Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Графология: психология почерка. С чего начинать анализ почерка

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.

Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись - это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них - его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая - для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью - признак упрямства, иногда - повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина

В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

E сли у вас округлый или мелкий почерк, то вы очень хотите обратить на себя внимание. Вы имеете чувство собственного достоинства, склонность к размаху. Непрактичны, обыденность не для вас. Круглыйпочерк – показатель самонадеянности, непринуждённости в общении, энергичности и честолюбия.
М елкий почерк горит о сдержанности, расчётливости его
обладателя, а сжатое написание букв указывает на бережливость и
осмотрительность.

В беглом и размашистом почерке проявляются
предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой
обстановке.

Е сли у вас разборчивый, ясный и аккуратный почерк,
если в нём отсутствуют длинные штрихи, а буквы одинаковые по
высоте, то вы человек уравновешенный, с постоянными взглядами и
привязанностями.

К огда человек взрослеет, его почерк изменяется.
Наверное, это связано с появлением иных целей и стремлений. Если
вам не нравится ваш почерк, то можно попытаться его изменить, но
он будет казаться чужим, неестественным.

К аллиграфический почеркрафинирован и безлик. Он хорош для поздравительных открыток, для ученических тетрадей, но где же в таком почерке личность?

Отражение в почерке основных черт характера

Ум - Буквы прямые, слитные, без украшений; одинаковое расстояние между
словами; большей частью отсутствие крупных букв, попадаются
неразборчивые; буквы круглые. Обыкновенно с, в, г выходят не
совсем законченные.

Глупость - Вытянутые, редко поставленные буквы с оригинально украшенными
крючками. Неравные расстояния между словами, иногда нажимы в
заглавных буквах -- когда стараются выводить их архитектурно,
придать им закругленную форму и сделать их тонкими и изящными;
следует обратить внимание на неравные нажимы. Вообще во всех
почерках, указывающих на глупость, заметна аффектация и излишняя
старательность.

Чувствительность - Бледные, наклонные, извивающиеся буквы, иногда встречаются нажимы
и недоконченные буквы, местами как бы разорванные и дрожащие.

Вспыльчивость - Поднимающиеся над строками буквы, в конце слова буквы слиты,
отрывисты, а последние буквы заканчиваются опускающимся ниже
строки крючком.

Хладнокровие - Буквы ровные, в их расположении видна обдуманность, хотя в строках
расстояние между словами неравное, но последнее слово в каждой
строке находит себе место и не опускается ниже линейки. Буквы
растянуты, но сливаются.

Сангвинический темперамент - П очерк разорванный, с резкими штрихами, подвижный и красивый;
криволинейные строки, быстрые буквы.

Флегматический темперамент - Почерк большей частью жирный, местами буквы утолщаются, а иногда
делаются тонкими; неодинаковое расстояние между буквами.
Каллиграфические буквы, вытянутые и украшенные.

Меланхолический темперамент - Танцующие, бледные, вытянутые штрихами буквы. Перенос слов с
большим расстоянием, оставляя поля неровными.

Холерический темперамент - Завернутые, запутанные штрихи, неравное расстояние между словами;
размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и
тесные; падающий вправо наклон.

Склонность к противоречию - Большие, как бы оборванные крючки на стенках букв; резкий,
замкнутый почерк. Общий характер письма обнаруживает одинаковое
направление штрихов.

Болезненность - Буквы идут ниже линейки, с неравными, дрожащими крючками; почерк
опускающийся, вторые палочки в сложных буквах не закончены, буквы слабые, с прямыми углами.


Преступность - Буквы приплюснутые, старательно выведенные, короткие,
дугообразные, иногда с сильно завернутыми крючками и
подчеркиваниями; почерк грубый и жирный.

Воля - Прямолинейный, твердый, ровный почерк, концы букв связаны и
замкнуты, некоторые буквы крупные, но без штрихов, отчетливые;
отсутствие крючков и украшений.


Талантливость - Вытянутые буквы, поднимающиеся вправо строки, буквы простые, но
красивые, грациозные, с внутренней аффектированностью;
размазанные, иногда слитые буквы и слова.

Пустота - Округленные, короткие, хотя иногда и красивые, но тупые буквы,
местами попадаются раздельные буквы с выведенными украшениями,
взмахами и нажимами, будто письму пытались придать вид
оригинальности. Буквы аффектированные, следуют моде с намеренно
выведенными нажимами, как бы извращены.

Уравновешенность - Буквы сплетенные, сливаются всегда одинаково (равномерно),
красивые, хотя на первый взгляд неразборчивые; ровные строки и
всегда одинаковое окончание крючков.

Внешность и ее отражение в почерке


Высокий рост
Буквы в конце строки оканчиваются ровным штрихом, почерк
нетвердый, но местами нажимы. Буквы не запутанные и идут ровными
рядами; большею частью слова на другую строчку не переносятся.

Низкий рост
Буквы с украшенными размашистыми штрихами, сильно вытянутыми,
будто бы им желали дать рост; конец слова или не дописывают, или
переносят на другую строку, оставляя свободное место.

Средний рост
В конце строки последние три буквы опускаются; в начале строки
буквы сжатые, ровные, а в конце редеют и опускаются.

Полнота
Большей частью нажимы делаются на второй части букв, а не на
первой; попадаются мелкие, неразборчивые и неоконченные буквы.

Худощавость
Некоторые буквы как бы вырисованы, удлинены; знаки препинания
очень тонкие и мелкие.

Брюнеты
Поднимающиеся строки; кроме того, буквы очень старательно
выведены, с желанием придать им красивую форму, что особенно
сказывается в крючках заглавных букв; сами буквы приподнятые.

Блондины
Ровные строки, мелкие буквы; в конце строки буквы становятся уже;
почерк разборчивый, не растянутый.

Молодость
Буквы вытянутые, ровные; прямолинейные строки; буквам с одинаковым
старанием придана форма, что указывает на свежесть.

Пожилой возраст
Буквы простые, быстрые, бледные, идут ровно, как бы от опытной
руки, естественно красивые, написаны без старания; иногда заметно
некоторое дрожание и естественная неровность в почерке.

Близорукость
Стесненные буквы, размазанные, мелкие; неуверенность в окончаниях
букв, которые постепенно уменьшаются, расположены ровными рядами.

Дальнозоркость
Буквы прямые, приподнятые, увеличивающиеся, свободные,
округленные, характеризуются красивыми окончаниями форм. Точки
поставлены сильно.

Отражение в почерке рода занятий

Вертикально наклонные простые почерки : свойственны математикам,
инженерам и людям с реальными познаниями (агрономам, архитекторам,
астрономам, натуралистам).

Опускающиеся почерки: плоские и широкие бывают у философов,
мечтателей, поэтов, людей вдумчивых, серьезных; наклонные,
волнистые -- у художников (акварелисты, скульпторы).

Написанные жестами (штрихами) короткие буквы указывают на
профессоров, докторов, вообще людей труда как умственного, так и
физического. Здоровье у этих людей по большей части слабое. Такой
почерк встречается еще у эпилептиков и вообще у людей с глубокой,
но ранимой душой.

Отрывистые, скачущие буквы свойственны людям, владеющим языками
(ученые, лингвисты, педагоги, филологи).

Обращая мало внимания на форму букв, пишут юристы, государственные
деятели и люди с хорошим воспитанием.

Cтараясь придать форму буквам, пишут ремесленники, рабочие,
переписчики, а также работающие специально иглой.

Неуклюжие, вульгарные буквы характеризуют почерк коммерсантов,
купцов (фабрикантов, аптекарей).

Горизонтальные, вытянутые буквы встречаются у учащихся и вообще у
людей, к чему-либо стремящихся, а также у лиц свободомыслящих.

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора - Николая II: "Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком удивительно ровным, четким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной".

Несмотря на давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии - учения о почерке считается живший в прошлом веке аббат Мишон. По его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги "Почерк и личность". Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду "Эрмитаж" и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки.

Основоположник научных методов криминалистики Ганс Гросс, например, считал, что следователю, знающему толк в графологии, "достаточно взглянуть на подпись под протоколом, чтобы определить, что свидетелю 45-50 лет, что он ремесленник, невысокого роста, честный, смелый, ограниченный и простодушный".

Отношение к графологии сегодня вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

Так, например, выглядит почерк 27-летней женщины.

А это тоже писала она, но уже под гипнозом, будучи уверенной, что ей 10 лет.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. "Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений. С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному "широкому" образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.". Вот его автограф:

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?

Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях. Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

  1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
  2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
  3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
  4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей.

  • Крупный почерк, по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельствует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
  • Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя. Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
  • В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
  • Неровное письмо - по величине букв, наклону, направлению строк - свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
  • Если же почерк разборчивый и ясный аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
  • Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость. Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга - слабая воля; слитно - хорошая стрессоустойчивость.
  • Сильный нажим - критичность, склонность к проявлению силы.
  • Маленькие расстояния между соседними словами - интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
  • Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости.
  • Строчки направлены вверх - инициатива, энергия, надежда на свои силы; вниз - угнетенность; в разные стороны - впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.

Зуев-Инсаров проанализировал автограф лейтенанта Шмидта.

Вот какие выводы он сделал:

"Нервная, впечатлительная натура. Увлекающийся, порывистый и неуравновешенный в своих настроениях, но устойчивый в привязанностях и во взглядах человек... Мягкость, простота в обращении, подвижность, общительность и вместе с тем постоянное чувство какой-то обособленности, психическое одиночество... Есть некоторая сентиментальность, мечтательность в натуре.

Чувствует себя сильным нравственно, по натуре смел. Придя к определенному решению, способен проявить исключительное хладнокровие, самообладание... Выведенный из терпения, может действовать сгоряча. Остро, болезненно воспринимает неудачи - моментами падает духом, теряется.

Обладает художественным чутьем. Ясны проблески очень даровитой натуры. Владеет словом. Бессознательно внушает к себе доверие. Способен увлечь и вести за собою; увлекая, зажигается сам. ...Не выносит несправедливости; не боится открыто высказывать своих мнений. Правдив, отзывчив к чужому несчастью. Откровенность в проявлении своих симпатий. Способность несколько идеализировать объект своего увлечения... Способен весь отдаться идее, зажечься ею".

Мы привели эту длинную цитату лишь для того, чтобы показать широту психологического диапазона, в котором работает опытный почерковед. Конечно, после таких характеристик наверняка закрадывается сомнение: ведь описать задним числом известную личность можно и безо всякой графологии. Развеять эти сомнения могут, как мы уже говорили, веские выводы ученых. Поэтому пока не стоит слишком серьезно относиться к этой экзотической науке. Тем более что графологом вы пока не стали, и излишняя самоуверенность в вопросах почерковедения может поставить вас в смешное положение.

Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии или, как ее теперь называют, графометрии, приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.

Cильный наклон вправо - быстрота мышления.

Сильный наклон влево - воля, самообладание.

Смешанный наклон - несдержанность, ненадежность.

Прямое расположение - сдержанность.

Подпись направлена вверх - стремление к деятельности, самоутверждению.

Подпись направлена вниз - перестраховка, стремление к самозащите.

Подпись беглая, размашистая - быстрая восприимчивость, активность, склонность к самовыражению.

Крупная - экстремальность, стремление к высоким целям, большим задачам.

Ясная, разборчивая - уравновешенность, умение владеть собой, открытость.

Украшения - воображение, фантазия.

Крупная прописная - творческий потенциал, независимость мышления, самолюбие.

Каждая буква отдельно - фантазия, интуиция, слабая воля.

Крайне неодинаковые буквы неуравновешенность.

В конце подписи буквы вытянуты в линию - проницательность, скрытность.

Росчерк падающий - гибкость мышления.

Росчерк волнистый - дипломатичность.

Прямой, уходящий влево - бескомпромиссность.

Окружающий подпись - стремление к безопасности, сохранению достигнутого.

Без росчерка - простота вкуса. Резкие, прямые штрихи - неустойчивость, жесткость установок.

Большие, одинаковые буквы - твердая последовательность в достижении целей.

Подчеркнутая подпись - развитое чувство собственного достоинства, самонадеянность.

Горизонтальный штрих в конце подписи - скептицизм.

Высоко поставленный, удлиненный штрих - самолюбие, настойчивость.

Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись - ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение, и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент - скажем, букву "т" писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за иностранный язык. В нем не будет главного - естественности и внутренней логики.

Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком - рафинированным и безликим. Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет. Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный, который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

А вот какие выводы сделал Зуев-Инсаров, изучая подпись Льва Толстого.

"Четкая, разборчивая подпись, связанные буквы. Та же простота начертаний, что и в почерке, та же гармоничность. Решительно и смело начертанная, как бы накрывающая подпись черта...

Смелость и самоконтроль - беспощадный, временами мучительный. Непрестанное стремление к совершенствованию. Правдивость и замкнутость. Врожденная и постоянно подавляемая им азартность. Не боится порвать со всем в случае идейного разногласия. Когда речь идет о выполнении того, что он считает своей обязанностью, долгом, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких не в состоянии бывают сбить его с того пути, который ему представляется единственно правильным. Внутренняя честность и принципиальность. Не славолюбив. От людей не ищет для себя ничего..."

В состоянии гипноза вместе с личностью меняется и почерк. Внушите человеку, что он Наполеон - и в его подписи тут же появятся уверенность, смелость, размах... Правда, с подлинным наполеоновским росчерком все это все равно не будет иметь ничего общего. Тем более, что у императора их насчитывают по крайней мере семь. Подпись честолюбивого артиллерийского капитана (1) и подпись императора Франции, подчеркнутая эффектным росчерком (2). Самоуверенно поползла вверх подпись после победы при Аустерлице (3). В ней видны настойчивость, прежнее честолюбие и склонность... к наполеоновским планам.

После победного вступления в Москву подпись словно вобрала в себя непомерные властность, тщеславие и самонадеянность (4). Когда Москву пришлось покинуть, императору стало не до внешних эффектов. Росчерк исчез, скомканная, бесформенная подпись говорит о растерянности, напряженности ее автора (5). После Лейпцигского поражения ощущение трагичности чувствуется еще яснее. Вспышки неровного нажима, ломаные линии (6). Наконец, остров Святой Елены. Все позади. Нажима нет, росчерк пошел вниз, нет прежнего размаха. Это подпись старика (7).

В заключение - небольшой тест. Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения. А теперь охарактеризуйте свой почерк.

  1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2-3 мм) - 3 балла, маленькие - 7, средние - 17, крупные (свыше 7 мм) - 20.
  2. Наклон букв: влево - 2 балла, легкий наклон влево - 5, прямое написание - 10, легкий наклон вправо - 6, вправо -14.
  3. Форма букв: округлая - 9 баллов; бесформенная - 10, угловатая - 19.
  4. Направление строк: ползут вверх - 16 баллов, прямые - 12, ползут вниз - 1.
  5. Сила нажима: легкая - 8 баллов, средняя - 15, сильная - 21.
  6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию - 11 баллов, к раздельному - 18.
  7. Общая оценка: почерк старательный - 13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие - с трудом - 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом - 4.

Сложите полученные баллы.

  • 35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
  • 52-63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума - романтик и философ.
  • 64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
  • 76-87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
  • 88-98: самая распространенная группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.

Определить характер человека можно, даже не будучи с ним знакомым лично. Достаточно попросить его написать бумажное письмо. Манера письма может многое рассказать о своем владельце. Изучением и анализом почерка занимается наука графология.

Чтобы провести анализ характера по почерку, примеры текста и подписи должны быть написаны на чистой нелинованной бумаге формата А4. Для анализа требуется минимум четыре предложения.

Читать почерк как книгу

О том, как определить характер по почерку, написано много книг. Поэтому получить первоначальные сведения о человеке может даже непрофессионал. Основные этапы анализа почерка:

  1. Размер букв расскажет об общительности. Владельцы крупного почерка (размер букв больше 3 мм) – натуры коммуникабельные, они легко находят общий язык с любым человеком и быстро становятся душой компании. Мелкий (бисерный) почерк выдает сдержанность, расчетливость, замкнутость человека. Широкий почерк характерен для творческих и талантливых людей. Узким почерком пишут бережливые и рациональные люди.
  2. Нажим – показатель решительности. Сильный нажим говорит о решительности, энергичности и уверенности. Слабый нажим свойственен чувствительным, нерешительным людям с тонкой душевной организацией.
  3. Наклон букв характеризует эмоциональное состояние человека. Небольшой наклон вправо представляет спокойного и уравновешенного человека. Чем сильнее наклон вправо, тем более человек подвержен крайностям в характере.
  4. Очертания букв также многое могут поведать. Буквы круглой формы свойственны добрым, отзывчивым людям, на которых можно положиться. Угловатый почерк характеризует человека как эгоиста и единоличника, независимого и имеющего собственное мнение.
  5. Направление строчек при письме рассказывает о настроении. Вверх стремятся строчки оптимистов, вниз – пессимистов. У спокойных, рассудительных персон строчки чаще ровные и прямые.
  6. Слитность букв говорит о логических способностях. Непрерывная вязь букв характерна для людей с логическим мышлением. Если почти все буквы написаны раздельно, это является показателем несвязности суждений, непоследовательности в действиях. Средний вариант, т.е. связки по 2-3 буквы, присутствует у уравновешенных, спокойных натур.

Зная основные параметры почерка и их интерпретацию, даже беглого взгляда на лист бумаги с текстом, написанным рукой человека, можно предположить, что за личность перед вами.

Правила проведения графологического анализа

Для того чтобы узнать характер человека по почерку, подойдет не каждый фрагмент его письма. Например, не стоит исследовать открытки, так как при написании поздравления человек старается писать более аккуратно и красиво.

В идеале нужно не менее двух листов рукописного текста. По мнению графологов, на первом листе человек пишет не так естественно, как на остальных. Для анализа необходимо попросить написать человека что-либо. Лучшим вариантом будет не текст, написанный под диктовку, а рассказ о себе или сочинение на свободную тему.

Сферы применения графологии

Наука графология почерк и характер изучает с давних времен, но научным сообществом до сих не признана и считается псевдонаукой, хотя исследования почерка используются в различных сферах. В психологии и медицине анализ манеры письма пациента может быть вспомогательным элементом при постановке диагноза заболеваний мозга и нервной системы, а динамика его изменений рассказать о ходе лечения.

Благодаря детективным сериалам многие знают о графологической экспертизе, проведение которой позволяет установить личность преступника или составить его психологический портрет.

В настоящее время провести графологический анализ могут при приеме на работу или во время собеседования. Кадровые службы предприятия или организации делают это для того, чтобы выявить у потенциального сотрудника черты характера, которые необходимы для какой-либо должности или, наоборот, могут помешать в работе.

Почерк каждого человека почти так же уникален и индивидуален, как и отпечатки пальцев. Поэтому он может рассказать о человеке больше, чем внешность, манеры поведения и речь. Изучение особенностей манеры письма того или иного человека помогает лучше узнать и понять его.

Что может сказать почерк о характере человека

Согласно исследованию израильских ученых, графология – наука по анализу почерка, гораздо точнее, чем общеизвестный детектор лжи, определяет честность и нечестность автора почерка. Кроме этого, графология позволяет четко определить характер и настроение человека.

На сегодняшний день, благодаря анализу почерка, возможно выяснить умственный потенциал человека, его активность, способность обучаться, самостоятельность, работоспособность, коммуникабельностью, стрессоустойчивость, самоконтроль, амбициозность, надежность, законопослушность и многое, многое другое.

Графология: анализ почерка

Итак, какие особенности почерка, могут приоткрыть нам индивидуальные особенности личности:

Общая организованность почерка.

Имеется ввиду ровность почерка. От данной характеристики в анализе почерка отталкиваются, когда исследуют другие его особенности (решают, в каком ключе их рассматривать: положительном или отрицательном). Крупный, ровный и хорошо организованный почерк присущ активным, энергичным и уверенным в себе людям. Если почерк крупный, но не организованный, то его владелец заносчив и импульсивен. Почерк, который хорошо организован, но мелкий, показывает на то, что его обладатель разумно использует свои силы, прилагает их продуманно, в нужном направлении. При мелком и плохо организованном почерке можно говорить о робости и нерешительности, а также о тяге к сосредоточению на внутреннем мире. Если к хорошо организованному почерку прилагается комплект других положительных характеристик почерка, то можно говорить о целостности, ясности ума и богатстве внутреннего мира человека. Плохо организованный почерк в графологии характеризует личность, как неуверенную в себе, со слабым самоконтролем.

Размер почерка.

Величина букв при анализе почерка может рассказать об отношении человека с окружающими его людьми и о реакции его на внешние проявления. Также размер букв достаточно четко определяет степень эгоцентризма человека. Буквами среднего размера являются знаки около 3 мм в высоту, соответственно, все, что меньше относят к мелкому почерку, все, что больше –к крупному. Владельцы крупного почерка всегда активны и общительны, они зачастую даже экспрессивны. Таким людям присущи смелость и самоуверенность, на мир они смотрят в общем, не выделяя отдельные детали. Обладатели крупного почерка готовы выслушать любую точку зрения и принять её, если собеседник будет достаточно аргументирован. Но желание быть в центре внимания не дает таким личностям сосредоточиться на одной проблеме и довести начатое до конца. Часто такие люди действуют, забыв или не желая подумать.

Слишком мелкие буквы указывают на скромность автора. Такие люди часто очень скрытны, они не любят привлекать к себе внимание. Обладатели мелкого почерка умны, но в жизни им мешает постоянный анализ своих проблем. Именно это мешает им взглянуть на ситуацию в целом, избавиться от ненужных зависимостей. Они больше любят размышлять, чем делать.

Соответственно, люди со средним почерком умеют находить компромиссы в жизни, они более дипломатичны. Они не переоценивают собственных возможностей, но и не забиваются в угол. Если у человека почерк неустойчив, то это показывает его способность приспосабливаться. Но при неустойчивом почерке в рамках одного предложения можно говорить о неустойчивой самооценке, которая мешает автору обрести почву под ногами и занять определенную жизненную позицию.

Линии и строчки.

В графологии большое значение придается положению строчек - линиям письма. Они характеризуют отношение личности к окружающим событиям. Это основной показатель состояния подсознания автора. На воображаемой линии человек расставляет знаки не только физически: многими процессами в этом случае управляет психика человека. Выбор бумаги также может достаточно хорошо характеризовать человека. Если автор изначально выбирает линованную бумагу, значит он придерживается четкого жизненного плана. Люди, использующие чистую бумагу, независимы и имеют меньше условностей.

Если при письме наблюдаются ровные строчки, то это говорит о надежности автора, постоянстве эмоций и привязанностей. Такие люди заслуживают доверия. Но если линии вычурно ровные, то это указывает на перебор в вопросах контроля собственных эмоций. Если при этом буквы написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же желателен, такие люди и в жизни способны принимать гибкие, возможно, порой и спонтанные, решения.

При анализе почерка специалисты особое внимание уделяют неровным строчкам. Неровная линия показывает слабую внутреннюю стабильность. Если линия слишком пляшет, то можно говорить даже о психических нарушениях.

Отдельное направление в графологии – направленность линий. Если строчка уходит вверх, то человек полон оптимизма и радуется жизни. Автор позитивно относится к окружающим. Но слишком задранные вверх строчки характеризуют личность, как обладателя чрезмерного оптимизма, доходящего до эйфории. Пропадает здравое восприятие жизни, наблюдается её идеализация.

Если строчки при письме уползают вниз, то автор по натуре – пессимист или находится в депрессивном, подавленном состоянии. Если строчка идет ровно, а загибается вниз только в самом конце, то человек может долго находится в спокойном состоянии, но периодически его что-то выбивает из спокойствия, и он падает духом.

В зависимость от состояния человека в течение определенного отрезка жизни его строчки могут вести себя по-разному: то уходить вверх, то уползать вниз.

Бывают случаи, когда в рамках одного листа при анализе почерка обнаруживают, что строчки то опускаются, то поднимаются (образуя арку). В этом случае у автора есть хорошие шансы стать обладателем энергичной манеры поведения и здравого оптимизма.

Интервалы.

В графологии интервалы характеризуют стиль поведения и мышление личности. При анализе почерка исследуются интервалы между строчками и словам.

Достаточно большие интервалы между строчками говорят о внимательности и полном осознании своих действий автором. При очень крупных интервалах у личности наблюдается скепсис и социальная отстраненность. При среднем, умеренном размере между строчками уместно говорить о ясности мышления и хорошей организованности. Если строки путаются и заезжают друг на друга, то человек неорганизован в мышлении или находится в замешательстве. Если при этом наблюдаются крупные буквы, то автор не может остановиться на каком-то одном увлечении и довести его до конца. Чем больше путаница в строчках, тем больше интересов у личности.

Иногда наблюдается чуть ли не полное совпадение строк. Это говорит о том, что их автор в полном замешательстве. Но не нужно этот случай путать с ситуацией, когда при среднем интервале некоторые элементы букв заезжают на другую строку. В этой ситуации можно говорить об очень сильно развитом интеллектуальном типе, такие люди бывают успешны сразу в нескольких сферах деятельности.

Следующий блок исследований в графологии – интервалы между словами. Они характеризуют объем физического и психического пространства, который может обеспечить комфортное существование. А также отношение автора к окружающими.

Если пробелы между словами одной ширины, то человек адекватно воспринимает социальное неравенство и ко всем относится с уважением, а также он стабилен в межличностных отношениях. Если промежутки неодинаковые, то человек непостоянен в контактах с другими людьми: с одними он слишком плотно общается, других – игнорирует.

Очень узкие промежутки между словами характеризуют автора, как обладателя узкой личной зоны. Ему не нужно большое жизненное пространство, он предпочитает держаться поближе к другим людям. Если же промежутки между словами, напротив, широкие, то личность нуждается в большом личном пространстве. Такой человек любит одиночество и размышления наедине с самим собой. Независимость необходима такой личности, как воздух. Если промежутки слишком велики, то можно говорить о страхе автора перед контактами с другими людьми, им тяжело завязывать знакомства.

Нажиму при анализе почерка уделяют особое внимание. Нажим – это характеристика эмоционального состояния. При сильном нажиме говорят об эмоциональном постоянстве человека, такая личность стабильна в своих ощущениях. Человек со слабым нажимом поддается постороннему влиянию, обладает ветреными эмоциями, непостоянством чувств. Такие люди часто находят себя в духовной или интеллектуальной сферах деятельности. Но при том, что они восприимчивы к другим людям, наблюдается отсутствие глубоких чувств. Тогда как обладатели сильного нажима способны на глубокие и стабильные чувства, они испытывают потребность в остроте ощущений. Но при этом часто бывают равнодушны к переживаниям других.

Наклон букв.

Эта характеристика в графологии рассказывает об уровне эмоциональных реакций человека, степени его понимания окружающих.
Если буквы расположены строго вертикально, то человек тщательно скрывает свои эмоции, он всегда невозмутим и спокоен, при этом зачастую даже равнодушен и безразличен к окружающим. Но если такой наклон сочетается с крупным почерком и хорошим нажимом, то холодность является скорее внешним проявлением желания все тщательно взвешивать перед принятием решения.

Наклон вправо характеризует человека, как обладателя хорошей скорости внутренних реакций, такие люди хорошо находят общий язык с окружающими. Небольшой наклон вправо говорит о мягкой реакции на события и людей. Нельзя сказать, что человек эмоционально сдержан, но эмоции он не проявляет сразу, сначала оценивает ситуацию. Такие люди часто колеблются между эмоциями и логикой. Но, в общем, являются дружелюбными людьми. Сильный наклон вправо показывает наличие эмоциональной напряженности, острую реакцию на раздражители. Обладатели такого наклона очень импульсивны

Авторы почерка с наклоном влево эмоционально холодны. Они проявляют эмоции, но последние направлены внутрь самих людей. Такие личности стараются оградить себя от любых раздражителей и обладают выраженным эгоцентризмом. Часто именно повышенный эгоизм приводит к иррациональным поступкам, при этом человеку абсолютно все равно, что чувствуют при этом другие. При ярко выраженном наклоне влево можно говорить об эмоциональной отрешенности автора.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...