Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Годовой отчет по экологическому воспитанию в средней группе (по педагогическому наследию В.А. Сухомлинского). Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь Отчет воспитателя о работе по экологическому воспитанию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Морозовская основная общеобразовательная школа

Отчет по экологическому воспитанию обучающихся в МБОУ: Морозовская ООШ за 2014-2015 уч. год

Выбор экологического направления в деятельности МБОУ: Морозовская ООШ хутора Морозов Волгодонского района Ростовской области был обусловлен, как местом расположения населенного пункта и школы, так и с ухудшением экологической ситуацией в стране и в Ростовской области. Наш хутор расположен недалеко от реки Дон. В области и районе находится большое число предприятий различного направления с высоким научным потенциалом. На территории области находится Ростовская атомная станция.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность.

Следовательно, одной из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

Успех экологического образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Экологизация образовательного процессавключает в себя:

1. Предметные недели

2. Проведение интегрированных уроков по разным предметам;

3. Проведение классных часов и внеклассных мероприятий;

4.Организацию исследовательских проектов;

5. Анкетирование школьников;

6. Проведение экологических акций;

7.Изготовление стендов и стенгазет;

8. Выставки поделок из природных материалов;

9. Выставки рисунков;

10. Фотовыставки;

11. Конкурсы и игры, соревнования, КВН;

12. Демонстрацию презентаций, экологических представлений и т.д

Все эти формы обучения направлены на формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.

Воспитательная работа в школе ведется по разным направлениям. Экологическое направление представляет отряд «Эколог», члены которого отвечают за санитарное состояние классов, контролируют дежурство в школе, классе, помогают в организации экологических мероприятий, акций, субботников, экскурсий, походов.

Экологический календарь МБОУ: Морозовская ООШ

на 2015 год

п/п

Дата

Форма проведения

Мероприятия

Цели занятия

Классные часы 1-9 кл.

«Лес – наше богатство»

Помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.

Классные часы 1-9 кл.

«Берегите животных»

Развивать познавательный интерес, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;

содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, формировать уважительное отношение к миру животных.

Конкурс рисунков

«Братья наши меньшие»

Природа Донского края

Классные часы 1-4 кл

«Прекрасный мир природы» «Природа Донского края»

Воспитывать в детях любовь к природе своего края.

уборка пришкольного участка

Выставка конкурс

Библиоте- чные выставки

красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы,

Познакомить обучающихся с книгами о природе, энциклопедиями для детей, художественными произведениями, журналами рассказывающими о красоте и экологических проблемах родного края.

ков и националь

ных парков

Классные часы 1-9 кл.

«Земля – наш общий дом»

Цель: сформировать экологически - грамотное отношение детей к природе.

«Давайте экономить воду…» 1-9 кл.

Цель: изучить способы экономного использования воды в школе и дома, пропаганда экономного использования воды среди обучающихся нашей школы.

«Помоги птице».

В ходе акции дети собирают корм для птиц, изготавливают скворечники

Классные часы

«Космос, что я знаю о нем?»

формировать представление детей о планете Земля, о других планетах солнечной системы. Рассказать об экологических проблемах человечества, связанных с космосом»

Классные часы.

«Берегите, Землю!»

Цель: 1) познакомить с историей праздника.

2) развивать экологическую грамотность.

3) воспитывать бережное отношение к природе

Конкурс поделок из бытовых отходов

«Вторая жизнь пластиковой бутылки»,

«Чистая планета»

Озеленение пришкольного участка. 5-9 кл

Цель: создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания обучающихся через совместную деятельность детей, родителей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка.

охранные

«Сделаем чище берег

реки Дон»;

Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат

В рамках предметной неделипроведен интегрированный урок по биологии, географии и химии «Вода – главный источник жизни» (Учитель биологии Данильчик Е.В., учитель химии и географии Тюнина Н.В.), на котором были рассмотрены экологические проблемы нерационального использования воды.

Для формирования целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём в 1-4 классах на занятиях внеурочной деятельности введён курс «Доноведение». В течение года ребята выполняют экологические проекты, исследовательские работы.

Внеурочная деятельность «Доноведение».

В школе функционирует кружок «Юный эколог» (учитель Тюнина Н.В.), главной целью которого является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

На занятиях кружка осуществляется анализ экологической ситуации в хуторе и районе, области раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности обучающихся.


Занятия на кружке «Юный эколог»

Обучающиеся 5-6 класса Тюнина В. и Басова С. приняли участие в муниципальном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» и врегиональном социально-экологическом конкурсе «Создание галереи Донской природы» Тюнина В.

Наибольший интерес вызываете обучающихся осуществление проектов, с которыми они регулярно участвуют в научно-практических конференциях.

Муниципальный этап регионального конкурса научно-исследовательских работ «Моя Родина- Донская земля» Данильчик Наталья 8 класс 3 место. Руководитель: Данильчик Е.В.

Районная научно-практическая конференция «Поиск и творчество – 2015», номинации «Духовный мир современной молодежи»

Бордачев В., Ермаков А.

ученики 9 класса.

(учитель биологии Данильчик Е.В.)

Деятельность экологического кружка «Юный эколог»

Экологические субботники и акции


В школе функционирует кружок «Волшебная кисточка» для обучающихся 1-4 и 5-6 классов.

В муниципальном этапевсероссийского конкурса детского социального рисунка «Лес боится огня» обучающиеся Цуман Дарья 1 класс, Тюнина Виктория 5 класс, Купчик Екатерина 5 класс получили дипломы участников.

.

Победители открытого конкурса «Мир безопасности»в г. Ростов- на –Дону

Купчик Екатерина 5 класс 2 место, Тюнина Виктория 5 класс 3 место. Руководитель: Бриж Ж.В.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методика Степанова П.В., Капустина Н.П. по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.

Проведенное анкетирование участников воспитательного процесса (10 –педагогов, 79 – обучающихся, 66 – родителей) показало:

Что изучает “экология”? – затруднились ответить 6 % интервьюируемых;

Являюсь ли я экологически культурным человеком? – отрицательный ответ дали 11 %;

Хотел бы я активно участвовать в экологических мероприятиях? – положительный ответ дали 93%

Характеристика уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

Критерии

I ступень (1-4 классы)

II ступень (5-9 классы)

1-9 классы (по школе)

Эрудиция

Отношение к природе

Отношение к обществу

Эстетический вкус

Отношение к себе

Уровень воспитанности

Сравнительная характеристика динамики уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

2015-2016

Показателями результативности также могут служить:

· количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

· участие школьников в экологических конкурсах;

· практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места!

Отчет подготовила учитель географии: Тюнина Н.В.

Годовой отчет по экологическому воспитанию

в средней группе «Пчелка» за 2015-2016 учебный год

(по педагогическому наследию В.А.Сухомлинского)

Воспитатель: Павленко С.А.

Группу «Пчелка» ДОУ №10 «Сокол» посещают 20 детей: 11 мальчиков и 9 девочек.

Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, в работе использована Типовая образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы, под редакцией Арутюнян Л.С, г. Донецк.

Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовала следующие средства воспитания:

Трудовая деятельность;

Объекты природы;

Предметный мир.

Формы работы:

Занятия;

Экскурсии;

Работа с родителями;

Самостоятельная деятельность детей.

Мир природы - богатейший источник эмоций, и именно благодаря непосредственному воздействию на чувства, природа влияет и на ум. Она делает широким, светлым то окошко, через которое ребенок смотрит на мир.

В. Сухомлинский.

Большое внимание в своей работе я уделяю экологическому воспитанию детей. Мир природы удивителен и прекрасен, однако далеко не все способны видеть эту красоту: разнообразие красок неба, листьев, воды…

Идеи В. А. Сухомлинского давно привлекают меня своей глубиной. Я открыла множество возможностей, которые помогают достичь высоких результатов в работе с дошкольниками. Благодаря педагогическому наследию В. А. Сухомлинского, я ознакомилась с оригинальной методикой воспитания культуры чувств, с созданием эмоциональных ситуаций во время путешествий в мир красоты и добра, развития художественно - эстетического творчества.

Благодаря экспериментальной работе я получила возможность проводить самостоятельные поиски, исследовать творчество В. Сухомлинского, использовать в своей работе его идеи.

Природа - колыбель детской мысли, и надо стремиться, чтобы каждый ребенок прошел школу детского мышления. Своеобразные занятия по природе В. Сухомлинский называет уроками мышления. Прежде, чем ребенок развернет книгу и прочтет по слогам первое слово, он ознакомится с «книгой природы». На основе этих занятий я разработала сетку, пересмотрела задачи, которые должны решаться. В частности, ввела опыты, которые помогают изучать природу. Построила ход занятий так, чтобы дети могли самостоятельно делать открытия.

В творчестве В. А. Сухомлинского красной нитью проходят две главные идеи, взаимосвязаны и взаимозависимы между собой:

- первая - воспевание красоты родной природы в разные времена года, воспитание любви к каждой травинки, каждого комочки земли;

- воспевание красоты человеческих отношений - любви к Родине, к родителям, уважения к старшим, дружбы, взаимопомощи.

Одним из наиболее эффективных средств, с помощью которых можно сформировать у детей действенное чувство доброты, бесспорно, является природа. Своей необычностью, разнообразием природа эмоционально влияет на ребенка.

Природа является источником добра. Ее красота облагораживает и обогащает духовный мир человека.

Я заметила, что старшие дошкольники имеют представление о том, как надо относиться к природе. Однако в большинстве малышей недостаточно развито правильное, самостоятельное, инициативное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит одинокого котенка, но и не накормит его; НЕ будет ломать веточку дерева, но и не подлечит ее.

Воспитание действенного отношения к окружающей среде, умение прийти на помощь животному или растению, развитие навыков ухода за ним - эти задачи могут и должны решаться в детском саду и дома.

Главная проблема - это воспитание у детей не положительно - созерцательного, а положительно - действенного отношения к природе.

С целью решения проблемы формирования доброты у старших дошкольников, я сделала подборку по темам: «Вопросы на установление причинно - следственных связей в природе (рыбы, птицы, насекомые, звери, неживая природа).

На уроках мышления использую метод эмпатии, приемы ТРИЗ, особое внимание уделяю сказкам и рассказам В. Сухомлинского, которые обучают глубже и внимательнее присматриваться к окружающей среде, воспринимать ее сердцем «Дуб под окном», «Капля росы», «Только живой и красивый», «Ночь и белая рубашка» и другие. В играх - эмпатиях дети представляют себя, например, волком и рассказывают о мыслях и желаниях волка летом и зимой; превращаются в любимое время года и рассказывают, где оно живет, что любит, с кем дружит, в какие игры играет. Вместе с детьми мы составляем свои рассказы, сказки; на занятиях под нежную музыку дети танцуют, передавая в движениях воображаемый образ. Даже застенчивые, неуверенные в себе, импульсивные - меняются, становятся более открытыми, положительные эмоции их вдохновляют, окрыляют.

Свои занятия с детьми я стараюсь строить на основе сказочного сюжета, иногда придумываю сказки сама. Очень часто при построении занятий я пользуюсь сюжетами сказок В. А. Сухомлинского из сборника «Цветок солнца». Это действительно сокровище, источник, из которого можно черпать мудрые, чистые, как целебная живая вода, - образы, мысли, чувства. Каждый маленький рассказ Василия Александровича - это яркий образ из жизни природы.

В работе мне очень помогает и то, что наш садик находится в живописной местности, каждый день я имею возможность знакомить детей с персонажами, которые сошли со страниц «Цветка солнца». Это и мощный старый дуб - великан, и мечтательный клен, который всю зиму слышит крик старого ворона, приветливо приветствуют детей ежедневно утром шелестом березы, красными ягодками встречает рябина, медовым запахом липа...

Малыши с радостными лицами спешат в детский сад, где их ждут светлые, просторные групповые комнаты, интересные занятия, вкусные завтраки и обеды. И все, что нас окружает, дает нам природа. Из фруктов и овощей сваренные вкусные блюда, чистой водой моют руки и лицо, их окружают красивые комнатные растения. И всю эту красоту дает нам наша матушка - Земля. Богата наша земля лесами, реками, полями и живут и работают на ней трудолюбивые люди.

В. Сухомлинский говорил, что радость труда своеобразная. Землю солнце красит, а человека - труд.

Своими произведениями «Моя мама пахнет хлебом», «Бабушкин борщ», «Черные руки» В. Сухомлинский учит детей любить труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, воспитывают уважение к ним, к земле.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания является организация предметно-развивающей среды. Процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Уголок природы в группе служит не только украшением, но и местом для саморазвития детей. В нем помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, песочные часы, шишки, желуди, каштаны, морские камешки и др.).

В средней группе труд детей в природе имеет разнообразный и систематический характер. Они ежедневно работают в уголке живой природы: поливают растения, протирают листья, кормят рыбок, сеют овес, ячмень в ящиках, сеют и сажают крупные семена огородных и цветочных культур; поливают и собирают урожай; помогают взрослым убирать участок от листьев; сгребают снег под деревья и кусты, и тому подобное. Работу свою дети выполняют не только индивидуально, но и подгруппами по 3-6 человек.

Дети старшей группы самостоятельно ухаживают за комнатными растениями, умеют определять потребность в поливе, срезают сухие листочки, разрыхляют землю. Весной мы вместе с детьми на огороде готовим землю для грядок, высеваем семена, высаживаем рассаду, поливаем, пропалываем, собираем урожай.

В течение года дети систематически выполняют обязанности дежурных в уголке природы, на огороде и цветнике, а также выполняют работу всем коллективом.

В групповой комнате проводим такие исследования, где бы дети могли увидеть, какое значение имеют вода, свет, тепло для роста растений. Высеянный в ящик овес хорошо пророс. Один рядочек поливаем каждый день, второй - не поливаем два раза подряд, третий - накрыли темной полоской. Дети увидели, что первый рядок овса растет хорошо, листочки зеленые, сочные. Второй рядок без воды начинает сохнуть, но мы его спасли. А в третьем рядку - пожелтели листья. Почему они не зеленые? Дети сами делают вывод, что для роста растений необходима вода, свет, тепло.

Каждое наблюдение, каждая моя беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.

Но у меня есть еще одна цель - вызвать у детей желание работать, потому что труд - источник изобилия. Здесь использую пословицы «Пчела мала и та работает».

Приучаю детей любить и беречь цветы на цветнике. Рассказываю, что вырванные цветы, поставленные в букет, приносят радость и красоту два - три дня. А цветы, которые цветут в поле, на лугу, в цветнике, радуют глаза долгое время.

Во время всех наблюдений, бесед на прогулке, на занятиях у детей возникает множество «почему» и «как?», «Зачем?». Не успеваешь ответить - и новый поток вопросов. Недаром утверждал К. Д. Ушинский: «Хотите научить ребенка логически мыслить - ведите на природу». В своей практике с детьми старшей группы использую проблемные вопросы, логические задачи, побуждающие детей к углубленному познанию мира.

Любят дети играть в подвижные народные игры, которые пришли к нам из глубокой древности. Это «Мак», «А мы просо сеяли», «Огурчики» и др. Каждая игра имеет большой познавательный и поучительный смысл. Она является доступной формой в усвоении детьми знаний о природе, бережного отношения к ней.

В старшей группе познакомила детей с Красной книгой. Дети знают растения, животных, занесенных в нее. Все на грани гибели и просят помощи у людей. Дети слушают, и я верю, что такие занятия принесут много полезного им и природе.

Я поддерживаю тесный контакт с родителями. Предлагаю устроить дома уголок природы не из искусственных цветов, а с живых, зеленых; если есть возможность - приобрести рыбку или птичку, кота или собаку. Дети обмениваются знаниями, приучаются заботиться о своих любимцах, помогать им. Особенно дети любят ухаживать за комнатными растениями. После выходных дней обращаю внимание детей на то, что в вазонах с растениями земля стала сухой, а листочки завяли, покрутились. Надо разрыхлить землю и хорошо подлить растения. Через некоторое время дети увидели, что растения совсем изменились. А я говорю, что это цветы так благодарят за заботу и помощь.

Одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Мой цветущий детский сад». Основной целью является воспитание у детей гуманно – ценностного отношения к природе. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности, как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей; умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы.

Таким образом, в нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности.

Считаю свою работу за этот учебный год насыщенной, интересной, трудоемкой.

Планирую на следующий год:

    Продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях детского сада.

    Продолжать работать над экологическим проектом «Огород наш, огород, все на нем всегда растет!».

    Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.

    Продолжать совместную работу с родителями.

Вскоре пойдут в широкий мир мои выпускники, но я все - таки верю, что зерна доброты, посеянные в их душах, не погибнут. Дети должны сажать деревья, разводить и ухаживать за цветами, радоваться мохнатой пчелке, звонким голосам птиц, оберегать и любить все, что просит помощи.

Пусть наполняются детские маленькие сердечки лаской и добром, щедростью и человечностью. Пусть никогда не жалуется на них искренняя и богатая матушка - природа. И все же верится: придут времена, когда люди станут другом и защитником природы.

Отчёт по самообразованию по теме

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2013год

Дата окончания работы над темой: май 2015 года

Предполагаемый результат:

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- в оспитание защитников природы;

Творческая активность воспитанников;

Внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

В результате проделанной работы:

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция: «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Добра

8. Акция «Посади дерево или цветок»

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

14. Проект «Волшебница зима»

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект.

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.

Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом:

«Сегодня не получилось

Обязательно получится завтра,

Надо только захотеть! »

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Сторчак Надежда

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась разными видами деятельности и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы старались сочетать разные формы и методы экологического образования детей , чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности нам помогли нетрадиционные формы и методы - мультимедийные презентации, слайды, видеоклипы, экологические сказки и т . д.

Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях.


Занятия были построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.


Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний , а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей .

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на наш взгляд, является организация развивающей предметной среды .

В нашей группе имеется как традиционный уголок природы, так и уголок экспериментирования.



авная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям , что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.


Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них : они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Уголок экспериментирования - это новый элемент нашей развивающей предметной среды . В нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В уголке имеются различные колбы, пробирки, книги, энциклопедии. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм : стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований : песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеется лупа. Также есть микроскоп, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д.


Мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам :

«Удивительные свойства воды» ;

«Воздух-невидимка» ;

«Его величество огонь» ;

«Чудеса под ногами» ;

«Волшебный магнит»


В нашей группе организован игровой уголок : здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры . Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают , рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.





Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области охраны окружающей среды . С этой целью мы оформляли соответствующие стенды, проводили консультации, экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия» . В своих работах они отразили темы природы : это пейзажи, животные, цветы, птицы.

Были проведены беседы с детьми на тему : «Помоги птицам зимой» , целевые прогулки, наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам, чтение художественной литературы по теме, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков, эколого-просветительская работа с родителями .

Дети и родители узнали, что кормушки можно изготавливать из самых различных материалов : из пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны содержаться в чистоте, чтобы не стать источником болезни.


Нами был организован экологический проект «Огород на подоконнике» , в котором приняли участие дети нашей группы , а так же родители. Цель проекта : формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

Мы приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. Подбирали художественную литературу : стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Разбивали огород

Рассматривали семена (лук, огурцы, горох, пшеница, укроп, петрушка, фасоль) . Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи : растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах : поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка) .

Проводили анализ и обобщали результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку» , «Овощи с нашей грядки» , «Наш огород» , где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду и т. д. на своем подоконнике в группе . Провели конкурс «Угадай название овоща» . Родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.


В результате проектной деятельности у детей средней группы МБДОУ ДС №23 «Ромашка» сформировались представления о том, как можно вырастить ратения. Что для их развития необходимы такие факторы как : тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились выращивать рассаду из семян, научились различать семена овощей, закрепили свои знания об овощных культурах, у детей появилось желание самим выращивать растения из семян

Пусть будет в человеке всё прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше и больше внимания. 2013 год в России и нашей республике объявлен Годом охраны окружающей среды. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Мир природы удивителен и прекрасен! Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической возможности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей –то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Цели, которые я преследовала:

Дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильному отношению к объектам живой и неживой природы

Осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

Формы и методы работы:

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды . В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным и практическим методами. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале « Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата и т.д.), размещены ящики с почвой, с природными ископаемыми, растения за которыми ведется уход и наблюдения. Уголок природы служит не только украшением группы, но и методом для саморазвития детей. Рядом на удобном и доступном для детей стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц. Коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с детским садом расположен лесной массив. Созданы две экологические тропы . Малая тропа – по территории детского сада, большая – к лесу. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. На территории детского сада есть огород. Где мы с ребятами весной сажаем лук, фасоль, морковь, свеклу. И потом наблюдаем за процессом прорастания семян, поливаем, ухаживаем и осенью собираем урожай. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью. Еще на территории нашего детского сада есть участок естественного луга . Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Лег для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому я собрала большую картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.

На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Подари цветок детскому саду». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе. В акции, которая сейчас проходит «Мой дом – чистая планета! » я хочу донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект . Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Я внедрила такие проекты « Лаборатория волшебства», где мы с детьми ставили разнообразные опыты и эксперименты; «Открытие птичьей столовой!», целью которого было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

Цикл непосредственно-образовательной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля - голубая планета» и о воздухе « Воздух-невидимка»

Цель: развитие представление о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

В детском саду ежемесячно проводим конкурс детских рисунков и поделок " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе. Дети рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту.

Осенью проводим конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через опытно-экспериментальную деятельность я использую как традиционную форму (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Такую форму работы, как консультации,папки-раскладки, например "Опыты и эксперименты с детьми дома", родителям очень интересны. Родители сами с большим интересом узнают и экспериментируют с детьми дома. Мы показывали родителям о наших достижениях на открытых занятиях и викторинах, таких как КВН, « Экспериментируем вместе», « Что я знаю расскажу и покажу». После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи, ставить совместные опыты дома и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой, "Открой себя" Е.В. Рылеевой, "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой, "Семицветик" Ашиковых, "Мы" Н.Н. Кондратьевой.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Я планирую в этом учебном году организовать кружок "Юный эколог", что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок будет носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка. Буду продолжать работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....