Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Хорошо зима снегами весна цветами. "В гостях у времени года". Фольклорный праздник для детей дошкольного возраста. Закличка с обращением к зиме, что бы она отступила

Задачи: углубить и обобщить знания детей о сезонных явлениях в природе, причинно-следственных связях; раз-вивать умение устанавливать взаимосвязи в природе.

Подготовительная работа. Осуществляется во время сезонных экскурсий и тематических прогулок, на уроках по курсу «Человек и мир».

Примерные этапы путешествия

Учитель говорит: «Год наполнен радостями, которые повторяются из года в год. Весенние тепло и солнце, пер-вые цветы, бабочки. Весенние радости сменяются летни-ми, затем осенними, зимними. Снова и снова мы радуемся весне, лету, осени, зиме. Какое время года лучше всех? Трудно, невозможно ответить».

Затем учитель предлагает совершить путешествие по временам года, для чего дети должны разделиться на две команды и выбрать им названия. Предлагается маршрут путешествия, который они должны одобрить и принять. Если маршрут принимается, начинается путешествие ко-манд по станциям. Каждая станция означает одно слово из пословицы о природе. На конечной станции каждая ко-манда «откроет» пословицу о том или ином времени года. Итак, в путь!

Первый этап (маршрут.) «Зимушка-зима».

Первая станция. «Зимние месяцы, зимние приметы и поговорки». Представители команд по очереди достают из мешочка карточки, на которых записано начало той или иной зимней приметы, поговорки о зиме. Задание коман-дам - закончить предложение.

3.Много снега - много … (хлеба).

1.Снежные хлопья стали крупными - жди … (оттепе-ли).

2. Синички поднимают с утра писк - ожидается … (мо-роз).

После выполнения задания каждая команда получает по слову из пословиц:

Хороша зима снегами,

Весна - цветами,

Лето - грибами,

А осень - пирогами.

Лето - со снопами, осень - с пирогами.

От осени к лету поворота нету.

Вторая станция. «Парад загадок». Команды по очереди вынимают из мешочка записанные на карточках загадки.

Старик у ворот

Все тепло уволок. (Мороз.)

Лечу, кручу,

На весь мир ворчу. (Метель.)

Всю зиму пролежит,

Весной в речку убежит. (Снег.)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Побелело за ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез -

Там волшебный вырос лес! (Морозный узор.)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга.)

Третья станция. «Зимний лес». Задание «Кто лиш-ний?» На карточке у каждой команды описания трех птиц (описания можно заменить иллюстрациями). Одна из этих птиц лишняя - перелетная, поэтому ее зимой в лесу не встретишь.

Для первой команды

1. Маленький, величиной с наперсток. На голове жел-то-оранжевая шапочка, обрамленная черными лентами. Свою золотистую шапочку он приподнимает, как малень-кую корону, поэтому его назвали … (корольком.)

2.Черный, как уголь, от кончиков хвоста до конца клюва, с металлическим блеском. Хищник, осторожный, скрытный. (Ворон.)

3. Появляются вслед за комарами. Вьют гнезда в горо-де под крышами домов из мусора, смоченного слюной. (Го-родская ласточка.)

Для второй команды

1.Птенцов выводит в любое время года. Гнездо из су-хих еловых и сосновых веток, мха и лишайника внутри выстлано пухом. И хотя птенцы покидают гнездо через 16–20 дней, родители продолжают кормить их до тех пор, Пока у птенцов клюв не станет таким же, как у взрослых птиц, и они не смогут сами лущить шишки. (Клест.)

2.Птица с тонким, слегка выгнутым клювом, похо-жим на шило, которым она проверяет каждую щель на стволе дерева. Птенцы с писком путешествуют по лесу в поисках корма. (Пищуха.)

3. Прекрасные летуны, за день пролетают до 1000 км; большую часть жизни проводят в воздухе. Крылья длин-нее хвоста. За один прилет родители могут принести птен-цам до 200 насекомых. (Стриж.)

Задание. «Кто намусорил в лесу?» Каждая команда по-лучает рисунок с шишками или их остатками, по которым дети узнают, кто ими питался в лесу.

В лесу много охотников до лакомых семян. На снегу под соснами и елями валяется много шишек. Кто «тру-дился» над ними? Попробуй определить это сам. (У ши-шек, брошенных клестом, отогнуты и расщеплены клю-вом только отдельные чешуйки. Белка откусывает чешуйки, оставляя голый стержень. Полевки до половины отгрызают чешуйки. Шишка, обработанная дятлом, будто растрепана. Все чешуйки на ней разбиты и топорщатся.)

Второй этап (маршрут). «Весна-красна».

Первая станция. «Пословицы, поговорки, приметы». Задание выполняется в форме обгонялок:

О каких месяцах идет речь?

Февраль силен метелью, а … (март) капелью.

… - первый месяц весеннего тепла. (Апрель.)

… с водой, … с травой, а … с цветами. (Март, апрель, май.)

Вторая станция. «В весеннем лесу…» Выполняется за-дание «Что раньше, что потом?». Каждая команда получает карточки с указанием тех или иных сезонных изменений (можно использовать иллюстрации), которые нужно разло-жить в определенном порядке: что раньше, что позже.

Расцвели раннецветущие растения, прилетели пере-летные птицы, появились насекомые, стало тепло.

Солнце выше, стало теплее, дни длиннее, распустились почки.

Третий этап (маршрут). «Лето красное».

Станция «Летняя погода». Задание «Знаете ли вы при-меты летней погоды?»

Приметы

Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде. Лягушки расквакались - к непогоде. Сильная роса - к ясному дню. Радуга вечером - к хорошей погоде, а утром - к дождю.

Четвертый этап (маршрут). «Золотая осень».

Первая станция. «Осенние месяцы».

Вопросы первой команде

ревун - … (сентябрь - за ветреную погоду); хлебник, листобой - … (октябрь - хлебник пото-му, что закрома полны); ледовый кузнец, ворота зимы - … (ноябрь).

Вопросы второй команде

Какой месяц в народе называли:

Руен - … (сентябрь - за желтый цвет);

полузимник - … (ноябрь, потому что как бы напо-ловину уходит в зиму); грязник, ветродуй, мокрохвост - … (октябрь).

Вторая станция. «Осенние приметы». Задание «Вставь-те нужное слово или восстановите примету».

Первая команда

Гром в сентябре - осень….

Осенью паутина - на … погоду.

«Магазин» слов: теплая, ясная, ненастная.

Вторая команда

В сентябре одна ягода, да и то горькая ….

Облака идут низко - скоро ….

«Магазин» слов: рябина, калина, похолодает.

Команды получают карточки с заданиями и выбирают из «магазина» слов пропущенное слово в примете, посло-вице.

Станция «Финишная», или «Четыре художника».

Учитель говорит: "Поспорили четыре волшебника-ху-дожника (Зима, Весна, Лето, Осень): кто лучше рисует, кто больше людям радости дарит. Как вы думаете, кто вы-играл спор?

А теперь мы проверим, кто лучше рисует.

Каждой команде дается лист бумаги, на который нане-сены фрагменты рисунка. Члены команд должны дорисо-вать (фломастерами, цветными карандашами) выбранную ими сезонную картину.

В конце путешествия делается вывод: каждая пора го-да приносит людям радость, полна своего очарования и люди должны быть благодарны за это природе.

Советы организаторам

1 .Путешествие можете разделить на два этапа, чтобы дети не устали.

2. Моделируйте задания на станциях по своему усмот-рению, вносите изменения исходя из своих интересов, воз-можностей.

3. Перед каждым новым маршрутом может звучать му-зыка: фрагменты из альбома «Времена года» П. И. Чайков-ского или песни о временах года.

Классный час «Четыре дочери года»

Цели и задачи :

Обобщить и систематизировать понятия учащихся о временах года, углубить эти знания;

развивать познавательные способности детей, их кругозор;

развивать логическое мышление через раскрытие причинно-следственной связи в природе;

коррекция мелкой моторики рук через составление композиции в технике плоскостной аппликации;

воспитать интерес к окружающему миру природы.

Оборудование: Картины с временами года, иллюстрации; настольная лампа, глобус, листы ватмана, ножницы, клей, цветные бумаги, шаблоны ели.

На стене плакат : «Хороша зима снегами, весна — цветами, лето — грибами, а осень — стогами».

Предварительная подгото в ка: Помещение оформляется соответственно временам года. Воспитанники делятся на 4 времени года — 4 группы ребят.

Стихи, загадки, карточки-задания.

Атрибуты: костюмы времён года, царя.

Ход классного часа

I. Организационный момент

1. Готовность класса. Рапорт дежурного.

2. Коррекционная минутка

Информация для размышления

На доске слова: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», под ними написаны слова:

Подснежник

Снеговик

Листопад

С чем можете сравнить данные слова: «лето», «осень», «зима», «весна»? Сопоставьте их, выберите ПАРЫ. (Работа детей).

Слайд 1

3.Сообщение темы урока

Чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

Тихо прочитайте тему урока.

Давайте подумаем, о чем мы будем говорить на занятии? (О временах года).

Какие времена года вы знаете? (Ответы детей).

Какие задачи мы поставим сегодня перед собой?

Вывод: Сегодня на занятии, действительно, будем говорить о временах года, приметах. Узнаем, почему происходит смена времен года. Проверим, достаточно ли у нас знаний о зиме, весне, лете, осени. Я надеюсь, что вы будете внимательными, активными.

II. Основная часть

Введение в тему

Ребята, вы любите сказки?

Тогда слушайте сказку «Четыре дочери года» . (Психологическая сказка для коррекционной работы).

Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег — все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь… Люди от этого очень страдали. (Порядка не было)

Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.

Первая дочь любила надевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима.

Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.

Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето. Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей. Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано — сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень. И каждая старалась украсить Землю по-своему. Каждая старалась понравиться людям.

Ведущий: Действительно, каждый год мы наблюдаем смену времён года (сезонов). Они не похожи друг на друга. Каждое время года имеет свои особенности.

Посмотрите, какие времена года изображены на картинах? Как они называются, кто автор? (Ответы детей).

Выявление запаса представлений учащихся о сезонных явлениях в природе, приобретённых в результате жизненного опыта.

1). Загадки . Угадайте, о каком времени года говорится в загадках.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки. (Зима)

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает? (Летом)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Зеленоглаза, веселаДевица-красавица.Нам в подарок принеслаТо, что всем понравится:Зелень — листьям,Нам — тепло,Волшебство, чтоб все цвело.

Догадались, кто она? (Весна)

Ведущий. У зимы, весны, лета, осени свои ветра, которые приносят разный воздух, свои воды и земли. Только огонь для всех один: светящийся, согревающий.

2). Игровое упражнение «Ветер, ветер»

(Учитель предлагает учащимся выполнить игровое упражнение «Ветер, ветер». Дети имитируют дуновение ветерка в разное время года (вдох носом, выдох ртом – без напряжения).

У весны ветер ласковый и нежный, тёплый (ф-ф-ф-ф);

У Лета – жаркий, согревающий (х-х-х-х-х);

У Осени – прохладный (с-с-с-с);

У Зимы – холодный, студеный (в-в-в-в).

3).Упражнение «Водичка»

Не только ветер, но и вода в реках в разные времена года разная: весной вода голубая, летом – синяя, осенью — тёмно-синяя, зимой – белая.

Покажите, какого цвета вода в разное время года. (Показ детьми полоски бумаги соответствующего цвета).

4). Упражнение «Солнце». Солнце по-разному обогревает землю в течение года. Вспомните, где Солнце бывает на небе летом и зимой.

Л ето : Летом солнце выше поднимается. А чем выше солнце на небе, тем горячее его лучи. Летом солнце встает раньше, а заходит позднее. За длинный день солнце успевает хорошо прогреть и воздух, и землю, и нас с вами. Поэтому летом и теплее, чем зимой.

Осень: После лета наступает осень. Солнце с каждым днем всё ниже идёт по небу. Оно всё позднее встаёт, всё раньше садится за горизонт. С каждым днём оно посылает нам всё меньше и меньше тепла и света. Становится все холоднее и темнее.

Зима: Наступает зима. В декабре солнце показывается на небе уже всего только на несколько часов, да и не всегда его видно. Совсем низко оно на небе: где-то за домами да за деревьями прячется.

Весна: Весна – это время года, которое следует за зимой. Весной солнце начинает подниматься всё выше и выше, становится на улице тепло, начинает таять снег, дни становятся длиннее.

Вывод: Мы с вами увидели, что у каждого времени года свои ветра, свой цвет воды на водоёмах, по- разному светит солнце.

Воспитатель: А теперь попрошу я вас ответить на несколько вопросов. Найдите задание 1, прочитайте и подчеркните слова- ответы.

Упражнения на применение понятий о сезонных явлениях в неживой природе. (Карточки-задания, работа группами).

Задание 1. «Приметы». Из перечисленных явлений природы выбери те, которые характерны для вашего времени года: снег, град, дождь, капель, мороз, вьюга, буран, половодье, ледоход, иней, гроза, туман, гололёд, изморозь, изморось, роса.

Слайд 2 (Проверка ответов).

Слайд 3

Словарная работа

Весенний паводок – поднятие уровня воды в реках и водоёмах в результате быстрого таяния снега.

Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

Ураган – ветер разрушительной силы

Задание 2 . «Бывает – не бывает»

Слайды 4-7

Посмотрите внимательно на картинки, а затем скажите, какое время года изображено на каждом из рисунков и что не так на картинках. Найдите ошибку художника. (Групповая работа).

(Иллюстрации времен года на столах, слайдах).

Задание 3. Догадайся, о каком времени года идет речь в стихотворениях. (Чтение детьми стихотворений).

Слайд 8

Поднялось и заиграло

Солнце над полями,

Порассыпалось своими

Жгучими лучами. (И. Суриков).

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит. (А. Плещеев).

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А. Пушкин).

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса. (А. Пушкин).

4.Физкультминутка «Из семени в цветочек»

Ведущий : Как погода влияет на растения? Что происходит с растениями с наступлением тепла и холода? (Воспитатель изображает садовника, предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко, сжаться в комочек, убрать голову и закрыть её руками).

Садовн ик очень бережно относится к своим семенам: поливал их (гладит по голове и телу ), рыхлил почву, ухаживал за ними. С теплым весенним солнышком семена начинают расти. (Дети поднимаются ). У них раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся кверху ), растет стебелек (вытягивается тело ), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты ). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и ростки превращаются в прекрасные цветы. Наступает лето, цветы хорошеют, любуются собой, (осмотреть себя ), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям ), кланяется им, слегка дотрагиваются до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей ). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветы качаются в разные стороны, борются с непогодой (раскачивания руками, головой, телом ). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова) , цветки сгибаются, клонятся к земле и ложатся на неё. Им грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветки снова превратились в маленькие семечки (свернуться на полу ). Снег укутал семена, им тепло. Скоро опять наступит весна, и семена оживут. (Дети поднимаются с семечком в руках).

5 . Самостоятельная работа

Ведущий: Попробуйте изобразить Зиму, Весну, Лето и Осень в технике плоскостной аппликации. Вам отводится 10 минут.

(Самостоятельная работа детей над композицией).

Ведущий :

Удалось ли вам создать картину времён года?

Какое время года вы изобразили? Расскажи, что у вас получилось.

Легко ли было работать? Что необычного было в работе?

Вывод: Вы работали сегодня группами над одной картиной. Для этого требовалось взаимопонимание, дружба, ответственность каждого перед другими. Но вы справились. Молодцы!

Ведущий :

Наконец пришло время выбирать. Какая из дочерей царя понравилась людям. Царь стал спрашивать людей:

Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было?И ответили люди:- О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник — Новый год. Мы полюбили Зиму.

Что скажете вы о Весне — моей второй дочери? — спросил царь. — Когда пришла Весна, растаял снег, стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях. Твоя дочь Весна прекрасна, — ответили люди.- Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? — спросил царь.- Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки, и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек. — И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете?- Осенью опять стало холодать, пошли дожди и стало грязно, улетели пев-чие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много овощей, фруктов, грибов и орехов. Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили.

Задумался царь. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый. Он нашел выход и объявил людям свое решение: «Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время». Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.

Ведущий:

Кто из сестер вам больше нравится? Почему?

Ребята, это ведь была сказка? (Да).

А как же на самом деле? Почему происходит смена времен года? Сегодня мы попробуем узнать правду.

Люди раньше жили мечтами, а эти мечты выражали через сказки. Но человечество шагнуло далеко вперед. Мы освоили космос. Знаем, что Земля круглая и движется вокруг Солнца.

Причина смены времён года заключается в движении Земли вокруг Солнца.

III . Основные движения Земли

Путь, по которому в космическом пространстве движется земной шар, имеет форму вытянутого круга, овала. В центре этого овала - Солнце.

Слайд 9

Переход от тёплого времени года (весна, лето) к холодному (осень, зима) происходит вовсе не потому, что Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. А ведь и сегодня так думают многие люди!

Вы, конечно, видели глобус — это модель Земли — и, наверное, обратили внимание, что на глобусах Землю всегда изображают в наклонном положении. У нашей планеты ось действительно наклонена, и это имеет большое значение для нас. Только не подумайте, что ось Земли похожа на ось глобуса или ось велосипедного колеса. Земная ось — это прямая линия, которую мысленно можно провести через Северный и Южный полюсы планеты.

Так вот, из-за того, что земная ось наклонена, у нас происходит смена времен года: лето сменяется осенью, осень — зимой, зима — весной, весна — летом.

Чтобы убедиться в этом, проделаем опыт, где глобус будет Землей, а настольная лампа — Солнцем. Если вы с глобусом в руках начнете двигаться вокруг лампы, то увидите, что Солнце неодинаково освещает северное и южное полушария Земли.

Когда хорошо освещено северное — там лето, когда южное, то лето — в южном полушарии, а в северном — зима.

Глобус и лампа помогут вам понять и смену дня и ночи. Найдите на глобусе место, в котором вы живете, воткните булавку и, вращая перед лампой глобус, смотрите, как в том месте, где вы живете, наступает то день то ночь.

Живя на Земле, мы не замечаем ее движения. Но когда наблюдаем за Солнцем, за звездами, то видим, что они восходят и заходят. Мы видим, как Солнце проходит свой земной путь от восхода до захода — от восточной стороны небосвода до западной. Теперь вы знаете, что нам лишь кажется, будто Солнце движется по небосводу с востока на запад. На самом деле это земной шар вращается вокруг своей оси с запада на восток.

Вывод: Т.о., из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси у нас происходит смена времён года. Нагревание земной поверхности зависит от высоты Солнца.

IV . Подведение итогов

Наше занятие подходит к концу. Надеюсь, что уходите с занятия с багажом знаний. Итак, давайте проверим наши знания.

1). С чем связано наступление времён года? Выбери правильные ответы.

Слайд 10

а). Наступление времён года связано с приходом на Землю дочерей царя.

б). Наступление времён года связано обращением Земли вокруг Солнца.в). Наступление времён года связано наклоном земной оси.

г). Наступление времён года зависит от деятельности человека. (Ответы детей).

2). Прочитайте поговорку на доске. О чем говорится в поговорке? (Рассуждение детей).

Ведущий :

Подводя итог, хочу отметить, что каждое время года хорошо по-своему. Каждый из вас сегодня успешно прошёл испытание на знание времён года. Молодцы! На этом занятие закончено. Спасибо всем за внимание!

Помещение, где будет проходить праздник, делится на 4 части. Каждая часть оформляется соответственно своему времени года. Для оформления использовать рисунки детей, гирлянды из снежинок, листьев, птиц, грибов и т.д. На стенах плакаты: "Лето-кладовая секретов", "Кулик-самород весну несет", "Хороша зима снегами, весна - цветами, лето - грибами, а осень - стогами". Дети приходят в зал в костюмах и головных уборах. При входе плакат: "Добро пожаловать в Царство Времен Года". 1 ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в гости к временам года. Начинаем наш фольклорный праздник. Скажите, пожалуйста, кто придумал доктора Айболита? / Корней Чуковский./ А кто автор "Сказки о царе Салтане? /А. С. Пушкин/ Молодцы! Правильно! 2 ведущий : А кто сочинил сказку "Гуси-лебеди", кто автор песни "Во поле береза стояла"? Кто сложил всем известную скороговорку про ворону и вороненка? Сколько бы вы не старались вспомнить сочинителей поговорки, скороговорки, загадки, вы их не найдете. Потому что созданы они не одним человеком и не сразу, а на протяжении жизни многих людей. Поэтому произведения называются народными. Их сочинил народ. 1 ведущий: На этом празднике наши добрые хозяева Зима, Весна, Лето и Осень познакомят вас с русским народным творчеством: считалками, играми, загадками, сказками, песнями, скороговорками, поговорками. Появляются Зима, Весна, Лето и Осень. Зима: Здравствуйте, гости дорогие. Весна : Веселья вам и радости. Лето : Давно мы вас ждем- поджидаем, праздник не начинаем. Осень: Припасли мы забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка. Весна: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли места хватило? Зима: /Сердито./ Гостям - то, известное дело, хватило. Да не тесновато ли хозяевам? Лето: Да что ты, матушка неуёмная такая! Еще и праздник не начался, а ты уж ворчать взялась. Зима: Вам бы только праздновать. А как, сами толком не знаете. Разве это порядок, что мы все здесь толчемся? 1 ведущий: Да не ссорьтесь вы, хозяева дорогие! Посмотрите - ка лучше в зал. Какие сегодня ребята красивые здесь собрались. Каждому времени года они посвятили свои костюмы. Давайте повеселим сегодня ребят, ведь они у нас в гостях. Пусть встреча с каждой из вас запомнится им. 2 ведущий: Ребята, ответьте мне, какое время года у нас сейчас на улице? Дети: Зима./Ответ детей зависит от того, когда проводится праздник./ 1 ведущий: Правильно. Поэтому слово мы представляем одной из сестер - Зиме. Милости просим, матушка Зима. А остальные сестры могут занять места рядом с ребятами. Зима : Любит русский народ зиму - зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывания метели посидеть в избе, у печки. Печка в избе - самое главное место. В ней и каша кипит, и хлебы пекутся, и тепло от неё, и поспать - подремать на ней можно. В старину на печи и стар, и млад длинные зимние вечера коротал, да сказками - прибаутками друг друга тешил. А вы, ребята, хотите сказку послушать? Давайте представим, что за окном вьюга, а мы сидим у теплой печки. Сказка начинается! Сценка из сказки "Лисичка - сестричка и Серый Волк". / положить " прорубь "/ В зал вбегает Лиса. Лиса: Вот устала, так устала. Возле речки я гуляла. Мужика перехитрила И всю рыбу утащила. Волк: Лисавета, здравствуй! Лиса: Как дела зубастый? Волк: Ничего идут дела Голова еще цела. Лиса: Где ты был? Волк : На рынке. Лиса: Что купил? Волк: Свининки. Лиса: Сколько взяли? Волк: Шерсти клок. Ободрали целый бок. Хвост отгрызли в драке. Лиса: Кто отгрыз? Волк: Собаки. Ну, а ты - то, где бродила? Лиса: Рыбу в проруби ловила. Только хвостик опустила, Видишь, сколько наловила? Волк : Рыбки тоже я хочу. Лиса: Ты поймай, я научу. Ты ступай, дружок, к реке, Сядь в укромном уголке, И всё время повторяй: "Ловись, рыбка, большая и маленькая". / 2 раза /. Волк: Ну, спасибо, Лисавета. Помогла ты мне советом. Где тут прорубь? Покажи. Лиса : Не забудь, слова скажи. Волк садится у проруби. Волк: Посижу, да подожду. А пока слова скажу: " Ловись, рыбка, большая и маленькая". Лиса: Мерзни, мерзни, волчий хвост. Волк: Что это ты, Лисонька, приговариваешь? Лиса: Да я говорю, куманек: "Ловись, рыбка большая и маленькая". Волк: Это ты правильно говоришь. Выходит Зима. Зима: Лисичка - сестричка и Серый Волк, спасибо, что пришли к нам на праздник со своей сказкой. Садитесь, пожалуйста, в зале. Гостями будите. Ребята, из какой сказки эти герои? / Лиса и Волк садятся с ребятами./ Зима: Ребята, зимой много праздников. Но один из самых главных праздников " Рождество Христово". В святочные дни от Рождества Христова до середины января развлекался русский народ. По деревням и селам ходили ряженые, пели песни, плясали, колядовали. Смешили народ Петрушки и Скоморошки. Вот и к нам сегодня пришли гости веселые. Выходят два скомороха. 1 скоморох 2 скоморох: Я - скоморох Прошка. 1 скоморох: Я - Федул - скоморошка. Прошка: Федул, а Федул, что ты губы надул? Федул: Кафтан прожег. Прошка: Зачинить можно? Федул: Можно. Да иглы нет. Прошка: А велика ли дыра? Федул: Один ворот остался. Прошка : Под кустом у дорожки Сидели скоморошки. Федул: Они срезали по пруточку, Они сделали по гудочку. Скоморохи / вместе /: Вы гуды, гуды гудите. Парней, девок веселите. / играют на бубне, свистульке / Прошка: У меня, скоморохи Прошки, Игр да забав полное лукошко. Федул: Н у, кому мороз не страшен, Поиграйте в игры наши. Прошка: Ну-ка, молодцы да красны девицы, берите в руки снежки, постарайтесь попасть в снежную бабу. Ведущие вносят корзину со снежками, макет снеговика. Скоморохи деляг ребят на две команды. Каждая команда бросает снежки в снеговика. Какая команда больше попадет, та и выигрывает. 1 ведущий : Спасибо, скоморохи. Повеселили вы нас. А теперь отдохните. 2 ведущий. Дорогая Зимушка, наши ребята приготовили тебе свой подарок. Дети полют и инсценируют русскую народную песню "Как на тоненький ледок" . Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Эх, зимушка - зима, Зима снежная была. Выпал беленький снежок, Ехал Ванечка дружок. Эх, зимушка - зима, Зима снежная была. Ехал Ваня поспешал, С ворона коня упал. Эх, зимушка - зима, Зима снежная была. Две подружки подбежали, На коня Ваню сажали. Эх, зимушка - зима, Зима снежная была. Зима: Спасибо, ребята, за подарок. От души поете, молодцы. Рада была с вами познакомиться. А теперь я уступаю место своей младшей сестре - Весне. 1 ведущий: Ребята, чтобы весна пришла на смену зиме, надо ее покликать. Давайте хором произнесем слова: Жучик - крючик - паучок Прилети к нам куличок. Виту - виту - виту - лай, Принеси весну в наш край. Весна: Кто меня, Весну - красну, звал? Услыхала я вас и поспешила сюда. А с сестрицей Зимушкой нужно попрощаться, слова особые сказать, какие в прежние времена говорили: Кулик, кулик! Замыкай зиму, отпирай весну! Дети вместе с весной произносят слова. Весна: Ранней - ранней весной, когда дни становятся светлыми, небо голубым, а солнце ярким, на Руси устраивали гулянья. Назывался этот праздник "Масленица". Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, песни, пляски, катание на санях. Не обходился этот праздник без зазывал и весельчаков. Выходит Петрушка. Зазываю на веселье. Потеха пришла, смех и радость принесла. Расскажу я вам, друзья, историю: Ехала деревня мимо мужика Вдруг из - под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабою в руке И давай дубастить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес. Лошадь села в сани, а мужик повез. Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом. Петрушка: Где это было, ребята? В каком селе? На какой улице? Дети: Это небылица - перевертыш. Такого быть не может. Петрушка: Правильно. Молодцы. / Уходит /. Весна: А что это там за народ? Веселится и что - то поет? Входят девочки и мальчики с бубном, свистулькой и ложками. Поют частушки. Дуйте ветры, дуйте ветры. Буйные кружитеся. Мы частушки будем петь, Слушать торопитеся. Как на Масленой неделе Из трубы блины летели. Ой, блиночки мои, Да румяненькие. Шила платье из капусты, Огурцом отделала. Рассердилась, платье съела. Что же я наделала? Я на Масленку катался, Да все сани изломал. Ворона коня замучил, Но Милашку покатал. Купи, тятя, мне коня, Вороные ножки. Буду девочек катать По большой дорожке. Девки, Масленка идет. Кто нас покатает? У Петрушки на дворе Сивка пропадает. У меня четыре шали, Пятая пуховая. Ни одна я здесь такая, Все мы здесь бедовые. Две старушки без зубов Толковали про любовь. Мы с тобою влюблены: Ты в кисель, а я в блины. Весна: Спасибо, добры молодцы и красны девицы. Оставайтесь с нами. Весна: Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки. Но не для того, чтобы обидеть кого - то, а для того, чтобы повеселиться. А вы знаете дразнилки? Дети выходят в зал, делятся на две группы и по очереди выкрикивают дразнилки: Маринка - корзинка прыгала, скакала, В болото упала. Ух! Андрей - воробей, не гоняй голубей. Гоняй галочек из - под палочек. А у Васи на носу ели кошки колбасу. Наташка - пышка на улицу вышла. На камушек села, яблоко съела. Николай, Николай! Сиди дома, не гуляй. В балалаечку играй. Ваши вороны кверху пузом летят. А ваши, разини, задравши головы глядят. Весна: Полно, ребятушки, вам дразниться. Давайте играть да веселиться. Проводится игра "Горелки". Весна : Горелки - это исконно русская игра. Несколько веков "Горелки" была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Она сохранилась во многих местах и до сих пор. В эту игру очень любили играть ваши прабабушки и прадедушки. Описание игры: Участники делятся на пары /мальчик - девочка/ и берутся за руки. Пары становятся друг за другом в колонну. Впереди / 2 - 3 м от первой пары / стоит ведущий спиной к играющим. Все говорят нараспев: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят. После слов: "звенят" последняя пара разъединяет руки и бежит: один справа, другой - слева. Горельщик гонится за любым из них и старается осалить его, прежде, чем дети снова возьмутся за руки. Кого горельщик осалит, с тем становится парой впереди колонны. А водит игрок, оставшийся один. Если же горельщик никого не осалил, он снова "горит". Весна: Молодцы, хорошо играли. Понравилась вам игра ваших предков? Занимайте свои места. Умеет русский народ не только веселиться, но и трудиться. Когда природа оживает, сажают в деревнях и селах огороды. Сажают да приговаривают. Чтоб урожай хорош был, да зима сытная. А вы знаете приговорки? Дети. Матушка - репка, уродись крепка. Ни густа, ни пуста, до великого поста. Капуста виласта, не будь голенаста, А будь пудаста. Уродись горох и крупен, и бел. На потеху всем. И сам тридесят для малых ребят. Уродитесь, бобы, велики и круты. В поле густы, на столе вкусны. Весна: А когда урожай собирали, то пляску затевали. А вы, ребята, знаете народные танцы? Дети исполняют хоровод "Во поле береза стояла". Весна: Ну и горазды вы, ребята, веселиться. Я даже притомилась немного. Пора мне место уступать лету. 1 ведущий : Дорогая весна, на прощание дети хотят подарить тебе свою песню. Дети исполняют русскую народную песню "Уж я сеяла, сеяла ленок". Весна: Вот как славно спели. С такими ребятами и расставаться не хочется. Но не навек же прощаемся. Придет опять мой черёд. До свидания! Лето: Вот и мой черед настал поговорить с вами. Кто не любит лето? Лето любят все. Солнце сияет, птички поют, лягушки квакают, кузнечики стрекочут. И вам, ребята, раздолье летом. Можно купаться, загорать, да в разные игры играть. Летом в лесах поспевают земляника, черника, малина. А вы любите грибы, ягоды собирать? / Ответ детей /. Когда в лес пойдете, не заблудитесь, как заблудилась девочка в русской народной песне "Как пошли наши подружки". Девочки поют песню. Как пошли наши подружки В лес по ягоды гулять. Сею, вею, вею, вью. В лес по ягоды гулять. Они ягод не набрали, Лишь подружку потеряли. Жалко, жалко, жалко, жалко. Лишь подружку потеряли. Всем любимую подружку Катеринушку. Жалко, жалко, жалко, жалко. Катеринушку. 2 ведущий: Смотрите, ребята. Пока девочки пели, в нашем зале выросла большая ромашка. Лето : Ребята, эта ромашка не простая, а ромашка - скороговорка. Поделитесь на группы. Пусть каждая группа возьмет по одному лепестку. На лепестках написаны скороговорки. Нужно хором произнести скороговорку 3 раза подряд. / Тренируются 1-2 минуты/. Скороговорки: * Полпогреба репы, полколпака гороха. * От топота копыт пыль по полю летит. * Стоит гора посреди двора, впереди вилы, сзади метла. * На дворе трава, на траве дрова. Лето: Молодцы! Скажите, а заклички вы знаете? Кто скажет, как солнышко в непогоду звать? Солнышко, выгляни! Красное, высвети! К нам на нивку иди Ладить косы и серпы. Солнышко, покажись. Красное, снарядись. Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка. Лето: А дождик в засуху как вызывают? Дождик, лей, лей, лей. На меня и на людей. Поливай ведром На Егорьев дом. Дождик, дождик, лей, лей. Разгони моих гусей. Мои гуси дома, Не боятся грома. Дождик, дождик, пуще. Дам тебе гущи. Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай - Сколько хочешь выбирай. Лето: Хорошо у вас получается. Не может дождик после таких слов вас не послушаться. Ой, вот и дождик заморосил. Да и рожь в поле поспела и рябина по лесам закраснелась. Я оглянуться не успела, а Осень на порогестоит. 1 ведущий: Дорогое лето! Спасибо тебе зато, что ты так повеселила ребят. Прими от них небольшой подарок. Ансамбль исполняет на русских народных инструментах песню " А я по лугу...". Лето: Спасибо, ребята, А теперь я уступаю место красавице Осени. Осень: Вот и я прибыла. Здравствуйте, ребята. Появились опята в лесу, лето кончилось. Это моя примета. А какие еще приметы вы знаете? * Лето со снопами, осень с пирогами. * От осени к лету поворота нету. * Летит паутина - быть осени длинной. * Гром в сентябре предвещает долгую осень. * В лесу много рябины - осень будет длинной. Дети: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла! У тебя мы, Осень, спросим, Что с собой ты принесла? Осень : Принесла я вам муки. Дети: З начит, будут пироги! Осень : Принесла я овощей. Дети: И для супа, и для щей. Осень: Рады ли вы грушам? Дети: Мы их любим кушать. Осень : А уж яблоки, что мед. Дети: На варенье и компот. Осень показывает детям корзину и говорит: В этой корзине мои подарки. Но чтобы их получить, надо отгадать загадки. * Выросло из зернышка золотое солнышко. (Подсолнух.) * Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь.) * Щеки розовые, нос белый. В темноте сижу день целый. * А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редиска.) * Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста.) * И зелен и густ на грядке вырос куст. * Покопай немножко, под кустом (картошка.) * Летом в огороде свежие, зеленые. * А зимою в банке желтые, соленые. (Огурцы.) * Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели.(Лук.) Осень: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Знаете все овощи, которые созревают в огороде осенью. Осень: Осень все любят и ждут. Ведь осенью собирают богатый урожай. Поработаешь в сентябре хорошо, всю зиму будешь сытым. Главное наше богатство - хлеб. Как прекрасно пахнет в доме каравай. Сейчас я всех вас приглашаю поиграть в хороводную игру "Каравай." Становитесь в круг. Выбирайте именинника. Как на Танины именины испекли мы каравай. Вот такой вышины, вот такой ширины. Каравай, каравай, кого хочешь выбирай. Дети по ходу игры инсценируют песенку, выполняют движения, показывающие высоту и ширину каравая. Таня: Я люблю, конечно, всех. Но Алешу больше всех. Игра повторяется несколько раз. В конце игры Осень угощает всех вкусным караваем. (Выносит на подносе с рушником.) Осень : Ребята, чтобы у нас на столе всегда был такой хлеб, надо очень много трудиться. Вы знаете, как выращивают хлеб? (Дети высказывают свое мнение.) Тяжелая это работа. Недаром в народе говорят: "Без труда не вынешь и рыбку из пруда". А какие пословицы и поговорки вы знаете? * Труд человека кормит, а лень портит. * Терпенье и труд все перетрут. * Скучен день до вечера, когда делать нечего. * Откладывай безделье, да не откладывай дело. * Хочешь есть калачи, не сиди на печи. * Что посеешь, то и пожнешь. * Кончил дело, гуляй смело. Осень: Молодцы, ребята! Гулять, так гулять. Давайте в игру играть. Игра называется "Эхо". Осень: Стоит на берегу лес густой, как стена. Крикнешь - лес ответит. Раз спросишь - лес трижды ответит. Давайте попробуем. Осень: Э хо лесное спросить могу? Дети: Ау, ау, ау. Осень: Куда это листья лесные пропали? Дети: Опали, опали, опали, опали. Осень: Травы лесные, где вы? Не вижу. Дети: Ниже, ниже, ниже. Осень: Цветы луговые, а вы все цветете? Дети: Что ты, что ты, что ты. Осень: Птички - певички, давно ли галдели? Дети: Летели, летели, на юг улетели. Осень : Рыбы лесные, вы - то где? Дети: А мы на дне, мы в глубине. Осень: Лягушки и жабы, куда подевались? Дети: В ил закопались, в ил закопались. Осень : "Что же творится в лесу?"- мы спросим. Дети: Осень, осень, осень. Осень: Не ленится ЭХО, на все вопросы отвечает, о чем не спроси. Спасибо, ЭХО, за доброту. Дети: А у, ау, ау. Осень: Делу время - потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать. 2 ведущий : Подожди, сестрица Осень. А подарок от ребят разве не хочешь получить? Дети танцуют танец " Калинка". Осень: Большое спасибо, милые ребята. А прощаться все же пришла пора. Пусть ненадолго вернуться мои сестры Зима, Весна и Лето. Ребята зовут все времена года. Они приходят. Зима: Спасибо вам за то, что вы пришли в наше Царство Времен Года. Весна : Спасибо за песни, сказки, танцы. Лето: Вы знаете много загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, песен. Пусть они помогут вам в учебе. Времена года хором: Хороша зима снегами, весна - цветами, Лето - грибами, а осень - стогами. До свидания! Под мелодию русской народной песни дети уходят домой.

В гости к временам года.

Цели занятия: 1.Расширить кругозор детей, дать дополнительные знания о временах года.

2.Развивать память, внимание.

3.Воспитывать любовь к народным традициям.

Оборудование: 1.Плакат с надписью:Хороша зима снегами,

Весна – цветами,

Лето- грибами,

А осень-стогами.

2.Дети в костюмах времён года.

3.Класс поделен на 4 части и каждая оформлена соответственно какому-то времени года(

рисунки ребят, Гирлянды из снежинок, птиц, цветов,грибов)

4.Корзина и снежки из бумаги.

Ход занятия:

Учитель:Ребята, к нам в гости придут времена года.Они познакомят вас с русским народным творчеством – загадками, скороговорками,играми.А пока скажите кто автор « сказки о Царе Салтане»?(Пушкин).А кто сочинил сказку « Гуси-лебеди»? кто автор песни « Во поле берёза стояла»? кто сложил всем известную скороговорку про Карла, Клару и кораллы?Конечно, это всё народное творчество и это создавалось не одним человеком и не сразу,а на протяжении многих лет.Поэтому такие произведения называют народными.И вот Лето, Осень, Зима и весна познакомят вас с русским народным творчеством-загадками, скороговорками,закличками,играми.А какое время года у нас сейчас?Правильно, поэтому слово предоставим Зиме.Милости просим матушка Зима.

Зима:Любит русский народ Зиму.И на санках можно покататься и на коньках и в снежки поиграть.Ну-ка, добры молодцы, да красны девицы,берите в руки снежки да постарайтесь попасть в корзину.(дети соревнуются).

А теперь пришёл черёд зимним загадкам.

Без рук рисует, без зубов кусает.(мороз).Шуба бела весь свет одела.(снег)Без рук, без топорища выстроен мостище(лёд)До свидания,ребята!Пора уступать место Весне.

Учитель: Ребята, чтобы Весна к нам пришла, надо её покликать.Повторяйте за мной:

Жучик-крючик-паучок,

Прилети к нам куличок,

Виту- Виту-виту-лай.

Принеси весну в наш край.

Весна:Кто меня, Весну –красну,звал?Вот я и пришла А с зимой, ребята Надо попрощаться, особые слова сказать.Повторяйте:Кулик, кулик!Замыкай зиму,отпирай весну! А теперь можно и за игры приниматься.Поиграем в игру «Фигуры»Ребята выходят в круг и кружатся на месте, а в середине Весна говорит:

Море, берег, волна-раз;

Небо, звёзды, луна-два;

Солнце, луг, цветы-три;

На месте, фигура, замри!

Все замирают на месте,а кто не успеет или зашевелится, выбывает.

Весна: Вот и пришло время мне уходить и уступать место Лету.

Лето:Здравствуйте! Вот и мой черёд настал.Кто не любит лето? Конечно, все любят.Можно купаться, загорать,ягоды, грибы собирать.А теперь давайте разучим закличку,чтобы в непогоду солнышко вызвать.Повторяйте:

Солнышко,выгляни!

Красное, высвети!

К нам на ниву иди,

Ладить косы и серпы!

А теперь давайте поучимся скороговорки говорить:

От топота копыт пыль по полю летит.

Прокоп украл укроп.

Лето:А теперь уступаю место Осени-Красавице.

Осень: До свиданья, Лето красное.Осень все ждут.Ведь осенью собирают урожай.Поработаешь в сентябре хорошо, всю зиму будешь с хлебом.Недаром в народе говорят:» Без труда не вытянешь и рыбку из пруда,»А какие пословицы и поговорки о труде знаете вы?

А теперь мои загадки:Хороводом и в ряд в шляпах молодцы стоят,

Кто ни пройдёт, всяк поклонится(гриб)

Сидит дед, в шубы одет

Кто его раздевает, слёзы проливает(лук)

Учитель:Делу –время, а потехе- час.Пора и нам с вами про дела вспомнить и наш праздник заканчивать.Пусть ненадолго вернутся все твои сёстры Осень.Позовём их хором.

Появляются все времена года.

Учитель:Спасибо вам, что вы пришли к нам. Спасибо за загадки,заклички,скороговорки,приговорки.Пусть они помогают нам в учёбе и труде.

А теперь на прощанье скажем вам сёстры(надпись на плакате):

Хороша зима снегами,

Весна – цветами,

Лето- грибами,

А осень-стогами.

До свидания!


Программное обеспечение:

  1. Закрепить знания детей о временах года, их характерные особенности.
  2. Уточнить знания детей о первых весенних цветах.
  3. Упражнять в выразительном чтении стихотворений о временах года, пословиц, примет, умение отгадывать загадки, так же упражнять детей в умении двигаться в соответствии с характером музыки, инсценировать хороводную песню, выразительно петь.
  4. Продолжать воспитывать любовь к природе, интерес к своему народу через пословицы и приметы.
  5. Совершенствовать умение самостоятельно определять приёмы изображения стебелька, головки, листьев и передавать в рисунке образ первого весеннего цветка.

Материал: платья – костюмы времен года, аудиокассеты с записью русских народных песен, произведение Чайковского «Вальс цветов», краски, кисти, тонированные альбомные листы, маленькие бумажные бабочки по одной на каждого ребёнка.

Предварительная работа: заучивание стихов, примет, пословиц о разных времён года, рассматривание картин о временах года, наблюдения на улице, на участке во время прогулок в течении года, рисование всех времён года, первых весенних цветов.

Ребята, тема нашего занятия, называется «От зимы до осени». Сегодня мы вспомним и поговорим о временах года, как мы научились о них рассказывать и рисовать.

С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, теплой весны, красного лета, урожайной осени.

Приглашаем выглянуть солнышко, прилететь птиц, пролиться дождю. Складывались в народе пословицы, загадки, попевки о временах года.

Четыре сестрицы на свете живут

И всех их по разному зовут

У каждой из них разноцветное платье

Попробуйте этих сестер отгадайте! (времена года)

Ведущий: И вот сегодня она у нас в гостях

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка

Тряхнет перинки-

Над миром пушинки

Кто это дети? (зима)

В зал входит девочка в костюме зимы.

Дети читают стихотворения

Здравствуй, русская молодка

Раскрасавица – душа

Белоснежная лебедка

Здравствуй матушка зима!

Воспитатель: С чем пришла зима?

Ребёнок зима: с загадками:

Сам бежит, а стоять не велит (мороз)

Гуляет в поле да не конь, летает на воле да не птица (метель, вьюга)

Зима: Метель да вьюга мои два друга, какие признаки зимы можно выделить?

Дети: метель, пурга, вьюга, гололедица, оттепель.

Зима: А какие вы знаете стихи о зиме, пословицы, поговорки, приметы?

Дети читают стихи о зиме:

1. К нам пришла зима сама

принесла во двор зима

снег пушистый, лёд, снежинки

санки, лыжи и коньки

на деревья и кусты

шапки нахлобучила

толстяка снеговика

превратило в чучело

2. И на окнах спозаранку, звёзды, листья, завитушки

Все девчонки взяли санки, все мальчишки взяли клюшки

Вот подарки так подарки мы играем во дворе

Нам не холодно, а жарко будто лето в декабре.

Зима: Какие знаете поговорки и приметы о зиме?

Поговорки:

1. зима не лето, в шубу одета

2. в зимний холод всякий молод

3. мороз не велик, а стоять не велит

4. береги нос в большой мороз

5. много снега много хлеба

1. был ночью иней – днём снег не выпадает

2. вороны и галки садятся на вершины деревьев к морозу

3. снежные хлопья стали крупными – жди оттепели

Исполняется русская народная песня: «Зима проходи»

Зима: Полно беленький снежок

На такой земле лежать

Время таять, пропадать

Ручейками убегать

Воспитатель: Как весна идёт земля гудит

Как весна пришла

Вся земля расцвела

Весна, весна красным красна

Ребёнок: Идёт матушка весна, отворяй-ка ворота

Первым март пришел, белый снег сошел

А за ним апрель отворил окно и дверь

А уж как пришел май, солнце в терем приглашай!

Выходит девочка в костюме весны под мелодию «Здравствуй весна» муз. Александрова.

Воспитатель: С чем пришла весна?

Весна: пришла узнать, что вы знаете обо мне, какие приметы, пословицы, стихи.

Дети перечисляют пословицы, приметы о весне.

1. птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев – быть холодному лету

2. много сока в берёзах – к дождливому лету

3. деревья весной покрылись инеем – к теплу

Пословицы:

1. вода с гор потекла весну принесла

2. увидел грача – весну встречай

3. весенний дождик лишним не бывает

Мы открываем форточки

Сугробы уселись на корточки

Солнце в лужах отражается

Весна, весна приближается

2. Уж тает снег бегут ручьи

В окно повеяло весной

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою

3. Жаворонки прилетите, красно лето принесите!

4. Уж ты пташечка ты залетная

Ты слетай на сине море

Ты возьми ключи весенние

Замкни зиму, отомкни лето.

Выходит девочка в костюме лето (обходит зал под мелодию «Уж ты сад»)

Воспитатель: Вот пришло и лето красное

Жарким стало солнце

С чем лето пришло?

Лето: С загадками:

1. Утром падаю всегда, не дождинка не звезда

И сверкаю в лопухах, на опушках и лугах (роса)

2. Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок белые реснички (ромашки)

1. Раз пошли мы в лес гулять лето красное встречать

На тропинку встали громко закричали

«Здравствуй лето красное, самое прекрасное!»

2. Здравствуй лето, здравствуй лето

Ярким солнцем всё согрето

В лес зелёный побежим

На полянке полежим

Здравствуй белая ромашка

Здравствуй розовая кашка

Много надо нам цветов

Для букетов и венцов.

Лето: А какие вы знаете приметы обо мне?

1. Воробьи летят кучами к сухой и ясной погоде

2. Подул горячий ветер к дождю

Дети водят хоровод «У меня ли во садочке» (русская народная песня).

Дети читают стихи об осени.

1. Промелькнуло быстро лето, пробежало по цветам

За горами бродит где-то, и без нас скучает там.

2. В двери к нам стучится осень, а за осенью зима

Мы её не ждём, не просим, а она идёт сама.

Воспитатель:

1. Лесная полянка пестра, как цыганка

Цыганка – осень не сеет, не косит, только собирает в фартук

2. Летит паутинка быть осени длинной

3. Много на рябине ягод – ждать морозов сильных

4. Полетят в сентябре журавли – на покров мороз жди

Входит девочка в костюме осени.

Воспитатель: С чем пожаловала осень?

Осень: С загадками:

1. Пришла без красок и без кисти перекрасила все листья (осень)

2. Сидит зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет (листья)

Дети читают стихи:

1. Миновало лето, осень наступила

На полях и рощах пусто и уныло

Птички улетели, стали дни короче

Солнышко не видно, тёмны, тёмны ночи

2. Осень наступила, высохли цветы

И глядят уныло голые кусты

Туча небо кроет, солнце не блестит

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Пословицы и приметы:

1. Лето со снопами, осень с пирогами

2. Весна и осень на день погод восемь

3. Гром в сентябре, теплая осень

4. Осенью паутинка, на ясную погоду

5. Облака идут низко, скоро похолодает

6. От осени к лету поворота нету.

Дети читают стихи об осени:

1. Как хорошо в гостях у осени, среди берёзок золотых

Подольше б золото не сбросили, стоял бы лес багрян и тих.

2. Почаще б солнышко усталое, гостило в золотом лесу

Чтоб защитить от ветра малого, лесную позднюю красу.

3. Зима, красавица суровая, ты подожди ты не спеши

Деревья жёлтые багровые, как праздничны как хороши!

Дети водят хоровод «На горе – то калина».

Воспитатель:

Хороша зима снегами, весна цветами

Лето грибами, а осень пирогами.

Ребята, а какое время года сейчас? (весна). Правильно. А вы помните, какие цветы расцветают первыми весной? (подснежники, одуванчики, ландыши). Правильно. Как можно их назвать? (весенние). Правильно, эти цветы можно назвать весенними, потому что они расцветают весной раньше, чем многие другие цветы. Сейчас я вам предлагаю под музыку «Вальс цветов» изобразить движениями, как растут, как распускаются бутоны, как покачиваются под лёгким ветерком (дети импровизируют).

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам нарисовать эти первые весенние цветы. Подумайте, кто какой цветок захочет нарисовать, сами решайте, какими приёмами будете рисовать. С чего лучше изобразить цветок? (со стебелька).

Когда дети закончат работу, воспитатель каждому ребёнку даёт бабочку и предлагает посадить её на цветок (другой вариант: можно раздать шоколадные бабочки и угостить детей).

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...