Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Хрупкое очарование Lalique. Высокие технологии Лалика

Хочу рассказать о великом мастере своей эпохи. Рене́ Лали́к — великий французский ювелир и мэтр художественного стекла, яркий представитель самого романтичного стиля в мировой художественной культуре - модерна. Творчество Лолика уникально тем, что в своем творчестве он, помимо традиционного золота, экспериментировал с янтарем, сплавами металлов, эмалью, любимыми полудрагоценными камнями, рогом и черепашьим панцирем, достаточно дешевыми материалами. И, к тому же, он не так активно использовал бриллианты, в связи с чем не сразу был принят пресыщенной публикой. Рене любил материал за его художественную ценность, а не за стоимость. При создании своих шедевров мастера вдохновляла природа, Рене был потрясающим рисовальщиком. С 1890 года его любимой клиенткой становится Сара Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна.

Одна из самых известных работ Лалика - брошь «Женщина-стрекоза», принадлежала Саре. В этой работе Лалик изобразил женщину, как хищницу-соблазнительницу с золотыми когтями и крыльями.


Его называли изобретателем образа современных драгоценностей, с характером и уникальным стилем.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. До нашего времени дошли многие его скульптуры, вазы, посуда, флаконы для духов, лампы и даже мебель. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт его знаменитого опалесцентного стекла до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Coty и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme, Amethyst.

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын — Марк Лалик, который переориентировал семейное производство на хрусталь, а затем внучка, Мари-Клод.

Французский дизайнер и предприниматель, представитель модерна, корифей ювелирного искусства и художественного стеклоделия. Родился в городке Ай (департамент Марна) 6 апреля 1860.


Он создавал драгоценности для неповторимой Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира. Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля ар нуво.

Р.Ж. Лалик. Кулон Клубок змей с цепочкой. Франция. 1898–1899. Золото, жемчуг, эмаль; чеканка. 11,0 х 5,9 см. Поступил из Первого филиала Государ-ственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924–1925 гг.

Больше ста лет тому назад, 26 января 1903 года, в Санкт-Петербурге открылась выставка "Современное искусство", инициаторами и организаторами которой стали русские меценаты - князь Сергей Щербатов и Владимир фон Мекк. В экспозиции были работы

К. Коровина, А. Бенуа и других членов объединения "Мир искусства". Рене Жюль Лалик был также приглашен в столицу Российской империи и представил несколько десятков ювелирных изделий. Большинство предметов было прод но автором прямо на выставке и, возможно, многие из них и сегодня сохранились в частных собраниях в России.

Имя Р.Ж. Лалика в истории мирового ювелирного искусства стоит в одном ряду с именами таких всемирно прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис К. Тиффани.

В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX - начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов. Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика. Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком - Сингапуром, Вест-Индией, Китаем.

Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Недомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как будто у самой природы.

Известно, что в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности для прославленной актрисы Сары Бернар. По одной из версий, именно она познакомила художника с Калустом Гюльбенкяном, армянином по происхождению, кувейтским магнатом, ставшим меценатом Р.Ж. Лалика. Коллекция работ ювелира в Музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне насчитывает сегодня около 150 предметов и является одной из самых крупных в мире.

Р.Ж. Лалик. Гребень. Франция. 1900–1902. Рог, золото, серебро; резьба, шлифовка. 10,6 х 10,4 см. Поступил из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В упомянутом собрании находится украшение для корсажа "Женщина-стрекоза", отличающееся ярким колористическим решением. Подобно тончайшему кружеву, рисунок изделия соткан из эмалей, бриллиантов и полудрагоценных камней, оправленных в тонкий контур из золота. Изображение стрекозы было одним из любимых мотивов Лалика, наряду с экзотическими и сказочными птицами и насекомыми.

В галерее "Мунстон" хранится более сдержанная по цветовым сочетаниям, выдержанная в холодных зеленых тонах брошь "Стрекоза". В изысканном изделии Р.Ж. Лалик вновь создает образ прекрасной женщины-стрекозы. Ее торс словно вырастает из длинной вертикали хвоста, который ассоциируется с облегающими женскими туалетами эпохи модерна. Украшение выполнено из золота, эмали, хризопраза и бриллиантов.

Начиная с 1896 года, мастер на своих изделиях гравировал автограф: "Lalique". Изделия, созданные по его проектам, приобретают не только частные лица, крупные коллекционеры, но и музеи разных стран мира, достоянием которых они остаются и сегодня. В 1902 году агенты петербургского Училища технического рисования барона Л.К. Штиглица приобрели у Лалика 5 работ за 4500 франков. В собственности училища произведения французского мастера находились на протяжении двадцати одного года. А в 1923 году эти вещи перешли в собрание Государственного Эрмитажа.

Среди экспонатов крупнейшего российского музея - знаменитая подвеска 1900–1901 годов "Клубок змей" из золота и выемчатой опаловой эмали. Надо отметить, что к игре опаловых оттенков Р.Ж. Лалик испытывал особое пристрастие на протяжении всей жизни. В прославленной эрмитажной коллекции находится стопа желтого стекла в серебряной оправе, чеканенной листьями и цветами чертополоха - повторение стопы из Лиссабонского музея.

В 1956 году в собрание Эрмитажа поступила хранившаяся до войны в Александровском дворце Царского Села камышовая трость с серебряным набалдашником, украшенная золотой фигуркой изящной девушки-стрекозы, вероятно, принадлежавшая до революции кому-то из членов царской семьи. По имеющимся данным, трость также была выполнена французским ювелиром.

В 1904 году Р.Ж. Лалик увлекся художественным стеклом. Он делал вазы, завораживающие одновременно волшебством древнейшего в мире рукотворного материала и богатством его трактовок. То прозрачные, то матовые, вазы от Лалика отличаются тонкостью рисунка и изысканной пластикой форм. Иногда они удивляют возникающим словно из глубин хрупкого материала высоким рельефом. Многие произведения Лалика завораживают необыкновенной красотой опалового стекла, которое он использовал в своих изделиях. Этот период стал переломным для творческой манеры мастера. Из его мастерской теперь выходили стеклянные броши и подвески самых неожиданных форм - круглые, квадратные, вытянутые или напоминающие падающую каплю воды, декорированную изображением рыбки. Р.Ж. Лалик начал использовать стеклянные вставки и при изготовлении большинства своих ювелирных произведений.

Р.Ж. Лалик. Стопа. Париж. 1902. Серебро, стекло; литье, чеканка. Высота 16,0 см, диаметр 9,0 см. Поступила из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В коллекции Государственного Эрмитажа в Петербурге есть брошь, созданная в 1903–1905-х годах, со вставкой голубого стекла, под которое подложена фольга, усиливающая игру света и тени. Простая металлическая оправа делает ее образцом недорогого украшения того времени.

В 1905 году художник, заключив контракт с известной французской фирмой "Коти", начал разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов. С 1918 года он работал только со стеклом. Поздний период творчества позволяет отнести Рене Лалика к числу крупнейших дизайнеров стекла первой половины ХХ столетия. Его изделиям из стекла, как и ювелирным украшениям, суждено было оказать существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства нового XX века.

Прижизненная слава Р.Ж. Лалика была велика. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже ему присудили Гран-при и наградили орденом Почетного Легиона. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы. На Всемирной выставке 1926 года у него уже был собственный павильон.

Фирма Lalique продолжила существовать и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. И сегодня модницы всего мира высоко ценят неподражаемые ювелирные украшения, таинственно-элегантные флаконы для духов, фантастические вазы и даже…. незабываемые ароматы духов.

Ещё не так давно флаконы от духов коллекционировали лишь единицы. А уже сегодня многочисленные владельцы значительных их собраний участвуют в аукционах в Друо и Париже. Стоимость некоторых из представленных экземпляров нередко достигает баснословных размеров. Покупателями чаще всего выступают американские коллекционеры или крупные фирмы, работающие на парфюмерной нише рынка. Наличие на флаконе этикетки и собственной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. А вот отреставрированные экземпляры абсолютно не принимаются во внимание знатоками и коллекционерами.



Некоторые флаконы для духов, без преувеличения, стали произведениями искусства. На этой нише, вне всякого сомнения, номер один - непревзойдённый Рене Лалик (Rene Lalique), который создавал флаконы для «Коти» («Coty»), «Роже» («Roget»), «Галле» («Gallet»), «Убиган» («Hubigant»), «д"Орсэй» («d"Orsay»), «Уорт» («Worth»), «Молинар» («Molinard»), «Герлен» («Guerlain»), Нина Риччи («Nina Ricci»), «Лелон» («Lelong») и других парфюмеров, во многом определившие их успех.


Флакон Lalique «Le Baiser Du Faune» для «Molinard» 1928 год

И в прошлом веке, и в наши дни, одними из самых красивых, интересных и доступных экземпляров флаконов, достойных украсить любую коллекцию, являются парфюмы от «Lalique». Вы можете легко в этом убедиться по представленным в этой галерее фотографиям, а мы между тем расскажем историю жизни великого мастера...


Светильник Lalique «Oiseau de Feu» или «Firebird» («Жар-птица»)


Светильник Lalique «Deux Paons» («Два павлина»), 1920 год

Рене Лалик

Гениальный Рене Жюль Лалик (1860 - 1945) родился в городке Ай (департамент Марна) 6 апреля 1860 года. В возрасте 16 лет юноша поступил в ученики к ювелиру, после чего продолжил обучение в Парижской «Школе декоративных искусств», а затем, с 1878 по 1880 годы совершенствовался в ювелирных мастерских Лондона. Рене Лалик работал по заказам дома Картье, а затем - в мастерской Дестапа, который передал ему в 1886 руководство своим предприятием.


Рене Жюль Лалик

Альфонс Фуке сказал о молодом Лалике: «До сих пор я не знал ни одного дизайнера украшений - и только что познакомился с первым». Он оказался прав - на Всемирной выставке 1900 года изделия Рене Лалика имели головокружительный успех. Ему присудили «Гран-при» и в этом же году наградили орденом «Почетного Легиона». Знаменитая Сара Бернар становится одной из его заказчиц. Писали, что именно госпожа Бернар познакомила Лалика с кувейтским магнатом Калустом Гюльбенкяном, который позднее стал главным меценатом талантливого ювелира. Кстати, сегодня в Лиссабонском музее Калуста Гюльбенкяна представлена самая большая в мире коллекция работ Рене Лалика - около 150 предметов.


Флакон Lalique «Leurs Ames» для «d"Orsay», 1913 год

После окончания Первой мировой войны, с 1910 года, Лалик занимается производством изделий из стекла на фабрике в Комб-ла-Вилле, а с 1918 года - на более крупном предприятии, расположенном в Винжен-сюр-Модере, Эльзас. Маэстро много экспериментирует со стеклом, сфера его интересов необычайно широка. Из его рук выходят прекрасные ювелирные изделия, в изготовлении которых Лалик активно использует цветное стекло, оригинальные вазы и светильники, а также очень стильные и динамичные украшения для радиаторов дорогих автомобилей, первое из которых было изготовлено по личному заказу Анри Ситроена.

Высокие технологии Лалика

Поскольку Рене долго совершенствовался как ювелир, свои первые изделия из стекла он выполнял с использованием ювелирной техники «исчезающего воска». Немного позднее, уже на заводе в Винжен-сюр-Модере Лалик разработал и внедрил технологию литья стекла под давлением. Именно с использованием этого новшества он начинает изготавливать особенно красивые вазы, светильники и даже скульптуры. Рецепт знаменитого «опалесцентного стекла» Лалика до сих пор является «секретом фирмы».


Флакон Lalique «Ondines», 1998 год

Яркой отличительной чертой произведений мастера становится использование стекла с нанесённой на него патиной, цветного стекла и цветной эмали. Фантазия Рене не знает границ: в своих творениях он находит место героям древних мифов, причудливым цветам и животным, прекрасным нимфам с вьющимися локонами и замысловатым драпировкам. Поскольку модели изделий отливаются в формах, произведения Лалика традиционно сочетают в себе простые геометрические силуэты и одновременно - причудливый и элегантный декор.


Флакон Lalique «Commedia»

Предприятия Лалика в то время выпускают достаточно широкий ассортимент продукции из стекла, среди которой вазы и статуэтки, столовая и декоративная посуда, люстры и светильники, ювелирные украшения и большие декоративные панно. В 20-е годы ХХ века работы мастера очень популярны, в частности, на Парижской «Международной выставке декоративного искусства» 1925 года, панно и другие изделия Лалика стали одним из главных украшений французской экспозиции.


Флакон Lalique «Deux Coeurs» («Два сердца»)


Флакон Lalique «Butterfly»

Флаконы для духов

С помощью стекла Рене Лалик смог воплотить в жизнь свою давнюю мечту: сделать красоту доступной многим. Этому в немалой степени поспособствовало создание хрустальных флаконов для парфюмерных композиций Франсуа Коти. Их творческий союз берёт своё начало в 1905 году, когда Коти открыл свой фирменный магазин на площади Вандом в Париже неподалеку от мастерской Рене Лалика. Первый флакон, который Коти заказал у Лалика, стал «одеждой» для нового тогда цветочного аромата, название которому дал известный сорт розы - «жакмино». Успех аромата был просто оглушительным, и дуэт Лалика и Коти продолжил работу. В 1908 появляется новый шедевр - флакон для одеколона «L"Effleurt» («Прикосновение»), изготовленный из хрусталя баккара, с рельефной пластиной из темного стекла вместо этикетки. За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов.


Флакон Lalique «Soir Antique» (Античный вечер), 1920 год


Винтажный парфюмерный флакон от «Lalique»


Флакон Lalique «La Sirene»




Ещё один винтажный парфюмерный флакон от «Lalique»


Флакон Lalique «Oeillet Maison» (Гвоздика в доме)


Флакон Lalique «Eucalyptus» («Эвкалипт»)


Флакон Lalique «Deux Fleurs» («Два цветка»), 1930 год

Другие производители парфюмерии, по примеру Франсуа Коти, тоже обращаются с заказами к маэстро. Лалик занимается дизайном новых флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d"Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»... В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов!


Флакон Lalique «Claire Fontaine» (Клэр Фонтен)


Работа Lalique «Pomme» («Яблоко»)

Слава и признание

Ювелир и художник Рене Жюль Лалик по праву считается одним из основателей стиля «ар нуво». На фоне интенсивной механизации ювелирного дела он всегда возвышал значение индивидуального творчества и в первую очередь именно ручного труда. В последние годы жизни маэстро много занимался оформлением крупных объектов - гостиниц, церквей, ресторанов и даже пароход «Нормандия» был оформлен фирмой Лалик.


Флакон Lalique «Nu»

Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930 - 1940 годы. Лалик создавал гребни, пряжки и различные украшения, используя, помимо традиционных золота, серебра и драгоценных камней, рог, а также полудрагоценные камни, в целом почти вышедшие к тому времени из употребления. Стоит ли говорить, что талант и трудолюбие Рене Лалика оценены огромным количеством всевозможных наград!


Флакон Lalique «Sylphide» («Сильфида»)

В истории мирового ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с именами таких прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис Тиффани. Дом «Lalique» продолжил существование и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. Фирму Рене Лалика возглавил его сын - Марк Лалик, а затем внучка, Мари-Клод.


После Второй мировой войны основным клиентом Дома Лалик становится Нина Риччи («Nina Ricci»). Знаменитые сплетающиеся голуби на колпачке духов «Nina Ricci L"Air du Temps» - прекрасный образец творчества его последователей:


Флакон Lalique «Nina Ricci L"Air du Temps», 1951 год

Духи Lalique

Рене Лалик стал легендой своей эпохи. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы, а в 2010 году крупная выставка его произведений прошла в Московском Кремле. Однако, бренд Lalique славен не только ювелирными украшениями и изделиями из стекла. Сегодня Lalique - это ещё и незабываемые ароматы духов!


Аромат Lalique «Perles de Lalique»


Флакон Lalique «Living Lalique», выпущенный ограниченным тиражом в коллекционной серии «Crystal Edition», цена аромата 1800 USD


Парфюмированная вода Lalique «Living Lalique», выпущенная ограниченным тиражом в коллекционной серии «Crystal Edition»




Lalique «Deux Coeurs» («Два сердца») представляет собой обновлённую версию известного бестселлера Рене Лалика. Флакон выпущен в 2004 году ограниченным тиражом в коллекционной серии «Lalique Collectible Crystal»


Флакон Lalique, выпущенный в 2016 году ограниченным тиражом в коллекционной серии «Lalique Collectible Crystal»


Флакон Lalique, выпущенный в 2017 году ограниченным тиражом в коллекционной серии «Lalique Collectible Crystal»




Аромат Lalique «Les Elfes», 2002 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 75 миллилитров, цена 600 USD


Аромат Lalique «Libellule» 2013 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 100 миллилитров, цена 1800 USD


Аромат Lalique «Deux Paons» («Два павлина») 2014 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 100 миллилитров, цена 1800 USD




Аромат Lalique «Sheherazade» («Шехерезада») 2008 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 30 миллилитров, цена 600 USD


Аромат Lalique «Sillage» 2012 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 30 миллилитров, цена 1800 USD


Аромат Lalique «Butterfly» («Бабочка») представляет собой обновлённую версию известного бестселлера Рене Лалика. Флакон выпущен в серии «Lalique Crystal Extract» в 2003 году, объём флакона 60 миллилитров, цена 600 USD


Аромат Lalique «Plumes» 2015 год, выпущен ограниченным тиражом в серии «Lalique Crystal Extract», объём флакона 80 миллилитров, цена 1800 USD


Рене Лалик (1860-1945) - властелин стекла
(Lalique. L"Homme de verre)


О Рене Лалик до сих пор говорят только в превосходной степени. Это был удивительно разносторонний талант: гениальный дизайнер и удачливый предприниматель, изысканный ювелир и тончайший мастер художественного стеклоделия.

Как ювелир он сделал невозможное: заставил женщин отказаться от золота, бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла, полудрагоценных камней и самоцветов, янтаря, яшмы, эмали, рогов и черепашьих панцирей. Образы и фигурки выходили из мистического тумана ар нуво: змеи, стрекозы и скарабеи, павлины и колосья пшеницы, чувственные силуэты женщины, в которой угадывался очаровательный образ Августины-Алисы Ледрю - друга Родена и дочери скульптора Огюста Ледрю.

Августина-Алиса (на фото вместе с Рене Лалик ) стала музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой мастерской Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии.

В истории ювелирного искусства имя Рене Лалик стоит в одном ряду с прославленными мастерами: гениальным создателем "яиц Фаберже", российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.


На рубеже 19-20 веков господствующим стилем декоративно-прикладного искусства во Франции был ар-нуво (фр. art nouveau ), легко узнаваемый по прихотливо изогнутым линиям растительного орнамента и волнообразным "текущим" женским фигурам. Одним из наиболее ярких представителей этого стиля стал Рене Лалик. Это ему принадлежит правило трех «F» - femme, faune, flore (женщина, фауна, флора) - и он неустанно следовал ему. Эксперты всегда отмечали, что «Лалик - единственный из всех натуралистов, который может восхищаться красотой природы, не становясь при этом ботаником-педантом».

В 16 лет, оставшись без отца, он решил использовать свои художественные способности и отправился учиться в Лондон на ювелира. Рисовать Рене умел и любил с раннего детства. В 20 лет он вернулся в Париж и вскоре стал работать простым чертежником в Доме Картье, затем у Дестапа и Бушарона. Его рисунки привлекли внимание именитых мастеров, и они охотно начали делать по его эскизам свои новые модели, скрывая поначалу имя автора. Однако уже в 1885 году Лалик открывает собственный небольшой бутик в центре города, и вскоре становится известным в среде светских красавиц и аристократок.

Сара Бернар заказывает ему многочисленные колье и диадемы для своих сценических костюмов, миллионер Галуст Гюльбенкян становится его преданным поклонником и коллекционером, Эмиль Галле, его коллега и вечный соперник представляет его на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и делит с ним Гран-При. В 40 лет Рене Лалик - обладатель самой престижной премии и кавалер ордена Почетного легиона.

Однако, несмотря на впечатляющий триумф на Всемирной выставке, звание первого ювелира ар-нуво, коммерческий успех и богатых почитателей, Лалик ищет новое применение своему таланту, и, вместо того чтобы расширять производство, он сворачивает ювелирную деятельность и отдается новому увлечению - стеклу.

В этот раз на пути нового "стекольщика" попадается самый нужный для этого человек, один из крупнейших парфюмеров XX века, а также успешный промышленник, инженер и предприниматель Франсуа Коти. А, может быть, всё было наоборот, и именно встреча с Франсуа Коти изменила приоритеты Рене Лалик. Так или иначе, но Рене получает от самого популярного парфюмера «прекрасной эпохи» предложение создавать флаконы для его парфюмерной компании.

Правда, есть и другая, не менее красивая легенда, почему Лалик решил заняться хрусталем и стеклом? В детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, - облака. Он видел их плавные трансформации, бесконечную образность и текучесть, но не мог "остановить мгновение". И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить неуловимую красоту облаков. Это был хрусталь.


Теперь Лалик практически отказался от использования драгоценных камней в пользу этого невозможного, алхимического материала - податливого, твердого и хрупкого одновременно. Ювелирное мастерство ушло на второй план, что великосветские красавицы расценили как катастрофа. В 1912 году он устроил прощальную выставку своих изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. Говорят, на ней наиболее чувствительные особы плакали.

Тем временем, увидели свет первые духи Франсуа Коти — Rose Jacqueminot , "Роза Жакмино", названные в честь популярного в то время сорта розы «генерал Жакмино». Рассказывают, что в бутике, отказавшему ему в продаже духов, Коти разбил флакон об пол. Почувствовав чудесный запах, посетители тут же стали спрашивать, что это за парфюм — Rose Jacqueminot стала знаменитой в одно мгновение. Вскоре и Коти стал самым популярным парфюмером, а уже через несколько месяцев после создания Rose Jacqueminot он заработал свой первый миллион.

Однако Франсуа Коти, как создатель ароматов, считал, что духи должны быть облечены в достойную оправу. Очередная легенда рассказывает, что прогуливаясь как-то вдоль магазинов на Вандомской площади, в одной из витрин Коти обратил внимание на оригинальные ювелирные изделия. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что он решил познакомиться с владельцем этих удивительных предметов. Это были работы Рене Лалик.

Коти сделал ему предложение сотрудничества, по которому от художника требовались только эскизы флаконов, а реализация идеи будет выполнена, как тогда было принято, на заводе "Баккара". Но Лалик не мог доверить воплощение своих идей в чужие руки, а знаменитые стеклодувы "Баккара" не допускали "чужака" в свои владения. После недолгих переговоров Рене Лалик реализовал свой проект на заводе «Легра» под Парижем (основан в 1864г.).

Флакон Рене Лалика с ароматом Франсуа Коти «Ambre Antique» стал настоящим произведением искусства и удостоился воспроизведения через 85 лет.

За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов. Произошёл настоящий переворот в создания флаконов и парфюмерии. Содружество двух выдающихся художников - ювелира и парфюмера привело к возникновению нового произведения искусства, художественных флаконов для духов.

Другие производители парфюмерии, по примеру Франсуа Коти, тоже стали обращатся с заказами к маэстро. Лалик занимается дизайном новых флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d"Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»... В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов!

Флаконы для духов стали предметом спроса для коллекционеров. Многочисленные владельцы таких колекций участвуют в аукционах в Друо и Париже. Стоимость некоторых из представленных экземпляров нередко достигает баснословных размеров. Покупателями чаще всего выступают американские коллекционеры или крупные фирмы, работающие на парфюмерной нише рынка. Наличие на флаконе этикетки и собственной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. А вот отреставрированные экземпляры, как это принято и в других видах искусства, абсолютно не принимаются во внимание знатоками и коллекционерами.

После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода — в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток.

Первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена для Citroen 5CV - фигурки пяти лошадей. Во время поездки специальная система подсветки меняла цвет фигурки. Сегодня миру известны лишь 30 таких маленьких шедевров и их цена выше цены золота того же веса.

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика — вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) — Кризис (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.


Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.


Необычное цветное стекло, градиентная окраска, стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — всё это характерные особенности изделий Рене Лалик, а рецепт его знаменитого переливчатого (опалесцентного) стекла до сих пор является «секретом фирмы». Идея этого стекла была впервые использована в витражах Тиффани. Такие стекла он получал за счет добавки жженой кости или олова, в процессе производства. Множество мельчайших капелек, которые образовываются при этом, вызывают беспорядочное преломление световых лучей, создавая так называемый "эффект опала". В зависимости от количества и вида таких добавок меняется получаемый эффект, и, естественно, каждый мастер держит в секрете всю технологию изготовления таких материалов.

Безупречный скульптурный силуэт, причудливость рельефного рисунка, возникающего словно из глубин стекла, высокий уровень исполнения - в 20-ые годы мастерство Рене Лалик достигло вершины популярности. На Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году он показал весь спектр своих изделий - вазы, статуэтки, осветительные приборы, декоративные панно, посуда, и, конечно, украшения, но уже иные, из рефленого стекла. При этом он продолжал придерживаться выведенного им правила трех "F": женщина и природа — истинный источник его вдохновения. Лучший ювелир ар нуво стал лучшим стекольным мастером ар деко — нового художественного стиля в годы между двумя мировыми войнами, стиля, который создавал иллюзию благополучия и "былой роскоши".

В последние годы жизни Лалик занимался «крупными формами» — оформлением гостиниц, ресторанов, церквей, пульмановских вагонов поездов и жилых помещений пароходов. Так в 1932-м пароход Normandie был декорирован полностью от бра до фонтанов фирмой Lalique (см. на фото ресторан парохода Normandie ).

Скончался великий мастер в 1945 году в Париже на восемьдесят шестом году жизни. На детях Рене Лалик и Августины Ледрю природа не стала отдыхать. Дочь, сын и внучка оказались талантливыми и деятельными людьми, которые удержали высокий уровень семейной фирмы. После смерти отца дело возглавил его сын - Марк Лалик, а затем внучка Мари-Клод.

Для современных вещей Lalique характерно все те же принципы - обилие изображений женских тел и всевозможной флоры и фауны. Коллекции обновляются каждый сезон, но в каждом изделии ощущается отблеск яркого стиля "прекрасной эпохи". Время от времени фирма выпускает ограниченными сериями реплики своих великих творений 20-х годов - например, знаменитые вазы «Вакханки» или «Водоворот», и у ее поклонников есть шанс стать обладателями предмета музейного уровня.

В 2008 году компанию купил швейцарский бизнесмен Сильвио Денц, страстный поклонник маэстро и обладатель самой большой коллекции изделий Lalique в мире. В 2010 году, к 150-летию со дня рождения основателя, вышла коллекция Hommage à René Lalique, вернувшая к жизни многие из исторических произведений Рене Лалика, которые до этого можно было увидеть только в музеях. В Эльзасе, при фабрике заработал музей, спроектированный бюро известного французского архитектора Жан-Мишеля Вильмотта. В экспозицию вошли вещи из коллекции внучки Лалика Мари-Клод и нового хозяина компании.

С момента создания Рене Лаликом его первых изделий, мало что изменилось: до сих пор художественные творения Lalique завораживают необыкновенной красотой, и до сих пор они - привилегия людей с хорошим вкусом, знанием предмета и... большими деньгами. Цена изделий фирмы Lalique на аукционах составляет десятки тысяч долларов. Например, ваза "Змея" (фото слева ) 1924 г. - одна из наиболее востребованных и дорогих моделей будь то янтарно-опаловое, перламутровое матовое или темно-серебристое стекло, продавалась в пределах 12000 - 58000 $.

Источники -

Рене Лалик (1860 - 1945)- великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла - принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения в стиле ар нуво еще при жизни мастера стали классикой XX столетия. А еще этот человек сделал невозможное: он заставил женщин отказаться от бриллиантов ради обыкновенного стекла.

Родился он в небольшой французской деревушке в регионе Шампань. Родители Рене переехали в Париж, когда он был еще совсем маленьким, однако каждое лето они посещали деревню, благодаря чему Лалик постоянно наблюдал за природой и потом бережно хранил эти впечатления в памяти.


Рисунок подвески «Лес». Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок бабочки «Большой ночной павлин». Париж, около 1906-1907 гг.


Подвеска «Ели». Париж, 1900-1902 гг. Золото, эмаль, стекло.

Будучи еще совсем неизвестным, начинающим мастером, Лалик приносил свои эскизы знаменитым тогда Фредерику Бушерону и Луи Франсуа Картье, и те охотно скупали их за бесценок и выпускали на их основе свои новые модели. Однако долго так продолжаться не могло. Вскоре Рене удалось открыть собственный небольшой бутик в центре Парижа, и его украшения моментально завоевали сердца модниц.




Тогда только-только стал популярным стиль ар нуво, а еще вошло в моду созерцание природы, которое европейцы переняли у японцев. Рене Лалик умело сочетает в своих работах и то, и другое, а также мотивы, заимствованные им из поэзии Рембо и Верлена. А еще он использовал материалы так, как до него этого не делал никто: он оправлял в золото простое стекло, он соединял жемчуг и кость, яшму и эмали. И женщины были без ума от его творений - тонкокрылых стрекоз, изящных рыбок, загадочных лягушек и невесомых бабочек. Любая женщина, надев на себя украшение от Лалика, становилась красавицей.



Вскоре Лалик стал получать заказы от богатейших людей со всего мира, от представителей королевских семей, музеев и знаменитых коллекционеров. Но внезапно ювелир решил отказаться от золота и драгоценных камней и полностью посвятить себя экспериментам со стеклом. В 1912 году он устроил прощальную выставку ювелирных изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. И вскоре после этого разработал и выпустил вместе со своим другом Франсуа Коти серию флаконов для духов. Каждый из них был уникальным и каждый был произведением искусства! Почти сразу все крупнейшие фирмы-производители духов заключили с ним контракты. А Лалик приобрел завод по производству изделий стекла и стал осваивать навыки фабриканта.




Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) - характерная особенность произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла до сих пор является «секретом фирмы».





Следующим проектом Рене Лалика стало решение производить украшения для автомобилей. Стеклянные талисманы, закреплявшиеся на радиаторе, получили название mascottes. Специально для принца Галлийского Лалик сделал великолепную фигурку в виде скачущей борзой, а для знаменитой модели Рене Ситроена Citroen 5CV - фигурки пяти лошадей. Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки - это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего 30 этих маленьких шедевров, и коллекционеры готовы платить за них огромные деньги.



К Выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году Лалик решил попробовать свои силы уже в архитектуре: созданный им 15-метровый стеклянный фонтан «Родники Франции», украшенный прозрачными кариатидами, стал очередной сенсацией. За ним последовали монументальные люстры столовой первого класса для роскошного корабля «Нормандия», отделка пульмановских вагонов для Международной компании спальных вагонов, уникальные по декору двери зала приемов во дворце японского принца Асака Ясухико, - сегодня это музей Тейен в Токио.



Умер гениальный мастер в 1945 году, но дело его было продолжено его талантливым сыном Марком. Марка Лалика сменила, в свою очередь, в 1977 году его дочь, Мари-Клод. Она стала главным художником семейного предприятия и предложила возобновить подзабытые линии, разработанные своим великим дедом. Она создала тончайшие жаккардовые шали, муслиновые платки, сумочки и пояса, а в 1992 году состоялась презентация первых собственных духов Lalique de Lalique, а затем и Nilang de Lalique - естественно в оригинальных хрустальных флаконах.



Брошь «Анютины глазки» . Париж, около 1903-1904 гг. Стекло, золото, бриллианты, эмаль.


Со дня основания фирмы и по сей день все операции по производству стекла на заводе в Эльзасе выполняются вручную. Если хоть один пузырек воздуха будет замечен в прозрачной массе, готовое изделие безжалостно разбивают. Сегодня ежегодно дом Lalique выпускает не меньше трех коллекций и все они раcкупаются уже в процессе изготовления. В этих коллекциях декоративные вещицы, бокалы, графины, изящные флаконы для ванной, пепельницы, подставки для книг, вазы, кубки. Многие модели создаются лимитированными сериями в 99 экземпляров. После того, как отлит последний шедевр, форма уничтожается - в каталогах фирмы так и пишут: «тема исчерпана». Такую модель можно купить разве что на аукционах.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...