Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Генограмма или как свои своих любили…. Семейная генограмма как инструмент психологического консультирования

Бывает, что никакая логика не объясняет, почему происходит то, что происходит. Такое бывает, если человек продолжает жить по сценариям и программам, заложенным его предшественниками, предками. Чтобы разобраться, какая именно программа прошлого влияет на сегодняшний день, надо построить генограмму. И сегодня статья о том Как составить генограмму.

  • Женщина обрекает себя на страдания.
  • Удача обходит стороной.
  • Усилия и труд никак не приносят дохода.
  • По жизни преследует ощущение недосказанности, неопределенности.
  • При отличном здоровье никак не получается зачать детей.

Генограмма — это карта отношений нескольких поколений семьи. Семейное древо, или родословная, дополненная фактами. В генограмме указываются данные о жизни и смерти, здоровье, важных событиях и потрясениях, клятвах и преступлениях. Все события, помыслы и идеи, оказывающее влияние на образ мышления, чувства- всё должно найти место в генограмме.

Как составить генограмму

К фактам относятся знания, которые точно известны и проверяемы – например, дата рождения, фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, должность и т.п. Факты обладают самой высокой степенью достоверности. Для получения фактов, можно, по возможности, расспросить своих родственников, которые могут что-то знать. Информацию о погибших и пропавших без вести на войне, репрессированных родственниках можно найти в архивах. Некоторые архивы свободно доступны через Интернет, и, при желании, Вы можете попробовать найти информацию о своих родственниках прямо со своего компьютера. (* Адреса online архивов можно узнать в службе поддержки.)

2. Легенды.

Во многих семьях существуют рассказы, истории, мифы и легенды о предках, которые передаются от поколения к поколению.

3. Семейные ценности (артефакты).

Любые предметы, которые передаются по наследству, от поколения к поколению. Предметы, которые несут потомкам память о предке, обладавшем ими. Например, это могут быть драгоценности, медали, бабушкин самовар, фотографии, документы, книги – у каждой семьи что то свое.

4. Воспоминания.

К воспоминаниям можно отнести воспоминания о каких-либо событиях, происходивших с членами семьи. Например, это могут быть какие-то зрительные образы, или любимая мелодия детства, или ощущение блаженства, запах свежескошенного сена, вкус парного молока, бабушкин грибной суп или что-то еще, о чем люди хоть что-то помнят и могут рассказать.

5. Предположения и домыслы.

Клиент сам может иметь, или составить, какие то представления о своих предках. Например, если он знает, что кто-то из предков был купцом, то в исторических книгах можно почитать о том, как жили купцы. По возможности, можно посетить музей, посмотреть быт того времени и сформировать предположение о том, как приблизительно жил этот купец — предок. Необходимо так же отметить, что вся информация о каждой системе за все время ее существования может быть получена из информационного поля. Поле существует всегда, независимо от нас и наших знаний о нем. Даже если клиенту ничего не известно о своих предках – поле все равно есть, и данные из него могут быть считаны, например с использованием метода семейных расстановок. Все эти знания могут быть полезны при составлении генограммы.

Как составить генограмму

Для начала, Вы можете изобразить обычные символы людей — круги или квадраты. Сделайте это для стольких членов семьи, сколько сочтете необходимым.

Медицинские сведения. При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии — например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически.

Эмоциональные паттерны. Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие — страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав. Эмоциональные паттерны можно выявить, задавая вопросы такого плана: “Какие пять слов, по вашему мнению, могут лучше всего описать этого родственника?”

После этого можно сравнить то, как вы видите этого родственника Вы с тем, как его видят другие люди. Кто-то из членов семьи может сказать: Большую часть времени (70%) он был злым, сердитым, неразговорчивым», другой добавит, что «Он плохо контактировал с людьми, конфликтовал и был несчастным человеком.» Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

Динамика внутрисемейных отношений. С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу. Например, можно уточнить у родителей: «Какие отношения были у бабушки и дедушки, у дяди и тети и т.п.» Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс.

С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше. Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

Система семьи. Вы можете попытаться выяснить, каким образом работает ваша семейная система, как ее разные части работают вместе, или как это у них не получается. Можно заметить, существуют ли какие-нибудь особые группы (коалиции), которые держатся вместе и не дают туда доступа другим, или особые роли, предписанные определенным членам семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди?

Семейные верования, ценности. Хотите Вы того, или нет — члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это происходит в любой сфере жизни семьи: как растить детей, как обходиться с подростками, когда и на ком жениться, сколько надо иметь детей, как следует зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой, трагедией, как стареть и как встречать смерть. Обратите особое внимание на ваши семейные верования. Скорее всего, они очень похожи на то, во что сознательно или бессознательно верите вы. Они диктуют вам, как надо жить, чтобы выжить. Они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала, если они дисфункциональны, надломленны или незрелые.

Ваша семья и общество. Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на то, какой видит себя ваша семья, будучи частью общества. Как ваш род представляет себя обществу? С какими другими системами он себя отождествляет? И как обычно общество отвечает вашей семье? Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем – к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.

Пример генограммы

Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин – кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми – вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод.

Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода — близкие, конфликтные, и т.п. Для собственной генограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои.

Строить генограмму можно на листах различного формата, но гораздо удобнее использовать компьютерные программы, разработанные специально для работы с генограммами. В созданный файл генограммы Вы в любой момент можете внести новую информацию, что-то изменить, подкорректировать.

Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений

Составлять генограмму — увлекательное занятие и в то же время полезное для понимания своей жизни.

Человек - лишь звено в цепочке поколений. Передать своим детям и внукам можно не только какие-либо материальные ценности, но и бесценный опыт и силу рода .

Но если материальные ценности и опыт человек может заработать сам в течение своей жизни, то сила рода (составляющая личной силы человека) – это то, что получить невозможно больше нигде, кроме как в своей семье, помня и безоценочно принимая каждого своего предка.

Почитать и уважать предков, хранить память о них — раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. «Человек без роду и племени», «безродный» — так говорили в недалеком прошлом о людях, которые не знали своих предков, и определения эти содержали в себе скорее отрицательный оттенок. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания — генеалогия.

Генеалогия — наука о родственных связях.

Генеалогия — это своеобразное познание мира: изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох. Более того, на основе генеалогических исследований могут проводиться генетические исследования, выявляться генотипы. Тем самым, появляется возможность определить, от кого унаследована та или иная черта характера, творческий потенциал либо талант к чему-либо.

Для этого составляется родовое дерево или генограмма – это графическая запись информации о семье. Графическая схема может быть восходящей (от общего предка ко всем его потомкам) и нисходящей (от Вас к предкам).

Можно составить генограмму хотя бы для того, чтобы определить, как звали ваших предков, кто они были и уже это будет очень полезно, но я предлагаю вам пойти дальше. Дело в том, что в генограмме, таятся огромные возможности познания себя. Да, именно так. Узнавая больше о своих предках, вы начнете лучше понимать себя, есть возможность увидеть источники своих проблем и, более того, скорректировать негативные послания и установки прошлого, которые, оказывается, влияют на нашу жизнь и судьбу. При таком подходе генограмма, ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Как составить генограмму

Генограмма — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины — кругами.

У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод.

Дети изображаются по порядку рождения слева направо.

В системе семьи имеет значение каждый, принадлежащий к ней, даже мертворожденные дети или умершие в младенчестве, на генограмме они обозначаются перечеркнутым кругом или квадратом (в зависимости от пола). Располагаются на схеме они также в хронологическом порядке.

Разрывы, разводы и повторные браки отображаются на схеме так:

Во время составления генограммы вы будете узнавать много новой информации. Для удобства ее отображения и хранения полезно заводить на каждого члена семьи генеалогическую карточку . В нее можно занести следующую информацию:

1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

2. Имя отчество (если менялись, указать, какие были).

3. Дата и место рождения

4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать также местонахождение могилы).

5. Национальность.

6. ФИО отца.

7. ФИО матери.

8. Место или места жительства (с указанием дат).

9. Имена и даты рождения братьев и сестер.

10. Образование, что закончил.

11. Место (места) работы, службы, должности.

12. Участие в войнах (где, каких).

13. Награды, звания.

14. ФИО жены/мужа.

15. ФИО детей, их даты рождения.

16. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917г).

17. Хобби.

18. Дополнительная информация: как описывали человека, характер, поступки, отношения.

19. Источники информации: документы, письма, фотографии, воспоминания, интервьюирование.

20. Дата заполнения.

Эту карточку можно постоянно дополнять новой информацией, которая будет появляться. В дополнение к семейным датам вы можете включить в картотеку описание важнейших мировых событий или событий в стране, регионе, так или иначе связанных с семейной историей.

Семь измерений генограммы

Анализ генограммы можно провести по семи разным направлениям, каждое из которых будет полезно по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное дерево (кто от кого произошел).

Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

2. Медицинские сведения.

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны.

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: “Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений (как члены вашей семьи относятся друг к другу)

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи.

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом

6. Семейные верования, ценности.

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований — начало выравнивания их с вашим потенциалом.

7. Общество и ваша семья.

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Какими источниками информации вы можете пользоваться в своей работе

1. Родственники. Одно важное предупреждение. Информация всегда доходит до нас не непосредственно, а пропускается через фильтр интерпретаций рассказчика. Всегда воспринимайте информацию в форме: «поэтому и поэтому было сказано следующее», а не: «вот так в действительности все и было». Обязательно установите контакты с членами семьи, которые известны как изгои. Они обычно имеют очень своеобразный и полезный взгляд на семейную жизнь и историю.

2. Архивные данные: фотографии, метрики, дипломы, письма, грамоты и т.д.

Ваше главное внимание должно быть сосредоточено и в трех ближайших поколениях вашей собственной семьи, но с течением лет ваша работа может расшириться и позволить вам осознать всю вашу семейную систему.

Крайне важно указание точных дат. Одна из важных особенностей семейной жизни - это разница в датах, с которыми люди будут связывать определенные события. Они могут ошибаться в датах на пять или десять лет и этим указывать на какие-то значимые связи. Время оказывается очень субъективным переживанием, когда оно относится к семейной истории: у разных членов семьи оно пронизано разными ассоциативными связями. Вам необходимо настаивать на точности в датировке событий.

Кроме того, вы должны ясно представлять, какую работу выполняли и какой деятельностью занимались члены семьи. К примеру, точно выясните, какую работу выполнял ваш дед со стороны отца и что она в себя включала, сколько времени он проводил вне семьи, как влияла его работа на семью, на вашего отца. Какие события привели к уходу одного или нескольких членов семьи? Как разные люди смотрели на это? О ком никогда не упоминают? К кому относятся так, словно они никогда не существовали в семье? Чем вызвана такая ситуация?

Все это - примеры вопросов, они будут содействовать в выяснении воздействия событий на вашу семью. Они также лучше помогут вам понять, что происходило в период, близкий к вашему рождению, и какое влияние ваше рождение оказало на жизнь людей в вашей семье.

Что можно выяснить из генограммы

Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи . Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности — допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин — «патриархов». Хороший материал для изучения и введения в генограмму — семейные традиции .

Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, как мужа-жену уважать, деда-бабку почитать… Список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной… Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру…

Польза сбора таких сведений очевидна. Сведение воедино разрозненных данных — первый шаг анализа. А анализ сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Ритуалы

Поминовение наших родных о здравии, об упокоении.

Полезно составить Календарь памятных семейных дат. В Календарь записываются даты рождения родных людей, даты их свадеб, даты поминовения усопших. Календарь семейных памятных дат создаётся на целый год и на каждый месяц. В календаре записываются все основные даты, события для каждого родственника. К таким событиям относятся день рождения, свадьбы, смерти, крещения, даты других важных для человека событий. Но так как этот Календарь принадлежит лично Вам, то в нём уместно отметить и все другие памятные для Вас даты: это и дни рождения друзей и знакомых, даты окончания учебных заведений, да мало ли какие еще даты, например: религиозные праздники и другие важные события. Постоянное поминовение наших родных о здравии, об упокоении – самым положительном образом повлияет на нашу жизнь, на нашу судьбу. Нам надо чаще туда заглядывать и посылать пожелания добра, счастья, здоровья, благополучия, успехов в благих начинаниях всем нашим родственникам и знакомым. И такое упражнение постепенно отучит нас судить, а тем более осуждать наших близких. Отношения с близкими будут улучшаться и вся наша жизнь станет спокойной и счастливой.

Генограмму нужно дополнить до седьмого колена. Всего в вашем родовом дереве будет 126 человек (ваших прямых предков). Нарисовав свое родовое дерево, вы имеете возможность коснуться своей мыслью каждого из 126 ваших предков, помолиться за них, обратиться за наставлениями, помощью и поддержкой.

Иван Котва, психолог

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в трех-четырех поколениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году (Bowen, 1978) в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее - показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.
Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы - таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных субсистем и семьи в целом. Например, семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и Детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.
Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник и каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими как, например, смерть ближайшего родственника.
Затем начинается описание семейной истории со времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Здесь важное значение имеют возраст супругов, точная дата их первой встречи, то, чем они занимались, когда были женихом и невестой, свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности, где семья жила и когда именно переезжала в другое место, особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на этом этапе беседы.
Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.
Психотерапевт использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы, как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социально-экономический уровень, то, как семья взаимодействует со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.
По мере поступления информации она фиксируется специальными символами. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие:

Генограмма: пример

Николаю сорок девять лет, его жене Марии - сорок один. От предыдущих браков у них в общей сложности семеро детей. Мария позвонила и спросила, могут ли они с Николаем прийти на консультацию в связи с тем, что Николай потерял работу и это негативно влияет на семью. В начале диагностического интервью использовалась генограмма , при помощи которой были собраны основные данные. Первая жена Николая и первый муж Марии умерли в один и тот же год, таким образом, оба супруга пережили аналогичный эмоциональный опыт. Муж Марии покончил жизнь самоубийством; терапевт откладывает на более подходящее время ряд вопросов о том, чувствовала ли себя Марии ответственной за его самоубийство. Если да, то как она смогла с этим справиться? С кем она может открыто об этом поговорить?
Позднее терапевт узнает, что самоубийство тщательно скрывается от детей. Жена Николая умерла при рождении ребенка - событие, редко встречающееся в наше время. Тот факт, что она умерла при рождении шестого ребенка, наводит на мысль о том, что Николай чувствовал себя в какой-то мере ответственным за смерть жены. Семья пережила ряд потерь в течение очень короткого времени.
Терапевт группирует информацию в соответствии с наиболее значимыми областями: принципы функционирования семьи; принципы, которыми семья руководствуется в стрессовых ситуациях; роль фактора времени в этих отношениях; личные границы и границы поколений; вопросы, вызывающие конфликтные ситуации, - секс, деньги, родственники со стороны мужа и жены, дети, треугольники, скрытность, нежность и честность.
Затем терапевт просит Марию изложить свой взгляд на проблему. Она утверждает, что чувствует себя лучше с тех пор, как договорилась о встрече с терапевтом. Тот факт, что ее мать навещала их, начиная с предыдущей недели, преподносится как самый недавний негативный опыт. Терапевт решает пока не прослеживать эту линию и только определить, какое положение в настоящий момент мать Марии занимает в структуре семьи. Мать описывается как человек беспокойный, критически настроенный, подверженный быстрым сменам настроения. Терапевт пытается определить степень открытости этих отношений, спрашивая Марию, рассказала ли она матери о том, что собирается обратиться за консультацией. Мария отвечает, что мать не могла бы справиться с такого рода информацией. Обращаясь к генограмме, терапевт видит, что Мария - единственный ребенок в семье, и начинает исследовать влияние этого факта на напряженность их отношений. Продолжая работу, он пытается найти «треугольник трех поколений» и спрашивает: «Кто из ваших детей любимец бабушки?» Любимицей оказывается Надя, тот самый ребенок, о котором сама Мария беспокоится больше всего.
Здесь сходятся воедино несколько важных моментов. Раньше во время интервью Мария заметила, что Надя напоминает ей своего умершего отца, первого мужа Марии, Бориса. Одна из ее тревог по поводу Нади заключается в том, что Надя может повторить самоубийство отца. Это откровение связывается с наблюдением терапевта, и пока вопросы обращены к Марии, Николай не только чувствует себя расслабленно, но даже получает некоторое удовольствие, побуждая терапевта предпринять ряд шагов. Терапевт изменяет направление разговора, вначале обращаясь к высказанной Марией тревоге по поводу возможного самоубийства Нади, затем постепенно все более глубоко приоткрывая тему самоубийства в браке.
Главной целью вопросов терапевта являются чувства Марии по поводу самоубийства своего первого мужа - насколько она ощущает себя ответственной за это. Затем терапевт пытается узнать мысли самой Марии по этому поводу. «При всех трудностях, с которыми вам пришлось столкнуться за последнее время, - к примеру, дети, потеря работы Николаем, - вам не приходила в голову идея разом покончить со всем этим?» Мария отвечает, что ей часто кажется, что все дома могло бы значительно улучшиться, если бы она просто собрала свои вещи и ушла, но самоубийство никогда не представлялось ей решением проблем.
Затем терапевт переходит к главной цели: «Вы никогда не замечали за собой беспокойства, что Николай из-за потери работы может покончить с собой?» Мэри тут же не задумываясь отвечает: «Без сомнения. Достаточно часто». Тогда эта тема обсуждается с Николаем и проверяется, есть ли у него мысли о самоубийстве. Николай решительно отвергает подозрения в возможном самоубийстве, однако признает, что не может убедить в этом Марию. И поэтому очень раздражается. К этому моменту взгляд Марии на проблемы семьи в общих чертах становится понятным. Она чувствовала в какой-то мере ответственность за смерть своего первого мужа и была полна решимости предотвратить повторение подобного в жизни своей дочери и второго мужа. У нее нет никого, с кем она могла бы поговорить о своих тревогах. Когда же эти чувства выплескиваются наружу, Николай отвергает страхи жены, считая их необоснованными. Ее мать, так же как и она, безвременно потеряла своего мужа. Однако глубина этих отношений не может вместить всех переживаний Марии. Она постоянно с тревогой следит за эмоциональным состоянием Николая, пытаясь заботиться как о нем, так и о детях, не чувствуя поддержки.
Николай производит впечатление уравновешенного, разумного человека, который спокойно принимает любые, даже самые неприятные новости. При этом кажется, что он контролирует сложившуюся ситуацию в семье, шутливо описывая ее и улыбаясь во время рассказа. Терапевт объясняет поведение Николая тем, что он эстонец (это видно из генограммы), а значит, существует вероятность наследования некоторых черт характера предков. Насколько его внешне спокойные, шутливые манеры связаны с присущей ирландцам чертой скрывать свой гнев?
Николай привык зарабатывать 50.000 руб. в год. Теперь его жена ведет хозяйство, исходя из значительно меньшей суммы. Терапевт задает вопрос: «Как вы сами воспринимаете профессиональные сложности?» Николай отвечает: «Главным образом, как крушение надежд. Я имею в виду, что никогда не прибегаю к жестокости или чему-то подобному». Терапевт замечает: «Эстонцы известны тем, что умеют скрывать свой гнев». Николай со смехом признает, что он часто испытывает сильный гнев и просто не знает, что делать с этим чувством. Он изо всех сил пытается контролировать его, но сомневается в себе и своих способностях. Он думает об этом каждый день и порой чувствует, что из-за этой постоянной внутренней борьбы может потерять уверенность в себе и при устройстве на работу испытываемое им беспокойство и недостаток веры в себя станут настолько очевидны, что это отрицательно повлияет на производимое им впечатление.
В результате данной беседы стали очевидны принципы, которыми руководствуется каждый из этой супружеской пары. Например, Мария склонна избегать сближения с матерью, но глубоко вовлечена в проблемы мужа и детей. Она сама назначила себя их защитником и пытается уберечь от любых возможных неприятностей, сама заботится обо всем, начиная со стирки вещей дочери и кончая депрессией мужа. С другой стороны, Николай отдаляется от всего, кроме своей работы. Работа стала для него убежищем, когда умерли его первая жена и новорожденный ребенок. Теперь перед нами человек, потерявший свою основную опору - работу, которой он так гордился. «Гордость часто встает на моем пути и иногда влияет на мои суждения. Порой я думаю, что теперь я защищаю больше всего свою гордость», - говорит Николай.
Проблемы, с которыми сталкивается эта супружеская пара в отношении двух средних дочерей (по одной от их предыдущих браков), очень сильно напоминают проблемы, волновавшие их умерших родителей. Поэтому им необходимо научиться справляться с «призраками своих умерших супругов» для того, чтобы детям не пришлось повторить эту часть семейного сценария. Большую часть приводимых данных оказалось возможным получить на основе методики генограммы.

Использование генограмм

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю историю семьи. В процессе работы на основе данной техники члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как они влияют на современные семейные отношения. Работая с генограммой, психотерапевт может помочь семье преодолеть эмоциональные разрывы, избавиться от дисфункциональных треугольников и альянсов, снизить тревожность, то есть произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой сильное диагностическое средство, которое может применяться в русле конкретных теоретических ориентации данного профессионала (см. технику « «, а также ).

Генограмма и Геносоциограмма часто наше основное средство работы с клиентом, когда я работаю . Я устно обычно объясняю, но недавно решила по просьбе клиентки опубликовать краткую инструкцию по составлению генограммы и вопросы по анализу семьи, которые можно задавать себе самостоятельно. Это не заменяет работы с психотерапевтом, а лишь ее дополняет. потому что ответы вопросы себе клиент задает и при этом важна обратная связь (отклик психотерапевта на информацию, принеобходимости срочное применение методик работы с первопричинами проблем, синдромов предков и проч) , отражение его чувств, понимание еще непроговоренного, невербального телесного реагирование на вопросы - в этом тоже много информации. После составленной генограммы клиента я его опять спрашиваю и уже по его рассказу параллельно дополняю своими заметками...
Запись на сеанс по скайп здесь
Выглядеть генограмма может вот так

Итак как составить генограмму и какие вопросы задавать..

Вернон Вульф. Холодинамика. Как развивать и управлять своей внутренней личностной силой

Руководство по генограмме: как составить схему семейного дерева

Генограмма позволяет вам и членам вашей семьи увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи и, используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз.

Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно. Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т. д.

Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи" и центром или "стволом" вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на сх.2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внесите даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?" Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым", другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!" Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные" паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?" "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?" Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные" люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные "можно" и "нельзя", "должен" и "не должен"?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Генограмма

Методика “Генограмма” используется для анализа хода семейной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях. В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность психотерапевту (исследователю) и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

Генограмма имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но ее главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи. По сравнению с другими формами исследовательской записи, генограмма позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Наглядное представление взаимоотношений большого количества членов семьи и ключевых событий семейной истории облегчает психотерапевтическую работу. При построении генограммы практически вся семейная информация представляется графически, что позволяет исследователю (терапевту) быстро охватить сложные семейные паттерны.

Генограмма является богатым источником гипотез о том, как актуальные проблемы семьи могут быть связаны с семейным контекстом и историей развития. Для терапевтических записей генограмма обеспечивает краткое резюме, позволяющее терапевту (консультанту), не знакомому со случаем, быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представление о ее потенциальных проблемах.

В сочетании с генограммой обычно используется список важных событий семейной истории или методика “Линия времени”, в которой события расположены вдоль временной оси. Методика довольно проста: по горизонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней, на усмотрение терапевта (консультанта). Проводятся вертикальные линии, над ними указываются события жизненного цикла. Например: “Николай потерял работу”, “Мария и Владимир поженились”, “Отец Сергея умер” и т. д. Эта методика позволяет представить трудно сопоставимую информацию о семейной истории в более удобной графической форме. Особенно важной эта методика становится при размышлении терапевта (консультанта) о том, почему семья пришла за помощью именно сейчас, а не годом раньше или позже. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? Что заставило семью искать помощь в это особое время? В чем состоит пусковой момент кризиса? (Черников А. В., 2001).

Описание методики

В процессе семейного консультирования и психотерапии сбор информации о семейной истории обычно проходит в контексте общего семейного интервью, и терапевт не может игнорировать проблему, с которой пришла семья. Поэтому конструирование генограммы должно быть частью более широкой задачи присоединения и помощи семье. Проводя интервью, терапевт двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту, от актуальной семейной ситуации к исторической хронологии семейных событий, от легких вопросов к трудным, провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях и затем к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.

Генограмма выстраивается, как правило, в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи интересны сведения о своих близких родственниках и прародителях.

В процессе построения генограммы терапевт (консультант) собирает следующую информацию (Черников А. В., 2001):

1. Состав семьи: “Кто живет вместе в квартире (доме)? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?”

2. Демографические данные: имена, пол, возраст членов семьи, продолжительность брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.

3. Настоящее состояние проблемы: “Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?”

4. История развития проблемы: “Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли случаи госпитализации? Что нового появилось или исчезло во взаимоотношениях в семье, по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Считают ли члены семьи, что проблема изменяется? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Как члены семьи представляют себе взаимоотношения в будущем?”

5. Недавние события и изменения в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории: “Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван?

Когда и почему семья переехала в этот город? Кто тяжелее всего пережил смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?” Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий и паттернов реагирования.

7. Родительские семьи каждого из супругов: “Живы ли родители? Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда родители встретились? Когда они поженились? Есть ли братья и сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, состоят ли в браке, есть ли у них дети?” Терапевт может задавать* такие же вопросы и про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о 3-4 поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги по работе, учителя, врачи и т. д.

9. Семейные взаимоотношения: “Есть ли какие-либо члены семьи, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг другу? Кому в семье тот или иной человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?” Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы. Например, он может спросить у мужа: “Как вы думаете, насколько близки были ваши мать и старший брат?” и затем поинтересоваться, что думает об этом его жена. Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди могли бы быть охарактеризованы другими членами семьи: “Как отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?” Такие циркулярные вопросы задают для того, чтобы обнаружить различия во взаимоотношениях с разными членами семьи. Выявляя отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая ее новыми представлениями о самой себе.

10. Семейные роли: “Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье может считаться волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей наиболее послушен? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным? Кто больше всех болеет в семье?” Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу: Супермать, Железная Леди, Домашний Тиран и т. д. Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

11. Трудные для семьи темы: “Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психические проблемы? Проблемы, связанные с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо были арестованы? За что? Каков их статус сейчас?” Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи, и поэтому вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья выражает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.

В то время как основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса (без детального опроса по проблеме), всесторонний сбор семейной истории от нескольких членов семьи, как в рамках терапии, так и в рамках научного исследования, может потребовать нескольких встреч. Терапевт (исследователь) может проделать такую работу, предварительно мотивировав на нее семью и заключив с ними соответствующий контракт. Более распространенным является первоначальное получение основной информации о семейной истории и возвращение к ней время от времени, когда в разговоре всплывает “исторический материал”.

Возможны иные способы работы с генограммой. Так, например, психотерапевт может предложить каждому члену семьи с помощью основных обозначений, используемых для построения генограммы, изобразить графически свое представление о семье, то есть генограмма может быть составлена самими членами семьи (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М, 2003). Нередко такая генограмма отражает характерные структурные нарушения семейной системы.

Генограмма семьи: основные обозначения

На генограмме рядом с теми членами семьи, к которым это относится, может коротко помечаться важная информация, например: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания членов семьи, место жительства на настоящий момент.

Геносоциограмма

Методика “Геносоциограмма” разработана и описана А. А. Шутценбергер. Слово “Геносоциограмма” происходит от слов “генеалогия” и “социометрия”. Методика “Геносоциограмма” базируется на методике “Генограмма” и также используется для анализа семейной истории, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих тому или иному кризису семьи. Ее отличие состоит в фокусировке на мегасистемном уровне функционирования семейной системы. При работе с данной методикой психотерапевт обращает особое внимание на ситуацию в социуме в то время, когда в семье происходили те или иные события. В ходе работы над гено-социограммой отмечаются такие социальные катаклизмы, как война, голод, спад производства, изменение политического строя, гонения на отдельные народы и национальности и др. Цель методики - получение полной и целостной картины функционирования семьи на всех уровнях: индивидуальном, микро-, макро- и мегасистемном.

Помимо генеалогической картины, дополненной перечнем важных жизненных событий семьи, геносоциограмма, базирующаяся на социометрической концепции Я. Морено, отражает также социометрические связи, эмоциональные отношения, взаимные симпатии и антипатии членов семьи, что позволяет глубоко проанализировать макросистемный уровень функционирования семьи.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....