветителей был, пожалуй, Дени Дидро (1713-1784), который являлся вдохновителем, организатором, редактором и одним из основных авторов знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», главной задачей которого была пропаганда естественнонаучных знаний - сильнейшего оружия против традиционной идеологии. Однажды Дидро предложили отредактировать перевод английской энциклопедии Чемберса (технический справочник). У него возникла идея дополнить эту книгу новыми статьями. Он привлек к работе Вольтера, Монтескье, Д, Аламбера и Руссо. Так вышла одна из самых знаменитых книг 18 века. За политические и философские статьи её сразу же запретили. Вольтер рассказывал, что однажды за ужином у короля Людовика XV возник спор о том, как делают порох. Никто не мог дать точного ответа. Тогда принесли соответствующий том запрещенной «Энциклопедии» и выяснили вопрос. Госпожа Помпадур заинтересовалась, из чего изготовляют румяна. Ответ тоже нашли в «Энциклопедии». Один из придворных посетовал, что издание этой книги запрещено. Королю пришлось оправдываться, что кто-то из духовных лиц убедил его в том, что это очень опасная книга. Таким образом Дидро получил возможность продолжить издание. Работа над «Энциклопедией» длилась около тридцати лет и оказала огромное влияние на умы всей Европы 18 века.

В своем труде «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» (О человеке…) Д. Дидро критиковал К.А. Гельвеция за недооценку задатков, заложенных в человеке природой. Д. Дидро высоко оценивал роль воспитания в формировании человека. Но он призывал учитывать в процессе воспитания как анатомофизиологические особенности ребенка, а также социальные условия, в которых происходит становление личности.

Подчеркивая огромную роль воспитания в жизни общества, признавал, что «воспитание развивает лишь то, что дала природа: развивает добрые задатки, заглушает плохие». А несправедливое общественное устройство заглушает самые прекрасные задатки в человеке.

Как и все французские просветители, критиковал современную ему систему образования. Д. Дидро наметил новые принципы организации просвещения:

всеобщность и

бесплатность обучения,

его бессословность,

светскость.

В эпоху, когда государственное образование во Франции было делом Церкви, Дидро проектировал государственную систему народного образования, построенную на принципе бессословности. Он был убежден в том, что дети бедняков, привыкшие с ранних лет к труду, учатся серьезнее и прилежнее, чем дети богатых. Чтобы сделать школу доступнее, Дидро считал необходимым помогать малообеспеченным детям материально (выдавать бесплатные учебники, стипендии, питание в школе и т.п.).

Дидро был сторонником реального образования , полагая, что в школе необходимо расширять объем преподавания математики, физики, астрономии, химии за счет сокращения преподавания древних языков. Он говорил, что распространение и углубление естественно-научных знаний обеспечивает связь с потребностями жизни и производства.

Дидро много размышлял над тем, какой должна быть современная система образования. Им было предложено три типа учебных заведений: начальная школа - средняя школа - университет. По просьбе Екатерины II Дидро разработал «План университета для Российского правительства» (1775), подразумевая под университетом всю систему образования. Во время пребывания в Петербурге он написал ряд заметок: «О школе для молодых девиц», «О публичных школах» и др., в которых затрагивает различные аспекты обучения и воспитания.

Дидро высоко ценил основательность знаний. Он писал: «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Большое значение придавал хорошим учебникам, к написанию которых предлагал привлекать крупных ученых для составления научно обоснованных учебников.

Предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учеников.

В целях повышения уровня знаний учащихся рекомендовал 4 раза в году устраивать в школе публичные экзамены с приглашением родителей и почетных гостей.

Французские просветители особую роль в воспитании молодого поколения отводили учителю и предъявляли к нему высокие требования. Дидро был убежден, что учитель помимо знания своего предмета должен обладать высокими нравственными качествами такими как честность, отзывчивость и любовь к детям. Задача учителя - внушить каждому воспитаннику такие качества, как твердость, справедливость, развить ум, кругозор, привить вкус ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму».

Признавая необходимость образования для всего народа, Д. Дидро выступал за отмену сословных ограничений в средней и высшей школе и предлагал создать новую систему государственных школ, которая обеспечивала бы бесплатное всеобщее начальное обучение.

Теория свободного (естественного) воспитания Жан Жака Руссо.

Одним из ярких представителей французского Просвещения был Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию Руссо стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Из множества написанных им произведений выделяют три, образующие единое целое и в концентрированном виде представляющие его философско-педагогические взгляды. Это работы: «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Рассуждение о науках и искусствах» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).

По Руссо, первой стадией человечества было «состояние естественное», когда люди жили свободно, разобщенно и в согласии с природой. Частная собственность, неравенство, пороки были им неведомы. Рост потребностей заставил людей объединиться с собратьями и заключить общественный договор, положивший начало возникновению частной собственности, законов, имущественного неравенства, угнетения и пороков. Отступив от своего естественного состояния, люди оказались подвержены нездоровым страстям: алчности, честолюбию, стяжательству и др. Чем дальше развивается человеческая цивилизация, тем стремительнее уходит человек от своего естественного состояния, в котором он был счастлив. Люди могут воссоздать подобие естественного порядка, если установят равноправие, откажутся от роскоши, поселятся на природе. Изменить общественный уклад можно либо путем революции, либо через просвещение. Воспитание является опорой любой формы правления. От верного воспитания зависит благополучие государства и отдельного индивида.

Задачу воспитания Руссо видел в воспитании человека, в этом заключается коренное отличие его трактовки цели воспитания от старого воспитания, ставившего своей целью подготовку человека к конкретной профессии, к определенному положению в обществе. По убеждению Руссо, «необходимо воспитывать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого». Взгляд французского мыслителя на воспитание как общечеловеческое дело был, безусловно, прогрессивен, но в современных ему условиях реализация этой идеи была неосуществима. Руссо дал портрет совершенного человека, который должен обладать разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием, невосприимчивостью к соблазнам цивилизации и дурным влияниям, умением владеть собой, соразмерять свои желания и возможности. С детских лет ребенка нужно учить жизни, умениям противостоять ударам судьбы. Руссо в связи с этим писал: «Жить - не значит дышать, а значит действовать, пользоваться нашими органами, чувствами, способностями. Не тот человек больше жил, которому больше лет, а тот, кто больше чувствовал жизнь».

По утверждению Руссо, человек получает воспитание под воздействием трех сил: природы, вещей и людей. Природа наделяет индивида способностями. Окружающий мир влияет на сознание через ощущения и опыт. Люди помогают или препятствуют раскрытию природных задатков ребенка.

Руссо критиковал современную ему систему воспитания, считая, что она не содействует развитию детей, а портит их. Вместо традиционной системы воспитания он предложил альтернативу: воспитание ребенка на лоне природы вдали от общества, от культуры с ее искусственностью. Характерно, что предложенная Руссо система воспитания не распространялась на детей бедняков, которых, по его мнению, не надо воспитывать, ибо они воспитаны самой жизнью.

В педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании» представлена программа воспитания ребенка из богатой семьи. Эмиль - сирота. Воспитатель увозит его из города и долгие годы живет с ним, проводя своего воспитанника через основные периоды жизни: младенчество, детство, отрочество, юность. В трактате пять частей, первые четыре содержат описание этапов развития Эмиля, в пятой речь идет о Софи - спутнице его жизни. Уже в самой композиции трактата раскрывается основная мысль автора: ребенок - развивающееся существо и его жизнь - смена возрастных этапов. Для каждого возрастного этапа предусмотрены особые задачи и средства воспитания (табл. 2.3).

Известный французский философ-просветитель Клод Гельвеций (1715-1771) родился в Париже в семье придворного врача. Окончил Иезуитский колледж, однако подверг глубокой критике феодальный строй, церковный абсолютизм и религиозный фанатизм, схоластику и формализм в отраслях науки и образования. Глубокий конфликт между мыслителем, властью и церковью положило уже первое издание его знаменитой книги >Об уме ", которая вышла в свет в 1758 году. Книга была сразу же запрещена и публично сожжена. Выехав за границу, Клод Гельвеций пишет новую свою работу и о человеке, его умственных способностях и его воспитании", которую опубликовывает в 1773 году. В ней изложены его основные педагогические взгляды.

Цель воспитания - раскрыть сердце ребенка для гуманности, а ум - для правды, чтобы воспитать граждан государства с гармоничным сочетанием стремлений к личному добра и добра для всех. Нравственное воспитание мыслитель советует преподавать, как и любой учебный предмет, с помощью специально созданного "Катехизиса морали". Принципы ее следует сделать наглядными и доступными детям.

Решающая роль в формировании личности принадлежит умственному воспитанию и правильно организованной образовании. Большое значение имеет и физическое воспитание. /Для его организации при школах следует создавать специальные площадки.

Женщины должны получать образование наравне с мужчинами.

Педагогические взгляды Клода Гельвеция четко прослеживаются в таких его высказываниях: "Горе нациям, которые доверяют попам воспитание своих граждан";

"Новые и главные воспитатели юноши - форма правления государства, в которой он живет, и нравы, рожденные у народа этой формой правления"; "Воспитание может все"; ,Им достойнее воспитание, тем счастливее народы".

Дени Дидро о государственной системе безстанової народного образования.

Дени Дидро (1713-1784)- французский философ, писатель, энциклопедист был горячим сторонником государственной системы безстанової народного образования. Вдохновитель и редактор "Энциклопедии наук, искусств и ремесел ". Свои мысли по поводу обучения и воспитания изложил в трудах: "Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек" (1773-1774), "О человеке" (1774), "План университета или школы публичного преподавания всех наук для российского правительства " (1775).

Его произведения, как и произведения К.Гельвеция, были враждебно встречены властями. После выхода в свет его труда "Письма о слепых в назидание зрячим " он был сразу же арестован.

Из всех французских философов-материалистов Дидро самый последовательный. Высоко оценивая роль воспитания в формировании личности, Дидро не считал его всемогущим. Был уверен, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание лишь развивает то, что дала ребенку природа. Новорожденный ребенок - это не tabula rasa ("чистая доска"), как Гельвеций доказывал, это "доска", на которой уже записаны определенные природные задатки. Путем воспитания лучшие из них можно развить, а худшие заглушить. Но это можно осуществить лишь в том случае, если учитывать природные особенности ребенка и его физическую организацию.

Мыслитель проявлял бесконечное удивление перед феноменом рождения гения. "Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он пролетает рядом," - говорил Дидро. Хорошие природные задатки есть не только у избранных. Наоборот, утверждал энциклопедист, - народ значительно чаще является носителем таланта, чем представители аристократии. ,Нисло лачуг и прочих частных жилищ, - писал он, - относится к числу дворцов, как десять тысяч к единице, и в соответствии с этим мы имеем десять тысяч шансов против одного зато, что гений, талант и добродетель скорее выйдут из стен хижины, нежели из стен дворца". Наряду с этим Дидро отмечал, что везде скрытые в народных массах таланты гибнут, так как несовершенный общественный строй лишает детей народа правильного воспитания и соответствующего образования.

Дидро, как и Гельвеций, резко критиковал французскую феодальную систему воспитания, считая, что "необходимо изменить в самих основ метод народного просвещения". Настаивал, чтобы в школах учились все дети, независимо от их социального положения. Школы следует лишить вмешательства духовенства, сделать их государственными. Начальное образование объявить обязательной и бесплатной. Обеспечить питание детей. Перестраивать необходимо и среднюю школу, лишая ее засилья классического образования и укрепляя научные основы преподавания математики, физики, химии, естествознания, астрономии.

Педагогические взгляды Дидро частично прослеживаются в таких выражениях: "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"; "Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства".

Всю жизнь Дени Дидро тревожила тайна гениальности как высшего призвания человека, и мыслитель постоянно искал "формулы" ее воплощение, пытаясь ее предельно сократить. "Знание того, - писал он, - какими вещи должны быть, характеризует человека; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального". Знанию того, как "изменить вещи к лучшему" он и посвятил всю свою жизнь, не считаясь ни с опасностями, ни со здоровьем, оправдывая эту свою позицию известными словами: "Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какой-то камешек в почках, через приступ подагры или другую такую же нелепой причине, то уж лучше умереть ради какого-нибудь большого дела".

ерное место:

«Гельвеций. Я рассматривал ум, гений и добродетель как продукт воспитания.

Дидро. Только воспитания?

Гельвеций. Эта мысль представляется мне все еще истинной.

Дидро. Она ложна, и в силу этого ее никогда не удастся доказать вполне убедительным образом.

Гельвеций. Со мной согласились в том, что воспитание имеет на гений и характер людей и народов большее влияние, чем это думали.

Дидро. И это все, в чем можно было согласиться с вами».

Дидро решительно опровергает положение Гельвеция, что воспитание может сделать все. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности.

Положение Дидро о значении, которое имеют природные различия людей в их развитии, о необходимости считаться в воспитании с особенностями физической организации и психики ребенка заслуживают положительной оценки. Однако в силу ограниченности французской материалистической философии XVIII века Дидро ошибочно рассматривает человеческую природу как нечто неизменное, абстрактное. Между тем, как впоследствии установили основоположники марксизма, природа человека изменяется в ходе исторического развития, люди в процессе революционной практики изменяют свою собственную природу.

Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.

«Число хижин и прочих частных жилищ, писал Дидро, относится к числу дворцов, как десять тысяч к единице, и соответственно с этим мы имеем десять тысяч шансов против одного за то, что гений, талант и добродетель скорее выйдут из стен хижины, нежели из стен дворца».

При этом Дидро справедливо заявлял, что сплошь и рядом кроющиеся в народных массах таланты гибнут, так как дурной общественный строй лишает детей народа правильного воспитания и образования. Он был сторонником просвещения широких народных масс, признавал его огромную освободительную роль. По словам Дидро, «просвещение дает человеку достоинство, и раб немедленно почувствует, что он не рожден для рабства».

Так же как и Гельвеций, Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные средние школы классического типа воспитывают только отвращение к наукам и дают ничтожные результаты. Вся система обучения и воспитания негодна, «необходимо изменить до самого основания метод народного образования».

Необходимо, чтобы в школах обучались все дети, вне зависимости от их социальной принадлежности. Школы должны быть изъяты из ведения духовенства и сделаны государственными. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным, в школах следует установить общественное питание. Дети бедняков лучше знают цену просвещения, чем богатые. Дидро требовал решительной перестройки средней школы. Он выступал против засилья в средних школах классического образования, считал необходимым обеспечить в них преподавание на научных основах математики, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении реального образования.

В 1773 году Дидро по приглашению Екатерины II совершил поездку в Петербург и прожил там около года. Как известно, Екатерина в то время разыгрывала роль «просвещенного деятеля» и покровителя гонимых философов.

Дидро составил в 1775 году план организации в России народного образования на новых основах под названием «План университета для России» (подразумевая под университетом всю систему народного образования). Екатерина и не собиралась, конечно, проводить в жизнь план Дидро, он был чересчур радикален.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса.

Дени Дидро (1713 - 1784) - последовательный материалист, давший образцы диалектического мышления. С его точки зрения мир - движущаяся материя; источник движения находится внутри материи.

Дидро был сенсуалистом, признававшим в то же время значение разума, мышления для познания. Он сбалансированно представлял процесс познания. Будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой феодализма, абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи; один из идеологов революционной французской буржуазии 18 в.

Дидро возглавил создание первой в истории человечества Энциклопедии. Благодаря факту создания Энциклопедии XVIII век называют веком Просвещения.

Французский философ материалист, атеист, просветитель, энциклопедист.

Гольбах (1723 - 1789) - крупнейший систематизатор мировоззрения французских материалистов 18 века. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение; все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, её атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Гольбах отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь определённым образом организованным формам материи.

Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Свободу воли Гольбах отрицал ввиду причинной обусловленности поведения людей. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах, исходя из материалистического сенсуализма, считал источником познания ощущения; познание является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистическая теория познания Гольбаха, разделяемая также другими французскими материалистами, была направлена против агностицизма, теологии, идеалистического сенсуализма Дж. Беркли и учения Рене Декарта о врождённых идеях. Отрицал объективный характер случайности.

Гольбаху принадлежат атеистические произведения, проникнутые едким сарказмом. Ввиду преследований со стороны церковников, произведения Гольбаха выходили анонимно и, как правило, за пределами Франции.

Более последовательно разрабатывал этические взгляды Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) в работе «О человеке». Согласно Гельвецию, также не существует никакой врожденной нравственности (эту мысль разделял и Дидро), не врожден и порок. И добродетель и порок есть результат воспитания, поэтому именно от общества зависит, каким будет человек. Воспитание всемогуще, человек всем ему обязан. Воспитание Гельвеций понимает широко: это не только увещевательные слова родителей и педагогов, но совокупное воздействие окружающего мира - и общества, и природы.

Основой воспитательного процесса, по Гельвецию, является физическая чувствительность человека к боли и к наслаждению. Именно через восприятие того и другого человек начинает понимать, что для него хорошо, а что плохо. Каждому человеку свойственна любовь к себе, которая есть глубочайший импульс человеческой деятельности. Из любви к себе через чувствительность к боли и наслаждению вырастают все страсти. Интересы, смысл жизни, стремление к счастью - все вырастает через чувствительность к боли и наслаждению.

Апологию страстей Гельвеций нарочито выпячивает, противопоставляя ее христианскому учению о страстях, о том, что человек должен уметь управлять своими страстями. По Гельвецию, страсти нужно культивировать и понимать их необходимость, поскольку они движут миром. Гельвеций проводит анализ разных страстей. Например, такие страсти, как интересы, перекликаются с выгодой и пользой и приводят к развитию общества и появлению частной собственности.

Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751). Отметим, что первой работой, выражавшей идеи французских материалистов, стала работа Ламетри «Естественная история души». Поскольку, по его мнению, душа смертна, то нужно по-другому взглянуть и на мораль. Религиозной концепции нравственности не существует, ибо нет вечной жизни, а мораль существует постольку, поскольку нравственное чувство врождено. Существует некий нравственный закон, как и законы природы. Этот нравственный закон есть даже у животных, а поскольку человек есть порождение животного мира, то он тоже подчиняется этому закону. В XVIII веке пышным цветом расцвел механистический материализм. В это время механика была на подъеме и философы стали очень многое уподоблять механическим процессам. Они пытались механическим образом представить человека и общество. Так, Ламетри в сочинении «Человек-машина» уподоблял человека машине. Организм человека представлен у него как часовой механизм. Затем и общество стали уподоблять механическим системам.


5 октября родился Дени Дидро (1713 — 1784) — французский писатель, философ, драматург, материалист, просветитель.

«Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный порядок - все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать пред судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него».

Эту замечательную характеристику исторической роли французских просветителей и материалистов XVIII в. дал Фридрих Энгельс. Великими людьми, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, назвал он их.

Одно из первых мест среди французских просветителей принадлежит материалисту и атеисту Дени Дидро. Всю свою жизнь Дидро посвятил борьбе против абсолютистско-феодального строя, против средневекового варварства. Уже ранние литературные произведения Дидро были проникнуты настолько смелыми идеями, что его работа «Философские мысли» была сожжена по постановлению парижского парламента, а за опубликование «Письма о слепых в назидание зрячим» он был арестован и заключен в государственную тюрьму - Венсенский замок.

По предложению Дидро и под его руководством было предпринято издание грандиозного труда - «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», объединившей вокруг себя самых вы дающихся ученых Франции. Они показали в своей энциклопедии успехи естественнонаучной, философской и технической мысли, подвергли остроумной и убедительной критике религию и богословие, раскрыли реакционный характер политических учреждений своего времени.

Большую историческую роль сыграл Дидро в развитии материалистического мировоззрения. Главные философские работы Дидро - «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Философские принципы материи и движения», «Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке»». Дидро выступал в своих произведениях за союз философии и естествознания, считая, что таким образом можно наиболее убедительно обосновать материалистическое понимание мира. Он решительно отвергал существование бога, как измышление церковников, отвергал церковную басню о бессмертии души.

Дидро был выдающимся теоретиком реалистического искусства. Главные эстетические работы Дидро - «О драматической поэзии», «Парадокс об актере», «Опыт о живописи», «Салоны». Воспроизведение действительности в конкретных образах - такова, по Дидро, сущность искусства. Его основные требования к искусству - идейность и художественность.

Французский мыслитель выступал и как создатель литературно-художественных произведений. Ему принадлежат такие известные повести, как «Племянник Рамо», «Монахиня», «Жак-фаталист», «Нескромные драгоценности» и др. В художественно-образной форме эти повести пропагандировали просветительские идеи, критиковали религиозную мораль, разоблачали преступления церковников. Пропаганде семейных добродетелей были посвящены пьесы Дидро - «Побочный сын» и «Отец семейства».

Значительную роль сыграл Дидро и в развитии передовой педагогической мысли. Он резко выступал против феодально-религиозного воспитания, против схоластических методов преподавания, против оторванности школы от жизни. Школа должна быть перестроена, говорил Дидро, «на разумных и справедливых началах».

Произведения Дидро принадлежат к золотому фонду классического идейного наследия Франции.

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...